- Незнайка, что читаешь? – тихонько спросила Кнопочка.
Малыш с трудом оторвался от толстой книги, отрешенно посмотрел на Кнопочку и снова отключился.
- Ауу… Ты меня видишьслышишьпонимаешь? – Кнопочка помахала рукой перед носом Незнайки и пробурчала, - Клиент в полном отрубе. Потянула книгу к себе и посмотрела на обложку, где был нарисован квадратный громила в типа средневековом одеянии с топориком в руках. Топорик был размером с мужика, а мужик размером со шкаф.
- Трудно быть богом. – прочитала Кнопочка. – Про что книжка-то?
- Аааа… Там, понимаешь… наши внедрились, а эти… ну, гуманоиды, такоооое устроили, а потом Горбатый еще и революцию зафигачить решил, потом всяких там ученых начали срочно эвакуировать в эту… как ее… метрополию… Ну, чтобы спасти ге-но-фонд нации,- это слово Незнайка произнес по слогам.- А один поэт, Цурэном зовут, уезжать не хотел, родина, мол, то-се, и сонет читал на прощанье: " Как лист увядший падает на душу"
- А дальше?
- А дальше не знаю. Дон Румата больше ничего не расслышал,- грустно сказал Незнайка.
Условия конкурса:
Чтобы порадовать Незнайку и Кнопочку, уважаемой публике предлагается продолжить строку " Как лист увядший падает на душу" и написать так называемый прощальный сонет Цурэна.
- От каждого автора ЛитСети принимаются до 3 новых или уже опубликованных ранее сонета Цурэна - Работы с ненормативной лексикой не принимаются, соответствие стихов конкурсному заданию – на усмотрение ведущего конкурса. - Все конкурсные стихи должны быть опубликованы на авторских страницах сайта ЛитСеть. - Работы принимаются в виде рецензии к настоящему манифесту. В рецензии должны быть указаны название текста, дана ссылка на него и приведен сам текст. - Ведущие участвуют в конкурсе на общих основаниях - Конкурс считается состоявшимся при наличии не менее 10 работ
Призовой фонд:
В шорт лист включаются около 30 % от общего числа заявок. За 1 место вручается 100 баллов, 2 место - 75 баллов, 3 место - 50 баллов Приз зрительских симпатий: 50 баллов
Сроки конкурса:
Произведения принимаются с 4.02.15 по 10.02.15 (24.00 мск) Голосование с 11.02 по 14.02(24.00 мск) Результаты конкурса и награждение победителей — 15.02.2015
- В голосовании могут принимать участие любые авторы, зарегистрированные на ЛитСети. Голосовать за себя нельзя. - В списке должны быть указаны: порядковый номер в лонге, имя автора и название произведения в порядке возрастания. - За каждый голос в шорт-листах начисляется +1 балл. Проголосовавшему участнику начисляется дополнительный балл. - Голосующий имеет право выделить один стих в своём шорте, поставив его на 1 место. Этому тексту будет засчитано 2 балла. - Голосование жюри: за 1 место начисляется 5 баллов, второе - 4 балла, третье - 3 балла. За включение текста в шорт без указания места - 2 балла. - ПОБЕДИТЕЛИ, НЕ ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЯ В ГОЛОСОВАНИИ, НЕ НАГРАЖДАЮТСЯ. - Минимум текстов в шорт-листе: 3. Максимум: 4 - Голосование продлится до 24:00 мск 14.02.15
Мой шорт: Одним из критериев была уместность сонета в конкретной, описанной Стругацкими, ситуации, другим форма.
Второе место:
2. Маргарита_Шмерлинг Еще один сонет Цурэна Отчасти Рита соревновалась сама с собой) это стихотворение показалось наиболее соответствующим моим представлениям о прощальном цуреновом
7. vechij Прощальный сонет Цурэна Яркое стихотворение. Три катрена замечательны по энергетике и содержанию, а вот две последние стоки не легли( перекрученная и спорная конструкция - один рукав всего конвоя, одна слеза на всех щеках героев...
11. Ксенон Последний сонет Тут взгляд скорее с берега на корабль, чем наоборот, но может быть именно этот наоборотный стих и решил выплеснуть за борт поэт? "Одичалый мерзлозём" хорош. Повторы немного не порадовали, по некоторым канонам важные слова в сонете не должны повторяться) но общее впечатление положительное. Нравится попытка бунта в финале.
13. Татьяна_Коновалова Прощальный сонет Цурэна Как-то оно увиделось, услышалось, выкрикиваемое звонким молодым голосом) Лета, правда, из другого эпоса, но содержание порадовало.
Как лист увядший падает на душу, Неся в ладони яростную грусть, Я покидаю пр'оклятую сушу. Не верую, не жду... Я не вернусь.
Взметнёт ли океан седую тушу Погибельно-тяжёлым валом, - пусть! Записана судьба особой тушью, Не зачеркнуть, не смыть... Я не вернусь.
Уже не жив, я смерти не боюсь И жизни не ищу. Влекусь послушно От мига к мигу, что отмерит пульс,
Из серой пелены, густой и душной, От корня и ветвей... Я не вернусь, - Отверженный, непонятый, ненужный.
Если и придираться, то только по мелочам. Например, в четвёртой строке «Я не вернусь» просится заменить на: «и не вернусь». Иначе возникает дополнительная внутристрочная пауза, а нужна ли она здесь? Вся сила сонета – в двух последних терцинах. Там, по-идее, и должны находиться сильные интонационно-выделяемые места. Но это – ИМХО. В шорт!
2. Ещё один сонет Цурэна
Как лист увядший падает на душу, Не в силах дотянуться до земли, - Понурив паруса, родную сушу Покорно оставляют корабли.
Кружа над бездной, тяжкой и манящей, Несут свою тоску, свою судьбу Туда, где небо чище, воздух слаще, Где берега не знают власти бурь.
И я - на утлой, крохотной скорлупке. Грохочет мерно якорная цепь... Мой мир, неповоротливый и хрупкий, Сжимается в простую точку, - цель.
Пусть ослепляет яростная грусть. Я верую. Я жду. Я не вернусь.
На мой взгляд, во втором катрене многовато жужжания и шипения)) Там же сливается «властибурь». В остальном – хорошо. В шорт!
3. Третий сонет Цурэна
Как лист увядший падает на душу, Как первый снег порхает надо мной, Так нежно кто-то нить судьбы земной порвёт, мой дом и жизнь мою разрушив.
Я не молюсь, не жалуюсь, не трушу, - Я не святоша, не монах срамной За монастырской каменной стеной И не дрожащая от страха клуша.
Я отрицаю божью суть и власть. Забавно, - в мерзость ереси мне впасть Не так ужасно, как испортить рифму.
Пусть я умру, споткнувшись на бегу. А вашу ложь и ваши злые мифы Швырну в седую пыль на берегу.
Не понял, почему монах – срамной? Впрочем, и в общем плане – не всё понял. Может, автор просто оставил пространство для воображения? Да бог с ним, но «клуша» как-то выбивается из возвышенного контекста, как и «срамной», кстати. «…В мерзость ереси мне впасть» - читается довольно трудно. В результате хочется прочитать «мерзость ереси мне в пасть». Субъективно? Понимаю. Хотел, было, в шорт, но – воздержусь.
4. Как лист увядший падает на душу…
Как лист увядший падает на душу – не знаем мы, любимая: пока – мы молоды! Но жизнь, наверняка, покончит с этим фактом вопиющим.
Финал всегда приходит. Я к тому, что – неотвратимо! – будет листопад; и та река, где мы плывём в закат, не избежит застылости грядущей.
Но что с того? Ужель теперь грустить, что Атропа обрежет нашу нить, а Лахесис забудет наш сценарий?
Пока Клото нам вяжет узелки, увядший лист мы поместим в гербарий, где сохнет опыт, жёлтый от тоски.
«Не знаем мы» - скверная фоника. «…пока – мы молоды! Но жизнь, наверняка, покончит с этим фактом вопиющим» - как жизнь может покончить с молодостью?! Здесь может быть что угодно: смерть, старость, время и т.п., но не жизнь! Имена малоизвестных богов/богинь заставляют обращаться к дополнительным источникам, делая сонет произведением для специалистов по древней религии и мифологии. Я не против чтива для эрудированных людей, но мне лично это не понравилось. Мимо шорта.
5. Прощальный сонет Цурэна
Как лист увядший, падает на душу Последнее неловкое: «Прости». И вот уже рукою равнодушной Судьба выводит новый лейтмотив.
В нём не звучат аккорды умиленья. В катарсисе незавершенных фраз Мелькнёт трезвучьем казус вдохновенья, Но в шорохе минут и он угас.
Я в тишине отсутствия, блуждаю Среди зелёных, сумеречных вод, Я будто бы всерьёз не замечаю, Как мимо жизнь шумливая плывёт.
Но что моё – любя, - сожгу, не струшу, Когда увядший лист сойдёт на душу….
«Прости – лейтмотив» - понравилось, «катарсис незавершённых фраз» - тоже. А вот «казус вдохновенья», который «мелькнёт трезвучьем»(?!) – очень повеселил. Вот же казус (вдохновенья)! Глагольная рифма и слабый финал довершили общее впечатление. Согласен с автором – фтопку!)))
6. Секретен арканарского сонета строй...
Как лист увядший падает на душу до срока меченую жизни бороздой, омытую желанных жён живой водой, ожжённую голубоглазым пуншем,
в провинции у моря, на опушке судьбы, вкусившую свет славы молодой и пену сладкой лжи наивности звездой, чей снов бурдюк змеёй измен прокушен,
так ломкий луч стиха услужливой строкой в святой неверности сочувствий гуще, пропитаннее дословесной ворожбой,
ложится вымысла и смысла запятой в покой звенящей тетивы, зовущей, Отставь свой артбалет!, в банала кущи.
Честно говоря, я бы из первого катрена сделал скороговорку и заставил автора научиться её членораздельно выговаривать. От жужжания и зудения язык сворачивается в трубочку (уши тоже). Ладно, первый катрен, но та же «музыка» и во втором, и дальше! «Бурдюк снов, прокушенный змеёй», служивший, видимо, вместилищем для «голубоглазого пунша», побудили сказать автору его же словами: «Отставь свой артбалет! В банала кущи!». Типичная МГТ. Мимо шорта, естественно.
7. Прощальный сонет Цурэна
Как лист увядший падает на душу, как луч последний тает в оке тьмы, – насильственной Свободой так же душат ревнители догматов. Ну а мы...
Послушной паствой, стадом нищих гоев от наших мест отчаливаем прочь! Прощай, страна, ищи своих героев, что не смогли тебе ничем помочь!
Теперь у новых избранных в неволе, и пыткам подвергаясь по ночам, ты будешь Истины пути глаголить на ушко деспотам и палачам.
А знаешь, где пути к Свободе? В сердцах, трепещущих на взводе!
Неплохо, но «Истины пути» можно указывать, но не «глаголить». Далее, в слове «деспота́м» ритмическое ударение совершенно не совпадает с грамматическим (де́спотам). Мимо шорта.
8. сонет Цурэна
Как лист увядший падает на душу, Последствия бессмысленной войны... Вчера я был достоинством страны, Сегодня враг. Собак бродячих хуже!
Не это все мою питает боль, Пусть трижды нелюбим в своей отчизне! Моих друзей запутанные жизни, В один момент помножены на ноль!
Вы знайте нет дряннее наказаний, Чем говорить про мертвого – живой! Но верю, я еще вернусь домой, Пусть выпадет немало испытаний...
Когда Земля, что выжжена воспрянет, В родном краю начнет царить покой.
Понравился. Мысль выражена ярко и в соответствии с канонами сонета. Обратил бы внимание автора на не очень хорошее звукосочетание «…ны на ноль» и отсутствие запятой после «выжжена». В шорт!
9. ещё почтисонет
как лист увядший падает на душу подслушав шёпот треснувших небес я раскушу злой тайны бездн замес и на осушке обращусь в ракушу
шипучей пены шторм пущу на сушу взор рвёт раздутых морем сил эксцесс душу в себе обид надежды стресс ссушу язык свой прячась в леса пущу
внаём свой гной уснувший выдам лести вины неверной высмеюсь вином волной сойду с законного насеста
Та же беда – злоупотребление шипящими звуками. Во втором катрене – ещё рычащими и свистящими: «взор рвёт раздутых» - фоника очень плохая, а «ссушу язык свой прячась в леса пущщу» - это вообще шедевр! Даже если не заметить фонику и пропущенную запятую после «свой», «леса пущща» - вполне себе подходящая для очередного «перлодрома» авторская находка! Про общий смысл я не говорю – «с катушек разум гонит». На будущее настоятельно советую автору использовать готовый набор слов русского языка, а не заниматься словотворчеством. Мимо шорта, разумеется.
10. тщета "сонетовоцурэния"
Как лист увядший падает на душу, А лебедь раненый звезду зовёт с тоской... Как горы пеной стужи пестуют покой, А кат шлифует пытошную грушу...
Как спит купец, облизываясь кушу, А ужас грабежа растёкся за рекой... Как скучен плюшем убранный уют глухой, Но тщится каждый вдох в строки баклушу...
Как горек вкус измен на дне стакана... Как многоточен гальки памятной окат. А мне туда, где забытья нирвана:
Ждут парус впалый зыби океана, А пьяный серый вечер тушит ночь утрат: Увечье века предзломеновал закат.
В пыточных орудиях я не специалист, поэтому пришлось прибегнуть к помощи Гугла. Убедился в существовании орудия с таким названием. Кстати «пыточную» пишется через «ч». Ладно, идём дальше. «облизываясь кушу» не расшифровал. Зато вспомнил песню «кушу-кушу овечка»)) «Баклуша строки» - повеселила. Расплывчатый метр категорически не понравился. «Предзломеновал» - отличная авторская находка. Надеюсь, он воспользуется ею в более лучшем своём стихотворении. Мимо шорта.
11. Последний сонет
Как лист увядший падает на душу* Последний день и час: прости – прощай! Безмолвный крик не вырвется наружу, Покинет порт кораблик в Тёплый Край.
Как трещины судьбы – легли морщины И память чёрной желчью стынет в них… А там – живут беспечные мужчины И женщины в одеждах золотых.
Сегодня в ночь от старого причала Уходит мой кораблик в Тёплый Край. Стою на мерзлозёме одичалом И тихо говорю: прости – прощай!
И в общем, бесполезно объясняться, Зачем и почему решил остаться.
Финал неожидан, но этой неожиданностью и глагольной рифмой скорее портит впечатление, чем прибавляет. Похоже, автору просто лень стало продолжать. Ну и дважды повторённое: «кораблик в Тёплый Край» - не понравилось. Во втором катрене не понял, где, всё-таки, живут «беспечные мужчины и женщины в одеждах золотых», в памяти, или в трещинах судьбы? Прямо тараканы какие-то, а не люди! Понравилась рифма «причалом-одичалом», а вот «мерзлозём» - находка, да, но звучит и выговаривается плохо. Мимо шорта.
12. Последний сонет Цурэна
Как лист увядший, падает на душу Воспоминанье: Бледного лица Персты с легчайшим трепетом слепца Касаются. Молчи, мой друг и слушай Закрой свои незрячие глаза, Вглядись в себя: ты видишь только сушу, Нет влаги слез, нет масла образам... Как лист увядший, падает на душу
Горсть пепла мертворожденных поэм, Записанных в твоем воображеньи. Зачем молчал? Ты слеп, но ведь не нем...
Метафора, как знак преображенья, Могла, пробив границы серых схем, Нам света дать, а миру дать прозренье
Сложная инверсия в начале вызвала у меня в воображении бледное лицо с перстами, которыми оно касается слепца. Ужас какой! Спилберг отдыхает! Ну и дальше, после «мертворо́жденным» по ритму, вместо «мертворождённым», желание включить в шорт окончательно пропало. «Серые схемы» у современного читателя вызывают совершенно другие – коррупционные – ассоциации, в связи с чем выглядят чужеродно.
13. Прощальный сонет Цурэна
Как лист увядший падает на душу Посланием дряхлеющего сада - И жив ещё, и ангельски послушен, Но родине – обуза и досада.
Она, увы, зимы ещё не мыслит, Ещё жирны её земля и недра, Плоды садов - юны и мускулисты, И зреет сталь, и серебрится верба.
До памяти ли в этой благостыни, До скорби ли по канувшему в Лету… Но есть один, он называет имя, И завтра не проснется каждый третий.
Глаза закрыв, я вижу сотни лиц, А на ладони лист, всего лишь – лист…
Ой, а что это верба осенью вдруг зацвела, когда «плоды садов юны и мускулисты»? Бывает, конечно. Только вот дальше не понял, кто «называет имя», один из листьев? Или просто таинственный некто? Ведь речь вначале идёт о листе, на нём и заканчивается. Логично предположил, что это жестокий лист такой. Выношу за скобки вопрос о том, чьё имя надо было листу назвать, чтобы не проснулся каждый третий. Это вопрос чёрной магии, скорее. Тринадцатый номер – несчастливый. В общем, в шорт не попало.
14. Прощальный соне́т Цурэ́на 1
Как лист увядший падает на душу То, что любовью чудилось сперва. А ныне этот вавилон разрушен, И сила разрушений такова,
Что небесам вмешаться бы — но поздно: Срываясь, маски бьются о слова И, возгораясь, метят серным воздух, И множатся в воинственности лат,
То мести страшной требуя, то страсти: Такое нездоровое причастье - Любви опавшей вечная печать.
Её не смыть, не соскрести - скрижали Застыли в памяти железно, остро, ржаво - Бежала бы — да некуда бежать.
Наверное, всё-же, «Вавилон» надо бы с заглавной буквы писать. «Метят серным воздух» - неудачно подобраны слова. Просто опущено слово «запахом»? Ну, тогда, видимо, не «серным», а «серой». Но в целом – понравилось. Сильный финал, неплохие рифмы и эпитеты. В шорт, правда, с небольшой натяжкой.
15. Прощальный соне́т Цурэ́на 2
Как лист увядший падает на душу Печаль: она в свой срок её иссушит И разочарований острый лёд Земное воплощение убьёт. А чем душе спастись? Она поёт: От боли песнопения её. Мелодия — беспечная подружка, Братаясь с брагой и рифмуясь с кружкой,
Течёт, другие души бередя. Она — такая призрачная птица: То вдруг затихнет, то звучит везде
И без сопротивленья города Она берёт, способная светиться, Подобная сгорающей звезде.
Рифма «бередя-города» для меня как-то не прозвучала рифмой. Мелодия, берущая города, вызвала ассоциацию с Иерихонской трубой. Вот такие у меня неожиданные ассоциации. А Пушкина-таки ободрали. К чему тут кружка с брагой? Ради рифмы с «подружкой»? На реминисценцию немного не тянет. Но в целом – неплохо. Совсем немного не хватило то ли места в шорте, то ли баллов. Увы.
Не понял, почему монах – срамной? Впрочем, и в общем плане – не всё понял. Может, автор просто оставил пространство для воображения? Да бог с ним, но «клуша» как-то выбивается из возвышенного контекста, как и «срамной», кстати. «…В мерзость ереси мне впасть» - читается довольно трудно. В результате хочется прочитать «мерзость ереси мне в пасть». Субъективно? Понимаю. Хотел, было, в шорт, но – воздержусь.
Коля, а ты "Трудно быть богом" читал? Это я не потому, что "не в шорт", а ради взаимопонимания. «мерзость ереси мне в пасть» - ржунимагу!
Рита, читал, но очень давно. Остались обрывочные воспоминания. В юности это было. Помню только, что Румата с бароном Пиштой беспробудно пьянствовали))))
Хе-хе Барон был Пампа дон Бау, пьянствовали они не беспробудно, вот, нашлось время Цурэна уговорить и вывезти в метрополию, сиречь в Эстор... Дона Рэбу шлёпнул... Да много чего успел Румата Эсторский...
Я тоже давно не перечитывала, но когда читала, то перечитывала много раз, хорошо помню. Потому и разбирает меня написать всё-таки Прощальный сонет Цурэна такой, какой мог бы быть целиком процитирован в книге. Пока не получилось.
Сперва - радости и главности: Спасибо жюри за конкурс и труд. Спасибо всем, кому сонет глянулся. Переживала за дитё – практически, первенец. Марина, vechij, поздравляю!
И поговорить...Как известно, «Цурен правдивый был изобличен в преступной двусмысленности и потакании вкусам низших сословий», то бишь,- пострадал за метафоры и,больше того, - за расширенные метафоры. И, поскольку, только уважаемой Братиславе случилось (в моей работе) услышать «звонкий молодой голос» Цурена – «иссиня-бледного от пьянства» – да, но не переставшего быть поэтом, то придется-таки дать пояснения к сонету. Не обиды ради, но ясности для: Сонет мой – одна сплошная аллегория, т.н. «сонетный замок» – тому свидетель. Лист – человек /сад – родина / плоды – молодое её поколение, которое « бабы еще нарожают / сталь и верба – символы: оружие - вера / кто-то - хозяин сада( родины), бог, да тот же Румата, наконец- в конце-концов.))) Имя каждого третьего? Это просто: По результатам 2010 года, например, такими стали: Александр, Артем, Максим, Никита, Денис, Дмитрий, Андрей, Кирилл, Назар, Иван, Богдaн ( инфа из интернета). Да и «на улице моей который год» родятся лишь Вани, Саши и Андреи… Как-то так… Уф! Извиняйте, ежели что))) И спасибо!
А кто у нас Марина? А то я не поздравила, теперь мне беспокойно
Дамы и господа, просто сонеты я нежно и страстно люблю лет с тринадцати (почему-то), а сонеты Цурэна - это у меня ваще пунктик. Я же знаю, что ещё их буду писать, как накатит...
Дорогие Незнайки, спасибо за конкурс, пусть небольшой, но очень-очень полезный. Это как выйти на улицу и посмотреть на других... Цурэнов )))))))))))))))))))))))))
Рита, Татьяна, vechij, поздравляю!))) Рита, классные сонеты... В целом, к сожалению, показалось, что уровень многих произведений и соблюдение в них формы сонета оставляют желать лучшего.
Ой! Маргарита, простите! Это у меня тут Маришка - внучка - крутилась возле компа. Вот я и... Свет она мне застила - непоседа! Не серчайте, пожалуйста.И примите искренние поздравления с победой.
Татьяна, я и правда подумала, что кого-то пропустила, - мало ли, не всех ведь по именам знаю, ники только, так что даже не беспокойтесь))) И Вас ещё раз с победой!)
Татьяна, спасибо за пояснения. Как я выше писал, "Трудно быть богом" я читал в юношестве, поэтому недостаточно хорошо помню мелочи. Но "для поговорить": аллегории хороши, когда они понятны из контекста самого стиха, а не некоего лит.произведения, послужившего источником вдохновения. Иначе стих перестаёт быть самостоятельным, нуждается в пояснениях и сносках. Или получается в сплошной эзопов язык, как в вашем случае. Отсюда и мои комментарии.
Николай, теперь я запуталась окончательно... В том смысле, что писала цурэнов сонет, помятуя о свойстве цурэновой натуры и позволила себе представить, что - а чем черт не шутит! - мог Цурэн замутить такое... Я так поняла, что в работе над сонетом и должно было обращаться к источнику. И этот лист увядший, что упал Цурену на душу, - он мне аж три дня покоя не давал... Все думала,что он - этот лист, кто он... Обстановочка-то у них там, в Арканаре, - та еще случилась... Не растительная... Ну, да бог с ним, сонетом-аллегорией. Все хорошо, что хорошо кончается...
ПС А подсказки по ходу моей писанины - были-таки. Мне один товарищ вообще написал, что сонет про Россию, а лист - бабуля спалившаяся на трех пачках масла... Вот сижу и думаю: что же я все-таки написала!))))
Татьяна, что сонет политически-мотивирован, видно невооруженным глазом)) Но давайте о политике не будем.
Я прочитал его, как самостоятельный стих. Вот про вербу - каюсь - не понял до конца аллегорию. Но если не интересующийся политикой человек читает - для него это - абракадабра.
Организаторам, участникам и членам жюри - огромное спасибо за труд и проявленное внимание. Маргарите и Братиславе - отдельная благодарность. Признателен за озвученные требования к моему сонету, без них он не родился таким бы. Замок сонета поправил, по-русски выстроив конструкцию. Всем здоровья и удачи!
Ура заслуженникам! Хвала оценщикам! Суперблагодарность "Оргкомитету"! Привет соучастникам! С надеждой на молчаливое согласие Клуба на использование фрагментов аналитического разбора пролётов для личной доски просчётов и с самыми наивпоствалентиновскими!,
Кстати... Я тоже хочу поблагодарить всех авторов. Я с удовольствием читал стихи. И, несмотря на то, что я очень критично настроен к соответствию текущего "сонетовоплощения", это не значит, что сами стихи мне не понравились. К тому же "сонет сейчас" и "сонет тогда" - так уж сложилось - это разные сонеты. Например, "Двадцать сонетов к Марии Стюарт" Бродского тоже попали бы под мою критику на этом конкурсе, хотя эта вещь мне нравится чрезвычайно. ) Так что не думайте, уважаемые участники, что я красоту строк не оценил... Оценил! )) Далее. Я хочу поблагодарить площадку. Я давно хотел написать "цуренов сонет"... )) всё руки не доходили... И вот... сподобился... ))) Спасибо! И поздравляю победителей. До встреч. )
Не сердитесь на меня, пожалуйста. При голосовании я руководствовалась суровымми требованиями к сонетной форме и, в не меньшей степени, тем, что это должны быть не просто сонеты, а сонеты Цурэна. Цитата из "Трудно быть богом":
Цитата
Цурэн Правдивый, изобличенный в преступной двусмысленности и потакании вкусам низших сословий, был лишен чести и имущества, пытался спорить, читал в кабаках теперь уже откровенно разрушительные баллады, дважды был смертельно бит патриотическими личностями и только тогда поддался уговорам своего большого друга и ценителя дона Руматы и уехал в метрополию. Румата навсегда запомнил его, иссиня-бледного от пьянства, как он стоит, вцепившись тонкими руками в ванты, на палубе уходящего корабля и звонким, молодым голосом выкрикивает свой прощальный сонет "Как лист увядший падает на душу".
12. granovsk Последний сонет Цурэна 14. Александра_Одрина Прощальный соне́т Цурэ́на 1 7. vechij Прощальный сонет Цурэна (понимаю, что это нахальство, но очень прошу: перепишите две последние строчки, а?)
4. Не допускаются строфные перебросы: каждая строфа должна представлять собой законченное предложение. 5. Рифмы должны быть точными, звучными. 7. Запрет на повторы значащих слов. 8. Неторопливая, строгая интонация, «высокая» лексика. 9. Строгие требования к композиции: лирический сонет должен быть выстроен по схеме «тезис – антитезис – синтез», лироэпический – по схеме «завязка – кульминация – развязка», и заканчиваться должен т.н. «сонетным замкóм» − основной мыслью, самой сильной и образной, афоризмом, неожиданным выводом (1-2 последние строки).
Далеко не все произведения удовлетворяют этим условиям. Думаю, заострив внимание на этих требованиях к сонету, авторы немного изменили бы тексты... А то, что 14 строк... и рифмовка... ну 14 строк... ну рифмовка...
? А Цурэн писал в полном соответствии с...? Опять же, любое сознательное уклонение от правил в сонете - это, надеюсь, тайный восклицательный знак от Автора текста Автору прочтения... Люфт между формально строгоправильными и собственно арканарскими сонетами невольно заложен в подправила состязаний с "падающим на душу". Разве нет? С почтением, Самые-самые Майнаивлучшие!!
Борис. Я не знаю как писал Цурэн. И Вы не знаете. Ваши предположения - как писал литературный герой - это фантазии. Любые мои предположения на эту тему - тоже будут фантазиями. Я считаю, что в ситуации с конкурсами, следует опираться на требования конкурса, когда подаёшь произведение на него. А в требованиях была указана ссылка на то, что ведущая конкурса считает требованиями к сонету. Нарушение этих требований, ИМХО, - да, знак... судьям... что автор не выполнил условия. А если автору не хватает традиционных средств выразительности русского языка, который считается чуть ли не богатейшим в мире (а, может и богатейшим!) - и ему тесно в рамках традиций... то это проблемы автора. Я читал огромное количество книг, написанных "без тайных знаков" нарушений стилистики, композиционного и жанрового единства, словообразования и словоупотребления, которые, тем не менее раскрывали и умудрялись донести до читателя очень сложные мысли... С уважением.
Приветствую! И поясняюсь: Я ведь с Вами не спорю. Культура, как известно, это строй ограничений: проведёшь сквозь оный свою фантазию - получится сонет. Или нет. Повторяю, что это мне так кажется, что ответственный Автор может пользоваться отклонением от действующих норм, применением норм архивных и проч. умеренными хитростями для своих как бы "художественных" целей. Мой Цурэн - из таких, да ещё и недостижимо, мифологически талантлив... "Такие дела..." А что до конкурса, то: * * * Тиски панъевропейскаго сонету Сдавили конкурс русскаго стиха: Без жалостей подкована блоха, Строфы Онегинской помина нету.
Но не перечить же игры сюжету?, Пускай звезда сетепоэз лиха: Нам следовать Цурэновым заветам.
Спасибо, Борис! Удача - это то, что мне нужно сейчас... и не в связи с конкурсом... ))
Я тоже не спорю. Просто у нас разные подходы. Ничего плохого здесь нет, считаю, напротив. Я, возможно, более педантичен в каких-то аспектах, Вы менее... Но и Вы не ребёнок, и я - тоже... а поскольку мы, пусть и разные, всё-таки выживаем в этом мире - то значит мы оба достаточно гармоничны в нём. Я не согласен с рядом Ваших утверждений... Вы - с рядом моих... Но спорить нам не о чем, думаю... да и не за чем... )) Удачи и Вам. )
Спасибо! Скоро - новолунный Новый год. Так что пусть в нём будет до удачных чудачеств! Ежели Вы не против, на днях, когда уйдёт "конкурсная" разбериха, брошу пару строчек к Вашему "Как лист увядший..." Уверенной удачи!,
) Как я могу возразить, Борис? ) Стихо в общем доступе... инет... Собственно, мне даже интересно, иначе зачем бы я его публиковал? Так что - теперь всё в Вашей воле... ))
Да, можно было бы постараться сделать построже, но первая строка (заданная виртуальным Цуреном) уде далека от классики: строгий сонет не должен начинаться со служебных частей речи, а также с инверсии. )
Вот этот ответ и считается бездоказательным. А ссыль на эти правила написания сонетов были в условиях конкурса. Если Вы не считаете нужным делать детальный разбор текстов в соответствии со всеми указанными правилами, то Ваше утверждение голословно, увы )
Делать разбор до решения судей и до поступления их разборов считаю неверным. Если кого-то из авторов заинтересует моё мнение - я готов его высказать ему. Если Клуб считает, что моё утверждение голословно (хотя думаю, что таковым это утверждение назвать нельзя, поскольку я сослался на ссылку к требованиям к сонету, к вполне определённым пунктам этих требований, которые были в условиях конкурса, и теперь любой желающий может прочитать любое произведение и соотнести его с теми требованиями) - то значит пусть так оно и будет воспринято. Я сам не считаю, что я не доказателен, но не думаю, что буду оспаривать противоположное мнение. С уважением. )
3. Маргарита_Шмерлинг Третий сонет Цурэна - Первое! 6. Борис_Старче Секретен арканарского сонета строй... - Нулевое место (без подложной скромности: он подвывихнут, и брать его на "европейский" счёт??) 11. Ксенон Последний сонет 13. Татьяна_Коновалова Прощальный сонет Цурэна 16. Незнайке - валентинка!! В т.ч. - за терпеливую отзывчивость
Борис, я пояснила для Вас специально, что за себя голосовать на конкурсе не принято. Учитывая, что ни в одном незнаечном конкурсе не возникал такой вопрос ранее, могу принять шорт только с оставшимися четырьмя текстами.
Ну, ррразумеется... Ведь всё дело - в каких-то десяти минутах: Вы навесили свой запрет в (14/02/15 15:29), а мой бюллетень датирован (14/02/15 15:19). Знай об официальной позиции Клуба до того (вопрос завис с шести вечера 11-го), поставил бы нулевой нумер опусу, а не его месту, или ещё как подтвердил бы Ваше, солидарное с моим, решение. Рад за отобранную четвёрку!?? С удовольствием подтверждаю шестнадцатый нумер!
Как лист увядший падает на душу Печаль: она в свой срок её иссушит И разочарований острый лёд Земное воплощение убьёт. А чем душе спастись? Она поёт: От боли песнопения её. Мелодия — беспечная подружка, Братаясь с брагой и рифмуясь с кружкой,
Течёт, другие души бередя. Она — такая призрачная птица: То вдруг затихнет, то звучит везде
И без сопротивленья города Она берёт, способная светиться Подобная сгорающей звезде.
Как лист увядший, падает на душу Воспоминанье: Бледного лица Персты с легчайшим трепетом слепца Касаются. Молчи, мой друг и слушай, Закрой свои незрячие глаза, Вглядись в себя - ты видишь только сушу, Нет влаги слез, нет масла образам... Как лист увядший, падает на душу
Горсть пепла мертворожденных поэм, Записанных в твоем воображеньи. Зачем молчал,? Ты слеп, но ведь не нем...
Метафора, как знак преображенья, Могла, пробив границы серых схем, Нам света дать, а миру дать прозренье
Поздравляю! ))
Николай,
Коля, а ты "Трудно быть богом" читал? Это я не потому, что "не в шорт", а ради взаимопонимания.
«мерзость ереси мне в пасть» - ржунимагу!
Мне все три понравились.
Капитанская похвала - это же ваще радость
Барон был Пампа дон Бау, пьянствовали они не беспробудно, вот, нашлось время Цурэна уговорить и вывезти в метрополию, сиречь в Эстор... Дона Рэбу шлёпнул... Да много чего успел Румата Эсторский...
Я тоже давно не перечитывала, но когда читала, то перечитывала много раз, хорошо помню. Потому и разбирает меня написать всё-таки Прощальный сонет Цурэна такой, какой мог бы быть целиком процитирован в книге.
Пока не получилось.
Надо бы перечитать, да вот всё времени нет
И поговорить...Как известно, «Цурен правдивый был изобличен в преступной двусмысленности и потакании вкусам низших сословий», то бишь,- пострадал за метафоры и,больше того, - за расширенные метафоры.
И, поскольку, только уважаемой Братиславе случилось (в моей работе) услышать «звонкий молодой голос» Цурена – «иссиня-бледного от пьянства» – да, но не переставшего быть поэтом, то придется-таки дать пояснения к сонету. Не обиды ради, но ясности для:
Сонет мой – одна сплошная аллегория, т.н. «сонетный замок» – тому свидетель. Лист – человек /сад – родина / плоды – молодое её поколение, которое « бабы еще нарожают / сталь и верба – символы: оружие - вера / кто-то - хозяин сада( родины), бог, да тот же Румата, наконец- в конце-концов.))) Имя каждого третьего? Это просто: По результатам 2010 года, например, такими стали: Александр, Артем, Максим, Никита, Денис, Дмитрий, Андрей, Кирилл, Назар, Иван, Богдaн ( инфа из интернета). Да и «на улице моей который год» родятся лишь Вани, Саши и Андреи… Как-то так… Уф! Извиняйте, ежели что))) И спасибо!
А кто у нас Марина? А то я не поздравила, теперь мне беспокойно
Дамы и господа, просто сонеты я нежно и страстно люблю лет с тринадцати (почему-то), а сонеты Цурэна - это у меня ваще пунктик. Я же знаю, что ещё их буду писать, как накатит...
Дорогие Незнайки, спасибо за конкурс, пусть небольшой, но очень-очень полезный. Это как выйти на улицу и посмотреть на других... Цурэнов )))))))))))))))))))))))))
Рита, классные сонеты...
В целом, к сожалению, показалось, что уровень многих произведений и соблюдение в них формы сонета оставляют желать лучшего.
У меня-то первый тоже с отступлением от канона: в нём "я не вернусь" повторяется рефреном. Так что рыльце в пуху у всех)))
Не серчайте, пожалуйста.И примите искренние поздравления с
победой.
И Вас ещё раз с победой!)
Но "для поговорить": аллегории хороши, когда они понятны из контекста самого стиха, а не некоего лит.произведения, послужившего источником вдохновения. Иначе стих перестаёт быть самостоятельным, нуждается в пояснениях и сносках. Или получается в сплошной эзопов язык, как в вашем случае. Отсюда и мои комментарии.
Я так поняла, что в работе над сонетом и должно было обращаться к источнику. И этот лист увядший, что упал Цурену на душу, - он мне аж три дня покоя не давал... Все думала,что он - этот лист, кто он... Обстановочка-то у них там, в Арканаре, - та еще случилась... Не растительная... Ну, да бог с ним, сонетом-аллегорией. Все хорошо, что хорошо кончается...
ПС А подсказки по ходу моей писанины - были-таки. Мне один товарищ вообще написал, что сонет про Россию, а лист - бабуля спалившаяся на трех пачках масла... Вот сижу и думаю: что же я все-таки написала!))))
Я прочитал его, как самостоятельный стих. Вот про вербу - каюсь - не понял до конца аллегорию. Но если не интересующийся политикой человек читает - для него это - абракадабра.
Организаторам, участникам и членам жюри - огромное спасибо за труд и проявленное внимание.
Маргарите и Братиславе - отдельная благодарность.
Признателен за озвученные требования к моему сонету,
без них он не родился таким бы.
Замок сонета поправил, по-русски выстроив конструкцию.
Всем здоровья и удачи!
Хвала оценщикам!
Суперблагодарность "Оргкомитету"!
Привет соучастникам!
С надеждой на молчаливое согласие Клуба на использование фрагментов аналитического разбора пролётов для личной доски просчётов и
с самыми наивпоствалентиновскими!,
Далее. Я хочу поблагодарить площадку. Я давно хотел написать "цуренов сонет"... )) всё руки не доходили... И вот... сподобился... ))) Спасибо!
И поздравляю победителей.
До встреч. )
Маргарита_Шмерлинг Еще один сонет Цурэна
. Ксенон Последний сонет
2. Маргарита_Шмерлинг Еще один сонет Цурэна
5. Yaralla Прощальный сонет Цурэна
14. Александра_Одрина Прощальный соне́т Цурэ́на 1
3. Маргарита_Шмерлинг Третий сонет Цурэна
4. Белый_Ящик Как лист увядший падает на душу...
13. Татьяна_Коновалова Прощальный сонет Цурэна /1_м/
14. Александра_Одрина Прощальный соне́т Цурэ́на 1
2. Маргарита_Шмерлинг Еще один сонет Цурэна
13. Татьяна_Коновалова Прощальный сонет Цурэна
11. Ксенон Последний сонет
2. Маргарита_Шмерлинг Еще один сонет Цурэна
13. Татьяна_Коновалова Прощальный сонет Цурэна
3. Маргарита_Шмерлинг Третий сонет Цурэна
4. Белый_Ящик Как лист увядший падает на душу...
5. Yaralla Прощальный сонет Цурэна
11. Ксенон Последний сонет
Тогда так:
1. Маргарита_Шмерлинг Прощальный сонет Цурэна
3. Маргарита_Шмерлинг Третий сонет Цурэна
4. Белый_Ящик Как лист увядший падает на душу...
5. Yaralla Прощальный сонет Цурэна
12. granovsk Последний сонет Цурэна
14. Александра_Одрина Прощальный соне́т Цурэ́на 1
7. vechij Прощальный сонет Цурэна (понимаю, что это нахальство, но очень прошу: перепишите две последние строчки, а?)
13. Татьяна_Коновалова Прощальный сонет Цурэна - 1 место
14. Александра_Одрина Прощальный сонет Цурэна 1
Трудно выбрать три сонета из списка, где сонетов меньше трёх... (
4. Не допускаются строфные перебросы: каждая строфа должна представлять собой законченное предложение.
5. Рифмы должны быть точными, звучными.
7. Запрет на повторы значащих слов.
8. Неторопливая, строгая интонация, «высокая» лексика.
9. Строгие требования к композиции: лирический сонет должен быть выстроен по схеме «тезис – антитезис – синтез», лироэпический – по схеме «завязка – кульминация – развязка», и заканчиваться должен т.н. «сонетным замкóм» − основной мыслью, самой сильной и образной, афоризмом, неожиданным выводом (1-2 последние строки).
Далеко не все произведения удовлетворяют этим условиям. Думаю, заострив внимание на этих требованиях к сонету, авторы немного изменили бы тексты... А то, что 14 строк... и рифмовка... ну 14 строк... ну рифмовка...
Опять же, любое сознательное уклонение от правил в сонете - это, надеюсь, тайный восклицательный знак от Автора текста Автору прочтения...
Люфт между формально строгоправильными и собственно арканарскими сонетами невольно заложен в подправила состязаний с "падающим на душу". Разве нет?
С почтением,
Самые-самые Майнаивлучшие!!
Нарушение этих требований, ИМХО, - да, знак... судьям... что автор не выполнил условия.
А если автору не хватает традиционных средств выразительности русского языка, который считается чуть ли не богатейшим в мире (а, может и богатейшим!) - и ему тесно в рамках традиций... то это проблемы автора. Я читал огромное количество книг, написанных "без тайных знаков" нарушений стилистики, композиционного и жанрового единства, словообразования и словоупотребления, которые, тем не менее раскрывали и умудрялись донести до читателя очень сложные мысли...
С уважением.
Я ведь с Вами не спорю. Культура, как известно, это строй ограничений: проведёшь сквозь оный свою фантазию - получится сонет. Или нет.
Повторяю, что это мне так кажется, что ответственный Автор может пользоваться отклонением от действующих норм, применением норм архивных и проч. умеренными хитростями для своих как бы "художественных" целей. Мой Цурэн - из таких, да ещё и недостижимо, мифологически талантлив...
"Такие дела..."
А что до конкурса, то:
* * *
Тиски панъевропейскаго сонету
Сдавили конкурс русскаго стиха:
Без жалостей подкована блоха,
Строфы Онегинской помина нету.
Но не перечить же игры сюжету?,
Пускай звезда сетепоэз лиха:
Нам следовать Цурэновым заветам.
Удачи!
Я тоже не спорю. Просто у нас разные подходы. Ничего плохого здесь нет, считаю, напротив. Я, возможно, более педантичен в каких-то аспектах, Вы менее... Но и Вы не ребёнок, и я - тоже... а поскольку мы, пусть и разные, всё-таки выживаем в этом мире - то значит мы оба достаточно гармоничны в нём. Я не согласен с рядом Ваших утверждений... Вы - с рядом моих... Но спорить нам не о чем, думаю... да и не за чем... ))
Удачи и Вам. )
Скоро - новолунный Новый год. Так что пусть в нём будет до удачных чудачеств!
Ежели Вы не против, на днях, когда уйдёт "конкурсная" разбериха, брошу пару строчек к Вашему "Как лист увядший..."
Уверенной удачи!,
Как я могу возразить, Борис? ) Стихо в общем доступе... инет... Собственно, мне даже интересно, иначе зачем бы я его публиковал? Так что - теперь всё в Вашей воле... ))
И спасибо ещё раз. )
Если Вы не считаете нужным делать детальный разбор текстов в соответствии со всеми указанными правилами, то Ваше утверждение голословно, увы )
Если кого-то из авторов заинтересует моё мнение - я готов его высказать ему.
Если Клуб считает, что моё утверждение голословно (хотя думаю, что таковым это утверждение назвать нельзя, поскольку я сослался на ссылку к требованиям к сонету, к вполне определённым пунктам этих требований, которые были в условиях конкурса, и теперь любой желающий может прочитать любое произведение и соотнести его с теми требованиями) - то значит пусть так оно и будет воспринято. Я сам не считаю, что я не доказателен, но не думаю, что буду оспаривать противоположное мнение.
С уважением. )
На страничке? Или в личке? Где? )
---
На страничке - в самый раз.
Заранее - благодарю.
6. Борис_Старче Секретен арканарского сонета строй... - Нулевое место (без подложной скромности: он подвывихнут, и брать его на "европейский" счёт??)
11. Ксенон Последний сонет
13. Татьяна_Коновалова Прощальный сонет Цурэна
16. Незнайке - валентинка!! В т.ч. - за терпеливую отзывчивость
Рад за отобранную четвёрку!??
С удовольствием подтверждаю шестнадцатый нумер!
Правильно ли я Вас поняла на этот раз:
Номера 3, 11 и 13.
Подтвердила.
То, что любовью чудилось сперва.
А ныне этот вавилон разрушен,
И сила разрушений такова,
Что небесам вмешаться бы — но поздно:
Срываясь, маски бьются о слова
И, возгораясь, метят серным воздух,
И множатся в воинственности лат,
То мести страшной требуя, то страсти:
Такое нездоровое причастье -
Любви опавшей вечная печать.
Её не смыть, не соскрести - скрижали
Застыли в памяти железно, остро, ржаво -
Бежала бы — да некуда бежать.
Незнаечки, берите отсюда.
Пока не хочу публиковать. Плиииз.
Печаль: она в свой срок её иссушит
И разочарований острый лёд
Земное воплощение убьёт.
А чем душе спастись? Она поёт:
От боли песнопения её.
Мелодия — беспечная подружка,
Братаясь с брагой и рифмуясь с кружкой,
Течёт, другие души бередя.
Она — такая призрачная птица:
То вдруг затихнет, то звучит везде
И без сопротивленья города
Она берёт, способная светиться
Подобная сгорающей звезде.
http://litset.ru/publ/25-1-0-15812
Как лист увядший падает на душу
Посланием дряхлеющего сада -
И жив ещё, и ангельски послушен,
Но родине – обуза и досада.
Она, увы, зимы ещё не мыслит,
Ещё жирны её земля и недра,
Плоды садов - юны и мускулисты,
И зреет сталь, и серебрится верба.
До памяти ли в этой благостыни,
До скорби ли по канувшему в Лету…
Но есть один, он называет имя,
И завтра не проснется каждый третий.
Глаза закрыв, я вижу сотни лиц,
А на ладони лист, всего лишь – лист…
Но будем снисходительны к несчастному Цурэну Правдивому, чья судьба была наполнена бедами и печалями.
Последний сонет
http://litset.ru/publ/25-1-0-15800
Как лист увядший падает на душу*
Последний день и час: прости – прощай!
Безмолвный крик не вырвется наружу,
Покинет порт кораблик в Тёплый Край.
Как трещины судьбы – легли морщины
И память чёрной желчью стынет в них…
А там – живут беспечные мужчины
И женщины в одеждах золотых.
Сегодня в ночь от старого причала
Уходит мой кораблик в Тёплый Край.
Стою на мерзлозёме одичалом
И тихо говорю: прости – прощай!
И в общем, бесполезно объясняться,
Зачем и почему решил остаться.
Прощальный соне́т Цурэ́на, А.Стругацкий, Б. Стругацкий, "Трудно быть богом".
Как лист увядший, падает на душу
Воспоминанье:
Бледного лица
Персты с легчайшим трепетом слепца
Касаются.
Молчи, мой друг и слушай,
Закрой свои незрячие глаза,
Вглядись в себя - ты видишь только сушу,
Нет влаги слез, нет масла образам...
Как лист увядший, падает на душу
Горсть пепла мертворожденных поэм,
Записанных в твоем воображеньи.
Зачем молчал,? Ты слеп, но ведь не нем...
Метафора, как знак преображенья,
Могла, пробив границы серых схем,
Нам света дать, а миру дать прозренье
Ваша ссылка не работает. Активируйте ее плз, и я приму текст.
Принято, granovsk, спасибо )