Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
3-й МПК. 5-е состязание (одиночное). Художественная гимнастика. Neihardt. Комментарии и оценки. Часть 1
Обзоры
Автор: Колизей-Архив2
Neihardt
Ссылка на авторскую страницу:
http://litset.ru/index/8-1245

Военный историк и журналист. МГУ. Член СЖ СССР (с 1991 г.) и России (с 2006 г.).
Автор книг "Потомки последних корсаров" (при участии Б. Юлина), "По главному фарватеру эпохи", "Дежурный по столетию" (военная публицистика, история кораблестроения и войн на море, монографии), сотрудник ряда специализированных изданий, таких, как "История корабля", "Арсенал", "Техника и вооружение", а также изданий общественно-информационного характера.
Редактор сайта Всероссийской общественной организации "Бессмертный полк" polkrf.ru.
Стихи, авторская песня - в порядке хобби. Лауреат фестиваля "Есенинские струны" (2012, 2016), фестиваля "Поют журналисты России" (2014), фестиваля "Господин ветер" (2013, 2016). Член жюри ряда региональных поэтических и бардовских конкурсов.




Оценки
первое задание:   второе задание:

задание-джокер:
 

Произведения, удостоенные высоких оценок:


Произведения, получившие низкие оценки:

 

Файл с оценками и комментариями можно скачать здесь: https://www.dropbox.com/s/7tca1gzca186ne2/Neihardt_5_sost.docx
 

Обзор был разделён на две части при публикации (невозможно опубликовать одним произведением из-за юкозовского лимита).

Первая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-35550

Вторая часть: http://litset.ru/publ/34-1-0-35549



Комментарии:

Юлия Зайцева (Луна Манакури) 1-1. Вчерашний ангел
Команда «Мушкетёры без Дюма»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2


Чемодан присутствует… И что с того?
Кроме того, возник ряд вопросов:
Почему «в ряды чертей, бомжей и алкашей»? Черти, если верить околорелигиозной мифологии, - они, в основном, в аду, а бомжей и алкашей и на грешной земле хватает.
Как может дворник «мести плевки»? Мести заплеванную мостовую – да. Или размазывать плевки метлой по этой мостовой (все же плевки – жидкостью, не песком…).
«Несвычный» (непривычный, необычный – по Ефремовой) стилистически не вяжется с Гераклитовой водой.
Оксюморон «десятилетний старец» выглядит вырванным из контекста. Вернее, вставленным ради того «чтоб было» - иначе несоответствие заданию получится. В самом деле, почему пьяница остался в тексте пьяницей, (забулдыгой), рыбак – рыбаком, дворник – дворником, а школьник почему-то превратился в «десятилетнего старца»?..
Уж лучше обратить внимание на сочетание «ничья родина». Ведь раз Родина – то должна быть чья-то, чем не оксюморон.
На мой взгляд, абсурдно звучит сочетание «осиротелых чертей» - перечислительная форма фразы ведь и к ним этот эпитет относит. А между тем, в русском простонародном языке есть традиция, отсылающая собеседника «к чертовой бабушке» или «к чертовой матери». Если есть мама и бабушка – стало быть, уже не совсем сирота, в худшем случае - безотцовщина…
А если без шуток про чертей, уважаемый автор, примите добрый совет: отнеситесь внимательнее к словоупотреблению!

====================================

Алекса Мелка 1-2. Жена офицера
Команда «СТИХИйные»
Оценки: Техника 2   Содержание (художественная ценность) 2
Поставлено несоответствие заданию


Стихотворение крайне тяжело читается вслух - из-за постоянных ритмических сбоев, вызванных нестабильным положением пиррихия в строке и слипанием согласных: «все мечты чистой пылью», «Заглушу крик души…», «чемодан пнув в сердцах» (тут еще и звукопись «кривая»), «С сединой тусклой рядом», и т.д. «Съезжающее» ударение приводит к «слипанию» слов и созданию совершенно ненужного комического эффекта.
«И подставлю плечо "за звездою" в пути»… Как человек в прошлом военный, я понимаю, что лирическая героиня – дама, которая дорогого стоит: готова подставить мужу не ножку, а плечо в процессе продвижения благоверного по воинской карьерной лестнице. Но форма фразы допускает и иное восприятие. Несмотря на кавычки. «Плечо за звездою» - это уже как-то странно смотрится. Да еще и в пути…
«Обжигает туман беспросветною далью». Значит, это пар, а не туман, если обжигает. Образ не удался.
«Я мечты растеряла в солдатском строю»… На мой взгляд, тоже не совсем удачная строчка. Так и хочется сказать: «Третий взвод пятой роты, а ну-ка немедленно верните даме ее мечты! Она точно помнит – у вас на плацу потеряла!»
Поставлено несоответствие заданию, поскольку в вашем чемодане, уважаемый автор, боль, любовь, но не воспоминания.
Оксюморон «горячий снег» встречается в названии хорошего старого фильма «про войну» и прекрасной книги, по которой фильм поставлен. Значит, на оригинальность и свежесть претендовать не может.

====================================

Дмитрий Шорскин 1-3. И можно жить
Команда «Заоблачный аксель»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Стихотворение вполне соответствует заявленному заданию конкурса, оксюморон наличествует – и в тексте не смотрится «инородным телом», он стилистически и логически оправдан.
По технике: есть несколько свежих рифм: «Скарб – отар», например, встречается нечасто.
Но позвольте немного о лексике. Тандыр (или тондыр) – у разных народов по-разному называется - это восточная печь в форме большого котла или кувшина с углями, популярная, например, в Узбекистане, Таджикистане, Азербайджане… Если обед в тандыре приготовила мама, а не какой-нибудь повар Алибек в восточном кафе, то стало быть, лирический герой жил раньше где-то в Средней Азии. Причем, в сельской местности: в городской квартире тандыр не держат. Но, кроме тандыра и отар (овечьих стад), в тексте нет больше примет восточного сельского колорита.
О пунктуации: строка «Медалей и монет людей ушедших» говорит о том, что медали и монеты, равно как «места и даты», а также документы из предыдущей строки принадлежат этим ушедшим людям. Это ли автор имел в виду? Возможно, после монет нужна запятая?

====================================

Ольга Щеголькова (Lassi) 1-4. Старые стихи
Команда «Полтора графомана»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Задание выполнено: воспоминания в чемодан уложены, даже руины, присутствующие на картине, имеются и в тексте. И даже оксюморон не единственный – с тем же успехом к таковым можно отнести не только «бессовестную совесть» ( что, кстати, представляется мне не лучшим вариантом из-за использования автором однокоренных слов), но и «убогое богатство», и «забывчивую память». И даже «прозрачные туманы» - с легкой натяжкой.
О технике: кто только не рифмовал стихи с грехами, идеи со страстями и раны с туманами… А составная рифма «В том есть – совесть» немного работает против ритма при чтении стихотворения вслух. Поэтому – не высший балл. Но эти стихи, несомненно, найдут благодарного читателя и вне конкурса.

====================================

Качаровская Елена 1-5. Скелет в старом альбоме
Команда «R-GO»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Итак, воспоминания в чемодане хранятся в виде старых фотографий… Что ж, неплоха идея! Задание можно считать выполненным.
Но и не более того… Хотя, на мой взгляд, оксюмороны «запойно трезв» и «старым молодым вином» слегка «притянуты за уши». Не будь такого задания, они и не были бы нужны этому тексту.
Не поздновато ли для климата Одессы (а самый знаменитый рынок под названием Привоз – одесский, само это название «забрасывает» читателя именно в этот город) мыть окна третьего мая? И как на фото могли отразиться подозрения тети Раи? Это ведь не «скелет усопшей воблы под скамейкой»…

====================================

Ирина_Корнетова 1-6. Бесценный хлам
Команда «Починяющие примуса»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 2
Поставлено несоответствие заданию


Задание не могу считать выполненным, поскольку чемодан имеет место и оксюмороны – тоже. Даже в названии стихотворения… Но с сюжетом картины текст, по сути, не связан.
В представленном стихотворении мы вновь видим несколько некорректный «конкурсный» прием записи, который, по условиям конкурса, не может повлиять на оценку: объединение строк, превращающее концевую рифму во внутреннюю. Результат – «длинная строка», на грани неудобочитаемости. Особенно – с «учебно-спотыкательными порогами».
«Сгрудятся» с ударением на «я» - грамматический нонсенс. Правильное ударение ставится на «у».

====================================

Tatyana Shchogolev 1-7. *** ("Старые вещи несу я на свалку...")
Команда «Синий Троллейбус»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3


Формально задание выполнено. Даже «домик без крыши» имеется и на картине, и в тексте стихотворения. Но текст, на мой взгляд, грешит некоей «недописанностью»: почему «до этой поры» лирическому герою кто-то снился, а теперь, видимо, не снится? Что за лист упал под ноги адресату стихотворения – осенний лист с дерева? Лист бумаги с не принятым поэтическим подарком? Мысль читателя застревает в тупике, так же, как мысли автора. И тупик этот воистину бесконечен.

====================================

Галья_Рубина-Бадьян 1-8. Чемодан воспоминаний
Команда «Аз-Арт»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Коротко и по делу: ассоциативная связь между картиной и текстом очевидна. Но авторский оксюморон «дружелюбный недруг» я не могу признать качественным, поскольку слова «дружелюбный» и «недруг» имеют общий корень.
По стилю: «терем» - это несколько из другой «оперы». Здание без крыши на картине – явно не терем, если иметь в виду привычную трактовку этого архитектурного термина.
«Сукно полыни», с моей точки зрения, можно считать находкой. В отличие от «сосков заклепок». Все-таки заклепки на чемодане вряд ли, как мне кажется, могут напомнить соски груди.
Внутренние рифмы «траву – живут», «по углам – купола» вряд ли продиктованы желанием автора зрительно уменьшить объем текста – он и так компактен.

====================================

Марсэр 1-9. Улётные
Команда «Золото Стихиры»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 2
Поставлено несоответствие заданию


Идея в стихотворении даже неплоха. Но в итоге читатель получил набор слов, с заданием конкурса никак не связанный. И никакой «кислородный смог» его не спасает. Автор продемонстрировал самобытность своего таланта и владение поэтическими приемами, но ничего художественно ценного, на мой взгляд, не создал. Если смотреть вне контекста конкурса – оригинальное поэтическое упражнение в современном стиле, с жаргонным словечком в названии. «Поперечить затертым гостам», пожалуй, удалось. Создать что-то действительно сильное – нет.

====================================

Ксения Григорович 1-10. Над чемоданом старых фотографий
Команда «Васюльки»
Оценки: Техника 5   Содержание (художественная ценность) 4


«Трепетная боль» вряд ли может быть с полным правом отнесена к оксюморонам, вот «присутствие ушедших» - пожалуй, да. И чемодан с фото-воспоминаниями есть, так что сочтем задание выполненным.
«Вроде» стоило бы выделить запятыми.
В бытописательном по сюжету тексте стихотворения даже вполне уместными выглядят слова «зависать» и «в раздрае», так что на оценку они не повлияли.

====================================

Licia 1-11. Ожившая память
Команда «Созвездие Красного Быка»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5
Доп. оценка "Относительно всех": +1


Задание выполнено.
По технике: в строке «Он, когда умирал, попросил только об одном…» - потеря ударения, сбивающая ритм. Такие неуместные, случайные пиррихии заставляют слова «склеиваться», а читателя думать о том, что «только» вставлено только для сохранения количества строк в строке. А ведь здесь это слово несет и смысловую нагрузку...

====================================

Татьяна 1-12. Чердак
Команда «Мозговой шторм»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Добротная работа. Не шедевр, но, в принципе, читается. Конкурсное задание выполнено. Нет грубых ошибок, но нет и ярких находок. Лексика проста, без изысков.

====================================

monterrey 1-13. Чемоданное
Команда «Крылатые онлайнеры»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Стихотворение написано пятистишиями с применением перекрестной и смежной рифм. Интересно звучат образы «Из чужих лоскутков не сумела судьбу собрать», «не признали в родимых полях ветра».
А вот оксюморон «близкая даль» - стандартен и не нов… Попадался уже в стихах других авторов. Навскидку:
«Покажи мне близкую даль,
Ту, которую не видал»… (Олег Мещерин).

====================================

surra 1-14. Оноприеновка
Команда «Радиус полёта»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


«Лангольеры» показались мне стилистически не к месту.
Кто еще повесился, кроме «Лёхи-тракториста»? Или союз «и» вставлен ради сохранения ритма?
«Растут берёзы меж кирпичных граней
Заброшенного дома в горьком сне». – может быть, все-таки возле граней? Или дом уже настолько разрушен? Строка, как мне видится, нуждается в некоторой переработке с целью уточнения.

====================================

СветланаПешкова 1-15. Несекретный груз
Команда «Пираньи пера»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 4


На мой взгляд, довольно яркое произведение, но разностопность некоторых строк ему мешает. Или уж она должна быть ритмически более четко организована.
«Пальм макушки» - не звучит. Слова слипаются и «мычат».
«Долгими – долга», «можно – осторожны» - на мой взгляд, далеко не лучшие рифмы.

====================================

Людмила Клёнова (Лютэль) 1-16. Тяжкая ноша
Команда «Прайм-Тайм»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4
Поставлено несоответствие заданию


Котомка – не чемодан, с сюжетом картины стихи вообще не связаны, поэтому поставлено несоответствие заданию.
«Полночное солнце» - оксюморон, конечно… Но как часто поэты именуют так обыкновенную луну! Троп уже приелся, честно говоря.
«Пепел прошедшего свет пригасил»… Видимо, пепел минувшего времени? А то получается, что тут еще и какого-то «прошедшего» автор сжег, возможно, даже заживо.
«Разорванные» фразы добавляют форме оригинальности, но удобочитаемости не служат.
«Смелены» - забавное словцо. Наводит на ассоциации с кашей быстрого приготовления и с именем фотохудожницы Смелены Филимоновой.
И вообще, во всем виноваты противные гремлины, которые со своей сказочностью как-то не вяжутся с жизненной лирикой текста, вносят стилистическое недоразумение.

====================================

Рита Круглякова 1-17. Взросление
Команда «ЭНИГМА»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Задание выполнено, продумано, творчески воплощено в добротной поэтической форме и… записано «всмятку», чтобы не превысить привычного конкурсного объема. Если записать по-человечески, без искусственного сплющивания и превращения концевых рифм во внутренние, на мой взгляд, легче будет и читаться, и восприниматься.
Правда, в этом случае больше народу обратит внимание на то, что память с заметью кто только не рифмовал. Пусть автора утешит факт, что у меня тоже одно такое сочетание найдется – в тексте, написанном 25 лет назад.

====================================

Damira 1-18. Когда-нибудь
Команда «Команда S»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 3
Поставлено несоответствие заданию


Уважаемый автор, поверьте человеку, у которого, несмотря на отставку, «тревожник» до сих пор стоит под кроватью, задание вы не выполнили. Связь вашего текста с картиной весьма эфемерна, а в «тревожном» чемоданчике, как правило, хранятся не воспоминания, а несессер с зубной щеткой, пара сменного белья, термос с кружкой и прочий стандартный комплект для командировок. Это – чемодан для вероятных будущих путешествий, а не для памятников прошлого.
При этом само по себе стихотворение отнюдь не является плохим. Напротив, виден и творческий опыт, и владение силлабо-тонической системой. Разве что – у читателя возникает вопрос: кто и чем отравил вашу заброшенную криницу, что ЛГ после нее падает замертво?

====================================

Марина Москвичева Белова 1-19. Непростая зарисовка
Команда «Лунный След»
Оценки: Техника 3   Содержание (художественная ценность) 3


Затянуто, да и оксюморон банален.

====================================

Светлана Ткаченко 1-20. На ездовых
Команда «Леди и Че»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4
Поставлено несоответствие заданию


Интересное стихотворение. И сделано, на мой взгляд, весьма неплохо. Вне конкурса, пожалуй, в избранное у меня пошло бы.
Правда, оксюморон есть, а чемодана нет… Да и с картинкой на чемодане связь весьма слабенькая, так что ставлю несоответствие заданию.

====================================

Елена Картунова 1-21. Волшебный чемодан
Команда «Гордые птицы Гу»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Задание выполнено. Автор постарался и с формой, и с содержанием. И обильно насытил текст оксюморонами, построив на них, фактически, всю семантику. Хорошее получилось поэтическое упражнение.
Правда, загадочную «осеннюю весну» я отношу к искусственным красивостям, которые в хороших стихах, по моему мнению, вовсе не обязательны. И не стоило «кормить» читателя очередной «Луной - тишиной».

====================================

Ander A 1-22. Куда ведут чемоданы
Команда «Неожители»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Хорошие стихи. Правда, «немой вопрос» - это, на мой взгляд, плохой оксюморон. Задать вопрос жестом, взглядом – в порядке вещей у понимающих друг друга людей, так что сочетание, по сути, давно перестало быть оксюмороном, да и подзатерлось от частоты употребления и поэтами, и прозаиками, и публицистами…
Чемодан, пустивший корни – оригинально.
При определенном прочтении получается, что ЛГ присел на корточки не у чемодана, а возле «Пьяного Ветра». Но при условии авторской доработки произведение получит собственную жизнь – вне конкурсного контекста.

====================================

Юлия Александровна Михайлова 1-23. Сожгу
Команда «КорТики Ра»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 5


Задание выполнено. Оригинальная концовка, спокойная, без вычурных изысков, лексика – импонирует. Разве что, возникает вопрос: зачем исправлять поцелуй?

====================================

Ирина Владимировна Архипова 1-24. О чём молчит забытый дом
Команда «Скользящие по рифмам»
Оценки: Техника 4   Содержание (художественная ценность) 4


Написать стихотворение от имени «руины с картины» – оригинальный ход. Получилось, на мой взгляд, неплохо. Но замечу, что «кожа стен» выглядит не просто метафорой, а легкой двусмысленностью, поскольку у целого ряда кочевых народов мира, от степняков Азии до индейцев Америки, в ходу традиционные жилища именно с кожаными стенами. Надо, наверное, как-то поменять строку, чтобы белокаменный остов старого дома не выглядел в тексте юртой, вигвамом или тем самым чумом, в котором ждет рассвета знаменитый житель Крайнего Севера из популярного анекдота.
И – да! – у того же чума есть своего рода «кости» - жесткий каркас для кожаных стен. А у каменного здания несущими частями конструкции являются сами стены. Так что «до костей» здесь теряет свою традиционную метафоричность и усиливает ненужную ассоциацию с «не тем» сооружением, что на картине.
Опубликовано: 17/04/17, 13:09 | Просмотров: 1219 | Комментариев: 6
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии:

Спасибо за приятный автору отзыв по "И можно жить"...
По Средней Азии... Да, во многом старик обязан своей биографией картинке на чемодане художника, была мысль плотно привязать стих именно к работе-исходнику, от чего, на мой взгляд, многие авторы просто отошли, уйдя в очень вольные фантазии.
Много вышло работ не по картине, а по ассоциациям к ней.
Я пошел другим путем.
По доработке - конечно, стоит еще покрутить, конкурс все же подразумевает некоторую спонтанность.
Дмитрий_Шорскин  (20/04/17 15:42)    


Здравствуйте, Neihardt!
Спасибо за положительные комментарии и хорошие баллы для 1-20 и 2-3! Вроде и четвёрки, а бальзам на душу happy Спасибо, что поняли художественность нашей гимнастики smile
С уважением от "Леди и Че",
Анна_Лисицина  (18/04/17 22:40)    


1-6
ладно с темой (хотя логичности хотелось бы), но вот про ударение - вряд ли стоило:
http://russian_stress.academic.ru/2/_Приложение_II
а именно:
Правило 162
Часть глаголов, образованных с помощью приставки (кроме приставок вы- и обез- (обес-) и суффикса -и- от основ существительных акцентного типа A сущ, имеет в инфинитиве ударение на том же слоге, что и в исходном слове, и относится к акцентному типу A/A гл: звук — озву́чить, клёш — расклёшить. Другая часть таких глаголов имеет в инфинитиве ударение на суффиксе -и- и относится к акцентному типу B/A гл: хлам — захлами́ть, лесть — улести́ть.
Варианты нормы: клин — вкли́нить и вклини́ть (также с другими приставками, см. конкретные словарные статьи) (A/A и B/A гл); гру́да — сгру́дить и сгруди́ть (A/A и B/A гл).
Ирина_Корнетова  (18/04/17 17:07)    


1-22, Ander A.
С замечанием согласен. Спасибо.
АндерА  (17/04/17 18:29)    


Спасибо автору за труд по созданию конкурсных произведений
Neihardt  (17/04/17 23:33)    


1-20. Спасибо большое за оценку и комментарий. Жаль, что большинство судей посчитало заданием тему "чемодан воспоминаний". Мы же получили инструкцию от ведущего не привязываться к названию, а отталкиваться от изображения на картинке. И в этом ключе я даже не могу предположить, что переезд у любого человека не ассоциируется с чемоданом. А на изображении был именно чемодан, с холмами, ветром и одиноким домом.
Светлана_Ткаченко  (17/04/17 14:37)    

Рубрики
Рассказы [1128]
Миниатюры [1109]
Обзоры [1450]
Статьи [458]
Эссе [208]
Критика [98]
Сказки [246]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [158]
Мемуары [53]
Документальная проза [84]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [10]
Афоризмы [25]
Фантастика [162]
Мистика [77]
Ужасы [11]
Эротическая проза [6]
Галиматья [300]
Повести [233]
Романы [80]
Пьесы [32]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [13]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2373]
Тесты [27]
Диспуты и опросы [114]
Анонсы и новости [109]
Объявления [105]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [195]