Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Статистика
Онлайн всего: 5
Гостей: 4
Пользователей: 1
Двухфазный конкурс «Взгляд со стороны» Короткий эпилог
Лирика
Автор: Анонимный_Конкурсант
Осень расплескалась куполами,
Ломкой чешуёй покрылась гать:
Мудрый осторожней строит планы,
Глупый - верит, что рождён летать.

Клонится над маленьким карнизом
Хмурое, глухое громадьё.
Ночи стали ближе, небо - ниже,
И давно не слышно соловьёв.

Город удаляет от природы,
Душно жить и скучно умирать.
Осень в наших душах колобродит,
Жадно ищет: много ль там карат.

А потом предъявит векселя нам, -
Всё, что ей оставили в залог.
Как бы ни водила осень за нос,
Чувствуем, что скоро эпилог.

Листья раскидает, словно счёты
выпавшие с прутиков.
Спасти
Может быть сумеем мы хоть что-то,
Связывая в стопочку листы.
Опубликовано: 11/09/18, 12:05 | Свидетельство о публикации № 158-11/09/18-45667 | Просмотров: 95 | Комментариев: 33
Загрузка...
Все комментарии: 1 2 »

Сразу обозначу общие моменты:
Всё это - моё, и только моё субъективное мнение, не имеющее претензий на истину.
Поскольку соответствие теме - вопрос субъективный, не обременённый дополнительными рамками, то всем по 1, трактовать семантические значения и метафорические изыски дело трудоёмкое и неблагодарное.
Никакое из произведений не вызвало у меня глубокого эмоционального резонанса, только улыбку, а это не всегда хорошо для лирики, не обессудьте.
Недостатки можно найти в любом тексте, главное не забывать о его достоинствах smile

Я не согласен с половиной тезисов, но это моё субъективное восприятие.
Интеллект человека никак не зависит от того, верит ли он, что рождён летать, или нет. Если бы это было так, то мир не узнал бы ни Сантос-Дюмона, ни братьев Райт, ни Чкалова с Гагариным.
Скучно ли умирать в городе? Надо как-нибудь попробовать, осеней через шестьдесят.
Карат – мера веса, используют в ювелирке. Т.е. душа априори – алмаз(рубин, жемчуг)?
На мой взгляд наиболее удачно 2-е четверостишие, надо остальное под его уровень подводить, но работать есть с чем.
Тема - 1
Техника - 3
Отклик -2

Итого - 6
Nikolaich  (18/09/18 06:39)    



Сразу оговорюсь, что мне привычнее худ. выразительность и личное (эмоц. отклик) разделять.

Здесь пятистопный хорей.
В первом катрене в четвёртой строке что (счр) попадает на опорную стопу, что не очень хорошо.
Во втором катрене в четвёртой строке союз и на опорной стопе.
Четвёртый катрен первая строка: союз а - на опорной, и т.д.
Из понравившихся рифм: карнизом - ниже, природы - колобродит, умирать - карат, счёты - что-то.
Осень за нос с векселя+нам-и - не нра. Вот хотя было бы: осень за нос - нам на зависть. Рифмопара, как пример, тихонько говорю)
За технику 4.

Соответствие заданию - 2.

Осень, расплескавшуюся куполами я и вижу, и не вижу... За купола можно принять деревья, которые осенью поредели и стали чётче прорисовываться. Видится мне такая намалёванная картина маслом, где краски смешались, будто расплескались, неравномерно разлились. Но потом видение куда-то ускользает, когда начинаю задумываться, а как это.

Я бы катрен этот записала вот так:
Осень расплескалась куполами,
Ломкой чешуёй покрылась гать...
Мудрый осторожней строит планы,
Глупый верит, что рождён летать.

Получилась бы такая параллель: то, что вижу и то, что чувствую/думаю.
Да я бы все строфы так записала!

Вторая строфа хороша, кроме посл строки: и рифмопара: громадьё - соловьёв хромает (я бы к нему придумала что-то по типу: замер соловей на ноте "до".

Дальше.
Город уотдаляет от природы,
Душно жить и скучно умирать.
Осень в наших душах колобродит,
Жадно ищет: много ль там карат.

Вторая строка мне очень понравилась. Вкусная! А вот с каратами надо что-то делать - вписать в тело стиха как-то по-другому, выразительнее, ярче, или уж совсем убрать, теряя хорошую рифму. Но так, как сейчас - это плохо. Ну... например:
Сбрасывая листья в сто карат.
Четвёртый можно вообще убрать, мне он кажется лишним.
Пятый:
В памяти осталось: мудрый что-то
сможет навсегда в себе спасти,
Глупый же предъявит не по счёту
сложенные в стопочку листы.


Худ. ценность / эмоц. отклик - 3

Итого: 9.
monterrey  (17/09/18 18:11)    



Оценка за соответствие теме: 2 балла.

Оценка за "владение языком и основами стихосложения (ритм, метафоричность, поэтические приёмы, фонетика, рифмы и т. д.)": 2 балла.

Оценка за "художественную ценность / эмоциональный резонанс": 1 балл.

Итого: 5 баллов из 12 возможных.

Общее впечатление: смешались в кучу кони, люди, расплёсканные купола, колобродящая, жадно ищущая караты и водящая за нос осень, оставленные в залог ей векселя... Удачные моменты есть, но в целом - пёстро, эклектично, местами невнятно, с рыхлой композицией... Стихотворение распадается на отдельные образы и фрагменты, слабо или совсем не связанные друг с другом. Дочитав стихотворение, я с трудом могу вспомнить, о чём оно, собственно. Есть пунктуационные ошибки.

Теперь по порядку...

Осень расплескалась куполами,
Ломкой чешуёй покрылась гать:
Мудрый осторожней строит планы,
Глупый - верит, что рождён летать.


Не поняла, каким образом интерпретировать первую строку. То ли осенние деревья сравниваются с куполами (и если да - то не понятно, с пёстрыми цирковыми или золотыми церковными), то ли осеннее солнце сделало купола окружающих церквей заметнее (но тогда почему "куполами", а не "на куполах"?), то ли ещё что-то.

Читая про гать, я представляю себе отнюдь не город с громадьём, нависшим над карнизом.

Каким образом первая половина строфы связана со второй (ведь, судя по двоеточию, какую-то связь автор предполагает)?

Понравился образ ломкой чешуи.

Клонится над маленьким карнизом
Хмурое, глухое громадьё.
Ночи стали ближе, небо - ниже,
И давно не слышно соловьёв.


"Громадьё" - это Маяковский с совершенно иными интонациями. Нужна ли здесь перекличка с ним?

Понравилась вторая половина строфы: в ней присутствует атмосфера осени, и внутренняя рифма - приятное украшение. Царапнула ухо рифма "карнизом - ниже".

Город удаляет от природы,
Душно жить и скучно умирать.
Осень в наших душах колобродит,
Жадно ищет: много ль там карат.


На мой взгляд, вместо "удаляет" было бы уместнее "отдаляет".

Вторая строка звучит куцевато. Да и "скучно" - не самое удачное слово. По смыслу больше подошло бы "тоскливее".

Вторая половина строфы никак не привязана к первой и к тому же сильно отличается стилистически. Удивило и внезапное появление неких аморфно-абстрактных "нас" (до этого казалось, что повествование ведётся от лица конкретного лирического героя).

А потом предъявит векселя нам, -
Всё, что ей оставили в залог.
Как бы ни водила осень за нос,
Чувствуем, что скоро эпилог.


Что-то я запуталась в товарно-денежных отношениях... Осень предъявит людям векселя (согласно которым, как я понимаю, люди обязаны в назначенный срок отдать из души искомые караты). И тут же выясняется, что изначально осень не являлась векселедержателем, а получила эти векселя от кого-то в залог за что-то. От кого? За что? Об этом история умалчивает... Выражение "водить за нос" имеет отрицательную экспрессивную окраску и дополнительно запутывает ситуацию, наводя на мысли о мошенничестве.

Запятая после "нам" не нужна.

Не нравятся рифмы этой строфы: одна - излишне неточная из-за разного характера согласных (сонорные плохо перекликаются со свистящими), вторая - точная, но скучная.

Листья раскидает, словно счёты
выпавшие с прутиков.
Спасти
Может быть сумеем мы хоть что-то,
Связывая в стопочку листы.


Аналогия между листьями и рассыпавшимися костяшками счётов интересна и необычна, но мысль выражена косноязычно.

Листы чего именно? Стихов собственного сочинения? Газет? Рекламных буклетов?

В этом катрене недостаёт трёх запятых.

Вот такие впечатления...
Логиня  (17/09/18 14:17)    



Уважаемые ведущие!
Делаю заявление:
Примите мой изменённый шорт к этой анонимной работе.
Причина изменений такова:
цитата из этой работы "скучно умирать" произвела на меня эмоциональное впечатление (сопровождала меня весь день - уже это говорит об эмоциональном резонансе).
Но первое впечатление было столь эмоциональным, что вызвало протест и отторжение. Из-за этого был поставлен 0 по всем параметрам - моё восприятие "выкинуло белый экран".
Теперь я вижу, была неправа в оценке собственной реакции.
Окончательная оценка такая:
Оценка соответствия заданию -0
Оценка "Техника" - 3
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" -5
Итого: 8
Александра_Одрина  (16/09/18 11:25)    



Автору это будет читать приятно, но, как я писала ранее Сергею на такую же просьбу, оценки менять мы не будем.
Лола_Ува  (16/09/18 14:26)    



Оценка соответствия заданию: 2

Соответствует заданию. Осень жизни подсчитывает, сколько там в душе богатства накопилось, есть ли чем расплачиваться, когда жизнь векселя предъявит. После нас прутики (спицы, проволоки, жердочки) разломаются, выпадут, и счёты рассыплются. Жёлтые костяшки разлетятся, как листья по земле, и считать больше будет нечего. Ну разве вот –наши труды, сложенные в стопочку и аккуратно перевязанные листы, сумеют сохранить память о нас..
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Рифмы и ритм вполне на уровне. Включая и ассонансные. Идеальных нет, да и находок особых не вижу, но вполне достаточно для поддержания звукового строя.
По образам сложнее.
Ломкая чешуя вероятней всего – опавшая на тротуары листва, а гать – потому что вокруг грязи немерено.
А расплескались купола, вынырнувшие из оголившихся при листопаде деревьев. Потому, собственно, цвет куполов может быть и голубой и зелёный и золотой и белый )
Про «скучно умирать», я бы связала это с пословицей -
«На миру и смерть красна». В одиночестве умирать тяжелее, чем в кругу родных и близких, что не говори. ) А одиночество в городской квартире гораздо ощутимей, чем на открытой природе.
«Жадно ищет: много ль там карат» - неудачно построена фраза. Как я уже говорила, лучше было бы «Жадно рыщет: много ль там карат»
Знаки препинания тоже расставлены небрежно. Присутствует некая сумбурность изложения, образы сложно воспринимаются. Это в минус.
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 3
Эмоциональность на среднем уровне. Что-то запомню, что-то забуду.
Итого: 8
Hellin  (15/09/18 13:21)    



Уважаемый автор, мне читать было скучно.
А после "скучно умирать" вообще ничего говорить не хочется.
Оценка соответствия заданию: 0
Оценка "Техника" : 0
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс": 0
Итого: 0
Александра_Одрина  (15/09/18 13:17)    



Ох, кажется я знаю, у кого будет самый скучный критический разбор biggrin biggrin
Hellin  (15/09/18 13:23)    



Не поняла реплики, прошу прощения. cool
Александра_Одрина  (15/09/18 13:26)    



В Вашем разборе кроме "скучно",больше ничего нет. И читать его тоже очень скучно )
Hellin  (15/09/18 13:36)    



Может быть, но предыдущие ораторы уже здесь так много сказали... простите. sad
Александра_Одрина  (15/09/18 13:38)    



Ну, Александра, тут каждый за себя говорит, так как конкурс это и критических разборов. biggrin

И, кстати, если оглядываться на предыдущие рецензии: Вы не найдёте там оценки за технику ниже 2 баллов. И вот мне интересно, сможет ли автор поверить в то, что Вы совершенно искренне считаете эту работу бессмысленным, безрифменным, безритменным набором слов?

"а) оценка «Техника» – используется шкала целых чисел от 0 до 5.

В этот параметр мы условились включить владение языком и основами стихосложения (ритм, метафоричность, поэтические приёмы, фонетика, рифмы и т. д.).

Оценка 0 означает: это ужасно; не стихотворение, а набор слов какой-то.
" (с)
Hellin  (15/09/18 15:50)    



для меня-читателя это рифменное, ритменное, в определённой мере смысленное шебуршение в банальностях.
Простите, даже если оно Ваше.
Но в результате -0.

Я не умею по цифрам раскладывать. Если по цифрам вот так сугубо, если есть рифма - ставим 2, то № 10 победит всех.
Я ему(№10) вначале тоже больше поставила, потому что - ритм, рифма, соответствие заданию... Уже шестёрка с плюсом.
Потом думаю: что я делаю?
За деревьями леса не вижу.
Копошась в частностях, теряем что-то большее.
Так и тут - деревья - есть, леса - нет.
Простите ещё раз.
Мне такая циферность не подходит. Или есть стихи, или нет.
Александра_Одрина  (15/09/18 16:47)    



Да ну что Вы, не надо извиняться cool
Просто цифры нужно ставить не относительно, а соответствено smile
А то ведь по-вашему выходит, что если Вам какой-то стих нужно вывести в лидеры, то для этого другие надо "топить" )
Hellin  (15/09/18 18:03)    



ОГО! Этого я никак не ожидала.
Мне ничего и никуда выводить не надо.
Откроют имена - увидите.
Я ни за кого "за" и ни за кого "против". Просто читаю стихи.
Притом - не для удовольствия - по правилам участия в конкурсе.

Ещё раз пытаюсь объяснить, что цифры не всегда служат на пользу смыслу. Отношение к стиху оцифровать - не всегда верная сумма получается.
Это как оцифровывать солнечный зайчик.
Оно, конечно, можно, но тремя параметрами не обойтись.
И ещё: я не стремлюсь к "объективности".
Я не понимаю, что это такое, в контексте.

В конце концов, можете моё мнение не учитывать. Оно не решит судьбу голосования. Тем паче - судьбу стихотворения. Ну был прохожий, читал-не понял - ну его.
Как-то так.
Александра_Одрина  (15/09/18 21:31)    



Техника - 3. Ритм есть, рифмы есть, метафоричность и попытки работать с фонетикой встречаются, образность в наличии, и вот если бы ещё она была отработана в едином стиле речи, звучании и духе, чтобы не смущали друг друга "расплёскивания", "колоброжения" и "предъявы", не летели каждый сам по себе в одну кучу купола, чешуя, соловьи, караты, векселя и иже с ними, не искался жадно загадочный Многольтам Карат и не икалось при падении, почему-то ставшим "выпадением", маленьким спрутикам.
Художественная ценность/эмоциональный резонанс - 2. Ощущаются только в отдельных строках: первых 6 и 2,33 последних:) Остальное - общие места.
Оценка соответствия заданию - 1. За сомневающийся около пословицы финал.

Итого - 6.
Анна_Лисицина  (14/09/18 23:44)    



скучно, господа... прочел - и забыл про что...
Тема - 1
Техника - 2 (плетешь изящные кружева - так надо без рифм типа "карнизов - ниже") Да и счеты, "выпавшие с прутиков" - это очень неуклюже сказано, хотя понятно, что подразумевалось: костяшки бухгалтерских счет рассыпались, потому что вылетели из пазов "прутики" (ну не прутики это!)
Худ ценность - 1
Итого 4
Игрок  (14/09/18 05:35)    



Нормальное стихотворение. Подправил бы рифмы: громадьёВ-соловьёв, умираТ-карат, спасти-листИ или спастЫ-листы. Громадьё (над маленьким карнизом) должно бы выситься, а не клониться, но: т.к. оно хмурое и глухое, можно предположить, что все это старый фонд, уже разваливающийся, а потому вполне может и клониться. Эмоционально безразличен к проблемам города и природы.
В результате:
Оценка соответствия заданию (2 – соответствует; 1 – есть сомнения о соответствии; 0 – полностью не соответствует): 2
Оценка "Техника" (от 0 до 5): 3
Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 3
Итого: 8
Гладких  (13/09/18 05:59)    



Несмотря на отсутствие цыплят в тексте, стихотворение соответствует расшифровке предложенной пословицы: "поживем - увидим".

По технике. К рифмам и ритму у меня претензий нет. Пунктуацию можно поправить: запятушка одна лишняя - после "векселя нам", а трех не хватает - после "счеты" (отделяем причастный оборот) и до и после "может быть" в последнем катрене (выделяем вводное).

С позиции художественности стиха мне особенно приглянулось так верно подмеченное "ночи стали ближе, небо - ниже" и образ листьев — костяшек счётов, упавших с прутиков. Ну и образ самой осени, предъявляющей векселя после копания в наших душах. В минус — "скучно умирать" (не могу себе представить, чтобы где-то кому-то было умирать весело или что этот процесс вообще можно было бы охарактеризовать таким обыденным каждодневным словом "скучно"). А эмоциональный резонанс есть — вполне осязаемый.

В результате:

Оценка соответствия заданию (2 - соответствует; 1 - есть сомнения; 0 - полностью не соответствует):2

Оценка "Техника" (от 0 до 5): 4

Оценка "Художественная ценность/эмоциональный резонанс" (от 0 до 5): 4

Итого:10
Марго  (12/09/18 10:46)    


1-10 11-12
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Категории раздела
Лирика [7311]
Философская поэзия [3428]
Любовная поэзия [3651]
Психологическая поэзия [1415]
Городская поэзия [1080]
Пейзажная поэзия [1681]
Мистическая поэзия [807]
Гражданская поэзия [1185]
Историческая поэзия [152]
Мифологическая поэзия [147]
Медитативная поэзия [191]
Религиозная поэзия [160]
Альбомная поэзия [29]
Твердые формы (запад) [225]
Твердые формы (восток) [87]
Экспериментальная поэзия [299]
Юмористические стихи [1581]
Иронические стихи [1658]
Сатирические стихи [143]
Пародии [921]
Травести [41]
Подражания и экспромты [325]
Стихи для детей [774]
Белые стихи [54]
Вольные стихи [104]
Верлибры [98]
Стихотворения в прозе [28]
Одностишия и двустишия [93]
Частушки и гарики [32]
Басни [38]
Эпиграммы [24]
Эпитафии [30]
Авторские песни [296]
Переделки песен [45]
Стихи на иностранных языках [56]
Поэтические переводы [225]
Циклы стихов [247]
Поэмы [53]
Декламации [36]
Сборники стихов [87]
Поэзия без рубрики [5037]
Стихи пользователей [2938]