Гость в избе полночный для ведьмы - честь, а церковный староста, - честь вдвойне. На дохе медвежьей колюча шерсть, в бороде косматой не тает снег. Изо рта хворобы тяжёлый дух, говорит чуть слышно, в глазах туман, - схоронил намедни сынишек двух, забрала и младшенькую чума. Времена дурные из года в год, скуп Господь на милости, щедр на кнут. Как ни бьёшь в поклонах дубовый лоб, деревнями за зиму люди мрут. Ждать от ведьмы помощи - смертный грех, по церковным правилам - вечный ад, но стократ неправедней гробить тех, на горбах чьих держится божий Град. Холодна кострищ родовых зола. На губах солёно, нигде не ждут. Слухи ходят - в ведьминых зеркалах разглядеть даётся свою судьбу. Попросил уважить, не помнить зла, гвоздь в сарае вбитый давным-давно. У верёвки шёлковой нить бела, остальное в жизни черным-черно. Колдовских два зеркала на столе. Две судьбы на выбор, дороги две. В первом кнут свистит, голова в петле, во втором лютует шатун-медведь. Дыбом шерсть на холке, из пасти рев. Брызги алых зорь на стальных клыках. Искры из оживших в золе костров оседают ярым огнём в зрачках. Топчет в страхе староста зеркала. Не медведь он дикий - живёт добром. Может не его там висит петля, может надо громче стучаться лбом.
Варит ведьма зелье из белены, на полу осколки, медвежья кровь. Пол-округи вымерло от чумы, из сарая старосты бабий вой.
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:
Я если честно тоже мало что поняла, но! Есть такие стихи (ну, для меня во всяком случае), которые читаешь как речитатив и в полном восторге от них, как песни на неведомом языке.
Наташ, я вот перечитала стих и вроде как смысл по полочкам разложен. Ведьма показала Старосте два варианта развития будущего. Он выбрал пассивный, ( не медведь я дикий, живу добром), который привел его к закономерному в данной ситуации концу — петле(из сарая старосты бабий вой). Стих про личную ответственность за свою жизнь. Может я слишком усложнила метафорами. Но, рада, что понравился сам текст)
Да, именно так, мне кажется. Ситуация, когда из-за кустов леса не видать. Сейчас я уже разобралась, правда. Слишком яркие образы, а суть истории ускользает. Зачем он пришёл к ней? Если лечиться - всех потерял, сомневаюсь, что о себе пёкся после этого. Узнать судьбу - богобоязненный добрый человек, тоже не верю. За какой помощью? Как дальше жить, если не можешь смотреть на людские страдания дальше? Не знаю, не пошёл бы, наверное, староста к ведьме за этим. Если лечиться пришёл и плата за лечение - выбрать судьбу... короче, логика включается и не улавливает ответ за вопрос «почему» и все разбивается на яркие осколки
Медведь — русский символ простого мужика. Бывает, медведя на цепи по балаганам водят. Но медведь в ярости — страшная сила. Описание всех бед и несчастий, в том числе и болезней, свалившихся на голову народа (Староста — собирательный образ) и объясняет, почему провославный человек (церковный Староста), от отчаяния обратился к ведьме.
Я сегодня просто пример тупости :((( Ниччего не понимаю:(((
1. Староста пришёл просить помощи от чумы для всех. Старосте предложили выбор - жить оборотнем или умереть в петле, при правильном выборе чуму удалось бы победить. 2. Старосте выбрал петлю, думая, что она правильнее, а может, и вовсе не его она. При этом он не подумал, что, может, медведь- не он. 3. Ошибся в выборе, эпидемия не закончилась - он повесился. Так?
Или так
1. Староста пришёл просить лекарство для себя. Ему предложили выбор. 2. Он решил, что лучше уж петля, тем более, что ещё не известно, для кого она, пришёл домой и повесился. Тут странно. Так?
Или так
1. Староста был азносчиком чумы и догадывался об этом. Ему показали две отражения, ничего не объяснив. 2. Ему не понравилось отражение с медведем, он растоптал оба зеркала, оставив кровь на полу и ушёл заражать людей. 3. В сарае старосты собрались все бабы деревни, они готовят кнут и петлю, чтобы кого-нибудь линчевать.
Я вообще не понимаю, как то, что староста- оборотень, связано с эпидемией? Если б он хоть крысой был, они, вроде, чумв разносят...
Привет! Эпидемия, как, впрочем и вся другая лирическая апокалиптика - вторичны. Основная тема - проблема выбора - рабство или свобода. Староста выбрал рабство. В финале - повесился в сарае, не выдержав скотской жизни. ...из сарая старосты бабий вой.
Колдовских два зеркала на столе. Две судьбы на выбор, дороги две. В первом кнут свистит, голова в петле, во втором лютует шатун-медведь. Дыбом шерсть на холке, из пасти рев. Брызги алых зорь на стальных клыках. Искры из оживших в золе костров оседают ярым огнём в зрачках. Топчет в страхе староста зеркала. Не медведь он дикий - живёт добром. Может не его там висит петля, может надо громче стучаться лбом.
В этой части о выборе. Два зеркала в которых отображаются разные пути. В первом - рабство (кнут свистит, голова в петле), во втором - возможность разорвать круг и стать свободным (лютует шатун-медведь). Староста выбрал "голова в петле".
Это автору понятно что вообще о судьбе. А я сначала долго читаю об эпидемии чумы. Староста и своих похоронил, и боится, что гробит всех, и сам, похоже, болен. Как мне взять, и об этой чуме забыть внезапно? И перейти к общечеловеческие ценностям типа свободы ? Чума. Люди умирают. ЛГ похоронил детей. ЛГ чувствует свою ответственность. Идёт к ведьме- и внезапно обо всём забывает и думает - а не стать ли мне свободным оборотнем?
Так все логично, захотел изменить естественный для его ситуации трагический порядок вещей, на более лучший, разуверился в привычных способах и пошёл к ведьме, как к последней надежде. В первой части описание чумы и повальное вымирание задумано как общая картина, вступление, погружение в атмосферу буден старосты.
Танюш, доброе утро! Проблема выбора мучает автора с младенчества, может поэтому и в темах стихов часто проскальзывает. А изба, да, надеемся на лучшее, получается, как всегда
Ведьма показала Старосте два варианта развития будущего. Он выбрал пассивный, ( не медведь я дикий, живу добром), который привел его к закономерному в данной ситуации концу — петле(из сарая старосты бабий вой).
Стих про личную ответственность за свою жизнь.
Может я слишком усложнила метафорами.
Но, рада, что понравился сам текст)
И выбор странный, почему медведем?
Описание всех бед и несчастий, в том числе и болезней, свалившихся на голову народа (Староста — собирательный образ) и объясняет, почему провославный человек (церковный Староста), от отчаяния обратился к ведьме.
И потом мне уже так разжевали, что все понятно и цепляться не к чему. Хороший стих, все равно
Ниччего не понимаю:(((
1. Староста пришёл просить помощи от чумы для всех. Старосте предложили выбор - жить оборотнем или умереть в петле, при правильном выборе чуму удалось бы победить.
2. Старосте выбрал петлю, думая, что она правильнее, а может, и вовсе не его она. При этом он не подумал, что, может, медведь- не он.
3. Ошибся в выборе, эпидемия не закончилась - он повесился.
Так?
Или так
1. Староста пришёл просить лекарство для себя. Ему предложили выбор.
2. Он решил, что лучше уж петля, тем более, что ещё не известно, для кого она, пришёл домой и повесился. Тут странно.
Так?
Или так
1. Староста был азносчиком чумы и догадывался об этом. Ему показали две отражения, ничего не объяснив. 2. Ему не понравилось отражение с медведем, он растоптал оба зеркала, оставив кровь на полу и ушёл заражать людей.
3. В сарае старосты собрались все бабы деревни, они готовят кнут и петлю, чтобы кого-нибудь линчевать.
Я вообще не понимаю, как то, что староста- оборотень, связано с эпидемией? Если б он хоть крысой был, они, вроде, чумв разносят...
Эпидемия, как, впрочем и вся другая лирическая апокалиптика - вторичны.
Основная тема - проблема выбора - рабство или свобода. Староста выбрал рабство. В финале - повесился в сарае, не выдержав скотской жизни.
...из сарая старосты бабий вой.
Скорее, боязнь божьего гнева, поскольку и оборотень - зло, и самоубийство...
Топчет в страхе староста зеркала. Не медведь он дикий - живёт добром. Может не его там висит петля, может надо громче стучаться лбом.
Два зеркала в которых отображаются разные пути. В первом - рабство (кнут свистит, голова в петле), во втором - возможность разорвать круг и стать свободным (лютует шатун-медведь).
Староста выбрал "голова в петле".
Чума. Люди умирают. ЛГ похоронил детей. ЛГ чувствует свою ответственность. Идёт к ведьме- и внезапно обо всём забывает и думает - а не стать ли мне свободным оборотнем?
В первой части описание чумы и повальное вымирание задумано как общая картина, вступление, погружение в атмосферу буден старосты.
Проблема выбора мучает автора с младенчества, может поэтому и в темах стихов часто проскальзывает.
А изба, да, надеемся на лучшее, получается, как всегда