Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления

О пародиях

Автор: Анна Ли
На гениальную мысль натолкнул меня Андрей Р., известный поэт и пародист. Я совершенно упустила из виду такую немаловажную составляющую современной (да и несовременной тоже) критики как пародия. Ведь для чего пишут пародии? Хороший вопрос. Подойдём к ответу с присущей нам логикой и разделим пародистов на кланы.

Первый клан – это даже не пародисты, а пэтэушечники-частушечники, отмечающиеся на проходящих перед их глазами произведениях четверостишиями собственного разлива, низкопробными и вульгарными. Ими движет желание показать что они, дескать, тоже умеют и могут. Могут они зачастую немногое, умеют ещё меньше. В общем – паразитирующие бездари, желающие быть замеченными. Аналогия из предыдущих статей – “олимпийцы”.

Второй клан – оппоненты, имеющие верхнее образование. Их рифмованные отклики – своего рода подарок автору (хочет он того, или нет). Есть такое модное слово – синтон. Вот это то самое явление: не столько пародирование, сколько интерпретация темы. Принято считать, что стихотворение, получающее такой отзыв, само по себе хорошо, ибо стимулирует процесс рифмования в читателе, заставляет сопереживать, бла-бла-бла и т.п. На самом же деле, передрать написанное в состоянии любой начинающий поэтишка, это может быть даже и смешно, но, увы, безжизненно. Не живут такие произведения самостоятельной жизнью. Аналогия из предыдущих просматривается.

И, наконец, третий клан – гениальные пародисты, тонко подмечающие недостатки оригинала и неявно высмеивающие их в своих ответах. Венец творения пародиста: остаться в ключе оригинала, передёрнуть рифмы, перевернуть тему с ног на голову и при этом не скатиться на пошлости типа пищеварительных процессов или разновидностей половых извращений. Аналогия прозрачна, я надеюсь.

Проиллюстрирую написанное несколькими примерами.

Дмитрий Краснов ака Артис написал вот такое стихотворение:

«Поэты пьют. Я знаю по себе»
http://www.stihi.ru/poems/2003/05/14-102.html

Поэты пьют – я знаю по себе.
Поэты пьют как воду спирт и водку.
Тупым ножом под рёбра неба воткнут
Нетрезвый взгляд поэта.
Пей поэт.

Бесславен ты и мысли о тебе
Пустой толпы рассудок не тревожат,
И только неба порванная кожа
Струит, волнуясь облаком, рассвет.

Ты не богат.
Точнее говоря,
Ты беден как…
(Сравнение опустим).
В твоих стихах отчаянья и грусти
Побольше, чем на паперти монет.

Ты одинок.
Вечерняя заря
Твоей жене шептала про другова.
Всем надоели до потери слова
Стихи-грехи поэта.
Пей поэт.

Струит, волнуясь облаком, рассвет
В твои глаза лазоревая радость.
Богатство, слава, женщины…
Не надо
Об этом думать пьяному тебе.

Грусти за всех и пей за всех, поэт.
Не обожжёт горяченькая глотку…
…Поэты пьют как воду спирт и водку.
Поэты пьют – я знаю по себе.

Юкио Аватара отвечает Дмитрию:

«Поэты жрут (перевод из Артиса)»
http://www.stihi.ru/poems/2003/08/04-357.html

Поэты жрут. Я знаю по себе.
Поэты жрут, как свиньи – хлеб и сало.
Поэту что ни дай – все будет мало –
Сожрет, не поперхнувшись.
Жри, поэт!
В дни праздников, как и в годину бед,
Ты глух к толпе, что пела и боролась –
Ты слушаешь лишь внутренний свой Голос,
И Голос говорит:
«Когда обед?»

Ты голоден.
Точнее говоря,
Ты хочешь жрать,
Как сорок тысяч братьев
Хотеть не могут – импотенты, мать их…
Короче, хочешь.
А еды все нет.
Ты одинок.
Несут дары моря,
леса… прозаику за столиком соседним.
К тебе ж официант – всегда последним,
С глумливою ухмылкой:
«Жри, поэт!»

Казалось бы – наелся.
Спору нет.
Болит живот. Не лезет. Буду гадом!
Но есть еще такое слово – надо!
И снова покоряешься судьбе…
Пиши за всех.
И жри за всех, поэт!
Все станет позже рифмами и калом.
…Поэты жрут, как Боги – хлеб и сало.
Поэты жрут. Я знаю по себе.

Минусы пародии очевидны: акценты в ритме смещены, трагедия Артиса переведена в область кишечника, находок нет, прилагательных мало (сравните с богатым языком Дмитрия). Смешно? Смешно. Смехуёчки…
А вот как реагирует на знание поэтов РукаМойНик:

«так, значит я – поэт!»
http://www.stihi.ru/poems/2003/12/03-407.html

Поэты пьют, так значит я - поэт!
И поэтессы пьют. Я - поэтесса?
"Тебе-себе" - вот рифма! Не бельмеса
Не смыслят критики во мне. Тебе

Читатель прокричу я о себе!
Пускай судьба моя тебя тревожит
Когда слезами пьяными по роже
Струюсь похмельем на рассвет.

Я не богат, но манит звон монет.
(На что я пью - о том сейчас не будем)
Поэты, между прочим, тоже люди!
Ты отбашлял бы, проще говоря.

Я одинок! Вечерняя заря!
(Закат обычный, если по-простому)
Волненье плоти, взгляды, дрожь, истома
И все такое, чем живет поэт.

Опять струюсь похмельем на рассвет,
Идет одна лазоревая гадость..
А я ведь всех предупреждал - не надо
Здоровье портить самому себе.

Да что теперь.. Читатель! Хоть тебе
Надеюсь не случится, выжрав водки,
Гнать рифмы вдохновенно через глотку:
"Себе-тебе".. Ну точно, Я - ПОЭТ!

И здесь есть промахи, как то: несоблюдение размера в строке «струюсь похмельем на рассвет» и др. Но зато, обратите внимание на то, как перевёрнуто логическое построение Артиса: «Поэты пьют, так значит я - поэт! И поэтессы пьют. Я - поэтесса?», обратите внимание на то, как скопировано струение на рассвет, обратите внимание на то, как обыграна «вечерняя заря» оригинала, и как в целом подколот автор.

Теперь давайте посмотрим на то, как другие авторы пародируют меня.

Первая попытка – Марат Ахтямов.

Стих-оригинал – «Три платья»

прими мою печаль, бумага,
я безутешна так, что даже
три платья от Баленсиага
не компенсируют пропажи

итак... я потеряла совесть,
её особые приметы:
отказ в занятиях любовью
и наслажденьях сигаретных,
отказ от дозы алкоголя,
что поутру необходима,
и осознание - мой поезд
в который раз проходит мимо
моей платформы в Подмосковье,
всей в белых пятнах объявлений:
"пропала совесть!" будет день - я
начну занятия любовью
по новой: с чувством, с расстановкой,
бесплатно. и возможно даже,
что компенсирует пропажу
однажды утром остановка

твоя.

Ответ Марата:

прими мою печаль, бумага,
я безутешна так, что даже
три пузыря с отборной брагой
не компенсируют пропажи

итак... я совесть потеряла,
её особые приметы:
с ухваткой просто каннибала
наезд на всех подряд поэтов.

отказ от дозы алкоголя,
что поутру необходима
тому виной, должно быть, что ли ?
ну не могу пройти я мимо!

иль прекратить? Ведь мне лишь двадцать
и в глубине души, поверьте…
…а впрочем, буду придираться
нехай опять бумага стерпит.

http://www.stihi.ru/poems/2003/09/19-1085.html – называется «Пародия на /Три платья/»

Замечу, что название пародии не блещет оригинальностью, да и сама пародия – стандартный ход: перевод авторской темы в область бытовухи («три пузыря с отборной брагой») и нескладушки-неладушки в остальном («с ухваткой просто каннибала» – бывают, наверное, непросто каннибалы, например – доктор Лектор). Достоинство в одном: Марат поддел мою склонность к критике всех категорий стихирных персонажей, списав это явление на то, что я не опохмеляюсь. Смешно.
Оцените, насколько профессиональнее провёл операцию опытный хирург Андрей Р.:

http://www.stihi.ru/poems/2003/10/08-749.html

терпи мою печаль, бумага,
сейчас тебе доверю мысль.
вчера споткнулась у оврага
и потеряла здравый смысл.

теперь лихие предложенья
от симпатичнейших парней
я без вниманья без сомненья
оставлю, вот же ей-ей-ей!
отказ от дозы опохмела -
и он в бессмысленном ряду,
на полпути бросать всё дело
я не привыкла - доведу!
я в подмосковных элекричках
отныне больше не ездец,
карету мне, рыдван иль бричку,
ну, таратайку, наконец!..
нет, не желают забесплатно
катать и видеть смысл в словах,
придётся (тихо и приватно)
восстановить любовь в правах.

Алкогольная тематика задета вскользь, внимание акцентировано на поездках (основной теме оригинала) и сложных отношениях полов (партия бэк-вокала). Ритмически грамотно и уверенно, нет слов, которые подтыкаются одно под другое в спешке или от неумения выразить мысль. А какой напор, какая экспрессия, друзья мои…

Думаю, на этих двух примерах мой ненаглядный читатель сможет понять, какие из пародий служат искусству, а какие – удовлетворению собственных амбиций пародиста.

Засим остаюсь искренне ваша, р.в.


(с) Анна Ли
http://losty.ru/articles/par.php

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 1396 | Добавил: Алекс_Фо 12/04/13 18:29 | Автор: Анна Ли
Загрузка...
 Всего комментариев: 6

Уж не свидетельствуют ли странности предложенной классификации пародистов на гениальных и прочих, разделенных, далее, на "образованцев" и "недо...", кроме прочего, о склонности к самопародированию, как к инструменту рефлексирующей самоиронии, равно как и рискованный "опыт на себе"?

cool
Борис_Старче  (18/12/15 00:20)    


хорошие пародисты - редкость
Ирина_Ашомко  (05/07/14 15:47)    


Гениально, а поточнее...
карпентер  (10/12/15 22:35)    


Вы ко мне обращаетесь, карпентер?
Ирина_Ашомко  (10/12/15 23:21)    


Нет, это я бурчу себе под нос.
карпентер  (11/12/15 10:41)    


понятно
Ирина_Ашомко  (11/12/15 10:54)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]