Спасибо Вам за такие проникновенные стихи!
"Живой" Тень Ветра Дымное солнце застыло в зените,
тянутся тонкие ломкие нити
с грязного неба, а жгучие – страсть!
Держится наша пехота, бранясь.
- Чёрт, столько пламени, пыли и гари…
- Слева по флангу фашистские твари…
- «Чайка», у нас два десятка потерь,
«Чайка», не слы… Громов, кабель проверь!
- Есть, командир! – я рванул из окопа.
Эх, для отваги б сейчас пару стопок.
Быстро ползу. Замираю. Ползу.
Пули, как оводы, из амбразур
носятся в поле, безжалостно жалясь.
Богу давлю безответно на жалость:
смилуйся, я ж не связист, а сапёр…
Вдруг за спиной раздаётся:
- Егор!
Сердце достало до глотки до самой.
Я обернулся. Не верится:
- Мама?!
Тело как будто проткнули ножи.
Крикнуть пытаюсь:
- Стреляют! Ложись!
Замерли время, и битва, и мысли.
В воздухе вязком снаряды повисли.
Вскинулся на ноги – к маме бегом.
Пахнет топлёным она молоком,
сдобой и солодом. Платье в цветочек
с детства знакомое…
- Здравствуй, сыночек.
И забываю на миг о войне.
Рядом стоим в гробовой тишине.
- Ты похудела. И косы… где косы?
Волос был русый, а нынче белёсый.
Та же в янтарных глазах глубина.
Как там сестрёнка, здорова она?
Мать улыбается, голос печален:
- Ох, и пострел ты, всё так же отчаян…
Вывезли немцы сестру из села
вроде как в Шлибен. Её не нашла.
День от дня распухали могилы –
голодно было, так голодно было.
Страшно и горько. То оспа, то тиф…
С батей твоим снова вместе, он жив,
снова, как в юности, треплет мне нервы.
- Мам, да ты что? Он погиб в сорок первом,
нам же пришла похоронка о том!
- Жив. За тобою отправил, пойдём.
- Нет, не могу, мне приказано ротным.…
Взрывов не слышно. Молчат пулемёты.
Что-то не так. Что-то явно не так.
Глянул я наземь и словно обмяк.
Нет, невозможно, чтоб нас было двое:
кто он, свинцом искорёженный? Кто я?
- Слушай, Егорушка…
- Мама, постой! Мама, я… умер?
– Живой ты, живой…
04.2019
Опубликовано: 07/05/19, 18:24 | Последнее редактирование: Talya_Na 10/05/21, 02:19
| Просмотров: 789 | Комментариев: 15
знаете, Ната, прикольное ощущение от вашего голоса...
даже в такой серьёзной работе
словно вы кошка, и вас хочется погладить и посадить на колени)) и слушать как вы муррчите))
сорь за интим)))
Спасибо за кошку эт, наверное, оттого, что читаю я тихо возле компа ночью, чтоб мужа не разбудить
захотелось и появилось)) опрос дело специфичное))
но, за всеми недоговорённостями кое что услышать таки можно))
Прочитали - от души, от сердца. Слушаешь, и хочется просить:"Ну, ещё почитай стихов хороших!".
Наташ, "от сердца, от души" - это классно, но теперь Вы подошли к ступени, на которой, кроме душевности, надо подключить трезвое мастерство. Я говорю, отталкиваясь от своего опыта. Больше 10 лет назад, когда я начала "от сердца и от души" рифмовать свои задушевные мысли, рядом со мной появился Андрей Бычков. И на мои чаяния, типа, почему мои стиши не захлопаны аплодисментами, а вот у той-то стихослагательницы, что не стих, то победа и фонтаны восторгов, "я что плохо пишууу???" - плакалась я у Бычкова на груди))) И вот тогда он мне сказал: "Ты пишешь неплохо, но ты пишешь - только душой, а она пишет - душой и мозгами". Наташ, Вы понимаете меня?
А ещё мощный пинок в душу, но направленный на взлёт))), я получила от мудрости, сказанной прекрасным и умным поэтом - Алексеем Абашиным, нашим Лешим - "Вам кажется. что стихи Вам диктуют откуда-то свыше? Но попробуйте совершенствовать технику стихосложения, и Вы ощутите, что диктовать сверху Вам стали значительно лучше".
К чему я об этом? К тому, что у Вас очень высокий потенциал, и теперь уже стоит подключать "школу".
Прежде, чем сотворить декламашку, я читаю стихотворение и просто его проживаю, вслушиваюсь в эхо, оставленное стихом во мне, представляю себя ЛГ (если ЛГ в стихе есть) или автором. Стараюсь понять, что, какие именно чувства испытывал автор, когда писал эти строки. Вот в этом конкретно стихотворении - можно сказать общей и всем понятной фразой: "Автор пишет о бесчеловечности войны, о парадоксальности смерти, о недопустимости убийства человека человеком". Да, но эти слова - для аннотации или обзора/рецензии.
чтецу надо ощутить и пропустить сквозь себя иное - более тонкое. Вот в этой строке автор плакал? Или возмущался? А вот тут автор - сострадает или гордиться? Чаще всего я говорю с автором, спрашиваю об истоках создания стихотворения, выясняю его предпочтения и пожелания. Конечно, если автор доступен для общения).
Наташа, понимаете разницу? Ещё в декламации есть понятие - "задушевка". Это нарочитый нажим на читателя, недостаточная искренность, так разговаривают с пациентами психологи. Наташа, у Вас я этого в сильной мере не услышала) Я просто делюсь с Вами бусинками).
Когда я полностью прочувствовала стихотворение, слилась с автором, но, может быть, наоборот, показала то скрытое, о чём автор писал, но и сам не до дна прочувствовал, вот тогда я пишу партитуру декламации - интонации, паузы, понижения и повышения голоса, актёрские мазки раскладываю. И вот по этой партитуре я читаю много раз, читаю в микрофон, а потом слушаю - донесла ли то, о чём хотела сказать?
И про музыку. Наташа, Вы уже на той ступени, на которой слушатель хочет качества. Технические огрехи мешают восприятию чтеца.
Если Ваше чтение - не именно мелодекламация (чтение стихотворения в ритме сопровождения музыкального), то читать изначально надо без музыкального фона. Музыку накладывают на уже прочитанный голос. Бусинка - постоянный музыкальный фон - далеко не всегда хорошо. Или тогда громкость фона надо сводить на минимум. В оформлении НЕмелодекламации звуком более органичны музыкальные и звуковые вставки, и вставки эти должны быть посекундно выверены и иметь форму законченной музыкальной фразы.
а вот, если Вы создаёте именно МЕЛОдекламацию, то читаете по партитуре, но в наушниках, совмещая ритм голоса с ритмом и темпом музыки. НО! И тут музыкальный фон накладывается на голос уже прочитанного стихотворения, звук регулируется, выставляются акценты.
Наташа, я бы не стала никогда всё это говорить, если бы меня не зацепил Ваш голос и Ваше чтение.
Простите, если Вам это покажется лишним.
Спасибо за чтение этого стихотворения)
"Больше 10 лет назад, когда я начала "от сердца и от души" рифмовать свои задушевные мысли, рядом со мной появился Андрей Бычков... плакалась я у Бычкова на груди))) И вот тогда он мне сказал:..."
И представился мне ваш загадочный Андрей Бычков эдаким джином/Хатабычем, появляющимся и подставляющим свою широкую грудь всем, кто начинает рифмовать свои задушевные мысли... Сижу теперь активно рифмую, жду...
Я тогда читала его Since I’ve Been Loving Not You
И ещё Про осень и убытки
С тех пор мы постоянно рядом. И не случись в моей жизни этого... джина))) наверное, и я бы не состоялась во многом... так и осталась бы - в запечатанном кувшине)))
Он взаправду готов подставить грудь, читайте - мудрость, опыт, высокое образование, талант - тому, кто в этом нуждается. Вот только что он вычитывал в качестве корректора книгу... доктора филологических наук, прикиньте))) И получил от автора восторженные благодарности за помощь! Хотя, он - физик-математик, кандидат физико-математических наук, доцент университета.
Но... если ктонить покусица на... загрызу, ейБо!)))) Моё!)
С праздником Победы вас.