Архип Куинджи - "После дождя"
Печаль, почти тоска
и дивный свет, зовущий с полотна… Бежать с откоса
и, чувствуя, как жжёт ступни роса,
застыть заворожёнными у плёса.
Откуда эта мощь…
Не созерцать, не просто любоваться – жить, врастая
в звенящую луну и снулый дождь,
в распутицу дорог и степь без края…
Откуда этот свет
и чистота, что льётся на мольберты… Дар? Награда
за раннее сиротство, боль тех лет…
И только ли любовь – родник для сада
любого, кто творит?
И почему всё чаще сочетание иное –
под золотом листвы земля горит,
в надежде стать добротным перегноем.
Опубликовано: 12/03/20, 21:08 | Последнее редактирование: Николь_Аверина 11/01/21, 19:07
| Просмотров: 575 | Комментариев: 15
Чудесное стихотворение, это связь которая длится через любые препоны, мы любим землю по праву рождения, по праву родства:)))
На написание этого стихотворения меня вдохновили работы Куинджи – сколько в них света… И человек он именно такой – светлый, добрый, любящий единственную женщину, своих учеников, животных, птиц. Про птиц вообще отдельная история. Он всё отдавал другим… А отдавать, даже в материальном плане, было чего. Почему это исключение? И почему всё реже встречаются стихи, вызывающие необыкновенное волнение… Можно говорить на эту тему бесконечно. И вопросы всё равно останутся…
Не думаю, что это мнение верное, вернее оно будет верным в определённой выборке. Просто более агрессивным и более скандальным легче быть на виду, легче оставлять о себе память, чем тем кто по природе своей не склонен к эпатажу. Вероятно это и является основой выбора - заметность фигуры на горизонте событий:))) Но талантливых людей всегда было много, просто многие ушли незаметно. Грустно это, но такова человеческая память. Думать об этом совершенно не стоит, когда обнулится время на планете Земля, обнулится всё.
Можно вопрос? Что понимается под "пропущенное через себя"?
Кстати, стихи мне понравились. Не без замечаний, но понравились.
А можно про замечания? Я ж без них никак...
Что касается замечаний... Их не много. И связаны они со строфикой и желанием несколько упорядочить акценты. Хочешь предложу вариант со своими правками?
И дивный свет, зовущий с полотна…
Бежать с откоса... и бежать,
бежать,
не чувствуя себя,
и всё же ощущать как жжёт роса, –
и вдруг застыть заворожёнными у плёса.
Откуда эта мощь?..
Её не созерцать,
не просто любоваться ею – жить,
врастать
в звенящую луну и снулый дождь,
в распутицу дорог и степь без края…
Откуда этот свет?
Откуда благодать,
что льётся на мольберты подсознания?..
Из раннего сиротства? Горьких лет?
И только ли любовь основа здания?
Я верю в эту связь.
Но отчего
всё чаще сочетание иное? –
под золотом листвы таится грязь,
желая стать добротным перегноем.
______
вот как-то так... имхо, конечно.
Тут два вопроса:)
Не волнуют кого? То, что не волнует тебя вполне может волновать другого человека. Совпадения в восприятии автора и читателя очень условны и зависят от многих уровней в том числе и от уровня интеллекта (способности составлять логические связи), уровня восприимчивости к боли другого ( сострадание), уровня художественного развития( рабочее воображение), уровня психической зрелости.... и даже уровня тестостерона:))) Этих уровней много на самом деле:))) Поэтому кому-то близко одно, а кому-то совсем другое. Причём мы все абсолютно можем быть при этом ориентированы на добро, на желание понимать и чувствовать. Я много раз наблюдала как разные люди прочитывают одно и то же стихотворение и как они вылавливают в нём своё - близкое именно себе, как будто видят свои шаблоны восприятия. В этом я думаю и состоит сложность восприятия чужого выражения мысли, через образы и метафоры. Мы с готовностью поглощаем узнаваемое и редко хотим прикасаться к неизвестному, для этого нужно определённая степень любопытства.
Что же касается ранних стихов, а они есть у всех, они как правило, отражают собственные(очень личные) переживания, которые имеют свойство ранить окружающих своей незащищённостью, бьющие, кричащие... Я задавала этот вопрос на семинарах у Ягодинцевой: почему боль в стихах, когда пишешь и сам плачешь не является поэзией, почему такое острое чувство вызывает только сочувствие? Ответ был прост: те кто пойдут за тобой не должны умереть, как умерла ты, они должны выжить и видеть путь к спасению, поэтому "боль в лоб", описание "душераздирающих подробностей" в стихах никак не связано с осмыслением и поэзией. А ведь по большому счёту начинают многие с боли, своей собственной, этот поток потом заканчивается и переходит в философское осмысление, перерастает в что-то более высокое чем просто боль...
Не знаю смогла ли ответить тебе, Оля, но я попыталась поговорить об этом:)