Здравствуйте!
Как вы знаете, 15 июля на Литсети начал работать дуэльный клуб «Слово и дело» (подробности
здесь).
17 сентября было начато
девятое читательское голосование.
А судьи работали с файлами, посланными им по почте.
Подчёркиваю для всех, читающих этот обзор - и читатели, и судьи работали
с анонимными произведениями. А успех в "угадывании авторов по стилю" я считаю очень маловероятным. Как и то, что "кто-то кому-то шепнул" и тому подобное.
Задание дуэли: Объём: не более 15 тысяч знаков, считая пробелы.
Сочиняем до 23:59 мск 10 сентября (оба дуэлянта прислали рассказы вовремя).
Тема была определена методом тыка:
на сайте Стихи.ру в новых произведениях было выбрано 24-ое из последних опубликованных.
Произведение называется "Счастливые лица" (Простывшая): http://www.stihi.ru/2015/08/20/754
Взяли в качестве темы строчку: "А вдруг вы счастливыми утром проснетесь..." Оба произведения были опубликованы на странице Анонимный Конкурсант:
Произведение "Последний день счастливой дрёмы":
http://litset.ru/publ/30-1-0-21157 Произведение "А вдруг вы счастливыми утром проснётесь…":
http://litset.ru/publ/30-1-0-21158
   
Комментарии судей:  
Татьяна Смирновская Рассказ "Последний день счастливой дрёмы" На мой взгляд, это пока ещё не рассказ. Это хорошая идея: показать "застойную" Москву, пробежав по ней с кем-то, кому не надо нигде долго задерживаться. Кроме того, мне показались очень "вкусными" три кусочка: очередь за сапогами, памятник Крупской и ожидающие у Грибоедова. Всё. Дальше начинаются для меня сплошные минусы: сюжета нет, абсолютно ничего не происходит с ЛГ (даже настроение не меняется), сами девушки неинтересные (сытенькие и, наверное, тупенькие, раз даже говорить не о чем); дети - вообще нереальные (ох, мужчина изображал), правдоподобие деталей прогулки с детьми на нуле, или, вообще, детали, позволяющие увидеть картинку, отсутствуют - на ребёнка НАдевают легкую "курточку", а старушка машет варежкой; зайдя в магазин и кафе, даже шапочки с детей не снимают (вообще, удивительно, они с колясками там были?), тупенькая ЛГ вдруг задумывается о "намоленных" часах (это в 82-м году!).
Моё мнение - если каждый "московский" фрагмент довести до уровня тех трёх, о которых я сказала, и продумать сюжет и характеры, то получится отличный рассказ.
Оценка 5 Рассказ "А вдруг вы счастливыми утром проснётесь…" Трудно что-то выжать из сюжета "я была несчастна, потом встретила его и теперь счастлива, потому что он мне сделал предложение". Тем не менее, читается легко, хотя и скучновато. Я для себя такие рассказы отношу к "устным": если бы мне это рассказывал реальный человек, добавились бы невербальные сигналы, вроде жестов и мимики, и я бы как-то эмоционально прореагировала. А тут остаётся только гадать - то ли, впрямь, ЛГ несчастна была, то ли красуется; то ли муж - эгоист, то ли ей удобно его таким представить.
"Провальным" показался кусочек с импозантным джентльменом, что плохо для всего рассказа: я так понимаю, тут должна была быть заложена основная идея.
Очень интересно - что значит "сдвинуть плечами", чем периодически занимается ЛГ. Сдвинуть можно шкаф. Вообще, править там ещё много, но я не вижу в этом особого смысла: этот, безусловно, рассказ, я не смогла вспомнить через три дня.
Оценка 4
 
Aleker Меня попросили не только оценить произведения, но и написать небольшие комментарии. А также разъяснить свою систему оценок. Я постараюсь это сделать в самом конце.
На самом деле писать прозу сложнее, чем стихи. В стихах всё внимание рифмам, мелодике, образам. И грамматическая или орфографическая, и даже порой стилистическая ошибка прощается или не замечается.
В прозе же надо быть предельно внимательным, чтобы не написать, например, "мороже
нное", или чтобы не получилось каких-либо двусмысленностей (об этом ниже). Конечно, фантазировать, придумывая какие-то необычные волшебные действия – это здорово. А вот для того, чтобы описывать в деталях какое-то определённое время, нужно хорошо разбираться в предмете...
Рассказ в прозе должен увлечь читателя с первых же строчек. Уверен, у каждого так бывало: начинаешь читать книгу, и уже после нескольких страниц, не веря автору и даже подумав: "Ерунда какая-то", откладываешь книгу в сторону.
Теперь только по текстам.
Я заранее прошу прощения у авторов, если я вдруг "всё не так понял"...
Последний день счастливой дрёмы Единственное интересное для меня в этом рассказе – экскурсия по городу.
К сожалению, то ли за счёт лишниx деталей и описаний, то ли за счёт недостаточного опыта в написании прозы, у автора не получилось меня заинтересовать. Так и хотелось по-Станиславски сказать "не верю".
Я так понимаю, что надо объяснить почему именно так…
Начнём с имён героинь. Если одна Наталья, то почему вторая Ленка, а не Елена? Или первая не "Наташка"?
За завтраком Наталья глотала заряд бодрости и оптимизма... Вместо бутерброда? Двусмысленность получается...
…. пришли на Центральный рынок.... Чего там только не было! Не было одного – очередей. Опять двусмысленность. Получается, что "очередь" – это продукт, который можно купить, но его не было.
Над убогой витриной в синем халате, белых нарукавниках и наколке на голове гордо возвышалась мясная королева – Зинка …... Тут надо было как минимум написать "продавщица Зинка". А то "мясная королева" – это может быть и свинья, и корова :) Тем более, что Зинка – вполне себе коровья кличка
Кстати,
белые нарукавники у продавщицы мясного отдела? Белыми они были только до того, как она натянула их на руки. А потом они уже бурые, ржавые, кровавые (нужное подчекрнуть)
Кассирша улыбчиво блеснула очками... можно улыбнуться губами, глазами... Но очками?!
побаловаться перекуром... насколько я знаю, так не говорят. Говорят "решили перекурить". Но! Две молодые девушки... с колясками... курящие... не могу себе такое представить в далёком 82-м году. Тогда курить для женщин в общественных местах считалось моветоном.
...стряхнула пепел с дефицитно-престижной «Marlboro»......Курили их редко, с целью театрального эпатажа.... Получается, что выйти погулять с ребёнком – это как раз тот случай, когда нужно курить дорогую "Марльборо"?
по маршруту единственного местечкового автобуса – «Роддом – Школа – Фабрика – Магазин – Больница – Кладбище... по логике не получается. После фабрики – магазин... Люди больше ни домой, ни на фабрикy не возвращаются?
Чистые пруды светлыми ручьями наполняют душу Натальи... опять двусмысленность
Ну и, конечно, мороже
нное... *вздыхает
надеюсь, что это опечатка
Разумеется, я прочитал весь рассказ до конца. И ещё есть достаточно "ляпов". Но я и так уже много накритиковал...
В общем, автор, простите, но Вы не смогли заинтересовать меня, как читателя.
Только за познавательные факты во время "экскурсии по Москве" я ставлю рассказу
3 балла  
А вдруг вы счастливыми утром проснётесь… Когда читаешь произведения анонимных авторов (судьи не знают кто написал рассказы), стараешься представить себе автора. И если автора первого рассказа я увидел, как человека средних лет, успевшего пожить в Союзе, и почему-то именно мужчину...
То здесь я определённо увидел в Литгероине самого автора – молодую женщину, с которой всё описанное и произошло на самом деле. Вернее, начало истории... А концовка – это то, что ЛГ (автор) очень бы желала...
Возможно, я и ошибаюсь...
По тексту:
до появления "Тургенева" всё шло вполне буднично и правдоподобно.
А вот появился какой-то мужик, и Золушка превратилась и принцессу?
Я понимаю, что "всё уже украдено до нас", но хотелось бы что-то новое, неожиданное.
*шёпотом * полу-улыбка (с дефисом)
Не могу сказать, что мне рассказ так уж понравился. Но написан по-женски, с пониманием и ожиданием простого женского счастья...
Моя оценка – 7  
Теперь, как и обещал, из чего складывались мои оценки:
Сюжет
Правдоподобность
Логика
Граммотность
"Отсебятина" – придумывание чего-то нового
Шкалы как таковой я предложить не могу – всё сугубо субъективно.
Всё – только мнение читателя.
Если у авторов будут ко мне вопросы или пожелания – с радостью пообщаюсь через личку :)
 
Арчибальд Лохматый Мир вам, жители планеты Земля и участники дуэли! :)
Лохматый судит как умеет и является истиной в первой-последней инстанции только на личной приусадебной делянке. :) Поэтому выражения «по моему мнению», «я считаю» и ежи с ними я буду употреблять нечасто, чтобы не засорять текст. И так понятно.
Пара слов о рассказах.
Видно, что авторы не новички в прозаических изысканиях, поэтому кракозябров практически не встретил, что радует.
Сюжет и композиция выстроены хорошо, почти по классической схеме.
То есть авторы могут, если захотят, а уж насколько захотели – это другой вопрос!
 
«Последний день счастливой дрёмы» Рассказ-ретроспектива о жизни москвичей и гостей столицы начала восьмидесятых годов.
Главные героини – представительницы привилегированной прослойки, знающие все ходы-выходы, обросшие связями и некоторым блатом.
На протяжении всего повествования весьма подробно и со знанием дела даются приметы времени (конец брежневской эпохи). В то же время, думаю, что местами автор всё же несколько передёргивает и чересчур акцентирует внимание на недостатки партийно-номенклатурной системы, из-за чего получается довольно-таки однобокое видение исторической ситуации. Ну, скажем, «кровавая гэбня» показана жупельно-зловещей, а это ведь не 37-й год, или, скажем, слишком смело делается вывод о резкой смене эпохи (до Горбачёва ещё три года, а до развала СССР 9 лет).
Кроме того, хотелось бы увидеть характеры героев, их внутреннее мироощущение, более оригинальный и яркий сюжет. Ведь на самом деле эпоха довольно-таки интересная и открывает большой простор для творчества. Но, увы, всё сводится к походу за покупками.
Оценка: 5 баллов.  
«А вдруг вы счастливыми утром проснётесь…» Ну что можно сказать… Несмотря на очевидное владение словом, в целом получилась типовая мелодраматичная история, выстроенная по схеме: несчастная одинокая героиня – случайная встреча – обретение личного счастья.
Вполне подойдёт для женского журнала, а вот на что-то большее, увы, вряд ли может претендовать. Типичные герои, стандартный сюжет, ожидаемая развязка.
Несколько спасает положение фрагмент со стариком, произносящим (как будто и не к месту) фразу о счастливом пробуждении. :) Но интриги не состоялось. На скорую руку сделав своё дело, старик исчезает, оставляя читателей в некотором замешательстве: а что это было? Ну, а дальше следует стандартный набор приятностей и неизбежный хеппи энд. :)
Оценка: 6 баллов.
 
Олег Велесов Последний день счастливой дрёмы Честно говоря, история прогулки двух подружек не заинтриговала, и даже исторические вкрапления (очень органичные, надо признать) не добавили рассказу интереса. Но что действительно порадовало, так это некоторые обороты (побаловать перекуром, улыбчиво блеснуть очками, молодой аппетит и пр.).
А вот избитый вывод о том, что неискушённый окраинным житьём-бытьём гражданин советской эпохи жил (а может и до сих пор живёт) по маршруту единственного местечкового автобуса, попросту расстроил. Хорошо хоть, он исходит из рассуждений провинциальной подружки, а не коренной москвички, иначе можно было бы подумать, что набивший оскомину московский снобизм вновь прокладывает себе дорогу в литературу.
4 балла.  
А вдруг вы счастливыми утром проснётесь… Всё, конечно, правильно – законы жанра и прочее… Но у ж слишком просто. Привычно. Знакомо. (Как же не хочется говорить «избито»). Весь мир чёрный, мама умерла, любимый разочаровал и бросил. Подруга – молодец, не сдаётся, но ничего у неё не получается… И вдруг этот волшебник: «Я хочу вам помочь…». И после этого жизнь резко меняется. Ребёнок, мужчина, счастливая жизнь…
Поверьте, автор, ваш рассказ, понравился мне очень, настолько очень, что даже блох искать не хочется (ну должны же быть какие-то). Но вот эта переходящая из рассказа в рассказ сюжетная банальность – расстраивает. Согласен, создать оригинальный сюжет невозможно; классики (будь они неладны) всё успели присвоить себе до нас. Однако можно же как-то по-другому, хоть немного. Пусть это будет не в кафе, пусть будет где-то на природе, в лесу, на необитаемом острове. Но опять это бесконечно повторяющееся кафе: чай – пирожное – здрасти.
8 баллов.
 
Мира Ирис Критерии оценки:
1. Сюжет. Сюжетная линия и схема.
Оценка от 0-3
2. Композиция.
Оценка 0-3
3. Образы действующих лиц.
Оценка 0-3
4. Стиль.
Оценка 0-1 (Простите, господа, но стиль или есть или нет)
Итого – максимально десять баллов.
Последний день счастливой дрёмы (10-1) Впечатления и рекомендации:
Сразу скажу чего, мне, не хватило в рассказе – ярких героев. На первое место в повествовании вышло время. Для человека, прожившего треть жизни в реалиях СССР, картинка получилась узнаваемая. Но я себе даже после четырех прочтений не ответила на вопрос «Как автор относится к тому времени? Сожалеет, что оно закончилось? Или нет?» Мне вообще не хватило в рассказе автора, его оценок. В последнем абзаце Автор сделал попытку высказаться, но пошел по стандартному пути соцшаблона:
«…великая, огромная страна пробудилась!» (С) Вы уверены в этом, Автор?
«Отрясая паутину долголетней счастливой дрёмы, она тревожно вглядывалась в будущее, пытаясь разгадать – каким же будет её новое счастье?..»(С) Как-то многовато пафоса для уверенности. Если бы Вы в эту фразу влили бы каплю иронии, взяв «новое счастье» в кавычки, мне, как читателю, Ваша позиция была бы более понятна. А пока весь последний абзац для развязки слабоват.
Мне не хватило характеров героев. И Наталья, и Ленка, как персонажи работали на создание образа советской действительности в последний день эпохи Брежневского правления. Но они так и не стали главными действующими лицами для меня. Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж, должны работать на создание образа действующих лиц, а не наоборот.
Но мне понравилось, что Автор, работал, используя много литературных приемов. Здесь были и экскурсы в прошлое и вставные эпизоды, и индивидуальные особенности речи героев. Это очень хорошо.
И последнее… Позвольте совет: весь текст изобилует цифрами – уберите их по максимуму. Хронология событий должна быть оправдана. А в этом тексте обилие цифр мешает. Конечно, хорошо, что у Автора такая хорошая память и он помнит, что «Пионерская зорька» звучала в радиоприемнике в 7.40, а магазин открывался в 10.00, но эти подробности излишни. И еще совет – в прозаическом произведении фраза типа
«И ничуть не беспокоясь о гастритах и диетах в звонкие 25 лет!» (с) должна выглядеть так:
«И ничуть не беспокоясь о гастритах и диетах в звонкие двадцать пять лет!» Мои оценки по категориям: 2-2-1-1=6  
А вдруг вы счастливыми утром проснётесь… (10-2) Впечатления и рекомендации:
Месяца через два-три перечтите рассказ. В тексте явный перебор с метафорами, но в данный момент времени любая попытка просеять их через решето, только испортит рассказ. Я прекрасно понимаю, как жалко расставаться с такими находками, но надо. В рассказе должно остаться только то, что работает на образ героя. Остальное соберите в архив черновиков, однажды перечтете и поймете, что вся эта коллекция – зародыши новых историй. А сейчас у Вас с образом, вернее с образами, не порядок. Пунктир – Игорь, пунктир – «Тургенев», не говоря уже о Главной героине и ее избраннике. Не убеждайте себя и читателя, что в тридцать два достаточно посмотреть в смеющиеся глаза, чтобы проснулось солнце в душе. Не верю. Не убедили. Не убедили, что женщина будет терпеть рядом мужчину, бросившего ее наедине со смертью матери, даже один день. «Тургенев», как «мавр, сделавший свое дело» удалился неоправданно быстро и не замотивировано. Да, на сюжет он сработал, но слишком тривиально, словно Вам просто нужен был персонаж, который скажет:
«…я не знаю, как достать солнце, которое спрятано внутри Вас» (С). Сказал и свободен? Если бы эту фразу сказал Алексей и не в первую встречу, я бы поверила, что у Лисы начала лопаться скорлупа из запекшейся боли, прячущая ее солнце, но… для того, чтобы эти слова прозвучали органично нужно написать еще много буковок и найти много слов, способных убедить нас в искренности Автора. Убедите меня, Автор! Я почему-то уверена, что у Вас получится.
Мои оценки: 3-2-1-1=7
 
Виталий Брот Оценки:
Произведение "Последний день счастливой дрёмы": 3 балла.
Произведение "А вдруг вы счастливыми утром проснётесь…": 7 баллов. Обзор опубликован здесь:
http://litset.ru/publ/34-1-0-21411
   
ИТОГИ: Рассказ "Последний день счастливой дрёмы": 5 + 3 + 5 + 4 + 6 + 3 = 26 баллов
Рассказ "А вдруг вы счастливыми утром проснётесь…": 4 + 7 + 6 + 8 + 7 + 7 = 39 баллов Таким образом, в этой дуэли прозаиков побеждает рассказ "А вдруг вы счастливыми утром проснётесь…"! Настало время раскрыть анонимность дуэлянтов.
Рассказ "Последний день счастливой дрёмы" - автор
Имум Коэли Рассказ "А вдруг вы счастливыми утром проснётесь…" - автор
Еленка Поздравляем автора Еленка с победой в поединке! Победитель награждается кубком и призовыми баллами (100 баллов Литсети). Победа будет записана в Летопись Дуэльного клуба.
Кроме того, Елена награждается Призом зрительских симпатий и призовыми баллами (50 баллов Литсети). (Результаты читательского голосования опубликованы
здесь)
Спасибо дуэлянтам, судьям, проголосовавшим и читателям.
Авторы, спасибо, что не молчите, отвечаете каждому судье персонально. Диалоги получаются весьма любопытными, их тоже не могу обойти вниманием)
Новых творческих успехов вам! И прекратите разговоры о том, что это последняя попытка и т.п. Вы владеете словом и должны идти дальше.
Очень благодарна Вам за прочтение (нелёгкое для Вас), за Ваше время, за отзывы и разбор подробный. Приношу Вам извинения за… объясню сейчас.
Я повторюсь, простите:
Возьму на себя смелость признаться в трусости. )
Это будет честно. А именно:
Увлёкшись предложенной темой, я написала совсем иную историю. Она называлась «Скоропостижное счастье».
Опомнилась, когда количество знаков приблизилось к объёму классического авторского листа (40000). К тому же основная сюжетная линия несколько перекликалась с рассказом «Чайка» из предыдущей дуэли. Именно поэтому трепетно ожидала оценок и результатов.
Струсила первый раз: что выбранная мной тема читателям и членам жюри приелась до отрыжки. Поменяла тему.
Первородный вариант рассказа «Последний день счастливой дрёмы» был гораздо образнее, богаче событиями и красками. Но – на 23000 знаков. ))
И тут струсила второй раз. Честнее было признаться, что не уложилась в рамки задания, и сойти с дистанции. А я – сократила.
Огрызок от рассказа - куцый и блёклый. Стороннему читателю - мало понятный.
Выпала в осадок сразу после публикации дуэльных работ. )
У меня две подружки. У Еленки – две подружки. У меня магазины. И у соперницы тоже. )
На данной дуэли поставила крест задолго до объявления итогов (типа, застрелилась).
Что хотелось показать:
Татьяна Смирновская очень верно пишет:
«сюжета нет, абсолютно ничего не происходит с ЛГ (даже настроение не меняется)»
Рассказ (назову так) называется «Последний день счастливой дрёмы». Главные герои в нём – не девушки, не дети (уж, совсем не дети). А Дрёма и Очередь. Жизнь в восьмидесятые – это сплошные очереди за счастьем. Кто-то теряет человеческий облик и жизнь в этих очередях. Кто-то научился их избегать. В какие-то очереди люди попадают по инерции (в Мавзолей, например), и сами не могут себе объяснить, зачем они туда попали. Плохо и то и другое. Но в этом заключалось ежедневное, привычное, житейское человеческое счастье.
Дрёма – ничего не происходит, жизнь течёт по инерции. Практически один результат у рабочих из провинции и у коренных москвичек.
«На мой взгляд, это пока ещё не рассказ. Это хорошая идея: показать "застойную" Москву»
Вы очень правы, Татьяна! ) Спасибо Вам! Это словесная руда. Или закваска для будущего пирога. )
Но по-честному – это огрызок от большого фрукта! )
И мне совестно, что я это опубликовала, чесслово…
«сами девушки неинтересные (сытенькие и, наверное, тупенькие, раз даже говорить не о чем); дети - вообще нереальные»
В основном варианте рассказа образы девушек раскрыты глубже. Они и стихи читают, и на каждом шагу с ними происходят приключения. Случаются интересные встречи. Мне не хватило объёма (это плохо). Но! В начале восьмидесятых яркой личностью быть – было опасно! Гнобили ярких! Начиная с детского сада. Каждый маскировал свою яркость молчаливой серостью. А кто не мог – был наказан режимом.
«правдоподобие деталей прогулки с детьми на нуле, или, вообще, детали, позволяющие увидеть»
Поход девушек – не прогулка с детьми. Это вынужденный поход за добычей, когда детей девать больше некуда. Но в полном варианте показана необходимость наличия детей в очередях магазинных. Где-то с ребёнком пропускают вперёд, а на рынке детям дарят дорогие фрукты на пробу, что очень устраивает москвичек.
«на ребёнка НАдевают легкую "курточку", а старушка машет варежкой»
С ОдеНадевают - промахнулась. ) А курточки-варежки… Танюш… Дитя в коляске обычно с одеяльцем, и курточки бывают разные. Что курточка лёгкая – не писано. Да и рассказ – не об этом. Не посчитала я нужным подробно описывать – во что одеты дети. Когда и как их одевали-раздевали. )) Варежка у бабули – так она с пяти утра стоит на улице! Там и мужик в тулупе! Ноябрь, на минуточку. )) По архиву погоды – 0+1 градус.
«зайдя в магазин и кафе, даже шапочки с детей не снимают (вообще, удивительно, они с колясками там были?)»
Эпизод – о моменте привычного счастья. А не о подробностях кафе. Никаких кафе не было там в те годы. Просто малюсенькая булочная, продающая свою выпечку. Круглый высокий стол на одной ноге. По сути – забегаловка. Никто там не раздевался, и, конечно, с колясками. Странно, что стали необходимы такие подробности. Ну, стало быть, минус мне, что не смогла передать колорит. Объёма не хватило. )
«тупенькая ЛГ вдруг задумывается о "намоленных" часах (это в 82-м году!)»
В восьмидесятых тема религии, как и тема секса, в стране была под строжайшим запретом. Запретный плод сладок. Люди читали об этом порой гораздо больше, чем о завоеваниях социализма.
«Моё мнение - если каждый "московский" фрагмент довести до уровня тех трёх, о которых я сказала, и продумать сюжет и характеры, то получится отличный рассказ.»
Спасибо! )
Единственное интересное для меня в этом рассказе – экскурсия по городу.
)) Экскурсоводское спасибо! )
Начнём с имён героинь. Если одна Наталья, то почему вторая Ленка, а не Елена? Или первая не "Наташка"?
Минус мне, конечно. Полный вариант рассказа отражает бо́льшую духовность и образованность Натальи, чем легкомысленной парикмахерши Ленки.
За завтраком Наталья глотала заряд бодрости и оптимизма... Вместо бутерброда? Двусмысленность получается...
Но, фраза на бодрости и оптимизме не заканчивается, она продолжается, объясняя, что именно глотала героиня за завтраком. Вопрос удивил, чесслово. )
…. пришли на Центральный рынок.... Чего там только не было! Не было одного – очередей. Опять двусмысленность. Получается, что "очередь" – это продукт, который можно купить, но его не было.
Не вижу здесь никакой двусмысленности. Очередей нет. И всё. При чём здесь продукт?
Над убогой витриной в синем халате, белых нарукавниках и наколке на голове гордо возвышалась мясная королева – Зинка …... Тут надо было как минимум написать "продавщица Зинка". А то "мясная королева" – это может быть и свинья, и корова Тем более, что Зинка – вполне себе коровья кличка Кстати, белые нарукавники у продавщицы мясного отдела? Белыми они были только до того, как она натянула их на руки. А потом они уже бурые, ржавые, кровавые (нужное подчекрнуть)
Вряд ли корова или свинья возвышалась в синем халате. А разрубкой мяса продавщица не занимается. И дело было ранним утром. Нарукавники вполне имели право ещё быть белыми. Я думаю. )))
]Кассирша улыбчиво блеснула очками... можно улыбнуться губами, глазами... Но очками?!
Улыбаться можно чем угодно! А уж очками – вполне!
побаловаться перекуром... насколько я знаю, так не говорят. Говорят "решили перекурить". Но! Две молодые девушки... с колясками... курящие... не могу себе такое представить в далёком 82-м году. Тогда курить для женщин в общественных местах считалось моветоном.
В далёком 82-м это считалось шармом, дорогой Алекер! )))
...стряхнула пепел с дефицитно-престижной «Marlboro»......Курили их редко, с целью театрального эпатажа.... Получается, что выйти погулять с ребёнком – это как раз тот случай, когда нужно курить дорогую "Марльборо"?
В том числе. Когда дитя маленькое, у молодой мамашки немного времени на прогулки самостоятельные, без ребёнка. Шанс выпал для выпендрёжа, и он использован. Не вижу трагизма.
по маршруту единственного местечкового автобуса – «Роддом – Школа – Фабрика – Магазин – Больница – Кладбище... по логике не получается. После фабрики – магазин... Люди больше ни домой, ни на фабрикy не возвращаются?
Не поняла вопроса, ейБо! )) Кто куда должен или не должен возвращаться? Или я должна была чётко и пошагово прописать маршруты жителей местечка?
Чистые пруды светлыми ручьями наполняют душу Натальи... опять двусмысленность
Не вижу двусмысленности. Ну, не вижу и всё тут! )
Ну и, конечно, мороженное... *вздыхает
надеюсь, что это опечатка
Поверьте – она. Вздыхаю вместе с мороженым… )
Алекер, это Вы простите… Отняла у Вас время своим сырьём. )) Спасибо большое!
В то же время, думаю, что местами автор всё же несколько передёргивает и чересчур акцентирует внимание на недостатки партийно-номенклатурной системы, из-за чего получается довольно-таки однобокое видение исторической ситуации.
Ой, значит, что-то у меня получилось! Именно – однобокое видение исторической ситуации, навязанное режимом во всех его проявлениях. Хотела показать противоречие между тем, что героиня внутренне не принимает режимные устои, но сама работает внутри, чтобы иметь льготы в жизни. Так жили 90 процентов людей страны.
Ну, скажем, «кровавая гэбня» показана жупельно-зловещей, а это ведь не 37-й год, или, скажем, слишком смело делается вывод о резкой смене эпохи (до Горбачёва ещё три года, а до развала СССР 9 лет).
Эпоха сменилась конкретно 11 ноября 1982 года. К власти пришёл Комитет. Чистки в организациях, аресты, увольнения, загадочные самоубийства, облавы в магазинах, парках и кинотеатрах в дневное время, высылки из Москвы. Массовая вербовка москвичей в агентуру через шантаж. Я – живой свидетель этого. Ситуацию видела изнутри. 10 сентября 1982 года Сретенка была перекрыта со всех сторон. Стояли броневики, звучали выстрелы. Это была последняя попытка так называемого «милицейского переворота», попытка удержать власть в руках умирающего Л.И. Брежнева.
Кроме того, хотелось бы увидеть характеры героев, их внутреннее мироощущение, более оригинальный и яркий сюжет. Ведь на самом деле эпоха довольно-таки интересная и открывает большой простор для творчества. Но, увы, всё сводится к походу за покупками.
Герои рассказа – Дрёма и Очереди за счастьем.
Спасибо большое, Арчибальд!
Спасибо за прочтение и за Ваше время!
Мира Ирис
На первое место в повествовании вышло время.
Это и было целью! Девушки – лишь трансляторы атмосферы.
Для человека, прожившего треть жизни в реалиях СССР, картинка получилась узнаваемая. Но я себе даже после четырех прочтений не ответила на вопрос «Как автор относится к тому времени?
А вот так и отношусь – противоречиво, не однозначно. Могу ругмя ругать, а могу рыдать, сожалея. Хотелось это и показать.
Изображение социальной среды, общества, в котором живет и действует персонаж, должны работать на создание образа действующих лиц, а не наоборот.
Задача моя была как раз обратная! )
Спасибище, Мира!
Прости, что поздно отвечаю; никак раньше не получалось
Кто бы ни был твоим главным героем, если остальные тебе неинтересны - лучше их вообще убрать, иначе ты свою глобальную мысль хоронишь в груде бессмысленно-лишних слов. То, что тебе кажется очевидным, совершенно не очевидно для читателя: откуда ему знать, как что было почти тридцать пять лет назад в Москве (если только он сам не "оттуда" )
Что касается религии - что ж, значит, и это в Москве было не так, как, например, в знакомом мне Ленинграде. Это была редкость, не для пустышек
Удачи тебе!
Моё "Вы" продиктовано уважением к тебе, как к члену жюри
Очень благодарна тебе/Вам за прочтение и разбор )
Тань, всегда внимательно слежу за твоими отзывами и критикой. Они всегда - критерий хорошего читательского литературного вкуса, глаза и уха )) А ещё - искренности.
А текст буду дорабатывать.
Спасибо! Встретимся)
Алекеру:
Да Вы, сударь, ясновидящий)))
История эта - моя, за исключением некоторых мелких деталей. Когда дали тему, долго не знала, о чем писать. А потом решила пойти по пути наименьшего сопротивления)) Получилась мелодрама, да, но сюжеты для фильмов откуда берутся? Из жизни ведь))
Золушка не превращалась в принцессу, да и нет тут превращения - все обычные люди. И чудес никаких нет. Но жизнь действительно непредсказуема. И встречи такие ещё случаются (еще и не такое бывает - сама бы не поверила, если б не знала, что правда))
*шёпотом * полу-улыбка (с дефисом)
** тоже шёпотом* а почему?
Спасибо, Алекер.
Мире Ирис:
Марина, о метафорах спорить не буду, хотя где они там лишние и какие именно - не вижу. Да и через пару месяцев тоже вряд ли увижу))
"Не убеждайте себя и читателя, что в тридцать два достаточно посмотреть в смеющиеся глаза, чтобы проснулось солнце в душе. Не верю. Не убедили."
Ну не убедила так не убедила) Вообще-то я и не пыталась.Но я бы не писала так, если б не знала по собственному опыту, что так бывает. Я не знаю, как это называется - интуиция, предчувствие, что-то ещё, но бывает...
Не убедили, что женщина будет терпеть рядом мужчину, бросившего ее наедине со смертью матери, даже один день. Терпела. Почти месяц. Вернее, не терпела - просто было всё равно. Поверь. Хотя...можешь не верить.
Да, начиная с "Тургенева" всё случилось очень быстро и потому чуть скомкано, вижу и признаю. Но нужно было уложиться в количество знаков. Не оправдание, конечно, но что есть то есть...
Мира, я знаю тебя как автора хорошей прозы, поэтому очень благодарна за мнение. И за веру в меня) Спасибо.
Олегу Велесову:
Помню Ваш отзыв на мою первую попытку прозы)))) А тут такая Высокая оценка...надо же...)))
Спасибо.
Арчибальду:
Правы, правы. Оправдывалась уже Мире) Повторяться не буду, потому как - виновата)
Татьяне Смирновской
Татьяна, конечно, эту историю можно рассказать и устно, но вряд ли таким языком. Всё будет намного суше, проще и лаконичнее. А зачем изощряться, если многие слова можно заменить жестами или мимикой? А на бумаге жестов нет, мимику не видно и голоса не слышно. Поэтому приходится использовать другие средства.
Что сюжет банальный - согласна. Что не вспомнится через день после прочтения - тоже.
Почему момент с джентльменом - провальный? Не доработан, скомкан и урезан - да. Но почему провальный?
Про плечи уже писала. Ошибка. Я запомню.
Спасибо большое за Ваш труд.
Удачи! И - до встречи!
С уважением жму руку)
Нам с Вами, принимая во внимание схожесть сюжетных деталей, уже давно пора под руку гулять! ))
В предыдущих дуэлях - смерти, больницы, больные дети...
Дай, думаю, соригинальничаю! Ни тебе смертей.. и дети здоровы, и ЛГ в принципе благополучны... Но "трагедь" - есть! ))
В утро публикации наших с Вами выстрелов - сползла под компьютерный стол! "Ржунимагу" - померкло в сравнении с истерическим хохотом, который меня постиг ))) Долго не думая, застрелилась... )))
Почему? А помните, в предыдущей дуэли рассказ "Обычное понятие"? ..."читатели по-прежнему хотят что-нибудь про клумбу"... ...А у меня - сплошные памятники, обожжённые Временем... К тому же - покоцанные (в смысле, обрезан рассказик донельзя)... ))
Так что, под руку крендельком и - по бульварам, Еленушка! Вместе с Ленками, Светками, тургеневым и Крупской с Дзержинским! )))) Компания - зашибись! )))
Читатели хотят про клумбу и жалостливую историю про собачку?))Ну так у меня они получили даже сверх того))
Гулять так гулять, я не возражаю) Тем более что компания действительно зашибись))
( Поехала домой. Из дому допишу, ага?)
Потому что если слово после "полу" пошется с большой буквы (пол-Европы) или начинается с гласной (пол-устрицы), а также начинается на Л (пол-лимона), то надо ставить дефис
А "полуулыбка" имеет место быть.
*громко*
Был не прав
Спасибо, Алекер.
"Провальный" - именно потому, что "недоработан, скомкан и урезан" Очень он выделяется на фоне остального, а если учесть, что, по идее, он должен быть центральным эпизодом - совсем грустно Поэтому я использовала слово "провальный".
С плечами понятно - мне даже в голову не пришло, что это ошибка, я думала, неудачный термин для какого-то особенного движения
Удачи Вам