Татьяна Вл Демина: Скользкая это тема — философская поэзия. Зачастую трудно сказать с уверенностью, что к ней относится, а что — нет. По идее, в любом литературном произведении своя философия. У меня в университете по философии было «четыре пишем, три в уме», поэтому я тут тем более не спец. В общем, не стреляйте в философа — он бухтит, как умеет.
Murrgarita: Я заранее прошу прощения у тех авторов, с которыми разойдусь во мнениях. Что только мы не определяем в раздел "философская лирика". Но мне кажется: не всякие рассуждения – философия, и даже – не всякие рассуждения – философствование.
1. Диванный воин (Воскресенский)
Весна... А ты сидишь в тепле и смотришь в ящик. В экране – диктор, кот – в ногах, супруга – в ванной. Внимаешь сводкам новостей, мозги пьянящим, И протираешь день деньской рельеф дивана.
Стреляют... Главное – не здесь. А там – нормально. Непобедимый бастион – твоя квартира. Сменился диктор, кот уснул, супруга – в спальне, А ты дежуришь на посту на страже мира.
Давно известно, если враг не существует, Его искусственно создать не очень сложно. Нельзя могуществом блеснуть напропалую, Покуда ратные мечи ржавеют в ножнах.
И ты не рядом, а вовне причины ищешь Для оправданий боевых безумных оргий. А голубь мира ищет корм на пепелище, Военных сотнями везут в больницы, морги...
Альтернативных новостей в сетях немало. Ты обрываешь ложь врагов на полуслове И погружаешься в брехню своих каналов, Патриотично принося на плаху совесть.
Планета вертится, и жизнь идёт по кругу. Усталость валится пластом тебе на плечи... Заткнулся диктор, кот исчез, храпит супруга. Отбой... А завтра – на диван, на место встречи.
Татьяна Вл Демина: Не смотрю телевизор и не слушаю радио, поэтому, наверное, могу относиться к этому стихотворению немного отстранённо и не в свете событий. По-моему, будет актуально, пока существуют СМИ и те, кто им верит. Стихотворение жёсткое и обличающее, но «плакатное» и прямолинейное. К поэзии я бы это не отнесла.
Murrgarita: Боюсь, что это стихотворение не по теме. Рассуждения о политике – да, безусловно. Не знаю, куда правильнее отнести это сочинение, может быть, к гражданской лирике? Но уж точно – не к философской. Не думаю, что политике место на конкурсе.
Елена Шилова: На мой взгляд, это не философская лирика, а скорее слегка приукрашенная тропами публицистика. К поэтизированию которой я, честно говоря, прохладно отношусь. Диктор все-таки НА экране, поэтому чутка выбивается из стройного ряда одинаковых предложных конструкций. «Блеснуть напропалую, покуда... мечи ржавеют...» – глагол совершенного вида плохо сочетается и с «напропалую», и с «покуда» – и то, и другое требуют продолжительного действия. Почему не блистать тогда? «Для оправданий» – лучше бы было в единственном числе – и по смыслу, и не было бы неуместной падежной переклички с «оргий».
Talya_Na: Неплохая самоирония. Великой философи не увидела. Зарисовка о себе и обо всех.
2. Пять промилле (aledo)
Скользит бутыль, совсем ослабли руки, уж пять промилле спирта есть в крови. Ты слышишь отзвук труб (наверно, глюки), мертвецки в кресле спит твой визави. И всё смешалось – дни, часы, недели, и ангелы слетелись петь псалмы; а ты едва живой на самом деле, кружится в зимнем небе ветер тьмы. Вот ангелов в ночи сменяют черти. Хохочут, называют слабаком. Проснулся и ушёл друг-виночерпий (сказал, что за едой и коньяком). Лишь в нескольких шагах от адской бездны звонишь ты другу детства, чтоб спастись. А тот, считая помощь бесполезной, выходит безучастно из сети. И ранним утром, в холод (минус тридцать) идёшь за водкой, мысля об одном. Всё, хватит... Нужно лишь опохмелиться, в победу веришь в битве с бодуном. Увы, но на крылечке магазина, ты падаешь, тысчонку теребя... Бегут людишки, мчатся лимузины, а жизнь идёт, и всем не до тебя.
Татьяна Вл Демина: Написано довольно хорошо, хотя тоже «прямовлобно». «Уж пять промилле спирта есть в крови» звучит коряво, я бы изменила на что-то типа «и пять промилле спирта есть в крови» или «уже и пять промилле есть в крови».
Murrgarita: Слабо написанное нарративное стихотворение, упрятанное в А4. Мне кажется, философское обобщение должно быть шире и глубже.
Елена Шилова: Тоже, в общем, сомнительна принадлежность к жанру – это всего лишь зарисовка из жизни алкоголика. Местами прямолинейная, местами пафосная, достаточно безыскусная по исполнению, разве что «черти/виночерпий» - интересная рифма. Так что «увы» - самая точная оценка как ситуации, в которой оказался ЛГ, так и эмоций от прочтения.
Talya_Na: «Совсем ослабли руки» – «совсем» словно для ритма вставлено, как и дальше «на самом деле». Хотя понятно, что обилие вспомогательных слов стилистически оправдано для разговорной речи. Вообще, первая строчка с «ужом» мне логически не очень зашла. «Звонишь ты другу детства» – корявая инверсия. Про виночерпия – в плане рифм – хорошо, но мне не понравилось использование времен в кошмаре алкоголика и внезапно уснувшего и проснувшегося виночерпия. Про холод, скобочное – для тех, кто совсем не знает, что такое холод? По поводу философского смысла… задумалась. По идее ЛГ и не жаждал общения, почему финальная мысль должна тронуть читателя? Мы должны пособолезновать, что никто за чекушкой не сгонял? Проблема ЛГ в отсутствии силы воли, чтобы бросить пить. Осталось ощущение сырости главной мысли. Если ЛГ надеялся на помощь извне, а «спасение утопающих – дело рук самих утопающих», имхо, надо было побольше страданий именно в этом направлении добавить. А так получается, все второстепенные герои (собутыльник, друг, прохожие) нужны были только для добычи зелья…и что? Но, на самом деле, мне понравилась ирония стихотворения.
3. Слова и музыка (Александра Одрина)
Слова — ловцы, они пленяют мысль в логически поверенном катрене в оковах букв: так лёд среди зимы сжимает влагу в водоносной вене.
Иное дело — музыкальный слог, и, будь ты подмастерье или гений, мелодия— волнения итог в озёрах грёз и на морях сомнений.
Потоком вариаций и реприз она, не зная каменности, живо струистою рекой стекает вниз, огнём взлетает ввысь неудержимо.
О, если ты не понят меж людьми, забудь слова, но музыку — возьми!
Татьяна Вл Демина: Ух ты, философский сонет)) Нет, искусствоведческий)) Его нужно прочитать несколько раз, чтобы «въехать», проникнуться стилем и содержанием, потому что с первого раза смысл ускользает, как та влага в водоносной вене. Но с третьего раза я оценила)) И этот старомодный стиль… Даже представила, как на концерте дама-ведущая в длинном платье зачитывает это стихотворение эпиграфом к Шуману)) А при первом прочтении не понравилось.
Murrgarita: Сонет о соотношении слов и музыки… О силе проникновения музыки… Не совсем понятно, откуда огонь – ни слова не было о нём. Хотя сам образ не вызывает сомнений. Ну и – вот не согласна я с тем, что и гений, и подмастерье одинаково могут выразить в музыке всё, что описано дальше. Но это уже я спорю с автором по содержанию рассуждения, а это вне моей компетенции, как члена жюри.)
Елена Шилова: В логически пРоверенном, может? Поверенный – это совсем другое (не эпитет, а некое лицо, наделенное полномочиями). «Сжимает влагу в водоносной вене» – это какая-то уж очень изощренная и избыточная красивость, да и вообще стихотворение изобилует туманными и водянистыми (как синтаксически, так и образно), но высокопарными оборотами. Почему «В озёрах», но «НА морях»? «Ловцы... пленяют... в оковах» – снова избыточность. «Потоком... струистой рекой стекает» – избыточность+тавтология. «Не зная каменности» – пожалуй, единственное, что показалось интересным. В общем, в данном случае действительно лучше было бы взять музыку.
Talya_Na: Для меня слишком напыщенно и театрально. «Пленяют», «меж», «иное», «оковы», «грез», прошловековые метафоры. Если это подражание, стилизация, то очень неплохо, даже замечательно. Если самостоятельное произведение, то мимо меня. Я не очень понимаю авторов, которые пишут сонеты или используют другие классические формы, если только это не задание на какой-то конкурс. Уж очень ходульно для современности. Что такое «водоносная вена», не поняла. Философь присутствует, но за витиеватостью фраз ее не сразу и различишь. Две финальные строки – хороши.
4. Закон земного притяжения (Селена)
Мы всего лишь фрагмент, эпизод, кадр на кинопленке — в этом вечно длящемся, древнем кино. Лишь тени чего-то более глобального. Птицелов
Мы тени и пыль – да, с таким не поспоришь: рождаемся вновь, чтобы вновь умирать. Как замкнутый круг... погляди, и над морем текут облака, подчиняясь ветрам; закат за рассветом, приливы, цунами, спиральное время – так хочет Земля.
А где-то за выдуманными мирами, за отблеском звёздного хрусталя есть что-то иное в безвременье вечном, там свет многомерен и души не спят. Легко в невесомости нечеловечьей парить над системами координат, быть солнечным ветром, осколком кометы в космическом радужном море, где Ом, Ньютон, Архимед или Гук – не помеха; понять, что мы дети Вселенной. Наш дом – повсюду: когда ни конца и ни края пространств и пределов – вселенская ширь. Горит, извиваясь, сверкает, сияя, квазарное пламя межзвёздной души.
Но видишь пшеничный закат над рекою, леса, уходящие за небосклон, лиловое поле, до боли родное. …И чувствуешь: прав был великий Ньютон.
Татьяна Вл Демина: Сократить бы это стихотворение до двух — максимум трёх катренов! А так — получилось слишком наворочено. Но концовка отличная.
Murrgarita: Ощутить себя частью макрокосма и отказаться от этого? А что, разумный подход.)
Елена Шилова: Как-то не прониклась я этим космическим путешествием. Симпатичные образы вроде бы есть, но в соседстве с достаточно расхожими и наивными картинками необъятной Вселенной и свободного полета души. В которые не очень-то верится. «погляди, и над морем» – не поняла, зачем здесь «и». Если смысл был в том, что «и облака тоже сменяют друг друга, как люди», то он не улавливается из-за съехавших акцентов. «Как замкнутый круг» – «как» в данном случае – ритмический костылик, ибо выше описанное вполне себе можно охарактеризовать словосочетанием «замкнутый круг», без всяких сравнений. «есть что-то иное в безвременье вечном» – учитывая, что оно еще и «где-то», получается, с одной стороны, очень аморфный, а с другой – слишком глобальный, и потому совершенно не вызывающий отклика образ.
5. Подводный мир (Вера Рехтер)
Из ночи в ночь по снам моим плывёт косяк нездешних рыб — смешных и странных: в нём барракуды кротки, а пираньи лишь для улыбок раскрывают рот.
Ни ближнего, ни дальнего не жрут, как будто знают, что все рыбы братья, радушно тянет ноги для объятий ко встречным даже безголовый спрут.
Приветливо глядит гигантский сом, усатый, как мультяшный мафиозо… Души моей саднящие занозы врачует этот непонятный сон.
В нём рыбой я была, а рыбы — мной, вода и ночь стирали зло и грани, a камбала-луна плыла над нами и небо серебрилось чешуёй.
Татьяна Вл Демина: Хорошее стихотворение, но с временами что-то не то. В начале стихотворения написано: «Из ночи в ночь по снам моим плывёт / косяк нездешних рыб…» То есть, сон повторяется. До последнего катрена всё происходит в настоящем времени. В последнем же — переход на прошедшее время. Непорядочек!
Murrgarita: Я помню это стихотворение, его мягкий, добрый тон. Я даже помню. как призналась, что хотела бы тоже видеть такие сны. Славное стихотворение. Но философское ли?..
Елена Шилова: Вот здесь уже есть интересный авторский взгляд, и образный ряд выдержан. Я, правда, опять не вижу тут особой философичности, но на безрыбье и безголовый спрут нам, пираньям, друг, товарищ и брат) Не очень понравились «души моей саднящие занозы» - на фоне остальных, довольно оригинальных образов – это прям совсем штампище. «радушно тянет ноги для объятий ко встречным» – не очень удачное построение фразы: «ко встречным» оторвано от глагола «тянет», а дополнение к «для объятий» требует уже другого предлога – «со встречными». «вода и ночь стирали зло и грани» – тоже не очень удачно выстроенная фраза, из-за двойных подлежащих/дополнений размывается смысл, кто что стирал.
Talya_Na: Мне очень понравился глубинный смысл стихотворения. Улыбающиеся рыбы, безголовый спрут пугают своим сюрреализмом. Финал – классный. Переплетение сна и доисторичности какой-то настолько фатальны, что жутко становится от этой мультяшности. Никогда люди не будут любить друг друга по-братски. Камбала-луна меня, вообще, унесла в намеки об иллюзорности мира, его плоскости и ненастоящести. ко встречным даже – так себе инверсия, но некоторые их любят Взяла в шорт.
6. Время прогулок (Инесса Полянская)
Август. Время прогулок по краешку лета в парусиновых туфлях - на счастье в дороге, в мягкой обуви легче шагать за ответом о причинах сезонной любви к эпилогам.
Каждый летний исход виснет балкой над бездной, воскрешая в сознании страх оступиться. Но боязнь высоты на лету бесполезна, в звездопад даже космос теряет крупицы.
В частой смене времён, в круговерти свершений - я лечу, отпустив - больше, чем не успела, от весеннего гона до грусти осенней - всё на свете вращается в звёздной купели.
Ни к чему августейшему месяцу скрепки межсезонных итогов. Зачем эта небыль? Мудрый август, скажи мне: что может быть крепче парусины прогулочных туфель и неба?..
Татьяна Вл Демина: Понравился первый катрен и последние две строчки. В середине какая-то жвачка получилась. И почему небо в 90% случаев рифмуют с небылью?
Murrgarita: Честно признаю: не все образы показались мне внятными. – летний исход виснет балкой над бездной (исход – выход кого-то откуда-то; завершение, конец, результат – балкой?); – я лечу, отпустив – больше, чем не успела; – всё на свете вращается в звёздной купели; – скрепки межсезонных итогов… И в финале впечатление портит заезженная до невозможности рифма небо-небыль.
Елена Шилова: Ну вот, наконец-то попытка порассуждать) И даже практически афоризм состоялся: «боязнь высоты на лету бесполезна» . «Ответ <на вопрос> о причинах» – странное, на мой взгляд, словосочетание, без опущенной части читается довольно коряво. Тем более что «ответ» и «причина» даже семантически перекликаются, поэтому получается наслоение. «всё на свете вращается в звёздной купели» – сначала хотела побухтеть, мол, с чего это купель вращается, но потом представила водоворот в круглой емкости, и вопрос отпал) «Зачем эта небыль?» – а вот низачем, исключительно для рифмы к «неба», поэтому и торчит хвостик строчки – слишком необязательный и пафосный на фоне остального текста. В целом приятное стихотворение с хорошим финалом. Но мне слегка не хватило мелодичности.
Talya_Na: Если я начну выделять понравившиеся строчки, мне придется выделить все стихотворение. Каждая из них дышит философией, каждая заставляет задуматься. Меланхоличность приближающейся осени, на первый взгляд, банальная много раз озвученная идея настолько филигранно вплетена в другие смыслы, в новые грани. Простота слов, выпуклость и красота образов. Очень красивые стихи. «Парусина прогулочных туфель и небо» – потрясающая находка. Браво, автор! Специально не читала ленту в теме ЛАПА, без понятия, кто это написал, но мне каждое слово эхом отозвалось. Спасибо.
7. о чём думают рыбки (Кот-Неучёный)
Как мне, не будучи рыбкой, знать о чём думают рыбки? Как им, не будучи мною, знать о чём думаю я? И углеродо-белковость — ключ к пониманию хлипкий Тайной стратегии рыбок, рыбьих проблем бытия.
Бог с ним... пока не до рыбок! Как мне понять человеков? Помыслы их и стремленья, вроде, порода одна. Вроде, идём к общей цели. Только я снова не в ногу. И на ходу сомневаюсь, что эта цель мне нужна.
Татьяна Вл Демина: Дурашливость интонаций маскирует серьёзность мыслей. Признайтесь, последние две строчки отражают то, что думает практически каждый.
Murrgarita: А и правда – зачем было говорить о рыбках – целую строфу, если – "Бог с ним… Пока не до рыбок!" В первой и второй строках ритмический сбой и пропущены запятые. В конце второй строки неудобная инверсия. Но вот ведь беда – и с людьми не всё в порядке: "на ходу сомневаюсь, что эта цель мне нужна"… Одна порода с человеками? Или с помыслами их и стремлениями? Как милая шутка – славно. Как конкурсное стихотворение…
Елена Шилова: На предпоследней строчке, где «снова не в ногу», я почему-то подумала, что сейчас будет возврат к рыбьей тематике, что-нибудь про плавники. Но даже если отбросить неоправдавшееся ожидание, финал получился слабым. А вообще да, слишком много рыбок в первом катрене и слишком мало во втором. То, что начиналось довольно любопытно, в итоге скатилось к «я не такой, как все» и «я сам не знаю, чего хочу». Проблема потенциально очень даже философская, но здесь она, по сути, в виде необязательных тезисов. А самая главная мысль – «как мне понять человеков?» – потерялась в середине. После «знать» – в обоих случаях запятая.
Августейшая ночь дожигает иссушенный август, Величаво скользит… Застывает расплавленный воск! Где калека Луна на небесный взбирается пандус, IIIпилем тянется Тис – краснокнижный орлан-белохвост. *
Vдивительный мир отгоревшей старинной эпохи Соткан сотней путей: от войны до войны Тис и Буш… То ли Джордж, то ли Джо младшей съезженской старой дороги… Восемь строк. И скончался законченный стих-Магдебург.
Татьяна Вл Демина: Я бы скорее отнесла это к городской лирике. Не знала о доме Тисов, пришлось гуглить, очень интересное здание с историей. Почему некоторые буквы заменены римскими цифрами? Что такое стих-Магдебург? Осталось невыясненным.
Murrgarita: Непонятно, зачем здесь восклицательный знак – "Застывает расплавленный воск!" И в целом… Как-то получается, что стихотворение ничем меня не привлекло.
Елена Шилова: Фото у меня не открылось, поэтому вопрос – а о чем это и зачем – остался без ответа. Ну, зато понравилась строчка про небесный пандус. 1/8 стихотворения – уже что-то.
9. Старый дворник находит в своей кладовке (Георгий Волжанин)
Старый дворник находит в своей кладовке хлам заброшенный: пыльный, дырявый глобус, двор тенистый с задумчивыми котами, юных мам - что детишек своих катают. Здесь, а может чуть дале, с краю, есть участок работы - там дворник юн. Молодеет работой: взлетают грабли - тлен и смрад разгребает на поле брани; тишина и покой - мусор брошен в пропасть, кто-то плачет (сыночек погиб в бою)... День окончен, старик отпускает вечер. Он находит в кладовке чужие вещи: карту неба, планеты и дальний космос... Утро тянет спросонья восток к огню: мамы старые деток катать устали - те проворны, горазды познать мир сами - всё бы так - прибирается дворник старый - есть участок работы, и дворник юн
Татьяна Вл Демина: Как по мне — это психоделика)) Вообще-то, симпатично. Взлохмаченно-бесшабашно, смысл кое-где не прослеживается, да этого и не надо. Очень понравились первые строчки, ещё «мамы старые деток катать устали – те проворны, горазды познать мир сами», «Утро тянет спросонья восток к огню».
Murrgarita: Это стихотворение у меня в избранных. Было бы странно, если бы я не взяла его в шорт.)
Елена Шилова: Как говаривал один хороший поэт и критик – «мне нравится в этом стихотворении то, каким оно могло бы быть») Вот и мне очень нравятся отдельные образы, детали и задумка, но законченного, цельного стихотворения я тут пока не вижу. Слишком много противоречий, разболтанная схема рифмовки, странные обороты вроде «молодеет работой», логические нестыковки со старостью/юностью регулярно молодеющего дворника. При этом есть опасение, что попытки правки окончательно доломают этот шаткий, но все-таки держащий форму текст, уничтожив все его очарование.
Talya_Na: Хорошие стихи. Чувствуется, что автору есть что сказать читателю, используя при этом нетривиальный язык своих непростых образов. Я читала эти стихи раньше и знаю автора. Не всегда могу попасть на его волну, всегда что-то остается словно за кадром, что-то неуловимое. В этом есть своя прелесть, хотя иногда хотелось бы больше осознания при прочтении.
10. Что бывает потом (Эризн)
Позабудем о "happily lived ever after" - о финале наивно-простом. Ты поведай нам, сказочник, чистую правду обо всём, что бывает потом. Расскажи, как печати, скреплявшие клятвы, постарев, рассыпаются в прах; Как расплатой за влюбчивость с первого взгляда подрастает наследник-дурак; Как прорехи на памяти штопаны нитью хвастовства - так, что суть не видна; Как ни дня в королевстве без мрачных событий: то пожары, то мор, то война; Как буянят герои, от скуки и стресса полбочонка вина одолев, И как самые добрые в мире принцессы превращаются в злых королев... Беспощадное время долгов не прощало во вселенной ещё никому, И счастливый конец - это только начало неизбежной дороги во тьму.
Татьяна Вл Демина: Знаю это стихотворение — мрачное и классное. Финал — афоризм.
Murrgarita: Это действительно сильное стихотворение, и оно написано мастерски. Особенно впечатляет умение продержать главное в стихотворении, его идею до финала и обрушить на читателя с афористичной чёткостью. Мои поздравления, автор)
Елена Шилова: Тема не нова – сомнительность традиционных сказочных финалов (где после свадьбы хоть трава не расти – все равно читателю о дальнейшей судьбе героев не рассказывают). Но изложение довольно бодрое (по ритму) и техничное. Лишенное оптимизма, правда, но тут кому что ближе. «Полбочонка вина одолев» – напрашивается вопрос, если б не стресс, герои одолели бы целый бочонок?) «Беспощадное время долгов» – из-за созвучности с клише «бремя долгов» тоже читается как единое словосочетание, и только потом обнаруживается, что, оказывается, «долгов не прощало».
Talya_Na: Неплохой текст с оформленной философской мыслью в финале. Показался слишком прямовлобным, мне не хватило образности для глубокого погружения.
11. бога опять не поют, а пляшут (Апофис)
бога опять не поют а пляшут наши вдруг стали совсем не наши вроде и с маслом сегодня каша но не влезает в рот что-то не так этом мире люди как бы дойти мне до самой сути то ли господь нас совсем не любит то ли наоборот
время такое твердят святоши племя такое вещают рожи с телеэкранов и тянут вожжи и никаких свобод да и свободы похлеще рабства требуют крови в своё убранство вот и впадает то в блуд то в пьянство мой дорогой народ
нет мне не нравятся эти мысли не мизантроп я вообще по жизни просто сегодня дешёвый рислинг с водкой завёл войну и в голове между сном и явью кто-то словами моими правит а под ногами то грязь то гравий скоро пойду ко дну
к вам пресмыкающимся потомкам рухну замшелым чужим обломком и потревожу не очень громко ваших болот покой… нет, пустота лучше грязной жижи проще не жить, чем никчемным выжить в мире где ты то червяк то чижик а всё равно чужой
Татьяна Вл Демина: Читала не раз это стихотворение. Какие точные слова подобраны! Восхищаюсь произведением, а время и правда какое-то не то.
Murrgarita: Тоже написано мастерски . Но то ли я исчерпала запас эмоционального восприятия на предыдущее стихотворение, то ли иносказание действует на меня сильнее, чем сказанное открыто, прямолинейно, в лоб, но такого ощущения надвинувшегося мрака я не испытала. И политика, политика…
Елена Шилова: В этом стихотворении интересным образом переплетены мотивы, порознь звучавшие у предыдущих авторов. Мерзость СМИ и всяческих публичных деятелей, ловящих хайп, нелицеприятный образ обывателя, тяга к алкоголю, чуждость и неприкаянность человека в мире, казалось бы, таких же, как он, людей. Но все это гармонично скомпоновано, прочувствовано и раскрыто, поэтому эмоциональный отклик на порядок сильнее. «то ли господь нас совсем не любит то ли наоборот» – хорошо.
Talya_Na: «Симпатичная» песня получилась у автора. Очень знакомый размер. Хорошая сатира с горчинкой, уверенный слог, не к чему придраться, композиция, переход от катрена к катрену – все четко, логично, верно, остро. Прочитала с удовольствием, разделяю взгляд автора на современность. Взяла в шорт. Правда, на 3-е место, т.к. на первые два пристроила более образные метафоричные, на мой взгляд, произведения. Хотя это более технично написано, чем, н-р, соседи со 2-го места (подводный мир и ламантины)
12. ламантины (Олег Юшкевичъ)
Кто сражается с чудовищами, тому следует остерегаться, чтобы самому при этом не стать чудовищем. И если ты долго смотришь в бездну, то бездна тоже смотрит в тебя. Фридрих Ницше
проснёшься утром, за окном туман хоронит паутины, луна гуляет нагишом, ползут по небу ламантины – точнее, тучи – тяжесть их сродни слонам, их толстой коже. гуляют звёзды босиком, и я гуляю с ними тоже по тонкой кромке летних трав, по одуванчиковой тверди; проснулся ветер-костоправ.
мне восемь лет, и нету смерти…
сейчас проснёшься, за окном заправок аромат бензинный, туристы ходят босиком, скучает в чашке капучино. и умер Ницше, умер Бог, и старость-бездна смотрит в душу. в итоге – сума суматох, а разность дней так неуклюжа: всю жизнь боролся, ну, и что, что в этом мире лучшим стало? – за рябью выверенных штор чудовищ много, чуда – мало… и нет слонов, и тяжесть тем, исчез восход – реклама рая, «костей не соберешь» проблем,
и ламантины – умирают…
Татьяна Вл Демина: Прекрасное стихотворение взрослого мальчишки. Тоже читаю не впервые, сразу запало в душу.
Murrgarita: Мне непонятно, почему ветер – костоправ, и что значит, что шторы – выверенные? И я не поняла, зачем в строке " в ито́ге – сума́ сумато́х" понадобился такой резкий сбой ритма? Или я чего-то не вижу? Автор – мастер, случайности не может быть, так зачем? Если бы я поняла, я бы, возможно, отнеслась к сбою иначе.
Елена Шилова: «Сум(м)а суматох» – видимо, опечатка. В целом интересно, затягивает, но кое-где хотелось бы рифмы поинтересней. «Выверенные шторы» – непонятный для меня эпитет. Слоны с ламантинами как-то слились воедино, лучше бы оставить только последних как более оригинальный образ. Тем более что в финале они очень уместны.
Talya_Na: Взяла в шорт. Классные стихи. Само слово «ламантины» – вкусное такое, его хочется произносить, масляное, перекатывающееся по языку, ускользающее. Стихотворение , словно, начинается под настроение «Подводного мира (5)», переходит в «бога опять не поют, а пляшут (11)» и потом, вдруг опомнившись, снова возвращается в образность и грусть «Подводного мира». Да простят меня авторы за сравнение. Резануло глаз «нету смерти», может это и нарочито сделано, но мне «нету» не зашло.
13. мудрость не в радость (Гладких)
пока был глуп пока ты рос все задавал себе вопрос что мир твой обособленный что ты такой особенный
за чередой ночей и утр минула жизнь и вот ты мудр: нашел ответ мучительный что ты не исключительный
Татьяна Вл Демина: По-моему, это как раз самое что ни на есть философское стихотворение. И краткость ему только в плюс. А минусов не вижу))
Murrgarita: Есть грамматическая нестыковка в первой строфе. Жаль.
Елена Шилова: Емко и по делу) Не могу сказать, что душа развернулась, но как краткий афористический конспект одного из главных человеческих разочарований – вполне. Правда, формулировка для вопросов сомнительная – это скорее ответы уже.
Talya_Na: Краткость – сестра таланта Улыбнуло. На частушки смахивает. Не в бровь, а в глаз.
14. Нечто или Ничто? (Андрей Яковлев)
Вся философия – вопросы без ответа. Достаточно примера одного: Когда съедаешь бублик, то при этом Съедаешь ли ты дырку у него?
Татьяна Вл Демина: Ну, тоже философия)) Правда, мне кажется, что эту мысль я уже где-то читала.
Murrgarita: Сама идея зарифмовать известнейшую рассуждалку о бублике и дырке остроумна, конечно, но уж слишком известен этот вопрос)))
Елена Шилова: Ну все, пошли коротыши с претензией на нечто большее) Мне кажется, конкретно этот вопрос, про бублик, я уже встречала, поэтому не могу восхититься оригинальностью – только лаконичностью.
ШОРТ-ЛИСТЫ:
Татьяна Вл Демина: 3 место — «о чём думают рыбки» 2 место — «Что бывает потом», «ламантины» 1 место — «бога опять не поют, а пляшут» От меня лично: Премия им. Шекспира — «Слова и музыка» — 500 баллов Премия за романтическую взлохмаченность — «Старый дворник находит в своей кладовке» — 500 баллов
Murrgarita: 1 место 10. Что бывает потом
2 место 9. Старый дворник находит в своей кладовке
3 место 3. Слова и музыка 12. ламантины
Елена Шилова: 1 место - 2 место 11. бога опять не поют, а пляшут
3 место 6. Время прогулок 10. Что бывает потом 12. ламантины
Talya_Na: 1 место – Время прогулок (6) 2 место – Подводный мир (5), ламантины (12) 3 место – бога опять не поют, а пляшут (11)
Огромное спасибо Татьяне, Murr, Елене и Наталье за доброжелательные, грамотные и очень полезные обзоры, читать их столь же интересно, как и собственно стихи!
Привет, Вера! Спасибо за участие, но стишок ведь точно не про рыбок, лишний плавник здесь не поможет:))) Бох с ним, пусть уж таким и остаётся, коты, они не особо философы:)))
Спасибо,всем жюрительницам за коментарии, а Talyе - поклон, за включение в шорт моего подводного мира. Глядя на стих глазами Елены Шиловой, задумалась, может убрать далеких "встречных", а заодно и "душу" и оставить так:
Ни ближнего, ни дальнего не жрут, как будто знают, что все рыбы братья, радушно тянет ноги для объятий, а может руки, безголовый спрут. ---------- Прошедших дней саднящие занозы
Я благодарен за отзывы всем отозвавшимся членам жюри... но крайне интересно было бы увидеть ссылки на "бублик и дырку" в контексте проблемы (основного вопроса метафизики, по мнению Хайдеггера) существования и оппозиции Нечто и Нмчто. Да, бублик и дырка - частая иллюстрация того или этого, но в контексте философской проблематики, о которой здесь сказано - я этой иллюстрации что-то не встречал. Более того, я даже поискал таковую, прежде чем писать это четверостишие. И не нашёл. Может, плохо искал? Так укажите на пример. Чтобы я согласился с собственной неоригинальностью. ))
И Таня, да, это и есть философия. На мой взгляд (может и не скромно, но...) - моё четверостишие вообще одно из двух действительно философских произведений на этом конкурсе.
Андрей, открываешь любой поисковик - и вуаля) Связь с Хайдеггером только через название, ты хочешь сказать, что от этого сам вопрос начинает играть новыми красками? Ну не знаю...
Лен, во всех этих примерах никакой связи с темой "что такое ничто и есть ли оно?" нет. Примеры эти большей частью шутливые. И речь не о Хайдеггере, кстати. Проблема-то более древняя. И не решённая до сих пор. https://translated.turbopages.org/proxy_u....losophy
Андрей, скорее всего, ты прав и это философия что ни на есть)) и в качестве флуда мне бы этот стих понравился. Но по-любому в шорт я бы его не взяла, да тебе этого и не надо
Да я не про шорт... бог с ним, с шортом. Я о сути. А суть в том, что тезис, который лежит в основе четверостишия таков: "Вся философия - вопросы без ответов". Иными словами, я утверждаю, что философия не даёт ответы на вопросы, она их лишь ставит. "Бублик и дырка" - пример, и не более того. Почему этот пример взят? А потому, что тезис - один из основных в философии как таковой. Ведь "ничто", по идее, не должно определяться никак иначе, кроме как "ничто". Если есть иное определение - значит это уже не "ничто" (ну или не совсем уж "ничто"). Но "дырка" определяется словом. Значит - она не ничто. Но она не ничто до тех пор, пока не съеден бублик. Или даже пока не надкусан так, чтобы дырка перестала быть дыркой. Мой пример с бубликом не надо рассматривать как парадокс (а именно такие рассмотрения в основном и имеют место быть, в том числе в примерах, ссылки на которые дала Лена). Это не парадокс у меня, а иллюстрация. Другой подход. Но вернёмся к тезису. Если философия не отвечает на вопросы (а я утверждаю, что это так), то чем является сама философия? Является ли постановка вопроса чем-то? Не уверен. А если так, то не "ничто" ли сама философия? Поэтому пример даже более чем иллюстративен. Я прежде чем это написать - два дня потратил на выбор темы и обдумывание подхода (честно-честно). Были и другие варианты. Например, множественность суждений как признак отсутствия оных вообще, - и тогда планировался пример с шевелюрой, неизвестно в какой момент переходящей в лысину ("проблема кучи"). Не флуд здесь, Тань. Кстати, вот наблюдаю я (и часто!) ситуацию, когда автор весьма путано и малосвязно излагает не пойми что. Но при этом возникает ощущение, что некую мудрость излагает. Однако, если проанализировать, пустые словеса и образы убрать - ничего и не останется. Тем не менее, читатели находят в таком произведении смыслы. Зачастую, кстати, разные и противоречащие друг другу (??!!). А почему находят? Да потому что придумывают. И вроде бы как анализируют написанное. Почему моё четверостишие не проанализировано (причём особо и усилий не надо прилагать)? Да потому, что оно кажется "слишком простым". Но разве простота - плохо? Мне почему-то кажется, что чем проще сказано, тем лучше.
Дорогие товарищи жюристки, спасибо за работу!) Стихов философских у меня ноль, но с удовольствием прочла стихи других авторов и все судейские мнения. Хорошие обзоры. Вы молодцы!)) И авторы тоже постарались.)
Я не знала, что это ваше стихотворение. Хочу сказать, что вы выросли, на мой взгляд. Я его несколько раз перечитывала, ковырялась в словах, мне нравятся такие траги-комичные стихи. И финал очень неплох, хотя (как я в обзоре написала) мне не хватило немного цельности философской мысли. Ну и простовато относительно выбранных в шорт. Но я думала о нем. Очень неплохо.
Александр, несмотря на Ваш демарш, скажу. Вы стали было лучше писать, и Вас стали радостно хвалить. Увы, это вызвало большую заторможенность в дальнейшем развитии. Желаю Вам сосоредоточиться на более серьёзном, глубоком, вдумчивом подходе к стихосложению, версификации - именно к стихосложению. Идей для стихов у Вас хватает)) Успехов и удачи))
Наташа, спасибо вам большое! Вы, кстати, всегда подробно разбираете мои стихи, и я частенько пользуюсь вашими советами, внося правки. И я чувствую ваше доброжелательное отношение и желание мне помочь в совершенствовании. Вот тут вы свои редакторские функции отрабатываете с лихвой. У меня, наверное, есть некоторый прогресс, но научиться действительно хорошо писать стихи, как это делает, например, Елена Шилова или Алекс Фо, Апофис и Виктор Воскресенский, да и многие другие авторы сайта, оказалось непросто. Может и не всем дано. Но мне нравится сам творческий процесс. А время работает на меня. А вот Маргарита мои сочинения всегда игнорит, и кроме фразы - плохие стихи, я ничего от нее больше и не слышал. Т.е подходит к моим стихам избирательно пренебрежительно, поэтому и благодарить её особо не за что. А мне нужна не оценка- "хорошо-плохо", не "да" или "нет" (Как ни коротки слова «да» и «нет», все же они требуют самого серьезного размышления" - Пифагор (С), но это не тот случай), а разбор(конкретика), какой делает Наташа или Елена, или Алекс, когда я его об этом прошу. Он находит до 10-12 мелких нюансов в стихотворении, которые я пока не чувствую. И это хорошая школа. Так что, Маргарита, демарша не было, просто я вас среди членов жюри как-то не заметил.
Когда работа над стихами перестанет быть таким откровенным иждивенчеством, когда будет работа над стихами не только по указаниям добрых коллег - будет о чём говорить. Успехов и удачи))
Таня, Маргарита, Елена, Наташа - благодарствую за добрые слова в сторону моего стишка. И поспорить вроде бы не с чем) Только не совсем согласен с последними словами Маргариты ..."И политика, политика…", вот как-то, имхо, больше похоже на обычный взгляд, обычного человека, на современную обычную жизнь, ведь раньше и деревья были больше и люди лучше, и Бог ближе))
Валерий, обычный человек, глядя на современную жизнь видит многое, но не обязательно говорит обо всём, что видит. В окружающей жизни есть вполне достаточно прекрасного, ужасного, всякого разного, есть о чём писать: о деревьях, о людях, о Боге... Но не касаясь политики.) У Вас это великолепно получается))
Ну что же, Таня и Наташа, каждый член жюри имеет право на свой взгляд на конкурсные произведения. Поэтому я с вами не спорю и предлагаю вам не спорить со мной.
доброжелательные, грамотные и очень полезные обзоры,
читать их столь же интересно, как и собственно стихи!
я бы в последней строчке написала что-нибудь типа:
может спросить у рыбок лишнего плавника
Спасибо за участие, но стишок ведь точно не про рыбок, лишний плавник здесь не поможет:)))
Бох с ним, пусть уж таким и остаётся,
коты, они не особо философы:)))
Глядя на стих глазами Елены Шиловой, задумалась, может убрать далеких "встречных", а заодно и "душу" и оставить так:
Ни ближнего, ни дальнего не жрут,
как будто знают, что все рыбы братья,
радушно тянет ноги для объятий,
а может руки, безголовый спрут.
----------
Прошедших дней саднящие занозы
как будто знают, что все рыбы братья,
радушно тянет ноги для объятий,
а может руки, безголовый спрут."
Да!
И Таня, да, это и есть философия. На мой взгляд (может и не скромно, но...) - моё четверостишие вообще одно из двух действительно философских произведений на этом конкурсе.
Связь с Хайдеггером только через название, ты хочешь сказать, что от этого сам вопрос начинает играть новыми красками? Ну не знаю...
https://otvet.mail.ru/question/37433872
http://www.bolshoyvopros.ru/questio....ut.html
https://proza.ru/2020/08/15/401
Чего кипятитесь?
Обещали и делим поровну:
одному — бублик, другому дырка от бублика.
Это и есть демократическая республика.
(с) Маяковский
https://translated.turbopages.org/proxy_u....losophy
А суть в том, что тезис, который лежит в основе четверостишия таков: "Вся философия - вопросы без ответов". Иными словами, я утверждаю, что философия не даёт ответы на вопросы, она их лишь ставит. "Бублик и дырка" - пример, и не более того. Почему этот пример взят? А потому, что тезис - один из основных в философии как таковой. Ведь "ничто", по идее, не должно определяться никак иначе, кроме как "ничто". Если есть иное определение - значит это уже не "ничто" (ну или не совсем уж "ничто"). Но "дырка" определяется словом. Значит - она не ничто. Но она не ничто до тех пор, пока не съеден бублик. Или даже пока не надкусан так, чтобы дырка перестала быть дыркой. Мой пример с бубликом не надо рассматривать как парадокс (а именно такие рассмотрения в основном и имеют место быть, в том числе в примерах, ссылки на которые дала Лена). Это не парадокс у меня, а иллюстрация. Другой подход. Но вернёмся к тезису. Если философия не отвечает на вопросы (а я утверждаю, что это так), то чем является сама философия? Является ли постановка вопроса чем-то? Не уверен. А если так, то не "ничто" ли сама философия? Поэтому пример даже более чем иллюстративен.
Я прежде чем это написать - два дня потратил на выбор темы и обдумывание подхода (честно-честно). Были и другие варианты. Например, множественность суждений как признак отсутствия оных вообще, - и тогда планировался пример с шевелюрой, неизвестно в какой момент переходящей в лысину ("проблема кучи").
Не флуд здесь, Тань.
Кстати, вот наблюдаю я (и часто!) ситуацию, когда автор весьма путано и малосвязно излагает не пойми что. Но при этом возникает ощущение, что некую мудрость излагает. Однако, если проанализировать, пустые словеса и образы убрать - ничего и не останется. Тем не менее, читатели находят в таком произведении смыслы. Зачастую, кстати, разные и противоречащие друг другу (??!!). А почему находят? Да потому что придумывают. И вроде бы как анализируют написанное. Почему моё четверостишие не проанализировано (причём особо и усилий не надо прилагать)? Да потому, что оно кажется "слишком простым". Но разве простота - плохо? Мне почему-то кажется, что чем проще сказано, тем лучше.
А какое второе философское
стихотворение здесь?
Привет, Наташ! )
Второе - твоё. ))))
)))))))))))
спасибо за обзор)
Вычитывать посылаемое надоть, товарисч автор))))
Стихов философских у меня ноль, но с удовольствием прочла стихи других авторов и все судейские мнения.
Хорошие обзоры. Вы молодцы!))
И авторы тоже постарались.)
Желаю Вам сосоредоточиться на более серьёзном, глубоком, вдумчивом подходе к стихосложению, версификации - именно к стихосложению. Идей для стихов у Вас хватает))
Успехов и удачи))
Успехов и удачи))
Не только, измерительные приборы тоже поверяют )
Претензия снимается, спасибо за разъяснения.
Поэтому я с вами не спорю и предлагаю вам не спорить со мной.