Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Второй межпортальный конкурс. ФИНАЛ. Петра Калугина. Комментарии и оценки. Часть 2
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
Петра Калугина (Татьяна Калугина)

Ссылка на авторскую страницу: http://www.stihi.ru/avtor/petra_s

Родилась в Норильске, по образованию филолог, живет в Москве. Автор трех стихотворных сборников: «Твой город» (2004), «Круги на полях» (2012) и «Изобретение радуги» (2016), а также ряда литературных публикаций в журналах «Нева», «Новая Юность», «Октябрь», «Homo Legens», «Русский переплёт», «Подлинник» и др.

(Татьяна рекомендована в жюри межпортального турнира командой «Гордость Афины» (Творческий клуб «Голоса», Стихи.ру))
 

Оригинальный файл судейства можно скачать здесь: https://www.dropbox.com/s/myuksv43jy8wjdi/Petra_Kalugina.doc
 

Оценки
по 1-ой теме:   по 2-ой теме:

по 3-ей теме:   по 4-ой теме:

по 5-ой теме:

Суммарные оценки по командам:

Обзор был разделён на две части при публикации (невозможно опубликовать одним произведением из-за юкозовского лимита).

Первая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-27991

Вторая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-27990



Комментарии:

Татьяна 3-1. Прасковья
Команда «Мозговой шторм» (Графская При©тань)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5


Хорошим, «простым» языком рассказанная новелла в стихах. Мне кажется, это отдельный поджанр, который можно назвать «поэтический нарратив», и оценивать произведения такого жанра нужно в отдельной рубрике. Невозможно оценивать такие новеллы по тем же критериям, что лирические стихи. Метафоричность, многоплановость, владение разными поэтическими приемами – здесь всё это вроде как и не нужно, здесь важно одно – рассказать историю, которая сама по себе так ярка, неординарна, или так трогательна, что дополнительно расцвечивать ее разными приемами значит только портить.
Оценку ставлю высокую, но совершенно вне контекста конкурса и НЕ в сравнении с другими стихами.

====================================

Лола_Ува 3-2. По принципу
Команда «Пираньи пера» (Литсеть)
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 2


Звучащее посткоитальным рефреном «никто никому ничего не должен», «полежали и разбежались» – мне кажется, не очень хорошо сочетается с серьезной, драматичной интонацией. Какая-то внутренняя психологическая нестыковка чувствуется: если лир.героиня испытывает горечь и сокрушается по поводу легковесности своих отношений с противоположным полом, то для чего она повторяет всё вновь и вновь («порою встречаемся и лежим, но…»)? Обычно, когда из такой скользковатой темы пытаются выжать чистую слезу трагедии, но не располагают достаточными средствами для того, чтобы достичь тут настоящей психологической глубины, получается наоборот – комедия.
Опять-таки штампы: любовь – простуда, режим – постельный, кофе – согреть ладони, «Оскар» за притворство (из серии «Коламбия пикчерз не представляет…»); непонятная смысловая конструкция про «сцену молчания у киоска – // за гранью добра, но в пределах МКАДа». Что еще за киоск за гранью добра, но в пределах МКАДа? Или это молчание в пределах МКАДа? Трудно представить, что автор имел в виду.
Относительно неплохой (на фоне всего остального) показалась строчка: «Наш стиль – одиночество в рваных джинсах».

====================================

Ирга Рябина 3-3. Зелёные зайцы
Команда «Серпентуум - мобиле» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Интересная зарисовка, но нет законченности. Нет даже намёка, почему герой стиха идет по улице в пижаме и куда он идет. Судя по тому, что он прячется в тень от взглядов прохожих – он не лунатик, не дезориентированный во времени и пространстве дромоман, а вполне социализированный, здравомыслящий человек, которому важно, что подумают о нем окружающие.
Ближе к концу герой делает невнятную попытку объясниться: он де разгуливает в пижаме потому, что «мир так суров и сложен». Мне как читателю этого объяснения недостаточно.
Еще замечание: ситец – не пижамная ткань, не характерная для пижам. Мне кажется, ситец тут только для удобства рифмования.
Автобус, развозящий пиццы лиц, понравился.

====================================

Александр_Коковихин 3-4. Расставание, как песня
Команда «Тронутые музой» (Литсеть)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Надо отдать автору должное: монолог скелета из шкафа – идея оригинальная и остроумная. Конечно, технически стихотворение, в котором заключена такая славная идея, стоило бы подрихтовать, сделать более выразительным. «Невстречи», например, это явное заимствование из лирики Марины Цветаевой, кем только уже не использованное, этот образ сразу снижает планку стихотворения, сообщают ему привкус вторичности. Карманы, набитые мостами, чайками, лодками и т.п. тоже лучше как-то поизящнее обыграть… Одним словом, к технике претензий – множество. Но идея очень уж обаятельная…

====================================

Тень Ветра 3-6. Вернуться в весну
Команда «Шаланда Воланда» (Графская При©тань»)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Притча о том, что нельзя спать за рулем. Снова не очень понимаю, по каким критериям судить такой вот рифмованный нарратив. По критерию интересности/ неинтересности сюжета? Сюжет вызывает сочувствие, да. История очень грустная. Собственно поэтического в тексте я нашла немного, две строчки: «Я чувствую – жив, но по капельке смерть // питает меня внутривенно». Это очень сильные строчки, они многое компенсируют. За них – добавочный балл к «содержанию».

====================================

Маргарита_Шмерлинг 3-11. Ad infinitum
Команда «Ирмалита Че-S» (Литсеть)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2


«Времена года» Вивальди, «Осень» Пушкина (в которой описаны все четыре времени года) – вот что сразу пришло на ум при прочтении этого стиха. «Ad infinitum» – лучший подарок тем, кто утратил память и перестал ориентироваться во времени и пространстве. Стихотворение быстро, в четырех строфах, напомнит такому человеку: есть весна, лето, осень и зима. Для более подробного ознакомления и полного погружения можно почитать Пушкина.
Всем этим я хочу только сказать: я не понимаю, зачем приносить на конкурс «гаммы», откровенные упражнения для разминки пальцев, поэтические эспандеры…

====================================

larisa 3-12. Возьму твою боль
Команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань»)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Не слишком ли много шипящих в начале: «С больШуЩим холЩовым меШком за плечами…»? Шиплю я, читая, а дальше – жужжу: «итоЖу, прилеЖно, поклаЖу, хоЖу»...
Претензия только к звукоряду в первой строфе, что касается смысла – понравилось, очень.
Несколько разочаровывает отнесённость к прошлому, причем довольно уже далёкому («похоронка» дает чёткую временнýю привязку к Великой Отечественной войне). В наши дни неподъемного горя за божницами в деревенских домиках не меньше. Но это право автора – о чем писать.

====================================

Анна Лисицина 4-1. Вечернее чтение
Команда «Леди и Че» (Стихи.ру)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


В текст закралась ошибка: «Заново повесть в дуэте сотканО».

====================================

Юрий Глухов - Сентябрь 4-2. Книги
Команда «Серпентуум - мобиле» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Тонкая ирония первой строфы («Я их плохо понимаю, но сынок поймёт»), грусть второй («От отца остались только сотни этих книг») способствовали тому, что я как читатель предвосхищала некое необыкновенное по силе воздействия, яркое решение – в третьей. Ситуация, когда общение с отсутствующим отцом сводится к прочтению «маминым голосом» книг, принадлежавших этому отцу, должна была как-то необычно, пронзительно разрешиться. Но здесь этого не случилось. Не хватает сильной заключительно строки.

====================================

Татьяна Доронина 4-4. До атомов
Команда «Метамфетамир» (ЛитКульт)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Показался любопытным образ: «Стынет чай, сиротеющий без бутербродов». Но чай-сирота в одиночку не вытягивает этот стих из области красивостей в область поэтически значимого.

====================================

Любовь Левитина 4-5. Звёздная колыбельная
Команда «ЭНИГМА» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Стихотворение написано в полном соответствии с заявленным жанром: колыбельная. Т.е. песенка для детей, которая поется перед отправлением ко сну. Язык стихотворения хорошо приспособлен для восприятия детьми, интонационно текст выстроен так, что так и просится быть переложенным на музыку. Незатейливые, но способные заворожить внимание ребенка, «волшебные» стихи, идеальное попадание в жанр.
Почему не максимально высокий балл: в тексте нет моментов, отражающих детское парадоксальное мышление, нет примеров необычного, удивляющего, отходящего от языковых стереотипов. (Такого, как в стихах Г.Остера, Б.Заходера, А.Барто и других классиков «детского» жанра.)

====================================

Aleker 4-8. О сказках
Команда «Четверо смелых» (Литературный портал «Замок с привидениями»)
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 3


В начале стихотворения хорошо соткана атмосфера, организована интонация, стихотворение разгоняется и летит… до половиц, которые «вытряхивает» ветер. Я еще могу представить, когда ветер вытряхивает половики (но и то лишь при условии, что они развешаны во дворе на проветривание), но половицы… Они ведь деревянные, каким образом ветер может их вытряхивать?
Здесь, на половицах, стихотворение спотыкается, притормаживает. Далее идут общие места: небылицы, жасмин, ангел с певучим голосом… В последней строфе образность рушится окончательно. Мир назван «горьким и колючим», что стилистически неуклюже; чай из первой строфы закольцован кофе, и это уже переизбыток напитков на такой небольшой стих; Голгофа окончательно добивает стихотворение – как совершенно неуместный здесь образ и рифма-штамп к «кофе».

====================================

Бочаров Дмитрий С 4-9. Огненные мухи
Команда «Графы» («Графоманам.нет»)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Ироническое, даже ёрническое стихотворение. Определённый женский психотип ухвачен и передан очень точно. Взгляд на мир, а также манера передачи его «потомкам», – всё это изображено достоверно и лаконично, в несколько штрихов. То есть, так или иначе, но результат достигнут. Мальчика можно пожалеть, автору можно поаплодировать.

====================================

Юлия Александровна Михайлова 5-2. Нити
Команда «Кор-тики Ра» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 3


Мне кажется, автор польстился на эффектную рифму «возлюбленной/люмпены» и решил применить ее во что бы то ни стало и невзирая ни на что. Причем здесь не отпетые люмпены, уходящие налегке, я так и не поняла. А отпетые буржуа как уходят – не налегке, с поклажей? Вообще в этом ряду сравнений – глаза возлюбленной, птицы в силке, неотпетые люмпены – последнее выглядит диким, стилистически чужеродным. Ни одна рифма не стоит того, чтобы ради нее портить текст такой откровенно фальшивой нотой.

«Кухонька, где поднимаю тесто я» - тоже стилистический ляп. Поднимают флаги, поднимают детей на ноги, поднимают штанги. Тесто поднимается само.

Далее, непроясненным остался образ Создателя, который «крушит всё подряд».
Везде война (жертвами которой являются в основном почему-то люмпены, и то лишь в «межсезонье»), Создатель крушит всё подряд, лир.героиня затеяла печь хлеб, а в ожидании, пока тесто поднимется, бегает на крышу (хотя логичней было бы – в подвал, коль уж угроза с неба).

Стих показался скомканным и сумбурным. Тесто текста не поднялось.

====================================

tamilianna 5-3. Весенняя меланхолия
Команда «Логово» (Неизвестный Гений)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Цельное лирическое высказывание, внятно артикулированное, но с очень уж заурядной и плоской образностью. Мечты – меркнут, снег – тает, шарик – улетает… Нет многоплановости, стихотворение не раскрывается в глубину.

====================================

Ольга Шенфельд 5-13. Пойманные в ночи
Команда «Графы» («Графоманам.нет»)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Интересная образность, но замечание к последней строфе. Поскольку контекст сугубо «городской» (Париж, узкие улочки строк) и «богемный» (герой-поэт шатается по улочкам до утра, «бессмертьем собственным пьян»), то строчка «из всех батарей» изначально прочитывается не как имеющая отношение к военной терминологии, а как нечто сантехническое (батареи парового отопления). «Внутренний Париж» лир.героя затопило из прорвавшихся труб. Умом понимаешь, что «батареи» здесь однозначно «воинское подразделение» и ничто другое, но от навязчивой ассоциации с трубами уже никуда не деться…
Кроме того, «расстреливать из всех батарей» - стилистически неверно. Можно расстреливать из орудий, пушек, гаубиц и т.д. Но нельзя – из взводов, рот, отрядов, батарей. Это еще больше усугубляет впечатление от «батарей» как от чего-то неодушевленного, предметного, неких труб.

====================================
Опубликовано: 04/06/16, 05:05 | Просмотров: 1564 | Комментариев: 17
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Петра, спасибо от автора 3-4 за добрые слова и дельные замечания!
Александр_Коковихин  (04/06/16 22:31)    


ответное спасибо, Александр!
привет скелетам Вашего шкафа!))
petra_kalugina  (04/06/16 23:33)    


Здравствуйте, Татьяна, большое спасибо за Ваш нелёгкий финальный труд в целом и за ремарку к 4-1 в частности! Насчёт ремарки: у меня были основания считать, что фразу с "повестью" можно было сказать двумя способами: "соткана (кто?что?) повесть" и "соткано (кого?что?) повесть", вот я и выбрала второй большего благозвучия ради. Не подозревала, что это будет считаться ошибкой.
Анна_Лисицина  (04/06/16 18:04)    


Анна,здравствуйте! как это - соткано повесть? соткано что? повесть. Но: повесть сотканА, и никак иначе.
petra_kalugina  (04/06/16 21:05)    


Т.е. от перемены мест слов всё так категорически меняется? Сюрприз для меня...
Анна_Лисицина  (04/06/16 21:09)    


Анна, перемена мест тут совершенно ни причем! Есть такая вещь, как согласование по родам. Повесть - существительное женского рода, поэтому - сотканА.
РОМАН был бы соткан.
ЭССЕ было бы сотканО.
Это же элементарные вещи? Русский язык у Вас не родной, что ли?
В вопросе "соткано что?" не заложена привязка к роду, а "соткано кого?" - это вообще абракадабра, не по-русски.
Мдааа...
спишу всё на поздний час и усталость...
petra_kalugina  (04/06/16 21:15)    


Татьяна, уточнение "кто?" и "кого?" было сугубо для понимания падежа, если это было не ясно сразу. И, кроме согласования по родам, есть ещё безличностные формы, рядом с которыми как раз и употребляются существительные в винительном падеже. "Было найдено", "было выковано" и т.п. А Ваши выпады, при всём уважении, неуместны.
Анна_Лисицина  (04/06/16 21:37)    


ОК, Анна. Было выковано повесть. На том и остановимся )
petra_kalugina  (04/06/16 21:49)    


Да разве дело в "ок" или "не ок"? Я просто хотела выяснить причину частого замечания по этому поводу. Может, привычка работать в научном стиле повлияла - там подобные формы в порядке вещей. Но когда ответы сводятся к неубиваемым аргументам с переходом на личности, то действительно лучше принять по умолчанию, что все устали и хотят спать.
Анна_Лисицина  (04/06/16 21:58)    


Прошу извинить за переход на личность - вырвалось спонтанно, от сильного удивления. Мне показалось (и до сих пор кажется), что для русскоговорящего человека согласование по родам - вещь самоочевидная и не нуждающаяся в какой-то сверке с внутренним редактором. То есть человек не задумываясь скажет "соткана повесть", но никак не "соткано повесть".
Удивительно же здесь то, что в остальном Вы говорите грамотно, на хорошем русском литературном языке. И стихи на нем пишите.
Необычный феномен...
petra_kalugina  (04/06/16 22:38)    


Да я сама уже в шоке, как так получилось biggrin Я владею тремя языками (русским, украинским, английским), причём положение обязывает к умению общаться на "официальных" или "деловых" их вариантах, но, видимо, не всем нормам я была правильно обучена. Тогда получается, что не было бы счастья, да несчастье помогло - теперь и в науке грамотнее буду выражаться:)
Анна_Лисицина  (04/06/16 23:37)    


и на старуху бывает проруха :)) особенно на финальном этапе конкурса. Представляю, как авторам трудно...

удачи Вам и всего-всего!!
petra_kalugina  (04/06/16 23:43)    


Дык судьям же ж не намного проще с шедеврами и шЫдеврами авторскими работать))
Спасибо за пожелание, взаимно!
Анна_Лисицина  (04/06/16 23:56)    


3-2. По принципу
если лир.героиня испытывает горечь и сокрушается по поводу легковесности своих отношений с противоположным полом, то для чего она повторяет всё вновь и вновь

Может потому что его все устраивает, а она не готова это закончить? В этом и драма.
Ситуация - за гранью добра, но пределах МКАДа, потому что "за МКАДом жизни нет".
Спасибо.
Лола_Ува  (04/06/16 11:33)    


спасибо, Лола!

если бы героиня делала акцент на "люблю не могу", а не на "встречаемся и лежим", тогда я бы поняла ее драму - понимание, что "надо закончить", но невозможность это сделать.

просто заданный "постельный" контекст всё слишком уж опошляет. А где чувства? завалялись под одеялом?

простите, если Вас что-то задело в моем отзыве, я никоим образом не собиралась читать моралите, мои придирки - не к сути стиха, а к форме подачи.
petra_kalugina  (04/06/16 13:00)    


Я хотела описать вполне современную ситуацию, когда люди встречаются изначально обговорив условия. Увы, для героини со временем все несколько изменилось. Но... не стоит ведь делать свои проблемы общими.
Что касается некоторой пошлости... ну, во-первых, постельный режим - это еще одно выражение любви как болезни, во-вторых, делать не пошло, а намекать на это пошло?.. Мне кажется это скорее приземленно и немного цинично, ну вполне современно, короче.
Да нет, ничего не задело, просто объяснилась)
Лола_Ува  (04/06/16 13:51)    


Лола, пошлость не как нечто "аморальное", а в другом значении - как нечто заезженное, избитое, расхожее. Эта "страдательная постельность" - как бы такой штамп, а возвыситься над этим, вывести этот образ на другой уровень у Вас не получилось (на мой взгляд).
petra_kalugina  (04/06/16 22:44)