Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Лирика [8585]
Философская поэзия [3926]
Любовная поэзия [4016]
Психологическая поэзия [1858]
Городская поэзия [1489]
Пейзажная поэзия [1845]
Мистическая поэзия [1307]
Гражданская поэзия [1246]
Историческая поэзия [296]
Мифологическая поэзия [208]
Медитативная поэзия [208]
Религиозная поэзия [161]
Альбомная поэзия [121]
Твердые формы (запад) [264]
Твердые формы (восток) [104]
Экспериментальная поэзия [258]
Юмористические стихи [2046]
Иронические стихи [2248]
Сатирические стихи [143]
Пародии [1139]
Травести [65]
Подражания и экспромты [507]
Стихи для детей [871]
Белые стихи [86]
Вольные стихи [149]
Верлибры [294]
Стихотворения в прозе [21]
Одностишия и двустишия [132]
Частушки и гарики [38]
Басни [89]
Сказки в стихах [75]
Эпиграммы [23]
Эпитафии [40]
Авторские песни [474]
Переделки песен [59]
Стихи на иностранных языках [85]
Поэтические переводы [304]
Циклы стихов [295]
Поэмы [49]
Декламации [470]
Подборки стихов [126]
Белиберда [745]
Поэзия без рубрики [7753]
Стихи пользователей [1142]
Декламации пользователей [24]
Староста
Мистическая поэзия
Автор: Ирина_Суворова
Гость в избе полночный для ведьмы - честь, а церковный староста, - честь вдвойне. На дохе медвежьей колюча шерсть, в бороде косматой не тает снег. Изо рта хворобы тяжёлый дух, говорит чуть слышно, в глазах туман, - схоронил намедни сынишек двух, забрала и младшенькую чума. Времена дурные из года в год, скуп Господь на милости, щедр на кнут. Как ни бьёшь в поклонах дубовый лоб, деревнями за зиму люди мрут. Ждать от ведьмы помощи - смертный грех, по церковным правилам - вечный ад, но стократ неправедней гробить тех, на горбах чьих держится божий Град.
Холодна кострищ родовых зола. На губах солёно, нигде не ждут. Слухи ходят - в ведьминых зеркалах разглядеть даётся свою судьбу. Попросил уважить, не помнить зла, гвоздь в сарае вбитый давным-давно. У верёвки шёлковой нить бела, остальное в жизни черным-черно.
Колдовских два зеркала на столе. Две судьбы на выбор, дороги две. В первом кнут свистит, голова в петле, во втором лютует шатун-медведь. Дыбом шерсть на холке, из пасти рев. Брызги алых зорь на стальных клыках. Искры из оживших в золе костров оседают ярым огнём в зрачках.
Топчет в страхе староста зеркала. Не медведь он дикий - живёт добром. Может не его там висит петля, может надо громче стучаться лбом.

Варит ведьма зелье из белены, на полу осколки, медвежья кровь. Пол-округи вымерло от чумы, из сарая старосты бабий вой.
Опубликовано: 22/02/20, 08:29 | Просмотров: 562 | Комментариев: 20
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Я если честно тоже мало что поняла, но! Есть такие стихи (ну, для меня во всяком случае), которые читаешь как речитатив и в полном восторге от них, как песни на неведомом языке.
Talya_Na  (13/08/20 12:39)    


Наташ, я вот перечитала стих и вроде как смысл по полочкам разложен.
Ведьма показала Старосте два варианта развития будущего. Он выбрал пассивный, ( не медведь я дикий, живу добром), который привел его к закономерному в данной ситуации концу — петле(из сарая старосты бабий вой).
Стих про личную ответственность за свою жизнь.
Может я слишком усложнила метафорами.
Но, рада, что понравился сам текст)
Ирина_Суворова  (14/08/20 06:36)    


Да, именно так, мне кажется. Ситуация, когда из-за кустов леса не видать. Сейчас я уже разобралась, правда. Слишком яркие образы, а суть истории ускользает. Зачем он пришёл к ней? Если лечиться - всех потерял, сомневаюсь, что о себе пёкся после этого. Узнать судьбу - богобоязненный добрый человек, тоже не верю. За какой помощью? Как дальше жить, если не можешь смотреть на людские страдания дальше? Не знаю, не пошёл бы, наверное, староста к ведьме за этим. Если лечиться пришёл и плата за лечение - выбрать судьбу... короче, логика включается и не улавливает ответ за вопрос «почему» и все разбивается на яркие осколки
Talya_Na  (14/08/20 06:59)    


Не, не лечиться. Узнать, как жить дальше. Увидел два пути. Выбрал наименьшего сопротивления.
Ирина_Суворова  (14/08/20 07:16)    


Ну, я не верю, что он бы к ней в принципе пошёл, в этом, видимо, и был мой затык smile

И выбор странный, почему медведем?
Talya_Na  (14/08/20 07:18)    


И если не лечиться, то зачем это: «Изо рта хворобы тяжёлый дух, говорит чуть слышно, в глазах туман», вводит в заблуждение smile
Talya_Na  (14/08/20 07:19)    


Медведь — русский символ простого мужика. Бывает, медведя на цепи по балаганам водят. Но медведь в ярости — страшная сила.
Описание всех бед и несчастий, в том числе и болезней, свалившихся на голову народа (Староста — собирательный образ) и объясняет, почему провославный человек (церковный Староста), от отчаяния обратился к ведьме.
Ирина_Суворова  (14/08/20 07:34)    


Ирина, да бог с ним smile образы на самом деле - понятные, но когда много вопросов «почему», значит чего то не хватает.

И потом мне уже так разжевали, что все понятно и цепляться не к чему. Хороший стих, все равно smile
Talya_Na  (14/08/20 07:37)    


Согласна) В голове целое полнометражное кино по теме, и вычленить самые чёткие детали зачастую не всегда удаётся.
Ирина_Суворова  (14/08/20 07:39)    


Я сегодня просто пример тупости :(((
Ниччего не понимаю:(((

1. Староста пришёл просить помощи от чумы для всех. Старосте предложили выбор - жить оборотнем или умереть в петле, при правильном выборе чуму удалось бы победить.
2. Старосте выбрал петлю, думая, что она правильнее, а может, и вовсе не его она. При этом он не подумал, что, может, медведь- не он.
3. Ошибся в выборе, эпидемия не закончилась - он повесился.
Так?

Или так

1. Староста пришёл просить лекарство для себя. Ему предложили выбор.
2. Он решил, что лучше уж петля, тем более, что ещё не известно, для кого она, пришёл домой и повесился. Тут странно.
Так?

Или так

1. Староста был азносчиком чумы и догадывался об этом. Ему показали две отражения, ничего не объяснив. 2. Ему не понравилось отражение с медведем, он растоптал оба зеркала, оставив кровь на полу и ушёл заражать людей.
3. В сарае старосты собрались все бабы деревни, они готовят кнут и петлю, чтобы кого-нибудь линчевать.

Я вообще не понимаю, как то, что староста- оборотень, связано с эпидемией? Если б он хоть крысой был, они, вроде, чумв разносят...
Ветровоск  (22/02/20 09:56)    


Привет!
Эпидемия, как, впрочем и вся другая лирическая апокалиптика - вторичны.
Основная тема - проблема выбора - рабство или свобода. Староста выбрал рабство. В финале - повесился в сарае, не выдержав скотской жизни.
...из сарая старосты бабий вой.
Ирина_Суворова  (22/02/20 10:09)    


Ну, рабство и свободу я в упор не считываю eek

Скорее, боязнь божьего гнева, поскольку и оборотень - зло, и самоубийство...
Ветровоск  (22/02/20 10:13)    


Колдовских два зеркала на столе. Две судьбы на выбор, дороги две. В первом кнут свистит, голова в петле, во втором лютует шатун-медведь. Дыбом шерсть на холке, из пасти рев. Брызги алых зорь на стальных клыках. Искры из оживших в золе костров оседают ярым огнём в зрачках.
Топчет в страхе староста зеркала. Не медведь он дикий - живёт добром. Может не его там висит петля, может надо громче стучаться лбом.
Ирина_Суворова  (22/02/20 10:17)    


В этой части о выборе.
Два зеркала в которых отображаются разные пути. В первом - рабство (кнут свистит, голова в петле), во втором - возможность разорвать круг и стать свободным (лютует шатун-медведь).
Староста выбрал "голова в петле". sad
Ирина_Суворова  (22/02/20 10:20)    


Это автору понятно что вообще о судьбе. А я сначала долго читаю об эпидемии чумы. Староста и своих похоронил, и боится, что гробит всех, и сам, похоже, болен. Как мне взять, и об этой чуме забыть внезапно? И перейти к общечеловеческие ценностям типа свободы ?
Чума. Люди умирают. ЛГ похоронил детей. ЛГ чувствует свою ответственность. Идёт к ведьме- и внезапно обо всём забывает и думает - а не стать ли мне свободным оборотнем?
Ветровоск  (22/02/20 10:27)    


Так все логично, захотел изменить естественный для его ситуации трагический порядок вещей, на более лучший, разуверился в привычных способах и пошёл к ведьме, как к последней надежде.
В первой части описание чумы и повальное вымирание задумано как общая картина, вступление, погружение в атмосферу буден старосты.
Ирина_Суворова  (22/02/20 10:39)    


Нет, эпидемия чумы перевешивает личные страдания :)))
Ветровоск  (22/02/20 12:23)    


Ирочка, какое страшное и зримое стихотворение, как будто я заглянула в эту избу
Татьяна_Вл_Демина  (22/02/20 09:21)    


Танюш, доброе утро!
Проблема выбора мучает автора с младенчества, может поэтому и в темах стихов часто проскальзывает.
А изба, да, надеемся на лучшее, получается, как всегда angry
Ирина_Суворова  (22/02/20 09:25)    


Да уж, выбор тут несладкий
Татьяна_Вл_Демина  (22/02/20 09:30)