Добрый день! Пара-тройка почти непреодолимых обстоятельств долгое время заставляли меня перенести публикацию своей «Десяточки» на более удобный срок. Если интересно, эти обстоятельства:
1. Лень.
2. Я мало кого на Литсети знаю. Ориентировался на авторов, знакомых по другим сайтам, знакомых по МПК и топовых по списку рекомендаций. Перечитал довольно много новых для меня стихов – около сотни точно. Перевспоминал еще больше.
3. Мне мало что вообще нравится из поэзии, я очень придирчивый и привередливый)) Но уж если что понравится, то...
Короче, вот: 1. Александр Коковихин
Семейный праздник http://litset.ru/publ/29-1-0-16031 Инженеру по технике безопасности
Роману Олеговичу и его жене
в честь серебряной свадьбы желают приятностей
родственники, близкие и не вполне…
Роман Олегович отпивает водочки
по чуть-чуть, чтоб не кончиться раньше, чем юбилей.
Квартира, машина, жена, две дочери,
простатит – у него всё как надо, как у людей.
Он выходит на застеклённую лоджию.
Мимо баночки пепел стряхивает наугад…
Вспоминает, что Анечку свою невозможную
мог догнать и вернуть тридцать лет назад.
Был же шанс не с любящей прожить, а с любимою.
Другую – может, короткую и беспокойную жизнь…
Но вот уже музыку кто-то включил дебильную,
которая бу-бу-бухает на все этажи.
Сейчас вернётся к гостям и станцует он,
локтями взмахивая, будто смешной пингвин.
Только супруга заметит, как горько и суетно
Роману Олеговичу, лучшему из мужчин.
Завороженно наблюдаю, как абсолютно непоэтические (на первый взгляд), тяжеловесные, неритмичные строки «Инженеру по технике безопасности // Роману Олеговичу и его жене...» выливаются в мощнейший по исполнению и воздействию текст, вызывающий даже некие бунинские аллюзии! Текст так же умело-нескладен, как и его персонаж. В нем и хорошо считывающийся романтический бэкграунд, и реалистическая ирония – по соотношению формы и содержания здесь попадание прямо в точку, творческая удача. 2. Елена Бородина
Анна Ивановна. Глаша. http://litset.ru/publ/29-1-0-23875 Бедная Анна Ивановна
(Бедная — это фамилия)
постичь не сумела главного:
каждая женщина — лилия,
даже если при галстуке
и в пиджаке на все пуговки,
и подчиненные: «Здравствуйте», -
слишком учтиво, до буковки. -
«Ан-на И-ва-нов-на», взглядами -
вниз.
До испарины, пота ли
Анна ругается — надо ли?
Надо, чтоб лучше работали!
День пережит — осилили.
В небе луна медная.
«Глупость какая — лилии», -
думает Анна.
Бедная.
* * *
Глаша лузгает семечки
словно мышка-норушка.
«Мы, — говорит — девочки!»,
только сама — старушка.
Девочки Глашу радуют:
бантик пришить к курточке,
сделать «козу рогатую» —
много ли надо дурочке.
К шее прилипло зёрнышко,
светится словно бусинка.
Ласково светит солнышко
греет коленки Бусенька.
У Елены Бородиной сложно выбрать любимое стихотворение – их много. Принципы лаконичности, точности и выразительности, которые лежат в основе большинства стихов Елены, в этом диптихе проявляются очень наглядно. Плюс, мне нравятся такие бытописания, когда они исполнены хорошо. 3. Анна Лисицина
Мюнхгаузен. Воссоединение http://litset.ru/publ/16-1-0-25944 Тихо в каминной. Мюнхгаузен разомлел.
Хочется верить в лучшее, но не верится:
самым правдивым историям на Земле
не уделяют внимания боденвердерцы!
Вне городского посредственного мирка –
в Лондоне, Петербурге, Константинополе, –
слава его изумительных дел крепка,
сам он – легенда: находчивый, умный, опытный.
За морем тужат бароны, султан, князья,
вин богдыханских напившись, кричат-аукают:
"Где ты, Мюнхгаузен, где ты?.." Но к ним нельзя –
заняты слишком своими детьми да внуками...
Утренний кофе пьют в городе ровно в семь.
Ждут фаэтоны желающих до Хольцминдена...
Вышел на площадь отчаянный домосед,
будто случайно вслух вспоминая Индию:
"Вот бы сейчас прямиком в огуречный лес,
просто кишащий львами и крокодилами!.."
Но благодарные, нужные позарез
слушатели смеются: "Уже ходили мы".
Только один приезжий лет сорока
с мальчиком лет пятнадцати, сев на корточки,
слушает, плача... И щёлкнуло старика
по лбу догадкой, точно вишнёвой косточкой...
Долгий семейный ужин. Счастливый дед,
глядя на внука в шубе, когда-то бешеной,
шутит: "А я боялся её надеть",
сыну командует: "Окна не занавешивать!"
Светится дважды изведанная луна,
лунные жители балуются мороженым.
Внук засыпает с обрывистым: "А у нас...",
Дед продолжает: "Всё будет. Поспи, хороший мой.
Вижу в тебе не рассказчика, но творца
подвигов непридуманных, неукраденных..."
И, улыбаясь, готовится лунный царь
выслать им к завтраку лучшие виноградины.
Это стихотворение одно из самых любимых со всех МПК. Импонирует начитанность автора, нетривиальность ритма и рифм, интонация, финал – короче, всё целиком. 4. Клавдия
Про кота http://litset.ru/publ/29-1-0-20560 Детей у них не было, видимо, Бог не дал,
а может, не больно хотели, хотя сначала
она колыбельку частенько во сне качала.
Потом перестала. Устала. Прошли года.
Он стал ей и мужем, и сыном, но вышел срок,
и он не проснулся обычным осенним утром.
Она на поминках не плакала почему-то.
Друзей проводила, защёлкнув дверной замок.
Отчётливо зная, что утром к нему уйдёт,
легла на кровать, примостившись привычно с края.
И вспомнила вдруг, окончательно засыпая,
что завтра голодным останется рыжий кот.
С тех пор миновало двенадцать протяжных лет.
И кот вечерами на кухне мурлыкал звонко.
Когда схоронила кота, принесла котёнка.
Зовёт его мальчиком. Гладит.
И в сердце – свет.
Про котиков и овдовевших бабушек много душевных стихов, но не все они цепляют, как зацепило это. 5. Danish
Одержимость http://litset.ru/publ/24-1-0-43537 В начале было слегка не в тему, немного нервно, и мимо рифм. Но тут проснулся твой личный демон и ты стихами заговорил.
Добавил в строки сарказма с ядом (как будто вовсе запретов нет). Легко, изящно – не ждан, не гадан – взлетел народный трибун-поэт.
Слагал катрены, почуяв силу, порок сатирой с плеча рубя, изобличая неправду с пылом, за что народ и любил тебя.
Но век поэта недолог. Вскоре кому-то ты насолить успел. Не с тем связался, не с тем поспорил, а первым лицам осточертел твой дерзкий норов: - какого хрена ты в общем хоре поёшь не в такт?! И ты в опале.
С большой арены тебя на пыльный снесли чердак.
Любитель славы, публичных казней, платить по счёту пришла пора! Теперь и сам ты – мишень сарказма, когда-то грозный боец пера. Забыт, оплёван… тоска немая - тебе в награду на склоне лет. Чужое слово теперь ломает, терзает душу и гнёт к земле: все те, кто ранее пел осанну, теперь поносят и матерят, мол, не в свои ты уселся сани, ломать систему затеял зря! А где-то слышится: «Выпей йаду!», и ты на это почти готов…
В душе отравой на дно осядут несправедливость и горечь слов.
Это стихотворение было единственным сильнейшим (имхо) конкурентом моего на одном из этапов МПК, поэтому сразу приметилось и приглянулось. Почитал другие стихи автора и могу отметить, что самые удачные из них – именно в формате А4. Стихотворение хорошо ложится на язык, по содержанию очень точное. 6. Daugava
Ночью http://litset.ru/publ/1-1-0-48340 Засыпает город. Клубится ночь.
Остывает в тарелке суп.
Он опять стоит за твоей спиной
И приказывает - рисуй!
Положи на лист золотую мглу,
Покажи, как поёт вино!
Ты подходишь к письменному столу
И вытаскиваешь блокнот.
Тишина. Беззвёздная темнота,
Вдруг - обрушивается поток!..
Он шипит тебе на ухо - нет, не так!
И сквозь зубы хрипит - не то!
Понимаешь - он от тебя ни на шаг-
Вы вдвоём. Вокруг - никого!
И ломается грифель карандаша,
И ты сразу берешь другой.
Если бы у Инги были выложены более ранние стихи – я бы выбрал другой. Но опять же, в ее стихах есть особый стиль, который трудно не узнать. Темы автор выбирает символичные, высокие, зачастую библейские, но раскрывает их в близком для нас, бытовом ключе. 7. Елена Тютина
Хрущёвский двор http://litset.ru/publ/16-1-0-42207 Хрущёвки. Август.
Зреет облако, грозится ливнем за версту.
Луна, как пуговка из войлока, пришита к звёздному холсту.
До одуренья пахнет сливами и дымом сонного костра.
Скрипят качели сиротливые в тени заросшего двора.
Подростки пыль сметают с лавочек, окурки прячут в бересклет.
На проводке танцует лампочка, треща, разбрызгивает свет.
А рядом дед, хлебнув анисовки, остекленело смотрит вдаль,
как будто важное и близкое в погасших окнах увидал.
Крадется счастье предосеннее. Горчит покой, как старый мёд.
Двор на меня глядит рассеянно, вздыхает, и
не узнаёт.
Здесь стихотворная речь отточенно плавна и музыкальна, а искусные рифмы придают чтению эстетическое наслаждение. Кроме того, очень выразительный и символичный финал. 8. midnight
Чертополошье http://litset.ru/publ/23-1-0-28847 Солёный ветер с примесью дождя
Несёт меня, как маленькую лодку,
Туда, где окна в мутное глядят,
И дом корнями тянется к болоту.
Там печка нянчит выводок мышей.
В углах ловцами снов – паучьи сети.
А кошка умерла. Ей было шесть.
Я не заметила.
Там сыпью мух заражена стена.
И потолок беленый треснул ржаво.
Тягучий ил колодезного дна
Белесый свет уже не отражает.
И этот дом, густой болотный дым.
Я буду здесь, бесплодная, пустая,
Просить дождя, его седой воды.
А больше я нигде не приживаюсь.
Но в полный рост – трава-чертополох.
Дотронешься – порежет пальцы больно.
Среди глухих, сомкнувшихся болот
Он зло и сорно вырос сам собою.
Острей огня, бессмертнее камней
Кривит цветок, ненужный и живучий.
И вот уже чертополох во мне
Расправил лист и выпустил колючки.
Подставив солнцу бледное лицо,
Вдыхаешь долго – выдохнуть не можешь.
Ведь у меня в крови бродячий сок,
И голова моя чертополошья.
Прекрасный образец символической, философской лирики – стихов, направленных внутрь себя. Но в то же время не возвышенно-аморфных (душа и всё такое), а наоборот, с исключительным вниманием к деталям, внешним и внутренним. 9. baken
Воронцовский парк http://litset.ru/publ/69-1-0-20159 На ветках снег.
Ноль градусов.
Декабрь выдался какой-то жидкий.
Гуляет в парке человек.
Висят на воздухе отдельные снежинки.
Живи и радуйся.
Да только на сугробе кто-то мусор набросал,
Бутылки из-под чешского.
А на площадке я увидел пса.
Пёс чешется.
На лапках суетлив, но глазом осторожен,
Под ёлкой воробей питается.
Прохожий - оказалось, что китаец
(я разглядел поближе к дому).
Он погулял и видел он всё то же.
Но ощутил, конечно, по-другому.
Хотел поставить сюда «Не спится», но в итоге выбрал это. Нравится ощущение такого авторского превосходства (профессионально озвученного) над стереотипными схемами речи и стихосложения, авторская вольность – отчего получается неординарное, слегка платоновское повествование. 10. Александра Одрина
Николаевка http://litset.ru/publ/24-1-0-7555 Ты иди-иди, да поглядывай,
Ты иди-иди, да посматривай:
И увидишь вдруг — сторона стоит —
Ни кола у ней, ни двора у ней,
Назови её Николаевка,
Нидвораевка назови её.
Покосилася, износилася -
Разорёна вся да порушена,
Да разграблена — не сыскать концов —
Обезлюдела, обездушила
Лихоимием, лихолетием.
Ты спроси её — Николаевку-
Нидвораевку горемышную:
«Уж не ты, не ты ль, Николаевка,
Называлась прежде Святая Русь?!
Не твои ль, скажи, добры молодцы
Богатырскою силой славились?
Не твои ль, ответь, красны девицы
Красотой своей целомудренной
Роды русичей в чистоте блюли?
А и в семьях-то было детушек —
Будто зёрнышек в тучном колосе!
Пробудись от сна, Николаевка,
Ты пошто себя разбазарила?
Синеокая, белокудрая,
Али мудрая ты лишь сказами,
Позабытыми, перепетыми
Чужеземцами на нерусский лад?
Собирай себя, Николаевка,
Не за страх греха, а по совести:
Восстанавливай право копное,
Благодетельствуй землю-матушку,
Возвращай себе славу добрую».
Обалденный образ «Николаевка-Нидвораевка», звучный и зримый! В финале настораживает некрасовский пафос, но в целом – с МПК хорошо запомнилось и полюбилось.
«Десяточка» - спецпроект ЛитО «Авто(р)портрет».
Десять произведений десяти авторов Литсети. Лишь десять от десяти. Сложный выбор.
Произведения, которые очень понравились, поразили, запомнились.
Узнать подробности о проекте (условия участия, ограничения по выбору и т. п.) можно у ведущих ЛитО «Авто(р)портрет»
(лучше всего письмом на адрес почты: alexeylis@yandex.ru или aleker@mail.ru).
Общий каталог ЛитО «Авто(р)портрет»: http://litset.ru/index/0-78
(мой опус здесь удивил, поскольку был совершенно буквальной записью без малейшего сочинительства)
Спасибочки)
Меня впервые избирают в "Десяточку", и я рада, что это - Николаевка.
Ну и "пафос" не Некрасовский - мой собственный: жизненным, а не книжным опытом спрессованный.