Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1169]
Миниатюры [1150]
Обзоры [1459]
Статьи [466]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [252]
Байки [54]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [164]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [164]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [9]
Галиматья [310]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [14]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2461]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [488]
Проза пользователей [131]
Путевые заметки [21]
Зима-лучшее – Обзор TN+G
Обзоры
Автор: ПКП
1. Альбом

Не ищи отраженье тех лет в Иртыше –
от вихров до седин путь неблизкий.
А ведь были и юность, и ОВШМ,
и азы уголовного сыска.

Юность – время себя проверять на излом,
время смены дорог и кумиров.
Мы учились искать потаённое зло
на задворках привычного мира.

От любви бы пьянеть, но бродил в голове
хмель заветных наук пинкертонных.
И тщеславный огонь разжигали в нас две
лейтенантских звезды на погонах.

Две звезды… Что потом? Может, то или сё?
Слали к чёрту мы эту наверность
и старушке России, просторам её
приносили присягу на верность.

Дальше всё, как в бою, – так угодно судьбе.
Кто опять незажившее тронул?
Приходилось тогда выносить на себе
измождённую букву закона.
Дотащили, теперь у неё всё путём,
только нас в том пути меньше стало…

Почему-же так хочется жизни альбом
отлистать – и вернуться в начало?
..................................
Стихотворение посвящено моим однокашникам –
выпускникам Омской Высшей школы милиции.


====================================

Talya Na:
Многовато пафоса (хотя для посвящения - в самый раз), предпоследние строки особенно в стиле героических стихов - “так угодно судьбе”, всех спасли, но ряды поредели - в этом месте поэтическая ценность (для меня) сужается до поздравительных стихов на заказ. Немного корябнуло “пинкертонных”, показалось, что ирония не очень уместна и стилистически не вписывается в концепцию, “пинкертоновских” звучало бы лучше
В целом, неплохая гражданская лирика советских времен.

Glück:
Смутило «две лейтенантских звезды на погонах», сами по себе звёзды не бывают какими-либо, а вот их количество уже о чём-то говорит. ИМХО, было бы правильнее вести речь о лейтенантских погонах, а не звёздах. Кстати, на капитанских погонах точно такие же звёзды. Просто их больше.




2. Декабрьским утром


декабрьским утром город в камень врос:
воняет пробензиненно-машинно,
в мертвецки-белоперьевый некроз
вплетая склеротические жилки

желтушно-восходящего лица;
криклива антрацитовая завесь,
вопит "кар-кар", пытаясь отрицать
голодный пессимизм, тупую зависть

к успеху копошащихся бомжей, —
прогнали прочь картавых конкурентов;
бродячий кот в колодец этажей
орёт скандально собирая ренту

с младенца обмочившего постель,
задумчиво смотрящего на маму,
с неё, уснувшей, где ей всё успеть
за ним, и тем что счастливо ломало

её всю ночь. зверина с бородой
уснул, обняв ручищей под грудями.
дитяте из бутылочки с водой
отпить глоток — не плачет — время тянет.

в трубе проснулся зычный диплодок,
рычит из кухни грубо, мезозойно,
до сна ли тут мамаше? На "потом"
оставленный свербит сперматозоид,

готов расти, — столь дик силён и храбр,
что сверху Тот Кто Есть питает зависть
как ладно вышло всё: восход, декабрь,
не весь, — частичка, утренняя завязь.


====================================

Talya Na:
Вот не всегда мне заходит зашкаливающая образность. Иногда - очень даже, иногда (как здесь) пришлось неоднократно перечитывать и разбирать “по слогам”, н-р, завесь (?), вплетающая склеротические жилки лица в некроз города - ярко, но слишком трехэтажно. Тяжело читалось, словно с пробуксовками. Составные слова “мертвецки-белоперьевый”, “желтушно-восходящего”, “пробензиненно-машинно” только усилили сложность восприятия, тем более что они идут практически один за другим. Сложные конструкции, типа “с неё, уснувшей, где ей всё успеть
за ним, и тем что…” требовали несколько заходов. Текст переполнен причастными и деепричастными оборотами, длинные предложения со смысловыми переносами - здесь оказалось всего слишком много.
Зычный диплодок и оставленный на потом храбрый сперматозоид меня добили окончательно.
Я так полагаю, все это было сделано нарочно, для усиления какого-то эффекта, но я мало что поняла. Спасибо, автор, за взрыв мозга.




3. Красное платье - белое платье


Новая вера - от сердца открытого к сердцу.
Но пеленаются туго стремленья и чувства.
В шёлковом коконе спит золотая Firenze*.
Тонут в каналах фальшивые звёздные бусы.

Красное платье снимаю опасливо, робко.
Белое - шьётся - всё больше походит на саван.
Каждая строчка в стихах - это только уловка.
Скрыта в изяществе слов разновидность обмана.

Кто-то другой согревает мне сердце и тело.
Ты - славословишь безудержно и риторично.
Нити размотаны. Бабочка не взлетела.
Я выпадаю из кокона мёртвой личинкой.

---------------
Firenze* (фиренци) - Флоренция


====================================

Talya Na:
Споткнулась на “скрыта в изяществе” - напрашивалось “скрытая в изяществе…” как пояснение к уловке. И на “бабочка не взлетела” споткнулась, но здесь это пошло даже на пользу, как замедление к финалу.
Стихотворение понравилось. Помню его начитку - здорово. Помню его в маскараде тоже (все таки конкурсы делают свое дело, так что участвуйте чаще, товарищи!)
Не очень поняла про Флоренцию и красно-белый колор, но в данном случае это оказалось и не важно, очень симпатично получилось. Беру в шорт-лист.




4. Караванщик


(просьба проговаривать вслух)

Как кремень, хребет Бахрама.
Кряжий крепок стан.
Он, твердя строку Корана,
Водит караван.

От Черчена до Риштана
И до Бухары
Он шагает с караваном
В гору и с горы.

По барханам Каракумов
Тяжкий ход нескор.
Ядом каплют каракурты,
Поджидают корм.

Шаг – и кобры спрячут жало,
Хвост кольцом свернут.
И Бахрама уважает
Головной верблюд.

От колодца до колодца
Каплями вода
В пересохший выдаётся
Рот – и не всегда.

Бубенцы в пыли, без звука.
Грозен солнца жар.
Стерегут башибузуки –
Дети грабежа.

Будь вынослив и уверен,
Головной верблюд,
Ибо есть на свете пери,
Чьи уста влекут.

Эта пери прихотлива
И жива, как ртуть.
Жжёт игриво, жжёт призывом
Дрогнувшая грудь.

Что Бахраму бури-грозы,
Жажда и песок,
Раз Бахрам лагорской розы
Слышит влажный зов!

Пред Аллахом все мы грешны –
Радостью греша.
Вроде, чёрная черешня –
Очи Хорешан.

Умереть черешни ради –
Смерть, как хороша!
Гроздья чёрных виноградин –
Кудри Хорешан.

Та причудливая пери
Ластится, кружа
То ли птицей, то ли зверем –
Зверем Хорешан.

Просит голосом журчащим,
Как в песках родник:
«Мне узор хрустальной чаши
Тонко ограни!

Пряной мирры, бархат рытый,
С серебром парчу
И кораллов подари ты,
Ибо я хочу!

А ещё хочу рубинов
Цвета рваных ран.
Может, после полюбила б
Я тебя, Бахрам».

– Раз парчу, рубин и бархат
Хочет Хорешан,
Караван уходит в Басру
Через Хорасан.

Хочет месяц или звёзды
Хорешан – подам!
Я сложу их рано-поздно
Все к твоим ногам!

Разве не от кос кудрявых
В сердце старый шрам,
И Бахрам верблюдом правит
Не для Хорешан?


====================================

Talya Na:
“Кряжий крепок стан” напомнило “Ехал Грека через реку”. Авторы в конкурсе как сговорились, если не мозг, то язык мне сломать. Востоком пропитано, аллитерации интересные, но на мой взгляд перетянул автор, от середины где-то теряется запал и уже забыв, что было в начале, торопишься добраться до финала, чтобы не мучиться.




5. Жребий (55-словник)


Они любили друг друга до бешенства, но часто ругались из-за всякой мелочи, после чего на них нападала страсть. Так происходило на протяжении двух лет, и они истерзали себя эмоционально, поэтому и решили бросить жребий, чтобы он решил за них, быть им вдвоём или хватит убивать себя. Жребий устал от них и предрёк им близкое расставание.

====================================

Talya Na:
В финале хотелось более кровавой развязки. Банально как-то все закончилось, не успев начаться; а может я просто не понимаю сакральности 55-словников?




6. Капельки


Я провалилась в чёрную дыру,
где время растеклось тягучей лужей,
а дождь стекал всю ночь. Утих к утру,
температурил мир – и он простужен.
Ведь занемог давно, но всё не мог
признаться в том, что он серьёзно болен.
Рекламы яркий фиговый листок,
взлетел и устремился прочь на волю.
Оставив неприлично голый вид
действительности, где привычны войны,
а крохотные капельки любви -
невидимы почти на бурных волнах
житейских неурядиц и невзгод.
И снова дождь печали навевает.
Каким недобрым был прошедший год.
Каким-то будет нынешний?
Не знаю…


====================================

Talya Na:
Нынешний переплюнул все, что можно было переплюнуть.
У меня получилось настроиться на волну автора. Стихотворение получилось задумчивым, фиговый листок рекламы, устремившийся на волю - зримым, вопрос, поднятый в тексте - риторическим. Из того, что не испортило. но упростило произведение, на мой взгляд:
“действительности, где привычны войны,
а крохотные капельки любви -
невидимы почти на бурных волнах” - слишком в-лобные войны и капельки любви на волнах я бы покрутила.
Еще вот это место: “и он простужен” (не могу вспомнить, но ощущение знакомости не отпускает (понравилось!)), а потом в “Ведь занемог давно” “ведь” не очень во временном плане подходит.




7. перезагрузка


10 лет не срок, да и наша встреча
обещала быстро поставить точку.
время не всегда нас убогих лечит,
чаще изнутри лишь до смерти точит.
и улыбки были, и слов в достатке,
мы общались будто скользили в вечность...
я узнал, что всё у тебя в порядке,
и мне стало легче, намного легче.
*
я смотрю на небо и вижу небо.
всё как будто правильно, по науке,
но ведь раньше было что где бы ни был
лишь тебя я видел в любой округе.
стоило наверх посмотреть украдкой,
вместо неба видел тебя счастливой...
то ли что-то зрение не в порядке,
то ли небо стало с годами лживо.
*
попытаюсь сделать перезагрузку
отношений наших, завязших в прошлом.
может в этом деле моё искусство
всё решать спокойно и по-хорошему,
вредно очень, и лучше бы нас убили
в ночь, когда мы с тобой расстались,
чтобы вместе лежали в одной могиле,
будто жили-были… потом не стали.


====================================

Talya Na:
Если честно, не прониклась. Такой пафосный накал страстей в некоторых местах (про могилу, про “лучше бы убили”, про “будто скользили в вечность”) и одновременно с этим “мы общались”. Вам не кажется, что слово не очень уместное? Меня оно сразу настроило не на долгие серьезные чувства, а на какой-то десятилетний онлайн роман, н-р. Тем более, что встреча (видимо, первая, хотя не уверена, так как в конце “в ночь, когда расстались”?! даже не знаю что и думать) должна была все поставить все точки над i. В финале “будто жили-были” после этого “общались” вызывает недоумение. Ни в коей мере не хочу обесценить виртуальные романы, может здесь и не об этом, но у меня так считалось и показалось слишком надуманным, игрушечным, ненастоящим. “Лишь тебя я видел в любой округе” тоже звучит ходульно.
В двух местах сильно сбилась с ритма: “стоилО” и “И лучше бы”, еще парочка была, но они даже украшают стихотворение.
Есть и понравившиеся строки, но в целом - не верю.




8. Коммуналка


Вот подоконник. Кашпо.
В углу кособокий шкаф.
Скажи, нам осталось что,
Единожды лишь солгав?

Подтёки на потолке.
Каскадная люстра - вот.
Скажи мне, что мы вдалеке,
Но думай наоборот.

Хлебные крошки кругом.
Засохших чаинок след.
Скажи, если в горле ком,
Спустя миллионы лет.

Розетка в глухой стене.
И провод не заземлён.
Скажи о паролях мне,
Не называя имён.

В уборную коридор.
Паркет как всегда скрипуч.
Скажи мне, что это вздор,
Нащупав в кармане ключ.

Раковина - ятовь,
Где затаилась ржа.
Скажи мне, что есть любовь.
Но только не обижай.

Ломанный спуск перил.
Парадная, как в кино.
Скажи мне, что я здесь был.
Когда-то давным - давно.


====================================

Talya Na:
Узнала после прочтения новое слово “ятовь”, видимо, местечковое слово, красивое, но выбивается из общей стилистики. Сочетание его с ржавой раковиной и вопросом о наличии любви и призывом не обижать показалось странным. Потом просто представила, что в омуте ржавой раковины прячется любовь… интересный образ и в череде образов из других строк как будто в тему… , но при чем здесь “не обижай” тогда. Не знаю, не хочется думать, что это просто случайные фразы. Долго думала над стихотворением. Очень неудачное, на первый взгляд построение фразы в первой строфе, словно слова сколотили начерно из разных пород дерева, разного размера, вдруг начало казаться приемом.




9. Время зимы


Шутки в сторону - время зимы.
Чувство локтя почти эфемерно.
Не спеши от тюрьмы и сумы
зарекаться. Голгофу экстерном
не пройдёшь - каждый выдох учтён,
каждый шаг - за отдельную плату.
И невольно подводишь итог,
и себя без вины виноватишь.

Наступает такой переход
от дождей к ледяному ознобу,
что не выжить без новых стихов
и без прежних. Без прежних - особо.


====================================

Talya Na:
Хорошая концовка, очень. Все – компактно, логично. Чеканный шаг размера забавлен смысловыми перебросами и мне это по душе. Покоробило немного «Голгофу - экстерном», смысл отличный, но слова такие разные, как из двух далеких вселенных. Не очень понравилась строчка про «виноватишь» и рифма там слабовата, чеканность нарушается, там бы точную какую (имхо).




10. А далее - февраль...


А далее - февраль, седое заоконье.
Любимый плед и тапочки в углу.
Ночные отголоски шумного застолья
Оставлю где-то в городском плену.

Многоэтажки снова зажигают окна.
Привычный городу калейдоскоп.
На крыше снег устал, свисает шляпой мокрой,
Грозясь устроить утром нам потоп.

Мне хочется сбежать, где снег упругой крупкой,
Хрипит под тяжестью моих забот.
Где сонный лес встречает в бальных белых юбках.
Блестит огромными зрачками лед.

Под звездными софитами безлюдно.
В окне свеча, как маленький маяк.
И бусины воды сияют перламутром
В еловой ветке, вроде бы пустяк.

Оставлю все слова, здесь тишина- бродяга
заходит в дом, садится у огня.
И в этой тишине до волшебства полшага.
Полшага до мечты, до неба, до тебя.


====================================

Talya Na:
Симпатичная пейзажная лирика... немного скучноватая, немного банально-наивная, а потом «Бац» и «И в этой тишине до волшебства полшага.
Полшага до мечты, до неба, до тебя.» Замечательное завершение стихотворения, сразу становится оправданной пледо-тапочковая монотонность всех предыдущих строк.




11. По вере


Дома торчат, как порченые зубы в угрюмом грязно-сером городишке, мужчины там безжалостны и грубы, у женщин не рождаются детишки.
Народу из доступных развлечений милее виды пыток изощрённых...
Не поднимая добрых глаз оленьих она жила, как белая ворона.
У местного почтенного прелата за крохи подрабатывала прачкой, похоронив родителей и брата, померших от неведомой горячки.
Её семья — сверчок за ветхой печкой. Крылатая душа среди бескрылых она жалела слабых и увечных. На пыточную площадь не ходила.
Девицу бы епископ не обидел, подарки ей совал ещё с порога. С добром пришёл в сиротскую обитель, но рьяно отбивалась недотрога:
царапалась, в него швыряла миски, а после кочергой гнала из дому. Пытался по-хорошему епископ. Теперь, конечно, будет по-плохому.
И власть, и голова даны прелату — состряпал дело ведьминское прытко. Не захотела взять за ласки плату — помрёт в тюрьме, скорей всего под пыткой.
Воздастся всем и каждому по вере...
Никто и не подумал заступиться: привычно людям врать и лицемерить, сочувствия не сыщешь и крупицы!
"Вестимо, ведьма," — страха нагнетая шептались горожане оживлённо...
Да разве приживётся в чёрной стае беспомощная белая ворона.
Её щипали добрые соседи, когда вели к тюремному подвалу. Всё тщилась доказать: она не ведьма, и исступлённо крестик целовала.
Пытал он жертву лично, сняв сутану, но не успел натешиться епископ: не досмотрела пьяная охрана — в седьмую ночь загрызли девку крысы...

Немыслимая, равных нет которой, и прежде не бывало никогда, великая жара накрыла город. Во всех колодцах высохла вода.
Скот убегал, и улетали птицы. Всё проклиная, люди мчались прочь, сгорая у невидимой границы, и огненной геенной пахла ночь...
Исчез проклятый город, словно не был, с ним сгинуло накопленное зло, и ливнями беременное небо на землю ранним утром снизошло.


====================================

Talya Na:
Классно! Можно даже не гадать чей нарративчик: ведьмы, черные стаи, пытки...
Однозначно - в шорт, написать интересно и качественно хорошую сказку в стихах не каждый сможет.

Glück:
смутило «поме́ршие»




12. Пёс


Будь способен понять, что дерьмо –
жизненная
необходимость
(Чарльз Буковски)


Разум – голодный пёс,
способный пожирать чувственность
и превращать её в дерьмо.

Она ещё не догадывается об этом.
Ей пятнадцать лет.

Мне сорок шесть.

"Она хочет меня посадить!" –
внушает эту мысль пёс.
"Она хочет меня…" –
колотится в сознании недоеденный огрызок.

Всякий раз,
когда эта девственная шлюшка
смотрит на меня, –
её нацеленность так и высвечивается
в невинных глазках.

Дерьмо. Меня спасает дерьмо.

Она дочь подруги моей любовницы,
и вся троица живёт в моей квартире,
потому как "дома семейные проблемы".

Что такое ходить по краю пропасти?

Это когда при неслучившемся сексе
или при таком сдержанном,
что это трудно и сексом назвать –
а иначе услышит! –
ты в простыне сидишь на кухне и куришь –
и тут заявляется она.
Просто "попить водички".

Это когда она нагибается так,
что в пропасти под воротом ночнушки
видны острые бордовые соски
на вполне оформившихся
и сладостно притягивающих взгляд
белых полушариях.
Ещё видно, что трусиков на ней нет.
А она старательно это подчеркивает, потягиваясь –
и ты уверен,
что она сняла их прямо перед тем,
как зайти на кухню.

И ещё когда она улыбается,
глядя на красноречиво пульсирующую выпуклость
на твоей накидке.

Вот пропасть,
в которую безумно хочется шагнуть.

– Все бабы расчехлились на #MeToo…
– Шантажистка…
– Посадит…
– Они все ждут именно этого… – внушает пёс.

Дерьмо.
Меня спасает накопившееся дерьмо,
заменившее чувственное безрассудство собой –
цинизмом.

Лет двадцать пять назад
я бы разложил эту малолетнюю стерву
не задумываясь –
прямо на кухонном столе.
Но пёс хорошо постарался.

Как часто я хочу пристрелить этого пса!


====================================

Talya Na:
Набоков? В наших импереях? Я даже перестала зевать. Зацепило. Провокационно. Ярко. До противности реалистично. Противность, главным образом, заключается в россыпях слова «дерьмо», мне кажется, можно было и не стараться так сильно соответствовать эпиграфу, все и так считывается отлично и попадание в эпиграф – идеальное. В шорт! За смелость и, на самом деле, отличный слог, классные переходы от эмоций к повествованию. Понравилось.




13. Рифмованное изложение с элементами сочинения по мотивам широко известной сказки А.С.Пушкина


Со старухою старик
жить в земляночке привык.
Сколько жил? Забыли счёт
Столько можно б и ещё,
небогато, но путём:
пол в земляночке метён,
рыбы вяленой мешок –
ну чего желать ещё?
Нет ни голода, ни жажды…

...Но сподобился однажды
дед, и вынул из верша
не ежистого ерша,
не треску и не тарань,
не зубастую пирань –
говорящую рыбёнку,
чем смутил свою бабёнку;
потому что рыба та
натрындела неспроста:
чтоб свободу получить,
обязалась заплатить
всем, чего б ни пожелать…

Баба стала дурковать:
то ей избу, то дворец...
Дед измаялся в конец:
– Хочешь почестей ещё?
Так уже потерян счёт! –

Но старуха – не карга,
в ей фантазий дофига!
Чуть со свету не сжила –
насобачилась желать!

Не смирив свою фантазь
захотела всё и враз:
хошь-не хошь, а выполняй,
а то будет ай-ай-ай.
Приказание простое:
– Стать Владычицей Морскою
я хочу, и сей же час!!!

Дед смекнул, мол, в этот раз
сам я к рыбке не пойду –
так и так – гореть в аду!

– Едем вместе, ma chérie,
если так тебе горит!
Хочешь в море власть иметь –
надо будет в воду лезть –
не на мели – в глыбине:
власть морска – на самом дне.

И влекомая мечтой
погрузилася на чёлн.
Берег скрылся из очей.
Нет ни стражи, ни врачей.
Нет и рыбы на волнах:
в глыбине, видать, она
наряжается для встречи
и готовит пышны речи.

Дед поклоны бьёт царице –
– Ну, пора, как говорится, –
обнял нежно и с тоскою:
– Будь Владычицей Морскою! –
опустил её в пучину,
как положено по чину,
разогнулся, вытер пот –
открестился от хлопот:
баба с возу – куль с горба –
по желаньям и судьба;
лодку к берегу направил...
Всё свершил согласно правил:
судно свёл на царску пристань,
вышел, поклонился низко,
говорит – народ смекает:
– Вам Владычица Морская
за приказами всегда
приходить велит сюда.
А когда она молчит –
я тогда – наивысший чин.

Так сказал – и почивать
на царицыну кровать.

Дело сытно – дело пьяно,
не был наш старик смутьяном,
но от фрейлинских красот
и смиренный ум снесёт.
А от сытости чрезмерной
вздорным стал старик и нервным:
всё ему не комильфо –
так добрался до реформ.

Дал указ: «Шукайте баб.
Суть политики – гульба.»
Приказали – исполняй!
Кто промедлит — не пеняй.

Девок жёлтых,
красных,
чёрных –
в загранице научёных –
для фасону понавёз,
поднял цены на овёс.

Было весело вначале –
жизнь клубилась на причале,
а потом пошла вразрез:
к бабам – что-то надо есть.
Люд от пьянки окосел,
экономикой осел.
Как старик наш не радел –
а казны запас худел.
Шепчет челядь слева-справа,
что старуха плохо правит:
с дна морского не встаёт
и чудес не создаёт.

Трон шатается, а дед
растерялся – нет идей
без старухи – смех котам:
нет харизмы ничерта.

И хмельной народец сдуру
бунтовать зело надумал.

Дед сутреча пробудясь,
глядь – а он уже не князь!

Враз сутулый стал и кроткий,
что пескарь на сковородке,
не лютует, не кричит:
сдал одёжу и ключи,
фрейлин кинул, трон и пьянку –
предпочёл свою землянку.

Стары лапотки обувши,
ветху лодку двинул с суши,
для сугреву взял винца
и пошёл ловить тунца.
-----------------------------
Нет конца у нашей сказки,
ни морали, ни развязки.
Что там будет – то и стало:
Где конец – там и начало.


====================================

Talya Na:
Очень утомительно было дочитывать до конца. И собственно вся фабула уложилась в последние четыре строчки. Серьезно решила, что автор подал стихотворение на «Зима-лучшее», чтобы помучить членов жюри и читателей.

Glück:
Нет конца у нашей сказки, - вот это преизрядно напугало!
Где конец – там и начало. – т.е. можно было просто прочитать начало и всё?)))




14. Дух лета


Под стрекот сверчков и гулкий сорочий клокот
мечту загадай, отправь парить в облака.
У тихой реки построй виртуальный плотик
из мыслей и слов, что в сердце летят свысока.
Пускай станет плот опорой на водной глади,
ведь ты не готов пока что ходить по воде.
Вдруг старец седой тихонько к тебе подсядет,
посмотрит в глаза, как в детстве глядел твой отец.
В беседах промчится ночь у костра до рассвета,
пусть дождик польёт, а в небе начнёт грохотать.
Приходят с теплом косматые духи лета.
Приносят на землю июньскую благодать.


====================================

Talya Na:
У меня осталось ощущение недодела-недодума после прочтения. Была заявка на что-то более глубокое и философское, но автор словно испугался и вернулся в тихую гавань пейзажно-медитативной лирики. Уменьшительно-ласкательные слова: «плотик», «дождик» только подтверждали ощущение. Может я не права и все так и задумывалось, не знаю. Все искала слово, как охарактеризовать произведение...
Благолепно! Вот. Там, где про мечту – наивно. «Виртуальный плотик» не вписался в моем сознании в текст.

Glück:
посмотрит в глаза, как в детстве глядел твой отец. – в конце два коротких слова не «есть карашо», «твой» выглядит втычкой ритма.




15. Экклесиастовое


Свершилось! Бренный мир сошёл с ума:
одни читают мантры, славят Будду,
другие ждут Христа, молясь о чуде,
сектанты запираются в домах,
не веря никому. Но жизнь течёт –
кипит, бурлит, рекой впадая в вечность.
Ей дела нет до страхов человечьих.
Мне тоже… Я сегодня сонный кот.
Гляжу в окно, там вечер – танзанит,
а ты мне борщ наваристый готовишь.
Как сладок запах жареной моркови –
закат пускает слюнки и дрожит.
Присядь со мной. Не скиснет – подождёт,
подольше настоится сытный ужин.
Лиловый небосвод ленив, завьюжен,
зима – Обломов, дремлет без забот.
Замрём на миг, смакуя колорит
и танец тишины снегопаденья.
Вот так бы век сидеть, смотря бесцельно
на зимний пух, на свечки-фонари.
Весь город в спячке, сник да побледнел,
ноябрь собрал в котомку дни и смыслы,
январь-баюн укачивает мысли.
Мы – снег, пока в берлоге спит апрель.
Пусть спорят оккультисты: жизнь – момент,
играй, твори великие сюжеты.
Зачем? Всё суета… пройдёт и это.
И снегу фиолетово, и мне.
Был прав Экклесиаст, когда вещал:
циклична жизнь в ловушке у Вселенной.
…Что делать? – дегустировать мгновенья
и кайф ловить от вкусного борща.


====================================

Talya Na:
Автор – узнаваем. Последние строчки можно высечь в камне и поставить где-нибудь на видном месте для характеристики ... теперь уже... прошлой сытной жизни. Однозначно – в шорт. Претензий к технике - нет.




16. Афанасий


Афанасий шёл по полю, торопился, в думах весь:
«Зря болтают люди, что ли, будто край у поля есть?
Будто бы - молочны реки и кисельны берега,
Будто бы - недолго ехать и недолго запрягать,
Будто - воля, конь казацкий, ладный домик и уют,
Надо только оказаться там, на самом на краю».

Через кочки, через ямы, сквозь крапиву-лебеду
Афанасий шёл упрямо и твердил: «Дойду. Дойду.
До зарезу, братцы, надо поглядеть одним глазком».
Афанасий семь раз падал, восемь - проползал ползком,
Продирался сквозь лишайник, сквозь густые ковыли,
Семь чертей ему мешали, восемь пастырей – вели,
Семь ночей – с пути сбивали, восемь звёзд – лучину жгли,
Семь смертей – одолевали, восемь жизней – берегли.

Эта русская забава – умирай да оживай.
Не налево, не направо, а вперёд, на самый край,
Шёл по полю Афанасий.
Семь на восемь. Восемь на семь…


====================================

Talya Na:
Тоже понравилось. И ирония замечательная, добрая и задуматься заставляет. Когда текст цепляет, на остальное не обращаешь внимания, да здесь, вроде, и придраться не к чему. Может только многовато «будто» в самом начале.

Glück:
Афанасий шёл по полю, торопился, в думах весь: - интересно, а мог быть Афанасий в думах частично?
Будто - воля, конь казацкий, ладный домик и уют, - а чего к казацкому коню не хата?
Афанасий семь раз падал, восемь - проползал ползком, - видимо, восьмой раз полз стоя…




17. лаванда-гвоздика-мимоза-


не найдя на рынке роз
о сю пору зябку
я гвоздик тебе принес
целую охапку

но претензию вменя
вот же было крику
пригвоздила ты меня
за мою гвоздику

в общем таска и атас
кормлен был баландой
а ведь мог как в прошлый раз
обойтись лавандой

раз в другой поди мадам
не найду я розу
отъелозишь по мордам
за уже мимозу...


====================================

Talya Na:
Даже и не знаю, что сказать, за что похвалить, за что поругать... Угу... Стихи...
Игры со словами – зачет.

Glück:
не найдя на рынке роз (с) -
виноват всецело!
ежли б шубу ты принёс –
морды были б целы…)))




18. вдоль по Питеру


в графике кривая выросла -
набирает ход, как литерный…
Омикрон коронавирусный,
ты гуляешь вдоль по Питеру,
с явной целью присоседиться,
в поисках людского сборища…
нафига? здесь гололедица
и ледовое побоище…
(кости то и дело хрумкают
у прохожих без старания)
тут в фаворе кёрлинг с сумками
и фигурное катание…
без тебя и так в прострации,
каждый день блистаем смелостью -
до работы нам добраться бы,
доползти до дома в целости…
обойтись бы вкупе с вечностью,
ожидая дни весенние,
нам без сломанных конечностей,
мозгового сотрясения…


====================================

Talya Na:
Злободневно. Песенно-застольно. Не без юмора.

Glück:
(кости то и дело хрумкают
у прохожих без старания)
– а кто хрумкает кости у прохожих?




19. Завтра снова, как вчера


Пусть жизнь проходить, как под ткань игла, рождая немощь и сердечный холод…
Проснулся день на острие зари, грядущими заботами проколот.
Впрягаюсь в лямку волей бурлака, о воле размышлять, как в день вчерашний?
Припомню вечер, то что говорил… Мечты, мечты, угасли в настоящем!
От грёз скорлупки видят фонари, суровый ветер в небе звёзды слузгал;
Снежинок разухабистый канкан сугробами судьбы забрызгал музу.

«Не засыпай!» – твержу, обняв часы, прислушиваясь к вечному напеву:
Тик-так, так-тик… Туда-сюда, и вновь… Меняюсь снова веку на потребу!
Всё суета сует и… недосып. Проснувшийся желудок просит каши.
И как вчера, позавчера… винтом! Иголкою в стогу мой день вчерашний.
А за окном несносный клёкот, стон, изгнав до ночи тишину из спален,
Про белый парус птичий «Верасы» – крик о грядущем церемониален…

Опять не на коне, но белогрив. Пенять на бестолковость кривотолков?
Белёсый скальп – прожитых дней трофей. Очередной – под тканью лет иголкой!
Порубленных и рваных вечен дрифт, перед глазами мимом мельтешащих…
Эгей, эгей! Когда же ждать, Тесей, лазурный берег вместо тёмной чащи?
Не по камням, а в травах по росе – надеждой с колокольни звонаря…
День вновь поплыл (кто б что не говорил), – коснуться краем завтра января.


====================================

Talya Na:
Хорошие рифмы, неплохо написано, каверзно. Про январь не очень поняла в конце. Задумалась после прочтения, зачем поэты порой довольно заурядную мысль облекают в кружево многословия?
Определенных выводов не сделала, потерялась в вариантах.

Glück:
Пусть жизнь проходить – это как?
Впрягаюсь в лямку волей бурлака, - бурлак заставил?
От грёз скорлупки видят фонари, - лихо закручено…
сугробами судьбы забрызгал музу. – тоже лихо… А как можно сугробами забрызгать?
И так далее, чем глубже в лес – тем толще партизаны. Вопрос: стоит ли так увлекаться метафорами в ущерб смыслу?




20. Остров


Абонент недоступен для солнца, дождя и ветра.
Нет друзей. Нет родных. Как гудок пароходный: «Не-е-ет...»
До зарядника – два бесконечных, как время, метра.
За границами тела – обещанный Богом свет.

Только где они, эти границы,
Если тело давно превратилось в остров?
А над островом не летают птицы,
Он белеет во тьме, как омытый волнами остов
Угодившего на берег кита.
И сердце сосёт пустота, пустота…

Пустота для него наступает в немом эфире.
Неподвижное тело врастает спиной в кровать.
Он один в этом доме. Один в равнодушном мире.
Страха нет. Остаётся лишь спать, спать, спать…

…Снова утро. Приходит сиделка.
Громыхает посудой, как в лавке посудной слон.
Переводит на жизнь
Уснувшие стрелки
И на зарядку ставит
Умерший телефон.


====================================

Talya Na:
Интересный сюр. Сбитый ритм – гармоничен. Не знаю, писал ли автор про прикованного болезнью к постели человека... мне показалось, очень знакомым ощущение выброшенного на берег кита, когда вдруг сел телефон и ты не знаешь, чем себя занять. Стало страшно от того, как люди привязаны к гаджетам. И как мы бесконечно одиноки без внешнего шума и бесконечного потока нужной и ненужной информации. Это наркотик, разрушающий мозг, отодвигающий реальность на задний план и делающий человека беспомощным.
«Громыхает посудой, как в лавке посудной...» - хорошо!
Понравилось.




21. Самый лучший сонный день в моей жизни


В прошлом веке, когда зимы были снежней,
когда я не учила ещё падежей
и тянулась смешно до буфета,
а отец, как былинку, подбрасывал вверх,
было время укутано в кроличий мех
и текло шоколадной конфетой.

В первый раз привели крохой в баню зимой,
помню — дым щекотал меня, будто живой,
мылом тёрли дегтярным (о ужас!)
Я брыкалась, вопила: "Бабаня, не трожь!",
а она бормотала: "Ну что ты, как вошь...", –
и пыталась держать меня туже...

В белой вафельной простыни розовый нос —
так меня по морозу отец в дом и нёс,
от бабули спасая как будто...
Столько сладкого, помню, смела со стола...
А потом я спала. Как младенец спала.
И не слышала даже салюта.


====================================

Talya Na:
Очень теплое. «А потом я спала. Как младенец спала.» Очень талантливо написано, просто, без вычурности, проникаешься каждым словом. Спасибо. В шорт!

Glück:
и пыталась держать меня туже... – в смысле крепче?




22. потёмкингство:


вчера повечеру вчерне закончен
из ничего, как врут космологи,
потёмкингства прологом-пологом,
взрывным рождением впотьмах всклокочен
[мир?]
надрывно реставрически заточен
слыть золотым победным поводом
оквадратуры солнца-ворога
обугленной осаженой бессрочно
[крым?]
кручёным свитком полотна скользя
через окно-колодец тьмы печальной
не вниз, а вбок на свет, куда нельзя
[блин!]
немы(ты)ми руками в мир начальный,
где правит "чувств ночная оголённость
и стрёмно ёкает потёмок ёмкость"*
___
*_см.: http://litset.ru/publ/25-1-0-1869#ent124131


====================================

Talya Na:
Интересно. Уникальный стиль у автора. Ни с чем не спутаешь. Концовка понравилась, но в шорт не возьму, уж больно головоломисто.

Glück:
Отлично! В качестве упражнения для дикторов телевидения (читать вслух, быстро, без пауз!).




23. Молчу


Монолог булгаковской Маргариты

Вблизи камина плечом к плечу сидим часами, и наши тени
Друг к дружке жмутся. Молчишь. Молчу. Над нами – брошью паук настенный.
В квартире тихо, а за окном хохочет филин. Ну, смейся, смейся!
Ехидный ветер с ним заодно – срывает листья, шатает месяц.
В столицу скоро придёт зима, а мы продолжим сидеть на койке
И будем вместе сходить с ума. В итоге стану сама такой, как...
Как ты. За слабость меня прости! Но я устала казаться сильной.
Не удаётся тебя спасти, хотя в молитвах совет просила.
Не верю мифу, что время – врач, и в помощь свыше уже не верю,
Не верю людям, привыкшим врать и рвать подобных себе, как звери:
Куда ни ткнёшься – стоит стена, на ней – "паук" мохнолапой брошью...
Молчим. Ты болен и я больна. И неизвестно, кто болен больше.


====================================

Talya Na:
Замечательные стихи. Классные рифмы («такой как» - «на койке»), повторения слов напоминают танец «Енька». Финал – отлично! «Молчим. Ты болен и я больна. И неизвестно, кто болен больше». Захотелось еще раз прочитать, посмаковать. Завидую белой завистью талантливым и плодовитым. В шорт!




24. Злодей


Заметала снегом и раскаяньем,

Завывала в стылое окно.

И сама от этого измаялась,

А наутро белым полотном,

Снежным и пушистым, но не тёплым,

Идеально ровным, без следа

Лап вчерашних, что толклись в сугробе,

Застелила землю навсегда.

Белое холодное пространство,

Совершенство голых тополей...

Из подвала вылез партизански

Рыжий кот по имени Злодей.

Наглые следы диагонально

Прочертили целостность двора,

Разрушая непорочность тайны.

И метель, отчаявшись, ушла.


====================================

Talya Na:
И еще один кот в подборке. Как-то начинают утомлять коты. Неплохая зарисовочка, но не более того.




25. У зимы уже одышка...


Вдоль берёзовой аллеи по заснеженной дороге
словно байкер на харлее к нам весна спешит на помощь -
растопить сердца-ледышки у замёрзшего народа;
у зимы уже одышка и дыханье пахнет комой.
В небе солнце на корячках держит путь в пещеру ночи...
И, смакуя дым табачный, нагло пялюсь на девиц я.
Скоро март котов заставит мыслить о любви порочной
и на звёздные кристаллы по-кошачьи материться!
Я - поэт, а не прозаик: проза жизни так и душит.
На харлей весны влезаю - пусть умчит меня в "Гоморру",
где бы женщины ласкали, согревая сексом душу,
а зубастые печали взяли след ещё не скоро...
У зимы уже одышка и дыханье пахнет комой;
замучу с весной интрижку и уйду в загул до лета,
утопая в пьяном блюзе, попивая виски с колой...
Буду жить в плену иллюзий, тлея словно сигарета.


====================================

Talya Na:
Интересно, чем пахнет кома? Не хотелось бы узнать, если честно.
Стихотворением не прониклась, образы показались совсем дикими для меня:
Весна – байкер на Харлее
Зима с одышкой
Лето – на корячках
По-кошачьи материться на звезды
Согревая сексом душу
Уйду в загул до лета
Пьяный блюз и есть. Причем ЛГ явно истосковался по нежному полу, что сил нет.
В целом, идея неплохая и картинка рисуется. Стилистически – все в едином порыве, но не моя чашка чая, увы.

Glück:
где бы женщины ласкали, согревая сексом душу, - хм… я-то по наивности до сего дня считала, что любовь согревает душу, а секс – это для тела… А оно вон чё…)))



Talya Na:

1 место:
(12) Пес
(21) Самый лучший сонный день в моей жизни
(23) Молчу

2 место:
(11) По вере
(15) Экклесиастовое

3 место:
(3) Красное платье - белое платье
(16) Афанасий
(20) Остров

Glück:

1 место:
6. Капельки
15. Экклесиастовое
7. перезагрузка

2 место:
23. Молчу
20. Остров

3 место:
3. Красное платье - белое платье
11. По вере

ЗЫ. Если кому ДЕЙСТВИТЕЛЬНО интересны более подробные разборы - пишите в личку, подавайте заявку в ККК или оставляйте просьбу ниже в рецензиях.
Опубликовано: 23/03/22, 17:56 | Последнее редактирование: Glück 23/03/22, 12:59 | Просмотров: 2437 | Комментариев: 43
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии: 1 2 »

Иришк, спасибо )
Можно пОмерших, можно помЕрших (я узнавала )))
Елена_Лерак_Маркелова  (27/03/22 12:24)    


Да я тоже узнала, но привычнее - пОмерших. Кстати, так и думала, что ты написала. wink
Glück  (29/03/22 23:45)    


Иришк, заморочилась я с помершими ))) Оказывается и так, и сяк, но помЁрших с "ё", а точнее с ять "помѣршихъ".
Елена_Лерак_Маркелова  (30/03/22 17:48)    


Гы, исправишь на ять? Кстати, я ж написала, что смутило. Но не настаивала, что это неправильно.))) Ессно, что снижать оценку и не подумала бы. tongue
Glück  (03/04/22 21:20)    


Охохонюшкиии... всё пропустила, всё... и голосование пропустила, и обзоры (((
Спасибо, Таль )
Елена_Лерак_Маркелова  (26/03/22 21:21)    


От номера 23:

Наташа, Ира, спасибо вам обеим за качественный нескучный обзор!
Ириш, и всё-таки хотелось бы выслушать твоё мнение по поводу моего текста)

Любви и мира!
Воскресенский  (26/03/22 15:31)    


Вить, обязательно сделаю! Тебе в личку или рецей, как опубликуешь?
Glück  (29/03/22 23:44)    


Ириш, лучше рецей. Публикация уже висит: http://litset.ru/publ/3-1-0-70574
Воскресенский  (30/03/22 09:49)    


Спасибо за отзыв. Да, "Остров" - это про прикованного к постели инвалида, для которого телефон - единственная связь с внешним миром.
Татьяна_Шкодина  (26/03/22 00:08)    


Спасибо за отзыв.
Александра_Одрина  (25/03/22 21:00)    


Спасибо за разбор "коммуналки"!)

Хотелось немного добавить, что " не обижай" здесь ЛГ говорит тогда, когда не хочет, чтобы ему ещё раз сделали больно. Он надеется на положительный исход, что любовь ещё теплится (которого не будет). А потом ЛГ возвращается в воспоминаниях в то время.
Sheffield  (25/03/22 13:48)    


Ирина, спасибо! Странно, вот почему-то не думал, что у тебя такой хороший вкус на постлюбовные стишки!)))
Наталья, спасибо!)

/но в целом - не верю/

А зря)
Не, если бы я этот стишок прочитал как о виртуальном романе, то да, и мне бы показалось слишком надуманным, игрушечным, ненастоящим.))
Меня волнует чуток другое например вот это:

/Лишь тебя я видел в любой округе” тоже звучит ходульно./

Во первых, почему тоже?) Во вторых, а почему это вам, Наталья, показалось ходульно-то?)

/и одновременно с этим “мы общались”. Вам не кажется, что слово не очень уместное?/

не, не кажется, 10 лет ЛГ не виделся с первой любовью, не сложилось как-то, вот и возникло "общались") и да, автор понимает, что без его толкования, можно было придумать и виртуальную любовь и т.д., но блин!, это ж почти невозможно, в строчках, как мне кажется, даже намёка нет на это безобразие!))
Апофис  (24/03/22 17:18)    


Валерий, у меня возможно а вашем случае просто сработало личное восприятие. Я не очень сейчас воспринимаю бОльшую часть любовной лирики, словно блок стоит, многое кажется ходульным, надуманным и мелким.
Вот и вы под раздачу попали. cry
Talya_Na  (24/03/22 22:25)    


ничего страшного, Наталья, я вас понимаю - стишки это такая вещь субъективная и во многом зависит не только от текста, но и от настроения, убеждения, да даже (не побоюсь сказать) мировоззрения) как автора, так и читателя, просто главное, чтобы оба оставались, честными и уважительными, а это как раз у вас получилось)
Апофис  (24/03/22 22:38)    


Валер, а про какой стишок речь? Вот честно, абсолютно не знаю авторов, передо мной были только тексты.
Glück  (25/03/22 13:55)    


7. перезагрузка
Апофис  (25/03/22 16:05)    


Аха, подожду, когда опублишь, тогда уже напишу под ним более развёрнутый вариант моего ощущения от прочтения. И почему я его выбрала. А то, помнится, ты прошлый раз был недоволен моим молчанием.)))
Glück  (25/03/22 18:35)    


TN

Большое спасибо!

G

держать туже — да, в смысле крепче, плотнее, сильнее в обхват. Кстати, это вполне из лексики пожилых людей, бабушка моя именно так и говорила "держу ещё туже")

Интересно, а что подразумевал Маяковский, когда писал:

Партия —
это миллионов плечи,
друг к другу
прижатые туго.


Это крепче, сильнее или плотнее?)))

Или Пушкин наш ненаглядный:

И дале двинулась Россия,
И юг державно облегла,
И пол-Эвксина вовлекла
В свои объятия тугие.
Восстань, о, Греция, восстань.


А у Максима Горького ваще в Жизни Клима Самгина "тугие щёки крепко растирают ладонями" Как же это?

Не, не, классики тут ни при чём! Я сама так говорю. И не жалею об этом)
Laura_Li  (24/03/22 16:17)    


Оль, а кто-то топотил ногаме, что так говорить нельзя?))) Я просто уточнила для себя. Кстати, моя бабушка предпочитала вариант "шибчей". biggrin
Glück  (25/03/22 13:56)    


ага, "шибчей" тоже, как вариант, использовала)
Бабушка – это Google моего детства, большинство историзмов, архаизмов, короче, всяких странных "устаризмов" я узнала от неё)))
Laura_Li  (25/03/22 16:31)    


Ну да! Нонешняя молодёжь уже всего не знает, у них больше в ходу всякие англицизмы, заменяют ими вполне русские слова. Зачем? sad
Glück  (25/03/22 18:30)    


Ирина, спасибо большое, за высокую оценку - мне очень приятно))
Наташа, спасибо, что пронилась и написала пару слов.
"слишком в-лобные войны" - убрать не могу, в нашем Израиле они именно такие...
Вера_Рехтер  (24/03/22 15:23)    


Пожалуйста! wink biggrin
Glück  (25/03/22 14:27)    


имея статистически значимое совпадение по составу лично 'избранных' с 'шортами' критиков:
Talya Na:
1 место: 100%е
2 место: 50%е
3 место: 33%е
Glück:
1 место: 66%е
2 место: 50%е
3 место: 50%е
таки замечу, что критерии выделения/оценки существенно разнятся (об этом в общей дискуссии) с изложенными в замечательном обзоре.
СпасиБо за!..
В отношении своего 'узнаваемого' могу заверить, что с удовольствием скопирую полученные отзывы под самим опусёнком и, ежели азарт не простынет и найдётся 'потёмкингсный' музфон, отвечу на вызов картавой авторской начиткой...
Удачи!

cool cool
Борис_Старче  (24/03/22 12:09)    

Продолжение списка комментариев: 1-10 11-14