Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » О критике и критиках

О критике – что она такое и зачем нужна

Автор: Анна Жучкова

«У нас нет критики». Какой замечательный лозунг. Не констатация, а именно лозунг, ибо критика, конечно, есть и будет, ибо критики рождаются, и значит, это кому-нибудь нужно.

Тем, кто говорит «критики нет», нужно другое: чтобы литература пребывала в анабиозе искусственно поддерживаемого «постмодернизма», смерть которого вообще-то «получила официально задокументированное подтверждение» в 2002 году, когда «одна из основных его исследователей — литературовед Линда Хатчеон — самолично объявила, что постмодерна больше нет». 1

Эпоха, лишенная критики, — «это эпоха, в которую искусство не развивается <…> ограничиваясь копированием тех или иных форм«, — писал О. Уайльд.

У нас это и происходит. По словам их узнаете их. «Критики нет, — будут повторять они,  — и нет литпроцесса». Им надо отрицать то и другое, ибо живая критика означает живой литпроцесс. 

Лозунг «критики нет» отменяет критику как институцию, и критик оказывается в положении нелегала. Критикуешь, сердешный? Ну, это мутация у тебя такая — «отплясывать у авторов на голове». Мы потерпим, батенька, но не забывай: писатель — живой человек. Хочешь писать критику  — по-доброму пиши, радостно, чтобы говнецо-то не лезло. Смотри ужо, не зарывайся!

Такие наставления я получила от писателя, который объяснял, какой должна быть критика. Другой писатель интересовался, спрашивают ли критики у автора согласия на отзыв? Третьему не понравился беглый пересказ его романа в рецензии (не в моей, но не суть), и он публично обвинил критика в недобросовестности — мол, не дочитал (а пересказ-то был именно по сюжету, нарочитая беглость же — способ оценки романа).

Каково отношение к критику!

«Нужна обслуга. Протер тряпочкой и: «Семен, спасибо. В людской вам Марфуша нальет»», — пишет в фейсбуке Михаил Хлебников. 

Писатели считают, что критика должна 1) давать системный анализ происходящего здесь и сейчас 2) рассказывать, как сделан конкретный текст, на что похож и какой целевой аудитории интересен. 

А как же субъективное видение и оценка? 

Не нужна нам ваша оценка, только восхищение, — отвечает писатель. 

А как же образность, эмоциональность, метафоричность?

Мыслишь образами, пиши прозу, — обрубает он.

То есть критике отводится подсобная, подчиненная роль. Да, в советское время критика ее выполняла. И до сих пор в представлении большинства критик — это гадкий Латунский из «Мастера и Маргариты», которому надо стекла побить. 

Однако золотой век русской литературы состоялся благодаря золотому веку критики. Идейные споры, дискуссии о роли литературы и критики, трактаты о сущности искусства: Жуковский, Пушкин, Белинский, Писарев, Ап. Григорьев, Дружинин, Анненков, Чернышевский, Добролюбов, Достоевский. Столько величайших умов трудились на ниве критики. И была у нас великая литература. 

Чтобы она снова была, надо возвращать уважение к профессии критика.

В том числе снова и снова проговаривая, что такое критика и каковы ее базовые принципы:

Критика никому ничего не должна. Так же, как поэзия и проза. «Требовать от критики какого-то низменного подражания или сходства справедливо ничуть не больше, чем требовать этого от поэзии или ваяния».

Так же, как поэзия и проза, критика рождается в процессе творческого акта, на стыке анализа и вдохновения. «Творческая работа воображения всегда осознанна и контролируема. Нет таких поэтов, у которых песня просто лилась бы из души. Во всяком случае, великих поэтов. Великий поэт создает песни, потому что решает их создать«. Так и критик решает создать текст, обдумывает его цели и структуру, но образы и метафоры, стиль и строй приходят к нему с вдохновением. И вторгаться в эту мастерскую, говоря — критик должен/не должен говорить так или эдак — значит демонстрировать не только неуважение к критику, но и непонимание сути творчества. 

Не менее странно упрекать критика в негуманности. Критик говорит о тексте и литературной личности автора, которая из текста восстает. К реальному писателю критика не имеет отношения. Только к тексту. Над которым и писатель не властен после того, как отдает его в мир. Думать о том, обидится писатель или нет, критик не должен. Так же как писатель, выводя своих героев, не думает, обидятся ли их прототипы. И писатель, и критик должны внутренней художественной правоте — и больше никому и ничему. Реальность художественного слова — это другая реальность. Другое художественное измерение. И в этой реальности критик и писатель равны. 

Цель критики, как и цель искусства, — стремление к идеалу.

Критика тоже имеет дело с материалом, которому должна придать форму и новую, и восхитительную <…> Я бы назвал критику творчеством внутри творчества <…> я бы даже сказал, что по-своему она является более творческой, чем творчество <…> Уж во всяком случае, ей не приходится тащить на своих плечах бремя жизнеподобия. На нее не оказывают ни малейшего воздействия недостойные порывы к жизненно узнаваемому, все эти трусливые уступки требованиям оглядываться <…> Для критика произведение лишь повод для нового, созданного им самим произведения, которое вовсе не обязательно должно иметь сходство с тем, что он разбирает

(О. Уайльд)

Критик не может и не должен писать аналитические тексты с максимальной объективностью. Это дело литературоведа. Критика пишется: 

  • Субъективно
  • Эмоционально
  • Оценочно-гиперболистично
  • С элементами публичного перформанса

«…Критика стремится к достижению суггестивного эффекта, и используемые критиком цитаты и примеры носят характер образно-эмоциональной синекдохи (часть вместо целого) <…> Фраза критика потенциально афористична <…> В этом плане критика соотносима не с художественной прозой, а с поэзией«.

От старших товарищей я часто слышала, что критик должен быть зубастым. Потому что положительная рецензия чаще всего интересна лишь одному человеку — самому автору. Отрицательная рецензия интересна всем. Она вызывает общественный резонанс, дискуссии и споры.

А вызывать дискуссии и споры — это и есть задача критики. У нее нет будущего в веках. Но есть сила 1) вызывать бури; 2) формировать представление об идеале. Чтобы текла кровь по жилам литературного процесса. Чтобы были споры и кипение страстей.

Не будем жаться, как мыши, по углам, испрашивая разрешения: «можно?».

Мы — критики.

Судить и выносить суждение. Рассуждать и обсуждать. Быть рассудительными и делать, что заблагорассудится.

Это наша судьба.

Так будем ее достойны.

  1. А. Павлов. Метамодернизм: критическое видение //Р. Ван ден Аккер. Метамодернизм. М.: РИПОЛ-классик, 2019. С.11[]

 

Источник (2020)



Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 1176 | Добавил: Анна_Лисицина 22/03/21 06:00 | Автор: Анна Жучкова
Загрузка...
 Всего комментариев: 12

От старших товарищей я часто слышала, что критик должен быть зубастым. Потому что положительная рецензия чаще всего интересна лишь одному человеку — самому автору. Отрицательная рецензия интересна всем. Она вызывает общественный резонанс, дискуссии и споры.

Вот в этом моменте, читателя слегка...не уважают, что ли.

Прямо таки не интересны нам положительные рецензии. Ага. После 100/500-го срача на специализированных сайтах по поводу очередной нетленки, как раз хочется добрых наводок на авторов в реале, а не зубастого хайпа biggrin
Метаморф  (07/06/23 02:00)    


Коллеги, при прочтении статьи, создаётся ощущение, что критик (опять же, по мнению авторки) это - тот же автор, но не имеющий собственной идеи для своего текста, поэтому творит на базе чужого. И тут ему полная свобода и безграничная импровизация должна быть предоставлена. Ну, может, это и классно - где их, новых идей-то наберёшься...
Работа критика - серьёзный труд, не спорю. Но немного уважения к автору (да и к критику, если уж на то пошло) никому ещё не повредило. Но, в целом, взгляд на критику интересный:))) wacko
Кот-Неучёный  (06/06/23 15:09)    


Какая редкая... ээээ... фигня) biggrin Несколько раз засмеялся пока читал (ну смешно, да). А потом загрустил...
Это ж надо... Оголтело и пафосно. И угрожающе. Бесноватость какая-то тут нешуточная.
Похоже на женщину, которая с ненавистью цедит: "Я тебе устрою... щастье по полной программе! И даже не думай увернуться... от щастья."

Умным хайп ни к чему. А вот дуракам ... да. Хейт и всё такое. Короче грусть от таких "критикух".
Ptitzelov  (12/11/21 23:04)    


Хочу добавить: цель у такой с позволения сказать "критики" - самопиар, раз. И борьба с литературой как таковой - два. Превращение литературной критики в хайп-скандальное шоу (по американско-европейскому образцу прошлого и позапрошлого века) - три. Утверждение нелюбви к литературе и к тем, кто ее создает (в этой статье ненависть к потенциальным "жертвам критики которая никому ничего не должна" - везде и явно) - четыре.
Критик который ничего никому не должен - это нонсенс. Как и автор, который считает себя никому не должным. Вообще-то "служенье муз" никто не отменял. Без служения искусству - вся эта псевдотворческая имитация бурной деятельности выглядит как дурость и спекуляция.

Борьба с литературой на всех уровнях:

1) загаживание качественной литературы дурной критиканской массой (а они обычно сбиваются в тусовки, так сподручнее устраивать шабаши (ой, извините - безвкусные перфомансы и дурацкие флешмобы в постмодернистическом духе - т.к. акционизм модерна предполагал по крайней мене интеллектуальную и эстетическую составляющую - в этом "манифесте" таковых не наблюдается) вообще). Все эти действа вокруг стоящих произведений произведут эффект опошления всех смыслов, которые там есть.

б) Раздувание хайпа и скандалов вокруг некачественных произведений будут возносить "на гребень славы" откровенную пошлятину и безвкусицу. Эта метОда уже не раз отрабатывалась - в тех же прошлом и позапрошлом веке.
Откуда взялось это?
И ведь такая "критикесса" - не одна. Их, я вижу, целая волна. Типа - "новая волна".

Причем все эти деятели, как правило, отличаются полной глухотой в литературе, тупостью (в прямом смысле), агрессивностью. И бездарностью. Но при этом - одержимостью манией лепить свои "суждения" на любой забор.
Смысл этих надписей, оставленных на всех заборах "борцунами и борцыцами" против мнимой благопристойности : "мы заставим себя уважать". И больше ничего. Увы.
Короче это стадо слонов способно затоптать всё что попадется под ноги. biggrin
Ptitzelov  (12/11/21 23:35)    


Птицелов детально всё расписал. Я смотрю на это проще. Критик тоже человек и у него есть свой заказ, который нужно выполнить. Внутренний ли это заказ, или от некоего грантодателя - не суть.

В итоге, на каждого условного Гоголя, найдётся свой условный Белинский, которому этот Гоголь "вот до сюда" будет молодцом, а "вот отсюда и до упора", уже не молодцом.
Потому как у каждого Белинского свои представления о том кто виноват и что делать.
Это только писатель может быть до каторги одним, а после каторги, уже совсем другим. Уважающий себя критик, себя любимого, постарается до этой самой каторги не довести. Он будет критиковать с безопасного расстояния, не ближе чем из условной Швейцарии.
Но это всё тени прошлого. Современному критику пока в Швейцарию валить ещё не совсем припекает. Можно и на Родине выказать своё "браво", или "фи".

Согласен я с автором только в одном. Ни писатель,ни критик друг-другу ничего не должны.Если только труд писателя не манифест, или памфлет. Тогда да - будь добр брат писатель/поэт, терпи по полной. А как ты хотел... cool
Метаморф  (07/06/23 01:48)    


Друг другу не должны. Но есть общество, в котором происходит их взаимодействие. А сколько грязищи летит в результате порой из-за подобных "пырфомынсов", думаю, мы насмотрелись на все это непотребство.
Так что должны, и тот и другой - хотя бы не подавать дурных примеров, не развращать общество, как минимум. И как максимум - подавать добрые примеры в слове, поступке и поведении на людях.
Ptitzelov  (09/06/23 23:48)    


"вот до сюда" будет молодцом, а "вот отсюда и до упора", уже не молодцом.
..........................

По шо заплатют клаке (критикой ЭТО назвать трудно)- по то и будет "молодцом" любой Гоголь любому зоилу. А если еще и личные счеты примется такое "чудо" сводить... сливай воду. Видел, как людей до инфаркта доводили вот такие "прыткие" критикухи.
Ptitzelov  (09/06/23 23:51)    


Да. Перфоманс - обезьянья болезнь. Неистовый Виссарион словом бичевал. Кто слаб - начинает кривляться.

Что касается общества, тут такое дело. Творец в нём, или над ним? Вот отсюда каждый отдельный творец и выстраивает свою линию поведения. Ну, а критик соответствует. Это в идеальном варианте.
Но критик, априори, в более выгодном положении. Как думается этому самому критику - именно он формирует вкусы. Именно он та часть свиты, которая делает короля. Или "делает" biggrin если король в рекламе не нуждается.

Общество жалко конечно... sad
Метаморф  (10/06/23 00:38)    


Творец не в и не над. Творец сам по себе, но когда надо - в толпе нормально себя чувствует. Все остальное - позерство.
А потом эта барышня не про творцов. Она про людей, которых по ее разумению надо мордовать.
Ptitzelov  (11/06/23 07:18)    


Итожiмъ:
♡ литературоведение = 'скучная', но как бы благородная наука, а
♡ критика (литературно-художественная??) = субъективный, рекламно-скандалиозный способ самовыражения = двигатель и чуть ли не движитель литературного 'процесса'?
Неужто???
cool cool
Борис_Старче  (27/07/21 20:26)    


Только если для кого-то аналитика - это "скучно!.." wink ))
Анна_Лисицина  (03/10/21 23:18)    


Анна, Вы не поверите. Но им не то чтобы "скучно". Они просто не въезжают ни в какую аналитику. Они - говорю потому что вижу, их орда постепенно образовывается. Ну такие себе "критикуны-экстремисты"))) Борцуны против литературы как таковой.
Сто лет назад были всякие "Пролеткульты" такого же направления. С провозглашением "эстетических идеалов" типа Демьянов Бедных. Коих был легион, аки бесов) biggrin
Ptitzelov  (12/11/21 23:49)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]