Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » О критике и критиках |
О критике Автор: Евгений Пряничников |
Правила: 1) Никогда не критикуйте форму, не понимая содержания. Помните об особых отношениях между формой и содержанием. Так, мысль автора может быть выражена чисто эстетически, использованием тяжелой формы при простом содержании и наоборот. Если же автор отождествляет форму и содержание, то можно говорить о его гармоническом видении мира. Только раскрыв эти отношения, можно говорить о содержании, и только при банальности содержания, можно непосредственно перейти к критике формы. 2) Найдите свой подход к критике текста. а) Не пытайтесь специально найти худшее в стихотворении, ищите лучшее. Попытайтесь жить им (часто перечитывайте, пойте его или, если у вас уже есть достаточный опыт, просто несколько раз прочтите его), тогда если стихотворение плохое, оно вам наскучит, а если хорошее, то оно у вас отложится. б)Если же вы мрачный неисправимый пессимист, то критикуйте "методом от противного": ищите худшее, отрицайте лучшее. Тогда либо вы удостоверитесь в своей правоте, либо признаете поэзию за внешне непривлекательным для вас текстом. 3) Пытайтесь избавиться от субъективного восприятия текста. Ведь то, что текст посвящен волнующей вас проблеме, нисколько не связывает его ни с поэзией, ни с красотой. Эту связь нужно доказать, что при чисто субъективном восприятии невозможно. Старайтесь просто смотреть на себя, критикующего, со стороны. 4) Всякое доказательство требует научности. а) Причем степень научности будет определяться как и вами, так и изучаемым текстом. Поэтому, чтобы избегнуть псевдонаучности нужно помнить, что весь научно-критический инструментарий (понятийная база) может быть использован только в критике сложных поэтических произведений. Он абсолютно непригоден в критике заурядных текстов. б) В критике же заурядных текстов, научность критики заменяется этикой. в) Если же вы просто хотите выразить свое мнение, то тогда старайтесь, чтобы оно хотя бы не нарушало ни научных, ни этических принципов. И ещё 2 совета: 1) помните, критика - это тоже искусство; 2) не будьте "гениями" даже очень по-своему, будьте готовы найти в каждом авторе не только единомышленника, но учителя. Хотя, конечно, не все авторы могут претендовать на эту роль. © Евгений Пряничников http://www.stihi.ru/2007/08/21-1540 |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1492 | Добавил: Алекс_Фо 08/05/13 21:30 | Автор: Евгений Пряничников |
 Всего комментариев: 5 | |||||
| |||||