Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
ИПЛ-14 - Гекзаметр
Завершенные конкурсы, игры и тренинги
Автор: ШПМ
КОНКУРС ЗАВЕРШЁН 23/07/2013

*********************************************************************

ГЕКЗАМЕТР – стихотворный размер античной эпической поэзии, представляющий собой вариации шестистопного дактиля, у которого отдельные стопы могут заменяться хореем (усеченным дактилем). Часто гекзаметр имеет цезуру в середине строки, но согласно античной традиции, она не обязательно должна быть фиксированной. Возможны две цезуры в строке. Обязательным требованием является женское окончание строк, возникающее при усечении последней стопы дактиля на одну долю (т. е. последнее ударение должно приходиться на предпоследний слог в строке).

Таким образом, слогоударная схема простейшего гекзаметра выглядит так (цезура не указана):
/ – – / – – / – – / – – / – – / –

Традиционно гекзаметр относится к белым стихам, т. е. не имеет рифмы.

Материал для углубленного изучения и самопроверки можно найти здесь:

1. Теория Литературы. Гекзаметр
2. Гекзаметр (Антиквар)
3. Гекзаметр (Портал "Русские рифмы")
4. Гекзаметр (Поэтический словарь Квятковского)
5. Конкурс «ИПЛ-14 - Гекзаметр» на странице ПКП (Стихи.ру) (полезно почитать рецензии и работы участников)

      Правила конкурса:

1. От одного автора принимается НЕ БОЛЕЕ ДВУХ стихотворений, соответствующих теме конкурса. Подача заявки осуществляется в виде рецензии, которая должна содержать название, ссылку и текст стихотворения, опубликованного на сайте Литсеть. Объем каждого стихотворения ограничен – от 8 до 30 строк.

2. Ведущий имеет право отклонять стихи, не соответствующие условиям конкурса, имеющие слишком низкий художественный уровень или нарушающие правила сайта. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса, решения ведущего обжалованию не подлежат.
Внимание! Стихотворения, которые участвовали в предыдущей версии конкурса (на странице ПКП) приниматься не будут.

3. В любой момент до начала голосования автор может заявить о замене или снятии стихотворения с конкурса, а также редактировать текст стихотворения на своей странице (не выходя за рамки правил конкурса).

4. Срок приёма заявок: с 12 июня по 2 июля включительно
Внимание! Набор заявок может быть прекращён досрочно при получении более 20 заявок или продлен при получении менее 10 заявок.

5. Каждый конкурс ИПЛ судит бригада из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты в виде личного сообщения на страницу ШПМ или по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких победителей жюри голосует дополнительно только по этим стихам.

6. Возможно, будет проведено читательское голосование на приз зрительских симпатий по особым правилам.

7. НОВЫЕ стихотворения (опубликованные впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены дополнительным +0.5 баллов к суммарным результатам от членов жюри. Просьба к участникам: оставляйте пометку «Новое» при подаче заявки.

      Состав жюри этого конкурса:

      Леший (Алексей Абашин)
      Анна Хайль (Логиня)
      Юлия_Мигита

8. Победившее стихотворение будет размещено в данном манифесте в качестве образца, а победитель получает символический приз в размере 100 баллов.

9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в своих высказываниях.
Во избежание неприятностей большая просьба соблюдать правила поведения на странице ШПМ.

      Ведущий – Леший (Алексей Абашин)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

*********************************************************************

Победу в этом конкурсе разделили два произведения:

Антания

Произведение: Мальчик и море

Пенные волны штурмуют угрюмые, острые скалы.
Сильным прибоем на берег выносится много ракушек.
Солнца лучи прожигают шершавые тонкие створки.
Чуть приоткроются - скользкое, бледное тело моллюска
нехотя вылезет в поисках нового, дивного мира.
Тут-то его и поднимет худющий и смуглый мальчишка,
в сумку холщовую сложит подарки от щедрого моря:
мидии, горсточку нежных креветок, немного рапанов.
Все пригодится на ужин, что мама семье приготовит.
Вот и сегодня получится вкусное блюдо - паэлья.
Мальчик представил, как рис пропитался оливковым маслом,
соусом острым из перца с томатом. И запах шафрана!
Мальчик, зажмурив глаза, в предвкушении сглатывал слюни
и побежал, наступая босыми ногами на камни.
Море шумело, плескалось, играя волнами шутливо:
- Завтра мальчишка опять прибежит за моими дарами.

 
  * * * * * *
 

Ксенон

Произведение: Античная сказочка

Жили старик со старухой вдвоём у Эгейского моря.
Неводом старче ловил нереид* для невольничьих рынков,
Бабка в землянке вязала туники, играла на лире.
Вот как-то раз бросил невод старик, и неволил Тритона.
Данью великой Тритон откупился от жадного деда:
Гарпию Рябу отдал, ту, что яйца несла золотые.

Долго старик со старухой в землянке плясали «Сиртаки».
Тут, как на грех, заявился Ясон и толпа аргонавтов.
Им надоело Колхиду искать и руно золотое:
«Ба! Для чего нам руно? Ну-ка, матка, давай курки – яйки!»

К счастью, тут вспучилось море, и вышли на берег морпехи:
Царь Леонидас могучий и триста румяных спартанцев.
Дрогнули тут аргонавты и спешно уплыли в Колхиду...
Царь Леонидас вослед погрозил им сурово и молвил:
«Здравья желаю, данайцы, а где тут у вас Фермопилы?
Стрелку забили нам Ксерокс** проклятый и армия перцев!»

Вдруг из кустов выезжает троянский педальный коняка,
Крутит педали Афина Паллада, копьём потрясая!..
… «Весело здесь! – говорит. – И обратно в кусты уезжает.»
Царь Леонидас и триста спартанцев уходят за нею...

Долго старик со старухой вослед им платочком махали.
Жаль только, гарпия Ряба со страху нестись перестала,
Съели её старики, и страдают от сальмонеллёза…
Что ж, поделом! Ибо жадность – она до добра не доводит!

* Нереиды - в греческой мифологии морские божества, дочери Нерея и океаниды Дориды.
**Имеются в виду царь Ксеркс и войско персов.

 
 
*********************************************************************

Приз зрительских симпатий разделили:

Ярослава. Колыбельная бабочки

Ксенон. Античная сказочка

*********************************************************************
Опубликовано: 10/06/13, 10:08 | Просмотров: 3639 | Комментариев: 136
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии: 1 2 3 4 »

здравствуйте:)
ну что ж, подводим итоги конкурса:)
===============================

Победитель конкурса определяется только голосованием жюри. Дополнительное голосование участников и читателей определяет лишь победителя в номинации "Приз зрительских симпатий".

За 1 место стихотворение получает 3 балла, за 2-е – 2, за 3-е – 1. В случае схождения результатов жюри голосует дополнительно.
НОВЫЕ стихотворения (опубликованные впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены дополнительным +0.5 баллов к суммарным результатам от членов жюри.

================================

Результаты конкурса:

8. Антания. Мальчик и море: 0.5 + 3 + 1 = 4.5
9. Ксенон. Курочка ряба: 0.5 + 1 + 3 = 4.5
10. Ксенон. Античная сказочка: 0.5 + 2 + 2 = 4.5

----

1. Ирина МелNik. Репка: 3
4. АлексейИрреальный. В поиске истины спрятана ниточка нашего смысла: 2 + 1 = 3
7. Маргарита_Шмерлинг. Гекзаметрический стон: 0.5 + 2 = 2.5
5. Михаил_Минаичев. Женщина с декабрями в гекзаметре: 0.5 + 1 = 1.5
6. Борис_Старче. Старости, собственно, о: 0.5
2. Ярослава. Колыбельная бабочки
3. Кудинов Виктор. Что хочет Муза

-----

Поскольку результаты Жюри не выбрали одного единственного победителя, Жюри будет голосовать дополнительно.

Обращаюсь к членам Жюри:
Прошу озвучить результаты прямо здесь: какое одно из этих стихотворений вы выбираете:

8. Антания. Мальчик и море: 0.5 + 3 + 1 = 4.5
9. Ксенон. Курочка ряба: 0.5 + 1 + 3 = 4.5
10. Ксенон. Античная сказочка: 0.5 + 2 + 2 = 4.5

(если Аня уже в отъезде и не сможет проголосовать, то право на третье мнение я делегирую Алексу... надеюсь, что никто не против...)

Лис
Алексей_Лис  (23/07/13 14:39)    


Если выбирать из этих трёх, то первое место отдам Ксенону за "Античную сказочку".
Леший  (23/07/13 15:24)    


мда... вот я так и думал... смотри, что получается:
Юля была за "Мальчик и море" (она ему поставило 1 место), Аня поставила 1 место "Курочке рябе"...
теперь твой ответ:)
скорее всего, ни Юля, ни Аня - не передумают...
и что мне делать?
твой ответ я, собственно, и ждал, надеялся и верил:)
но ты (извини) запутал ещё больше:) не по твоей вине, конечно, я понимаю...
Алексей_Лис  (23/07/13 15:33)    


Тебе остаётся надеяться на то, что Аня уже уехала...))))
Алекс точно проголосует за Античную сказочку...))) Не буду объяснять почему...

А могу ещё попробовать повлиять на Юлю и Аню...)))
"Курочка ряба" Ксенона насквозь вторична... У Антании слишком несогласовано...
Леший  (23/07/13 15:40)    


ну, попробуй:) а мне "Мальчик и море" нравится:)
Алексей_Лис  (23/07/13 15:49)    


А финал?))) Или ты спорить будешь с моим утверждением, что автор не доработал?
Леший  (23/07/13 15:55)    


да не буду я спорить, я в обзоре уже всё сказал:)
Алексей_Лис  (23/07/13 16:00)    


Насколько я знаю, Аня уехала вчера.

Когда Леший пропал и я готовился его заменить, я голоснул)) но не успел прислать шорт - Леший вернулся)

И шорт у меня вот такой:

2 место
1. Ирина МелNik. Репка
10. Ксенон. Античная сказочка

3 место
2. Ярослава. Колыбельная бабочки
4. АлексейИрреальный. В поиске истины спрятана ниточка нашего смысла
Алекс_Фо  (23/07/13 20:55)    


Кстати, мысль: может, для таких случаев предусмотреть в правилах, что решение принимает ведущий (а если ведущий жюрит, то какой-нибудь приглашенный запасной жюрист)?)
Алекс_Фо  (23/07/13 20:57)    


Кстати, мысль: может, для таких случаев предусмотреть в правилах, что решение принимает ведущий (а если ведущий жюрит, то какой-нибудь приглашенный запасной жюрист)?)

так ведущий же обычно и жюрит тоже - без исключений:)
у нас обычно вариант переголосование срабатывал, насколько я знаю... а в этот раз нет... его... и Аня уехала, и три номинанта, что делится на троих:)
Алексей_Лис  (23/07/13 23:40)    


Ребята, для меня стихо Антании лучшее, даже при всех отмеченных огрехах. На уровне композиции оно более выигрышно, чем "Античная сказочка", а стилистику поправить не так уж сложно.
Не могу я переиграть... это неискренне будет.
Юлия_Мигита  (23/07/13 21:20)    


хорошо, в виде исключения, будут два победителя, раз "логическим путём" мы это выяснить не можем...

официально в конкурсе победили стихотворения:

8. Антания. Мальчик и море
10. Ксенон. Античная сказочка


я всё оформлю, награды и кубки попозже...
Алексей_Лис  (23/07/13 23:26)    


баллы и кубки сделал:)

теперь всем помно поздравлять победителей (ремарки разрешены, предупреждалку-просьбу убираю)
Алексей_Лис  (24/07/13 01:17)    


Поздравляю победителей и участников.)) Спасибо жюри и ведущему за терпение и разборы стихов.)) Отныне пишу только гекзаметром.))
Кудинов_Виктор  (24/07/13 12:37)    


Спасибо, друзья, за столь высокую оценку моего скромного стиха. Мне тоже понравился этот стихотворный размер. smile
Мои поздравления - Ксенону (Максиму?)!!!))))
Антания  (24/07/13 13:28)    


здравствуйте:)
да, Ксенона зовут Максим:) это я так мимо пробегал:)
а конкурс, по-моему, получился интересным:)
не всё, конечно, шло гладко, но зато сколько обзоров в конце... это классно:)
мне больше всего в конкурсах нравятся комментарии:)
радости всем:)
Лис
Алексей_Лис  (24/07/13 15:05)    


Присоединяюсь к поздравлениям и хочу ещё раз поблагодарить всю команду конкурса, а также читателей, принявших участие в голосовании. Спасибо, друзья!
И конечно же поздравляю Антанию с которой мне посчастливилось разделить совершенно неожиданную для меня победу (первую на «Литсети»).
Ксенон  (24/07/13 18:50)    


Поздравляю победителей. Спасибо жюри за работу и оценку. Писал первый раз в таком размере. Было интересно.
АлексейИрреальный  (24/07/13 16:49)    


Антания, кэп - примите мои поздравления!!!
спасибо жюрям что журили, голосующим за голоса и организаторам за органы ваш труд!)))
а также пользуясь случаем хочу передать привет всем кто меня знает, а особенно моей любимой команде дрим-тим и т.д. и т.п..... )))))
конкурс удался!)
Ярослава  (24/07/13 19:13)    


Поздравляю победителей!
Антания, Ксенон - молодцы1)
Юлия_Мигита  (24/07/13 21:32)    


Спасибо, Ярослава! Сейчас загляну к тебе. biggrin
Ксенон  (25/07/13 18:15)    


Юлия, Ярослава, Алексей! Всем - огромное спасибо!
Антания  (25/07/13 21:44)    


Только что вернулась в Интернет. Прошу прощения, что не могла вовремя переголосовать. Мои поздравления победителям!

(Кстати, если бы я переголосовывала, то, понимая, что надо избежать очередного схождения результатов, я пожертвовала бы "Курочкой" и выбрала бы "Античную сказочку".)
Логиня  (29/07/13 14:04)    


здравствуй, Аня:)
с возвращением:)
ну я решил по-своему:) и, как мне кажется, так тоже хорошо:)
пусть уж будет не один победитель один раз в жизни:)
радости тебе:)
Лис
Алексей_Лис  (29/07/13 15:02)    


Алёша, здравствуй))

Ну, я не надолго вернулась, всего на недельку. Потом опять исчезну.

Два победителя - это справедливо. Кстати, у меня ещё вот такое предложение: в случае схождения результатов первого голосования надо бы, по делу-то, награждать призовыми баллами каждое из стихотворений - претендентов на победу.
Логиня  (29/07/13 16:34)    


да, это хорошая идея, ведь победили оба... это потом уже выбираем одно... такие случаи, правда, довольно редко бывает, насколько я помню...
Алексей_Лис  (29/07/13 16:48)    


----------------------
Шорт-листы Жюри конкурса:

шорт от Юлии Мигиты:

Гекзаметр… как много в этом звуке!
Это я о своём... Вспомнила мою первую обстоятельную встречу с этой поэтической формой: писала дипломную по Илиаде и Одиссее… Правда, тогда в моем фокусе был исторический аспект, а не литературный.
Но – ближе к делу.

На мой взгляд, авторы хорошо справились с заданием. Некоторые представили классически выверенные произведения без единого ритмического сбоя (если уместно применить слово «классика» к русскоязычным вариациям гекзаметра), некоторые позволили себе усечения, что вполне допустимо и ошибкой не является. Придирок по форме практически не имею, поэтому начинаю рассматривать её вкупе с содержанием.

Наиболее удачными мне показались те стихотворения, в которых авторы добились максимальной связности изложения: длинные безрифменные строки гекзаметра – не самые лёгкие для восприятия, и если их дополнительно «утяжелить» перебросами, инверсиями, неологизмами, трудно уловимыми обывочными ассоциациями, излишними деталями – могут стать вовсе нечитаемыми.
=====

Итак, с чего я начала составление шорта.
Прочла стихи "одним махом", без серьёзных вдумываний и анализов, тут же встала, отвлеклась реалом. Забыла. А потом, перед сном, спросила себя: какой стих ты помнишь из прочитанных? И память, не задумываясь, выдала ответ:

8. Антания. Мальчик и море
Этому стихотворению от меня первое место.
Наверное, потому оно не смогло забыться, что сумело задействовать все органы моих чувств. Зрение – визуальные картинки (их много, не перечисляю). Слух (шум моря, шуршание гальки). Вкус (описание блюда). Нюх (запах шафрана). Осязание (горячие створки ракушек, хождение по камням, мокрые креветки).
Вообще, история рассказывается «гладко», без дёрганья, как будто ручеёк течёт, тихо журча и переливаясь. Нет ухода в ненужные подробности, всё к месту.

А возражения будут такие.
Пенные волны штурмуют угрюмые, острые скалы.
Сильным прибоем на берег выносится много ракушек.
Солнца лучи прожигают ракушек шершавые створки.

Второе «ракушек» воспринимается как втычка. И без неё всё понятно.

Чуть приоткроются - скользкое, бледное тело моллюска
нехотя вылезет в поисках водного мира - пространства.

Подумала бы насчет «мира-пространства». Тоже ощущение подгона под размер. «Водный мир» звучит несколько официально, а «пространство» вообще ненужное дополнение, имхо.

Тут-то его и поднимет худющий и смуглый мальчишка,
в сумку холщовую сложит он все то, что море прислало:

Тут сбой ударений.
/--/--/--////--/-
Это даже не усечение, это выпадение из ритма.

мидии, горсточку мокрых креветок, немного рапанов.
Все это так пригодится на ужин, что мама готовит.

Не нравится звучание «эТАТАк»

Вот и сегодня получится вкусное блюдо - паэлья.
Мальчик представил, как рис пропитался оливковым маслом,
соусом вкусным из перца с томатом. И запах шафрана!

Дважды сказано про вкус. Надо бы синоним… "Острым", что ли…

Мальчик, зажмурив глаза, в предвкушении сглатывал слюни
и поспешил, наступая босыми ногами на камни.

Рассогласование форм глагола. «Сглатывал» – несоверш. вид, «поспешил» – совершенный. Надо или «сглотнул» и «поспешил», или «сглатывал» и «поспешАл».

Море охотно шумело, плескались и пенились волны:
Заменила бы определение «охотно». Какое-то оно невнятное, «ниочёмное».

Но, несмотря на замечания, стихотворение понравилось, спасибо автору.
========

4. АлексейИрреальный. В поиске истины спрятана ниточка нашего смысла
Второе место.

Тоже запомнилось с первого прочтения. Со смыслом. Почему не первое место? Мне помешала некоторая фрагментарность подачи, не везде наблюдаются чёткие смысловые сцепки. А для стихотворения-рассуждения это важно, мне кажется…
=========
Алексей_Лис  (23/07/13 14:02)    


продолжение шорт-листа Юлии

5. Михаил_Минаичев. Женщина с декабрями в гекзаметре
Третье место

Оригинальная образность сделала это стихотворение для меня интересным. Особенно вот тут понравилось:
Смех, округляясь попкорнами, сыплет чечётку о стены.
Внутренняя рифма делает звучание мелодичным. Конечно, гекзаметр её не предполагает, но ведь и не запрещает. Автор продемонстрировал дополнительные возможности, почему бы и нет?

Но возражений тоже хватает.

слышит трещотку трамваев.
А они трещат??? Как сороки? Или как лопнувшие по шву брюки, или как коротнувший провод?
Впрочем, это лишь реплика мимоходом, вопрос субъективного восприятия.

Зимние улицы вспороты войнами с бойлерной сетью.
Трудно воспринимается строка, хотя смысл понятен. Вспороть что-то может нож, штык, но "война…" Но допустим. А что она вспорола? Улицу? Не визуализируется...

Падают белые вороны, сбитые влёт декабрями,
Это про снег? Белые вороны – снежинки? Ну, почему бы нет. «Сбитые декабрями» – безусловно нравится.
снегом на южную сторону с боем оставленных улиц.
Снег падает как… снег? Образ теряет логичность. Или под воронами всё ж не снег подразумевался? Тогда что?

Связаны рельсами поровну души и мысли прохожих
Не представляю, как душу связывают рельсами. Даже если всего человека к ним привязать. А как связать души «поровну» - даже гадать не буду.

в шубах с приподнятым воротом, в шапках из меха ондатры.
Вижу, чувствую. Одна строка, а такая ёмкая.

Женщина, в стынущем городе, смотрит в окно и смеётся,
А зачем здесь столько запятых?
Чему радуется женщина? Есть повод?

Пьяная, грешная, гордая смотрит в окно с декабрями
Ах, она пьяная, вот в чем дело. А при чем тут её гордость и грехи, какое это имеет отношение к содержанию стиха? Воспринимаю как уход в малозначительные подробности.
Да не обидится на меня автор.
Если бы поменьше неувязок, было бы 2-е место.
========

9. Ксенон. Курочка ряба
Третье место

Третье лишь потому, что идея не авторская. Но сказка переложена на гекзаметр хорошо. Стилистика выдержана. Никаких провальных ям в содержании, несмотря на лаконичность изложения. Вполне нормально.
Возражения:

Жили в деревне старик со старухой и курочка Ряба.
Курочка эта снесла им однажды яйцо золотое.
Стали старик со старухой яйцо на омлет разбивати.

«Эта» - явно лишнее слово. Повтор «старик со старухой» (тем более, в свете дальнейших повторений) сильно однообразит звучание и обедняет смысл.
По форме нет претензий.

Пожалуй, на этом всё, спасибо участникам и зрителям!)
ШПМ  (23/07/13 14:03)    


--------------------------------
шорт от Анны Хайль (Логини)
1 место:
Ксенон "Курочка ряба"
Сюжет, конечно, не нов)) Равно как и идея изложения сказок гекзаметром (см. сказки Жуковского). Но пара деталей ("яйцо на омлет разбивати", "только скалку сломала") приятно разнообразят стихотворение. Ритм аккуратный, без погрешностей, изложение гладкое (правда, с повтором слова "яйцо", пожалуй, перебор), объём стихотворения небольшой. В общем, в качестве образца гекзаметра - в самый раз. Только имя курочки в заголовке следовало бы написать с большой буковки, а то вместо него получилось прилагательное в краткой форме))

2 место:
Ксенон "Античная сказочка"
Хохотала от души, спасибо автору)) Плавная торжественность размера и юмористическое содержание отлично дополняют друг друга, усиливая комический эффект. На первое место не ставлю это произведение лишь по причине небольших ритмических помарочек: некоторые слова, требующие ударения при естественном течении речи, поставлены на безударные позиции, их приходится "проглатывать". Чтению эти помарочки не особо мешают, а вот степень образцовости снижают.

3 место:
Алексей Ирреальный "В поиске истины спрятана ниточка нашего смысла"
Ритм образцовый, оценку снижаю за содержание. Начало обещает чего-то большего, а финальные строки не оправдывают этого ожидания, разочаровывают банальностью. Синтаксическая двусмысленность: "они продолжались, искали, топтали".

Всем спасибо!
Алексей_Лис  (23/07/13 14:07)    


--------------------------------
Комментарии от Алексея Абашина

1. Ирина МелNik. Репка

Интересно и весело. Единственное, некоторые логические построения кажутся чересчур тяжёлыми:
«Иже помощников тьма за спиною - столпившейся черни.
Каждый в умении тверд, в коллективе лишь силу применит.»
Понимаю, что сделано это, скорее всего, намеренно, но вот тяжеловато и всё тут…)))
Строчка «Кошка приперлась как раз, и внезапно не склеились звенья» упрямо вызывает отсылку к «ластам».
Не очень удачное ударение на «не» в последней строке.
Но это всё из области придирок. Если оценивать стихотворение по десятибалльной шкале, то поставлю твёрдую девятку.

2. Ярослава. Колыбельная бабочки

Здесь распространённая ошибка: «прыгание по временам» в каждом катрене. Да и записал бы я стихотворение одной строфою (но это моя вкусовщина).
Не нравится мерцающая «ё».
И вот эти строки: «Глаз потускневших зрачки посыпая волшебною пудрой», «Пепел цветной отряхну на глаза» вызывают у меня какое-то неприятие на физиологическом уровне.
Из десяти баллов поставлю шесть.

3. Кудинов Виктор. Что хочет Муза

Когда читаешь первый стих, то представляется «Муза, которая занимается земными делами». Оказывается, это – неудачный переброс. Да и «какмуза» заставляет поморщиться. Весть, которая «исполнена соблазном», «зовущая к лире» представляется мне очень сомнительной. Да и почему это муза «светская тигрица»?))))
На самом деле, такое сумбурное получилось стихотворение – только к финалу немного успокаивается.
Из десяти баллов поставлю шесть.

4. АлексейИрреальный. В поиске истины спрятана ниточка нашего смысла

Ровно… Понятно… Но… Скучно. Всё это было, было, было…
Запятые, в конце каждого стиха, я бы заменил точками.
Из десяти баллов – твёрдые шесть.

5. Михаил_Минаичев. Женщина с декабрями в гекзаметре

Оставим на совести автора монорим в цезуре – запрета на такое написание гекзаметра я не нашёл.
Хотя, это «на грани»… если применить разбивку на стихи по цезуре, то получится трёхстопный дактиль с холостой рифмой в чётных стихах…
Неее… Миш, не обижайся, но в шорт я его точно не возьму.
А за само стихотворение поставлю твёрдую девятку.

6. Борис_Старче. Старости, собственно, о:

Словоновшество меня здесь не заинтриговало. Вообще, стихотворение осталось для меня во многом загадкой.
Осторожно поставлю шесть баллов. Но пусть автора эта оценка не расстраивает – я мог просто чего-то не понять.
ШПМ  (23/07/13 14:15)    


продолжение комментариев Алексея Абашина

7. Маргарита_Шмерлинг. Гекзаметрический стон

В первом стихе есть некоторая тавтология – любой размер стихосложения «мерный».
Второй стих написан с использованием неполного гекзаметра. Но если это пентаметр, то обязательно должна быть цезура. А её нет. Я бы посоветовал «весной» заменить на «весною». И такие «шероховатости» есть и дальше, при использовании пентаметра.
В целом, за стихотворение поставлю семь баллов.

8. Антания. Мальчик и море

Опять же, надо разбираться с временами – «гуляют, как хотят»…)))
Несогласованный финал: прямая речь, по построению фразы, ведётся от имени волн. И «прибежит за МОИМИ дарами» звучит просто неправильно. Надо как-то с этим поработать… может быть, хотя бы в скобки взять отступление про волны?
В целом, за стихотворение поставлю семь баллов.

9. Ксенон. Курочка ряба

Вот не знаю, как оценивать данное стихотворение…)))
Простой пересказ сказки гекзаметром. Ну, да… улыбнуло… Но, не более того.
Поставлю шесть баллов, за работу.

10. Ксенон. Античная сказочка

«Смешались в кучу кони, люди…» (с) Вот всё, всё, всё попытался автор собрать в данном стихотворении. Есть интересные строки, но в целом стихотворение вызывает ощущение этакого сумбура.
Но не скажу, что стихотворение мне совсем не понравилось…)))
Ставлю твёрдую семёрку.

Итак, что же получается…

1 место - Ирина МелNik. Репка
2 место - Ксенон. Античная сказочка
2 место - Маргарита_Шмерлинг. Гекзаметрический стон
3 место - Антания. Мальчик и море

Всем спасибо за участие в конкурсе! Оценки мои прошу не воспринимать слишком серьёзно. А если кому-то помогут краткие замечания, то буду рад.

С уважением,
Алексей Абашин.
Алексей_Лис  (23/07/13 14:18)    


результаты конкурса скоро будут в отдельной рецензии
Лис
ШПМ  (23/07/13 14:19)    


Большое спасибо, друзья мои!
Это моя первая награда на «Литсети».
Обещаю не зазнаваться! biggrin
Ксенон  (19/07/13 20:55)    


С несказанным удовольствием поздравляю авторов наисимпатичнейших опусов!
Тем паче, как соучастник такого отбора...
Спасибо!
Борис_Старче  (19/07/13 15:17)    


рискую продолжить:

Теперь конкретности.
"Тредиаковского до, Кантемиром написано было" – конструкция, вроде бы преносящая ударение на смысловое "до" в середине формулы псевдоинвертированного времени.
Согласен, что лента слов "Предклассицизма натужная силища ... памяти выцветшей тексты заполнив" избыточно перегружена псевдоархаизмами.
В ленточке "пряча в архивы законченного совершенства зарницы" пытался отнести "зарницы" в конец строки, где они, как зарницы законченного совершенства, привлекут большее внимание, словно естественные где-то у горизонта. Надо подумать о перемещении зарниц в середину структуры и связанных с этим потерях. Но главное, чтобы воспонималось именно так. Согласен, что "качания" смысла здесь вовсе не к месту.
О "выздох наива": выдох-вздох, не обладающий уже свойственной "вздоху" оптимистическим созвучием "вдоху", по идее работает на безнадёжность наива в "нынешнем языке", столь удручающем ЛГ.
О "слидинились настырно": "Слидиниться" (как соединение до слияния) - чужой "прозрачный" термин из переводной фантастики начала 90-х. Я только пользователь: "юзирую" по мере вкуса. Проверил помятия памяти "Гуглом" и теперь уверен, что "слидиниться" - от Теодора Стaрджона, роман которого "Больше, чем люди" в переводе Михаила Комаровского (очевидно, он и сотворил это чудо) журнал "Если" опубликовал в 1994-м. Настырность слидинения, надеюсь, приправляет имманентную микропафосность оного долей иронии, уравновешивая конструкцию.

В надежде, что не переутомил длиннотами и псевдосерьёзностями :),
в наивбладарности за обзорный труд!,
Борис_Старче  (19/07/13 15:11)    


продолжаем...

"Тредиаковского до, Кантемиром написано было" – конструкция, вроде бы преносящая ударение на смысловое "до" в середине формулы псевдоинвертированного времени.

ну, Вы, наверное, так рассчитывали, что перенёс на "до", а у меня лично не перенесло:) воспринялось, как странная перестановка слов без причины...

В ленточке "пряча в архивы законченного совершенства зарницы" пытался отнести "зарницы" в конец строки, где они, как зарницы законченного совершенства, привлекут большее внимание, словно естественные где-то у горизонта.

всё-таки зарницы законченного совершенства... ясно... ну, инверсия привела к такому двоемыслию...

и теперь уверен, что "слидиниться" - от Теодора Стaрджона, роман которого "Больше, чем люди" в переводе Михаила Комаровского (очевидно, он и сотворил это чудо) журнал "Если" опубликовал в 1994-м

хммм... мне "двойка" в журнал, я не гуглил:) подумал, что Вы изобрели:) роман не читал... даже автора такого не знаю, кажется...

спасибо за мнения и пояснения, Борис:)
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (23/07/13 15:18)    


Спасибо за ответ!
Борис_Старче  (24/07/13 12:22)    


"буду рад откликам-ответам авторов... хотя бы в стиле "прочитал" ... Алексей_Лис
----------------------

Доброго часа!

Прошу извинить далеко не демонстративную замедленность реакции, "мёд ленности" которой завязан нынче не только на индивидуальную "скорость подлёта" (Нынче у меня не только "не ответится", но и сидел во временном отлупе от ЛитСети с формулировкой: "Your IP was temporary blocked due to high requests flow.", которую не сликом чётко понял. Всё это наложилось на естественную пациенту "замедленность действия".) ...
Спасибо за поучительный обзор!
Он показался особенно интересен тем, что обосновывает существенно иной отбор лучшего, чем это сложилось в моей попытке отталкиваться прежде всего от уместности, обоснованности употребления гекзаметра как инструмента для авторских решений.
По ходу обзора могу отметить как показавшиеся наиболее полезными частностями две вызванные им дискуссии: о "Колыбельной бабочки" и о допустимости внутренней рифмы.

В "Колыбельной" говорится о "рваном платье", что, применительно к жизненному циклу чешуйчатокрылых прикнопляет читателя скорее в переходу от куколки к бабочке (хотя "одеяния" куколки скорее латообразны, а "тесячеиодноночные" паладины предпочитали гибкую экипировку), позволяя читать весь опус как опыт инверсии времени и переигрывания гибели, что и было частично подтверждено автором с её идеей вариативности бытия / инобытия в ходе обмена сомнениями.

Относительно допустимости внутренних рифм и иных способов созидания единого звукового пространства стиха - я полностью на стороне автора. Более того, сам запрет на концевые рифмы мне представляется не более, чем конкурсными рамками, прописанными, впрочем, достаточно осторожно: "Традиционно гекзаметр относится к белым стихам...", как бы намекая на возможномть нонфундаменталистского подхода. Впрочем, естественно, чем жёстче искуственные рамки и ограничения, тем ценнее и неожиданнее может оказаться результат искусств.

Теперь несколько (к несчастью, больше, чем хотелось бы) слов о недоудачах моей попытки гекзаметроида. Обзор и общий мнениеобмен выявили в этой попытке псевдоманифестной иронической "тоскульки" по сочностям языка прозлащённого и мифологизированного века, избывших из "слабого современного языка" (к тому же - денаивофицированного) негативную ассоциативность или отсутствие оной, прорехи в слововедении и даже неприятие смешений пластов псевдоархаики с аперитивом псевдомодерна.

В качестве попытки обратной связи позволю для начала немного общих мест.
Изящная словесность эксплуатирует тревожащее совершенство необходимо несовершенного (как высказывания и "изреченной" чувствующей мысли) текста. Есть шанс, что употребление отчётливо различимых элементов лексикона различных сфер жизни или временных периодов оной, а также словоломок-неожиданностей организует претыкания, задержки чтения, и, ежели отторжение не пересилит любопытство читателя, то он становится перечитателем, угадывателем дополнительного смыслового и образного слоя текста, отягощённого (не смею сказать - обогащённого) игрой смыслами. На него и ставлю...
Ну, а технология такого употребления - вещь неразработанная, сидит на опыте ошибочных проб. Не ведаю пока, можно ли на этой тропе препятствовать возникновению ощущения переборщения при первом прочтении.


(как злоупотребивший допустимым размером, вынужден организовать последующее продолжение)
Борис_Старче  (19/07/13 15:10)    


здравствуйте, Борис:)
я Вам обязательно отвечу, но только чуть позже... сейчас не могу пока...
радости Вам:)
Лис
Алексей_Лис  (19/07/13 16:07)    


здравсвуйте, Борис:)
прошу прощения, я замотался и забыл, что я Вам не ответил...
я коротко, ладно?

но и сидел во временном отлупе от ЛитСети с формулировкой: "Your IP was temporary blocked due to high requests flow.", которую не сликом чётко понял

это бывает, юкоз временно "отключает" тех, кто открывает слишком много окон за короткое время...
мы не знаем причины оного... видимо, из соображений безопасности для сайта...

чем это сложилось в моей попытке отталкиваться прежде всего от уместности, обоснованности употребления гекзаметра как инструмента для авторских решений.

согласен, я смотрел скорее на само стихотворение, а не на соблюдение формы (исключая разговор о внутренней рифме), я же не в Жюри:)

сам запрет на концевые рифмы мне представляется не более, чем конкурсными рамками

именно так - конкурсные рамки...

Есть шанс, что употребление отчётливо различимых элементов лексикона различных сфер жизни или временных периодов оной, а также словоломок-неожиданностей организует претыкания, задержки чтения, и, ежели отторжение не пересилит любопытство читателя, то он становится перечитателем, угадывателем дополнительного смыслового и образного слоя текста, отягощённого (не смею сказать - обогащённого) игрой смыслами

я понимаю, Борис:) да, есть такой шанс... но, на мой взгляд, гораздо больше вероятность отторжения от текста, наполненного словоломками...
я же говорю... говорил - эксперименты со словами иногда удачны, но не всегда...

Не ведаю пока, можно ли на этой тропе препятствовать возникновению ощущения переборщения при первом прочтении

сложный вопрос... Вы знаете, Борис, я - человек гармонии (простите уж за громкие слова)... я считаю, что главное в стихе - именно гармония смысла, образности, выразительных средств, словотворчества... поэтому ставить лишь на одно, к примеру, на словотворчество в ущерб другому - это проигрыш...
ну, на мой взгляд... важно найти ту грань, за которой выразительные средства ещё НЕ превращают текст в набор слов или странных словосочетаний...
Алексей_Лис  (23/07/13 15:12)    


Спасибо за ответ!
Ещё раз каюсь моим вызывающим многословием. Но такое, знаю, случается не часто.

С юльнаивлучшими!,
Борис_Старче  (24/07/13 12:24)    


Поздравляю Ярославу и Максима!
И всех-всех-всех поздравляю!

(Ярослава, спасибо за ссылку - классные колобки
Murrgarita  (19/07/13 12:21)    



да не за что...
жить стало лучше, жить стало веселее...)))))))
Ярослава  (19/07/13 12:46)    


баллы и награды сделал:)
Алексей_Лис  (19/07/13 16:06)    


спасибочки Вам, Лис!
Ярослава  (19/07/13 16:20)    


Спасибо!!!)
поздравляю, Кэп!
Ярослава  (19/07/13 11:16)    


Спасибо, Ярослава!
Прими и мои поздравления тоже! biggrin
Ксенон  (19/07/13 20:52)    


Ыыыы... А я только доползла... sad Хоть почитаю smile

Поздравляю Ярославу и Ксенона, пошла знакомиться с шедеврами smile
Татьяна_Смирновская  (19/07/13 09:20)    


спасибо, Михаил:) теперь понимаю откуда имя знакомо:) да, интересные были времена:)
Алексей_Лис  (17/07/13 16:34)    

Продолжение списка комментариев: 1-10 11-20 21-30 31-32