Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления

Эссе как жанровая доминанта новой литературной журналистики

Автор: Новиков В. И.
Аннотация
Процесс «эссеизации» литературной критики, восходящий к Серебряному веку, актуализируется в настоящее время. Развитие эссеистических форм связано с усилением творческого начала в деятельности литературных критиков разных поколений. В последнее время эссеистичность становится главным стилистическим принципом литературной журналистики всех видов, о чем свидетельствует практика многих периодических изданий. При всей плодотворности эссеистического дискурса он бывает сопряжен с опасностью упрощения и вульгаризации.


До определенной поры литературная критика трактовалась как одна из сфер литературоведения, наряду с теорией и историей литературы. Однако еще опыт Серебряного века обнаружил внутреннюю, природную связь критического сознания с творческим. Это было теоретически отрефлектировано в 1920-е гг. «Критика должна осознать себя литературным жанром прежде всего» [1] - писал в 1924 г. на страницах журнала «Жизнь искусства» Ю.Н. Тынянов. Эта декларация была подкреплена собственным критическим опытом Тынянова как автора статей «Промежуток» и «Литературное сегодня», маленьких критических заметок, подписанных псевдонимом «Ю. Ван-Везен». По сути это были эссе, радикально отличающиеся по стилю от собственно научных работ Тынянова, в частности его главного теоретического труда «Проблема стихотворного языка». Эссеистами в критике были тыняновские единомышленники: В.Б. Шкловский (легендарным стало его поэтичное эссе «Гамбургский счет») и Б.М. Эйхенбаум, одно время отстаивавший принцип «научной критики», но явивший в книге «Мой временник» яркие образы эссе.

Само слово «эссе» вошло в отечественную литературоведческую терминологию сравнительно поздно, несмотря на достаточно широкую известность в России «Опытов» (Les essays) Монтеня, давших имя жанру. В 1919 г. Блок обыгрывает в своих шуточных стихах попытку К. Чуковского ввести в оборот термин «эссейс», восходящий к английскому « essays ». Но в полный голос об эссе и об эссеистике заговорили только во времена «Оттепели», в частности после выхода книги Ю. Олеши «Ни дня без строчки».

В качестве жанрового подзаголовка слово «эссе» критиками не использовалось, тем не менее в неформальном литературном обиходе его стали применять к талантливо написанным статьям. Так, амплуа эссеиста закрепилось, например, за Л. Аннинским – критиком парадоксального склада, свободным от жесткой идеологической ангажированности, перекликающимся в отстаивании своей индивидуальной свободы с крупнейшим эссеистом Серебряного века В. Розановым. Эссеистическая манера присуща и другим ведущим критикам этого поколения, например, Ст. Рассадину, Б. Сарнову, как в их злободневно-критических выступлениях, так и в книгах о русской классике.

Распространению термина «эссе» способствовали и международные контакты отечественных литераторов. В повести Ю. Трифонова «Дом на набережной» (1976) главный герой едет в Париж на конгресс МАЛЭ (Международной ассоциации литературоведов и эссеистов). Название организации – писательский вымысел, опирающийся, однако, на реальность: существовал международный «ПЕН-Центр» (в 1989 г. в него войдет и созданный в нашей стране Русский «ПЕН-центр»). Заглавная английская аббревиатура названия этой организации складывается из первых букв слов «poet», «essayist», «novelist». Таким образом, критику, чтобы встать в один ряд с поэтами и романистами, необходимо быть эссеистом.

Сознательная ориентация на эссе как главный жанр творчества присуща таким критикам русского зарубежья, как П. Вайль, А. Генис, М. Эпштейн. Последний выступил и теоретиком жанра, введя полезный термин «эссема» (то есть «многозначная, а не строго научная идея, облеченная в художественную форму»). Эссеистический по преимуществу характер носят выступления литературных обозревателей радио «Свобода».

Современная литературная пресса сориентирована на эссе как на главный жанр. Она предпочитает эссе статьям-трактатам, выдержанным в академическом стиле. Для редакторов литературной периодики желательно, чтобы и рецензии, и обозрения, и литературные портреты носили эссеистический характер, то есть были написаны разговорным языком, со свободным переходом от темы к теме, остроумно, с элементами и словесной игры.

По этой причине эссеистическая доминанта обнаруживается в работе практически всех ведущих литературных обозревателей нашего времени – независимо от возраста, от идеологических и эстетических пристрастий. В эссеистической манере работают П. Басинский («Российская газета»), Л. Данилкин («Афиша»), М. Кучерская («Ведомости»), К. Мильчин («Русский репортер»), А. Немзер («Время новостей», «Московские новости»). Л. Новикова («Коммермсантъ», «Известия») и др. Само амплуа литературного колумниста в сегодняшних СМИ подразумевает именно эссеистический способ выражения мысли. Привлекательность эссе для прессы состоит в том, что этот жанр требует одновременно стилистического изящества и смысловой внятности. Эссе может сочетать глубину с доступностью широкому читательскому кругу.

Жанр эссе получает все более широкое распространение в «толстых» литературных журналах. В петербургской «Звезде» существует регулярная рубрика «Эссеистика и критика».

Торжество эссеистического жанра зафиксировано в «Википедии»: «Литературно-критические оценки современных критиков, как правило, воплощаются в разновидности жанра эссе» [2]. Формулировка стилистически не безупречна, но по сути верна: у эссе потенциальное множество разновидностей, этот жанр противится канонизации и стандартизации.

Нельзя не отметить, что порой под видом эссеистики в литературную прессу проникают расхлябанность языка и безответственность мысли, дешевая скандальность. Иногда эссеистические с виду писания сводятся к общим рассуждениям о литературе при отсутствии информационной фактуры: писательских имен, названий произведений, примеров и цитат. «Взгляд и нечто» - так еще Грибоедов определил квазиэстетические опусы, становящиеся балластом литературной журналистики.

Главное достоинство эссе как жанровой формы – внутренняя свобода и открытость по отношению ко всем иным жанрам и стилям. Эссеистический дискурс в литературной критике плодотворен тогда, когда он органично включает в себя аналитику, когда он обогащен публицистическими обертонами. При этом условии ему суждена долгая жизнь.
---------

1. Тынянов Ю.Н. Литературная эволюция. Избранные труды. М., 2002. С. 390.
2. Эссе // http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D1%81%D1%81%D0%B5


© Новиков Владимир Иванович
доктор филологических наук, профессор кафедры литературно-художественной критики факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, novikovu@yandex.ru

http://www.mediascope.ru/node/1116

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 764 | Добавил: Алекс_Фо 13/10/19 20:05 | Автор: Новиков В. И.
Загрузка...
 Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]