Иногда, вспоминая всех, кто был рядом со мной, не глаза, не улыбки, не губы – я вижу руки. Руки бабушки, добрые, нежные, пахнут весной, обещанием встречи потом… после вечной разлуки. Руки мамы не помню, но помню запах духов и немножечко – запах ногтей с маникюрным лаком. Руки папы точь-в-точь, как у рембрандтовских стариков, я склоняюсь над ними, мне горько и хочется плакать… Руки-дьяволы – эти внезапны, как жало змеи, руки-ангелы, мягко-воздушные, – не за что взяться… Есть ещё одни – жёсткие, властные руки – твои. Всё умеют, всё могут, всё знают и… снятся, снятся…
Интересно, что я вспоминая, тоже не всегда вижу лица... иногда - запах, иногда голос, слова... иногда - руки. Очень проникновенные стихи, Мурр! Сейчас сижу и вспоминаю руки, руки всех , кто мне дорог был и есть. Что-то в твоих стихах магическое наверное есть:)))
Да, Рита. Ваши стихи получше Ларисы. Соглашусь. Но она очень много прочитала книг, разносторонний человек, пишет прозу, образована, но стихи недотягивают до ваших. Я же честный человек. Врать не буду. Извините, если что не так. И понимаю , что мои стихи несовершенны. Будем работать, повышать уровень. Рита, а как вам мой стих Старый дом?
Все, кто пришёл читать мои стихи, пожалуйста, не удивляйтесь и не обращайте внимания на мелочную, потешную выходку baken в непосредственно предыдущей рецензии.
Я привела эти ссылки как иллюстрацию его нелепого выбора примера стихов с метафорой в затеянной им, но неудавшейся дискуссии. А он сначала истерично требовал, чтобы я убрала эти ссылки (когда всем известно, что мы не можем редактировать комментарии и рецензии), а теперь - видите - решил мне отомстить. Такая детская выходка, да?
Наверное, это о том, что о человеке помнят не по словам или мыслям, а по его делам. Руки - как символ дела, деяния, созидательного труда. Так мне увиделось.
Если честно, Джон, я думала не так конкретно, но ничего, что я думала, не противоречит Вашей концепции. Это интересно, просто здорово, что его (стих) можно и так воспринять. Спасибо большое, Джон!)
Сначала насторожили руки бабушки, которые пахнут весной. Руки ребёнка пахнут весной, понимаю - начало пути, весна жизни... Затем, запах ногтей. А как пахнут ногти? Можно почувствовать их запах отдельно от пальцев?) "Запах ногтей с маникюрным лаком" - запах лака на ногтях, но не запах ногтей с лаком. Мне так кажется. Руки-ангелы и руки-дьяволы - если честно, тоже звучит странно. Руки ангела подхватили меня... - понимаю. Руки-ангелы оберегают меня - не понимаю.)) Ну, и руки , я полагаю, любимого мужчины, которые всё могут и умеют ... Так или иначе, но подтекст эротический. И на фоне рук бабушки, мамы и папы - это так странно для меня звучит! В меру моей распущенности, безусловно, но тем не менее. И последние слова, что руки всё знают - не поняла. Руки помнят - понимаю (делают то, что делали прежде). А вот, чтобы руки всё знали... - не понимаю. Либо, опять-таки эротический подтекст - твои руки знают, как доставить мне удовольствие. Если в этом плане они "всё знают", то снова, в одном ряду с руками бабушки и родителей, звучит странно и для меня неприемлемо.
Я тоже вижу эротический подтекст (извращенка такая) и отчасти согласна с Марусей в остальном, но иногда против всякой логики что-то цепляет в стихах. Видимо это тот случай, финал - классный
Ну, бывает. Руки бабушки пахнут весной, потому что она весной затевала всегда пересадку цветов. Запах земли, запах зелени... Ну, для меня это так. Никаких возвышенных ассоциаций, что дети - это весна... Зачем? Я говорю о руках, потому и запах свеженаманикюренных, покрытых лаком ногтей. Опять всё просто. Я же не о маникюрше пишу, чтобы - запах лака. Руки любимого мужчины, которым я не устаю восхищаться. Его руки - воплощение его характера, умений, его уникальности. Он альфа-мужик, и его руки властные, как он сам. Он умеет всё - и руки его умеют всё. Он много работает, в том числе, физически, поэтому его руки жёсткие, а не мягкие руки канцелярского труженика. Он, такое впечатление, знает всё на свете - во всяком случае, его знания обширны и разносторонни, и его руки знают не меньше. При необходимости, его руки могут всё, я верю, даже то, чего не делали раньше. Что касается эротической стороны вопроса, этого я касаться не хочу. И в стихотворении этого никак не подразумевала.
Ну, опять-таки, в силу своей развращённости, я не могу думать/говорить/писать о руках любимого мужчины без эротики. Ибо, тогда это опять речь о соседе дяде Васе (плин, икается ему сейчас, наверное!). Весна и бабушка - хорошо. Имеет и право, и место быть. С бабушками ассоциации у всех разные. Запах лака ничего не говорит о маникюрше. Он говорит о том, что у мамы ухоженные ногти и, соответственно, руки. Вот и всё.) Стих-то хороший, но поработать над ним всё же было бы не лишним. Но и оставить в том виде, что сейчас, автор имеет полное право! Тем более, речь о личных воспоминаниях и ассоциациях.
Ну, я не могу отвечать за Ваши ассоциации. Сосед - так сосед. В Ваших стихах Вы, конечно, напишете всё, как надо.))
Я не считаю себя ханжой, я пишу любовную лирику достаточно пылкую, но не люблю демонстрировать интимности. Эротика пусть остаётся не тронутой чужими взглядами и руками)))
Поработать стоит над плохо написанными стихами. Для меня этот стиш написан, и написан именно так, как я хотела, и сказала я в нём именно то, что хотела.
Кстати, дамы... Я всё ждала, то кто-то скажет об этом, но... А ведь стихотворение кончается тем, что руки любимого снятся ЛГ, снятся... Это никому ни о чём не говорит?
Вообще, ответ уже немного на нервный смахивает, ну, да ладно. Нет, я не пишу в своих стихах как надо, т.к. не идеальна, а стихи - они ведь моё отражение.)) Обещаю больше не беспокоить.
Он больше не рядом, он уехал в командировку, он никогда не был рядом... Вариантов масса.
Ну вот ещё - не беспокоить! С Вами интересно поговорить))) Но может быть, просто допустить, что может быть несколько разных точек зрения, имеющих равные права на существование? И другая точка зрения - это не ошибка, требующая доработки? Она просто другая?)))
Намёк на эротический подтекст последних строк я тоже считала. Но имхо — всё органично сочетается, ЛГ сначала подумала о руках бабушки, потом о руках мамы, папы, любимого мужчины, с каждыми — свои ассоциации, они могут мелькать в мыслях с большой скоростью, запросто же можно перескочить с мысли о новом чайнике на мысль о лысине шефа, так и тут
А это стихотворение лишь подтверждает, что Вы - умничка! Так здорово закончить стихотворение! А со всех сторон смотрела на эпиграф и не могла к нему подступиться...
Так и я - смотрела с 4-х ночи до вечера (ну, с перерывами, конечно), но вот только вечером пришло в голову, что можно бы написать. А потом пока ещё оно написалось... Очень не сразу.)))
Ну зачем так - ещё и нюхать? Запахи ведь чувствуем не принюхиваясь специально. Нет посыла следить за руками, но руки ведь, как в цитате из Цвейга, предложенной на блиц, очень отчётливо характеризуют "владельца", и это интересно.)
Я не люблю затягивать тексты, если могу всё уложить в 12 строк))) Здесь я сказала всё, что мне важно.))
А, конкурсное стихо! На мой взгляд, верный способ написать стихотворного недоноска - это написать что-то на конкурсную тему. Иногда тут выть хочется: одарённый народ с лёгкой рукой и интересно рифмующий пишет и пишет на конкурсы легковесную муть. Да остановитесь же наконец. Напишите своё.
Это не на конкурс, но конкурсное задание натолкнуло меня на идею для стиха. И Вы напрасно переживаете. Мне кажется, у нас практически никто не пишет только на конкурсы.)) Своё пишут гораздо больше.
А! Ещё должна просто сказать: Я считаю, что самые лучшие стихи пишутся спонтанно, быстро, почти без исправлений в ходе правки. Наверное, это следовало бы назвать вдохновением))
Насчёт лучших стихов совершенно согласен. Именно так. Но они как-то там завязываются и зреют... А легковесность конкурсных стихов вот всё равно чувствуется. Как недозаваренный чай.
Я предлагаю эксперимент: из двадцати моих последних стихотворений выберите те, что я писала на конкурсы. А что-то и на блицы. А я обязуюсь честно сказать, что правильно, что нет.
И конкурсные стихи бывают шикарными, и стихи без всяких конкурсов бывают не очень... Не думаю, что конкурсы мешают хорошим авторам творить прекрасные стихи. И потом, конкурсы на добровольной основе, не так ли? Если автор чувствует усталость, вряд ли он втянется в это дело.)
Murrgarita, ваше предложение рассчитано на давнее знакомство и тонкий слух. Расписываюсь в отсутствии оных. И конечно же не буду проводить расследований втихаря. К тому же наверняка буду начислять непопадание в мой вкус на конкурсную торопливость. А наше разновкусие мне очевидно. Я терпеть ненавижу "образность" и "метафоричность". Хотя некоторые и очень редко меня переубеждают.
Ну почему? Есть авторы, пишущие нарративные стихи, так там и с образами можно, и без образов - там сюжетец есть всегда... Я не поклонница нарративных стихов.
Странно, Эризн! Но тут вдруг идут такие удивительные заявки, будто без "образности" и "метафоричности" бывает только нарратив, а стихов не бывает вообще! Какое сердце это вытерпит?
Мне кажется, всему своё место. Стихи о войне, например, не нуждаются в образности. Хотя тоже есть исключения. А если лирика или даже юмор — образность не помешает, если не перебарщивать
Таня, а как это - не нуждаются в образности? Если без образности, значит простой рифмованный пересказ чего-то, значит - нарратив. Что может быть иначе?
Татьяна_Вл_Демина, тут то, что без Образности, и стихами считать не хотят! На худой конец, говорят - нарратив. "Я убит подо Ржевом" - разве это стихи?? "Большая элегия..." - вообще ничто?? Я фонарею от таких заявок на литературном сайте! Остаётся только спросить, понимает ли кто отличие поэтической речи от простой разговорной?
Татьяна_Вл_Демина, боже упаси! Для себя - да, не люблю. Но отвергать Есенина, Багрицкого, Маяковского?!... Другое дело, что в образности-метафоричности видят единственное отличие стиха от нестиха. И этой "образностью-метафоричностью" буквально замусоривают тексты.
В "Я убит подо Ржевом" вполне даже есть образы. Не яркие, но есть, так что - неправильный пример. И то же самое - Большая элегия..." Помимо невероятных перечислений, там и образы есть. Так что - некорректные примеры.
Знаете, что меня в такие минуты всегда умиляет? Что мы в наше технико-прагматичное время можем "до хрипоты" спорить о необходимости/вреде образности в поэзии, кидаясь страшными обвинениями: "Сударь, да у вас нарратив!")))
Разговор, кажется, вступает в обострённую фазу. Воздержусь от дальнейшего. Хотя почему бы кому-то из руководства не замутить тему "А что такое стихи?" Заодно и сами узнают.))
иногда - запах, иногда голос, слова... иногда - руки.
Очень проникновенные стихи, Мурр!
Сейчас сижу и вспоминаю руки, руки всех , кто мне дорог был и есть.
Что-то в твоих стихах магическое наверное есть:)))
А то никто ничего не говорит... Начинаю думать, что они (стихи) и не нужны...
Кот-Неучёный (20/08/23 21:48) •
Это и хорошо, не кажется.))
И понимаю , что мои стихи несовершенны. Будем работать, повышать уровень. Рита, а как вам мой стих Старый дом?
Давайте я про Ваш стих там, под ним напишу, хорошо? Только хочу предупредить. Я напишу правду. Не обижайтесь, если что.
Я привела эти ссылки как иллюстрацию его нелепого выбора примера стихов с метафорой в затеянной им, но неудавшейся дискуссии.
А он сначала истерично требовал, чтобы я убрала эти ссылки (когда всем известно, что мы не можем редактировать комментарии и рецензии), а теперь - видите - решил мне отомстить.
Такая детская выходка, да?
https://stihi.ru/avtor/elviratishina
https://stihi.ru/avtor/tishinaelvira
Это интересно, просто здорово, что его (стих) можно и так воспринять.
Спасибо большое, Джон!)
Именно сейчас мне было важно прочесть такой отзыв.)
Затем, запах ногтей. А как пахнут ногти? Можно почувствовать их запах отдельно от пальцев?) "Запах ногтей с маникюрным лаком" - запах лака на ногтях, но не запах ногтей с лаком. Мне так кажется.
Руки-ангелы и руки-дьяволы - если честно, тоже звучит странно. Руки ангела подхватили меня... - понимаю. Руки-ангелы оберегают меня - не понимаю.))
Ну, и руки , я полагаю, любимого мужчины, которые всё могут и умеют ... Так или иначе, но подтекст эротический. И на фоне рук бабушки, мамы и папы - это так странно для меня звучит! В меру моей распущенности, безусловно, но тем не менее. И последние слова, что руки всё знают - не поняла. Руки помнят - понимаю (делают то, что делали прежде). А вот, чтобы руки всё знали... - не понимаю. Либо, опять-таки эротический подтекст - твои руки знают, как доставить мне удовольствие. Если в этом плане они "всё знают", то снова, в одном ряду с руками бабушки и родителей, звучит странно и для меня неприемлемо.
Всё умеют, всё могут, всё знают и... снятся, снятся..."
А что здесь видится? Кто? Сосед дядя Вася?))
Руки бабушки пахнут весной, потому что она весной затевала всегда пересадку цветов. Запах земли, запах зелени... Ну, для меня это так. Никаких возвышенных ассоциаций, что дети - это весна... Зачем?
Я говорю о руках, потому и запах свеженаманикюренных, покрытых лаком ногтей. Опять всё просто. Я же не о маникюрше пишу, чтобы - запах лака.
Руки любимого мужчины, которым я не устаю восхищаться. Его руки - воплощение его характера, умений, его уникальности. Он альфа-мужик, и его руки властные, как он сам. Он умеет всё - и руки его умеют всё. Он много работает, в том числе, физически, поэтому его руки жёсткие, а не мягкие руки канцелярского труженика. Он, такое впечатление, знает всё на свете - во всяком случае, его знания обширны и разносторонни, и его руки знают не меньше. При необходимости, его руки могут всё, я верю, даже то, чего не делали раньше.
Что касается эротической стороны вопроса, этого я касаться не хочу. И в стихотворении этого никак не подразумевала.
Весна и бабушка - хорошо. Имеет и право, и место быть. С бабушками ассоциации у всех разные. Запах лака ничего не говорит о маникюрше. Он говорит о том, что у мамы ухоженные ногти и, соответственно, руки. Вот и всё.)
Стих-то хороший, но поработать над ним всё же было бы не лишним.
Но и оставить в том виде, что сейчас, автор имеет полное право! Тем более, речь о личных воспоминаниях и ассоциациях.
Я не считаю себя ханжой, я пишу любовную лирику достаточно пылкую, но не люблю демонстрировать интимности. Эротика пусть остаётся не тронутой чужими взглядами и руками)))
Поработать стоит над плохо написанными стихами. Для меня этот стиш написан, и написан именно так, как я хотела, и сказала я в нём именно то, что хотела.
А ведь стихотворение кончается тем, что руки любимого снятся ЛГ, снятся...
Это никому ни о чём не говорит?
Ну вот ещё - не беспокоить!
С Вами интересно поговорить)))
Но может быть, просто допустить, что может быть несколько разных точек зрения, имеющих равные права на существование? И другая точка зрения - это не ошибка, требующая доработки? Она просто другая?)))
Так здорово закончить стихотворение!
А со всех сторон смотрела на эпиграф и не могла к нему подступиться...
Их действительно много разных. А если ещё их нюхать... Стихотворение могло быть и длиннее.
Нет посыла следить за руками, но руки ведь, как в цитате из Цвейга, предложенной на блиц, очень отчётливо характеризуют "владельца", и это интересно.)
Я не люблю затягивать тексты, если могу всё уложить в 12 строк))) Здесь я сказала всё, что мне важно.))
На мой взгляд, верный способ написать стихотворного недоноска - это написать что-то на конкурсную тему.
Иногда тут выть хочется: одарённый народ с лёгкой рукой и интересно рифмующий пишет и пишет на конкурсы легковесную муть.
Да остановитесь же наконец. Напишите своё.
И Вы напрасно переживаете. Мне кажется, у нас практически никто не пишет только на конкурсы.)) Своё пишут гораздо больше.
Просто выношенное стихотворение разительно отличается от заказного. А больше ничего не хотел сказать.
А! Ещё должна просто сказать: Я считаю, что самые лучшие стихи пишутся спонтанно, быстро, почти без исправлений в ходе правки. Наверное, это следовало бы назвать вдохновением))
А легковесность конкурсных стихов вот всё равно чувствуется. Как недозаваренный чай.
А я обязуюсь честно сказать, что правильно, что нет.
СерЖ
Я не поклонница нарративных стихов.
Никого не будет в доме,
Кроме сумерек, один
Зимний день в сквозном проёме
Незадёрнутых гардин...
Но тут вдруг идут такие удивительные заявки, будто без "образности" и "метафоричности" бывает только нарратив, а стихов не бывает вообще!
Какое сердце это вытерпит?
Что может быть иначе?
https://www.culture.ru/poems/19049/pesnya-o-gospitale
"Я убит подо Ржевом" - разве это стихи?? "Большая элегия..." - вообще ничто??
Я фонарею от таких заявок на литературном сайте!
Остаётся только спросить, понимает ли кто отличие поэтической речи от простой разговорной?
Но нежданно по портьере
Пробежит вторженья дрожь,-
Тишину шагами меря.
Ты, как будущность, войдешь.
Ты появишься у двери
В чем-то белом, без причуд,
В чем-то, впрямь из тех материй,
Из которых хлопья шьют.
не образно совсем-совсем?
Для себя - да, не люблю. Но отвергать Есенина, Багрицкого, Маяковского?!...
Другое дело, что в образности-метафоричности видят единственное отличие стиха от нестиха. И этой "образностью-метафоричностью" буквально замусоривают тексты.
ТД
Через полминуты удалила, опомнившись. А оказывается, все успели увидеть ) Про Маяковского было: что у него очень образные стихи.
Эри
Воздержусь от дальнейшего.
Хотя почему бы кому-то из руководства не замутить тему "А что такое стихи?"
Заодно и сами узнают.))