Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления |
Жанры современных сетевых краткостиший: пирожки, порошки, депрессяшки Автор: Михаил Кожин |
сестра таланта это краткость хотел воскликнуть лев толстой но что то изнутри шепнуло постой …..© шаг За последние три десятилетия повседневная жизнь изменилась неузнаваемым образом. Развитие электронных средств коммуникации привело с одной стороны к лавинообразному возрастанию информационного потока, с другой − к смещению сферы общения в виртуальное пространство (социальные сети, блоги). Всё это благоприятствовало появлению так называемого «клипового мышления» − способности воспринимать информацию как калейдоскопическую смену осколков фактов и событий и строить своё представление о мире из мозаики коротких ярких образов. Новый способ мышления дал зелёный свет кратким литературным жанрам, где автор не растекается мысью по древу, а в нескольких строках рождает целостную ёмкую картину. Так в конце 90-х в рунете начали появляться японские трёхстишия − хайку, быстро завоевавшие популярность в поэтической среде. Однако, не всех полностью устраивала эстетика хайку: отсутствие рифмы и ритмического строя шло вразрез с отечественными канонами стихосложения, а эмоциональная отстранённость автора от сюжета, казалось, противоречила самому духу русской поэзии, где во главу угла ставились личные переживания автора, его ощущения от окружающего мира. И в середине нулевых в интернет-пространстве из сообщества hokku.ru выделились авторы, начавшие экспериментировать с русскими краткостишиями, в которых приветствовались и поощрялись многие литературные приёмы, в хайку нежелательные, а порой и недопустимые. В ходе экспериментов начала набирать популярность стихотворная форма, названная «пирожками». Желающих узнать подробную историю возникновения и развития жанра отсылаю к первоисточнику − статье на сайте perashki.ru/info/History. Если хайку можно сравнить с поляроидными фотоснимками, где автор лишь останавливает мгновение, не внося искажения в ткань реальности, то пирожки – это этюды художника-экспрессиониста, яркими мазками кисти придающего реальности узнаваемые, но гротескные и эмоционально насыщенные черты. Но есть и то, что их объединяет: неординарный взгляд на обыденные ситуации и лаконичность формы стиха, оставляющая место недосказанности, дающей возможность читателю самому мысленно разворачивать развитие сюжета. Довольно скоро из пирожков вычленились дочерние краткостишия − «порошки» и «депрессяшки», обретшие самостоятельность, но не утратившие идейную связь с прародителем. Познакомимся с ними, собрав часть лучших образцов в мини-антологию. Оригиналы большинства стихов позаимствованы с сайта poetory.ru, являющегося мощным аккумулятором произведений этих жанров в интернете. Часть 1. ПИРОЖКИ стих пирожок всегда без рифмы а также без заглавных букв в нём знаков препинанья нету а есть лишь юмор ритм и ямб …..© Бойко Алексей Пирожки представляют собой нерифмованные катрены (законченные четверостишия). Вот слегка сокращённый рецепт их приготовления от автора приведённого эпиграфа: 1. Выуживаем из глубин подсознания оригинальную идею. 2. Добавляем к идее перцу и соли по вкусу. Соль лучше добавлять в конец стишка-пирожка. 3. Отсекаем от нашей идеи всё лишнее, чтобы она уместилась в 34 слога. 4. Могучим четырёхстопным ямбом втаптываем получившиеся слоги в четыре строки. В первую и третью строки щедро сыпем по девять слогов, во вторую и четвертую − по восемь. Ни в коем случае не наоборот. 5. Удаляем из почти готового стишка-пирожка случайно затесавшиеся туда заглавные буквы. 6. Проделываем аналогичную операцию со знаками препинания, если они вкрались по недосмотру в текст пирожка. Занесённые Розенталем в Красную книгу вопросительный и восклицательный знаки также безжалостно выпалываем вместе с дефисами, кавычками, скобками. Должны остаться только буквы. 7. Стишок-пирожок почти готов. Если в нём нет ни одной рифмы, вспоминаем, что пирожки тем и хороши, что можно не задумываться о рифмах. 8. Внимательно читаем получившийся стишок-пирожок. 9. Если получившийся пирожок вызывает лишь вздох разочарования, безжалостно выкидываем его в ведро и возвращаемся к пункту 1. 10. Если же после прочтения стишка-пирожка на лице появляется довольная улыбка — смело угощаем этим пирожком всех, до кого только сможем дотянуться. Кратко резюмируя, формальные правила достаточно жёсткие. Строгая слоговая форма: четырёхстопный ямб 9-8-9-8; непременное отсутствие рифм, заглавных букв, цифр (прописываются словами) и любых знаков препинания – даже дефисов, что вынуждает авторов нарушать правила словообразования и писать такие слова либо раздельно, либо слитно (както, когда нибудь). Добавим к этому обязательное озвучивание всех сокращений: не смс, ГИБДД, и т.д., а эсэмэс, гибэдэдэ, и тэ дэ, что связано со счётом слогов. Но, наряду с ограничениями, допускаются и грамматические послабления: разрешается писать не по нормативам русской грамматики, а по произношению, если того требует размер (например, «вапще» вместо «вообще»). По большому счёту, орфография здесь – личное дело каждого автора, иные сознательно идут на нарушение правил: пишут, к примеру, «чорный», «жырный», объясняя это большей эмоциональной насыщенностью – дескать, так выглядит чернее и жирнее. Все эти ограничения и послабления создают благоприятную среду для своеобразной имитации устной речи – так называемой «спонтанной письменной речи», характерной для языка сетевых сообществ. Намеренный уход от норм орфографии и пунктуации, используемый в русской поэзии ещё со времён футуристов, с одной стороны снимает излишнюю патетику текста, усиливая комический эффект, с другой − служит стилистическим средством, способом языковой игры, лингвистических шалостей. Помимо формальных критериев, существуют жанровые особенности, так называемый «пирожковый дух». Если сравнить пирожковую поэзию с жанрами живописи, ближе всех встанут фовизм, сюрреализм и магический реализм. «Выпечка» пирожков представляет собой интеллектуальную игру с вовлечением в неё читателя, а готовое литературно-кулинарное изделие предстаёт перед нами в виде философско-бытовых зарисовок, щедро сдобренных юмором − от лёгкой воздушной улыбки до беспощадного стёба, а также всевозможными аллюзиями, игрой слов и иррационализмом, вплоть до лёгкой неадекватности. Игра в пирожки − отличный способ для творческих людей восстановить связь со своим «внутренним ребёнком» и хотя бы на время освободиться от шаблонов и условностей общества, взглянув на них через призму иронии, метафор и гротеска. Об инструментах творческой кухни будет рассказано позднее, в главе про порошки, а пока предлагается самостоятельно попробовать ассорти из пирожков. Их начинка практически на любой вкус: это возможность высказаться о любой волнующей автора проблеме − о работе и семье, о политике и футболе, о башмаках и сургуче, о королях и капусте. Большой пласт пирожков посвящён философии жизни «маленького человека», с его житейскими ситуациями, душевными переживаниями и своим собственным взглядом на мир: на покосившемся заборе семён напишет слово жук и детям почитать не стыдно и взрослым пища для ума …..© sometimer как только в фотоаппарате совсем кончается заряд так обязательно навстречу бежит нудистка или лось …..© cosel noster олег уволился с работы душа полна различных чувств как будто прямо с шеи камень упал на палец на ноге …..© мЫколус глеб управляет президентом особенно по выходным то громче сделает то тише то выключит на полчаса …..© 0331 олег приходит в галерею а там малевича квадрат видать ещё не загрузилась картина думает олег …..© Сыр я продал старые рисунки и дачный домик в бологом и этого хватило ровно на девятьсот пятнадцать роз …..© tolegor в углу стоять ужасно скучно но если взять карандаши то на обоях можно маму с собой в углу нарисовать …..© dingo своё заветное желанье глеб повторил сто раз подряд ващето надо было триста но он на сотом расхотел …..© Мурка бердымурат из байконура весь день стрижёт траву в москве и снится рокот космодрома ночами тёмными ему …..© Сыр олег безмолвно наблюдавший сквозь запылённое стекло узнал за вечер всё что нужно про жизнь солёных огурцов …..© Дмитрий Васильев Авторы любят помещать своих персонажей в неожиданные, а порой даже фантастические ситуации, подчёркивая изначальную иррациональность окружающего мира, в противовес навязываемому обществом рационализму: в гермотрусах и гермошлеме выходит утром космонавт дымится в тюбике какао и вакуум вокруг так свеж …..© moroz купил ночное небо в звёздах и луг некошеной травы цыган добавили бесплатно они по акции идут …..© Хобот Точный зимой под утро пьяный дворник пугает стайки мирных душ что прячась в спешке надевают хозяев сонные тела …..© никоролева кондуктор высадил олега за неоплаченный проезд в открытый грунт за остановкой удобрил сверху и полил …..© бес я думал что в раю зануды и нет нормальных пацанов а здесь из под одной варшавы четыре танковых полка …..© псл кабина боевого лифта лифтёр подтянут и суров медаль на кожаной тужурке за штурм седьмого этажа …..© Кошкин биг мак картофель фри и кола все верно подтвердил олег и джинн немного удивившись желания осуществил …..© Vo_One в египте ольга и виталий на ужин выбрали себе салат из карпов и каспаров филе морских гребенщиков …..© zlobins висит на сцене в первом акте бензопила ведро и ёж заинтригован станиславский боится выйти в туалет …..© nik-aragua в иллюминатор постучали гагарин вздрогнул побледнел и по инструкции три раза прочёл двенадцатый псалом …..© Sansonnet зима пришла в картонный город пошел обильный пенопласт и пленкой полиэтилена к утру подернулась река …..© бес пришла весна и наши танки стоят без гусениц опять а в небе весело порхает армада бабочек стальных …..© Спектор Любят авторы предаться в пирожках и философским размышлениям о высоких материях − правда, материи выглядят пёстрыми, а мир, сшитый из них, похож на шапку с бубенцами: бог не помыл пробирку на ночь к утру в ней появилась жизнь и даже сорок дней под краном ее не смыли до конца …..© Lena Ginzburg бог создал труд и обезьяну чтоб получился человек а вот пингвина он не трогал тот сразу вышел хорошо …..© the axy когда господь придумал время его вдруг стало нехватать тогда господь придумал вечность а время людям подарил …..© kingpest стоит табличка край вселенной а за табличкой пустота лишь вдалеке у горизонта мигает вывеской ашан …..© Покемон вы можете стать ближе к богу сказал архангелам исус а то те трое в белых рясах не попадают в объектив …..© макс колесник muzz djfedos из глубины с тобою смотрим на небо скованное льдом и ктото пьяный чертыхаясь нам бурит новую звезду …..© road-man бог пишет птицами на небе и листьями на мостовой но мы с тобой уже не помним что значат это письмена …..© 0331 продам суровую реальность куплю прекрасную мечту но корешки товарных чеков на всякий случай сохраню …..© MarkII Как говорил Фрейд, миром правят Эрос и Танатос, и вся наша жизнь − это борьба между ними. Авторы пирожков не обходят стороной и эти две фундаментальные темы, но смотрят на них с обратной стороны подзорной трубы, в свете чего те начинают выглядеть комично и как бы не всерьёз: давайте трахаться почаще кричал на площади илья а люди шли не глядя мимо но каждый думал а давай …..© karim-abdul аркадий опытный электрик он не берется никогда двумя руками за две сиськи когда они оголены …..© Поэт Пирожков взяв в руку член вениамина тамара сразу поняла что больше никогда не сможет без слёз смотреть на вермишель …..© Zinаid минет для мужа из хургады спешит оксана довезти но рейс задержан и подарок остался в аэропорту …..© zajushka алё вы смерть по телефону вобщето нет но ради вас готова сделать исключенье представьте питер гололёд …..© shuvovse зачем вам фёдор табуретка возьмите лучше венский стул и хоть в последние минуты не экономьте на себе …..© dingo почтенный старый математик среди могил бредет ворчит элементарные задачи здесь минус сорок например …..© karim-abdul старушка прямо с сенокоса зашла сыночка повидать ну кто же знал что в той палате такие мнительные все …..© Дей Выбор лирического героя для пирожка ограничен лишь фантазией автора, и на эту роль могут быть приглашены не только люди, но и животные, неодушевлённые предметы и даже абстрактные понятия: пингвин бобру твердил про море про льды про мачты кораблей бобр вяло слушал но про мачты просил подробней рассказать …..© ethopmevoila глядит унылая креветка питаясь падалью на дне как в вышине парят селёдки расправив гордо плавники …..© Sansonnet жевала в темном трюме крыса большой трансгенный апельсин еще не зная что дворняжки ей будут лапу подавать …..© Итальянка за шкафом пыльная розетка мечтала девятнадцать лет о белом штепселе и стержнях входящих в узкие пазы …..© Filcherbobers шнурки вели себя развязно в маршрутке душной на полу плели интриги волочились цеплялись к дамским каблукам …..© Михаил Гаевский отряд останкинских пельменей я по тревоге поднял в ночь скомандовал им погруженье затем готовность семь минут …..© MaxFactor две параллельные прямые живут в эвклидовом мирке и бегают пересекаться в мир лобачевского тайком …..© ironichna-osoba веду здоровый образ жизни я за собой на поводке он упирается и плачет не хочет в бар со мной идти …..© Елена Литвинова Не только стрессы и проблемы давят на авторов − не обходят их стороной романтика и позитив, восхищение красотой окрущающего мира, переполняющее чувство радости от жизни, светлые ностальгические воспоминания − и тогда рождаются лирические строки: давай сыграем в снег и питер я буду падать не спеша и сразу таять прикоснувшись к твоим горячим площадям …..© Л.М. когда колючим мокрым снегом твой дом по крышу заметет я загляну на запах кофе через чердачное окно …..© жывотное навылет журавлиным клином прошит осевший горизонт течет из раны терпким соком густой гранатовый закат …..© макс колесник дождливой чорною собакой на город опустилась ночь и леденцы горящих окон слизала мокрым языком …..© tolegor ходили волны по квартире сметали пыль со всех шкафов повсюду раскрывали окна на кухне жарили блины …..© cindy в густом дыму от самовара висели пчёлы и луна и тёк как старое варенье забытый медленный фокстрот …..© Умная Маша а вы смогли бы взять за руку чужой простывший океан и отвести к себе на кухню и чаем греть его медуз …..© estь давайте подморозим море чтоб там с обратной стороны могли дельфины в лунном свете кататься на морских коньках …..© BobZ мы называем ностальгией обычный доплеровский сдвиг вносящий розовый оттенок в далёкий серый школьный день …..© phort когда утихнут разговоры я вновь проникну в старый дом и буду слушать южный ветер на пыльном темном чердаке …..© дядюшКаа Часть 2. ПОРОШКИ люблю в калейдоскопе мозга играть стекляшками словес и отбирать для вас скриншоты чудес …..© Олег Олег Дальнейшее развитие пирожкового жанра привело к вычленению из него независимого поджанра – «порошков». Порошок представляет собой ямбическое четверостишие с усечённой последней строкой: 9-8-9-2. Всё-таки не может русский поэт жить без рифмы, поэтому вторая и четвёртая строки порошка обязательно рифмуются, первая и третья – как правило нет, но оставляются на усмотрение автора. Все остальные правила (отсутствие заглавных букв, цифр и знаков препинания) – сохранились как у пирожков. По сравнению с пирожковой ритмикой, достаточно плавной и текучей, рубленый ритм последней строки добавляет в порошок порцию адреналина, а сокращённое в ней же количество слогов повышает информационную плотность стиха. Юмор, словесная эквилибристика, смелость фантазии, иррационализм и сюрреализм, присущие пирожкам, в порошках проявляются в ещё большей степени. Вот примерный рецепт порошкового коктейля: взять житейскую ситуацию, слегка приправить философией, щедро плеснуть иронии, немного романтики по вкусу, пару капель сюрра для остроты ощущений, смешать, но не взбалтывать. В процессе сочинения порошков автор ещё глубже, чем в пирожках, погружается в лингвокреативную игру − игру в литературу, основанную на поиске альтернативных слов, явлений, ситуаций. В её процессе в переплетениях текста образуются новые смыслы, распознавание которых доставляет читателю как эстетическое, так и интеллектуальное удовольствие. Творческий инструментарий весьма разнообразен. Одними из любимых авторами инструментов являются игра слов, омонимия и каламбур: у сорока процентов женщин манящи сахарны уста а если всплыл на субмарине у ста …..© Нестер Пим я майский гром люблю за свежесть за жгучий страх и маету ямайский ром за те же чувства во рту …..© ЯКатюня в подвалах морга людоеды озорничают вчетвером то петь попробуют тихонько то ром …..© zlobins не доводите до кипенья есть вероятность что сбежит а то и вовсе испарится мужик …..© лыжа объединились меж собою доставка суши и воды блюдя гармонию природной среды …..© unknown сизиф лежит и отдыхает расслаблен и со всеми мил и каждый сразу понимает вкатил …..© Антон Зуев Другой эффектный инструмент представляет обыгрыш устойчивых выражений, приобретающих внезапно совсем иной смысл: юдашкин презентует форму солдаты смирно встали в ряд ну кто вне очереди хочет наряд …..© violator мясник аркадий не заметил когда на части стейк рубя он начал отдавать работе себя …..© bespamiatnyh вот ты мудила просто ходишь переставляя две ноги а президент предпринимает шаги …..© zrbvjd как завещал великий ленин на весь полночный мавзолей аж караульный стал немного седей …..© Олег Олег Неожиданный новый смысл можно отыскать и в отдельных словах, удачно жонглируя ими, перебрасывая в непривычный контекст, а то и из одной части речи в другую: в кустах ничто не изменилось и в них по прежнему как встарь кричит ночами среднерусский кустарь …..© zrbvjd я млел в объятиях возницы когда негаданно возник ея ревнивый благоверный возник …..© Нестер Пим когда идёшь чеканным шагом здоровой верною стезёй из всех углов так вкусно пахнет нельзёй …..© B0JI три музы с грохотом вломились в да винчи старенький музей и спорят кто для леонардо музей …..© stakhanoff Новый смысловой пласт может быть также вскрыт в процессе разрыва слова и переноса его части на усечённую четвёртую строку: растает август в дымке где то и венеролог моисей приступит к изученью лето писей …..© Пан дрожит труба а вместе с нею от бороды до самых стоп внутри застрявший санта клаус трофоб …..© ОК сижу один с наполеоном а были времена месье мы с ним вдвоем делили курву азье …..© unknown илья сказал на фото глядя скрыть не пытаясь свой восторг я показал бы этой влади восток …..© кама Всецело одобряется изобретение новых слов, удачно описывающих процесс или явление: ямби поэт про винни пуха муму и трёх богатырей ну а когда ямбить устанешь хорей …..© nilyin всем домом били дзенннбудиста мы спим а этот лысый хрен протяжно дзеннн по батарее и дзеннн …..© Митрий обманут нянечкой в детсаде в порыве стать сильней брюслей на завтрак переел геннадий мюслей …..© B0JI весной купи одну бутылку запрись в берёзовую сень махни прижмись стволом к затылку есень …..© Хм Удачным приёмом является эффект «обманутого ожидания», когда повествование разворачивает в самом конце ассоциативную цепочку в неожиданном направлении: пришла пора прощаться други не будет песен и вина идёт гражданская лихая жена …..© Олег Олег по наущению колдуньи царевич грянулся о грунт и в блеске молний обратился в медпункт …..© Нестер Пим в музей две пригоршни цемента пронёс в кармане штукатур и позамазывал все стыки культур …..© Znake а ежели пойдёшь со мною на сеновал то знаешь кать к твоим ногам я завтра брошу бухать …..© Олег Олег Усечённый ритм четвёртой строки вводит в соблазн оборвать фразу на полуслове, чем авторы время от времени и пользуются, вовлекая читателя в игру предоставлением ему права самому провести логическое завершение: ты обмакнёшь перо в чернила а шум осеннего дождя неторопливо продиктует мой дя …..© тры круиз шёл с блеском на рассвете так близко видели кита что в глубине зрачка читалось TITA …..© Л.М. стакан в руке в другой окурок мелькают мимо этажи а тост я помню был красивый за жи …..© volga а это что за бочка ватсон не видно надпись при луне поближе спичку поднесите огне …..© андро Но, пожалуй, одним из ведущих приёмов языковой игры является вплетение в ткань стиха так называемых «прецедентных феноменов» − аллюзий на известные читателю литературные произведения, исторические факты и события, мифологические сюжеты, высказывания и имена, вызывающие определённые ассоциации. Их переосмысление в рамках текста создаёт контраст между ожиданиями читателя, основанными на его личном опыте, и конечной реализацией, тем самым запуская механизм языковой шутки и активизируя игру в загадки в лучших традициях постмодернизма. Однако, автору приходится полагаться на широкий кругозор собеседника: существует необходимость узнавания источника, чтоб был распознан и понят смысл высказывания. Вот, к примеру, такой порошок: иван трубу изобретает чтоб приближать она могла тела небесные и просто тела …..© phort Основной комический акцент здесь делается на «многофункциональности» подзорной трубы. Но если искушённый читатель знает, что её изобретателем был голландский мастер-оптик Иоанн Липперсгей, порошок приобретает дополнительный обертон звучания. Ситуации из прецедентных текстов встречаются и обыгрываются наиболее часто. Они могут быть позаимствованы из классической литературы: ночь пагода сады фонарик бумажный светит вдалеке не наливайте больше блоку саке …..© zrbvjd левшу в деревне не любили зайдёт на чай и был таков а по избе всю ночь удары подков …..© crazy_grant & zrbvjd художественных фильмов: стыдясь врождённого изъяна дальтоник нео в мандраже глядел на пару идентичных драже …..© YanaKrilova графин лафа фреон фрилансер жираф гофра олигофрен пытался вспомнить текст боярский но хрен …..© YanaKrilova сказок: волшебник снова вынул сердце разорванное на куски и прошептал возьми ка лучше мозги …..© бочкарёв махнула мышь хвостом не зная о связи сказочных вещей а где то в замке кони двинул кощей …..© nebyxadanazzer народного фольклора: хотел в четвертый раз поручик исполнить номер свой на бис но нет ведро не удержалось обвис …..© петкутин держа большую кружку с пивом в руке запомнившей укус отведал грека прелесть мести на вкус …..© ленасть Близко по духу к прецедентным текстам стоит обыгрыш ситуаций, связанных с историческими или мифологическими персонажами: дыхнул в ладонь генсек украдкой разгладил брови вздёрнул нос ну всё подумал чаушеску взасос …..© Bruce у вас товарищ менделеев врач подытожил сняв пенсне нехватка кальция и фтора во сне …..© zub в разгаре пир рекою льётся в стаканы свежая вода все на спасителя косятся когда …..© metafola стрельцам советуют планеты быть осторожными с утра особенно остерегаться петра …..© Akril Бывает и так, что персонаж не называется напрямую, а стоит за кадром и ждёт, когда читатель раскроет его инкогнито: один художник сокрушался как медленно текут часы другой взял кисти усмехнувшись в усы …..© тодибо Культурные традиции также могут выступать в роли прецедентных феноменов: у нас не мордой по асфальту а свежей прелестью ланит о петропавловский культурный гранит …..© zrbvjd гвоздь туристической программы мы оставляем на потом и угостим всех нашим тульским кнутом …..© rybocop Особый интерес вызывают ситуации, когда в пределах четырёх строк скрещиваются сразу несколько сюжетов из разных источников, порождая смысловую игру. Иногда автор сталкивает друг с другом реальных знаменитых людей, создавая гротескный вариант исторических анекдотов: тебе адольф не быть великим сказал он глядя на мольберт всё относительно запомни альберт …..© stakhanoff пришёл бетховену по почте какой то странный коробок с письмом дарю тебе нужнее ван гог …..© Алексай эйнштейн к малевичу в квартиру проник с улыбкой на лице и на квадрате накалякал эм цэ …..© Лось Иноостровский давай как авторы котлеты войдем в анналы наравне толкует минин а пожарский нене …..© Нестер Пим Иногда − литературных персонажей: и вот они сошлись на рельсах под рокотание небес две роковые анны с маслом и без …..© Вороныч намазав фосфором собачку держал в болотах на цепи с тех пор как барыня сказала топи …..© андро А бывает и так, что во взаимосвязь вступают ситуации из вымышленного и реального мира, размывая тем самым грань между ними: аэростаты цеппелины и гвоздь программы ле бурже последний выдох господина пэжэ …..© Вороныч с утёсом тучка ночевала а девять месяцев спустя на град челябинск обронила дитя …..© Тихомиров А в целом, в качестве прецедентных могут выступать вообще любые ситуации, представленные в виде ожидающей расшифровки лингвистической загадки: был изгнан из уютной спальни на жёсткий кухонный настил нашёл хозяйские ботинки и мстил …..© SSebastian и как то сразу расхотелось всем доказать что я герой когда за первым не раскрылся второй …..© Л.М. с одной ириской мы штурмуем через единственный проём сорокоградусную крепость втроём …..© iXtiandbIr париж сказала ты и скрылась в окне на пятом этаже а я стою и вспоминаю на же …..© тодибо Помимо лингвистических игр с прецедентными феноменами, у авторов порошков большой популярностью пользуется житейско-бытовая тематика. Берутся ситуации из повседневной жизни и рассматриваются через цветные стёклышки иронии: из ванной тапки выплывают в кастрюльке жарится бульон а николай выводит статус влюблён …..© НиРо вчера за ролик с балалайкой где голым прыгал мой дружбан я получил сто тысяч лайков и в жбан …..© intelleon ну что в лошадку наигрался чего молчишь как истукан верни скорей подковы деду в стакан …..© лыжа натуралисты отмечают слегка просроченный лосось быстрей чем свежий пролетает насквозь …..© o’negen Особое внимание уделяется сюжетам с нетривиальным течением и неожиданной развязкой: проснулся я в поту холодном и на душе скребут ежи я в мавзолей а нет всё в норме лежит …..© om137 с абсента фёдор никанорыч бывает редкостный мудак ещё с какао с лимонада и так …..© НиРо умей проигрывать голубчик сказал проктолог так нельзя и стал вытаскивать из глеба ферзя …..© seaL погиб сегодня наш учитель поев просроченной лапшы и унеся с собою тайну жы шы …..© Aкын Авторы порошков любят подчёркивать иррациональность жизни, играя со смыслами, очеловечивая неодушевлённых персонажей, вводя в ткань стиха фантастические элементы и создавая тем самым атмосферу лёгкого сюрра: на уходящий скорый поезд прицеплен медленный вагон для всех несущихся в пижамах вдогон …..© лыжа я всех оставлю без обеда сказал суровый командир и снова запихал картошку в мундир …..© раз раз_ окуклился в кусочке теста в предзимье свежий фарш мясной чтоб запорхать пельменем легким весной …..© Znake модем с седыми проводами сказал внучок не забывай нам всем когда нибудь наступит вай фай …..© Lameanata не в силах трубочист евгений забыть стремительный десант из тысяч бешеных оленей и сант …..© obriane петрович напоив пришельцев удачно смухлевал в буру и отыграл назад земную кору …..© crazy_grant Впрочем, сюрр не всегда бывает лёгким. Иногда авторы дают полную свободу своим фантазиям, достойным кисти Дали, с головой погружаясь в эстетику абсурда: полёт никколо паганини на журавле в новокузнецк сюжет раскрытый лишь в немногих из нэцк …..© Нестер Пим где взял где взял сказал аркадий салаги надо знать места и сиганул с ведром оладий с моста …..© Вороныч аркадий выскочил из шкафа во всех руках по утюгу и начал гордо не сдаваться врагу …..© горобец лосеискатель обнаружил высокий уровень лосей по двум из трех координатных осей …..© oless & горобец А иногда бывает и такое, что на душе лирическое настроение − и тогда отбрасываются в сторону и игры, и загадки, и ироничный взгляд на мир − и на лист ложатся переживания текущего момента бытия, романтических мечтаний, либо приятных воспоминаний: мосты подняв пролёты к небу впускают утренний туман и я кладу фрагмент рассвета в карман …..© Дей стрекочет зингером безумным за мкадом армия цикад как будто к небу пришивает закат © amico на мой вопрос не даст ответа молчит в объятьях тишины подброшенная ввысь монета луны …..© Татьяна Качалова а где то там гуляет вечность по млечному пути босой небрежно звёздочки срезая косой …..© shumolechka на сумрачном мольберте неба взяв кисть из огненных комет твой звёздной пылью нарисую портрет …..© Макс Колесник пройдусь по памяти рубанком шероховатости убрав так чтобы только море света и трав …..© Олег Олег допьём февраль в купе холодном прокурим ночь до самых звёзд спасибо поезд что к весне нас довёз …..© Кисычев я путешествовал по миру взяв газировки и котлет с друзьями на велосипедах в пять лет …..© stakhanoff Часть 3. ДЕПРЕССЯШКИ я круглогодично жалуюсь судьбе как межъягодично житие мое …..© gORIzONt Третьим, самым молодым жанром, отпочковавшимся от пирожков, стали депрессяшки. «Пирожковый дух» и правила написания здесь упакованы в иную форму: трёхстопный хорей с числом слогов 6-5-6-5, вторая и четвёртая строка обязательно рифмуются, первая и третья − по желанию. Изначальная сюжетная направленность их видна из названия: поэтическое уныние − возможность посетовать на несовершенство мира, посмеиваясь при этом над собой и ситуацией. Впрочем, выбор для излияния души самого «легковесного» из всех стихотворных размеров, уже свидетельствует в пользу того, что акцент будет сделан как раз на иронию и самоиронию. каждый день красиво ставлю на столе чашку депрессино банку сожеле …..© Lunnaia если присмотреться вдалеке видна туша серой птицы завтрашнего дна …..© ZAK восемь мухоморов скушала сырых жизнь дерьмо во первых вкусно во вторых …..© jordana рухнули надежды просраны мечты виноваты оба ты и снова ты …..© журкова сунул ноги в тапки левый не налез вот опять реальность с логикой вразрез …..© Таня Григорьева muzz sensata вискас валерьянкой вечером запью чтобы душу кошки не скребли мою …..© Татьяна Фахми Воздействие на психику в значительной степени зависит от погоды − отсюда в стихах нередко присутствует сезонность, что, отчасти, роднит их с хайку: осень в небе тучки солнца по чуть чуть хочется на ручки водки и уснуть …..© Sansonnet в октябре все птицы на юга летят кроме двух тушёных в яблоках утят …..© Идиот все имеют хобби к ноябрю и я запишусь на курсы койки и нытья …..© ДК улыбнулось солнце минус сорок три тихо опадают с веток снегири …..© Миха весь февраль мороз мне кровь тянул из жил а теперь отборным мартом обложил …..© ОК солнышко пригрело началась жара значит о прохладе ныть уже пора …..© vsprugis Удачно вписывается в это настроение и алкогольная тема − так уж повелось, что алкоголь, как двуликий Янус, является для нас как источником душевной тоски, так и лекарством от неё: чтоб не раздавило грузом серых дней либо выпей водки либо водку пей …..© estь muzz Мел на площадке детской средь ночной тиши я да гусь жатецкий больше ни души …..© Андрей Валерьевич выслушав советы гада сомелье я с утра очнулся мордой в оливье …..© МихФед не пойму две вещи физику ядра и так напиваться было нахера …..© ДК Эмоциональный настрой депрессяшек словно создан для того, чтобы пофилософствовать на досуге о жизни и смерти: в ту же реку дважды ты не вступишь но вот к твоим услугам грабли и говно …..© NikK чувствую что надо поменять уже колесо сансары в шивамонтаже …..© Муррр человек был создан для хороших дел но с короткой жизнью чтобы не успел …..© Drye расплескался жизни жертвенный сосуд и пустую тару четверо несут …..© Бурушка На вспаханном поле душевных переживаний активно всходят ростки чёрного юмора: шла кардиограмма игоря домой и устав решила срезать по прямой …..© Gena_ впереди камаза выросла сосна и прервала фазу медленного сна …..© Вороныч надо мною ветры вьюги кружева и земли три метра ладно ладно два …..© ДК видя ваши лица думаю эге зря я к вам припёрся с биркой на ноге …..© СапсанOff я картошку чистя думаю разок хоть комуто можно вырезать глазок …..© perfecihuist мы станок включили просьбе вопреки больше нам василий не подаст руки …..© настя капитан от рома стал чуть чуть добрей даже двух матросов снять позволил с рей …..© Sansonnet вижу что не врёте говорит палач эй подручный ногти вклей и вновь залачь …..© KoRBez Впрочем, аутентичный настрой ироничной грусти не всегда выдерживается авторами, и тогда стих приобретает типовой пирожково-порошковый характер комического обыгрывания житейских ситуаций: лять сказал курчатов чтож я сделал лять и давай обратно атом защеплять …..© Заринка боря моисеев во дворе орал кто запарковался тут как натурал …..© Миха над рекой в деревне обвалился мост лайками поможем сделаем репост …..© КВ яхты в монте карло погубил пожар и в россии сразу газ подорожал …..© Доцент счёт оксана знает с очень малых лет восемь девять десять дама туз валет …..© КВ вот лювак малайский проживет не зря он хотя бы кофе производит сря …..© Hippy капучино с пенкой любит хипстер стас для бариста это плюнуть пару раз …..© Анна Бордиловская крокодил напрасно уползает в тень я уже решила сумка и ремень …..© Пи выпили всего то грамм по пятьдесят а трусы на люстре до сих пор висят …..© борго на восьмое марта я тебе дарю то что ты получишь только к декабрю …..© OvT Подытоживая впечатления от всех видов рассмотренных краткостиший, видим, что полёту авторской фантазии не препятствуют никакие ограничения, помимо того, что в стихе непременно должна присутствовать изюминка, в полном соответствии с правилом: «все жанры хороши, кроме скучного». Активное распространение пирожков, порошков и депрессяшек в творческой сетевой среде демонстрирует потенциал отечественного стихосложения, способность к созданию новых поэтических форм, пусть и несколько непривычных, но ярко и успешно отражающих грани современной жизни. © Михаил Кожин |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 2069 | Добавил: Алекс_Фо 20/01/20 09:03 | Автор: Михаил Кожин |
 Всего комментариев: 0 | |