Рассказ оловянного солдатика Меня призвали в восемьдесят третьем.
Отчаянные были времена!
Когда ты юн, не думаешь о смерти,
И романтичной кажется война.
Дела войны забудутся нескоро -
С акцентом незнакомым слово "друг",
Чужие небеса, чужие горы,
Чужая боль и ненависть вокруг.
Чужим гранатомётом с минарета
К любым вопросам дан ответ простой.
Я вышел в белый свет из лазарета
Уже не тем, кем призывался в строй -
Потеряннее многих безотцовщин.
Страна предстала огненной, другой,
С несметным роем маленьких танцовщиц,
Летящих в перестроечный огонь.
Но непривычен мне огонь желаний.
Всё чаще посещают сны мои
Чужих пророков клятвы на Коране,
Моих братишек клятвы на крови.
Я весь опутан прошлым окаянным.
Не в том беда, что стал я одноног,
А в том, что сердце стало оловянным.
Живое сердце я вернуть не смог.
НЮРКА.
Плачет Нюрка – живая душа,
Слезы с кровью смешались на лапах.
Ах, как Нюрка была хороша,
Самый тоненький чуяла запах.
Плачет Нюрка, а птица летит,
Боевая, железная птица.
Плачет Нюрка, себе не простит,
Но ведь плачет – и все ей простится.
Гладит Нюрку родная рука,
Ей лизнуть бы хозяйскую руку:
Так знакома она, так легка,
Обреченная Нюркой на муку.
Вертолетный врезается пол
В иссеченное Нюркино тело,
Сотни раз она чуяла тол,
А в сто первый чуть – чуть не успела.
По загривку прошел холодок,
Когда запахом сбоку пахнуло,
Но на тонкий, стальной проводок
По расщелине лапа скользнула.
И взметнулся огонь из камней,
И запахло железом каленым,
И хозяин, идущий за ней,
Опустился на землю со стоном.
И ползла к нему Нюрка, ползла,
И лизала его, и лизала,
И хрипела, на помощь звала,
И глазами всю боль рассказала.
Подбежали к саперу друзья,
Обмотали бинтами сапера.
Он сказал : «Мне без Нюрки нельзя !»
«Нет, - сказали ему, - это горы !»
Вертолет прилетел поутру,
Их вдвоем погрузили в машину.
«Ты не плачь, Нюрка, я не умру,
Ты не плачь, я тебя не покину…»
Но плачет Нюрка – живая душа,
Слезы с кровью смешались на лапах,
Ах, как Нюрка была хороша,
Самый тоненький чуяла запах.(с В.Верстаков)
Эмоции, переживания, боль - все простым, человечьим языком. А не попытка превратить популярные лозунги в лирику.
Потеряннее многих безотцовщин.//Но непривычен мне огонь желаний.//Чужих пророков клятвы на Коране, Моих братишек клятвы на крови.
Штамп на штампе и штампом же управляет.
Да и пример Ваш - он нравится Вам, но мне лично - нет. Если взяться разбирать - камня на камне не останется.
Ни к чему только.
Дикси.
АРГУМЕНТОМ ПРОТИВ ТОГО, ЧТО НРАВИТСЯ
Дикси, ага.
Мне вот это "но" не показалось на своём месте.
Уже не тем, кем призывался в строй -
У меня трудно произносится. Вот это "нетемкем"
Финал цепляет, да и в целом стих на уровне.
Я вышел в белый свет из лазарета
Уже не тем, кем призывался в строй -
Потеряннее многих безотцовщин.
Всё чаще посещают сны мои
Чужих пророков клятвы на Коране,
Моих братишек клятвы на крови.
Простые слова, без пафоса, бьющие в самое сердце.
Понравился перестроечный огонь.
Хороший стих, хороший финал.
Химический знак олова Sn (Stannum) как никакой другой близок по начертанию к символу цинка - Zn
На месте автора я выбрал бы такую расшифровку ребуса:
Сказочное осознание ретроспективы
Тут ведь не прямой рассказ, в отличие от 2-7 (он таким быть не может по определению, Георгий заметил правильно), а, скорее, история, как этот рассказ был кем-то услышан - кем-то, кто не был свидетелем, как менялся человек, менялась страна. И для этого "кого-то" (внешнего слушателя, возможно, даже репортёра, пишущего "на заказ" как бы от первого лица - с таким "журналистским приёмом" приходилось сталкиваться) - для него всё выглядит как сказка.
Мне показалось, что стихи об этом.
Как-то горько стало оттого, что одному этому стихотворению (насколько помнится, за всё время проведения конкурса) брошено тяжелейшее обвинение в фальши. Елена, как по мне, многое тут по определению не фальшиво - говорю как свидетель данного "отрезка истории СССР". Полностью принимаю и первое четверостишие (романтиков, "во всеуслышание" стремящихся в Афганистан, доводилось встречать в допризывном возрасте), и слова о "рое маленьких танцовщиц" (у меня почему-то перед глазами встаёт картинка повсеместных конкурсов красоты, хотя они, возможно, начались несколько раньше или позже Перестройки). Об остальном не мне судить - у каждого свой опыт.
Но мнение показательно: прошлое окончательно подзабылось и стало восприниматься "сквозь толщу времени", из нового тысячелетия как некая отстранённая от реальности андерсеновская сказка. О том и речь...
Я склонен придерживаться золотой середины.
По случаю, напишу ещё тут о своём восприятии строк
Чужим гранатомётом с минарета
К любым вопросам дан ответ простой.
Я вышел в белый свет из лазарета
Вот это было воспринято мной не как реальный рассказ о выстреле "духа", засевшего где-то на минарете, по скоплению людей и техники (явно гранатомёты и "Стингеры" не предназначены для уничтожения отдельно взятого бойца).
Тут "нарисовались" в ассоциативном воображении три момента:
1. Стреляет человек, вознесший себя выше канонов какой бы то ни было веры.
2. "К любым вопросам" - значит, и к "вершинному", "на уровне минарета" вопросу Гамлета - Быть или не быть?
3. Вышел из лазарета (именно из лазарета, а не из санбата, как настаивает на том Георгий) - значит, был как умерший (Лазарь четыре дня как умер перед воскрешением Спасителем)...
Ну, и далее много чего в моей черепной коробке и в сердце, на чём я не настаиваю, но что готов сообщить для совместного размышления (если оно, конечно, надо).
Ладно, хватит уже постить ни о чём. Дождёмся последнего тура, возьмём шинель и пойдём домой, до городу Парижу...
Фальшь* ;-)
Хотелось бы услышать Ваше мнение и о произведении 2-7 (даже если Вы являетесь его автором).
И спорить с Вами не буду.
И про то, что "мне всё нравится" - домысел.
Просто если сказано слово "фальшь", некрасиво уходить в сторону без объяснений, и мне хотелось бы знать Ваше мнение в подробностях, только и всего. Без последующего ожидаемого Вами спора (во всяком случае, с моей стороны).
Такой приём - "вы начнёте спорить, так уж лучше промолчу", по моему мнению, не может быть сочтён честным.
Сказав "А", нужно сказать и "Б", всё просто.
"А у меня нет ни времени, ни желания" - это мы уже слышали от иных "топовых авторов". Не хотелось бы заподозрить Вас в крайнем высокомерии.
когда автор из тура в тур пишет хвалебные оды исключительно своей команде, а стихи соперников унижает, разводя флуд.
Р.С. раз уж вы в гости не зовете, дальнейшее общение считаю бесполезным.
Не желаете объяснить свою реплику, брошенную походя - Ваше право.
Но если Вы пытались уязвить именно меня, то замечание прошло мимо - никогда не ставил перед собой такой - обозначенной Вами - цели.
А в гости Вас действительно не позову - надмение никогда не считал достоинством своих потенциальных гостей.
Хорошо написано. Мне понравилось но пошто о том, чего не знаешь? Говорю, как пациент санбата...Удачи, и вечная память 200, привет трёхсотым/сотым :- (
Лазарет — военное медицинское учреждение, непосредственно входящее в состав воинских частей, предназначенное для оказания медицинской помощи и стационарного лечения больных, и раненных военнослужащих, которые не нуждаются в продолжительном лечении и в сложных диагностических и специализированных лечебных мероприятиях. Лазареты создаются при отдельных гарнизонах, в воинских частях и на кораблях.
То есть, надо понимать, возражения могут касаться выделенного фрагмента, не столько самого названия "лазарет". А назвать автор волен лазаретом и санбат (если всё переводится в "плоскость" истории об оловянном солдатике - санбатов во времена Андерсена явно не было, а вот лазареты - по имени воскрешенного Спасителем Лазаря четверодневного, друга Христова - существовали, думается, именно с таким названием и в те времена)
К любым вопросам дан ответ простой.
Я вышел в белый свет из лазарета
Уже не тем, кем призывался в строй -
Потеряннее многих безотцовщин.
Страна предстала огненной, другой,
С несметным роем маленьких танцовщиц,
Летящих в перестроечный огонь...", - это явно конец прошлого века, не правда ли?
А о чём вопрос? Он адресован автору или отнесён к моим рассуждениям о лазарете?
Елена_Тютина
Коротко и непонятно.
Елена, Вам надоела война или война в стихах о войне?
И чем Вы аргументируете, что автор фальшивит=нечестно высказывается?
А презумпция невиновности??
Больше добавлять ничего не хочу, уж простите.
В этом значении фальшь=враньё.
Поэтический язык во многом подобен музыкальному.
И поэтическая фальшь, для меня, равна вранью в той или иной степени.
В этом аспекте обвинение в фальши равно обвинению во врание.
И в этом - моя правда.
Саша, ты перешла грань. Остановись.
Или у Вас особое представление о гранях?
«Она» не поместилась к вам в стихи :
Не танцовщица, нет - девчонка Фрося...
Вдали от перестроечных стихий,
В какой-нибудь глуши ждала смиренно,
Мечтательно, и точно б дождалась
Вас, квартиранта, что в деревне нервы
Подлечивал, и тут возникла связь
Двух одиночеств. Я ли напророчу?
Не разрешу я и своих проблем...
Но иногда ТАК хэпиэндов хочет,
Душа, коснувшись этих грустных тем!
PS. Зачем же так сразу прицельно, Марго? Вы сначала разберитесь. Сделайте предупредительный выпад. Для начала можно веслом и не по башке, а по плечу, как в интермедии покойничка Евдокимова "Иду это я из бани..."
Почему Вы решили задавать свои вопросы, не имеющие никакого отношения к этой работе, именно здесь, так и не поняла.
А от меня - нижайшая просьба, никак не меньше!
И - надо же! - домашний Интернет отказался принимать критический разбор, "сжевал и выплюнул" мои часовые труды. Воистину, счастливчик! А спросить автора есть о чём. Сегодня, буди время, повторю попытку (хотелось обсудить эти два произведения "в параллель", особенно после того, как под этим появилась метка "фальшь")
"Вышел в белый свет" - на мой слух здесь совсем не то же, что в паре других конкурсных стихотворений (где "белый свет" - вариация на тему слова "белый").
Здесь услышалось: до того, как вышел - не видел белого света.
То есть за кадром - серьёзные ранения, в том числе длительные проблемы со зрением. Так мне почему-то изначально услышалось.
Добра всем критикам.