Такой конкурс уже проводился на странице ШПМ (Графы) в феврале 2012. А сейчас мы повторяем его на Литсети:) ТАКТОВИК - стихотворный размер, в котором междуиктовые интервалы составляют 0-1-2 слога или 1-2-3 слога, или 2-3-4 слога, и т.д.
Возникли вопросы по определению. Попробуем немного пояснить:
1. Если у вас в стихотворении есть "нулевые промежутки" между иктами, то должны быть и "двойные". Т.е. от 0 до 2 слогов.
2. Если нет "нулевых", а есть "одинарные", то должны быть "тройные". Т.е. от 1 до 3 слогов (наиболее часто встречающийся вариант).
3. Если нет "нулевых" и "одинарных", а есть "двойные", то должны быть "четверные". Т.е. от 2 до 4 слогов.
и т.д.
а вообще, почитайте повнимательней
материалы для углубленного изучения (добавлено 13.03.2014)
ИКТ - сильное место (сильная доля) стопы (стиха). Обычно это слог, на которое падает ударение.
Например, слогоударная схема строки тактовика может выглядеть так:
/ – / /– – / – / – – / , или так:
– / – – – / – – / – / – – – / – , и т.п.
Тактовики не относятся к силлабо-тонической системе стихосложения, число слогов в строках четко не ограничивается, расположение ударных и безударных слогов в строках на протяжении всего стихотворения неупорядоченное.
Материал для углубленного изучения и самопроверки можно найти здесь: 1.
Теория литературы. Тактовик 2.
Тактовик (Антиквар) 3.
Тонический и силлабический стих (Тимофей Бондаренко) 4.
Тактовик (Поэтический словарь Квятковского) 5.
Конкурс «ИПЛ-9 - Тактовик» на странице ПКП (Стихи.ру) (полезно почитать рецензии и работы участников)
6.
Конкурс «ИПЛ-9 - Тактовик» на странице ШПМ (архивная копия) Образцы в стихах:
Алекс Фо. Все метры в одном флаконе Михаил Гофайзен. Поэма Пути      
Правила конкурса: 1. От одного автора принимается НЕ БОЛЕЕ ДВУХ стихотворений, соответствующих теме конкурса. Подача заявки осуществляется в виде рецензии, которая должна содержать название, ссылку и текст стихотворения, опубликованного на сайте Литсеть. Объем каждого стихотворения ограничен –
от 8 до 32 строк.
2. Ведущий имеет право отклонять стихи, не соответствующие условиям конкурса, имеющие слишком низкий художественный уровень или нарушающие правила сайта. Во всех спорных ситуациях решение принимает ведущий конкурса,
решения ведущего обжалованию не подлежат.
Внимание! Стихотворения, которые участвовали в предыдущих версиях конкурса (на страницах ПКП и ШПМ), приниматься не будут.
3. В любой момент
до начала голосования автор может заявить о замене стихотворения или о его снятии с конкурса, а также редактировать текст стихотворения на своей странице (не выходя за рамки правил конкурса).
4. Срок приёма заявок:
с 12 марта по 25 апреля включительно.
Внимание! Набор заявок может быть прекращён досрочно при получении более 20 заявок или продлен при получении менее 10 заявок.
5. Каждый конкурс ИПЛ судит команда из трех приглашенных судей, шорт-листы и комментарии которых будут опубликованы в специальной рецензии (члены жюри посылают свои результаты по почте специально выбранному представителю Коллегии ШПМ, не входящему в Жюри, все результаты будут опубликованы одномоментно). Победитель в каждом конкурсе определится только один. В случае схождения результатов у нескольких претендентов на победу жюри голосует дополнительно только по этим стихам.
6. По каждому конкурсу проводится голосование участников/читателей на приз зрительских симпатий по особым правилам.
7.
НОВЫЕ стихотворения (опубликованные
впервые после начала конкурса или написанные специально на конкурс) будут поощрены добавлением 0,5 баллов к суммарным результатам от членов жюри. Просьба к участникам:
оставляйте пометку «Новое» при подаче заявки.
     
Состав жюри этого конкурса:      
Леший (Алексей Абашин)      
Алекс Фо      
Полный состав Жюри будет добавлен позже 8. Победившее стихотворение будет размещено в данном манифесте в качестве образца, а победитель получает символический приз в размере 100 баллов. Приз в номинации зрительских симпатий обычно составляет 50 баллов.
9. Все желающие могут принимать участие в обсуждении стихов и теоретических вопросов, соблюдая корректность и вежливость в высказываниях.
Во избежание неприятностей большая просьба соблюдать
правила поведения на странице ШПМ.
     
Ведущий – Леший (Алексей Абашин)      
Соведущий: Алекс Фо
Закончился конкурс «тактовик». Эта тема оказалась для многих достаточно сложной. Заявок было мало. Выполненных заданий всего три. Но, не расстраивайтесь. Главное, вы попробовали, что это за «зверь» – тактовик. Тоника – специфическое стихосложение. Редко кому необходим такой «расшатанный» ритм. Я, например, за свою «творческую карьеру» не написал ни одного тактовика, по-моему. Не нужен он мне был пока.
В связи с тем, что написанных тактовиков оказалось мало, мы решили не проводить голосование. Всем авторам, чьи стихи были приняты, перечисляем по 100 поощрительных баллов. В качестве «образца» в данном конкурсе, единогласно с Алексом, мы выбрали стихотворение Аполло «Городу снится».
Всем авторам, спасибо за участие!
Ждём вас на новых конкурсах ШПМ.
С уважением,
Очень непростая тема, я вот так и не уложилась в положенные сроки.
Ни в коем случае на конкурс - ибо он завершён, но в качестве ВНЕ, для себя допонять:
Это тактовик?
*
- Я больше не буду писать стихов, -
Прошептала маленькая островитянка Эй-Хо,
Раскачаясь на толстых лианах для перелёта
Из плоти …
Правда не буду,
Но напоследок врифмуюсь в вуду,
И ты повсюду
Обречён отныне искать меня, коварный мой Ам-Мо,
Ушами, ноздрями, глазами,
Солить в подушку слезами
Моё неуловимое имя,
Но — мимо:
Я исчезла из зоны видимого,
И ты обезьянам моим не король, и даже не шут...
Я больше стихов не пишу.
(а вдруг всё же тактовик, чтоб я знала)))
*
Когда уезжают дети,
Ничто на свете
Кроме - не занимает: утро ли, вечер -
Мир ноябреет... ещё не расстались, а мысли - о встрече...
Поезд объявят вот-вот, и каждое слово важно,
Но слова, тревогой разлаженные,
Как ни крепись - обращаются влагой из глаз,
И так — каждый раз,
А потом досадуешь, вдруг вспоминая: вот это - забыл, и то —недосказал...
Чёртов вокзал!
Когда приезжают дети —
Радуга светит
В любую погоду нам!
Загадываем
Самое лучшее - праздник!
Хочется слушать и трогать - и несуразно
Путаются, странно трепещут слова, простые самые,
Только услышишь: «Здравствуй, мама!»
И наполняют солёным глаза...
Богов вокзал.
Примете эти стихи?
***
Жить не по лжи
Убежим
В стан василькового хлеба:
Там и земля и небо
Без горизонта — цело,
Едино!
Смело
Спрыгнем с иглы вещания
И, торсионно вращаемы,
Вы-вин-тим-ся и убежим
Жить не по лжи.
Это не тактовик. Это дольник с одним кусочком тактовика в предпоследней строке.
На протяжении всего стихотворения у вас межиктовые промежутки составляют 1-2 слога. И только в предпоследней строке есть промежуток в три слога. В начале стихотворения у меня даже появились мысли о логаэде, но это не логаэд. Понимаете, у вас получается слишком ритмически "ровно" для тактовика. Не огорчайтесь. Значит, вам тоника особо и не нужна...)))
Лошадиный сон
http://litset.ru/publ/16-1-0-7589
Предрассветный час... Все живое как будто вымерло, тишина и покой...
Кобылица Звездочка (с самым кобыльем именем) умывалась росой.
От луны, что будто бы шелковой ниткой вышита на бескрайнем холсте,
опустилась полупрозрачная нитка вышивки, протянулась вдоль стен
притворяющегося заспанным гномом домика, или наоборот -
притворился гном деревянным, забытым домиком и кого-то ждет.
От земли - тепло, как от свежего хлеба, запахи свежескошенных трав
щекотали ноздри. Накрыла тумана занавесь кудри сонных дубрав.
До рассвета - времени мало, и лошадь вспомнила недосмотренный сон -
как скакала она по небу в обнимку с облаком под серебряный звон
колокольцев. В гриву вплетались, как бусы, искорки голубых огней
и копыта к звездным мирам прикасались исподволь. Стадо лунных коней,
пролетавших мимо, ее приглашало следовать в дальний путь за собой.
Чуть помедлив, Звездочка вспомнила сено свежее и ... вернулась домой.
Вот можно хотя бы по второй строке посчитать (+ обозначу ударный слог)
(Кобылица Звездочка (с самым кобыльем именем) умывалась росой.)
--+-+--+--+-+----+--+
Четыре слога без ударения подряд и один слог без ударения в двух местах - это точно не тактовик.И на мой взгдляд, надо в этой строке в слове (кобыльем) вместо(е) писать (и).Примеры: кобылье молоко/лечение кобыльим молоком.
Вечером расскажу о своих мыслях.
В такой разбивке у вас получился стопный логаэд на основе акцентника. Но разбивка у вас искусственная. На самом деле она такая:
Предрассветный час... Всё живое как будто вымерло,
тишина и покой...
Кобылица Звёздочка (с самым кобыльим именем)
умывалась росой.
Это тоже не тактовик. Это строчный логаэд на основе дольника.
Тактовик не имеет одинаковой ритмической структуры. На протяжении всего стихотворения ритмический рисунок тактовика меняется. Могут встречаться похожие (и даже одинаковые) строки, но как исключение.
(Новое)
http://litset.ru/publ/6-1-0-9783
Сегодня вечером постараюсь ответить.
Вот состряпал...
Вынутых дней из памяти бывает жаль.
Неуды в зачётах - так о половине жизни.
На линзах,прописанных совестью,по минусу - даль.
А рядом малые плюсы тоже капризны.
Хочется конечно выменять зло на добро.
Немного ломит плечи от расценок обмена.
Умом понимаешь - наверно очень поздно,
Но по утрам выходишь принять вчерашнюю смену.
Борис.
Принято...)))
Это новое?
Да,это новое.
Ссылка http://litset.ru/publ/1-1-0-9723
(всё равно ведь не набирается пока до 10 стихов - трудная тема!)
(ну сколько не пытаюсь тактовик состряпать - акцентник получается!
Заколдованный что ли!
Задыхаюсь от чувств. В погибель лечу.
Спасенья нет. Горю, кричу.
Страдаю, борюсь сама с собой,
с глазами твоими, в которых зной.
Пламя их растапливает меня.
Не уходи - Я не боюсь огня!
Задыхаюсь от чувств.
В погибель лечу.
Спасенья нет.
Горю, кричу.
Страдаю,
борюсь сама с собой,
с глазами твоими,
в которых зной.
Пламя в которых жжет меня.
Не уходи -
Я не боюсь огня!
К сожалению, тактовик у вас не получился. У вас расстояние между сильными местами составляет 1-2 слога. И только в самом конце появляется "нулевой" интервал. Получается дольник с одной ритмической сбивкой. Кстати, разбивка лучше такая, как в этой рецензии. Но я бы сделал лесенкой:
Задыхаюсь от чувств.
...............В погибель лечу.
Спасенья нет.
...............Горю, кричу.
Страдаю,
...............борюсь сама с собой,
с глазами твоими,
...............в которых зной.
Пламя в которых жжет меня.
Не уходи -
...............Я не боюсь огня!
И ещё... В верхнем варианте вы (изменив строку) ушли в акцентник:
"плАмя Их растАпливает менЯ" (+-+-+----+)