Азак. Резня зимы 1369-1370 гг. Часть 8. (Ленинградская 112 (2013))
«Я не знал кому был установлен этот памятник, но судя по его роже он оставил заметный след в истории моей страны» Г. Кук «Зловещие латунные тени» 783 года назад монгольское войско шло кровавым маршем по Северо-Восточной Руси. Уже пала Рязань. Вот-вот у Коломны должна была состояться решительная битва с владимирским войском. Черед Ярославля должен был прийти в феврале. Час Азака настал 650 лет назад зимой 1369/1370 г. В 2012 г. мне попала на глаза подробная публикация материалов из раскопок в Ярославле. Здесь за несколько лет было в 9 комплексах расчищено около 500 костяков. Их тоже не захоранивали несколько месяцев, а затем полуразложившиеся останки похоронили наспех в подвернувшихся углублениях, включая, колодец. Но картина событий в Ярославле была предельно определенной. Мужики в расцвете сил встретили смерть лицом к лицу с оружием в руках у городских стен. Небоеспособное население (всяких там женщин) убивали бегущими и лежащими из луков, подымая на копья детей, круша черепа булавами, нанося по нескольку ударов уже смертельно раненным людям. Убили всех. Даже молодых девушек, хотя, казалось бы, уж их-то, могли бы оставить себе. В общем, обычная картина монгольского нашествия по данным письменных источников. Здесь обычно вступают э… «политкорретные ученые»: «ну-они-же-сопротивлялись», «а-что-другие-завоеватели-лучше», «создание-империи-способствовало (росту, развитию, связам, носило культуртрегерский характер, нужное подчеркнуть). Будучи атеистом, не могу даже сказать «бог им судья». Нет, я никого не призываю каяться. Тем более, что ни один из ныне живущих народов не может претендовать на то, чтобы в полной мере считаться наследником завоевателей. Но очень странно делать национальными героями завоевателей с кругозором и мировоззрением главы дворовых гопников, криминального пахана и психически нестабильного маньяка в одном лице. Но находки в Ярославле вновь заставили задаться вопросом: «А как собственно происходила резня?». Как это было организовано? Как происходило захоронение? Почему так отлична картина находок из Ярославля и Азака? Как мне кажется, ответ на некоторые из этих вопросов был получен в ходе исследований 2013 г. на участке по улице Ленинградской 112. Госпожа Хбликян перепродала участок. Следующие застройщики, супружеская пара, выкупили два соседних участка и решили построить здесь торговый центр на всей этой площади. Поскольку они были адекватными людьми, то раскопки прошли буднично, без приключений. Находки были, в общем, довольно рядовыми, кроме двух хозяйственных ям. Они располагались всего в нескольких метрах от ямы №8 по ул. Ленинградской 114. И в этих двух ямах были найдены остатки ещё 32 человек. 9 мужчин, 6 женщин, 17 детей. Такая половозрастная структура выглядит как раз типично для городского населения абстрактного города. Но для Азака детей многовато. Всего в 2011 и 2013 гг. было найдено 75 человек минимум. В это число мы включили и разрозненные кости, найденные неподалеку от ям. Видимо то, что обронила похоронная команда. С ними были найдены даже отдельные вещи: пара бусин, пара железных пряжек, 6 медяков с изображением большеголовой собаки, отчеканенных от имени Абдаллы в 768-770 гг. хиджры (7.09.1366-5.08.1369 г.). Три из них слиплись. И в итоговых цифрах всё равно не достает взрослых мужчин и слишком много детей. Но не факт, что это все жертвы. Дело в том, что ямы с человеческими костями располагались вдоль северо-восточной границы участка, и более чем вероятно, что под самой улицей Ленинградской ещё остались такие же захоронения, и, торопясь в магазин купить компьютер азовчане ежечасно проходят над ними. Если в 2011 г. яма была буквально набита телами, то в 2013 г. в яме №2 всего пара слоев скелетов, а в большой яме №4 скелетам было и вовсе вольготно. Посмотрите, например, на погребения 15-16. Костяки вообще лежат, как положено. Им явно придали нужную позу, спустившись в яму. У них даже есть железные поясные кольца. Сохранность костяков тоже получше чем в 2011 г. Ну, то есть, тоже есть пара скелетов без ног и таза, есть отдельные фрагментированные черепа и пара ног отдельно. Но преобладают целые костяки и даже собачка с повернутой назад головой тоже в общем целая. Но два костяка привлекают особое внимание. Один здоровяк европеоид не похожий на остальных. Он то, как сюда попал? Прошел в этот день не по той улице? Или не оказал должного уважения? Второй фрагментированный череп был куда интереснее. Наконец мы нашли очень четкие следы от оружия. Темя мужика (не брутального, но мужика) было пробито булавой. На черепе даже отпечатался квадратный цоколь шипа булавы, а внутри черепной коробки были отлетевшие от удара осколки кости. Кем он был? Последним воином, пытавшимся дорого продать свою жизнь? Или просто прибитым куражащимся убийцей бедняком? Но, во всяком случае, эта находка заставила ещё раз задуматься об особенностях захоронений. Только один четкий след от оружия. В отличие от Ярославля здесь явно не было хаотичного истребления убегающих. При этом, нужно учесть, что площадь «полей смерти» Азака минимум 200-250 га. Мне сложно представить себе, что похоронные команды собирали человеческие останки с какой-то площади в одно место по некоему плану. Тем более, что вся эта территория более не заселялась. Куда вероятнее, что их сбрасывали в ближайшие ямы. Итак, перед нами следующая картина. В определенных местах мы встречаем захоронение десятков и сотен человек. В других захоронены остатки небольших групп или отдельных людей. На них почти нет следов от оружия, и среди них явно не достает мужчин. Объяснение представляется следующим. По крайней мере, часть мужчин этой группы погибла в другом месте. Женщин, детей, и тех мужчин, у которых не было оружия или которые им не воспользовались или были обезоружены, собрали группами в разных точках восточной части города и убили без спешки. От этого картина делается ещё страшнее. Бойня в Ярославле хотя бы может быть осмысленна. Воины, переполненные адреналином и опьяненные запахом крови, воспринимали бегущих русских женщин и детей, наверное, как сайгаков или зайцев и было, наверное, не как уж сложно выполнять приказ убить всех. Но ведь убитые в Азаке были вроде бы своими? И картина того, как воины методично режут глотки сотням маленьких девочек и мальчиков, говорящих на том же языке, что и они, не иноземцев, не иноверцев и не «что-там-ещё-бывало-простительно-в-средневековье» выглядит совсем уж немыслимо для современного человека. Наверное, поэтому найдется масса людей, придумывающих самые различные головоломные объяснения нашим находкам. О некоторых из этих объяснений и о наших последующих находках мы расскажем позже. У нас ещё кстати появилась возможность проверить наши предположения о организации убийств.
Азак. Резня зимы 1369-1370 гг. Часть 9. Лирическое отступление №1 Другие драмы? (Макаровского 7 (1998), Комсомольская 10 (2003), Привокзальная 12б (2008)). Лирическое отступление №2. Почему это не… Предыдущие тексты (части 1-8) о захоронениях жертв событий зимы 1369/70 г. вызвали много вопросов и комментариев. Некоторые из авторов, предлагая альтернативы, исходят из предположения, что ученый, занимающийся этой серий находок почти двадцать лет, понимает вопрос заведомо хуже человека, впервые прочитавшего о них полчаса назад, по причине того, что (они являются специалистами в других более серьёзных отраслях науки, просмотрели пару роликов на Ютубе, Фоменко, Бушков лучше знают, это бросает тень на Великую Золотоордынскую Цивилизацию, обладают житейским здравым смыслом, а ученые нет, прочее - нужное подчеркнуть) природа вселенной. Другие отрицают предложенные данные по причине того, что «ученые ничего толком не знают, а только гадают». Во многом это связано с тем, что мы вынуждены рассказывать нашу историю исходя из допущения, что читатель уже много знает о жизни Золотой Орды, и вообще обладает багажом исторических знаний. В противном случае наш рассказ нужно было бы начинать задолго до 1369 г. В связи с этим вам предлагаются два лирических отступления. Представленные в 8 предыдущих частях комплексы могут быть датированы точно и объединены в серию возникшую как результат одного события. Увы, не столь определенна ситуация с целым рядом других находок. Это связано с тем, что при отсутствии монет или неясном контексте их обнаружения точность датировки снижается. Хотя мне в ряде случаев удается по керамике датировать комплекс с точностью до 10 лет - это предел. А ведь период 1359-1395 гг. был вовсе не безоблачным в жизни Азака. Могли быть и другие погромы помимо 1369/70 и 1395 гг., просто не столь масштабные, а могло быть действительно и вовсе что то иное, скажем захоронение жертв преступлений. Хотя сказу скажем, что встречающийся в исторической литературе миф о погроме Азака в 1362 г. - это просто историографический фантом. В большой хозяйственной яме на улице Макаровского 7 были найдены скелеты 4 молодых женщин, очень разных по внешнему облику. Одна из них первоначально была даже определена как негритянка (фото). Была найдена монета, отчеканенная в начале правления Тохтамыша. Проблема только в том, что найдена она была в верхней части ямы в затечном грунте, который образовывался не один год. После совершения захоронения четырех женщин, сброшенных на груду мусора, которое в виде исключения было присыпано чистой землей, в этом районе люди больше не жили. Сколько лет дождик смывал грунт, в оставшуюся не засыпанной яму, никто не знает. В хозяйственной яме на улице Комсомольской 10 было найдено 4 скелета. лежавших компактной массой. Хотя яма была большая, и почему надо было слаживать их так непонятно. Это захоронение может быть датировано пока не точнее 3 чет. 14 в. На улице Привокзальной 12б на месте строительства торгового центра был исследован целый квартал, сгоревший и более не возродившийся в 1360-е гг. Было сожжено одновременно 4 дома. Стены одного жилища настолько прокалились в пожаре, что мы сначала решили, что это печь. Во втором жилище, который мы назвали «домом виноторговца» во время пожара перекрытия рухнули, образовав в углу карман, защитивший 4 амфоры, оставшихся целыми. Ещё три амфоры собрали по частям. Хотя конечно может быть человек просто любил выпить. Некоторые поливные чаши перекалились в огне настолько, что глазурь на них вскипела. В одном из сгоревших жилищ уже в засыпи нашли нижнюю часть человеческого скелета. В этом районе проживало население, связанное с кочевой степью. Здесь найдено, например три монгольских онгона. А одного жителя похоронили как обычного кочевника, хоть и без кургана. Это не были богачи, но и голытьбой они не были. Именно эти люди и были жертвами резни 1369/1370 гг. Увы, уточнить год, когда погиб этот квартал мы уже не сможем. В основном, по вине строителей. Глава строительной фирмы А.А. Жарко добросовестно сделал всё от него зависящее, чтобы уничтожить всю археологию. Он собственно это проделал с большим куском могильника в Танаисе. Доходило до того, что мне в буквальном смысле приходилось останавливать КАМАЗы руками. Чтобы оценить степень экстремальности ведения работ взгляните на фото - мы и экскаватор. Если мы и смогли что-то сделать, только из-за позиции администрации области и заказчика работ, который, в конце концов, вообще запретил приближаться г-ну Жарко ко мне ближе чем на 20 метров. Но, увы, аврал и качество работ трудно совместимы. Многое и в том числе монетные находки уехало в кузовах самосвалов. Если кому то покажется, что мы додумываем обстоятельства, посмотрите, на эти впечатляющие находки, которые мы вынуждены не включать в итоговую сводку комплексов зимы 1369/1370 г. именно по причине недостатка информации о них. Лирическое отступление №2. Почему массовые захоронения весны 1370 г. это не…. Не скрою, у меня уже много лет существует объяснение того, как в Азаке в 1370 г. появились массовые захоронения. Более того, у меня есть несокрушимый козырь, можно сказать джокер, подкрепляющий это объяснения. Но поскольку встретился он мне только в 2017 г., и ради того, чтобы это объяснение не выглядело навязываемым, следует рассмотреть альтернативные концепции. Как бы ни хотелось некоторым людям, история - это наука. А значит, мы должны придерживаться некоторых простых правил, присущих науке вообще. Например, «бритва Оккама» предполагает, что выдвигаемое объяснение должно содержать минимум допущений и самое простое объяснение скорее всего верно. Теория должна опираться на факты, объяснять их и не противоречить им. Ну в идеале, из этой теории можно сделать предположения, которые возможно проверить. Если теория красивая, но факты ей противоречат, то, увы, красотой придётся пожертвовать. 1. Почему массовые захоронения весны 1370 г. это не жертвы чумы. Во-первых, были сделаны анализы. Как некоторые, наверное, знают, в настоящее время генетики научились выделять фрагменты ДНК бактерий возбудителей чумы. И даже восстанавливать цепочку мутаций. Жертвы чумы середины 14 в. генетиками найдены, в том числе в Болгаре. И поскольку, сами генетики, естественно в тонкостях истории разбираться не обязаны, то мнение некоторых историков о том, что груда костей осталась после чумы, соблазнило их проверить данное предположение. Было отобрано 100 образцов. Не знаю, были ли сделаны уже все 100 анализов, дело то трудоемкое и дорогое. Но сенсация не состоялась. Чумы не нашли. Лично меня это совсем не удивило, поскольку само предположение о супер страшной чуме возникло, как попытка объяснить коллапс золотоордынских городов в 1360-1370-х годов иначе, чем результатами «замятни». Во-вторых, чума посетила Азак в 1346-1347 гг. Она оставила более чем выразительные и давно нами отмеченные следы, но они совсем иные, чем массовые захоронения. Их мы как раз не нашли. Ни к какому коллапсу города она не привела. В 1350-1360-е годы Азак очень даже бодр и свеж, хотя и с заметно сократившимся населением. В-третьих, при всей фрагментарности письменных источников, о новой вспышке чумы в крупном портовом городе итальянцы всё же сообщили бы. Да предположения о вспышке 1362 г. есть, и они подкреплены большим числом завещаний заверенных Бенедетто Бьянки. Но даже если число завещаний больше обычного (а обычное число мы в общем не знаем) и связано это с чумой, а не, допустим, с дизентерией, вспышка явно была скромной и паники не вызвала. В-четвертых, лично мне не известно ни одной эпидемической болезни, которая бы выбирала своих жертв по расовому или этническому критерию (если конечно речь не идет о популяциях, живших в условиях длительной изоляции). А ведь уже неоднократно было сказано, что некий фактор отобрал для массовых захоронений людей с примесью монголоидных черт, да ещё и щадил мужчин цветущего возраста. 2. Почему массовые захоронения весны 1370 г. это не убитые работорговцами излишки «живого товара», чтобы не падали цены. Вы удивитесь, но одно из первых предложенных объяснений было именно таким. Хотя лично мне оно никогда не казалось правдоподобным, в его пользу можно даже найти аргументы. 1. Действительно в период «замятни» число продаваемых рабов резко возросло, а цены на них упали. 2. Среди продаваемых в Азаке рабов в начале 1360-гг. действительно преобладали люди с монголоидной внешностью (более 80%). 3. Половозрастная структура продаваемых рабов была примерно такой же, как и у захороненных в братских могилах. Преобладание подростов, число взрослых мужчин меньше нормы, старшие возраста и совсем малые дети почти отсутствуют. Но это предположение не может объяснить большинство фактов. Человек его высказавший, много лет о нем не вспоминает, хотя возможно, он остался при своем мнении. Мы оставляем за скобками чудовищность самого предполагаемого решения приведшего к бойне. Во-первых, необъяснимы масштабы событий. Речь то идет о тысячах. Нам не известны рабовладельцы этого периода с таким размахом торговли. В Азаке продавали максимум сотни рабов в год. Опять-таки непонятно, откуда взялась такая масса рабов? Мы заменяем одну загадку другой. Во-вторых, почему их нужно было убивать на территории города и оставлять непогребенными? Уж заставить часть рабов закопать уже убитых можно было бы. В-третьих, если уж у вас тысячи рабов, и вы не хотите их продавать по дешевке, то очевидно у вас достаточно возможностей, чтобы организовать их использование в хозяйстве. Правда, здесь могут возразить, что для этого не было времени. Но тут мысль вообще покидает реальную почву и улетает в страну фантазий.
Азак. Резня зимы 1369-1370 гг. Часть 10. Лирическое отступление о необходимости изучать историю. Прогулка по полям смерти Азака (Октябрьская 13, Пушкина 62, Коллонтаевский 141, Привокзальная 6Б, Ленина 72, Дзержинского 29, Дзержинского 31). Лирическое отступление №2. Почему это не…
«Злодейства крупные и серьёзные нередко именуются блестящими и в качестве таковых заносятся на скрижали Истории» М.Е. Салтыков-Щедрин «Медведь на воеводстве»
Прежде чем продолжить наше странствие по полям смерти золотоордынского Азака зимы 1369-1370 гг., чтобы не отвечать отдельно каждому, сделаем некоторые пояснения в ответ на замечания наших читателей. 1. Некоторым академическим исследователям и другим читателям представляется странным язык нашего повествования. Я нахожу эту претензию забавной. Конечно, почти вся работа ученого, не важно, физик ты, биолог или историк - скучная рутина и изложение её результатов у неподготовленного читателя вызывает почти необоримую тягу уснуть. Вместе с тем, будучи кандидатом исторических наук, и таким образом представителем академической науки, не припомню, чтобы во время сдачи кандидатских экзаменов, защиты или последующего банкета я приносил клятву людям в масках в темной комнате при зажженных свечах в том, что буду писать скучно, неинтересно и непонятно для профанов. Ученый обязан писать, строго придерживаясь фактов, не фантазировать и не использовать термины, содержание которых не является четко определенным. Уснащение речи красиво и непонятно звучащими словами не делает текст научной статьей. Кроме того, такая претензия отдает рудиментами (красивое слово) первобытного магического мышления, которое предполагает, что манипуляция (ещё одно умное слово) со словами меняет смысл и течение событий. Если я знаю ваше имя, то могу причинить вам вред. Если мерзавца без малейших признаков совести или сострадания ближним назвать великим прозорливым государственным деятелем, построившим много красивых зданий, то это волшебным образом обнуляет его преступления? Поэтому я призываю академических исследователей - слезьте с пьедестала и хотя бы попытайтесь объяснить свои интересные открытия (если они у вас есть) для широких кругов образованной любознательной публики (поверьте, она достаточно многочисленна) человеческим языком. 2. Об эмоциональности и морали. Сначала попробуем ответить на вопрос - для чего существует наука история? В любой науке 99,9% всех исследований касаются вопросов узкоспециальных, и результаты этих работ часто могут быть не интересными даже самим исследователям. Среди сотен тысяч кубометров грунта перелопаченных за последние десятилетия азовскими археологами небольшая доля приносила яркие находки. Тем не менее, вся эта рутина необходима для получения полноценного знания, которое всё же имеет и вполне практическую пользу. Науки не только удовлетворяют любопытство профессионалов, они стали в руках человечества инструментом познания и изменения этого мира для того, чтобы в нём было легче, комфортнее и интереснее жить. Благодаря физике вы читаете этот текст на экране компьютера, благодаря химии потягиваете лимонад из пластиковой бутылки, а без головоломных математических теорий мы бы не имели интернета. У истории тоже есть своя функция - это коллективная память человечества. А память нужна для того, чтобы обращаясь к прошлому опыту принимать взвешенные решения, которые бы позволили не переломать ноги. Ведь только дураки учатся на своих ошибках. Желает ли человечество извлекать уроки? Это уже иная проблема. Элиты всего мира, во все времена, концентрируя в своих руках ресурсы, стремились влиять на науку ориентируясь на свои сиюминутные хотелки. Если создать арийскую физику, сталинскую ботанику или английское обоснование превосходства белого человека не получилось, то история оказывается куда более уязвимой. Каждое поколение ученых творит свою историю, учитывая вольно или невольно запросы господствующего класса. В интересах всего человечества этого не допускать и писать историю максимально близко к реальности описывающую прошлое. И в силу этого нет беспристрастных историков. В качестве примера возьмем академических российских историков. Они беспристрастно обосновали разумность празднования 750-летия создания Золотой Орды (промежуточного итога кровавого кошмара именуемого монгольским завоеванием) как великой цивилизации (поверьте, археологам об этом известно больше), которая должна способствовать и не привести и т.д. Они же, через несколько месяцев, переобувшись в воздухе, говорят о нецелесообразности празднования юбилея стояния на Угре (одной из самых бескровных побед), сыгравшего весьма значительную роль в сложении современного Российского государства, но которая может и вообще огорчает. Казалось бы, они должны были сказать или празднуем оба юбилея или не празднуем никакой. Но нет. Осознанно или неосознанно эти люди выполняют заказ определенных региональных и национальных элит на конструировании нужных мифов (при том, что обоснованность претензий этих элит на наследие Золотой Орды вообще сомнительна). В перспективе эти мифы могут принести России большие проблемы, но кто думает на 50 лет вперед? Уж точно не политики. Любой историк, если он не пишет статью о каких-то бесконечных частностях, так или иначе, дает оценку тем или иным событиям прошлого, хотя бы и завуалированную даже для него самого. Единственно, чего общество должно ожидать и требовать от историка, так это отстраненности от личных пристрастий и точности в анализе фактов. О морали в истории мы ещё поговорим в следующих частях, а пока продолжим наши странствования по полям смерти 1369-1370 гг. И для нашего удобства прилагаем карту. Имейте только в виду, что проведенные на ней границы получены в результате точечных исследований в пределах застройки современного города, и точность их плюс минус 100-200 м. Да и в реальной жизни границы центра города не были проведены по ниточке. На улицах Октябрьской 13 и Гоголя 36 был обнаружен оборонительный ров. Его прослеженные размеры 3 м в глубину и 8 м в ширину. Если учесть мощность погребенной почвы и оплывание краёв, то глубина рва составляла не менее 3,5 м при той же ширине в 8 м. На Гоголя даже были зафиксированы остатки вала. Это, вероятно, самые масштабные укрепления, зафиксированные в золотоордынских городах. Мы не знаем, были ли завершены работы, но замысел впечатляет. Планировалось создание крепости в несколько сотен гектаров, которая должна была защищать если и не весь город, то, по крайней мере, большую его часть с наиболее плотной застройкой. Точное время его сооружения нам не известно. Находки из заполнения позволяют датировать его 3 четвертью 14 в. Но горожанам это не помогло. Укрепления, как это было прослежено на улице Гоголя, были срыты ещё в 14 веке. А на улице Октябрьской 13 во рву был найден череп молодого мужчины без нижней челюсти. На улице Пушкина 62 в 2009 году костяк женщины 25-30 лет, над которым основательно потрудились трупоеды, был найден в траншее ограждавшей одно из городских кладбищ. К сожалению, для нас, здесь, на самой границе города, никто не терял монеты, и датировка этого комплекса может быть только примерной. Поскольку скелет был найден в углу раскопа, возможно, всего в нескольких метрах расположено ещё много человеческих останков, о чем мы можем никогда не узнать. В 2011 году, помимо участка на ул. Ленинградской 114, на самой границе жилой застройки города, было обнаружено ещё два захоронения. В полах большого земляночного жилища по переулку Коллонтаевскому 141а был обнаружен сильно потревоженный костяк молодого мужчины, руки которого трупоеды утащили. Здесь нам посчастливилось найти монету всё того же типа с большеголовой собакой, отчеканенную в последние годы правления хана Абдаллы. На улице Привокзальной 6б в хозяйственной яме был расчищен целый скелет молодой женщины, лежавший в очень причудливой позе под карнизом. Это оставляет широкое поле для фантазий. Но над ней был найден фрагментированный череп. В обоих случаях перед нами может быть только краешек большого захоронения. Особенно обидно это в случае с переулком Коллонтаевским. Мало того, что в пределы раскопа попала только небольшая часть большого жилища. Значительная часть комплекса была уничтожена экскаватором г-на Бессмертного, посчитавшего, что такому крупному бизнесмену соблюдать законы несолидно. В этом же 2011 году еще один фрагментированный череп мужчины зрелого по меркам средневековья возраста (35-40 лет) был обнаружен в хозяйственной яме на раскопе по улице Ленина 72 рядом с крупной улицей, шедшей с окраины в центр и параллельной улице обнаруженной на участке по ул. Мира 45 в 2007 г., о которой мы писали в 1 части. В 2013 и 2014 годах, поблизости от оборонительного рва на улице Октябрьской, на улице Дзержинского 29 и 31 в двух ямах расположенных буквально в десятке метров друг от друга было обнаружено ещё два захоронения. На улице Дзержинского 29 в яме 12 лежал компактной массой причудливо фрагментированный скелет. Если верхняя часть костяка сохранилась удивительно хорошо, то низ оказался сильно обглодан. В яме 11 по улице Дзержинского 31 сверху лежали черепа двух женщин, один из которых был сильно обглодан. А ниже лежал скелет женщины 25-35 лет очень даже хорошей сохранности. Эти находки расположены на одной линии между захоронениями на Петровской площади 12 и Дзержинского 49, которые хорошо датированы. По теории вероятности и сохранности находок следовало бы датировать их также 1369/70 г. Увы, есть одно но. Яма из раскопа по Дзержинского 29 монет не содержала. А в яме по Дзержинского 31 монеты две. Одна из них отчеканена при Абдаллахе, а вот вторая уже при Тохтамыше. К сожалению, монеты были найдены уже при переборке отвалов из ямы, поэтому однозначно ни подтвердить, ни опровергнуть дату 1369/70 гг. увы, невозможно, хотя она и выглядит куда предпочтительнее. Как вы видите кровавое пятно зоны распространения находок жертв 1369/70 г. на карте Азака расползается с каждой новой находкой. Это ещё не всё. А мы пока вновь перейдем к Лирическому отступлению №2. Почему это не… И попытаемся объяснить от противного кто же виновник этих событий. 3. Почему массовые захоронения весны 1370 г. это не жертвы голода. Следует сказать, что подобное предположение было озвучено только парой краеведов и просто любопытствующих и всерьёз никем из профессионалов кажется, не высказывалось. При этом, проверить такое предположение антропологи не смогут. Смерть от голода не оставляет следов на скелете. И потому, для кого-то, эта версия может показаться привлекательной. Первая сложность, с которой сталкивается эта гипотеза - это выборочность жертв. Почему большинство найденных людей имели примесь монголоидности? Можно конечно высказать допущение, что это не горожане, а пришедшие в город в поисках спасения от голода кочевники. Действительно, если кочевники даже в период расцвета Золотой Орды объясняли иностранцу, что они продают своих детей в рабство чтобы спастись от голода, то в период замятни, когда система перекочевок должна была прийти в расстройство, голодовки среди кочевников должны были бы участиться. Действительно пара морозных и многоснежных зим может поставить массу людей на грань голодной смерти. Но такое предположение только увеличивает число вопросов без ответа. Куда делись горожане выходцы из степи? Где захоронения части мужчин и лиц старшего возраста? Почему власть, для которой кочевники были вооруженной опорой, особенно в условиях затяжной смуты не предприняла мер к их спасению? Ведь вокруг Азака были десятки деревень, и как то решить проблему было можно. Почему так странно сгруппированы жертвы? Они собирались умирать в одно место? Неужели горожане, пусть все они были поголовно крайне черствыми людьми, не разобрали бы подростков и молодых женщин себе, хотя бы в качестве рабов? И наконец, почему это событие совпало со сменой марионеточного хана у Мамая? Почему умерших не хоронили сразу? Можно, наверное, сформулировать ещё массу вопросов без ответов, но лично мне кажется, что версия с голодовкой весьма и весьма фантастична. 4. Почему массовые захоронения весны 1370 г. это не жертвы итальянцев, пытавшихся захватить (захвативших) Азак. Первая моя реакция на подобное предположение была - «Чё??!!!»). Но затем я вспомнил, что в статье в академическом сборнике, изданном уже в 21 веке, всерьёз говорилось о том, что Тимур освободил мусульман Азака от генуэзского порабощения. А один из специалистов, в комментариях к одной из предыдущих частей, предположил, что эти обстоятельства объясняются длительной осадой города (?!?!). И я осознал, что фрагментация тем научного изучения уже привела к тому, что немалое число профессиональных историков понятия не имеет, чем занимаются их, так сказать, смежники и что говорят другие категории источников по другим хронологическим периодам. И поэтому данное предположение тоже нужно рассмотреть. Действительно, генуэзцы пытались поставить под свой контроль все порты в Северном Причерноморье. А смута в Золотой Орде облегчала им эту задачу. Так в 1365 г. в результате десантной операции они захватили Судак. Ко времени правления Тохтамыша в их руках было уже всё побережье Крыма от Балаклавы до Керчи. Плюс опорные пункты на Тамани и в низовьях Днепра. А венецианцы очень и очень хотели укрепиться хоть где-нибудь. Но всё же опровергнуть предположение о подобном демарше итальянцев в Тане (Азаке) несложно. Во-первых, Тана это не какая-то южнобережная Ялита. При всей фрагментарности наших источников сообщения о ней в генуэзских и венецианских документах этого периода весьма регулярны. Вспомним, что одной из причин Кьоджийской войны (1378-1381 гг.) между венецианцами и генуэзцами был именно всё тот же вопрос о плавании в Тану. И если бы виновник промолчал, то об этом бы было упомянуто в документах соперника, даже если это была бы только попытка. Но даже если предположить, что в 1370 г. правительства Генуи и Венеции составили заговор и вымарали все упоминания об этой попытке, а Мамай настолько нуждался в торговле с ними, что посмотрев на горы трупов своих соплеменников, сказал: «ладно, забудем, но с вас бутылка», то остаются ещё так сказать «технические вопросы». Посмотрите на карту. Небольшие по площади итальянские кварталы примыкают к большому и всё еще многолюдному городу. И что? Несколько сотен итальянцев (купцов, ремесленников, матросов) пусть вооруженных, но всё же не самураев, прокатились по всему городу и на окраине поубивали женщин и детей с раскосыми глазами? А как же следы боёв? А где скелеты мужчин с примесью монголоидности убитых в бою? Черт, да в городе жило ещё несколько тысяч мужиков различных национальностей с горячей кровью, многие из которых имели оружие. Они что, просто сидели в ожидании того, кто победит? И почему собственно не погребали убитых? Что неужели генуэзцы и венецианцы, норовившие сто лет пырнуть друг друга ножом в спину, смогли договориться о совместном предприятии? И наконец, вишенкой на торте, вопрос о том, зачем всё это итальянцам? Не забывайте, что условия Крыма специфичны. Там в горах и на побережье можно было сидеть в крепостях. Рассчитывать, что захватив Азак его можно удержать, а после массовой резни торговля со степью будет продолжаться, итальянцы не могли. Ну не были они идиотами. Так, что всерьёз предположение о геноциде устроенном итальянцами в восточных районах Азака говорить нельзя. О других предположениях и последующих находках мы расскажем далее.
Азак. Резня зимы 1369-1370 гг. Часть 11. Смерть была не только на востоке (Севастопольская 20 (2015)). Лирическое отступление №2. Почему это не… и когда же произошла резня?
Мне хотелось поговорить о морали и истории, но боюсь, это займет много места. Отложим пока. Всё же не могу не сказать, что у зла есть разные уровни, но если человек не видит разницы между алкашиком, пырнувшим по пьяни собутыльника и человеком, который за обедом дает приказ на уничтожение тысяч людей, которые не в состоянии дать отпор, то нет смысла говорить с ним об этике. Вероятно, именно наличие таких людей приводит к тому, что общество вешает слабовольного человечка, убившего ради наследства дядю, или ревнивца придушившего жену, а человек организовавший убийство многих тысяч становится губернатором, князем или даже святым. И ведь что характерно, всегда найдутся историки, которые скажут, что этот человек много сделал для цивилизации, что людишки эти были лишние и вообще «а у вас негров линчуют, а у нас государь батюшка пирамиду построил, ну и что, что из черепов, а ещё у него вещи были очень красивые». И ведь даже не скажешь, что делают это корысти ради или наоборот. Несмотря на все предыдущие находки, вновь обнаруженный комплекс, связанный с резней зимы 1369/1370 г., стал неожиданностью. Причина нашего удивления была в том, что он встретился в противоположной части города на раскопе по улице Севастопольской, 20. Это участок поблизости от западного района, который к тому времени (1369 г.) уже был полузаброшен, фактически на западной окраине города (см. карту). Этому объекту принадлежит и ещё один рекорд. Человеческие останки были найдены в 7 ямах и металлургической мастерской. Они располагались неподалеку друг от друга. В одних были фрагменты только одного скелета, в других по полтора десятка. В больших захоронениях уже находили скелеты собак, но здесь их было аж 5, причем как целых, так и фрагментированных. Любопытно то, что были использованы, по-видимому, все ямы, которые в это время имелись на некоей площадке. Если в яме №5 кости были сброшены на дно ещё использовавшейся до этого погреба, то яма №12 была забросана мусором почти до самого верха. Ну а в металлургической мастерской на редкость хорошо сохранившийся череп был сброшен во вспомогательную яму рядом с горном (возможно металлургическую мастерскую и забросили после резни? (Уж больно хорошо она сохранилась). Во всем остальном при исследовании этого побоища возникало чувство дежавю. Всё те же вперемешку лежащие целые скелеты и фрагменты их. Вот скелет с отлично сохранившимися ступнями, но без одной руки, вот второй без нижней части ног. Тут же черепа взрослых без лицевой части и неплохо сохранившиеся скелеты детей. Всего было встречено около 78 костяков (возможно уточнение). Из них 21 мужчина, 28 женщин, 21 ребенок. Опять недостаток мужчин, хотя и не столь большой как в восточной части города. Но антропологический тип пока не определен, (Е.Ф. Батиевой приходится определять до 500 костяков из раскопок Азака ежегодно). Учитывая, что ямы с человеческими остатками образовывали некий полукруг, а вторая часть круга осталась за пределами раскопа, можно смело утверждать, что мы исследовали только часть захоронения, и число жертв было значительно больше. Лишь в двух ямах были найдены монеты, но это были всё те же медные пулы с изображением большеголовой собаки и именем Абдаллы. Эта находка также позволяет связать с событиями зимы 1369/70 г. ранее упомянутое захоронение на улице Макаровского 7. Следовательно, резня происходила не только в юго-восточной части города, но и на западной окраине. Правда пока не ясно, убивали здесь всё тех же или здесь убивали другую группу населения. Не менее важно то, что эта находка подтвердила сделанные ранее предположения о том, что перед убийствами людей собирали в большие группы и убивали на небольшой территории, а похоронные команды весной просто сбрасывали сохранившиеся найденные человеческие остатки в ближайшие ямы. В данном случае могильщики не утруждались видимо переносом трупов на расстояние более нескольких метров, а не сложили их, скажем, во вместительную и пустую в это время яму №5. И какую роль во всем этом играли собаки? Если это падальщики то уж больно их много. 4. Почему массовые захоронения весны 1370 г. это не жертвы набега устроенного противниками Мамая? Поскольку мы уже исключили эпидемию и голод, то все остальные варианты связаны именно с убийствами. Остался только вопрос - кто? Напомним, что следы оружия зафиксированы всего в двух случаях. Череп мужчины пробит булавой, а на одной челюсти в месте начала восходящей ветви фиксировался надрез нанесенный изнутри. Но поскольку убийства происходили без спешки, то у убийц не было необходимости тупить оружие о кости. Надрез на челюсти напомнил способ, которым усташи во время войны убивали сербов. Чтобы не уставать и ускорить свой палаческий труд они резали горла специальными ножами - сербосеками. Один из них, в соревновании, якобы убил за день 1300 человек, а второй всего то 400. Надеюсь это просто пьяная похвальба подонков, но подобный способ убийства не оставит таких ярких следов как саблей по черепу. А антрополог отсматривала следы именно макроповреждений. Для поиска тоненьких надрезок на скелетах, которые несколько месяцев обгладывали трупоеды (следы их зубов хорошо заметны) нужна отдельная тщательная экспертиза. Отсеяв некоторые наименее вероятные предположения, подробно рассмотрим наиболее сильную альтернативу нашего объяснения. А именно, что погром города устроил некий противник Мамая. Назовем его откуда-то-тамский Нехай. В основном эту версию поддерживают нумизматы. По их соображениям, основанным на анализе числа монет с различными датами чеканки, после 1365 г. в Азаке начался, назовем его резкий экономический упадок, а он то, вероятно, и был следствием резни. На этом они, правда, не успокаиваются и говорят об одномоментном (в течение одного года) погроме всех золотоордынских городов. Действительно, примерно в это время на несколько лет прекращается чеканка датированных монет на всей территории государства. Но, даже если бы у какого-то ээ… великого политика родился подобный замысел, его сложно реализовать в реальной жизни. Действительно, все крупные и не очень крупные города Золотой Орды в период смуты подвергались страшным опустошениям и к 1381 г. дышали на ладан. Но это не могло быть совершено одновременно. Человек, у которого бы хватило сил в течение года разгромить все города Золотой Орды, просто не нуждался бы в этом, и спокойно бы правил страной. Ясно, что виновники были разные. Мамай не был каким-то уж воплощением вселенского зла. Действительно нумизматика мощный инструмент и в истории есть примеры того, как история целых государств восстанавливалась почти исключительно на изучении монет. В случае с Золотой Ордой изучение нумизматики действительно наиболее очевидный способ выяснить хронологию правления ханов. Но в данном случае есть но, и даже не одно. И здесь мы вынуждены сделать обширный экскурс для наших читателей, чьи жизненные увлечения далеки от золотоордынской нумизматики и от изучения истории в целом, с целью объяснить подводные камни объяснения предложенного нумизматами и вообще понять работу историков. Неделя знакомства с письменными источниками позволит любому думающему читателю понять, что получить сколь-нибудь полную и ясную картину того, что происходило в Золотой Орде в 1359-1381 гг. невозможно. Но ведь хочется. Историки тоже ведь люди и хотят иметь полное понимание. И происходит то, что можно назвать перенапряжением источников. Из отдельных фрагментов ткани при помощи длинных нитей восстанавливают величественное полотно. Или, если хотите, пытаются найти все ключи под немногими фонарями в большом тёмном парке. Недостаток этих величественных набросков в невозможности их проверки, в возможности набросать ещё десяток альтернативных очерков Смуты и том, что очень многое представляет собой просто многоэтажные предположения. Так что не воспринимайте их слишком всерьёз, включая итоговый список ханов Заволжской Орды. Так было очень долго. Но вот, за последние два с небольшим десятилетия, после того, как металлоискатели стали продавать в каждом хозмаге на рынок хлынул поток золотоордынских монет. Мародерами добыты сотни тысяч, если не миллионы монет. Десятки, сотни новых типов монет. Море разливанное экземпляров ранее известных типов. Статистика, вес, возможность поштемпельного анализа. И вот десятки любознательных и трудолюбивых любителей и ряд старых зубров отважно ринулись изучать это море. И это родило в них иллюзию возможности восстановить историю Золотой Орды просто путем анализа монет. Это конечно невозможно. Один из знающих современных нумизматов Петров предостерегал коллег от излишней самоуверенности, но мне кажется, услышан не был. Первая проблема в том, что вращающиеся на полулегальном рынке монеты оказались, лишены археологического контекста. К сожалению, невнимание к этому контексту обычно для всей нумизматики, но на нумизматику Золотой Орды это оказывает наиболее негативное влияние. Потому, что второй её проблемой является особенности чеканки монет в Золотой Орде. До этого население Восточной Европы очень долго не использовало монеты. А теперь их стало так много. Но большая-то часть жителей городов и весей Золотой Орды была неграмотной, включая и ремесленников. И небрежность в чеканке монеты впечатляет. Надписи часто начертаны предельно грубо. Чтение легенд часто становится разгадыванием ребусов. На них могут не ставить год чеканки, имя правителя, место чеканки, а иногда вообще ничего не написать. И вот вам монета с двумя цветочками на обеих сторонах. А ещё, часто на кружок попадает часть легенды причем всё время одна и та же часть. Даты нередко пишут с ошибками даже в сотнях. Но даже если дата написана правильно, что она обозначает? Примерно половина монет находимых в Азаке имеют дату 737 год хиджры и отчеканены в Сарае. Что, чиновнику пришло в голову начеканить гору монет, и он провел мобилизацию всех ремесленников? А через год, завалив этими монетами всю страну, он сказал: «Шабаш!»? А есть ещё монеты с датой 753 год поверх которой был оттиснут штемпель с 751 годом. Так что на медных монетах, которые составляют 99% всех находок в крупных городах в лучшем случае стоит год начала чеканки некоего нового типа, который выпускался ряд лет. Например, монеты с 737 годом выпускались, скорее всего, до самой смерти хана Узбека в 1342 г. Ну вот просто никого особенно не интересовало какой это там год стоит на медяке. Многих проблем в исследованиях можно было бы избежать, если бы исследователи учитывали данные смежников. Все вроде бы заканчивали истфак и должны бы помнить, что необходимо сопоставлять данные различных категорий источников. Но так почему-то не происходит. У нумизматов свой глобус, у медиевистов свой глобус, у археологов третий. И если археологи, изучающие Золотую Орду, волей неволей используют данные смежников, то с нумизматами всё особенно печально. Они археологический контекст отвергают принципиально. На нашу юбилейную конференцию в 2019 году не приехал ни один нумизмат и не один медиевист, хотя отдельные предварительные заявки от них поступали. В случае с Азаком 1360-х годов ситуация почти идеальная, насколько это вообще возможно для исследователей Золотой Орды. Есть достаточно большое число письменных свидетельств, много монет, и к тому же он наиболее полно изучен с точки зрения археологии среди всех городов Золотой Орды. Начнем мы сразу с джокера. Ещё в 2002 г. коллеги археологи и просто любознательные слушатели спрашивали: «Неужели в письменных источниках не осталось сведений о такой бойне?». В самом деле, Азак был, так сказать, морскими воротами Золотой Орды, и письменными источниками он обеспечен больше, чем скажем, Болгар или Укек. Но я твердо и печально отвечал, что таких сведений нет. Хотя давайте подумаем. В городе существовало аж две итальянских торговых фактории с сотнями купцов, моряков, ремесленников, даже нотариев и врачей. Правительства обеих республик были не чужды бюрократии. Тут поблизости от их домов проливается море крови. Ну не их крови, но брызги то долетали. И что никаких следов на бумаге? Ну, если нет прямых указаний, то может быть есть так сказать косвенные отсылки? Такой очевидный ход мыслей. Увы. Я оказался не такой умный, и эти рассуждения приходят мне в голову только сейчас. Набрел я на это ключевое свидетельство случайно, перечитывая статью М.М. Ковалевского при подготовке к созданию научно-популярного ролика. Это решение сената Венеции от 9 июля 1370 г. в котором говорится о необходимости: 1) привести в порядок укрепления Таны, 2) посылки туда оружия и 3) нанять хорошего переводчика для нового консула. Ему (переводчику, если он будет хорош) прижимистый Сенат Венеции был согласен платить в год 30 и даже 36 сомов (6-7 кг серебра). Ради интереса поищите, сколько Сенат был готов платить тому или иному должностному лицу. Чтобы понять смысл этого сообщения нужно знать, что это вообще первое внятное упоминание укреплений венецианской Таны. То есть вот даже после кризиса Таны с погромом итальянских кварталов в 1343 г. ни гугу, а тут вот вдруг вспомнили. В следующий раз сенат Венеции вспомнит о укреплениях после того как Тимур сожжет Азак (Тану) в 1395 г. И на протяжении следующих 70 лет, почти до самого захвата Таны турками после каждого набега татар, сенат Венеции будет принимать постановления о том чтобы построить, укрепить, отремонтировать, возвести, отправить оружие и воинов. Но судя по регулярности этих постановлений особой боеспособности укрепления венецианского замка не имели. Причина такого удивительного положения перед лицом очевидной и постоянной угрозы банальна. Нехватка денег. Сенат, говоря о важности Таны предпочитал, чтобы укрепления строились на деньги торговцев Таны. А торговцы Таны вероятно каждый раз надеялись, что лично их пронесет, и поэтому раскошеливаться не торопились. Некоторые историки медиевисты поспешили заявить, что Сенат, конечно, опасался предательского нападения генуэзцев. Как говорится «Страшнее кошки зверя нет». Нет, конечно, отношения Генуи и Венеции были всегда напряженными и в том числе в Тане (Азаке). Всего через несколько лет начнется Кьоджийская война (1378-1381 гг.). Но почему о мерах по обороне Таны говорится именно в 1370 г.? В 1362 г. Сенат в ответ на безобразия генуэзцев в Черном море решает отправить посла и передать Генуи своё «фи», а тут прям деньги решили вложить. И особенно меня смущает в данном мнении медиевиста неясность, как именно в обороне от грозных генуэзцев должен был помочь высокооплачиваемый переводчик (не забудем, что любой венецианский купец, живший в Тане должен был бы знать пару сотен слов и фраз на татарском). Может генуэзцы во время штурма собирались кричать по татарски? Или использовать татарских наёмников? Или наёмников должны были найти венецианцы? Примем во внимание следующие обстоятельства. 1. Решение об укреплении Таны, включавшее в себя наём переводчика, принимается в последний момент. Примерно в это время галеи и отплывали в Тану. Обычно решения о том, как именно будет организовано плавание и вообще касающиеся Таны принимались до конца мая. 2. В 1363 г. Сенат посчитал излишними траты на постройку караван-сарая в Тане. 3. В 1368 г. консулу Таны было велено отправить в Трапезунд и Негропонт 500 сомов (100 кг серебра) для ремонта венецианских укреплений в них. Потом 100 сомов Тане скостили. 4. В 1369 г. к Мамаю направляют посла клянчить снижения торговых пошлин. Остальные решения рутина. В общем о безопасности Таны никто не беспокоится. И вот в последний момент перед отплытием каравана Сенат Венеции решают потратиться на защиту Таны, в чем должен помочь хороший переводчик. Наверное, у венецианцев память была лучше, чем у золотых рыбок, и они помнили об убытках, понесенных в сентябре 1343 г. во время нападения татар на Тану. Получив некие известия о событиях в Тане, которые венецианцев вообще-то не касались, осторожные торговцы решили перестраховаться. И вот от разгрома фактории в ходе неожиданного нападения одного из противоборствующих татарских правителей хороший переводчик очень даже мог помочь. Ради предотвращения убытков в 100-200 тысяч дукатов (350-700 кг золота) заплатить лишний килограмм золота было уже не жалко.