Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Об авторах и читателях |
Что ищут читатели в наших книгах? Автор: Эльвира Барякина |
Все читатели делятся на две большие категории:
Авторам надо выбрать: кто именно является их целевой аудиторией — и это фундаментальная штука, которая определит все дальнейшие действия. Однако надо помнить что в разные периоды жизни и в разных обстоятельствах читатели могут принадлежать к разным категориям. Читатели, которые не хотят тратить энергию во время чтенияИх цель — войти в определенное эмоциональное состояние, в котором они уже неоднократно были. Они хотят отдохнуть и развлечься, и главное, что их привлекает, это:
Если речь идет о художественной литературе, действие должно начинаться сразу — в полном соответствии с жанром. В любовном романе пишем про чувства, в детективе — про преступление, в триллере намекаем на угрозу. Если речь о нехудожествненой литературе, рассказываем историю в тему или обещаем что-то интересное / полезное. Вторичность не особо беспокоит читателей данной категории. Их девиз: “Дайте мне такое же, что мне понравилось раньше, но под другим соусом”. Секрет привлекательностиВ художественной литературе самое главное — придумать интересный поворот старого сюжета или поместить героев в необычные декорации. Если вам нужны примеры, вспоминайте бесчисленные перепевы “Золушки” в любовных романах или “Властелина колец” в фэнтези. В нехудожественной литературе важно подтвердить убеждения читателя. Например, он считает, что астрология — это наука, и вы лишний раз доказываете ему, что он прав. Личность автораЛичность автора не особо важна для этой категории читателей, и они охотно дают шанс новичку, если тот пообещает им качественное развлечение в заданных рамках. Именно поэтому реклама книг, написанных в этом ключе, вполне может работать. Привлечь может красивая картинка, хорошая шутка, обещание “волшебной таблетки” или раскрытия “главной тайны”. Плюсы и минусыЕсли вы работаете на читателей из этой категории, пишете быстро и на приличном уровне, вам будет довольно просто монетизировать свой труд. <...> Некоторые поджанры в этой категории находятся в “зоне стыда”. Если ты читаешь Толстого, ты с гордостью об этом заявляешь, а если тебя не оторвать от простеньких любовных романов, то об этом даже говорить неприлично: и читающие, и нечитающие люди тут же решат, что ты тратишь время на ерунду. Читатели, которые хотят тратить энергию во время чтенияЭта публика ищет в книгах новые концепции, эстетическое удовольствие, знания и эмоциональные вызовы. Она не доверяет ни рекламе, ни литературным премиям, ни отзывам знаменитостей. Работает только рекомендация от уважаемого, проверенного человека. Люди из этой категории подсознательно боятся сделать неправильный выбор — потому что они энергетически вкладываются в то, что читают. Страх ошибитьсяЧтобы расслабиться, ты читаешь соцсети или листаешь фотографии на любимом развлекательном сайте, а если ты берешься за книгу, с ней всегда связаны высокие ожидания. Тебе крайне неприятно разочаровываться: у тебя тут же возникает ощущение, что тебя обманули — каким-то образом завлекли, потратили твои силы и время, а обещанного катарсиса не обеспечили. Читателям из первой категории неведомо такое разочарование. Если им не нравится произведение, они тут же забывают о его существовании. А в данном случае книга тесно связана с самоидентификацией: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты”. Книга — это маркерЛюди из второй категории крайне неохотно дают шансы новичкам. “Я тебя знаю? Нет. А раз ты не знаменитость, то с какой стати обращать на тебя внимание? Я лучше Набокова в сотый раз перечитаю”. Набоков — это манифест, четкий маркер, который показывает и тебе самому, и окружающим кто ты такой. И тут кроется подводный камень: важно, чтобы и другие знали Набокова. Неизвестный Вася Пупкин не может являться маркером, потому что его имя ничего не значит ни для тебя, ни для окружающих. Надо, чтобы автор был на слуху, чтобы его творчество было предметом разговора, и тебе было что сказать на эту тему. Печаль этой ситуации в том, что даже если тебе порекомендуют Васю, ты кивнешь, пообещаешь “когда-нибудь прочесть”, и на этом история закончится. Когда новичкам дают шансТы посмотришь — что это за Вася, когда тебе раз пять напомнят о его существовании. И если о нем будут говорить “все” (это как раз пять-семь касаний) — вот тогда ты прочитаешь книгу за два дня, напишешь пост в соцсетях, похвалишь, осудишь, выскажешь мнение и поможешь наконец Васе получить то, что он заслуживает. Если автору удается войти в этот поток, он получает и самые восторженные отзывы, и самые яростную критику. Страсти будут кипеть, а автор превратится в ньюсмейкера и селебрити. Если вам хочется посмотреть, как это происходит, обратите внимание на кейсы Светланы Алексиевич или Гузель Яхиной. Хотите творить для таких читателей?Должна сразу предупредить, что половину сил и средств вы будете тратить на творчество, а другую половину — на борьбу за место под солнцем. Вам придется нарабатывать имя — и на это, скорее всего, уйдут годы. Вам дадут шанс, если вас будут знать, а чтобы вас знали, надо быть блоггером, общественным деятелем, ученым, педагогом — то есть осваивать еще одну профессию, которая поможет вам стать публичной персоной. Альтернативный вариант — завести связи с людьми, которые “подбросят” вас до литературного Олимпа. Это могут быть знаменитости или профессионалы, работающие в книжном бизнесе. Если же не заниматься собственным продвижением, то вас будут читать мама, лучшая подруга и два случайных посетителя онлайн библиотеки. Что касается творческой составляющей, тут придется серьезно поработать. Разочаровать читателей данной категории очень легко. Если от книг, описанных выше, никто и не ожидает особой оригинальности, мудрости и языковых красот, то в нашем случае малейшая оплошность может дорого обойтись. <...> оригинал полностью (с) Эльвира Барякина |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 979 | Добавил: Анна_Лисицина 30/12/20 05:09 | Автор: Эльвира Барякина |
 Всего комментариев: 0 | |