Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Лирика [8597]
Философская поэзия [3929]
Любовная поэзия [4021]
Психологическая поэзия [1860]
Городская поэзия [1491]
Пейзажная поэзия [1845]
Мистическая поэзия [1299]
Гражданская поэзия [1248]
Историческая поэзия [296]
Мифологическая поэзия [208]
Медитативная поэзия [208]
Религиозная поэзия [161]
Альбомная поэзия [121]
Твердые формы (запад) [264]
Твердые формы (восток) [104]
Экспериментальная поэзия [258]
Юмористические стихи [2047]
Иронические стихи [2250]
Сатирические стихи [143]
Пародии [1139]
Травести [65]
Подражания и экспромты [507]
Стихи для детей [872]
Белые стихи [86]
Вольные стихи [149]
Верлибры [294]
Стихотворения в прозе [21]
Одностишия и двустишия [132]
Частушки и гарики [38]
Басни [89]
Сказки в стихах [75]
Эпиграммы [23]
Эпитафии [40]
Авторские песни [474]
Переделки песен [59]
Стихи на иностранных языках [85]
Поэтические переводы [289]
Циклы стихов [295]
Поэмы [49]
Декламации [472]
Подборки стихов [126]
Белиберда [749]
Поэзия без рубрики [7764]
Стихи пользователей [1142]
Декламации пользователей [24]
2-10. Рассказ оловянного солдатика
Поэзия без рубрики
Автор: Мушкетёры-4




Рассказ оловянного солдатика

Меня призвали в восемьдесят третьем.
Отчаянные были времена!
Когда ты юн, не думаешь о смерти,
И романтичной кажется война.

Дела войны забудутся нескоро -
С акцентом незнакомым слово "друг",
Чужие небеса, чужие горы,
Чужая боль и ненависть вокруг.

Чужим гранатомётом с минарета
К любым вопросам дан ответ простой.
Я вышел в белый свет из лазарета
Уже не тем, кем призывался в строй -

Потеряннее многих безотцовщин.
Страна предстала огненной, другой,
С несметным роем маленьких танцовщиц,
Летящих в перестроечный огонь.

Но непривычен мне огонь желаний.
Всё чаще посещают сны мои
Чужих пророков клятвы на Коране,
Моих братишек клятвы на крови.

Я весь опутан прошлым окаянным.
Не в том беда, что стал я одноног,
А в том, что сердце стало оловянным.
Живое сердце я вернуть не смог.
Опубликовано: 15/11/18, 13:01 | Просмотров: 928 | Комментариев: 59
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

"Враги сожгли родную хату" - одно из самых сильных произведений о войне. Но сколько ж под него подделок...
Berg  (28/11/18 12:35)    


О! Мне уже написали, дескать "аргументируй". Ок. Сравним "солдатика" с вот этим

НЮРКА.

Плачет Нюрка – живая душа,
Слезы с кровью смешались на лапах.
Ах, как Нюрка была хороша,
Самый тоненький чуяла запах.

Плачет Нюрка, а птица летит,
Боевая, железная птица.
Плачет Нюрка, себе не простит,
Но ведь плачет – и все ей простится.

Гладит Нюрку родная рука,
Ей лизнуть бы хозяйскую руку:
Так знакома она, так легка,
Обреченная Нюркой на муку.

Вертолетный врезается пол
В иссеченное Нюркино тело,
Сотни раз она чуяла тол,
А в сто первый чуть – чуть не успела.

По загривку прошел холодок,
Когда запахом сбоку пахнуло,
Но на тонкий, стальной проводок
По расщелине лапа скользнула.

И взметнулся огонь из камней,
И запахло железом каленым,
И хозяин, идущий за ней,
Опустился на землю со стоном.

И ползла к нему Нюрка, ползла,
И лизала его, и лизала,
И хрипела, на помощь звала,
И глазами всю боль рассказала.

Подбежали к саперу друзья,
Обмотали бинтами сапера.
Он сказал : «Мне без Нюрки нельзя !»
«Нет, - сказали ему, - это горы !»

Вертолет прилетел поутру,
Их вдвоем погрузили в машину.
«Ты не плачь, Нюрка, я не умру,
Ты не плачь, я тебя не покину…»

Но плачет Нюрка – живая душа,
Слезы с кровью смешались на лапах,
Ах, как Нюрка была хороша,
Самый тоненький чуяла запах.(с В.Верстаков)
Эмоции, переживания, боль - все простым, человечьим языком. А не попытка превратить популярные лозунги в лирику.

Потеряннее многих безотцовщин.//Но непривычен мне огонь желаний.//Чужих пророков клятвы на Коране, Моих братишек клятвы на крови.

Штамп на штампе и штампом же управляет.
Berg  (28/11/18 12:46)    


Так много слов чужих, так мало аргументов.
Да и пример Ваш - он нравится Вам, но мне лично - нет. Если взяться разбирать - камня на камне не останется.
Ни к чему только.
Hellin  (28/11/18 13:28)    


Как - то мне живо напомнило выступление г-на Соммерса, который "камня на камне" не оставлял от античной поэзии. А нравилось ему, понятно, исключительно его собственное творчество. Что характерно, тоже собранное из шаблонов, лозунгов и намеков. Верстакова "разбирать" не предлагаю. Он знает, о чем пишет и, слава богу, всем уже все доказал.
Дикси.
Berg  (28/11/18 18:42)    


Георгий, стоп. Обсуждать прошу лишь стихи.
Логиня  (28/11/18 18:49)    


Ну да,Вы бы ещё античное принесли. Примеры того, что нравится Вам,не являются аргументом против того,что нравится другим.
Hellin  (28/11/18 20:09)    


аргументом против того,что нравится другим(с)


АРГУМЕНТОМ ПРОТИВ ТОГО, ЧТО НРАВИТСЯ


Berg  (28/11/18 20:49)    


Я заметила,что Вы только чужими словами и песнями умеете отвечать.
Дикси, ага.
Hellin  (28/11/18 21:04)    


Hellin, может, хватит?
Логиня  (28/11/18 21:07)    


Но непривычен мне огонь желаний.
Мне вот это "но" не показалось на своём месте.

Уже не тем, кем призывался в строй -
У меня трудно произносится. Вот это "нетемкем"

Финал цепляет, да и в целом стих на уровне.
Hellin  (26/11/18 14:18)    


За эти дни я перечитала этот стих раз 15, если не больше. И не почувствовала фальши. Сложилось впечатление, что стих хоть и написан от первого лица, но это лицо как бы смотрит на всё, о чём рассказывает, со стороны, многое передумав, переосмыслив...
Я вышел в белый свет из лазарета
Уже не тем, кем призывался в строй -
Потеряннее многих безотцовщин.

Всё чаще посещают сны мои
Чужих пророков клятвы на Коране,
Моих братишек клятвы на крови.

Простые слова, без пафоса, бьющие в самое сердце.
Понравился перестроечный огонь.
Хороший стих, хороший финал.
monterrey  (25/11/18 16:18)    


Несколько наблюдений

Химический знак олова Sn (Stannum) как никакой другой близок по начертанию к символу цинка - Zn

На месте автора я выбрал бы такую расшифровку ребуса:
Сказочное осознание ретроспективы

Тут ведь не прямой рассказ, в отличие от 2-7 (он таким быть не может по определению, Георгий заметил правильно), а, скорее, история, как этот рассказ был кем-то услышан - кем-то, кто не был свидетелем, как менялся человек, менялась страна. И для этого "кого-то" (внешнего слушателя, возможно, даже репортёра, пишущего "на заказ" как бы от первого лица - с таким "журналистским приёмом" приходилось сталкиваться) - для него всё выглядит как сказка.

Мне показалось, что стихи об этом.

Как-то горько стало оттого, что одному этому стихотворению (насколько помнится, за всё время проведения конкурса) брошено тяжелейшее обвинение в фальши. Елена, как по мне, многое тут по определению не фальшиво - говорю как свидетель данного "отрезка истории СССР". Полностью принимаю и первое четверостишие (романтиков, "во всеуслышание" стремящихся в Афганистан, доводилось встречать в допризывном возрасте), и слова о "рое маленьких танцовщиц" (у меня почему-то перед глазами встаёт картинка повсеместных конкурсов красоты, хотя они, возможно, начались несколько раньше или позже Перестройки). Об остальном не мне судить - у каждого свой опыт.
Владимир_Алексеев  (23/11/18 23:13)    


Это про "Лебединое озеро" по всем экранам вместо новостей.Конкретней некуда
Hellin  (24/11/18 09:27)    


"Лебединое озеро" по всем каналам было в августе 91-го. Много позже.
Но мнение показательно: прошлое окончательно подзабылось и стало восприниматься "сквозь толщу времени", из нового тысячелетия как некая отстранённая от реальности андерсеновская сказка. О том и речь...
Владимир_Алексеев  (24/11/18 11:35)    


Вывод войск был в 89-м. Перестройка завершилась под лебединое озеро. От и до. Танцовщицы летели в этот огонь,то есть,чуствовалась неизбежность конца.сколько провёл боец в лазарете -нам неведомо.при таких сложных ранениях да ещё и со зрением если... и кстать не суть важно лазарет или санчасть мне каж да и вот почему сбрасываете со счёта свехсрочную службу?
Hellin  (24/11/18 11:54)    


Hellin, Ваше прочтение соответствует крайностям александрийской школы богословия, а прочтение Елены Тютиной - строго буквально антиохийский подход.
Я склонен придерживаться золотой середины.

По случаю, напишу ещё тут о своём восприятии строк

Чужим гранатомётом с минарета
К любым вопросам дан ответ простой.
Я вышел в белый свет из лазарета


Вот это было воспринято мной не как реальный рассказ о выстреле "духа", засевшего где-то на минарете, по скоплению людей и техники (явно гранатомёты и "Стингеры" не предназначены для уничтожения отдельно взятого бойца).

Тут "нарисовались" в ассоциативном воображении три момента:
1. Стреляет человек, вознесший себя выше канонов какой бы то ни было веры.
2. "К любым вопросам" - значит, и к "вершинному", "на уровне минарета" вопросу Гамлета - Быть или не быть?
3. Вышел из лазарета (именно из лазарета, а не из санбата, как настаивает на том Георгий) - значит, был как умерший (Лазарь четыре дня как умер перед воскрешением Спасителем)...

Ну, и далее много чего в моей черепной коробке и в сердце, на чём я не настаиваю, но что готов сообщить для совместного размышления (если оно, конечно, надо).
Владимир_Алексеев  (24/11/18 12:49)    


Владимир, я таких умных слов не знаю, но тот кто пороха не нюхал тот больше знает о войне,как видно точнее как он думает
Hellin  (24/11/18 13:15)    


Hellin, это кому и о ком - автору, мне, себе?

Ладно, хватит уже постить ни о чём. Дождёмся последнего тура, возьмём шинель и пойдём домой, до городу Парижу...
Владимир_Алексеев  (24/11/18 13:33)    


Это вообще ) но не автору и не Вам
Hellin  (24/11/18 19:24)    


Надоела война и фальш в стихах о войне.
Елена_Тютина  (21/11/18 13:54)    


понимаю Вас wacko
Георгий_Волжанин  (21/11/18 14:48)    


Да, человеку в погонах как-то вериш
Владимир_Алексеев  (21/11/18 14:48)    


Мягкий знак потеряли, ага.
Фальшь* ;-)
Елена_Тютина  (21/11/18 14:51)    


Война надоела, это да. А про фальшь судить не берусь - у всех разное восприятие. Тем более тут автор попытался как-то всё увязать с андерсеновской сказкой. Кто знает, может, оттого такое неоднозначное впечатление.
Владимир_Алексеев  (21/11/18 15:19)    


Елена, пока авторство не объявлено, хотя бы намекните читателям: в чём Фальшь* ;-) данного конкретного произведения на Ваш профессиональный взгляд?

Хотелось бы услышать Ваше мнение и о произведении 2-7 (даже если Вы являетесь его автором).
Владимир_Алексеев  (24/11/18 12:52)    


Здравствуйте, Владимир. А какой смысл объяснять вам в чем фальшь? Ведь вам все нравится. И я очень хорошо представляю, что будет дальше: вы начнете со мной спорить и доказывать, что я неправа. А у меня нет ни времени, ни желания потом читать это. Если хотите поболтать, пригласите в гости -- поболтаем ; -)
Елена_Тютина  (24/11/18 13:26)    


Елена, я не "хочу поболтать" (вроде бы не давал Вам основания так думать).
И спорить с Вами не буду.
И про то, что "мне всё нравится" - домысел.
Просто если сказано слово "фальшь", некрасиво уходить в сторону без объяснений, и мне хотелось бы знать Ваше мнение в подробностях, только и всего. Без последующего ожидаемого Вами спора (во всяком случае, с моей стороны).
Такой приём - "вы начнёте спорить, так уж лучше промолчу", по моему мнению, не может быть сочтён честным.
Сказав "А", нужно сказать и "Б", всё просто.

"А у меня нет ни времени, ни желания" - это мы уже слышали от иных "топовых авторов". Не хотелось бы заподозрить Вас в крайнем высокомерии.
Владимир_Алексеев  (24/11/18 13:38)    


По всей видимости, представления о честности у нас с вами разные. Мне вот, например, кажется нечестным,
когда автор из тура в тур пишет хвалебные оды исключительно своей команде, а стихи соперников унижает, разводя флуд.
Р.С. раз уж вы в гости не зовете, дальнейшее общение считаю бесполезным.
Елена_Тютина  (24/11/18 14:51)    


А мне, Елена, кажутся отвратительными подобные намёки.
Не желаете объяснить свою реплику, брошенную походя - Ваше право.
Но если Вы пытались уязвить именно меня, то замечание прошло мимо - никогда не ставил перед собой такой - обозначенной Вами - цели.
А в гости Вас действительно не позову - надмение никогда не считал достоинством своих потенциальных гостей.
Владимир_Алексеев  (24/11/18 15:42)    


Владимир, Вы перешли на личностные качества своего оппонента, что является недопустимым.
Ирина_Архипова  (24/11/18 17:13)    


И никто как бы не заметил, кто на самом деле первым швырнул перчатку в лицо. angry
Hellin  (24/11/18 20:54)    


Зато невооружённым глазом заметно, кто пытается подлить масла в потухший было огонь. И мне это не очень нравится. Кому надо - разбирайтесь в личках, пожалуйста.
Логиня  (24/11/18 21:29)    


Женская рука. Несомненно. Санбат т. поэтессы, медсанчасть но никак не лазарет. Не верю.
Хорошо написано. Мне понравилось но пошто о том, чего не знаешь? Говорю, как пациент санбата...Удачи, и вечная память 200, привет трёхсотым/сотым :- (
Георгий_Волжанин  (21/11/18 09:58)    


Ставлю сто долларов против ломаного гроша, что рука мужская. wink biggrin
Марго  (21/11/18 10:08)    


Думаю, здесь больше подошло бы по смыслу не санбат и не медсанчасть, а госпиталь. Хотя лазарет - всё-таки уместнее, чем "больничка"
Владимир_Алексеев  (21/11/18 14:53)    


Кстати, вот что говорит о лазаретах Википедия:

Лазарет — военное медицинское учреждение, непосредственно входящее в состав воинских частей, предназначенное для оказания медицинской помощи и стационарного лечения больных, и раненных военнослужащих, которые не нуждаются в продолжительном лечении и в сложных диагностических и специализированных лечебных мероприятиях. Лазареты создаются при отдельных гарнизонах, в воинских частях и на кораблях.

То есть, надо понимать, возражения могут касаться выделенного фрагмента, не столько самого названия "лазарет". А назвать автор волен лазаретом и санбат (если всё переводится в "плоскость" истории об оловянном солдатике - санбатов во времена Андерсена явно не было, а вот лазареты - по имени воскрешенного Спасителем Лазаря четверодневного, друга Христова - существовали, думается, именно с таким названием и в те времена)
Владимир_Алексеев  (21/11/18 15:36)    


"Чужим гранатомётом с минарета
К любым вопросам дан ответ простой.
Я вышел в белый свет из лазарета
Уже не тем, кем призывался в строй -

Потеряннее многих безотцовщин.
Страна предстала огненной, другой,
С несметным роем маленьких танцовщиц,
Летящих в перестроечный огонь...", - это явно конец прошлого века, не правда ли?
Георгий_Волжанин  (21/11/18 20:46)    


Георгий, если по хронологии (как я её понимаю) - если, скажем, призыв был в конце 83-го, то перестройка, кажется, началась в 86-м,весной, не раньше. Отсюда вывод: ЛГ находился и в войсковой медсанчасти и в тыловом госпитале, так как между 86-м и 83-м два года плюс хотя бы ещё полгода, а срочная служба в СА продолжалась два.

А о чём вопрос? Он адресован автору или отнесён к моим рассуждениям о лазарете?
Владимир_Алексеев  (21/11/18 22:09)    


Владимир, добрый час. Как я ранее и говорил - работа мне скорее понравилось, нежели чем иное. Но возникли сомнения в соответствии /достоверности /уместности словесного инструментария в указанной части. Мне бы не хотелось продолжать этот разговор ибо, как думается, он вредит этой неплохой и чуть наивной работе. Извините. Спасибо)
Георгий_Волжанин  (22/11/18 07:44)    


"Надоела война и фальш в стихах о войне."
Елена_Тютина

Коротко и непонятно.
Елена, Вам надоела война или война в стихах о войне?

И чем Вы аргументируете, что автор фальшивит=нечестно высказывается?
А презумпция невиновности??
Александра_Одрина  (24/11/18 12:38)    


См. словарь (фальшь во 2 значении): 2. неискренность, притворство, лицемерие, также неестественность в проявлении чего-либо.
Больше добавлять ничего не хочу, уж простите.
Елена_Тютина  (24/11/18 14:52)    


Елена, Вы, как всегда, правы, но есть ещё одно - широко распространённое значение слова фальшь: в "музыкантской" среде на фальшивое (не чистое, не точное) исполнение музыки привычно говорят: "врёт!", и всем понятно.
В этом значении фальшь=враньё.
Поэтический язык во многом подобен музыкальному.
И поэтическая фальшь, для меня, равна вранью в той или иной степени.
В этом аспекте обвинение в фальши равно обвинению во врание.
И в этом - моя правда.
Александра_Одрина  (26/11/18 14:38)    


Цитата Александра_Одрина ()
В этом аспекте обвинение в фальши равно обвинению во врание.

Саша, ты перешла грань. Остановись.
Логиня  (26/11/18 14:49)    


Да что ж такое, госпожа Логиня? Вы и вправду не замечаете, кто перешёл грань?
Или у Вас особое представление о гранях?
Владимир_Алексеев  (26/11/18 21:41)    


Что ж, если позавчерашнее вмешательство модератора ничему Вас не научило, предлагаю Вам взять семидневный тайм-аут. Может, хоть таким способом удастся прекратить препирательства, вышедшие далеко за рамки обсуждения конкурсной работы. Вы вправе обжаловать моё решение через форму обратной связи с администрацией.
Логиня  (26/11/18 22:17)    


Как жаль, что здесь, в лимите этих строчек,
«Она» не поместилась к вам в стихи :
Не танцовщица, нет - девчонка Фрося...
Вдали от перестроечных стихий,
В какой-нибудь глуши ждала смиренно,
Мечтательно, и точно б дождалась
Вас, квартиранта, что в деревне нервы
Подлечивал, и тут возникла связь
Двух одиночеств. Я ли напророчу?
Не разрешу я и своих проблем...
Но иногда ТАК хэпиэндов хочет,
Душа, коснувшись этих грустных тем!
Ди  (20/11/18 17:25)    


Хорошо, Ди)
monterrey  (25/11/18 16:05)    


Хорошо придумала?:)) smile
Ди  (25/11/18 23:13)    


И все-таки ответ дают на вопрос, а не к вопросу.
Марго  (20/11/18 13:58)    


Марго, а ныряют на весло, или под весло? (что-то Ваши строгие слова на этот счёт до сих пор не замечены!)
Владимир_Алексеев  (24/11/18 07:53)    


Веслом бьют по башке тех, кто задает глупые вопросы, не имеющие отношения к делу. wink Другого применения ему (веслу) я здесь не нахожу.
Марго  (24/11/18 08:14)    


Здесь и не надо - это я про 2-7, до сих пор обойдённое Вашим грамматическим вниманием.

PS. Зачем же так сразу прицельно, Марго? Вы сначала разберитесь. Сделайте предупредительный выпад. Для начала можно веслом и не по башке, а по плечу, как в интермедии покойничка Евдокимова "Иду это я из бани..."
Владимир_Алексеев  (24/11/18 11:31)    


А по-вашему, я обязана комментировать все работы подряд? Не думаю - особенно после вот таких заявлений Волжанина: http://litset.ru/publ/29-1-0-47252#ent358915 .

Почему Вы решили задавать свои вопросы, не имеющие никакого отношения к этой работе, именно здесь, так и не поняла.
Марго  (24/11/18 12:58)    


Это не заявление, а рацпредложение, Марго.
А от меня - нижайшая просьба, никак не меньше!
Владимир_Алексеев  (24/11/18 13:09)    


Интересна параллель с андерсеновским оловянным солдатиком и потрясающая концовка!
Галка_Сороко-Вороно  (19/11/18 20:24)    


За концовку я готова дать этому стихотворению первое место, жаль, что нет такой возможности.
Галка_Сороко-Вороно  (24/11/18 00:18)    


Нет, Галка, первое место отдадут "одному счастливчику". Таково моё мнение к концу голосования. Вчера написал пространный комментарий к сомнительным местам 2-7, как только "отпостил" свои размышления здесь.

И - надо же! - домашний Интернет отказался принимать критический разбор, "сжевал и выплюнул" мои часовые труды. Воистину, счастливчик! А спросить автора есть о чём. Сегодня, буди время, повторю попытку (хотелось обсудить эти два произведения "в параллель", особенно после того, как под этим появилась метка "фальшь")
Владимир_Алексеев  (24/11/18 07:51)    


Сурово. Второй рассказ о солдате, ставшем на войне калекой (только на более ранней войне). Судить сложно тем, кто не пережил сам.
Владимир_Алексеев  (19/11/18 16:29)    


Поясню ещё слово "Сурово".
"Вышел в белый свет" - на мой слух здесь совсем не то же, что в паре других конкурсных стихотворений (где "белый свет" - вариация на тему слова "белый").
Здесь услышалось: до того, как вышел - не видел белого света.
То есть за кадром - серьёзные ранения, в том числе длительные проблемы со зрением. Так мне почему-то изначально услышалось.
Добра всем критикам.
Владимир_Алексеев  (23/11/18 23:16)