Мне не хватало широты души, Чтоб всех жалеть. Я экономил жалость Для вас, бойцы, Для вас, карандаши, Вы, спички-палочки (так это называлось), Я вас жалел, а немцев не жалел, За них душой нисколько не болел. Я радовался цифрам их потерь: Нулям, раздувшимся немецкой кровью. Работай, смерть! Не уставай! Потей Рабочим потом! Бей их на здоровье! Круши подряд! Но как-то в январе, А может, в феврале, в начале марта Сорок второго, утром на заре Под звуки переливчатого мата Ко мне в блиндаж приводят «языка». Он все сказал: Какого он полка, Фамилию, Расположенье сил. И то, что Гитлер им выходит боком. И то, что жинка у него с ребенком, Сказал, хоть я его и не спросил. Веселый, белобрысый, добродушный, Голубоглаз, и строен, и высок, Похожий на плакат про флот воздушный, Стоял он от меня наискосок. Солдаты говорят ему: «Спляши!» И он сплясал. Без лести, От души. Солдаты говорят ему: «Сыграй!» И вынул он гармошку из кармашка И дунул вальс про голубой Дунай: Такая у него была замашка. Его кормили кашей целый день И целый год бы не жалели каши, Да только ночью отступили наши — Такая получилась дребедень. Мне — что? Детей у немцев я крестил? От их потерь ни холодно, ни жарко! Мне всех — не жалко! Одного мне жалко: Того, что на гармошке вальс крутил.
Бесплатная снежная баба
Я заслужил признательность Италии. Её народа и её истории, Её литературы с языком. Я снегу дал. Бесплатно. Целый ком. Вагон перевозил военнопленных, Пленённых на Дону и на Донце, Некормленых, непоеных военных, Мечтающих о скоростном конце. Гуманность по закону, по конвенции Не применялась в этой интервенции Ни с той, ни даже с этой стороны, Она была не для большой войны. Нет, применялась. Сволочь и подлец, Начальник эшелона, гад ползучий, Давал за пару золотых колец Ведро воды теплушке невезучей. А я был в форме, я в погонах был И сохранил, по-видимому, тот пыл, Что образован чтением Толстого И Чехова и вовсе не остыл, А я был с фронта и заехал в тыл И в качестве решения простого В теплушку бабу снежную вкатил. О, римлян взоры чёрные, тоску С признательностью пополам мешавшие И долго засыпать потом мешавшие! А бабу – разобрали по куску.
Спасибо, Юра. С удовольствием перечитала Бориса Слуцкого. Так точно переданы чувства и отношение к тому, что до сих пор волнует человечество. Я написала этот стих в мае под впечатлением празднования Дня Победы, хотелось поделиться своими мыслями на тот момент.)))
Юра,7 мая мы отметили 100 лет со дня рождения нашего земляка Бориса Слуцкого открытием памятной доски. Он родился в Славянске, но затем семья переехала в Харьков. Опять перечитываю его замечательные стихи.
Спасибо, Тоня, я очень рад, что в такое трудное время и в таком трудном месте этого замечательного поэта не забывают, а значит есть надежда, что правда и сострадание победят.
Здравствуйте, Тоня! Стихотворение показалось мне живым, достоверным(вспомнила рассказы мамы про пленных немцев, которые строили после освобождения Минска дома в разрушенном ими же городе, а дети и сердобольные старушки нет- нет, да и подкармливали их).
Но заключительный катрен не принимаю категорически...Он звучит для меня диссонансом реальности, к сожалению. Если бы фашизм был "навеки обесславлен", то откуда бы ему было взяться вновь?
По мне, так фашизм, увы, не обесславлен, вновь псиголовых поднимал
Татьяна, здравствуйте. Сколько людей - столько и мнений. Первоначально в этом стихе не было последнего катрена и меня упрекнули, что говорю о врагах с жалостью, поэтому я и добавила, чтобы подчеркнуть невозможность даже допустить мысль о возврате фашизма. Именно выразила свою надежду на то, что "вовеки обесславлен и выплакан слезами мам". Таково мое отношение и к явлениям прошлого, и к некоторым тревогам современности. Спасибо за Ваше неравнодушие к этому стиху.
По-моему, фашизм как раз и начинается с отсутствия жалости к тем, кто не похож на тебя своими обычаями, языком, местом обитания, разрезом глаз и т.д.Поэтому упрёки в наличии жалости к военнопленному солдату, да ещё автору-женщине для меня не очень понятны.
Тоня, в первой строке действительно двусмысленность. Не лучше ли сказать: "Испачкан глиной китель рваный". И в предпоследнем катрене всё-таки отчётливо читается "нелюдЯми". А вообще, стихотворение жизненное, отражающее парадокс русской души - пока противник воевал с оружием в руках, его били без сякой жалости, а когда вот такой вот, тихий, покорившийся своей судьбе, несчастный, так и пожалеть могут. А попробовал бы рыпнуться или брякнуть что-нибудь, например, о предназначении немецкой нации править миром, так те же самые бабки его бы голыми руками насмерть забили.
Роксана, в первой строке изменила, хотя и не поняла отчетливо двусмысленность. А в предпоследнем катрене, Вы в прошлый раз говорили, что в 4-х стопном ямбе опорные стопы 2 и 4, они ударяются сильнее. Так здесь как раз ударная 2 стопа. Роксана, Вы удивительно четко почувствовали парадокс и, я бы сказала, "душевность" русских людей, особенно матерей. Спасибо Вам, именно это меня поразило и задело, и я захотела об этом рассказать.
Антонина, немец не скажет, что везли "nach Ost", он скажет "nach Osten". Если жаль терять рифму, можно заменить строку на "лишь помнит, что "von West nach Ost"": в этом выражении употребляется форма "Ost".
И ещё немного смутила двусмысленность первой строки: китель то ли валяется, то ли испачкан в глине.
Но в целом - зацепило стихотворение. Зацепило прежде всего человечностью и зримыми, достоверными деталями. Спасибо Вам!
Анна, здравствуйте. Я, когда работала над ним, заглядывала в словарь и видела, что "Osten", но осталось в памяти то ли разговорное, то ли где-то в литературе прочитанное краткое "Ost", и я рискнула. Спасибо, что помогли правильно выйти из положения. И для меня очень ценно то, что стих не оставил Вас равнодушной. Спасибо!
О, Вы, смотрю, и первую строку отредактировали, как предложила Роксана! Так и в самом деле лучше стало.
Краткая форма "Ost" - скорее исключение, чем правило. Она изредка встречается в устоявшихся безартикульных выражениях (то, что я Вам предложила, причём в этой формулировке играет роль не только географический, но и геополитический аспект) и в речи моряков и синоптиков. Возможно, Вы встречали эту форму там.
Наверное, это вопрос вкуса, но мне показалось избыточным выделение ударного гласного в "нелюдями": и единственно верное ударение на первый слог, и инерция ритма не позволили бы мне прочитать слово как-то иначе. Но, конечно, смотрите сами.
В самом деле, Анна, я не заметила, что выделение "Е" перекочевало из черновика сюда. Я выделяла в первоначальном варианте, когда первый слог был слабее второго: "хоть нелюдями к нам пришли", а в этом варианте выделение совсем не нужно. Еще раз спасибо!
Тонь, привет. Ну - собственно по ремеслу ...Первый катрен, стишие ли. Мне ли и тебе ли напоминать о его важности? Что меня смущает? Исполнение. Авторское исполнение. Мне непонятно то, что если китель в глине почто пенный то на камне сидит? Казалось бы ничего страшного. Если глина и овсяный суп и медный крест и тонкая шея и несовершенный китель, то это все второстепенные детали. Казалось бы так. Но это начало работы. Это вступление, дале развитие и кульминация. Я правильно понимаю. Очень правильно этому бармалею ты дала камень. Камень для меня ассоциируется М виной. Развития темы камня. Художественной огранки я не вижу. Это для меня не простительно.
Второй катрен стишие ли? Какая разница, так вот. Второе стишие провально для меня. Я понимаю, что все мы из разных стран и если для Израиля это своя армия, то для немца времен второй мировой это не буедесвер но вермахт. Но. ..Но служить как всем ? Изволь, я служил блаженной части мира где служили СССР. Т.е., в отличии от вермахта я служил армии, которая не была признана преступной международным судом и чьи генералы не получили сроки трибунала. Как все?!
Следующие два катрена? Я, сторонник Симоновской подачи матерьяла в стиле УБЕЙ ЕГО. Я не знаю Ивана Ивановича, до срока ушел сгоревший танкист Владимир Иванович. Без руки и ноги и глаз. Как все? Привет вермахту и бундесверу от третьего поколения!
И последнее, Тоня, "смерть фашизма" - (см. произведение) это фикция ибо он шагает с передовиц газет и текущей геополитической реалии. Возможно я преувеличиваю но акценты очень важны. Их расстановка, как мне думается) Ты и Редакция не расставили правильно акценты, как я понимаю, поясню. На титульном листе приведено произведение позволяющее по разному понимать трагедии войны. Агрессор осужденный международным трибуналом, в лице преступной армии агрессора применяющий массовые репрессии против народов, оказываеццо служил КАК ВСЕ?!
Ничего личного, Тоня, Редакция. Я исправно занимаюсь вычитыванием работ главной страницы, как Читатель. Ни кого ни в чем не виню. Но каждый и всякий раз мне интересны судьбы работ и лица вершащие эти судьбы. Конси конса что в данном случае? Серьезное издание или так сяк?
Известный портал откуда мы, старички, родом где одно время залогиниться нельзя было с российской пропиской мерило ли толерантности и гибкости?
Никто не думал какое неприятие может вызвать эта работа на главной или титуальной страничке? По двум критериям\составляющим если угодно. Работа позволяет переосмыслиывать прошлое осужденное международным судом. Вторая сомневающая составляющая. Работа небрежна, НМВ, полна ненужных, как думется деталей, как то: камень у простывшего человека (на корточках то не судьба ему усидеть КАК ВСЕ? ), служба КАК ВСЕ вермахту. С одной стороны обилие ненужных НМВ деталей, с другой стороны отсутствие равновесия в особенностях и частностях, а в итоге работа творчески несостоятельна. На мой взгляд Читателя. Увы. Технически сыра, как думается. Вина ОТК в лице редакции очевидна Все. Извините.
Георгий, мы с тобой уже обсуждали этот стих. Я не хочу второй раз говорить об одном и том же. Если тебя смущает "как все", то этим я хотела сказать, что он не был добровольцем в той войне, а именно "ему служить пришлось" (мобилизован). Но я все-таки решила поменять по той причине, что ты, как Читатель, не понял этого момента. И еще! Георгий, ты не понял основного, вообще даже не заострил внимание. Это на тебя не похоже. Здесь основная мысль - молитва и отношение матерей. Этого немца спасла молитва матери, а русская мать, возможно потерявшая в этой войне близких людей, ругая врага, но не закаменела от ненависти и проявила широту русской души. Именно этот момент важен. И акценты здесь на месте. По поводу современных событий, то о них нет речи, это не то поле для дискуссий.
Кто бы спорил? Я не мать, я отец и солдат и мне всегда жалко солдата. Павшего солдата. Солдат сдавшийся или взятый в плен не солдат. Он имеет право на жизнь, как человек. Напротив, как солдат он обязан выполнить Долг. Долг по Симонову. Но это не предмет для дискуссий. По большому счету это не спор и тем более не вопрос идеологии. Это вопрос веры, целесообразности и ремесла. Не боле. Добрый день )
Воспринимается как что-то близкое, дорогое, хрупкое. Интересные находки в деталях, стихо свободное, мелодичное, не загромождено инверсиями и труднопроизносимыми стыками согласных, что тоже нравится.
Да, Лилу. Написалось удивительно быстро, легко, без мучительного подбора нужного слова (за исключением, пожалуй, 2-3 фраз). Готовилось на последний тур МПК-3, но из-за щепетильности темы решили не рисковать и в тур пошло другое замечательное стихо, кстати занявшее рейтинговое место и принесшее баллы - "Цвет сирени" Саши Юсуповой.)))
хоть к нам и нелюдями шли" - это широта именно материнской души, не только русской...
Борис Слуцкий
Немецкие потери
Мне не хватало широты души,
Чтоб всех жалеть.
Я экономил жалость
Для вас, бойцы,
Для вас, карандаши,
Вы, спички-палочки (так это называлось),
Я вас жалел, а немцев не жалел,
За них душой нисколько не болел.
Я радовался цифрам их потерь:
Нулям,
раздувшимся немецкой кровью.
Работай, смерть!
Не уставай! Потей
Рабочим потом!
Бей их на здоровье!
Круши подряд!
Но как-то в январе,
А может, в феврале, в начале марта
Сорок второго,
утром на заре
Под звуки переливчатого мата
Ко мне в блиндаж приводят «языка».
Он все сказал:
Какого он полка,
Фамилию,
Расположенье сил.
И то, что Гитлер им выходит боком.
И то, что жинка у него с ребенком,
Сказал,
хоть я его и не спросил.
Веселый, белобрысый, добродушный,
Голубоглаз, и строен, и высок,
Похожий на плакат про флот воздушный,
Стоял он от меня наискосок.
Солдаты говорят ему: «Спляши!»
И он сплясал.
Без лести,
От души.
Солдаты говорят ему: «Сыграй!»
И вынул он гармошку из кармашка
И дунул вальс про голубой Дунай:
Такая у него была замашка.
Его кормили кашей целый день
И целый год бы не жалели каши,
Да только ночью отступили наши —
Такая получилась дребедень.
Мне — что?
Детей у немцев я крестил?
От их потерь ни холодно, ни жарко!
Мне всех — не жалко!
Одного мне жалко:
Того,
что на гармошке
вальс крутил.
Бесплатная снежная баба
Я заслужил признательность Италии.
Её народа и её истории,
Её литературы с языком.
Я снегу дал. Бесплатно. Целый ком.
Вагон перевозил военнопленных,
Пленённых на Дону и на Донце,
Некормленых, непоеных военных,
Мечтающих о скоростном конце.
Гуманность по закону, по конвенции
Не применялась в этой интервенции
Ни с той, ни даже с этой стороны,
Она была не для большой войны.
Нет, применялась. Сволочь и подлец,
Начальник эшелона, гад ползучий,
Давал за пару золотых колец
Ведро воды теплушке невезучей.
А я был в форме, я в погонах был
И сохранил, по-видимому, тот пыл,
Что образован чтением Толстого
И Чехова и вовсе не остыл,
А я был с фронта и заехал в тыл
И в качестве решения простого
В теплушку бабу снежную вкатил.
О, римлян взоры чёрные, тоску
С признательностью пополам мешавшие
И долго засыпать потом мешавшие!
А бабу – разобрали по куску.
Стихотворение показалось мне живым, достоверным(вспомнила рассказы мамы про пленных немцев, которые строили после освобождения Минска дома в разрушенном ими же городе, а дети и сердобольные старушки нет- нет, да и подкармливали их).
Но заключительный катрен не принимаю категорически...Он звучит для меня диссонансом реальности, к сожалению.
Если бы фашизм был "навеки обесславлен", то откуда бы ему было взяться вновь?
По мне, так
фашизм, увы, не обесславлен, вновь псиголовых поднимал
Это же не эсэсовец-каратель или гестаповец.
А вообще, стихотворение жизненное, отражающее парадокс русской души - пока противник воевал с оружием в руках, его били без сякой жалости, а когда вот такой вот, тихий, покорившийся своей судьбе, несчастный, так и пожалеть могут. А попробовал бы рыпнуться или брякнуть что-нибудь, например, о предназначении немецкой нации править миром, так те же самые бабки его бы голыми руками насмерть забили.
И ещё немного смутила двусмысленность первой строки: китель то ли валяется, то ли испачкан в глине.
Но в целом - зацепило стихотворение. Зацепило прежде всего человечностью и зримыми, достоверными деталями. Спасибо Вам!
О, Вы, смотрю, и первую строку отредактировали, как предложила Роксана! Так и в самом деле лучше стало.
Краткая форма "Ost" - скорее исключение, чем правило. Она изредка встречается в устоявшихся безартикульных выражениях (то, что я Вам предложила, причём в этой формулировке играет роль не только географический, но и геополитический аспект) и в речи моряков и синоптиков. Возможно, Вы встречали эту форму там.
Наверное, это вопрос вкуса, но мне показалось избыточным выделение ударного гласного в "нелюдями": и единственно верное ударение на первый слог, и инерция ритма не позволили бы мне прочитать слово как-то иначе. Но, конечно, смотрите сами.
С уважением,
Анна
бармалею ты дала камень. Камень для меня ассоциируется М виной. Развития темы камня. Художественной огранки я не вижу. Это для меня не простительно.
Ты и Редакция не расставили правильно акценты, как я понимаю, поясню.
На титульном листе приведено произведение позволяющее по разному понимать трагедии войны.
Агрессор осужденный международным трибуналом, в лице преступной армии агрессора применяющий массовые репрессии против народов,
оказываеццо служил КАК ВСЕ?!
Ничего личного, Тоня, Редакция. Я исправно занимаюсь вычитыванием работ главной страницы, как Читатель.
Ни кого ни в чем не виню. Но каждый и всякий раз мне интересны судьбы работ и лица вершащие эти судьбы.
Конси конса что в данном случае? Серьезное издание или так сяк?
Известный портал откуда мы, старички, родом где одно время залогиниться нельзя было с российской пропиской мерило ли толерантности и гибкости?
Никто не думал какое неприятие может вызвать эта работа на главной или титуальной страничке? По двум критериям\составляющим если угодно.
Работа позволяет переосмыслиывать прошлое осужденное международным судом.
Вторая сомневающая составляющая. Работа небрежна, НМВ, полна ненужных, как думется деталей, как то:
камень у простывшего человека (на корточках то не судьба ему усидеть КАК ВСЕ? ),
служба КАК ВСЕ вермахту.
С одной стороны обилие ненужных НМВ деталей, с другой стороны отсутствие равновесия в особенностях и частностях, а в итоге работа творчески несостоятельна. На мой взгляд Читателя. Увы.
Технически сыра, как думается. Вина ОТК в лице редакции очевидна Все. Извините.
И акценты здесь на месте. По поводу современных событий, то о них нет речи, это не то поле для дискуссий.
По большому счету это не спор и тем более не вопрос идеологии. Это вопрос веры, целесообразности и ремесла. Не боле. Добрый день )