Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления |
Правила написания песенных текстов Автор: Сергей Ширяев |
Для начала разберемся в том, что есть текст песни. Западный подход к песенному тексту формулируется так: слова и голос исполнителя есть солирующий музыкальный инструмент, призванный добавить красок в аранжировку, сделав ее законченным музыкальным произведением. Большой смысловой нагрузки западные тексты зачастую не несут. Хотя, конечно, есть исключения. У нас в России песню, текст которой, построен на двух постоянно повторяющихся словах, слушать, возможно, и будут. Но недолго. Стас Михайлов, у которого рифмы традиционно строятся на повторах одних и тех же фраз, – скорее исключение, доказывающее правило. Нельзя рифмовать ботинок с полуботинком и делать из этого песню. Все-таки слушателя нужно уважать. Русскому уху привычнее содержательные тексты. По сути, наша песня – это драматическое произведение, подчиняющееся непреложным законам драматургии. Учитывая, что в среднем объем песенного текста не превышает двух десятков коротких строк, мы должны понимать, что каждое слово здесь важно, необходимо и незаменимо. Ту содержательную информацию, которую песня призвана донести до слушателя, мы должны выразить очень ограниченным набором изобразительных средств. Следовательно, каждая фраза должна быть выверена до мелочей, неся при этом необходимый объем информации, построенной, согласно законам драматургии, на конфликте. При этом слова песни должны легко и комфортно петься и, самое главное, с удовольствием слушаться. Слушатель должен ощущать близость слов своему душевному состоянию, своим эмоциям, мыслям, чувствам. Есть такое понятие – непевческий текст (слово или словосочетание). Обилие шипящих и свистящих звуков на стыке слов создает серьезную проблему для вокального исполнения. Именно поэтому английский язык, в котором по большей части отсутствуют такие звуки, поётся намного лучше, нежели русский. Нужно избегать труднопроизносимых слов и словосочетаний. То, что довольно комфортно произносится в разговорной речи, может быть совершенно непригодным для певческого исполнения. Итак - Пеши стехи 1. Текст песни должен строго соответствовать форме и логике песни (количеству куплетов, порядку припевов, бриджа) 2. Текст должен строго соответствовать размеру песни. То есть количество слогов должно четко соответствовать музыкальному размеру. Важно обязательно петь текст во время написания. Длительность фразы должна строго соответствовать музыкальной фразе. "Я шел к тебе, шёёёёёёл к тебееееее" – оставим Стасу Михайлову. 3. Стилистика текста должна соответствовать стилистике музыки: грустная лирическая музыка не сочетается с юмористическими текстами. Торжественная "пафосная" музыка не потерпит текста любовной тематики. Постарайся услышать содержание песни еще до того, как взялся за карандаш. В музыке всегда зашифрован будущий текст, твоя задача – услышать его. 4. Текст должен быть вокально-адаптированным, не иметь сложнопроизносимых слов и словосочетаний. Количество слов должно быть минимальным. Текст должен быть лаконичен, прост для восприятия и легко идентифицироваться. Не используй "замороченные" предложения. Помни: написать просто – сложнее всего. 5. Смысл и содержание текста должны легко формулироваться одной фразой. Чем короче эта фраза, тем очевиднее смысл. Эта песня про то, как… 6. Слова припева должны обобщать содержание куплетов и выражать общую идею песни. Смысл песни должен быть понятен даже если слушатель услышал один припев. Фактически, я настаиваю на том, что припев должен следовать за воображаемой фигурной скобкой, обобщающей содержание куплета. 7. Текст песни должен содержать ее название. В идеале – это должны быть слова припева. Тем самым ты делаешь песню идентифицируемой и запоминаемой. Кстати, это очень важно при заказе песни на радио. 8. Слушатель должен ассоциировать себя с героем (героями) песни. У каждого в жизни была несчастная любовь, дружба, расставание, проводы и т.д. Важно затронуть текстом именно ностальгические струны души слушателя. Успех проектов типа Стаса Михайлова и Максим именно этим и объясняется: при нарочитой примитивности содержания и низком уровне подачи, песни максимально близки народу. 9. Исполнитель не должен выглядеть в неприглядном свете. Недопустимо выставлять исполнителя лжецом, подлецом, стервой, неряхой и т.д., если не преследуется конкретной цели (например – в юмористических песнях). Григорий Лепс как-то спел "я тебя не люблю". И разом потерял тысячи поклонниц. Помни, что твоя позиция как исполнителя никого не интересует. Если ты смог заставить слушателя сопереживать герою песни настолько, что он ставит себя на его место, ты написал правильный текст. 10. Текст не должен звучать нравоучительно и наставительно. Не следует показывать слушателю, что ты умнее, чем он. Тем более что в большинстве случаев это не так. Избегай декламации высокопарных банальностей. Не пой про родину и разведчиков, про тружеников села и ударников труда. Это никому не интересно. Пой про любовь. Точка. В нашей стране все другие темы никого не интересуют. Во всём мире принято петь про свою страну, природу, города, детей; у нас же запомнят скорее всего песню о несчастной любви. Недаром говорят, что русскому человеку для счастья всегда не хватает немного трагедии. Вообще, тему любви я назвал бы одной из самых сложных. При всей кажущейся простоте, работать с этой темой и не опуститься до банальности – очень и очень трудно. Сказать о любви так, как до тебя никто не сказал – вот достойная, но, увы, труднодостижимая цель. Использование фраз, основанных на признании в любви – уже банальность. 11. Текст песни (особенно – припев!) должен содержать яркие, запоминающиеся, свежие образы. Про любовь написаны десятки тысяч песен. Количество слов, использованных в этих песнях, ограничено. В большинстве случаев написание нового текста про любовь означает нахождение нового оригинального порядка старых заезженных слов. Чтобы сделать что-то свежее, нужно найти свежий, ранее неиспользовавшийся образ. Пиши "вкусно". "Я люблю тебя, а ты меня не любишь, но я все равно тебя люблю и поэтому страдаю" – это банально, невкусно, неинтересно. "Вырванный гвоздь нежных речей, рухнувший мост, сгоревший за ней" – намного интереснее. 12. Текст должен быть лишен «избитых» слов и словосочетаний и очевидных банальностей. Я всегда стараюсь обходить такие слова как «любовь», «небеса», «облака», «нежность», «небо», «мечтать». Ну – то есть весь словарный запас современных эстрадных песен. И уж совсем неприемлемыми являются "кривые" слова типа «вышина» и «главней всего». За использование подобных слов я бы навеки лишал права работать в сфере шоу-бизнеса. Бойтесь, графоманы, придет мое время! Словом, хочешь писать плохо – слушай побольше русской эстрады. Хочешь писать очень плохо – слушай Стаса Михайлова. 13. Припев должен быть прост для запоминания. «Прощай, сгорают в осени надежды; Прощай, не встречу я тебя, как прежде; Прощай, к далеким звездам улетай. Прощай, тебя забыть я не сумею; Как жаль – не зазвучат шаги за дверью; Прощай, навеки вечные прощай!». Классическая схема построения припева: яркий образ, повтор шляг-фразы, элементарная запоминаемость. 14. На протяжении всей песни текст должен нести единую смысловую и динамическую (эмоциональную) нагрузку. Это очень важно. Количество действия в разных куплетах должно быть одинаковым. В первом куплете следует дать слушателю "картинку" времени и места действия, а также пояснить само действие. "Вечер, пустынные улицы, черный асфальт. Мокрый город сутулится и окна спят". Слушатель уже сам дорисовал тёмные улицы большого города, автомобили, припаркованные у тротуаров, желтые неоновые вывески в облаке дождя... Дальше показываем действие: "Я к тебе иду сквозь ночную мглу, я тебя краду, совершая своё преступленье". Линейное действие: движение, герой шагает по темным улицам к героине. "В этот поздний час ночь играет джаз и луна для нас освещает темнеющий город" – усиливаем экспозицию. Добавляем красок разворачивающейся картине. И дальше – припев: "Точка зрения – преступление, озарение в ночь затмения. Я тебя украду под покровом ночи, я тебя уведу куда ты захочешь". Герой решителен и уверен в себе. Он забирает любимую и они вместе идут по ночному городу, и только она решает – куда именно. Фактически содержание песни ничего сверхъестественного не несет: парень встретился с девушкой и они пошли по каким-то своим любовным делам. Но – хороший текст потому и хорош, что описывает самые простые вещи так, что становится интересно. Старайся следовать этому правилу всегда. 15. Текст должен «цеплять» с самого начала и держать внимание слушателя до конца песни. Иногда бывает уместно «включить» действие с первых слов. "Не спят рабочие кварталы и центр города не спит, и в темноте большого зала никто на месте не стоит. С тобой танцуем до упаду, хотя знакомы мы едва. И, раздевая меня взглядом, мне шепчешь нежные слова". С первых слов мы втянули слушателя в действие. Хорошо, а как быть, если действия нет, а есть лишь констатация свершившихся фактов. Во-первых, лучше не писать песню о том, что уже состоялось и не поддается изменению. Но если ты чувствуешь необходимость именно в такой песне, попробуй создать движение там, где его нет. "Свет фонарей упал на город, будто плед. И всё как прежде, но тебя со мною нет". Констатация? Констатация. Но – "вкусная" констатация. 16. Тема и стилистика текста должны быть близки максимально широкому контингенту слушателей. То есть не рекомендуется использовать явные экспрессивные молодежные выражения в песне, рассчитанной на широкую аудиторию. Это, во-первых, сильно лимитирует продолжительность жизни песни, поскольку уже через год молодежный сленг изменится, а песня станет неактуальной. Во-вторых, зачем заведомо ограничивать свою аудиторию молодежью? А вдруг твои песни понравятся и старшему поколению? Стремись к тому, чтобы твои песни могли слушать и стар и млад. Тогда успех неминуемо придет к тебе, как к Юрию Антонову, чьи песни слушают целых три поколения. Не стоит также употреблять «заумные» слова. Помни, что писать следует просто. Написать сложно может почти каждый. Гениальность всегда заключается в простоте. Чем более примитивен человек, тем большим количеством словесного мусора ему приходится пользоваться, дабы выразить сложную мысль. Будь лаконичен. Выбирай именно те слова и образы, которые максимально ёмко передадут необходимую эмоцию. 17. Не следует пытаться объяснить слушателю образ исполнителя. Слова «я как одинокая вишня» звучат как слова циркового клоуна, который играет настолько плохо, что вынужден поминутно напоминать публике, что он клоун. Не нужно также объяснять, что исполнитель чувствует. Все это должно становиться ясно из общего смысла песни. 18. Следует избегать ненужных подробностей, явных украшательств, бессмысленных пояснений и уж, конечно, всяческого пустословия. Для меня верхом абсурда являются слова песни «Я-я яблоки ела, я-я просто сгорела». Что хотел сказать исполнитель – остается за скобками. Зачем нам рассказывается про гастрономические предпочтения артиста? Если я ел селедку с луком и запивал ее вкусным алкогольным напитком, – неужели сей факт заслуживает быть увековеченным в музыке? Или небезызвестная песня «КакАо-какаО-ко-ко-ко-ко». Это же просто вершина идиотизма! Рифмы другой не было? Словарь рифм, между прочим, продается в Доме книги, а также доступен в Сети. Я и сам нередко им пользуюсь. 19. Каждое слово текста должно быть выверено, взвешено, опробовано на вкус и стоять как патрон в обойме: на своем и только своем месте! Хороший текст отличается тем, что его уже невозможно изменить. То есть ни одно слово не может быть заменено на аналогичное, или похожее, или другое, но близкое. Почему песня должна строиться на рифме и созвучии? Да потому, что именно благодаря рифме мы запоминаем текст, домысливаем и подпеваем даже при первом прослушивании. Именно к этому нужно стремиться. Рифма должна быть очевидной и не вызывать сомнений. 20. Сюжет песни должен развиваться от начала к концу, иметь явно очерченную структуру и не носить характер притянутого за уши. Начало песни: описание места и времени, введение в действие или констатация свершившихся фактов, событий. Ночь, снег, фонарь во дворе. Герой вспоминает события давно минувших дней. В его воспоминаниях они с героиней еще вместе. Стоп. Для куплета – достаточно. Припев. Как легко было всё изменить когда-то. И то, что казалось малозначительным, вдруг обрело смысл. Но – слишком поздно. Второй куплет. А вдруг появится героиня? Она померещится герою в тусклом свете фонаря – и герой побежит за ней по снегу. Может быть, это совсем не она, но это уже останется за скобками. В этом месте – занавес. То есть – припев. В принципе, вся песня уже "сказана". Остается лишь украсить ее достойной музыкой, ввести элементы усиления (возможно – написать бридж, поясняющий какие-то моменты) и – спеть. 21. Следует вспомнить распространенную стилистическую ошибку начинающих словописцев: события песни происходят в разных временах. Это недопустимо. Если мы начали песню в прошедшем времени, то в нем мы и должны остаться. Единственное исключение – когда в финале события развиваются в будущем: случится что-то и тогда все изменится так-то и так-то. Но путаницы времен нужно стараться избегать. 22. Хорошая песня помимо информационной нагрузки, нередко несет на себе некий побудительный мотив: давайте сделаем то-то и то-то, чтобы не было так-то и так-то. И здесь важно, чтобы этот побудительный мотив (если он есть) был один и только один. Помолимся за родителей. За родителей, а не за папу, маму, дедушку, бабушку и соседку тётю Машу. Выпьем за любовь. За любовь, а не за прекрасных дам, успех в личной жизни и новый автомобиль. 23. Песня должна нести только одну эмоцию. Если в первом куплете мы апеллируем к состраданию (героя жалко), то во втором куплете нельзя менять вектор эмоции и уводить слушателя от сострадания к презрению или зависти. Кстати, как мы уже говорили, презрение – недопустимая для песни эмоция. Не провоцируй слушателя на негативные эмоции. Не стоит рассказывать в песне о том, как ловко ты дал в бубен одной подруге за то, что она тебе изменила. Нужно заставить слушателя самостоятельно дать оценку ее действиям. Перечитай последнюю фразу дважды. Заставить слушателя дать самостоятельную оценку. Незачем подталкивать его к этой оценке. 24. Не пиши о том, что дорого и близко только тебе. Не пиши о своей личной истории. Она никому не интересна. Пиши настолько абстрактно, чтобы каждый мог поставить себя на место твоего героя. Не пытайся вставить в песню события, коснувшиеся лично тебя. Пусть слушатель сопереживает тебе настолько, что остается в убеждении, что песня написана именно о нем! Вот тогда он станет самым преданным твоим поклонником. Ни в коем случае не пытайся доказывать что-либо кому-либо. Избегай подробностей конкретных отношений конкретных людей. Чем универсальнее твой текст, тем больше людей полюбят твою песню. 25. Ну и последнее. Раньше мы жили в другой стране. Раньше был СССР. Раньше был Цензурный комитет, или как там он назывался. Эта организация, помимо того, что рьяно блюла социалистические устои и завоевания, выполняла еще одну очень полезную функцию. Следила за чистотой русского языка. Эта организация внушала страх всем, кто даже косвенно был связан с культурой. И эта организация никогда не допустила бы появления на государственной эстраде элементарных ляпов, вычурного бреда, кособоких формулировок… При этой организации ни одна сильная и смелая лебедь не становилась бы на крыло, как бы ей того ни хотелось. Потому что на крыло встают. А становятся – безграмотными дилетантами, не заметившими и пропустившими подобный ляп. Будь внимательнее к языку, на котором пишешь. Это наш язык. А он ошибок не прощает. Структура текста хитовой песни должна быть такой: 1. Первый куплет. Интродукция. Объяснение: почему, где, что. С первых слов должно быть понятно настроение героя / героини и всей песни. 2. Припев. РЕШЕНИЕ. Выход из тупика, призыв к действию, перемена ситуации, перелом. 3. Второй куплет. Конфликт. Было так, но почему-то стало иначе. Было хорошо, стало плохо. Проблема. Герой встает перед выбором. Конфликт. 4. Бридж (если есть). Усиление конфликта. Резюмирование всего вышесказанного. 5. Куплет 3. Результирующий. Что стало после слов припева. Что теперь будет. Все улучшилось (или улучшится). Выход из конфликта. Наиболее распространенные ошибки при написании песенных текстов 1. Несоответствие ритма / размера текста музыке. Внимание! Это происходит в 99% случаев. Игнорировать этот пункт нельзя ни при каких обстоятельствах. 2. «Притянутая за уши» рифма. Не рифмуй ботинок с полуботинком. Ты же не Стас Михайлов. Ни в коем случае не рифмуй "я шел к тебе" с "я шел к тебе". Это – повтор, а не рифма. 3. Использование «заезженных» слов: нежность, любовь, поцелуй, душа, облака и т.д. Старайся быть оригинальным. Не хватает оригинальности – послушай Земфиру. А вообще – начни читать книжки. 4. Работа над текстом без привязки к исполнителю, его образу и стилю. Расписной рэпер вряд ли убедительно споет патриотическую песню. Белокурая тоненькая девочка с ангельским лицом будет нелепо звучать в песне от лица взрослой стервы. Интеллигентный романтик не должен петь откровенных песен о сексе. 5. Отсутствие конфликта: текст «ни о чем». Помни: содержание песни должно формулироваться одной фразой. Четко и без вариантов. Если эта фраза не "читается" сама собой, текст никуда не годится. 6. Отсутствие в припеве смыслового центра композиции. Куплеты – это всего лишь разъяснение содержания припева. Основа песни всегда – припев. Написал хороший припев – у тебя уже есть песня. 7. Невозможность коротко пересказать содержание текста. В каждой фразе старайся использовать нестандартный образ, благодаря которому песню будут запоминать. "Хочешь сладких апельсинов..." До этого апельсины не встречались мне ни в одной песне. Ярко? Куда уж ярче! 8. Отсутствие центрального образа. Собственно, именно вокруг центрального образа собирается вся песня. Нечто должно быть выделено таким образом, чтобы всё остальное было дополнением. Можно написать про мосты, снег, дождь, используя много разных красивых слов. Но основой останутся мосты, снег и дождь. 9. Поучительная манера. Никого никогда ничему не учи. Не рассказывай слушателю, как ему следует себя вести, поступать, думать. Это довольно распространенная ошибка. Будь слушателю товарищем и другом, но не наставником. 10. Многословие. Помни, что краткость – сестра таланта. Ну и твоя сестра, разумеется. Избегай словоблудия. Ты же не Стас Михайлов! (с) Сергей Ширяев http://sergey-shirayev.livejournal.com/3176.html |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 3103 | Добавил: Алекс_Фо 05/01/14 21:54 | Автор: Сергей Ширяев |
 Всего комментариев: 2 | |||
| |||