Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Второй межпортальный конкурс. ФИНАЛ. Larna (Татьяна Шевченко). Комментарии и оценки. Часть 2
Обзоры
Автор: Колизей-Архив
Larna (Татьяна Шевченко)

Ссылка на авторскую страницу: http://ti-poet.ru/kabinet.php?a=343890

Магистр филологии. В 2006-2010 гг. – сотрудник ПНИЛ "Textus" Ставропольского госуниверситета; с 2010 г. редактор многопрофильного книжного издательства "ССШ". Увлечения, помимо искусства: горный туризм, автостоп, коллекции миниатюр по различным тематикам. Чаще анализирую тексты, чем синтезирую новые.

(Татьяна рекомендована в жюри межпортального турнира командой «Кассиопея» (сайт «Ты-поэт»))
 

Оригинальный файл судейства можно скачать здесь: https://www.dropbox.com/s/7pz8rw82j0nshtd/Larna.docx
 

Оценки
по 1-ой теме:   по 2-ой теме:

по 3-ей теме:   по 4-ой теме:

по 5-ой теме:

Суммарные оценки по командам:
 

Обзор был разделён на две части при публикации (невозможно опубликовать одним произведением из-за юкозовского лимита).

Первая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-28008

Вторая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-28007



Комментарии:

Анна Лисицина 4-1. Вечернее чтение
Команда «Леди и Че» (Стихи.ру)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Послушные буквы, спрятавшийся за шкафом вечер, шуршащая черешнями ночь, куклы-ясочки, мама-ласточка, сопящие нездешние духи – хорошо передана «пасторальность» картины, даже несколько переслажена. Но за бесконечным кружавчатым ассоциативным рядом потерялось личностное, стихотворение напоминает скорлупку без орешка, вряд ли имеет художественную ценность без картины и вне конкурса.
Досадная опечатка в окончании «соткано».
«Духи», которые «мухи» – понравился «шифр», так как название картины в силу коннотаций слова «муха» в русском языке мне не кажется хорошим.
Дочка уснула, а мама увлеклась сказкой и замечталась об Алых парусах. Не поздновато ли для мамы и не рановато ли для ребенка именно про Ассоль?
«глубины не вымерив» - излишество ради заполнения строки.

Тонет луна в океане глобуса,
Сыплются звёзды в песке часов.

- «в песке» ничего сыпаться не может, сыплется сам песок; если песчинки как звезды – то этого нам не видно, а строчку хочется разметафоризировать, так как она синтаксически параллельна неметафоричному, фотографическому описанию луны в океане глобуса.
А что за «уместные опусы»? Уместные чему?

====================================

Юрий Глухов - Сентябрь 4-2. Книги
Команда «Серпентуум - мобиле» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2


Строфы не имеют какого-то единого стилистического и даже содержательного стержня. Сначала – пародия на современную систему образования? В конце – нечто старомодно-жюльверновское. Перечень книг забавный. Особенно «Медицина и финансы». Если это ирония, то нужно бы, чтоб она была или везде, или нигде.
Ощущение, что стихотворение создано в пожарные сроки, только усилилось благодаря аллюзии на скороговорку «во дворе трава».

====================================

НБС 4-3. Бессонница
Команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань»)
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 2


Мысли не поражают новизной или глубиной. Метафоры не имеют общего каркаса.
Почище, по полной, по сути, предельно, не упустить своего - разговорная лексика, неоправданная в контексте «небесного дива» и прочего.
Дела, дел – повтор слова в одной строфе. Побеждает добро – тоже дважды, правда не в одной строфе, но читателю достаточно и одного раза, ведь он к этому популярному лозунгу и так давно привык.
Развернутые сравнения детских и взрослых дел с сыпью и порезами – это семантические пустышки, на которые ушло полстрофы.
Глядеть в оба не то же, что разглядывать в оба.

====================================

Татьяна Доронина 4-4. До атомов
Команда «Метамфетамир» (ЛитКульт)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Содержание ярче, чем в других стихах данного блока, а техника неровная.

Обветшалую память. По полкам попрятаны
- явно незапланированный фонетический повтор «Па…папо…пап…».

Сравнение шкафов с дебрями неудачное, другое дело, если бы было «сказки, мифы, античная литература – неприступные дебри». Да, и дебри – они не неприступные, а непролазные.

Льется пятнами свет сквозь дощатые прорези
Многослойная неправильность образов – в досках не прорези, а щели; дощатый – это сделанный из досок; неудачная контаминация двух метафор – льется свет и пятна света.

Отгоревшая жизнь, распадаясь на атомы,
Замаячит последним мерцающим бликом.

- как и во многих других стихах, нарушена логика времен: правильнее бы было «отгорающая жизнь».
Рифмы слабые.

====================================

Любовь Левитина 4-5. Звёздная колыбельная
Команда «ЭНИГМА» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Испортили огненными мухами хороший текст, ведь «написать по картинке» еще не означает того, чтобы текст без возможности увидеть картинку нельзя было оценить по достоинству. Это не требование организаторов конкурса, а мой вспомогательный критерий для дифференцированной оценки. Хотя автор попытался выйти из ситуации, нарисовав это как сюжет сказки.

====================================

Таня Арсак 4-6. Спи
Команда «Кор-тики Ра» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Произведение радует своей цельностью.
Растрачены – утраты – однокоренные слова. Лампионы, дрофовая степь – иностилевые вкрапления. Анжанбеман между первыми двумя строфами не сразу воспринимается, несмотря на знаки препинания, «в ковыльной дрофовой степи» читается как место действия к сказуемому «не встречена, не брошена». А вот в последней строфе нужно было соединить два предложения в одно (пунктуационно), чтобы не потерялось «еще», которое относится и к стрижке челочек.

====================================

Ирина_Корнетова 4-7. Феи зыбучих снов
Команда «Тронутые музой» (Литсеть)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Для своей пародийной ниши написано отлично.
Имеются сбои в амфибрахии (например, «ты станешь безвольной пешкой чужой игры» - ритм требует «безвольною»), что простительно только перед цезурами и в финальной строке.

====================================

Aleker 4-8. О сказках
Команда «Четверо смелых» (Литературный портал «Замок с привидениями»)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Стихотворение с отличным потенциалом на внеконкурсную жизнь. Откинет ночь расшитую чадру, сотку узором небылицы – хорошо.
С другой стороны – «ой-ё, шире вселенной горе мое…»: преувеличена «голгофность» страданий, если имеется в виду только «дом – работа, работа – дом».

Сынишка спросит: ”Мама, как дела?“
А я сотку узором небылицы,
Что счастье расцветает, как жасмин,
Что слышен голос ангела певучий...


- стилистический и семантический диссонанс вопроса и ответа.

====================================

Бочаров Дмитрий С 4-9. Огненные мухи
Команда «Графы» («Графоманам.нет»)
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 3


Большой плюс в том, что стихотворение затрагивает эмоциональную сферу читателя. Хочется утешить героиню, помочь ей, поумиляться ее огорошенности и наивности. На этом плюсы заканчиваются.
Нужно было усилить контраст собственно сказочного дискурса и полуграмотной речи героини.
Концовка («Лучше - сны. Они добрее, чем светящиеся мухи») абсурдна, как и «мушиные» композиционно-сюжетные ходы, если абстрагироваться от задания конкурса.
Знака препинания «восьмиточие» не существует. Хорошо еще, смайлов нету.
Что, что? «Нету» - нелитературное слово? Почему же тогда дважды им оканчиваются строки в этом стихотворении?
«Всех любить, кого попало» - плеоназм.

====================================

Тенигин_Андрей 4-10. Колыбельная
Команда «Пираньи пера» (Литсеть)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2


Порадовали тем, что мух заменили на искорки крылатые.
Подвела омография: зАводи у меня даже при повторном прочтении превращаются в переходный глагол заводИ [голоса].
«Все, что сердцу дорого», «травы пряные», «ласковый рассвет» - штампы. Как и вся заключительная строфа. «Залпы, взрывы, выстрелы», «беда-война» - вообще убили стихотворение. Беда – дважды употребляется, с интервалом в 4 строки.

====================================

Лионель Садорро 4-11. *** ("Я ни штору сегодня, ни локон твой светлый не трону...")
Команда «Созвездие Красного Быка» (Литературный портал Artbull.ru)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


На первый взгляд, хорошее стихотворение. Сюжет романтический, связный, а манера подачи подкупает изысканной легкостью, но и удивляет избытком речевых ошибок.

Светлячков приманю – в невесомую сказку запрячь их

Запрячь – грамматическая омонимия инфинитива и глагола повелительного наклонения, контекст допускает оба значения.

Эта сказка – о том, как тепло в середине апреля,
Как ночная прохлада баюкает ангелов спящих,
Как беспечно они засыпают на алой постели


тепло, и сразу прохлада... Несостыковка. (Не самый большой недочёт.)
Повтор корней в соседствующих строках: «спящих, засыпают».
Не мотивированный системой образов и ассоциаций эпитет «на алой постели».

Что значит души прочитанных книг? Чтение убивает книгу?

Мы вернёмся под утро – держи её за руку крепче,
Чтобы помнить, куда из скитаний своих возвращаться.


– хромает логика, скорее имеется в виду, «чтобы запомнить дорогу», то есть «как», а не «куда» возвращаться, но все равно сомнительно, что именно держание за руку развивает мнемические способности.
Из скитаний – стык согласных.

Небом и звёзд океаном – достаточно бы было звезд океаном, что уже включает в себя небо.
Крылатые плечи, мерный шорох песка на часах, тебя берегли пальцы, баюкают спящих, рассказ, полный битв – некорректные выражения.

====================================

Glück 5-1. Ad libitum
Команда «Ирмалита Че-S» (Литсеть)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Есть грамматические ошибки и штампы, но написано, как мне показалось, решительно и искренне.
Сразу становится скучно от стихотворений, перегруженных сленгом.
Финал понравился.

====================================

Юлия Александровна Михайлова 5-2. Нити
Команда «Кор-тики Ра» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Радует наличие некоторых неизбитых образов и мотивов, в финале оригинальная метафора. Но в начале – «меркнут глаза» - стилистическая шероховатость. Может меркнуть взгляд (в ритм бы попало, вернее, в отсутствие единого ритма) или свет в глазах.

====================================

Елена_Шилова 5-4. В моём лабиринте
Команда «Пираньи пера» (Литсеть)
Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 4


Синтаксически решение задачи тура наипростейшее (как и всё гениальное), но тематически – понравилось, что автор отталкивается в развитии темы не просто от ассоциативного поля глагола «меркнуть», а вводит стержнем миф о лабиринте.

====================================

Алексей Журавлев 5-5. Где ты, сын неба?
Команда «Шаланда Воланда» (Графская При©тань»)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


По спинам сгорбленных площадей – очень хорошо, но хлещет серость свинцовой плеткой – переигрывание.
Не добавляют поэтичности бесконечные вопросы, поучения и императивы.

====================================

Светлана Ткаченко 5-6. Смятение
Команда «Леди и Че» (Стихи.ру)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Плеоназм «прейскурант цен».
Пунктуационные ошибки, стилистические крайности – от карьеры до нужденных. «Канделябр помыслов», «вкусить истинной юдоли» - на мой взгляд, неудачные метафоры.
Можно было обойтись без примечания.

====================================

Рита Круглякова 5-7. Тишина
Команда «ЭНИГМА» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 4
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Хороший слух у автора – сложные синтаксические периоды «выдыхаются» без принуждения, решение задания вплетено в ткань стихотворения как естественная, родная нить; рифмы ненатужные, а образы пусть и не блещут новизной, но выписаны мастерски (роняя по капле стихи в белизну страниц; в небо уткнется отточенный лунный рог; Не дай мне Бог / Наполниться вновь оглушительной тишиной).

====================================

Змей Горыныч 3 5-8. Часы
Команда «Серпентуум - мобиле» (Творческий Литературный Клуб «Голоса» (Стихи.ру))
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Фрагментарность содержания и пестрота маркеров различных стилей речи просто непреодолимые при чтении, несмотря на вроде бы смыслоудерживающее значение введенного персонажа – аллегорического Мастера.

Очищены тигли для плавки красивых слов
И значимых пауз на злато и серебро…


- лирично и умно, но впустую, ввиду отсутствия (в моем восприятии) сквозной мысли, цементирующей текст.

====================================

Licia 5-9. Принцип домино
Команда «Созвездие Красного Быка» (Литературный портал Artbull.ru)
Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 4


По нарастающей – оригинальность образов. Казалось бы, после выжимки из лучей – хлеще некуда, но там еще читателя ждут ветхий кусочек Ра и Ошо
А вот зачин был банальненький:

Если есть что продать, покупатель найдётся.
За рубли исцелят

и т.д.

====================================

ВоваН 5-10. Город
Команда «Мозговой шторм» (Графская При©тань)
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


Заданная начальными строфами высокая планка в дальнейшем дает эффект разочарования.

А город - встрёпан с утра до вечера,
Весь в суете, и бардак вокруг.


- бардак – иностилевое вкрапление.

Симметрично «висящие» «и» в 4-й и 5-й строфах – это композиционный недочет.
Пунктуационные ошибки.

====================================

Григорий Беркович 5-11. Сумерки
Команда «Летучие голодранцы» (Графская При©тань»)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 2


Большая концентрация банальностей, но текст выигрывает за счет исключительно богатых рифм, относительно простого синтаксиса, умелого использования повтора как композиционного приема.

====================================

Людмила Калягина 5-12. *** ("Так меркнут последние кадры рассветных снов...")
Команда «Камчугезы» (Стихи.ру)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5
Доп. оценка "Относительно всех": +2


Прекрасно работают на связывание воедино ассоциативных образов хронотоп (экран-окно утром) и композиция (рефрен про «что-то важное»), а сами образы созданы филигранно. Чередование схем рифмовки интонационно имитирует периоды дождя – то размеренный, то учащенный бой.
В финальной строфе слишком далеко друг от друга отстоят синтаксически связанные «добавил бы дождя, чтоб лил, подсвеченный»:

И, будь твоя воля, добавил бы в этот клип
Из тайных и явных набросков и сентябрей
Дождя, чтоб в экране рыдал, и скулил, и лил,
Подсвеченный заревом уличных фонарей.


====================================

Ольга Шенфельд 5-13. Пойманные в ночи
Команда «Графы» («Графоманам.нет»)
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Прекрасное, сильное решение задания №5.

====================================
Опубликовано: 04/06/16, 05:42 | Просмотров: 1572 | Комментариев: 9
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Здравствуйте, Татьяна, большое спасибо за Ваш финальный судейский труд и за комментарий к 4-1! Не совсем согласна с замечаниями. С тем, что "скорлупка без орешка", ещё могу согласиться - "орешком" в данном случае была именно иллюстрация, а уж кто какую скорлупку смог нарастить, в том и соревновались, увы. С переслаженностью, в общем, тоже. Могу также ответить на поставленные (риторические?) вопросы:
Не поздновато ли для мамы и не рановато ли для ребенка именно про Ассоль?
Лично я не вижу оснований ставить этой повести пометку "18+", равно как и отправлять молодых мам на душевную пенсию. Если кто считает, что они есть и убедительны, буду рада подискутировать:)
А что за «уместные опусы»? Уместные чему?
Опусы, уместные по отношению к атмосфере вечера. У вечеров может быть разное настроение и разные "действующие лица" - соответственно, есть книги, которые сочетаются или не сочетаются со всем этим.
Но есть и пару моментов, по поводу которых я недоумеваю:
- в "соткано" не опечатка. "Соткано (кого?что?) повесть", это просто альтернативный и более благозвучный в контексте строфы способ сказать "соткана (кто?что?) повесть". Я просто даже не подозревала, что его посчитают за опечатку...
- "глубины не вымерив" подчёркивает силу воображения: лодки мечты не просто огибают быт, а огибают более чем успешно;
- «в песке» ничего сыпаться не может, сыплется сам песок; если песчинки как звезды – то этого нам не видно, а строчку хочется разметафоризировать, так как она синтаксически параллельна неметафоричному, фотографическому описанию луны в океане глобуса. - может, точно так же, как может тонуть в глобусе луна. Песочные часы стоят напротив открытого окна и отражают звёздное небо...
Анна_Лисицина  (04/06/16 20:41)    


Анна, здравствуйте, вы меня заинтриговали. Хочу понять вашу интерпретацию "соткано". Вы пишете, что "соткано - кого, что - повесть", то есть винительный падеж. В существительном 3 склонения винительный и именительный совпадают, так что давайте, как в школе, заменим на существительное первого склонения "басню", чтобы стало нагляднеее.
Получаем:
Заново басню в дуэте соткано.

Вам кажется этот вариант приемлемым? Или я что-то не так услышала?
Larna  (04/06/16 21:31)    


Именно, Татьяна. А если такой вариант неприемлем, то тогда хотелось бы знать, почему. Может быть, на меня повлияла параллельная написанию стиха научная работа, т.к. там подобные безличностные формы типа "было найдено", а дальше существительное в винительном падеже, в порядке вещей...
Анна_Лисицина  (04/06/16 21:45)    


В конструкциях со страдательным залогом сказуемое и дополнение согласуются в роде, числе и падеже.
В моей жизни Вы - четвертый случай, когда грамотный человек показывает какую-то удивительную, ничем не объяснимую лакуну в его представлениях о парадигме грамматических форм слов родного языка.
О первых трех случаях (может быть, аналогии Вас убедят):
- молодой человек моей подруги, чиновник, который писал ей "добрый утро";
- учитель начальных классов, которая написала строку Игоря Северянина в варианте "где ажурное пено, где морской экипаж";
-ну и наконец, учитель английского языка, которая, взяв для работы с классом текст известной песни, утверждала со всей серьезностью, что "yellow submarine" - это "желтый аквамарин", поэтическая, мол, вольность.

Если хотите, представьте любое предложение с пассивной конструкцией из научной работы, разберем с вами, в чем разница с "соткано повесть".
Larna  (04/06/16 23:04)    


biggrin biggrin biggrin случаи, конечно, великолепные))
Да можно и без сугубо научных, логика-то одна и та же. В официальном научном стиле, как нас учили, можно сказать, например, и "Было обнаружено схожесть", и "Была обнаружена схожесть". Если что, положение обязывает владеть и русским, и украинским, и английским, но вполне возможно, что или неправильно научили, или просто не поправляли, считая это несущественным. Поэтому я на полном серьёзе была убеждена и при написании стихов, что со страдательным залогом возможны варианты - не только, например, "басня рассказана" или "песня спета", а и "басню рассказано" или "песню спето". Поэтому в первой строке я и написала "чаем напоенЫ куклы-ясочки", а дальше решила разнообразить. Ну, по Вашим аналогиям теперь вижу, как это выглядело)))
Анна_Лисицина  (04/06/16 23:29)    


"чаем напоены куклы-ясочки" - правильно.
"было обнаружено схожесть" - неправильно.

Вы не лишили меня веры в обязательность победы разума. Спасибо )
Larna  (05/06/16 00:53)    


И Вам спасибо за корректное и весёлое объяснение:)
Анна_Лисицина  (05/06/16 18:43)    


Татьяна, прочла Ваш замечательный обзор, получила массу удовольствия. Как всегда при изучении работ коллег, есть о чем подумать.
Хочу высказать соображение насчет "сотканО" (хотя вопрос уже закрыт). В математике есть стандартная форма оформления условий задач.
Дано: 1 крокодил, 3 берёзы и 7 подсвечников. (к примеру)

Я видела, как люди упускали двоеточие при написании, считая его не таким уж обязательным. И со временем привыкали к такой записи и начинали считать, что это и есть грамотный вариант. И получалось "данО один крокодил" вместо "дан". И т.п. Потом ошибка закреплялась и переходила из области математики во все русскоязычные тексты.
Я не утверждаю, но предполагаю: возможно, у Анны было что-то вроде этого...
Юлия_Мигита  (11/06/16 21:24)    


Юлия, спасибо за метаотзыв )
Larna  (17/06/16 00:52)