Вспоминаю свой дом,
что родным очагом
был давно; он с горою соседствовал.
Что же стало с тобой?
Разошлись мы судьбой,
но порой возвращаемся в детство мы.
Не забыт чудный сад,
бергамот – мармелад
и вишнёвое с пенкой варение.
Помню яблочный вкус,
злой кусающий гнус,
от которого нету спасения.
Рядом с домом река,
где ловил окунька,
где купались мы до посинения.
Безмятежность тех дней
ощущаю сильней,
если думаю о возвращении.
К дому в отпуск явлюсь
и с горы поклонюсь,
проберусь я травою нескошенной;
и войду в милый дом –
пусть готов он на слом –
не хозяином. Гостем непрошеным.
Чем ты встретишь меня,
память детства храня?
Огорченьем, обидой, пощёчиной?
Сердце ноет, щемит,
дом забытый простит,
знаю, добрый он, хоть скособоченный.
Жизнь идёт день за днём,
домик в сердце моём.
Тропка в юность частенько мерещится.
Наш удел – суета,
но порою мечта
окуньком на крючке затрепещется.
Опубликовано: 17/05/21, 11:43 | Последнее редактирование: aledo 12/07/23, 19:25
| Просмотров: 3749 | Комментариев: 52
Старая версия была технически слабее, но эмоциональнее по исполнению.
Удачи в стихосложении!)
Виктор, рад вашему любому критическому замечанию. Учусь на ваших стихах. Недавно с сыном читали ваш "Вокализ", так ржали 5 минут после его прочтения. Умеете вы поймать ту неуловимую тонкую фишку. Я пока нет. Поэтому мои иронические стихи грубоваты и банальны. Если честно, то мне самому свои стихи не нравятся. Я их считаю ужасными, но все равно пишу и защищаю их. Не знаю почему. Может быть еще чаша не испита до конца. Алекс мне сказал: "Чтобы научиться нормально писать стихи надо 5-7 лет. Это если есть способности. Если их нет, то и этого мало". У меня пока есть интерес, буду пытаться что-то написать стоящее. Может когда-нибудь и получится. Я на стихире уже 60 стихов удалил. Стыдно стало. Значит от литсети есть польза. Потихоньку процесс идёт. Надежда умирает последней ))
Получается: сердце трепещет, я трепещу, молнии трепещут, а рыба трепещется.
Как-то так.
Я придумал, Татьяна. В сетке что окунёк затрепещется. Как вам?
Нет, вариант Виктора - хороший. Мне Лена сказала, что сетка лучше крючка, но она не вникала глубоко в это стихотворение. Мельком посмотрела и на какофонию не обратила внимание. Она просто сказала, что стихо живое, напевное. Мне и самому сетка больше крючка нравится. Подумать надо.
А вот объяснения, почему сердце и молния трепещут, а рыба трепещется, не поняла. Но, в принципе, не сильно большой грех в этом слове)
Наш удел – суета,
Но порою мечта,
Что в садке окунёк затрепещется.
Чего и Вам желаю!
Наш удел – суета,
Но порою мечта,
Что в садке окунёк затрепещется.
Может не окунёк , а окуньком? Как-то тоже фраза не идеальная. Может уж к крючку вернуться? Бум думать.
Вязь языка образов, а не язык прозы в столбик, глубина подачи материала, тоже дело наживное.
Желаю Вам успеха в этом деле!
Правка частенько приносит больше вреда, чем пользы -
техническую сторону улучшает, а содержательно-чувственную калечит.
Давайте, я не буду разбирать его построчно, а скажу своё впечатление.
Ваше стихотворение было бы даже очень хорошо, если бы не было так слабо технически. Ну, и ещё...
Вы выбрали интересный размер. Короткие строки - двустопный анапест, трёхсложная стопа с ударением на третьем слоге. А вот длинную стопу я затрудняюсь определить. То ли это логаэд - три стопы анапеста + второй пэон, то ли что-то другое с дактилической рифмой, но я затрудняюсь определить, что.
Может быть, Алекс поможет?
Было бы замечательно, если бы Вы справились с этим размером. Но, к сожалению, у Вас много сбоев по ударению, когда ударения в словах вступают в противоречие с метрическим размером. Например: "В моЕй пАмяти дом..." Красным покрашено сверхсхемное ударение. Ещё: "В дЕтстве был; он с рекою соседствовал." Вот ещё" "И вечерний злОй гнус". Есть и ещё, но уже понятно, о чём речь, да?
Рифмы... Вот интересная составная рифма соседствовал-с детства мы. А следом - целая строфа на грамматических рифмах: сад-мармелад, вкус-гнус, набросками-отголосками. И дальше - нет-нет, но вылезают глагольные явлюсь-поклонюсь, щемит-простит, подменить-быть. Жаль. И эти дактилические окончания получились тяжеловесными. С дактилическими рифмами вообще трудно писать. Я вот их стараюсь избегать.))
И мне непонятен финал. Вернее - первые три строки последней строфы.
А вот последние строки по-настоящему хорошие.
Александр, я не призываю Вас дорабатывать это стихотворение. Слишком многое требует правок, фактически, его пришлось бы переписывать. Но если бы не это - каким славным оно было бы...)
Только, если Вы не против, завтра, сегодня у нас уже довольно поздно (+4 часа к мск).
Вы где нибудь в Новосибирске или Красноярске живете? Я в Кургане. У нас с мск временем 2 часа. Я с утра могу быть на связи.
Да, в Новосибирске.)
Всё в порядке, выгрузилась и открывается нормально.)
И хотела бы предупредить Вас, чтобы Вы не ожидали слишком многого. Ведь те некоторые технические ошибки, о которых я написала - это не всё, что нужно бы доработать.
Сегодня (21/05/21) во второй половине дня мы подробно обсудим, что возможно сделать.
Могу только снова сказать: слишком многое нужно править. Сулите сами: убрать сбои, убрать грамматические рифмы, в первую очередь - глагольные.
Но это полбеды.
Вот смотрите.
В первой же строфе нехорошая путаница: сначала Вы пишете о памяти - дом - он. Затем без какого-нибудь перехода обращаетесь непосредственно к дому - стало с тобой, и это получилось так резко, что, читая, приходится приостановиться, чтобы понять это.
Во второй строфе Вы пишете: "Уголок каждый помню набросками" - а как это - помнить набросками? Если бы Вы написали помню, словно вижу не картинки, а лишь наброски к ним, было бы внятно. И это можно развернуть, но это опять прерывает чтение и разрывает целостное восприятие стиха.
Ну и следом - "бередят мой покой отголосками" - отголосками чего? Если бы перед этим речь шла о звуках, вопрос бы не возник. Но вкус и гнус не звучат, не может быть у них отголосков.
Искала в гугле слово "беспечаль" - не нашла, только "беспечальный".
"В старый домик явлюсь
И ему поклонюсь,
Я травой проберусь непокошенной;
И войду в милый дом,
Что согласный на слом,
Не хозяином – гостем непрошенным."
С этой строфой тоже не всё ладно. "В старый домик явлюсь" - значит, Вы уже в домике. Но дальше - "Я травой проберусь непокошенной;" Получается, что трава в домике? Если было бы "К старому домику", всё было бы логично и понятно: явитесь к домику, пройдёте по некошенной траве и войдёте в дом. И вдруг - "что согласный на слом". Это вообще не слишком внятная языковая конструкция. Дом, что согласен на слом, было бы грамотнее, как мне кажется. Но беда ещё и в другом: Эта ремарка о настроении дома как-то здесь ни к чему, вне логики повествования.
В следующей строфе Вы пишете:
"Чем ты встретишь меня?
Память детства храня -
Огорченьем, обидой, пощёчиной?"
Что же Вы такого делали с этим домом, если память детства может вызвать в нём такую реакцию? А иначе эти строки понять нельзя, так у Вас написано.
Ну и в последней строфе:
"Жизнь нельзя подменить,
Что прошло – тому быть.
Путь обратный фантомом мерещится."
В слове подмена чувствуется отчётливо негативная коннотация. В результате воспринимается так, что - это хорошо, что нельзя подменить (сделать нечто негативное).
"Путь обратный фантомом мерещится." - этого я совсем не поняла. Какой путь? В памяти - из домика? В жизни - куда - обратно? Я не смогла истолковать эту строку.
Вот и получается, что неточность образов, связей, просто языковые неточности мешают целостному восприятию стихотворения, снижают эмоциональный заряд стиха.
Александр, обдумайте, пожалуйста, всё, что я Вам тут написала. Потому что я не знаю, как можно доработать это стихотворение.
Я имел ввиду, что в старый домик явлюсь- в планах росетьить его. Он обижается, что я к нему давно не ходил. Каждый уголог сада и дома набросками- это отдельными участками. В старый домик явлюсь, но еще не явился, только в планах. Трава непокошенная возле домика, так как он заброшенный. Он память дества хранит, нам с ним было хорошо, но потоя его бросил и он обижается. Вот что хотел сказать.
Жизнь нельзя подменить, что прошло тому быть Путь обратным фантомом - имел ввиду, поситоянно думал о нем и возвращался мыслями , но не шел, а надо было бы посетить его, поговорит. Вот такой смысл пытался передать. Вы еще говорили по ударениям подскажете пару примеров. Например самое начало.
СПасибо Рита за помощь и разбор. Я подумаю. Может конечно и не получится, но постараюсь более точно передать некоторые образы.
Размер у Вас трёхсложный. Это значит, что в большинстве строк ударные слоги располагаются через три. Но в первой же строке появляется сверхсхемное ударение: "пАмять пОмнит мой дОм" - для первой строки это особенно плохо, потому что читатель настраивается на ритм именно в начале. Вторая строка хорошо ложится в ритм. В третьей строке снова в слове "дЕтстве" сверхсхемное ударение. Дальше до конца строфы всё гладко.
Во второй строфе "лишние" ударения в "чУдный", "кАждый", "свЕжий", "злОй".
И так далее.
Кстати, "Память помнит" - вообще не очень удачная фраза, тавтологичная. А вот, к примеру, если вместо неё поставить "Вспоминаю" - строка становится гладкой ритмически и тавтология уходит.
А может быть, Вы напишете новое стихотворение. Но всё о чём мы с Эризн Вам здесь написала, Вы не забывайте.))
Рита , а вы можете на примере две первые строчки написать, как бы вы начали7
Я вот так вижу начало:
Вспоминаю свой дом,
Что родным очагом
В детстве был; он с рекою соседствовал.
Что же стало с тобой?
Разошлись мы судьбой,
Но порой возвращаемся в детство мы.
Рифмы тоже терпимые. Что скажете, Рита и Эризн?
Так начало нормально будет. Везде ударение на 3 слог.
В плане связности (о чём подробно писала Мурр) - по-прежнему вижу свистопляску с "ты" и "он".
Вот тут:
Чем ты встретишь меня?
Память детства храня -
Огорченьем, обидой, пощёчиной?
- почитав Ваш комментарий в ответ на замечение Мурр, считаю, что тут знаки препинания не так расставлены. Если поставить после первой строки запятую, а после второй - вопросительный знак, прочтение станет гораздо ближе к Вашей трактовке. Вообще знаки препинания в логике текста огромную роль играют. Помните в мультике - "казнить нельзя помиловать"?
И вот тут та же история:
Скоро в домик явлюсь
И ему поклонюсь,
Я травой проберусь непокошенной;
И войду в милый дом,
Я бы изложила так:
Скоро в домик явлюсь
И ему поклонюсь:
Я травой проберусь непокошенной
И войду в милый дом,
Знаю добрый он, хоть скособоченный.
- тут тоже после "знаю" надо двоеточие или запятую, иначе смысл потерян.
Безмятежностью дней,
И отрадой своей –
Мне так дороги те ощущения.
Тут тоже смысл провисает как-то. Во-первых, неясно, "своей" - это чьей. Во-вторых, тире разрывает предложение на два невнятных куска. В-третьих, какие "те" ощущения - посинение после купания? То ли формулировка кривая, то ли недосказано что-то.
Наш удел – суета,
Но порою мечта,
В сетке как окунёк затрепещется.
В свете поставленных сейчас знаков препинания читается, что "в основном наш удел - суета, но порой бывает, что наш удел - мечта". А "как окунёк" совершенно отдельно. Думаю, запятую после "мечта" надо убрать.
По остальным пунктам в плане логической целостности и образов Мурр, пожалуй, лучше меня напишет...
По ритмическим сбоям:
ЛЮбой фрукт подан был как на блюдечке. - грубый сбой: ударение вообще не там.
Что прошло – тому быть. - здесь "тому", где должен быть по идее смысловой акцент, пролетает безударным с точки зрения размера. Если сделать-таки голосовой акцент на нём - слышен сбой.
В сетке кАк окунёк затрепещется - ударное "как" плохо звучит: и неблагозвучностью, и скрадыванием акцента со значимых слов.
И последнее - для получения критической поддержки от нас с Мурр приходите лучше сюда: "Скорая критическая помощь". Проект именно для этого и создан
Напевное.
Рада приветствовать вас,Александр)