Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Об авторах и читателях |
Метро в поэзии: от Мандельштама до Седаковой Автор: Олег Лекманов |
Как известно, первая линия метро в Москве (и в Советском Союзе) открылась 15 мая 1935 года, и это была линия от «Сокольников» до «Парка культуры». Это отразилось в знаменитой финальной строке «Песни старого извозчика» на музыку Никиты Богословского и слова Ярослава Родионова, исполнявшейся Леонидом Утесовым:
Я думаю, вы все увидели, что «метро» в этой песне мужского рода — для нас не очень привычного. Соответственно, метро полноценно вошло в русскую поэзию в сравнительно поздний период ее развития, хотя отдельные описания европейских метро, главным образом парижского, встречались у поэтов и раньше. Одним из первых был многолетний житель Парижа Илья Эренбург, включивший в свою книгу стихов 1913 года стихотворение под названием «Метрополитен»:
Спустя пятьдесят два года Эренбург вернулся к теме метро, но главное внимание уделил тогдашней относительной новинке — телевизору:
Однако и метро вместе с повсеместным электричеством попало в перечень новых, характерных именно для советской эпохи примет. Но обращаю ваше внимание на это «уж нет Его Величества», что ясно говорит о том, что речь идет о советском времени. В сегодняшней лекции я — отчасти в подражание Роману Давидовичу Тименчику, который рассмотрел, как в русскую поэзию вошли телефон, трамвай и кинематограф, — попробую показать, как советская, а потом и постсоветская поэзия осваивала и освоила новое явление в жизни советского человека — метро, какие технические и визуальные особенности метрополитена поэзия училась обыгрывать и использовать в качестве метафор. При этом мой рассказ не будет, за несколькими исключениями, выстроен в хронологии поэтических текстов — каждый пункт я проиллюстрирую примерами из стихотворений разных лет. Начну все же с исключения и приведу пример из стихотворения, в котором метро используется в качестве метонимии Москвы, поскольку в течение долгого времени метрополитен в Советском Союзе существовал только там (ленинградское метро было открыто лишь 15 ноября 1955 года). Больше чем за 20 лет до этого и накануне открытия Московского метрополитена, в апреле 1935 года, сосланный в Воронеж Мандельштам тосковал о далекой Москве:
А в воронежской рецензии 1935 года Мандельштам обыгрывает то обстоятельство, что метро находится под землей — отсюда у него возникает образ подземной сказочной пещеры, а затем древнего пространства, которое осваивают новые, советские люди. Цитата будет большая, но, мне кажется, очень эффектная:
Пусть вас не удивляет эта советская образность — дело в том, что Мандельштам в это время ощущал себя поэтом, который должен возвратиться в советскую поэзию. Далее мы увидим, что целый ряд ходов, сделанных в этой мандельштамовской рецензии, будет независимо от него сделан и авторами стихотворений о советском метро. Ну, начнем с мрачных образов, потому что вот эта метафора мандельштамовская — метро как подземное царство — довольно легко превращается в метро как ад. Вот, например, Семен Кирсанов, который был одним из чемпионов по освоению метро (он написал сразу несколько стихотворений о нем), который в поэме «Эдем» 1945 года (понятно, что оно связано с войной) пишет так:
А вот — и тоже дантовской аллюзией — поэт Сергей Петров в стихотворении 1966 года:
И тоже с дантовской аллюзией — в позднейшем стихотворении поэта Юрия Арабова:
Этот образ подземного царства, ада закономерно влек за собой еще одну метафору — метро как царство мертвых. Вот, например, что пишет Сергей Гандлевский в 1984 году:
Или в поэме соратника Гандлевского Тимура Кибирова «Возвращение из Шильково в Коньково» (1993–1996):
Попутно обратим внимание: у Кибирова, коллекционера примет современности — его стихи просто напиханы образами из современности, — упоминаются две приметы метро. Во-первых, это жетон вместо традиционного в советское время пятака, а во-вторых, это «cовершаем переход на оранжевую» — то есть речь идет об оранжевом цвете на схеме метро Калужско-Рижской линии в Москве. Можем, между прочим, предположить, откуда Кибиров переходит на оранжевую: если он едет на электричке из Шильково, значит, он приезжает на Казанский вокзал и переходит, скорее всего, с красной ветки. Интересно, что до пятака — об этом сейчас, наверное, мало кто помнит — существовали билетики в метро, и они были описаны в ностальгическом стихотворении Валентина Берестова «Билет метро». Это стихотворение рассказывает о более раннем времени, но впервые опубликовано оно было в 1969 году.
Обратим внимание, что в этом стихотворении то же самое подземное царство предстает подземным дворцом. О таком обыгрывании подземного положения метро мы еще будем говорить. Приведем и обратный и, как мне кажется, забавный пример, когда не метро сопоставляется с подземным царством, а подземное царство, наоборот, иронически сопоставляется с метро: у Александра Твардовского в поэме «Теркин на том свете» (1944–1954):
Советскому поэту Твардовскому нужно подчеркнуть, что тот свет не так прекрасен, как советское же метро, в нем чуть пониже своды, чем в метро. Если даже впрямую метро не сопоставляется с адом или со страшным подземным царством, то зловещие обертоны при развитии темы метро довольно часто возникали в поэзии, особенно у поэтов так называемых неофициальных, то есть тех, которые мало печатались в советских журналах, даже в прогрессивной «Юности». Вот, например, стихотворение Леонида Черткова 1954 года:
Пустые ноги убийцы органично у Черткова соединяются с полутемными арками пустого же метро. Или вот стихотворение Виктора Сосноры 1973 года, где обыгрывается сходство надземного вестибюля метро с надгробным памятником на кладбище:
Или стихотворение Александра Сопровского 1984 года, периода позднего застоя, когда таким поэтам, как Сопровский, уже страшно надоело все советское, все официозное, и поэтому метро у него соединяется с советскими газетами:
Или сравнительно поздний вариант — Александр Еременко, стихотворение конца 1980-х годов:
Мы видим, как здесь скоплены страшные образы — астма, бетон, который явно является отрицательной характеристикой, и вдобавок завершает это все «зловещее горло метро». В некоторых стихотворениях, например у Игоря Холина, тоже неофициального поэта, метро становится местом потенциального самоубийства:
Но, разумеется, в поэзии, и не только в официозной, но и в стихах поэтов, скажем так, более мягко относившихся к тому, что происходило вокруг них в советское время, было и иное восприятие метро. Например, обыгрывались открытые станции, которые далеко не сразу появились в Московском метрополитене. Вот, например, стихотворение Давида Самойлова 1966 года:
И гораздо чаще метро представало таким изукрашенным подземным царством. Начнем с примера из стихотворения Даниила Андреева 1950 года:
Пожалуй, самым главным атрибутом метро как подземного царства стало то, что было намечено уже в рецензии Мандельштама. С одной стороны, метро под землей и оно должно быть темным, но это подземное царство залито светом. Можно начать с парадоксального примера — свет есть, но это свет мертвый. Это стихотворение Олега Юрьева «Метро» 2011 года:
В качестве переходного можно вспомнить стихотворение Бориса Пастернака. Оно военное, было написано в 1941 году, и в нем мы встречаемся с трагическим контрастом: свет в метро (метро все-таки освещалось) — и тьма на московской улице, которая была затемнена от налетов нацистских бомбардировщиков:
То есть выходили в темноту, непривычную темноту московских улиц. Гораздо чаще, впрочем, это описание света, заливающего московского метро, встречается в стихотворениях поэтов советских с позитивной окраской. Начнем со знаменитого детского стихотворения Самуила Маршака, которое так и называется — «В метро»:
Заметим попутно, что тут обыгрывается и постоянная стабильная температура воздуха в московском метро. А вот Семен Кирсанов, уже нами упомянутый ранее и цитированный, стихотворение «Станция „Маяковская“» 1938 года:
Довольно интересно, что мотив света, уже привычный, как мы видим, для стихотворений о метро, сочетается у Кирсанова с названием станции — «Маяковская». Конечно, вспоминаются строки Маяковского:
Маяковский — это кумир поколения Кирсанова, и для этого поколения станция «Маяковская» как бы курсивом была выделена на маршрутах московского метро. Чтобы это подтвердить и чтобы посмотреть, как разворачивается образность, связанная с метро и Маяковским, давайте вспомним маленький фрагмент из прозы — из прозы Юрия Олеши «Ни дня без строчки», где обыгрывается название станции «Маяковская», с одной стороны, а с другой стороны — знаменитый аксессуар внешности Маяковского, его желтая кофта. Цитирую Олешу:
Олеша сопрягает метро и Маяковского через любовь Маяковского к технике, ко всему индустриальному. И это же происходит и в знаменитой в то время поэме Николая Асеева «Маяковский начинается», которая была закончена в 1939 году. Тут нужно знать, что знак метро в Москве иногда был сдвоенным.
Тут уже встречается обыгрывание самой буквы М как знака метро на улице, вписывание этого М в московский пейзаж. Интересный пример — кусочек из текста Семена Кирсанова 1935 года, где Кирсанов нанизывает на одну нитку слова с буквой М, как в детской игре: «Петр Петрович пошел погулять, поймал попугая, пошел продавать, просил полтинник — получил подзатыльник». Тот иронический ход Кирсанов делает торжественным. Вот несколько фрагментов из этого текста — с купюрами, потому что он длинный:
Сегодня это производит довольно комическое впечатление, но тогда воспринималось читателем вполне органично. Сходным образом букву М перед входом в метро обыгрывает Николай Глазков, тоже поэт левого толка, друживший с Лилей Брик и с Николаем Асеевым, в стихотворении 1940 года.
Или поэтесса совсем другой ориентации — Елизавета Тараховская, которая в детском, для денег, видимо, написанном стихотворении тоже обыгрывает это М у входа на станцию метро:
Мы с вами выделяем для наших целей отдельные мотивы, связанные с метро, — но, конечно, в стихотворениях они существовали кучно. Например, мы здесь видим не только обыгрывание буквы М, но и другой образ: «В этот светлый, в этот новый / Необыкновенный дом!» — дом, находящийся под землей, но тем не менее светлый. Еще одна примета метро, мимо которой советская поэзия, конечно, пройти не могла, это знаменитая лестница-чудесница, эскалатор. Вот Семен Кирсанов в 1947 году изображает эскалатор:
Это стихотворение про лесенку и — отчасти в подражание Маяковскому — написано лесенкой. Приведем еще один пример, интересный тем, что в нем эскалатор предстает некоторым символом. Это пример из стихотворения Владимира Луговского (1945–1956):
Нехитрое обыгрывание: не мы идем, а эскалатор, поскольку он движется сам. Еще нужно, если уж мы начали говорить про эскалатор, вспомнить про знаменитое объявление, которое до сих пор иногда звучит в метро, — это объявление «Стойте справа, проходите слева». И, наверное, самый известный пример — это знаменитая «Песенка о метро» Булата Окуджавы, где оно обыгрывается, вероятно, с некоторым политическим подтекстом. Недаром эту песню Окуджава не смог включить ни на один свой советский диск, а была издана она впервые во Франции.
Тут можно вспомнить и еще об одной примете метро — это «стаканчик» внизу и наверху эскалатора. В стихах, к сожалению, мне не удалось найти примеров, где бы о нем вспомнили, но, чтобы хоть как-то это компенсировать, я хочу вам напомнить о финале знаменитого фильма «Я шагаю по Москве» 1963 года, где герой Никиты Михалкова сначала болтает с девушкой из такого стаканчика, а потом поднимается по эскалатору и поет знаменитую песню «А я иду, шагаю по Москве» Геннадия Шпаликова, которая таким образом тоже включается в круг текстов о метро, хотя там о метро ничего не говорится. Разумеется, советская поэзия не могла обойти тему метро как место большого скопления народа — она была и в уже приведенных примерах. Теперь вспомним стихотворение Бориса Слуцкого про детей 1961 года.
Понятно, что здесь описываются дети, школьники четырех первых классов, которые выходят из метро через стеклянные двери, мешают проходу и сравниваются с мелкими мухами. Тот же самый Слуцкий в стихотворении 1977 года описывает шум поездов метро. Это тоже важный мотив, который встречается сразу у нескольких поэтов. Вот как это делает Слуцкий:
А вот гораздо позже эта же тема обыгрывается в стихотворении Алексея Парщикова, конец 1980-х:
Здесь нарочитая двусмысленность — то ли героиня стихотворения погромыхивает, то ли погромыхивает вагон метро. В прошлом вагоны московского метро часто окрашивались в ядовито-желтый цвет. Это обыгрывает Михаил Айзенберг в стихотворении «В метро» 1979 года:
Слово «желток», по-видимому, как раз и говорит о цвете внутренних стен вагонов. Современникам этого объяснять было не надо, но время прошло, и для нас это уже надо комментировать. Метро — это транспорт, который поздно заканчивает свою работу. Вот стихотворение Юрия Карабчиевского 1962 года, в котором, как кажется, обыгрывается знаменитый образ Окуджавы, одного из любимых поэтов Карабчиевского, — образ последнего троллейбуса:
Тема последнего поезда метро обыгрывается и у Глеба Семенова в стихотворении 1981 года:
Но есть тексты, в которых обыгрывается, наоборот, то, что метро открывается очень рано. Метро официально открывалось в 6 часов утра, но пускать туда начинали в полшестого, и об этом нам напоминает Сергей Гандлевский в стихотворении 1981 года:
Теперь — картина, которая и нам тоже знакома, это люк возле метро, откуда идет тепло и возле которого можно греться. Стихотворение Виктора Сосноры 1963 года:
По-видимому, спит, чтобы не замерзнуть. Вход в метро, как известно, часто служил местом встречи влюбленных, а также вообще просто зачем-то встречающихся людей. Вот, например, стихотворение Игоря Холина 1959 года:
А вот Сергей Гандлевский, стихотворение 2004 года:
Еще одна примета метро — это стеклянные двери, о которых мы уже с вами вспоминали, когда разбирали стихотворение Бориса Слуцкого. Эти стеклянные двери описывает Белла Ахмадуллина в стихотворении, которое называется «В метро на остановке „Сокол“» (1960–1963). Обратим сразу внимание на некоторую странность, которую, по-видимому, Ахмадуллина сознательно допускает: мы привыкли говорить «станция метро», у нее — «остановка».
Еще одна примета дверей московского метро — это надпись «Нет выхода», которая раньше делалась красными буквами. Вот Леонид Мартынов, стихотворение, которое было напечатано впервые в журнале «Звезда» в 1966 году:
И еще более тщательно эта надпись «Нет выхода» — или «Выхода нет», — которая, конечно, напрашивается на символическое истолкование, обыграна в песне Ады Якушевой 1961 года:
Заодно обратим внимание на мягкую полемику, которую Ада Якушева, как кажется, ведет с Окуджавой. У него было обыгрывание «Стойте справа, проходите слева», а у нее «Идешь себе слева и, наоборот, / Стоишь с чемоданами — справа…» не несет никакого политического заряда. Хотя я обещал в начале нашего разговора, что хронологического выстраивания текстов не будет, но начал я все-таки со стихотворения Мандельштама 1935 года, то есть со стартовой точки — поэзия только-только заговорила о советском метро. Логичным, мне кажется, будет вернуться к хронологии и привести два примера из практически современных стихотворений, которые связаны с приметой сегодняшнего времени — появлением «бомжей» в метро. Оно уже было предсказано в примере из Виктора Сосноры — помните, где Сатурн спал на люке метро, но он спал все-таки не внутри. Первый пример — из стихотворения Бахыта Кенжеева 2007 года:
И, наконец, последнее в нашем ряду трагическое стихотворение — стихотворение Ольги Седаковой «В метро. Москва».
Хотя это стихотворение называется предельно конкретно — «В метро», да еще «Москва», но в нем нету ни подземных дворцов, ни света, заливающего станции метро, ни эскалаторов — вообще ничего этого нету. Все прелести метро представлены только образом луврской вазы — видимо, имеется в виду мрамор сталинского метро. Главным и, собственно говоря, единственным объектом изображения оказываются люди, о которых пишет Седакова, мимо которых мы каждый день все с вами проходим и которые замещают собой все те образы метро, о которых мы и говорили в сегодняшней лекции.
(с) Олег Лекманов |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1343 | Добавил: Анна_Лисицина 29/06/20 23:30 | Автор: Олег Лекманов |
 Всего комментариев: 4 | |||||
| |||||