Расходится вечность кругами
эпох - атрибутов прогресса.
Планету взрывает веками
вселенская черная месса.
Уже вавилонская башня
во рту вавилонской блудницы,
но серп над библейскою пашней,
но пламя вот-вот разгорится.
Вскипает блудливое лоно
дешёвой клубничной актрисы.
На бледных губах Аполлона
играет оскал Диониса
Но корчится мир, задыхаясь:
опять допотопная эра,
взвивая и логос, и хаос,
свергает агапэ и эрос.
И вновь и христам, и вараввам
устроит лукавый проверку:
неважно, кто слева, кто справа,
что снизу - то будет и сверху.
И спрашивать подло и странно
в последнем смертельном забеге -
вкусна ли небесная манна,
и хватит ли места в ковчеге.
П. Фрагорийский
из кн. Фабрика святых Иллюстрации: репродукции картин худ. В. А. Провоторова
Опубликовано: 28/07/20, 04:45 | Последнее редактирование: Ptitzelov 03/08/20, 10:04
| Просмотров: 633 | Комментариев: 27
"Расходится вечность кругами
эпох - атрибутов прогресса" - первая строчка - нормально, читаемо, она самоценна и легко воспринимается как образ текущего времени, но дальше непонятное сравнение с атрибутами прогресса. Есть понятия "прогресс" и "атрибут", соединив их вместе - атрибут прогресса - получаем иное смысловое наполнение слов именно как сочетание, т.е. атрибут как некий внешне узнаваемый фактор, характерный для данного отрезка времени. Атрибутом 20-го века можно считать атомную бомбу, компьютер, реактивный самолёт и т.д. но у Вас речь об эпохах, а у каждой эпохи свои атрибуты - характерные для них черты, но чтобы сама эпоха стала атрибутом прогресса...хм. В общем, по началу у меня не сложился "въезд" в тему. Ну и далее тоже некий алогизм: взрыв - это мгновения выплеска огромного количества энергии, в переносном смысле - большое количество значимых событий за короткий (в историческом аспекте) промежуток времени. Но у Вас "планету взрывает веками", - т.е. постоянно взрывы, революции войны, катастрофы по всей планете одновременно? Если и есть, то очень локально, а какие-то общепланетные социальные потрясения - это не столь часто, да и то далеко не всё население земного шара участвует в них/касается их.
Серп над библейской пашней - это отсыл к советской символике (серп и молот), ну, я так думаю, как знаку попрания христианской идеологии большевистским атеизмом, тем паче тут же - "но пламя вот-вот разгорится." - отсыл к девизу большевистской газеты "Искра": "Из искры возгорится пламя". Не могу представить "оскал Диониса", - откуда и по какому поводу? и почему оскал на губах Аполлона? И как это связано с предыдущим текстом?
Жаргонное "ноу хау" - атрибут, кстати, второй половины прошлого века, не вписывается ни в допотопную эру, ни в градации любви - агапе и эрос.
Какая бы ни была символика, но она тоже должна быть логически связанной, как и само повествование. Понятно, что именно Вы хотели сказать, но вот средства, выбранные Вами для иносказания - и тут Эсме права - подобраны несколько сумбурно; неоправданные перескоки с одного образа на другой у меня, например, не создают картинку логической завершённости ни самого произведения, ни его образного ряда.
Ну как-то так.
Собственно - на этом и строится стих.
=================
Апокалипсис и регресс происходят регулярно. То, что мы считаем библейским потопом - регулярное явление - согласно мифологии практически всех народов.Алогизм осознанный.
==================
Серп над библейской пашней - это еще и образ смерти, жнеца. Жнец - одна из персонификаций смерти. Ну, масонские трактовки символов я не буду пересказывать. Так что тут газета "Искра" - микроскопическое событие в одной из эпох.
А ассоциации могут быть самыми разными - от символа революции и Союза до образов на фресках Денверского аэропорта или хореографических пассажей на открытии туннеля в Готтарде - помните, мистерия в Дионисийском ключе - сатанинская, по сути.. Символика так и работает.
====================
Ноу хау - это сленг, которым у нас обозначается нечто совершенно новое, изобретение. Это слово давно уже вошло в обиход - от телевидения до обыденной речи. В стихе идет речь о том, что это новомодное слово скрывает давно забытые открытия, давно покрытые нафталином, траченные молью.Допотопные. Слово тут - фиктивно, как и явление которое оно обозначает.
===================
Смешение языков (словаря) - нарочитое, и уродливое, как и вся эта "вавилонская башня" современности. Символику Вавилонской башни, вавилонской блудницы и ее связи символической с порноактрисами (жрицами любви) - я не буду. Вы это и без меня знаете.
===========================
Конечная цель и не предполагала создания гармоничного образа. Это - образ апокалиптической эпохи, события которой разворачиваются у нас перед глазами.
И она не первая, эта апокалиптическая эпоха. Она нам знакома не только по Ветхозаветным преданиям, эпосу и др. Мы видим ее у Брейгеля, у Босха, у Гойи (в его "Капричос"), у Пикассо (в его Гернике), у экспрессионистов начала 20 века, а также в картинах современных художников. Мир дробится на фрагменты - почему бы не отразить этот процесс?
Так что у меня это оправдано замыслом всего стиха.
=========================
Ключевой образ - образ спасения. Человек. Который может спасти себя только если проявит человечность. Мир делится на тех, кто выбирает Варавву, и тех, кто выбирает Христа - а значит следует за Спасителем. И сейчас мир делится на тех, кто не помнит собственной истории (в т.ч. и истории спасения собственного), и на тех кто благодарно не предает памяти, на тех, кто "готов претерпеть до конца" - и на тех, кто будет недоволен отсутствием хамона, плевать на манну небесную и толкаться у условного ковчега, распихивая всех локтями. Именно такие люди и кричали "распни" в разные периоды истории человечества.
Я не понимаю, почему картина должна быть в этом случае логически завершенной и прекрасной во всех отношениях)
На мой слух - последняя строфа как раз является завершением, уравновешивающим всю композицию.
Это мое видение и восприятие, возможно оно не всегда совпадает с Вашим. Но я не вижу в этом несовпадении никакой беды - ни для автора, ни для читателя.
Знаете, я вот например стихи Волошина начал понимать только когда война началась - до 2014 года не понимал. И не только его - а еще ряд книг, которые считал фантастикой, сатирой...
Обычное дело.
Эти два бога - противоположны как бы, и в то же время - взаимозаменяемы. Аполлон оборачивается Дионисом, логос - хаосом, духовность Божественная - оккультным началом, оргиастическим культом, черной мессой (по сути).
Почему бы у живого Аполлона не может появиться Дионисийский оскал? Запросто. Как в фильме ужасов.
В жизни ведь так же - торжество человеческого оборачивается сверхчеловеческим, и потом - античеловеческим. . Это описано еще у Ницше, хотя и раньше об этом было известно. Да и сейчас популарно среди философов и писателей: от Дугина, Бернар-Анри Леви и др. до Ан. Ливри и так далее. Толпы их пишут об этом.
Насчёт апокалипсисов и регрессов тоже весьма спорное утверждение - всё зависит от исходных пунктов в суждениях. Я, к примеру, изучал докторскую диссертацию, в которой автор приводит убедительные аргументы против деления развития на прогресс и регресс - в любой момент эти явления могут поменяться местами. Есть изменения, а чем их считать, это зависит от конкретных обстоятельств.
В общем, тут достаточно вопросов, по которым можно спорить/дискутировать много и долго. Я всего лишь хочу сказать, что даже символический образный ряд должен подчиняться некой логике - как и само повествование, и эта логика должна быть видна, а не угадываема за вторым-третьим слоем ассоциаций. Будем считать, что Вы объяснили свою позицию, а я её понял, но не принял.
Удачи в творчестве.
Может позже посмотрю строфу с "ноухау". Надо бы ее "подумать".
Спасибо.
Если что-то не понятно - я помогу разобраться.
Мы теряем способность читать, запоминать слова, словарь беднеет. Разрушается язык - и с ним мышление.
Мы не знакомы с живописью, философией, литературой собственной страны. Это трагедия.
Мы катимся к уровню статусов в блогах.
А что показалось непонятным?
Мысль простая: то что мы считаем прогрессом - на самом деле допотопная эпоха. Дальше потоп - если не поймем почему. Причина - в подмене агапе - эросом, логоса - хаосом, Бога - его антиподом. в извращении понятий. черная месса... тоже вроде простой образ. символы и всё.
И то что мы называем "новым миром" - это было уже. история повторяется.
Деление на христов и варрав - тоже просто понять.
Я не вижу, где могут быть трудности.
Чему тут придавать трагизм надо еще, чтоб понятно стало - это не шутки.
Просто, видимо, это сфера, которая Вам мало знакома - так бывает. И слава Богу, скажу я Вам. Дай Бог чтоб Вас лично это никогда и ничем не коснулось.
А Брейгеля, Босха никто не отменял) Как и Блока, например.
«Оптимизм вообще – несложное и небогатое миросозерцание, обыкновенно исключающее возможность взглянуть на мир как на целое… он никогда не совпадает… с трагическим миросозерцанием, которое одно способно дать ключ к пониманию сложности мира»
...............................................................................Александр Блок, письма
Я сказал то, что хотел сказать.
Если смешение (слов, красок, стилей, сюжетных линий, времен, символов и т.д.) работает на создание образа - это оправдано. Если не работает - не оправдано.
У меня смешение - один из творческих методов, которым я пользовался, пользуюсь и буду, дай Бог, пользоваться и дальше.
А по поводу понимания... ну поэзия такое дело. сегодня не понял - завтра понял. кто-то читает Блока, кто-то Бродского, кто-то Агнию Барто, кто-то Кормильцева, а кто-то Оксимирона... и так далее.
Поэзия разнообразна. Люди разные.
Не обижайтесь на меня - но если я в чем-то уверен, значит я знаю что делаю))) А до совершенства нам всем еще работать и работать.
)))
Радоваться сейчас и правда мало чему, отсюда и Нои и апокалипсисы в произведениях зачастили, это пугает, но мне думается, что все будет хорошо, надо только себя специально не погружать в атмосферу трагедии и верить в хорошее (это я сейчас сама себя так уговариваю )
https://youtu.be/XB6yjGVuzVo
Мы как раз и говорили о видении, о том оно может быть разным. И о том, что действительность, о которой идет речь в стихах - это не ретроспективная "античность", и не Греция Древняя, замечу - а именно действительность, рассмотренная в библейских символах - как сгусток тенденций и ассоциаций).
А почему глупо ссылаться на Блока, говоря об альтернативной точке зрения, да еще и в отношение стиха с определенной - далеко не оптимистической - идеей?
Я себя не погружаю никуда. Я эту войну на своей жизни до отвала испытал - со всеми вытекающими.
И еще мне кажется - не совсем корректно советовать, основываясь на каком-то отдельно взятом стихотворении, куда автору погружаться и куда ему не погружаться.
Согласитесь, это удивительно даже как-то.
Для любителей оптимизма есть и другие стихи, и песенки - поэзия разнообразна, всегда можно выбрать, даже в пределах писанины одного автора - меня.
А вот веселая и задорная вещь.
Новая) Еще не выкладывал. https://youtu.be/0NiSYHqt7SY
Только не надо говорить: вот это другое дело! Это конечно другое дело - но это просто другое произведение. На другую тему.
Да я собственно и не советовала, больше сама с собой говорила если не корректно, то извините
Я абсолютно без претензий к стихотворению, меня скорее ваши комментарии зацепили, слишком много “doom and gloom” - панического пессимизма
Поучать вас задачи не стояло
Да я без обид - просто удивился) Мы же все куда-то развиваемся, экспериментируем с языком и т.д. Удачно, не удачно, по разному.
А то что мы разные даже в пределах собственного продукта, так сказать - так это же классно. Не скучно)
У меня тоже не открывалась ссылка - если на нее нажимать. а если скопировать - запросто)
Прелестная песенка, спасибо!
"Моя бестолковая муза/муз. Сергея Волкова/сл. П. Фрагорийского"