Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления

Фэнтези как кризис современной литературы

Автор: Шаффер Антон
Литература как величина непостоянная и находящаяся в перманентом движении, безусловно, на каждом этапе своего развития требует самого тщательного рассмотрения составляющих ее компонентов, основополагающие элементы которых являются как субъектами, так и объектами литературного процесса.

Мне хотелось бы подробно остановится на одном из современных жанров литературы, который в последние годы получил широкую популярность в России. Я говорю о ФЭНТЕЗИ.

В данной статье я попытаюсь рассмотреть "фэнтези" как явление, причем как с точки зрения субъекта, так и объекта современного литературного контекста. То есть, как с точки зрения людей пишущих в этом жанре, так и с точки зрения тех, кто является потребителем данного продукта. Итак, прежде чем переходить к анализу, стоит определиться с терминологией и семантикой рассматриваемого явления.

Жанровое определение фэнтези мало о чем говорит. Фантазия. Но фантазия присутствует практически в любом жанре литературы. При этом каждый жанр остается самим собой. Значит в фэнтези присутствует фантазия особого рода, чем-то отличающаяся от, скажем так, других фантазий. Действительно, присвоив слово "фантазия", литература в жанре фэнтези, на самом деле, базируется исключительно на фантазиях, причем весьма специфических. Фантазии могут быть разными. И литературное воплощение фантазий может быть разным. К какому роду фантазий прибегает фэнтези? К самому примитивному - к сказочному. Безусловно, фэнтези - это не сказка. Любая сказка по своему содержанию глубже любого произведения в жанре фэнтези. Так как сказка оригинальна, а оттого самоценна.

Фэнтези же - это всегда "по мотивам".
Какова идеология фэнтези? Ответ на этот вопрос найти довольно сложно. Сложно потому, что фэнтези в наши дни как литературный жанр не подразумевает никакой идеологической составляющей. То есть данная литература не несет в себе никакой социально-значимой нагрузки, ярко демонстрируя смысловую гипоксию.

Бессодержательность - отличительная черта фэнтези.
Произведение в жанре фэнтези фактически не имеет ни начала, ни конца ("афтар, де прода?" - практически на каждой странице того или иного участника Самиздата, пишущего фэнтези). Логическая незавершенность произведения и его изначальная бессодержательность является залогом его успеха. И в этом основной парадокс фэнтэзи.

Отчасти, это происходит из-за примитивизма жанра в целом. Как правило, в фэнтези-книгах главным героем является личность, которая в полном смысле этого слова личностью не является. Если быть более точным- то в большинстве случаев это подросток, либо человек, только-только вышедший из подросткового возраста.

Очень часто в качестве главного героя выступает студент либо студентка. Но это скорее говорит не о зрелости данного персонажа, а о незрелости очередного автора, решившего попытать счастье на литературном поприще. Именно в этом проявляется, кстати, психологическая составляющая "фэнтези": жанр направлен на отрыв от реальности, на маргинализацию личности. Хотя сама личность об этом и не подозревает. Но очевидно, если в мире сказок живет ребенок - это нормально. Но если в мире сказок живет человек, вышедший за пределы совершеннолетия, то это уже тревожный сигнал, на который должны реагировать окружающие.

Проще всего закрыться от мира реально миром вымышленным.
Ключевой вопрос: почему "фэнтези" стало вдруг так популярно в последние, скажем, десять лет? Отчего прилавки книжных магазинов завалены макулатурой с названиями вроде "Путь ведьмы" или "Эльфийская рукопись"? Чем можно объяснить этот шквал квазилитературы?

Увы, ответ прост и он не утешителен. Популярность того или иного жанра определяется исключительно социальными предпосылками, то есть состоянием общества на тот или иной момент. Я сейчас не говорю о литературном процессе в целом, а именно о его всплесках в тот или иной момент времени. Прекрасными примерами здесь служат, например, книги о Джеймсе Бонде. Их литературная ценность представляется по меньшей мере сомнительной - алогичные шпионские истории, в которых суперагент выходит живым абсолютно из любой ситуации. Но даже не в этом дело. Важен момент их появления - пик "холодной войны". В принципе, данной логике поддаются практически все массовые явления в литературе. Ничто не появляется из ничего. У всего есть свои причинно-следственные связи.

Кстати, возвращаясь к "бондиане". Еще один ключевым словом в упоминании о ней является слово "алогизм".
Алогичное всегда являлось признаком кризиса. В чем бы то ни было. Отсутствие логики подразумевает отсутствие объяснения. Спору нет, есть целые философские направления, выстраивающие свои построения именно на основе алогизмов, то есть отталкиваясь от противного. Но вряд ли многочисленные авторы Самиздата восемьдесят девятого-девяностого года рождения представляют, что такое фидеизм или интуицианизм...

Обращение к иррационализму - признак неразвитости личности, как духовной так и интеллектуальной. При это я говорю об иррационализме и алогизме как приемах, с помощью которых автор выстраивает то или иное повествование. Легче всего объяснить происходящее вмешательством магии, волшебства, чем выстроить логическое повествование.

Таким образом, в основе "фэнтези" как литературного жанра уже заранее заложена интеллектуальная ограниченность. И именно в этом своем проявлении "фэнтези" вступает в категорическую резистенцию с научной фантастикой.

Если научная фантастика - удел интеллектуалов, то "фэнтези" - удел ограниченных, отчасти маргинальных, слоев общества, выбирающих "сказочный" мир в качестве реального. Именно этим объясняется то, что к данному жанру прибегают в массе своей неустоявшиеся психологически подростки, неспособные к серьезному интеллектуальному акту и аналитической умственной деятельности. И здесь возникает круговая зависимость, которая практически не оставляет "фэнтези" шансов на развитие и выход из интеллектуального тупика - пубертатная ограниченность читателей приводит к пубертатной ограниченности авторов, которые в среде этих же читателей и формируются.

Отдельно можно было сказать о сюжетной составляющей жанра, но увы говорить здесь решительно нечего. Ибо в тысячах и тысячах фэнтези книг сюжет всегда один и тот же. Увы, это является не свидетельством консерватизма жанра, а еще одним ярким признаком его ограниченности.

Делая предварительные выводы, приходится констатировать, что целый сегмент современной литературы, как в России, так и на Западе, подвержен сегодня жесточайшей эрозии, прогрессирующему кризису. Но массовое обращение к "фэнтези" - это кризис как литературный, так и социальный. Потребитель требует развлечений. Он не желает думать. Не желает размышлять. Его сознание свободно от мыслительных экзерсисов. Они излишни. Все что требует мозг - примитивного изложения, не подразумевающего анализа. И именно данного рода пищу дает мозгу литература в жанре "фэнтези".

По сути, то что можно наблюдать сегодня в книжных магазинах, да и на сайте Самиздат - это тотальное и воинствующее наступление дешевого ширпотреба на нашу жизнь. Все пишут "фэнтези". Скорость этого написания безумная. На лексику и грамматику никто не обращает внимания - и так сойдет. И с каждым днем все новые и новые мегабайты писанины выкладываются в Интернете, а затем появляются и в печатном виде.

Любому здравомыслящему человеку видно, что тиражи и обилие книг в жанре "фэнтези" можно сравнить лишь с объемами иронических детективов от Донцовой и Ко. Вывод здесь можно сделать только один: по качеству эта "литература" совершенно одинакова. Если быть еще более точным, то к литературе ни те, ни другие не имеют ни малейшего отношения.

Индустрия фэнтэзи - это еще одно негативное последствие бездумного перенимания чужого образа жизни. И самое неприятное, что фэнтэзи - это тот же Макдональдс, но не для желудка, а для мозгов. Как в Макдональдсе, поев, через полчаса снова ходишь голодным, так и прочитав очередной "шедевр" в жанре "фэнтези", бежишь покупать следующий. Но по логике вещей, вкусно и хорошо поев есть еще долго не хочется. А, прочитав хорошую книгу не хочется сразу бросаться к следующей. И в том и в другом случае требуется время чтобы переварить.

Но к фэнтези это не имеет ни малейшего отношения.
Аффтар, проду!


© Шаффер Антон
Самиздат

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 1918 | Добавил: Алекс_Фо 03/11/13 17:48 | Автор: Шаффер Антон
Загрузка...
 Всего комментариев: 5

Фэнтэзи, как и научная фантастика, суть пропаганда в красивой оболочке. Только НФ пропагандировала идею скорейшего высаживания яблонь на Марсе ( для начала), а фэнтэзи постепенно приучает нас к откату человечества в раннее Средневековье. Когда развалился Советский Союз, я, по наивности своей, думал, что Штаты с просвящённой Европой в едином порыве кинутся осваивать близлежащее космическое пространство, показывая русским кукиш с поверхности Луны и Венеры. А они бегом побежали осваивать иракскую и ливийскую нефть. А чтобы народ не охреневал от грядущего отката в прошлое, ему красиво изобразили, в том числе и на экране, всякие там кольца власти и железные троны. Чтобы по этим вашим космоса летать, надо учиться, учиться и ещё раз учиться. А чтобы быть эльфом или хоббитом - так об этом и на диване помечтать можно. За просмотром/ прочтением очередного волкодава. О темпора, о морес! biggrin
Метаморф  (17/02/23 02:14)    


Увы не могу согласиться с автором статьи. Может быть я старая и твердолобая - "дикий тюменский гуцул". Но я убеждена, что нет плохих жанров. А есть конкретные, сомнительной художественной и литературной ценности, полные фактических, стилистических и ошибок, аллогизма произведения. Которым присущи все выше перечисленные признаки -от примитивности фантазий, до убогости мироустройства и отсутствия причинно-следственных связей. Это вопрос таланта, трудолюбия и компетентности конкретного автора. А не характеристики жанра в целом.

Плохо можно написать и популярную песенку, и оперу, и симфонию. Шедевров во все времена и во всех жанрах создается не много. При этом никто не кричит о том, что " мызыка если не померла, то уже додыхает", услышав непрофессиональное бряцание и пищание мимо нот очередного "звездуна" или "звездуньи". Тем более, что и музыку, а не только фентези пищут сейчас все, кому не лень - "токарь, пекарь, и аптекарь, и морской артелерист".
Leno4ka  (19/02/15 08:45)    


что и Терри Пратчета на свалку?(((((
а Олди - Я возьму сам? и Тирмен?
это же потрясающие работы... фэнтези...
поэтому, согласна с Арсением - дрянных работ со смысловой гипоксией(с) много во всех жанрах...
Shah-ahmat  (16/12/13 15:58)    


Да, забыл сказать.
Самое известное фэнтези - Библия. Хотя я и не являюсь фанатом этой прозы, но их и без меня сотни миллионов.
Не уверен, что, прочитав статью, они изменят свое отношение к жанру...)
Арсений_Платт  (05/11/13 16:50)    


Плохих жанров не бывает. Таковыми их пытаются сделать некоторые авторы...)
Фэнтези - один из жанров. Только и всего.
Главный признак фэнтези - действие происходит в вымышленном месте, где не очень-то работают наши законы физики, биологии, статистики...)
Кстати, Грин Сан Степаныч творил в этом жанре не слабо... Можно сказать, был одним из основателей.
Это я к тому, что обзывать жанр Макдональдсом - снобизм, по-моему. Можно плеваться на отдельные вещи, но не на фэнтези в целом.
Например, открыв наугад поэтический портал, почти наверняка попадешь на убогую графомань. Но из этого преждевременно делать вывод, что поэзия сдохла, как жанр.
Просто, хорошего много не бывает. И в поэзии, и в фэнтези.
Арсений_Платт  (05/11/13 14:50)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]