Здравствуйте!
Как вы знаете, 15 июля на Литсети начал работать дуэльный клуб «Слово и дело» (подробности
здесь).
7 ноября было начато
одиннадцатое читательское голосование.
А судьи работали с файлами, посланными им по почте.
Задание дуэли: Тема: Монолог вещи/объекта или рассказ с центральным персонажем - вещью/объектом. Эти вещи/объекты дуэлянты загадывают друг другу (на выбор один из трёх вариантов).
Срок: 48 часов.
Объём: не задавался. Оба произведения опубликованы на странице Анонимный Конкурсант:
Произведение "Монолог старой школьной парты": http://litset.ru/publ/30-1-0-22364 Произведение "Монолог картины, висящей на стене": http://litset.ru/publ/30-1-0-22365
   
Комментарии судей: Мира_Ирис "Монолог старой школьной парты" Итак - задание дуэли: Монолог вещи/объекта или рассказ с центральным персонажем - вещью/объектом.
Автор пошел по самому простому и, увы, уже проторенному нашими игроками пути. Что ж это его право, но монолог парты оказался однообразен. Читатель, а я сейчас прежде всего он, ничего не узнал о главном герое повествования, кроме того, что у парты есть метрика и что она старая. Да и то о возрасте героя говорит лишь ее название. Старая – это сколько? Год, два, десяток лет? Автор мне видимо возразит и скажет: « А какая собственно разница?» Отвечу: «Хочется читать историю «жизни» героя, а для этого нужен сюжет и композиция. А в этой попытке, как собственно и в предыдущих монологах вещей с этим не срослось». Грустный перечень шрамов на теле парты. Неужели ей больше нечего рассказать нам, кроме тех надписей, что оставили сидевшие за ней в разное время? А ведь она наверняка волновалась, когда ее привезли в школу и поставили в этот класс? Как томилась ожиданием начала учебного года? Как гадала, кто он – ее первый ученик? И видимо она помнит, как этот ученик радовался ей, такой гладкой и новенькой? Или он не заметил ее красоты и ударил ее, бросив на ее крышку свой портфель и ручки, карандаши и тетрадки посыпались из открывшегося портфеля, потому что парта обиделась и ответила на удар, открыв замок? А может быть эта парта помнит еще те времена, когда все учащиеся писали чернилами и поэтому у нее было специальное углубление, куда нужно было ставить чернильницу. И они дружили?
Да и надписи... Они должны были меняться. Потому что каждое поколение делало свои надписи. В семидесятых, например, было прикольно исписывать всю столешницу названиями зарубежных рок групп. А в восьмидесятых уже писали цитаты из наших русских, а потом уже писали «Цой жив!» и рисовали его портрет. Да и словечки у учеников были разные и возможно не все они нравились парте.
А еще она, я в этом совершенно уверена, была свидетелем первых поцелуев и признаний в любви. Ведь не обязательно было царапать краску, можно было просто сидеть взявшись за руки и парта обязательно это помнит...
И что за этой партой никогда не сидела старая учительница, которая пришла в эту школу такой же молодой и красивой? И не плакала она ни разу за ней, и не гладила исцарапаную, многократно крашенную старую парту, прощаясь навсегда, потому что пришло время уходить на покой?
Мне было пресно и однообразно читать, уж простите меня, Автор, потому что от жизни этой вещи остались лишь скудные воспоминания, да и то их вызывают из небытия чужие мысли, нацарапаные на столешнице...
Общее впечатление: 3 "Монолог картины, висящей на стене" А вот здесь уже можно поговорить от технике, потому что у героини миниатюры оказался характер. Несколько истеричный и противоречивый, но он есть. Да и сюжетная линия, несмотря ни на что, прослеживается.
Картина видимо висит на противоположной от телевизора стене? Поэтому она цитирует кино- и мультяшных героев? Тогда она могла бы и рассказать нам об этом. Как и о том почему под ней стена розового цвета, коль уж обоев на стене нет. Да и странно, что картина, не знающая, что на ней изображено ( по крайней мере у меня сложилось такое мнение), вдруг узнает себя в рисунке ребенка. И догадаться, что ею так дорожит хозяйка, потому что она- память об отце, ЛГ уж точно могла бы. Но я ей все простила за последнюю фразу «Я просто – память»..
Рекомендации:
- Мне показалось, что начало несколько сумбурно, может с ним еще поработать? И может быть лучше закольцевать сюжет. Начать с точки «Как быстро летит время» и вернуться в эту же точку в финале. А истерики с «выкинут-не выкинут» замотивировать. Ведь тридцать лет она висела на этом месте и не переживала за свою судьбу, а тут вдруг появился новый член семьи, которому она совершенно не нравится, и началось? Да и хозяйка? Фразу «Это ты здесь интерьер портишь!» можно сказать мужчине, отношения с которым стремительно несутся в никуда, но если от него ждут ребенка? Мне кажется это психологически не правильно. Мужчине, которого любят, можно просто сказать о том, что это память об отце, и он поймет. И даже новую раму картине закажет к завершению ремонта. Хотя и любви у хозяев героиня не заметила. Всё больше прислушивалась к их спорам о себе любимой.
- «Квадрат Малевича». Дважды упоминать в столь кратком тексте не стоит. В первом случае – это удачно, а вот во втором бессмысленный повтор. Легко заменяемый на «пятно на стене».
Но ни в кое случае не воспринимайте мои слова как руководство к действию. Это лишь мнение одного из читателей, не более.
Общее впечатление: 6.
Баргузин ОБЗОР ДУЭЛЬНЫХ РАБОТ. Вначале хочу отметить, что прочёл оба рассказа с интересом. Надеюсь, что мои замечания помогут авторам. Разбор даю по пяти параметрам :
1 Сюжет
2 Оригинальность
3 Композиция
4 Стилистика
5 Раскрытие персонажей "Монолог старой школьной парты" Сюжет, по большей степени, предсказуем. Жизнь предмета развивается в естественной среде, надписи - летопись той жизни и - соответствующие выводы. Поймал себя на мысли: а что ещё можно услышать от парты? И сам себе ответил - надо её, списанной, отправить в кочегарку. Пусть ощутит разницу между учебниками и, допустим, костяшками домино)).
Оригинальность я рассматривал с идейной точки, то есть - для чего написан этот рассказ. К сожалению, не нашёл ничего особо идейного.Присутствует чисто описательный момент. "Клёво прожитая" жизнь, по сути, не такая уж и клёвая, если учесть, что парта вся изрезана. Заключение про спираль и реку, в которую нельзя войти дважды, у меня тоже никак не "привязались" ни к чему клёвому. Вывод, что парта осмысленно воспринимает только тех, кто расцарапал её столешницу - идейным не показался.
Композиция в рассказе присутствует, хоть и немного сбита хаотично накиданными картинками. В эпизод с футбольным фанклубом пришлось вчитываться.Очень уж непоследовательно он раскрыт. Отступление "из жизни школьников" явно мешает чёткости.
Вывод, что "первая любовь не задерживается" - достаточно смелый для парты.Откуда она может знать об этом, если ориентируется только на смену женских имён рядом с именем "Толя"? В предыдущем моменте с корабликом, она с сомнением отнеслась к реализации мечты о Северном полюсе, а тут - такая уверенность.
Папаня, царапающий парту во время беседы с учителем, который его вызвал, мне не показался убедительным. Но находка интересная! Преподнести бы чуть логичнее. И финальная мысль - противоречива. Что именно "пусть получится" у нового рыжего? Запоминающаяся "записка" на парте? Логическую связь моментов в рассказе надо бы построить более последовательно, как и добавить значимое заключение.
Стилистика в основном соответствует выбранному настроению, но стилистические конструкции несколько небрежны, образы выглядят нагромождёно.
К
раскрытию персонажей всё те же претензии: небрежно, хаотично, смазано.
Но если доработать - получится неплохо.
4 балла "Монолог картины, висящей на стене" Сюжет, так же, как и в первом рассказе, достаточно предсказуем, но, на мой взгляд - более оригинален. В основном этому способствует финал, демонстрирующий связь поколений (дед - внук, художники) и постепенно меняющаяся ценность картины: из обьекта маскировки она плавно перешла в семейную реликвию.
Оригинальность. Идею увидел, раскрытие почувствовал, отметил лёгкий воспитательный момент: не то дорого, что модно и ново.
Композиция интересная, но несколько нервозна. Мне показался мало убедительным момент со слезами на картине. Возможно, что потемневшие или поблёкшие краски выглядели бы более уместно. И "душа художника" слишком уж выпирает. Сказать бы один раз, одной фразой, но так, чтобы за ту душу обидно стало. Предсказуемые фразы обесценивают этот момент. Подумайте, автор.
Стилистика сильно хромает в диалогах. Вот тут, хотя бы:
Вот он – час моего торжества! Меня вносят в комнату и водружают на прежнее место. Как приятно висеть на пахнущей чистотой стене!
- Мы вроде хотели купить новую картину?
Я ему определённо не нравлюсь. Что я ему сделала?!
- Мы потратили на ремонт больше, чем планировали.
Ты просто умница! Я люблю тебя ещё больше, чем прежде!
Я не сразу понял кому принадлежат фразы. И таких ещё несколько моментов по ходу сюжета.
Построение самих фраз иногда напрягает.
- Не смеши меня, дорогая. Не надо вкладывать душу в неодушевленные предметы.
Вот что тут подразумевается: душа хозяйки, защищающей картину, или понятие - "вложить душу", как бы, оживив её тем самым?
Раскрытие персонажей. Картина, как фокальный персонаж, выписана автором очень неплохо, а вот второстепенные - слабоваты. Не хватает более ярких портретов хозяев картины, юного художника.
6 баллов
Wassillevs По образованию я не филолог и не имею отношения к литературе в своей профессиональной деятельности в реале, посему оцениваю работы со "своей колокольни", сложившейся из накопленного опыта и полученных знаний за время моей сетераторской деятельности (8 лет), в рамках которой уже не раз выступал и в судейской роли. Обычно критерии моей оценки таковы:
01 - в дрова;
02 - бред, но автор старался;
03 - в этом может и есть что-то, но я говорю нет;
04 - подвело исполнение;
05 - имеется смысл, но нужно работать, сыро;
06 - неплохо, но не воодушевило;
07 - хорошо, но подтяните;
08 - прекрасно;
09 - замечательно;
10 - просто фонтан. Причём, "в дрова" и "бред" используются мной только в "крайне клинических случаях", либо если судьям конкурса дана установка обязательно использовать весь диапазон оценок. Оцениваются именно конкретные конкурсные работы, а не авторы и их регалии, оцениваются по уровню исключительно между собой, и кто-то обязательно получит меньше баллов, ибо любой конкурс своим смыслом исключает толерантность, всегда есть лидер и аутсайдеры.
"Монолог картины, висящей на стене" Прекрасная зарисовка, вполне законченная, имеет внятную завязку, кульминацию и развязку, т.е. законно претендует на литературное произведение. Но, несмотря на краткость, иногда кажется затянутой, повествование слегка утомляет своими "нравится – не нравится". Есть претензия к логике – если картина является семейной реликвией, то какой бы мазнёй она не была, непонятно подобное отношение к ней. Конечно, возможно отношение хозяев искажено страхами самой картины, которая напугана сменой обстановки из-за ремонта и вполне могла (как бы это клинически не звучало) надумать себе желание хозяев её выкинуть. Но ведь эта информация передана в цитируемых диалогах, что исключает подобную точку зрения. На мой взгляд, использование диалогов в монологе не очень удачны. Подобное можно допускать, но несколько в иной форме. К примеру, повествователь может передразнивать, повторять точные цитаты каких-то крылатых выражений или поговорок, как о той же картине, которая "дырку в обоях загораживает", но и эти слова следует подавать от третьего лица по отношению к "первоисточнику", т.е. обязательно нужны слова и самого "автора монолога", и на момент диалогов картина не должна пропадать из "поля зрения" читателя. Не стоит чураться таких неуклюжих построений как "она сказала", "а он ответил", ведь весь монолог, по сути, прямая речь, разительно отличающаяся от художественной, даже будучи "окультуренной" писательской рукой. В целом же произведение оставляет хорошее послевкусие, автору удалось небольшим количеством "мазков" набросать картину, в которой есть место и небольшой драме с душевными муками персонажа, и ненавязчивому бытовизму, и оптимистической развязке, финал очень светлый.
"Монолог старой школьной парты" Поразило, сколько автору удалось вложить смысла в "дайджест" цитат "напартной живописи". Прям хочется воскликнуть – "Какая глубина! Какая смелость и какая стройность!" Конечно, мои восторги могут показаться преувеличенными, но всё же стоит отдать должное мастерству автора. Гениальное действительно просто, ибо когда постигаешь такое, всегда мучает вопрос – "Почему мне самому не пришло это в голову?" Буквально схематически автор дал многое читателю. Возможно, произведение на первый взгляд куда поверхностней, чем у оппонента по дуэли, но цепляет оно глубже, ибо автор умело играет на чувствах. Здесь и ностальгия, и романтика, первое разочарование и любовная драма, и даже такое тонкое наблюдение, как вечное детство в нашем разуме, ведь мало кто признается в этом. Ну и при упоминании развития жизни по спирали автор удачно зациклил повествование на рыжем ученике. В произведении много оптимизма и, несмотря на кажущуюся статичность, ведь события подаются постфактум и с самим персонажем происходит куда меньше перемен, чем с конкурирующей "картиной", но они охватывают больший временной отрезок, более насыщены действом и судьбами. Да, автор выбрал менее прямолинейный, но более "пологий" путь, и не стал описывать судьбу бездушного предмета, у парты она маловероятно могла быть любопытной, а жизни и судьбы людей, за которые так искренне переживает повествователь, куда интересней, да и подобное дружелюбное отношение невольно вызывает симпатию. Наверное, именно за то, что литературный герой больше переживает и говорит о других, чем о себе, он так располагает к себе.
Итоги:
На мой взгляд, автор "Монолога старой школьной парты" обходит дуэлянта по двум пунктам – качество текста и содержание. Текст, даже будучи составленным практически из флешьбеков, монолитен, а у конкурента несколько клочковат. По содержанию и логике претензий меньше, точнее они отсутствуют.
"Монолог старой школьной парты" –
10 баллов. "Монолог картины, висящей на стене" –
8 баллов.
Татьяна_Смирновская Авторы, простите меня: я читатель и подхожу к рабртам с меркантильно-потребительской точки зрения.
Работы похожи, как похожи обычно рассказы стариков в электричке. Там редко когда что-то необычное: примерно одинаково люди жизнь проживают. И рассказывают не для того, чтобы слушателя развлечь, а потому что поговорить хочется. Но там я хоть чувствую, что доброе дело делаю, когда выслушиваю, а тут всё-таки надеюсь на интересную историю. Или создание атмосферы. Или любопытные характеры. Или хочу посмаковать вкусные фразы. Или посмеяться.
Нет, работы не плохие: просто авторам было не о чем рассказывать. 12-1. "Монолог старой школьной парты" Фантастический рассказ без фантазии. Интересно же, где такой раритет сохранился. Почему в этом классе все желающие успевают вырезать длинные фразы? Или эта парта - одна такая? Почему? Почему за много лет её ни разу не покрасили? Вот такие возникли вопросы: то есть - к нерассказанному. А то, что рассказано, не заинтересовало: где-то я всё это уже не раз слышала.
Оценка: 4 12-2. "Монолог картины, висящей на стене" Начали с Простоквашино, закончили за упокой.
Мне кажется, если убрать всё до «Закончим ремонт, купим новую картину», история только выиграет. Пожалуй, в этом случае, я бы поставила оценку выше.
Оценка: 3
Леший (Алексей Абашин) Здравствуйте, участники и читатели!
Совсем недавно я сам участвовал в дуэли, а теперь выпало «счастье» побывать в судьях. Зная насколько непросто написать полноценный рассказ в рамках установленных правил, я не буду останавливаться на мелочах, а расскажу, чему, на мой взгляд, необходимо было уделить особое внимание. И порассуждаю о том, получилось это у авторов или нет.
Мнение моё не стоит принимать за «истину в последней инстанции». Если что-то пригодится – хорошо.
Итак…
Написать рассказ от лица какого-либо неодушевлённого предмета кажется достаточно простой задачей. Надели этот предмет человеческими чертами характера, добавь эмоции, вложи «в голову» какие-то мысли и заставь героя чуть пофилософствовать. Всё.
Но всё ли так просто?..
1. "Монолог старой школьной парты" Самое главное, на чём хотелось бы остановиться в данном рассказе, это недостоверность. Я не увидел характера. Я не увидел эмоций. Рассказ вызвал ощущение наброска, в котором обозначены какие-то «вехи», но связи между этими «вехами» не прописаны. Да и сами эти «реперные точки» брошены на произвол судьбы. Поясню.
«Как и у всех людей, при рождении мне была выдана "метрика": фабрика такая-то, номер партии, ГОСТ... В общем, всё, что полагается. Размеры, вес - всё было записано.
Вот только в отличие от детей, я не ждала целых семь лет, а сразу была отправлена в школу…» И? Я, как читатель, жду какого-то развития событий. Может быть, рассказа о первом впечатлении от класса, от школы. Может быть, рассказа о волнении, чувствах, эмоциях. Может быть, пары строчек о том, как:
«…ехали тридцать три новенькие парты в кузове старого громыхающего ЗИЛа в школу №333 н-ского района Смоленской области…».
Ждал подробностей. Не удивляйтесь, Автор – мне нужны были точные данные о фабрике, о номере партии, номер ГОСТа («В общем, всё, что полагается. Размеры, вес…»). Зачем? Чтобы стать «соучастником повествования», чтобы «стать партой».
Кстати, откуда парта знает, что творилось в голове у её «первого подопечного»? Нет, я не против того, чтобы она это знала, но логической подводки не было. Может быть, надо было придумать что-то типа:
«…А когда ребёнок засыпает за партой, парта может увидеть его фантазии и сны…» Помните «Оловянного солдатика» Андерсена? Им я был… А партой не стал, к сожалению.
Можно разобрать каждый абзац данного рассказа. Можно отметить недостоверность повествования в таких моментах, как «осведомлённость парты о том, о чём она не могла знать». Можно говорить о том, что парта воспринимается скорее как брюзжащий педагог… Я даже не верю, что парта именно «старая». Не удосужился автор доказать мне это. Много… слишком много моментов, в которых хочется воскликнуть: «Да не верю я!». Сыро-сыро-сыро…
Четвёрка… За форс-мажорную ситуацию, и за обозначение идеи.
2. "Монолог картины, висящей на стене" Второй рассказ в этой дуэли, на мой взгляд, написан гораздо лучше первого. Здесь есть достоверность. Есть некоторые зацепки в плане этой «достоверности», но они легко исправляются. Например, самое начало рассказа:
«Сижу, никого не трогаю, примус починяю. Точнее, не сижу, а вишу, и примус не починяю, но никого не трогаю - это точно…» С чего бы, вдруг, картине цитировать Булгакова? Точнее, откуда она знает эту фразу? И далее по тексту есть ещё «про Простоквашино», «про квадрат Малевича». Вызывают недоумение эти знания. А достаточно было бы добавить небольшое описание интерьера комнаты, в котором был бы телевизор, и проблема решена – можно цитировать всё, что угодно.
В целом, есть сюжет, есть конфликт, развитие, развязка. Здесь у меня получилось представить себя на месте этой картины. Чисто субъективно, мне не хватило объёма. Рассказ получился достаточно «резким», «отрывистым». Плавные переходы от абзаца к абзацу ему бы не повредили.
Не понравилось использование клише:
«Час икс настал! Именно так все и происходит – незнакомые небритые мужики с запахом табака и перегара, чертыхаясь и матерясь…». Сейчас таких грузчиков, наверное, и не встретишь… А если это попытка сравнения «низкого и возвышенного», то не очень убедительно получилось.
Этому рассказу я поставлю
шестёрку. К сожалению, сюжет нельзя назвать оригинальным.
Вот такие мысли. Более подробно и развёрнуто я не могу прокомментировать свои оценки, к сожалению. Времени не хватает. Но основное я обозначил.
Надеюсь, авторам что-то пригодится из вышенаписанного.
С уважением,
Алексей Абашин.
ИТОГИ: Рассказ "Монолог старой школьной парты": 3+4+4+4+10=25 баллов
Рассказ "Монолог картины, висящей на стене": 6+6+3+6+8=29 баллов Таким образом, в этой дуэли прозаиков побеждает "Монолог картины, висящей на стене"! Настало время раскрыть анонимность дуэлянтов.
Рассказ "Монолог старой школьной парты". Автор:
Aleker Рассказ "Монолог картины, висящей на стене". Автор:
Торопыжка Поздравляем автора Торопыжка с победой в поединке! Победитель награждается кубком и призовыми баллами (100 баллов Литсети). Победа будет записана в Летопись Дуэльного клуба.
Торопыжка также награждается Призом зрительских симпатий и призовыми баллами (50 баллов Литсети).
(Результаты читательского голосования опубликованы
здесь)
Спасибо дуэлянтам, судьям, проголосовавшим и читателям.
Всегда жду публикацию обзоров дуэлей с трепетом, словно участвую сама )).
В этой дуэли не хватило разве что острого десерта от Юлии Мигиты ).
Зато Алексей Абашин высказался интересно и всеобъемлюще. И оставил частичку себя в обзоре. Особенно меня пронзило - "Я не почувствовал себя партой"! Примите мои восторги, Алексей! ЕйБо, лучше не сказать! И впрямь, задача автора - заставить читателя очутиться в шкуре ЛГ, даже, если читателю этого вовсе не хочется.
Как всегда постоянна наша Леди Правда - Таня Смирновская. Спасибо, Танюш, тебе!
Мира Ирис, спасибо, что Вы всегда стараетесь пройти жизненный путь ЛГ, даже, если автор не показывает дороги.
Баргузин и Wassillevs, спасибо за внимательный взгляд и доброжелательность к авторам ).
Несмотря на то, что в этой дуэли обзоры жюри показались мне более захватывающими, чем конкурсные работы, дуэль состоялась, ура! Было увлекательно и поучительно. Спасибо, авторы! Пишите ещё, мы ждём!
Настя_Торопыжка, поздравляю Вас с победой!
Алекер! Поздравляю Вас с участием! Удачи!
Спасибо судьям: прочла все обзоры с большим интересом! Как всегда, впрочем)
На мой взгляд, много дельного сказали)
Пошла Торопыжка медальку на грудь цеплять.
Интересно, что мнение жюристов разделилось практически поровну. Только Леший картину испортил
А то была бы ничья и никому не обидно.
И спасибо моему сопернику за то, что на свет появилось новое произведение.
Леший резюмировал...
Я бы, на месте дуэлянтов, выцепил повторяющиеся "претензии" и учёл бы в будущем...
Есть вещи, которые повторялись "из мнения в мнение"... А мы не сговаривались.
Кстати, мнения Имум, которые я прочёл после отсылки своего обзора, удивительно совпали с моими... Чесслово, не читал до отсылки файла...
В принципе, это радует: если ядро два раза падает в одну воронку, значит, воронка достаточно большая.
На замечания, о которых захотелось сказать двум читателям (тем более - трём) - стоит обратить внимание, это точно)
А потом можно и подумкать. Или обдумкать?
Леша, ты же знаешь, Торопыжка медленно думкает. Но если надумкает, то фсе...
Если всю жизнь одной медалькой гордиться - другие мимо проплывут.
А у тебя там под боком нет компьютерщика никакого?
Спасибо жюри!
Не со всем я согласен, но "с судьёй не спорят"
В следующий раз приму во внимание ваши пожелания
Разница в баллах незначительная, так что можно сказать - практически ничья.
У тебя ещё будет возможность взять реванш.