«Избитая тема» – сама статья, мнение, опрос и диспут и т.п. (увы, на сегодняшний день существует лишь в сильно урезанном виде): http://litset.ru/publ/54-1-0-66526
«Как это делается» – краткий обзор дискуссии под «Избитой темой»: http://litset.ru/publ/74-1-0-66550 Совсем недавно, в мае, на Литсети
разгорелось сражение разразился срач в штатном режиме прошла небольшая (комментариев на триста, наверное) дискуссия. Автор
baken предложил интереснейшую тему: метафора или прямой текст? И в качестве примера привел следующее стихотворение (двустишие):
Три дня высокой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил. О нем я и хочу говорить, об этом стихотворении. И о реакции на него. Конечно, интересно было бы обсудить и саму дискуссию, и – особенно – то, чем она закончилась и почему, но это, как говорится, не
мое собачье дело в моей компетенции, хотя мнение свое я на этот счет имею. Так вот. В качестве затравки приведу один из комментариев, наиболее полно отражающий общую точку зрения собравшихся
бойцов участников дискуссии:
Можно заменить эпитет "высокая" на "маленькая", – это как-то изменит смысл фразы в отношении главного героя? Это не стихи, baken – тут я согласен с Эризн, и "высокая" портит фразу своим излишеством, – уберите это слово, и смысл не пострадает.
СерЖ И тогда и сейчас скажу главное: «высокая» – гвоздь, на котором держится вся картина. Не на фразе «полчаса из трех дней я уже прожил» (хотя она как бы и является главной), а на слове «высокая». И да, если убрать гвоздь – картина пострадает. Она просто упадет. Почему?.. (Да, и по ходу, как говорится, чтобы дважды не вставать: это – стихи! Причем изумительные.) Понятно, объяснять образ так же нелепо, как и объяснять суть анекдота: т.е., или вы понимаете это, или нет. И никакими объяснениями делу тут не поможешь. Тем не менее. Попробую рассмотреть варианты, вдруг да получится объяснение. Возможные нарушения ритма в вариантах сейчас не рассматриваем. Итак.
Три дня маленькой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил. Девушка должна быть очень маленькой, чтобы попасть в стишок, попасть в поле зрения героя, потому что обычных маленьких (не совсем маленьких, средних) девушек много, а эта должна быть особенной, совсем маленькой. Т.е., герой увидел где-то в просвете между людьми совсем маленькую девушку, можно сказать карлицу, и она его так заинтересовала, что он готов ждать ее три дня (никуда не уходя), только чтобы снова ее увидеть. Возможно? Возможно! – жизнь полна сюрпризов. Кому-то это интересно? Мне – нет. Фантоцци какой-то.
Три дня кудрявой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил. Уже повеселей. Так и представляется этакая хохотушка с ямочками на щеках. Возможно, даже сидели они в общей компании за одним столом – герой и хохотушка. Потом она поднялась и ушла на три дня (обещала вернуться), и сразу стало как-то невесело, скучно герою, обыденно без нее. Полчаса прошли, а кажется – вечность.
Три дня любимой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил. Популярный вариант. Совсем плоский. Совсем никакого образа. Так привык герой, что они с любимой все время вместе, что вот, случилось любимой отлучиться на три дня (аппендицит, кхе-кхе, например, а в больничке ковид, посторонних не пускают) – и все, время для него остановилось.
Три дня сутулой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.
Три дня скандальной девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.
Три дня порочной девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.
Три дня блондинки девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил.
Три дня афроамериканской девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил. Каждый из вариантов несет свой оттенок, свой образ. Вопрос – насколько этот «оттенок» кому интересен?.. И наконец:
Три дня высокой девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил. Высокая девушка. Что мы узнаём? – Он с ней незнаком, даже близко не подходил, увидел сквозь толпу (в толпе, над толпой, в стороне, издалека). Причем мельком. Но здесь ее знают, раз подсказали про три дня. У кого-то он это спросил, не с плакатом же она прошла: «Буду через три дня». Она его безусловно поразила/заинтересовала, раз он готов ждать ее эти три дня, не сходя с места. Кстати, скорее всего он сидит. Не удивлюсь – если с рюмкой. И поразила она его (девушка, не рюмка) не своей высотой (было бы смешно, конечно), а чем-то, о чем нам не сказано – каждый додумывай сам, в этом и прелесть/интрига. Итак, в общих чертах, что вырисовывается? какой образ, атмосфера и т.п.? – Герой с большой вероятностью сидит где-нибудь в общественном месте, например, в кабаке
или в библиотеке (не дома же он у себя увидел высокую девушку и не в телевизоре). Кабак не пустует, народу много (толпа). Видит девушку. Девушка проходит стороной (дыша шелками и туманами) и исчезает, пропадает (уходит). Герой спрашивает, что за девушка такая высокая сейчас прошла? И все сразу понимают, о какой девушке речь. Потому что не он один тут такой – этой девушкой заинтересованный... У вас, возможно, возник другой образ, это не запрещено. Но образ возник из-за слова «высокая».
И для сравнения, чтобы было совсем уж понятно, вариант, предложенный в комментарии:
«и "высокая" портит фразу своим излишеством, – уберите это слово, и смысл не пострадает»:
Три дня девушки не будет.
Я полчаса из них уже прожил. Пострадал смысл или не пострадал, как думаете?..
И напоследок, в качестве иллюстрации, некоего примера, приведу слова из известной песенки:
«У ней такая маленькая грудь,
И губы, губы алые как маки...» Уберите «такая» – и все развалится. Уберите «маленькая» – и все развалится. Уберите повтор «губы, губы» – и все развалится. Уберите «алые как маки» – и все развалится... А не надо ничего убирать. Не надо в своих удобных растоптанных сапогах лезть на чужую постель чтобы вкрутить лампочку в люстре – осветить тьму.
Кстати, где в приведенном отрывке метафоры?..
______________
На конкурс «Я бы в критики пошёл, пусть меня научат»
http://litset.ru/publ/15-1-0-67698
Опубликовано: 09/08/21, 08:45 | Последнее редактирование: Гладких 15/08/21, 06:10
| Просмотров: 1418 | Комментариев: 9
В общей свалке-перепалкев дискуссии были высказаны замечания/мнения/вопросы: почему высокая, а не какая-нибудь другая, насколько это слово необходимо в тексте и вообще – это все не поэзия. Как смог – попытался на эти замечания ответить.Гладких (12/08/21 17:42) •