Дымное солнце застыло в зените, тянутся тонкие ломкие нити с грязного неба, а жгучие – страсть! Держится наша пехота, бранясь. - Чёрт, нет патронов, а битва в разгаре… - Слева по флангу фашистские твари… - «Чайка», у нас два десятка потерь, «Чайка», не слы… Громов, кабель проверь!
- Есть, командир! – я рванул из окопа. Эх, для отваги б сейчас пару стопок. Быстро ползу. Замираю. Ползу. Пули, как оводы, из амбразур носятся в поле, безжалостно жалясь. Богу давлю безответно на жалость: смилуйся, я ж не связист, а сапёр… Вдруг за спиной раздаётся: - Егор! Сердце достало до глотки до самой. Я обернулся. Не верится: - Мама?! Тело как будто проткнули ножи. Крикнуть пытаюсь: - Стреляют! Ложись!
Замерли время, и битва, и мысли. В воздухе вязком снаряды повисли. Вскинулся на ноги – к маме бегом. Пахнет топлёным она молоком, сдобой и солодом. Платье в цветочек с детства знакомое… - Здравствуй, сыночек. И забываю на миг о войне. Рядом стоим в гробовой тишине.
- Ты похудела. И косы… где косы? Волос был русый, а нынче белёсый. Та же в янтарных глазах глубина. Как там сестрёнка, здорова она? Мать улыбается, голос печален: - Ох, и пострел ты, всё так же отчаян… Вывезли немцы сестру из села вроде как в Шлибен. Её не нашла. День ото дня распухали могилы – голодно было, так голодно было. Страшно и горько. То оспа, то тиф… С батей твоим снова вместе, он жив, снова, как в юности, треплет мне нервы. - Мам, да ты что? Он погиб в сорок первом, нам же пришла похоронка о том! - Жив. За тобою отправил, пойдём.
- Нет, не могу, мне приказано ротным.… Взрывов не слышно. Молчат пулемёты. Что-то не так. Что-то явно не так. Глянул я наземь и словно обмяк. Нет, невозможно, чтоб нас было двое: кто он, свинцом искорёженный? Кто я? - Слушай, Егорушка… - Мама, постой! Мама, я… умер? – Живой ты, живой…
Спасибо, Танюш!))) Шо ж ты желтым-то?))) Я сперва нифига не поняла, пока не догадалась под углом на монитор посмотреть))) Ага, пропустила. Пасиб за внимательность. Исправила!
Тая, наводишь левой мышью на жёлтый текст как будто хочешь скопировать - тогда белое на голубом фоне разберёшь))) ПыСы: почему пишу жёлтым? А вдруг автору это и не нужно совсем.
Вов, спасибо! Очень рада!) К сожалению, после этого стихотворения еще ничего не написала... Очень непростой выдался год. Не до стихов пока. Но надеюсь на предстоящие конкурсы, как на волшебный пендель).
Не могла никак успокоиться после вашего стихотворения, решила прочитать его с вашего позволения (здесь и на нашем новозеландском радио для ветеранов ко Дню Победы):
И это только начало. Этот стих... Вся эпоха в одном эпизоде. Таина,тебе удалось невероятное, ты погрузила читателя в то самое время, в ту самую историческую материю. Я никогда не забуду эту живую картину.
Гуль, у меня возникла одна идея (с подачи Лены) написать цикл. Есть еще одна история в старой миниатюре, которую тоже можно обрамить в стихи. Там, к счастью ЛГ не погибает) И это будут судьбы трех товарищей из одного села (помнишь "солдата и черта"?). Не знаю, удастся ли задумка, но очень хочу ее воплотить в память о тех, кто подарил нам жизнь, не щадя себя. Просто после написания стихов о войне я какой-то период не могу писать.
Таин, а я слов не могу найти. Я читаю и перечитываю, и снова и снова меня в дрожь бросает. Настолько у тебя всё связано, каждое словечко за словечком. И про сестру всё понятно, и пронзённое свинцовым дождём тело - всё считывается у меня. Фрица рядом не представляла, ни с автоматом, не со штыком. Картина другая - непрерывного обстрела, такого, что головы не поднять. Просто слов нет, нет слов! И как я рада, что успела голоснуть в последний день :))
Тенюшка, приветик. Стихотворение твое-твое. Респект Алексею Сладкову, который так классно его разобрал. Такой разбор дорого стоит. Ты -- большая умничка, и я тебя очень люблю.
Привет, Ольчик!)Спасибо!)) Та не, одна судья-таки добавила смачную ложку дегтя, поставив за содержание единицу))) Причем в комменте ваще внятно не объяснила ни по технике, ни по худ.ценности)) типа - сама не знаю почему, но мне не нравится)))Но вот один коммент меня очень впечатлил - насколько судья точно увидел сказанное мной, заметив почти все детали. Я его коммент сюда внесу на память А стихо у меня продолжит задуманный мной мини цикл стихов (с Ёлочкиной подачи)о трех знакомых с разными судьбами на войне. Поздравляю тебя и "саламандрочек" с бронзой! Очень рада за всех наших "беспредельщиц"! Всяко мы все рядышком на МПК устроились)))
Спасибо! Ага, дружно и красиво идём И да, одной ложечкой дёгтя общую картину не испортить) Хорошие слова о твоём стихотворении сказаны, это дорогого стоит.
Я благодарна всем судьям за оценки и комментарии! Но слова одного из них меня приятно удивили и даже ошеломили, потому что он сумел рассмотреть детали и даже понять их истинный смысл. Поэтому публикую его комментарий у себя здесь на память. А может он поможет кому-то увидеть то, что было упущено кем-то при прочтении. "Ритм изначально кажется не слишком подходящим, но воронка сюжета постепенно затягивает. После пары прочтений начинаешь замечать интересные детали, говорящие о «проработанности» мистического мира автором. Так, потусторонняя мама искала сестру и не нашла. О чём это нам говорит? Похоже, что сестра единственная из всех, кому удалось-таки выжить. По крайней мере, к моменту встречи мамы и сына. Также выясняется опосредованно, что мама похудела и изменилась в лице из-за голода и многочисленных болезней, предшествующих её смерти. Тогда они и сошлись с погибшим отцом снова. Ещё одна деталь: распухающие могилы. Не просто растущие количественно, а именно распухающие. Как тела, распухающие от голода. Значит, от голода и болезней погибли очень многие.
Как и подобает хорошему мистическому произведению, оно содержит информацию для размышления. В частности, когда именно герой умер? По сюжету сердце достало до глотки (кстати, смачный такой, солдатский образ) и ножи проткнули тело уже после появления мамы. И вроде бы это было вызвано эффектом неожиданности. Могу списать это также и на авторский сумбур. Оставить загадку проще, чем аккуратно показать процесс гибели героя. Использован кинематографический приём (стихотворение вообще кинематографично, можно короткометражку ставить) замирания снарядов и пулемётов. Причём мы, читатели, узнаем об остановке времени немного раньше, чем герой, который осёкся и задумался только после слов «приказано ротным». Так что смысловой повтор гробовой тишины ближе к финалу следует расценить как то, что сознание героя догнало, наконец, читательское сознание. Стало бы хуже, убери автор гробовую тишину в самом начале, затрудняюсь сказать. Возможно, всё-таки со слоями тишины перемудрено.
Другие вопросы: связано ли появление мамы с жалобами и молитвой героя? Считать ли это появление актом милосердия и помощи? Все ли в авторском мире после смерти ищут друг друга и воссоединяют семьи? Это открытые вопросы мистического характера, которые, в случае с кино, становятся питательной средой для сиквелов, ну а с конкурсными стихами – просто оставляют нас в тонусе да с когнитивным диссонансом. Хорошая работа, на стыке мистики и реальности, соответствие теме самое явное из списка." Алексей Сладков.
ЗЫ: Мой ответ к комменту: Алексей, огромное спасибо вам от автора 3-6 за то, что вы сумели детально рассмотреть все нюансы стихотворения! Я была приятно поражена, насколько четко вы описали мою задумку и считали то, что многими, возможно, осталось несчитанным (например то, что сестра ЛГ жива). Появление матери персонажа за мгновение до его гибели это предчувствие конца. Либо он увидел летящий в него снаряд, либо внезапно возникшего перед ним врага с направленным в грудь ЛГ автоматом - не суть важно. Я специально ввела появление матери героя чуть-чуть ранее его смерти. Это как внезапно возникшее "шестое чувство" способное указать на неизбежное. Потому немного сумбура мне показалось уместным. Плюс дает повод сомневаться читателю - погиб ли ЛГ или ему что-то грезится от страха. Вот как раз аккуратно показать процесс гибели героя мне показалось ожидаемым и тривиальным что-ли) Но цели сделать финал неожиданным как раз не было. Потому я и раскрываю, пусть не резко, но все же, карты в середине. Цель была как раз заставить читателя задуматься - может жизнь-таки вечна? wink И сделать противоречивый хэппи-энд.
День от дня распухали могилы – Таюшка, буковку пропустила.
ПыСы: почему пишу жёлтым? А вдруг автору это и не нужно совсем.
Мне нужно. Я ещё та невнимашка)))
К сожалению, после этого стихотворения еще ничего не написала... Очень непростой выдался год. Не до стихов пока.
Но надеюсь на предстоящие конкурсы, как на волшебный пендель).
Удачи!
Мощное эмоциональное воздействие, потому как настоящее!
Спасибо, Таина!
http://litset.ru/publ/75-1-0-50931
Спасибо
Этот стих... Вся эпоха в одном эпизоде. Таина,тебе удалось невероятное, ты погрузила читателя в то самое время, в ту самую историческую материю. Я никогда не забуду эту
живую картину.
Просто слов нет, нет слов!
И как я рада, что успела голоснуть в последний день :))
Взаимно, ты ж знаешь...
Обнимаю)
Та не, одна судья-таки добавила смачную ложку дегтя, поставив за содержание единицу))) Причем в комменте ваще внятно не объяснила ни по технике, ни по худ.ценности)) типа - сама не знаю почему, но мне не нравится)))Но вот один коммент меня очень впечатлил - насколько судья точно увидел сказанное мной, заметив почти все детали. Я его коммент сюда внесу на память
А стихо у меня продолжит задуманный мной мини цикл стихов (с Ёлочкиной подачи)о трех знакомых с разными судьбами на войне.
Поздравляю тебя и "саламандрочек" с бронзой! Очень рада за всех наших "беспредельщиц"! Всяко мы все рядышком на МПК устроились)))
И да, одной ложечкой дёгтя общую картину не испортить) Хорошие слова о твоём стихотворении сказаны, это дорогого стоит.
"Ритм изначально кажется не слишком подходящим, но воронка сюжета постепенно затягивает. После пары прочтений начинаешь замечать интересные детали, говорящие о «проработанности» мистического мира автором. Так, потусторонняя мама искала сестру и не нашла. О чём это нам говорит? Похоже, что сестра единственная из всех, кому удалось-таки выжить. По крайней мере, к моменту встречи мамы и сына. Также выясняется опосредованно, что мама похудела и изменилась в лице из-за голода и многочисленных болезней, предшествующих её смерти. Тогда они и сошлись с погибшим отцом снова.
Ещё одна деталь: распухающие могилы. Не просто растущие количественно, а именно распухающие. Как тела, распухающие от голода. Значит, от голода и болезней погибли очень многие.
Как и подобает хорошему мистическому произведению, оно содержит информацию для размышления. В частности, когда именно герой умер? По сюжету сердце достало до глотки (кстати, смачный такой, солдатский образ) и ножи проткнули тело уже после появления мамы. И вроде бы это было вызвано эффектом неожиданности. Могу списать это также и на авторский сумбур. Оставить загадку проще, чем аккуратно показать процесс гибели героя. Использован кинематографический приём (стихотворение вообще кинематографично, можно короткометражку ставить) замирания снарядов и пулемётов. Причём мы, читатели, узнаем об остановке времени немного раньше, чем герой, который осёкся и задумался только после слов «приказано ротным». Так что смысловой повтор гробовой тишины ближе к финалу следует расценить как то, что сознание героя догнало, наконец, читательское сознание. Стало бы хуже, убери автор гробовую тишину в самом начале, затрудняюсь сказать. Возможно, всё-таки со слоями тишины перемудрено.
Другие вопросы: связано ли появление мамы с жалобами и молитвой героя? Считать ли это появление актом милосердия и помощи? Все ли в авторском мире после смерти ищут друг друга и воссоединяют семьи? Это открытые вопросы мистического характера, которые, в случае с кино, становятся питательной средой для сиквелов, ну а с конкурсными стихами – просто оставляют нас в тонусе да с когнитивным диссонансом. Хорошая работа, на стыке мистики и реальности, соответствие теме самое явное из списка."
Алексей Сладков.
ЗЫ: Мой ответ к комменту:
Алексей, огромное спасибо вам от автора 3-6 за то, что вы сумели детально рассмотреть все нюансы стихотворения! Я была приятно поражена, насколько четко вы описали мою задумку и считали то, что многими, возможно, осталось несчитанным (например то, что сестра ЛГ жива). Появление матери персонажа за мгновение до его гибели это предчувствие конца. Либо он увидел летящий в него снаряд, либо внезапно возникшего перед ним врага с направленным в грудь ЛГ автоматом - не суть важно. Я специально ввела появление матери героя чуть-чуть ранее его смерти. Это как внезапно возникшее "шестое чувство" способное указать на неизбежное. Потому немного сумбура мне показалось уместным. Плюс дает повод сомневаться читателю - погиб ли ЛГ или ему что-то грезится от страха. Вот как раз аккуратно показать процесс гибели героя мне показалось ожидаемым и тривиальным что-ли) Но цели сделать финал неожиданным как раз не было. Потому я и раскрываю, пусть не резко, но все же, карты в середине. Цель была как раз заставить читателя задуматься - может жизнь-таки вечна? wink И сделать противоречивый хэппи-энд.