Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления |
Новые поэтические формы: «пирожки» и «порошки» Автор: Крылова М.Н. |
Современная русская литература не является застывшим явлением, о чём свидетельствует появление не только новых талантливых авторов и произведений [1], [2], но и новых жанров, например, таких малых жанров сетевой поэзии, как «пирожки» и «порошки». «Пирожок» – это «четверостишие, написанное четырёхстопным ямбом, строчными буквами, без знаков препинания, с отсутствием явных рифм» [3]. Количество слогов по строкам пирожка: 9-8-9-8. «Порошки» появились несколько позже «пирожков», на которые очень похожи, но отличаются количеством слогов в последней строке (9-8-9-2) и наличием рифмы второй и четвёртой строк. С.Н. Петренко отмечает, что форма «порошка», «развиваясь в русле традиции жанра-предшественника, не столько усложняют его поэтику, сколько пытаются расширить его семантическое поле за счет создания провокативных текстов с более экономной и выразительной поэтической формой» [4, с. 132]. В дальнейшем анализе мы не будем отдельно рассматривать «пирожки» и «порошки», так как при некоторых различиях формы, они близки по содержанию и стилистике. В сетевых источниках достаточно строго определены требования к данным стихотворным формам, среди которых отметим: «В пирожках используются только маленькие русские буквы и пробелы. Любые другие символы запрещены. Нельзя использовать знаки препинания, дефисы. Большие буквы ВОТ ТАКИЕ запрещены. Совсем запрещены. Даже в именах собственных. Цифры прописываются буквами: не 2012, а “две тысячи двенадцать”. Скрытые слоги прописываются явно: “александыр”. Аббревиатуры прописываются с гласными: не КГБ, а “кагэбэ” не ВДВ, а “вэдэвэ” не MTV, а “эмтиви”. Можно изменять орфографию по своему желанию: ”чорный” “вобще” “пришол” “вещ” “жызынь” “ево” “литсо”. Мат не приветствуется» [3]. Сразу после появления «пирожки» и «порошки» стали невероятно популярными. Сегодня количество авторов и читателей этого типа поэзии постоянно растёт. К примеру, в социальной сети «ВКонтакте» число членов группы «Пирожки» приближается к полумиллиону, увеличиваясь на одну-две тысячи сторонников жанра в неделю. Пирожки и порошки стали таким интересным сетевым явлением, что практически сразу привлекли внимание исследователей. Публикации, посвящённые им, датируются 2012-2015 гг. М.Я. Дымарский характеризует пирожки и порошки как «упражнения в остроумии» [5, с. 387]. С.Н. Петренко рассматривает особенности их текстопорождения и специфику комического дискурса, выявляя связи данной формы сетевой поэзии «со смеховой фольклорной традицией и поэтикой абсурда и нонсенса в литературе» [4, с. 129]. Л.Е. Клемят трактует «пирожки» как явление, развивающееся в духе постмодернизма, выделяя в них следующие важнейшие черты постмодернизма: «интертекстуальность, иронию и черный юмор, креативные и игровые аспекты, апелляцию к различным художественно-историческим эпохам, взаимодействие со средствами масс-медиа» [6, с. 87]. В.Ю. Прокофьева оценивает «пирожки» как «жанровые трансформации поэтической миниатюры в непрофессиональной сетевой литературе» [7, с. 75]. Отношение к пирожкам и порошкам у исследователей разное, и не всегда положительное, к примеру, М.Я. Дымарский отмечает их пустоту и бессодержательность [5, с. 390], с чем не согласны большинство учёных, мы также согласиться не можем и попытаемся доказать свою точку зрения в ходе данного исследования. Цель данной статьи – анализ жанровых, языковых и стилистических особенностей «пирожков» и «порошков» как малых жанров сетевой поэзии с целью определения их места в системе современной русской поэзии, перспектив развития поэзии. От других поэтических жанров малые жанры отличаются в первую очередь размером. Малый объём стихотворения, по мнению С.Н. Петренко, связан с желанием автора удобно разместить текст на экране компьютера, без необходимости прокрутки [4, с. 129-130], однако, по нашему мнению, малый объём имеет скорее социальные и психологические причины. Краткость отражает ритм жизни современного человека. На создание или чтение длинного текста у языковой личности просто нет времени, и это приводит к стремлению поместить глубокую, объёмную мысль в небольшую форму. С учётом того, что краткость традиционно считается в нашей лингвокультуре «сестрой таланта», ограниченность объёма стимулирует появление действительно талантливых произведений. Кстати, в установочных публикациях для начинающих авторов малый размер не только декларируется, но и объясняется: «хороший пирожок описывает ситуацию таким образом, что у читателя возникает картинка, которая шире чем написано» [3]. На первый взгляд, авторы пирожков и порошков обычно стремятся остаться анонимными, С.Н. Петренко отмечает: «Хотя авторство в большинстве случаев указано, оно носит условный характер: автор неразличим за сетевым псевдонимом, или никнеймом» [4, с. 134]. На самом деле, никнейм много значит для жителей сети. В группе «ВКонтакте» он сопровождается гиперссылкой на страницу автора, где можно поближе познакомиться с создателем особо понравившегося стихотворения, завязать с ним личную переписку, высказать замечания и благодарности. Авторы «пирожков» и «порошков», несомненно, талантливые люди, творческие, обладающие стремлением парадоксально смотреть на мир и происходящие в нём и с ними события. О креативности, в числе прочего, свидетельствует немалое количество картинок с «пирожками» и «порошками» в виде подписей. Тематика анализируемых поэтических миниатюр разнообразна. В.Ю. Прокофьева отмечает в «пирожках» «разнообразие тем, перекликающихся с тематикой поэзии классической: тема поэта и поэзии, природы, любви, философская тематика и тексты “на злобу дня”» [7, с. 75]. Действительно, языковой личности, прибегающей к данной поэтической форме, свойственны стремление к философским размышлениям, попытки разобраться в себе, в окружающих, в мире, его устройстве, навести порядок в своих мыслях и чувствах: в дом входят будущего люди Во многих стихотворениях присутствует тема смерти, звучат же они при этом, как правило, не трагически, а юмористически: олег и смерть сошлись в неравной Смерть тесно переплетена с жизнью, трактуется как её часть, а человек, соответственно, как часть всего мира, живого и неживого: оксану посадили в парке стоит олег не шелохнется Привлекает внимание стремление авторов «пирожков» шутить над собой, рефлексировать по поводу своего участия в проекте и увлечённости им: распространенный нынче случай В стихотворениях нередко поднимаются актуальнейшие жизненные проблемы, отражающие состояние общества и место личности в этом обществе. И здесь мы имеем возможность увидеть, что сегодня более всего волнует молодого человека. Причём выясняется, что это как обыденные проблемы, к примеру, равнодушие к жизни, нежелание работать, неумение найти своё место в сложном мире: вновь безработного олега так и сложные проблемы, связанные с верой, например, с попытками найти своё осмысление религии: я не молюсь большому богу Большая часть стихотворений отражает оптимистический настрой языковой личности, её умение видеть прекрасное в мире, несмотря на все трудности: зима бежишь с горы кататься При этом даже о своих серьёзных проблемах языковая личность умеет сказать образно, лирично, показывая своё отношение к ним как к преходящим, неглавным: когда живешь не высыпаясь Одним из излюбленных авторами «пирожков» и «порошков» средств языковой выразительности является метафора: сойдутся ножницами стрелки Сравнение же представляется для стиля «пирожков» и «порошков» слишком простым средством, и обычно плавно «перетекает» в метафору, углубляется последующим комментарием: сомнений нет я исписался они нас гнали словно стадо Хотя наблюдаются и стихотворения, полностью построенные на сравнении, однако при этом возможность сопоставить и найти черты сходства в различных явлениях доводит авторов до парадокса: ты как рояль аделаида Нередки в малых стихотворениях и аллюзии, отсылки к потенциально известным читателям прецедентным текстам, среди которых тексты классической литературы: свеча неровно догорала в том числе детской: куя блоху под сильной лупой советские фильмы: москва еще тогда не знала произведения русского смыслового рока: а я уже наверно умер Среди аллюзий выделяются те, которые относят к сакральным текстам, причём часто наблюдается «травестирование сакрального образа» [4, с. 130]: вы можете стать ближе к богу Ирония, юмор и, как следствие, разнообразные способы создания юмористического составляют основу «пирожков» и «порошков». Каламбур, несомненно, является главным, стилеопределяющим средством для создания маленьких стихотворений: я предлагаю мировую ремонт часов висит табличка я получая этот орден психолог мне рекомендует я облегчу твои страданья Нередки каламбуры с чёрным юмором: зухра выносит мозг олега Присутствует и фонетическая игра: ленивый мальчик александыр С целью создания юмористического авторы прибегают к приёму эмоционального и стилистического контраста: ты сделал всё чтоб я осталась Нередка в «пирожках» и «порошках» гипербола: геннадий так всего боялся Одним из жанрообразующих стилистических средств является абсурд: из шкафа ночью вышла шуба С абсурдом прекрасно сочетается (действует в его духе) такое выразительное средство, как оксюморон: в пустом концертном зале ночью Бесконечное стремление к оригинальности побуждает авторов искать всё новые способы подачи стихотворного текста, среди которых закрепились внутрисловные енжамбеманы (стиховые переносы): летят крылатые качели Есть и полностью оригинальные способы оформления стихотворения: поправиламродногожанраяпорошокписатьхотелносломанenterзападаетпробел (раз раз), и появление каждого из них может как привести к формированию ответвления внутри основной формы (как это когда-то произошло с «порошками»), так и остаться единичным. Необходимо обратить внимание на использование в «пирожках» и «порошках» нецензурной лексики. Несмотря на её присутствие, хочется отметить, что она ни в коей мере не является обязательной для жанра, определяющей его. Нецензурная лексика символизирует «дискурсивное разрушение этических норм» [4, с. 130], это своеобразная игра в области культурных, моральных, этических ценностей. При этом в установочных материалах для авторов строго указано, что не рекомендуется «использовать мат не к месту» [3]. А наши наблюдения за творческой деятельностью авторов маленьких стихотворений на протяжении нескольких месяцев показали снижение количества обсценной лексики и вульгаризмов. Возможно, это как-то связано с деятельностью модераторов, однако скорее мы имеем дело с положительной языковой тенденцией. «Пирожков» и «порошков» с сюжетами на грани приличия, да и несколько за гранью, меньше не стало, однако языковая личность стремится выразить ту же мысль, которая могла бы быть выражена нелитературно, с помощью цензурных слов: угомонитесь анатолий Отдельного слова заслуживает орфографическая и пунктуационная свобода «пирожков» и «порошков», вернее свобода авторов и, как результат, их произведений от орфографических и пунктуационных правил. По мнению С.Н. Петренко, «намеренный уход от использования знаков препинания снимает “излишнюю” патетику текста. С помощью этого приема усиливается комический эффект» [4, с. 132]. Среди комментариев данного правила в интернете встречается мысль, причём и со стороны читателей, и со стороны авторов, о том, что стихотворение гораздо лучше выглядело и воспринималось бы, оформленное по законам русского письма. Однако правило есть правило, и нарушать его никто из новых, молодых авторов не пытается. Можно предположить причину его появления в самом начале становления поэтической формы. Скорее всего, неуверенные в своей грамотности авторы (они ведь не являются профессиональными поэтами, не имеют филологического образования, а редакторов при данной форме публикации не предусмотрено) отказались от правил орфографии и пунктуации именно для того, чтобы они их не стесняли. Понимая, что обязательно будут допускать ошибки и заранее их стыдясь, авторы приняли графическую свободу с готовностью и удовольствием. Сегодня можно сказать о двух противоположных следствиях данного правила. С одной стороны, многие «пирожки» и «порошки» теряют без орфографии и особенно без пунктуации часть своей экспрессивной силы: рыбалка целая наука Однако другие примеры показывают, что орфографическая и пунктуационная свобода, напротив, служит неким стилистическим средством, способом языковой игры. Стихотворение получает загадочное, непонятное с первого прочтения звучание, и отсутствие знаков препинания заставляет реципиента перечитать текст, чтобы понять его: я голубей сегодня видел То есть орфографическая и пунктуационная свобода могут стать средствами создания каламбура, обусловливая неоднозначность понимания смысла. Итак, современная языковая личность испытывает потребность в производстве и потреблении поэтических произведений, однако её привлекают необычные, новые формы. Такими популярными формами стали «пирожки» и «порошки» – четверостишья строгой стихотворной формы, свободные орфографически и пунктуационно. Авторы «пирожков» и «порошков» не являются поэтами, при этом их произведения отличаются содержательной глубиной, стилистической цельностью. Авторы демонстрируют владение многими приёмами, свойственными лучшим образцам поэтического творчества: метафорами, сравнениями, каламбурами, гиперболами, аллюзиями, абсурдом и др. Появление, успешное функционирование и высокую популярность новой малой поэтической формы сетевой поэзии, «пирожков» и «порошков», можно объяснить творческим настроем языковой личности, тягой нашего современника к поэзии, необходимостью для него выражения чувств и мыслей посредством поэтической формы. Быстрое и яркое развитие данной поэтической формы говорит о наличии потенциала у отечественного стихосложения, о том, что российская поэзия жива и способна к созданию новых форм и жанров, пусть и неожиданных, непривычных, отражающих новые тенденции жизни россиянина. Талантливость и мастерство при создании «пирожков» и «порошков» свидетельствуют о наличии у нашего современника способности к поэтическому творчеству, понимания поэзии, что сегодня, в условиях общего понижения интереса к литературе, не может не радовать. Феномен «пирожков» и «порошков» позволяет оптимистически взглянуть как на «жителя» сети, так и на будущее отечественного стихосложения. Библиографический список
Электронный научно-практический журнал «Филология и литературоведение» |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 3250 | Добавил: Анастасия_Гурман 26/11/15 07:00 | Автор: Крылова М.Н. |
 Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||