ОДНОМУ ИЗ ГЕРОЕВ ВОЙНЫ 1812 ГОДА, УЧАСТНИКУ ДЕКАБРЬСКОГО ВОССТАНИЯ ПОСВЯЩАЕТСЯ...
ХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХХ ВАМ ВСЕ ВЕРШИНЫ БЫЛИ МАЛЫ И МЯГОК САМЫЙ ЧЕРСТВЫЙ ХЛЕБ, О, МОЛОДЫЕ ГЕНЕРАЛЫ СВОИХ СУДЕБ!
МАРИНА ЦВЕТАЕВА
...Любил проехаться на Святки В санях меж деревенских изб. И правя лихо, без оглядки, Следить, как убегает вниз Дорога. Снежного прибоя Не расплескав, лететь к горе. И вдруг увидеть за горою Внезапно лес. По той поре Уже морозный, зимний, спящий. В туманной ледяной хандре. И тем прекрасный и манящий. И приглашающий к игре. Как жаждет юная душа Игры забавной, полной риска! Сначала нужно не спеша, Идти к реке, склоняясь низко, Под ветками, попасть на след, Такой удобный и покатый. Как будто не таящий бед. Но время близится к закату. Садится солнце в пелену, Огромное, как глаз вселенной. Ты не в гостях. Ты здесь в плену. А лес - хозяин твой надменный. Не видно санного пути, Его петель, его извилин. Теперь совсем с него сойти Так просто. Страшно ухнет филин. Себя погубишь, лошадей. Без всякой пользы и без толку. Хохочет жутко Берендей. Что за спиной? Дыханье волка. Днем лес прозрачен, как вода. Какой там лес? Скорее – роща. Но ночью нужно ли туда? Его объехать много проще. Но не ему. Луна желта. Похожа на цыганский бубен. Пускай сожжет она дотла Охапки серых, скучных буден. Нет, он не станет, домосед, Стареть в своем именье пыльном. Бог Поражений и Побед Летит к нему, расправив крылья. Пройдут года. Он, генерал Войны Двенадцатого Года, Решит, что понял, разгадал Стремленья тайные народа. За неудавшийся мятеж Погибнет в рудниках Сибири. Оставим полного надежд Героя. И прикажем Лире Сейчас молчать. Уже рассвет. Тумана истончилась пряжа. Прощай. Но знай, что твой портрет Есть в галерее Эрмитажа.
Дорогая моя, я не могу сказать, что мой герой-Волконский. Я все придумала. Есть вещи у меня, совершенно совпадающие с биографией (Белла, например) или Ван Гог (потом поставлю). Они - эмоция в ответ на книгу. А генерал 12-го года - фантазия. Я не хочу ее привязать к конкретному лицу.
Нет, вы это серьезно... неудавшийся мятеж... Конечно. Почему я не могла найти это слово. Спасибо, Амис. Вы просто спасли эту вещь. Не понимаю, почему я не могла сама ... Замылился глаз. А разговор не отдам. Простите великодушно. Моя фантазия с ним прощается, видимо. Не знаю, но прощание остается. За слово вам низкий поклон. Сейчас исправлю.
Хотя догадаться несложно, но можно было бы фамилию и не таить?
"желта-дотла" царапнуло. Собственно, как и Луна-бубен в качестве воспламенителя.
"недозволенный мятеж" - а что, и дозволенные бывают? Никогда бы не подумал...
"Прощай. Но знай, что твой портрет Есть в галерее Эрмитажа." - некое противоречие улавливается. "Прощай" мог сказать современник. На похоронах, например. Но вряд ли современник мог сказать о портрете декабриста в тогдашнем Эрмитаже. А если не современник прощается - то почему?
Дорогой Амис, я очень надеялась получить от вас комментарий. Вы пишите только тогда, когда вам стихотворение интересно. Имени декабриста я не знаю-это образ собирательный. Недозволенный мятеж-моя боль. Не могу заменить так, чтобы мне самой понравилось. Остальное-вы правы. Но, стих уже как-то отдалился от меня. Не получается пока исправить. Буду думать.
Честно говоря, я уверен был, что речь о князе С.Г.Волконском (слишком много совпадений - и единственный действующий генерал из декабристов, и герой войны 1812-го, и генералом стал во время этой войны, и портрет в Эрмитаже...)
Да, интересно.... Дело в том, что я писала картинку, которая была у меня в голове. Не знаю, как она туда попала (декабристов люблю, читала много об этом), но все-таки это фантазия.... Поэтому там и разговор с героем, которого я придумала. Про бунт вы правы совершенно. Я знаю, что не может быть он разрешенным. Но, ничем заменить пока не могу. Ну, не меняется. Остальное, мой друг, спорно. Уважаю ваше мнение. Но, подсказывает мне что-то, что моя фантазия без этого воображаемого разговора с героем, перестанет "играть" свою роль. Она (фантазия) здесь необходима. Вам так не кажется?
Нет-нет, я не против фантазии и воображаемого разговора. Просто кажется, что "прощай" здесь выглядит как забвение. Ну, а что касается мятежа - так он был неудавшимся.
Спасибо от военного историка.
Спасибо
Спасибо, Амис. Вы просто спасли эту вещь. Не понимаю, почему я не могла сама ... Замылился глаз. А разговор не отдам. Простите великодушно. Моя фантазия с ним прощается, видимо. Не знаю, но прощание остается. За слово вам низкий поклон. Сейчас исправлю.
Спасибо
"желта-дотла" царапнуло. Собственно, как и Луна-бубен в качестве воспламенителя.
"недозволенный мятеж" - а что, и дозволенные бывают? Никогда бы не подумал...
"Прощай. Но знай, что твой портрет
Есть в галерее Эрмитажа." - некое противоречие улавливается. "Прощай" мог сказать современник. На похоронах, например. Но вряд ли современник мог сказать о портрете декабриста в тогдашнем Эрмитаже. А если не современник прощается - то почему?
Спасибо
Честно говоря, я уверен был, что речь о князе С.Г.Волконском (слишком много совпадений - и единственный действующий генерал из декабристов, и герой войны 1812-го, и генералом стал во время этой войны, и портрет в Эрмитаже...)
Спасибо
Просто кажется, что "прощай" здесь выглядит как забвение.
Ну, а что касается мятежа - так он был неудавшимся.