Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Об авторах и читателях

"Поэзия нынче – одомашненный зверь мелкой пушистости" (Международный опрос "Ревизора.ru" к Всемирному дню поэзии)

Автор: Елена Сафронова

<...> "Ревизор.ru" решил узнать у виновников торжества, поэтов, отмечают ли они свой "профессиональный праздник" и как к нему относятся. Поэтам, живущим в разных городах и странах, были предложены два простых вопроса. Какие-то ответы сами по себе сложились в высокую поэзию, а какие-то порадовали юмором. <...>

1. Признаете ли Вы и празднуете ли Всемирный день поэзии 21 марта? Как отмечаете его обычно, что планируете в этом году?

2. Какое место, на Ваш взгляд, занимает поэзия в современной жизни – и какое должна занимать?

Юрий Кублановский. Поэт, эссеист, публицист, критик, искусствовед, один из организаторов неофициальной поэтической группы СМОГ. Автор более чем двадцати поэтических сборников. Почётный гражданин города Рыбинска (2012). В настоящее время живет в Поленове.

1. Я отмечаю только Рождество, Пасху и Новый Год. Тем более неловко говорить о праздновании в этом году. Это выглядело бы не иначе, как "пир во время чумы".
2. Место всё более скромное, но, кажется, что пока ещё вполне достойное. И в будущем я Россию без поэзии не представляю. Это было бы что-то третье, где мне совсем не хочется жить.

Ефим Бершин. Поэт, прозаик и публицист, член Исполкома Русского ПЕН-центра, автор семи поэтических книг, двух романов, книги о молдавско-приднестровской войне "Дикое поле", участник антологии русской поэзии "Строфы века" и других коллективных поэтических изданий. Живет в Москве.
1. Если такой день есть, то пусть будет. Я его никак не праздную и ничего не планирую. Если куда-нибудь зовут почитать стихи – пойду. А нет – буду сидеть дома. Не думаю, что этот день можно назвать праздником.
2. Мизерное место. Пишущих много, читающих мало. Журнальные тиражи – тоже мизерны, их почти нет.  Большая поэзия утонула в океане дискредитирующей поэзию графомании, которую нам предоставляет интернет. А, между тем, только настоящая поэзия способна не только отражать происходящее в мире, но и предвидеть его будущее. Каково отношение в обществе к поэзии – такое и общество. И такой мир. Поэтому я не понимаю, что праздновать.

Игорь Павлюк. Поэт. Народный поэт Украины, лауреат народной Шевченковской премии и премии английского ПЕН-клуба, ведущий научный сотрудник Института литературы им. Тараса Шевченко НАН Украины, доктор наук по социальным коммуникациям.
1. Я вообще человек не официальный, не форма(т)льный. Даже свой День рождения не праздную практически... Но толерантен. Признаю магию чисел как Поэзию, как экзистенциально-законный повод выпить... А Поэзия для меня всегда праздник, который, как и Царство Небесное, во мне... Поэтому радуюсь как человек, что наряду с Днем шахтера, Днем космонавтики, Днем бухгалтера... есть и официальный Всемирный День поэзии, который мудро "назначен" на 21 марта – время пробуждения природы, первых брачных песен певчих птиц и чистки перьев и клювов птиц ловчих...В этот день буду презентовать в Театре кукол на моей родной Волыни, куда меня пригласили друзья, мою поэтическую книгу первой свежести "Спас". Чем не красный узелок на белой ниточке вечного праздника жизни поэта?..
2. Поэзия как творчество-бунтарство – дело молодое. Ибо какой повеса или бунтарь со старика?.. Жалкое зрелище. Современный человеческий мир уже в непоэтическом возрасте, пик которого (свой условно 37-летний возраст) он пережил в романтической и органической первой половине 19 века, когда поэта общество воспринимало как полубога, а поэзию как молитву. Теперь поэт чужой на этом празднике увядания с искусственными цветами чувств, "экологически чистым" сексом, пластмассовыми зубами. Все уже опоэтизировано до нас. Но... Если воспринимать поэзию в широком смысле-диапазоне, а не только в вербальном, − то поэты рождаются, пружинно (как ростки бамбука сквозь асфальт, стремятся состояться, докричаться-домолчаться до себя и Универсума, как неистово "в последний раз" хочет оставить потомство (ребёнка или книгу...) умирающий человек, последняя репродуктивная клетка в съеденном естественной старостью да/или раком организме... В этом контексте Поэт теперь ещё более ценен, узнаваем, нужен: и людям, и Богу, который сам Поэт...
Вот так, если кратко. Спасибо за приглашение и внимание.

Андрей Коровин. Поэт, прозаик, руководитель культурных программ. Автор двенадцати поэтических книг. Стихотворения переведены на одиннадцать языков мира. Создатель и многолетний ведущий литературного салона в Музее-театре "Булгаковский Дом" (Москва). Руководитель международного культурного проекта "Волошинский сентябрь". Живет в Московской области.
1. Для поэта не признавать День поэзии было бы странно. Хотя для меня лично каждый день – это день поэзии.  Довольно долго я и мои коллеги, кураторы московских литературных клубов, отмечали этот праздник, который появился по предложению ЮНЕСКО. В Москве День поэзии растягивался обычно на месяц и больше, составлялись какие-то грандиозные программы с 15 марта по 15 апреля, но публики на поэтических вечерах это, к сожалению, не прибавляло. Так что мы, конечно, можем ещё долго его праздновать, но радости он уже как-то не приносит.
Я считаю, что логично и правильно было бы объявить Российский День поэзии! Поддержать престиж этой профессии на государственном уровне. Ведь Россия – это страна поэтов. Вначале все пишут стихи в детстве. Потом некоторые пишут в отрочестве и юности. Некоторые продолжают писать всю жизнь. Кто-то становится профессиональным поэтом, кто-то нет, но – пишут! Сотни, тысячи, десятки тысяч, думаю, даже – сотни тысяч людей в нашей стране пишут, пробуют писать и уж тем более – читают стихи! Пишут министры, пишут банкиры, пишут политики, пишут дипломаты, пишут артисты, пишут учителя, пишут учёные. Поэзия – это наш национальный образ мышления. Почему бы у нас и не объявить национальный День поэзии? И в каждом регионе ещё отдельно свой – Тульский день поэзии, Иркутский день поэзии, Калининградский день поэзии и так далее. И сделать государственную поддержку поэзии не разовым мероприятием, а постоянным. Давно ли устанавливали памятники поэтам? Где они? Где памятные доски поэтам? Где новые музеи поэтов? Где современные поэты в общероссийском телевизионном эфире? Где о них пишут в центральных СМИ – печатных и интернет-изданиях? Где можно найти новые книги современных поэтов, кроме Москвы и Петербурга? Да нигде! Поэты, как профессиональные творческие работники, загнаны в угол и вынуждены выживать. Это позор для такой огромной и богатой страны как Россия! Мы почему-то гордимся только мёртвыми и избегаем живых.
2. В современной жизни поэзия занимает "интересное место", то есть никакое. Вроде бы она никому не нужна, на ВВП и курс доллара не влияет, бизнесу никак не помогает. Когда-то кто-то приравнивал к штыку перо, но где те штыки, и где те перья? Поэзия нынче – одомашненный зверь мелкой пушистости.
А насчёт того, какое место она должна занимать… А какое место должен занимать воздух? Большинство людей, конечно, не обращают на воздух никакого внимания, если в нём нет резких запахов. Ну воздух и воздух! Всегда был, есть и будет. Наверно, поэзия должна занимать такое же место – быть вокруг как воздух. Только чтобы воздух не исчез, нужно контролировать вырубки лесов, вредные выбросы в атмосферу и так далее и тому подобное. Воздух ведь исчерпаем! Так и поэзия. Если её не сохранять и не поддерживать, она вымрет. Но без поэзии, как и без воздуха, человечество не сможет существовать.

Елена Лапшина. Поэт. Автор четырех сборников, в том числе "Сон златоглазки" (2018). Живет в Москве.
Прямо вот так, чтобы  праздновать,  –  нет, конечно.  Это цеховой повод улыбнутся и развести руками, в очередной раз посетовав на ее ненужность (а точнее – на нашу личностную авторскую ненужность). Со стороны серьезное отношение к поэзии выглядит чудачеством – совершенно невозможно прийти куда-либо и представиться поэтом. Попробуйте приехать на творческую встречу и начать втирать школьникам про поэзию – они непременно спросят, сколько платят поэтам; но вот местное лито с вежливым отсутствием интереса выслушает вас и со всей возможной серьезностью выставит свой авангард. Поэзия не утилитарна и не нужна и в то же время нужна везде и всем.  Она удобно распределилась по нишам: от живых классиков (в каждой нише – свои) до эстрадников (со своими же). Сойдут за поэзию и стихи на открытках, и тексты популярных песен, да и рекламные слоганы – чем не стихи. Стихами стало всё, что автор надумает ими назвать. С энтузиазмом перемонтируются авторские иерархии. Горячо обсуждается невозможность восприятия произведения  вне социального/политического/др. контекста. Кто-то пытается стянуть вне- и внутрицеховое в единое литературное поле, кто-то, напротив, отмежевывался, отмежевывается и будет отмежевываться. И все эти полемики клубятся над огромным числом доступных к прочтению плохих, средних, хороших, отличных, гениальных текстов! Ну не может совсем уж никчемная вещь порождать столько страстей! И даже если невыразимая поэзия живет внутри человека, не способного написать ни строчки, то все равно он поэт, потому что даже невыразимое творчество, не ставшее искусством, самоценно. На том настаиваю. С праздником, друзья! 

Татьяна Риздвенко. Поэт, прозаик, автор критических статей. Участник российских и зарубежных литературных фестивалей. Автор пяти поэтических книг. В настоящее время трудится в сфере рекламы.  Живет в Москве.
1. Признаю. 21 марта уже прочно ассоциируется с поэзией, во всяком случае, за 10 лет моего пребывания на FB это укоренилось в сознании. День писателя пока не так настойчиво себя проявляет, или это особенности моего восприятия/настроек ленты. Особо не отмечаю, волнение (а оно есть)) могу унять бокалом вина. Вообще больше сейчас пишу прозу. Но, что интересно, поэзия не отпускает, в последнее время случаются заказы на переложения, либретто, такую работу я люблю и даже обожаю. Например, арии и хоры для первой части "Хроник Нарнии" для Красноярского ТЮЗа (инсценировку делали совместно с Ниной Беленицкой), переложения из Библии и Агады (вошли в книжку художницы Елены Узденниковой "Чем накормить хамелеона"), а началось с "Гильгамеша"  для школьного театра.
В этом году 21.03 пойду в Зарядье, дочка принимает участие в концерте стипендиатов фонда Владимира Спивакова; отличное наложение праздников.
2.  Сложный вопрос. Я гораздо больше интересуюсь прозой, при этом свежую книжку поэта Анны Аркатовой читала, что называется, всю ночь, пока не дочитала.
А вот, например, моя мама живет поэзией, черпает из нее силы, смыслы, вдохновение. Все новые книги, прочитав, отношу ей. Последнюю книжку Аркатовой, которая скоро будет презентоваться в музее Алексея Толстого, Дмитрия Легезы, сборник Сергея Белорусца, нашу с Володей Пимоновым, том стихов Роальда Мандельштама. Вижу, как в данном случае поэзия работает, делает свое дело. Стихи Кушнера, у мамы несколько его книг, плюс я приношу все свежие публикации, для нее просто целительны, многие знает наизусть.
Пример благодарного читателя, "потребителя" поэзии. Так что мнение, что поэзией интересуются только люди из поэтического кластера, не вполне справедливо.

Елена Исаева. Поэт, драматург, лауреат премий "Триумф", "Действующие лица", "Венец", имени Анны Ахматовой журнала "Юность" и других. Публикации в журналах "Новый мир", "Дружба народов" и т.д. Автор семи книг стихов, двух книг пьес. Стихи и пьесы переведены на многие языки. Руководитель литературной студией МГТУ имени Баумана. Ведущая семинара поэзии Союза писателей Москвы.
Всегда праздную. Обычно в этот день ежегодно устраивала вечера в Театре.doc. В этом году в День поэзии начнется Всероссийский Форум молодых писателей, проводимый Фондом Сергея Филатова - и это символично. Хоть я и веду там драму, а не поэзию, но поэзия есть во всем. И это начало ответа на второй вопрос. Читателей поэзии убавилось, пишуших людей прибавилось, даже достаточно грамотных и владеющих ремеслом. Но открытий все равно мало. Много старого, выдаваемого за новое. Тем не менее, я считаю, что поэзию надо вводить в школе с первого класса как отдельный предмет. Поэзия гармонизирует личность изнутри. Читая и сочиняя стихи, человек не только преображается и побеждает хаос, но и, как говорил Бродский, "убыстряет свое мышление".

Владимир Пимонов. Поэт. Стихи, рассказы, эссе-рецензии и репортажи с литературных мероприятий публиковались как в сетевых, так и в "бумажных" изданиях. Автор нескольких книг поэзии и прозы. Член Русского ПЕН-центра. Живет в Сергиевом Посаде.
1. Во Всемирный день поэзии 21 марта я выпиваю бутылку шампанского, и пишу, как угорелый, пока хмель не выветрился, 40 катренов. 40 катренов – это обычно 10-12 стихотворений. На вырученные от продажи написанных в этот день стихов живу безбедно целый год…
А если серьезно, о дате, конечно же, знаю, но отношусь к ней индифферентно. А потому никак не отмечаю и не планирую отмечать.
2. В современной российской жизни поэзия занимает важнейшее место. Если вслушаться, все вокруг говорят стихами, как в сказочном королевстве из фильма "Новые приключения Кота в сапогах". Честно говоря, от такой "поэзии" порядком устаешь. И невольно думаешь, а не пора ли перейти на спокойную, внятную, честную прозу…
На самом же деле, мне кажется, поэзия ничье и никакое место не должна занимать. Она вообще никому и ничего не должна. Она просто существует. Причем она (поэзия) - величина постоянная во все времена. И от количества поэтов, точнее от человеков, складывающих строчки в стихи, совершенно не зависит. Как не зависит от премий, признания, публикаций. Как там у Пастернака, "цель творчества – самоотдача"? Разве не так?

Екатерина Симонова. Поэт, культуртрегер. Автор 6 поэтических книг. Лауреат премии "Поэзия" в номинации "Поэзия" (2019, вместе с Дмитрием Веденяпиным). Шорт-листер премии Андрея Белого (2020).Куратор поэтической серии InВерсия, координатор Всероссийской литературно-критической премии "Неистовый Виссарион". Живет в Екатеринбурге. 
1. Праздник – это Новый год. С ним все понятно: шампанское, мандарины, банка маринованной мини-кукурузы (обязательно на каждый новогодний стол ставлю),  горячее – в ночи, торт – поутру. Мешок подарков. Елка.  Перед Новым годом обязательно сделать генуборку. Ну вот то есть Новый год – это точно праздник.
Все остальное – просто повод что-то отметить, если хочется что-то отметить. Так что я праздную только Новый год. Ну и на день рождения никогда не откажусь от даров и торта.
Про Всемирный день поэзии, раз за праздниками не слежу (до сих пор, хоть уж мне и за 40, не знаю даже, какого числа отмечают День взятия Бастилии), узнала только в этом году, но и то лишь по долгу службы.  Поэтому могу не только сказать, но и показать, как буду отмечать с библиотекой имени  В.Г. Белинского, сотрудницей которой я являюсь, 21 марта 2021 года: https://belinkaex.wixsite.com/womens-poetry 
Мы подготовили виртуальный проект-антологию "Женская поэзия: пространство и время": 78 поэтесс, проживающих в 14 странах, читают стихи 44 поэтесс, созданные желательно/предположительно до 1917 года. Читают на 7 языках. Вот, можно смотреть, слушать, читать. Поздравляю тех, кто пишет стихи, и тех, кто их читает.
Мне кажется, очень красивый и, главное, очень важный подарок получился.
2. Поэзия в современной жизни занимает, наверное, то же место, что и всегда: кого-то спасает от скуки, для кого-то является чуть ли не единственным смыслом, кому-то помогает поднять самооценку, а для кого-то является возможностью просто узнать что-то новое. Для кого-то одного это - работа, для другого – удовольствие. Кто-то считает ее глупостью. Кому-то вообще на нее наплевать. И все эти варианты совершенно нормальны и имеют право на существование. Я бы сама вряд ли читала бы стихи, если бы когда-то не начала их писать.
Что касается того, какое место вообще должна занимать поэзия в жизни, то я твердо уверена, что то же самое, что и всегда (то есть некоторые варианты перечислены абзацем выше). Жизнь поэзии ничего не должна, поэзия – жизни, но иногда они хорошо сочетаются и неплохо дополняют друг друга: как жареная картошка и соленые огурцы.

Ольга Коробкова. Поэт, прозаик, журналист. Член СРП (Ярославское представительство). Автор двух книг: "Сиринга" (2015) и "Дайте свет" (2019). Творчеству посвящена статья в "Литературно-энциклопедическом словаре Ярославского края" ("Академия 76, Ярославль, 2018). Живёт в Рыбинске.
1. Почему же не признавать, конечно, пусть будет. Теперь март присвоил себе оба праздника – и День писателя, 2 марта, и День поэзии, 21-е. Что-то символическое в этом есть… Отмечать особенно не отмечаю, но иногда поздравляют. Иногда с подругой, коллегой по… цеху, чуть не сказала – по несчастью, встречаемся и тихонечко отмечаем. А стихи всегда в наших разговорах присутствуют, поскольку чаще всего лучшая формулировка – это цитата. Или, скажем, дополнительный смысл.
2. Какое место занимает поэзия в современной жизни… Будем честными: очень небольшое. Но, сколь бы мало оно ни было, оно своё.  "Отойди-ка, царь, здесь моё место"… Литературоцентричных людей вообще крайне мало. Они и любят, и знают хорошую поэзию. К сожалению, вкус широкой публики и многих молодых авторов испорчен стиходельными пабликами в интернете. С другой стороны, поэзия всегда была делом одиночек. И сейчас остаётся. Собирать стадионы поэзия всё-таки не может, и этот феномен шестидесятых был вызван не столько стихами, сколько состоянием общества в целом. Сердца требовали перемен…
Очень удивило и порадовало, что осенью прошлого года мои стихи использовали в спектакле "Цветаевский пирог". И что этот спектакль нашёл своих зрителей и поклонников.
Лично мне бы хотелось, чтобы люди  знали и читали настоящие стихи, современные в том числе. Просто потому, что поэзия способна освещать жизнь, помогать жить. Даже просто помогать дышать в разреженном воздухе современности.

Галина Булатова. Поэт. Автор книг "Сильнее меня" (2017), "Я, Бог, любовь и око" (2019). Организатор литературных проектов, в т.ч. учредитель премии "ДИАС", посвящённой казанскому писателю и философу Диасу Валееву. Лауреат ряда литературных премий, победитель и призёр конкурсов поэтического перевода. Стихи на сербский язык перевёл Владимир Ягличич. Живёт в Казани.
1. Не знаю, случайно или нет для Всемирного дня поэзии был выбран День весеннего равноденствия, но для меня поэзия сродни природе: и та, и другая живут по своим ритмам и законам. Вот сейчас смотрю за окно – валит снег – чем не белые стихи? Любое действо природы – поэзия. Мои любимые – дождь, снег, кружение яблоневого цвета и листопад.
Кроме того, для истинного поэтомана поэзия – это религия. Поэтический Бог сидит в твоём сердце, распечатывает молчание, диктует стихи, снова уводит в молчание. У меня в последнее время много молчания. Может быть, оттого, что помогаю стихам, написанным на другом языке, звучать на русском. Хотя в каждом переводе есть немало литров крови, перекачанных собственным сердцем.
Поэзия – это философия. Любомудрость с высоты поэтических ступенек видится гораздо лучше. "Открылась бездна звезд полна; / Звездам числа нет, бездне дна".
Поэзия – это любовь. Веришь в любимые строки любимых поэтов. Вдохновляешься любовью, изливаешь её в мир. В этом году мы ждали на День поэзии рождения маленького мальчика – моего первого внука. Но чудо произошло на девять дней раньше. Может быть, именно для того, чтобы к сегодняшнему дню написались четыре строчки для Мирославушки: "Счастье: дыханье эфира, / Мама, грудной эликсир. / Папа – владеющий миром, / Сын – прославляющий мир!"
2. Всё это для меня – суть и вещество поэзии. Если же обратить взор назад, то восемнадцатый век в поэзии представляется мне двумя маяками, разрезающими плотную ночь мощными потоками света (речь, конечно же, о Ломоносове и Державине). Утро следующего века пронизано лучами восходящего солнца Пушкина и одинокой звезды Лермонтова.
Далее – река... Она, с её гладью, рябью, кругами по воде, вздрагивающей поверхностью от подводных неизречённых страстей неотделима от золотых песчинок тургеневских стихотворений в прозе...
Наверное, Некрасов, как никто другой, приблизил поэзию к простому народу... В нашей семье "Школьника" часто вспоминал папа ("Ну, пошёл же ради бога! Небо, ельник и песок...), мама с чувством пела: "Что ты жадно глядишь на дорогу...", а дедушка любил цитировать из "Железной дороги": "Ладно... нешто... молодца!.. молодца!..", "Шапки долой – коли я говорю! / Бочку рабочим вина выставляю / И – недоимку дарю!.."
В домашней библиотечке она почти незаметна – тонкая книжица стихотворений Фета, подаренная мамой в день рождения. Фетовская "Бабочка", прочитанная в детстве, до сих пор летает в моём сердце...
Уходя, медленно сыпясь в колбе поэтических часов, золотое время пленяет Полонским и мается Майковым...
Голос из девятнадцатого века так явственно слышен в дне сегодняшнем: "Воры, так уж воры – крупные, с кокардами; / Кражи, так уж кражи – чуть не миллиардами" (Василий Степанович Курочкин).
Случевский, Соловьёв, Надсон, Фофанов – мостик меж золотым и серебряным веком... Наверное, поэтому он представляется мне золотым с серебряными перилами. Здесь хочется задержаться, никуда не спешить, с него открываются потрясающие виды и отсюда "легче кажутся и мрак, и пустота"...
Век двадцатый. Классика сменяется новыми течениями. Серебряный век русской поэзии несёт жизненную силу свежего слова символистов...
А можно ли на самом деле "мир создать понежней"? Звучи, священный язык жрецов и волхвов! Скрипите в ночи, сологубовские качели! Всё вберёт в себя зеркало Гекаты и вернёт сторицей...
Усталая нежность Бальмонта в окнах светлого замка Мирры... Всё один и тот же зимний сон... Тонкая корочка льда, за которым бьётся форель кузминского сердца...
Бунинская поэзия – чистая, светлая, благородная, словно дорогое вино в старом добром классическом хрустале...
Вдохновитель русских символистов Валерий Брюсов, ищущий волшебный жезл, открывающий новые дали слов...
Волошинская поэзия – плещущее всеми красками море, дышащие камни, сверкающие очи неба. И сам он – дитя "солнечно-рыжего мёда / И коричнево-красной земли"...
"Золотой, огневой" контур поэзии Андрея Белого. Сквозь него далеко видать и слыхать раздолье рыдающей Руси...
Поистине сферическое зрение поэзии Блока, видящего насквозь всю Россию...
Солнечный луч мучительного Ходасевича: "Я звук, я вздох, я зайчик на паркете, / Я легче зайчика: он – вот, он есть, я был".
Одинокий конквистадор, магистр африканской этнографии, основатель "акмеизма", воин-победитель во всём: Гумилёв – один из немногих поэтов, кто во время Первой мировой надел солдатскую шинель...
Северянинские "Ананасы в шампанском", которые многие считали вычурностью, декадентством, всё так же свежи и приятно дразнят язык.
Десятые – двадцатые... Сложные времена, как и начало любого века. Выживали и писали по-разному... Но кто из них не ставил клюевской "сладимой свечи" за Россию!..
Русская Анна…
Великолепный мастер деталей, оглушительных метафор и "неслыханной простоты" – Пастернак...
Мандельштам и Марина...
Есенин и Маяковский...
Набоков – может быть, "последний из могикан", успевший увидеть поезд поэзии серебряного века и помахать ему вслед.
Исповедь Луговского в "Алайском рынке", доверительная честность Заболоцкого, поиск истинного значения поэзии как миссия Тарковского,"спрошенный Богом" Леонид Губанов...
И многие, многие другие – ушедшие и живые, классики и современники. Узнанные в самое разное время, радостно и естественно они пустили корни в моём поэтическом саду. Строки некоторых из них, вошедшие в сердце много лет назад – со страниц школьного учебника ли, из журналов и книг, словами ли песен, поэтическими страницами интернета – порой ярче их собственных имён...

Лилия Газизова. Поэт, переводчик, эссеист. Автор пятнадцати книг, вышедших в России, Европе и Америке. Ответственный секретарь журнала "Интерпоэзия" (Нью-Йорк). Преподаватель русской литературы университета Эрджиэс (Турция). Живет в Кайсери, Турция.  
1. "День поэзии" - это альманах, который появился во времена хрущёвской оттепели. Именно о нём рассказывала на днях своим студентам на занятии по советскому периоду русской литературы. Для меня это первая ассоциация в связи с этим праздником.
Праздновать День поэзии? А как это можно делать? Читать-писать стихи? Хотя, если говорить отстранённо, мне нравится его звучание. Но утро поэзии или сумерки поэзии звучат значительно интереснее.
Полагаю, этот праздник - хороший повод для литературных деятелей и институций организовать всевозможные фестивали, чтения, поэтические вечера и утренники, одним словом, форумы любого пошиба и масштаба.А для поэтов – это ещё одна возможность выступить перед читателями или друг перед другом, последнее более вероятно. И всё это, безусловно, будет. На днях я получила приглашение на очередной всемирный поэтический форум, который пройдёт в зуме. Не отказалась.
И всё же я люблю события и праздники без очевидного повода.
2. Поэзия занимает то место, которое заслуживает. Я искренне так думаю. Выступления поэтов на стадионе – это аномалия. Поэзия вернулась в камерные залы и студенческие аудитории. У поэзии есть и будут читатели. Полагаю, их количество во все времена – величина константная.
Какое место должна занимать поэзия? Я думаю, здесь не может быть чего-то обязательного. Это воздух. Ему не прикажешь.

Графомэн. Сетевой поэт, пародист, неконтролируемая творческая единица. 

Поэт в России - больше, чем поэт,
но больше тех, кто больше, что-то нет. 

Поэт в России - больше, чем поэт.
Смешно – но тех, кто меньше, тоже нет. 

 

Источник с иллюстрациями (2021)



Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 834 | Добавил: Анна_Лисицина 22/03/21 02:58 | Автор: Елена Сафронова
Загрузка...
 Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]