Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления

Жанры современных сетевых краткостиший: пирожки, порошки, депрессяшки

Автор: Михаил Кожин
сестра таланта это краткость
хотел воскликнуть лев толстой
но что то изнутри шепнуло
постой

…..© шаг


За последние три десятилетия повседневная жизнь изменилась неузнаваемым образом. Развитие электронных средств коммуникации привело с одной стороны к лавинообразному возрастанию информационного потока, с другой − к смещению сферы общения в виртуальное пространство (социальные сети, блоги). Всё это благоприятствовало появлению так называемого «клипового мышления» − способности воспринимать информацию как калейдоскопическую смену осколков фактов и событий и строить своё представление о мире из мозаики коротких ярких образов. Новый способ мышления дал зелёный свет кратким литературным жанрам, где автор не растекается мысью по древу, а в нескольких строках рождает целостную ёмкую картину.

Так в конце 90-х в рунете начали появляться японские трёхстишия − хайку, быстро завоевавшие популярность в поэтической среде. Однако, не всех полностью устраивала эстетика хайку: отсутствие рифмы и ритмического строя шло вразрез с отечественными канонами стихосложения, а эмоциональная отстранённость автора от сюжета, казалось, противоречила самому духу русской поэзии, где во главу угла ставились личные переживания автора, его ощущения от окружающего мира. И в середине нулевых в интернет-пространстве из сообщества hokku.ru выделились авторы, начавшие экспериментировать с русскими краткостишиями, в которых приветствовались и поощрялись многие литературные приёмы, в хайку нежелательные, а порой и недопустимые. В ходе экспериментов начала набирать популярность стихотворная форма, названная «пирожками». Желающих узнать подробную историю возникновения и развития жанра отсылаю к первоисточнику − статье на сайте perashki.ru/info/History.

Если хайку можно сравнить с поляроидными фотоснимками, где автор лишь останавливает мгновение, не внося искажения в ткань реальности, то пирожки – это этюды художника-экспрессиониста, яркими мазками кисти придающего реальности узнаваемые, но гротескные и эмоционально насыщенные черты. Но есть и то, что их объединяет: неординарный взгляд на обыденные ситуации и лаконичность формы стиха, оставляющая место недосказанности, дающей возможность читателю самому мысленно разворачивать развитие сюжета. Довольно скоро из пирожков вычленились дочерние краткостишия − «порошки» и «депрессяшки», обретшие самостоятельность, но не утратившие идейную связь с прародителем. Познакомимся с ними, собрав часть лучших образцов в мини-антологию. Оригиналы большинства стихов позаимствованы с сайта poetory.ru, являющегося мощным аккумулятором произведений этих жанров в интернете.


Часть 1. ПИРОЖКИ

стих пирожок всегда без рифмы
а также без заглавных букв
в нём знаков препинанья нету
а есть лишь юмор ритм и ямб
…..© Бойко Алексей

Пирожки представляют собой нерифмованные катрены (законченные четверостишия). Вот слегка сокращённый рецепт их приготовления от автора приведённого эпиграфа:

1. Выуживаем из глубин подсознания оригинальную идею.
2. Добавляем к идее перцу и соли по вкусу. Соль лучше добавлять в конец стишка-пирожка.
3. Отсекаем от нашей идеи всё лишнее, чтобы она уместилась в 34 слога.
4. Могучим четырёхстопным ямбом втаптываем получившиеся слоги в четыре строки. В первую и третью строки щедро сыпем по девять слогов, во вторую и четвертую − по восемь. Ни в коем случае не наоборот.
5. Удаляем из почти готового стишка-пирожка случайно затесавшиеся туда заглавные буквы.
6. Проделываем аналогичную операцию со знаками препинания, если они вкрались по недосмотру в текст пирожка. Занесённые Розенталем в Красную книгу вопросительный и восклицательный знаки также безжалостно выпалываем вместе с дефисами, кавычками, скобками. Должны остаться только буквы.
7. Стишок-пирожок почти готов. Если в нём нет ни одной рифмы, вспоминаем, что пирожки тем и хороши, что можно не задумываться о рифмах.
8. Внимательно читаем получившийся стишок-пирожок.
9. Если получившийся пирожок вызывает лишь вздох разочарования, безжалостно выкидываем его в ведро и возвращаемся к пункту 1.
10. Если же после прочтения стишка-пирожка на лице появляется довольная улыбка — смело угощаем этим пирожком всех, до кого только сможем дотянуться.

Кратко резюмируя, формальные правила достаточно жёсткие. Строгая слоговая форма: четырёхстопный ямб 9-8-9-8; непременное отсутствие рифм, заглавных букв, цифр (прописываются словами) и любых знаков препинания – даже дефисов, что вынуждает авторов нарушать правила словообразования и писать такие слова либо раздельно, либо слитно (както, когда нибудь). Добавим к этому обязательное озвучивание всех сокращений: не смс, ГИБДД, и т.д., а эсэмэс, гибэдэдэ, и тэ дэ, что связано со счётом слогов.

Но, наряду с ограничениями, допускаются и грамматические послабления: разрешается писать не по нормативам русской грамматики, а по произношению, если того требует размер (например, «вапще» вместо «вообще»). По большому счёту, орфография здесь – личное дело каждого автора, иные сознательно идут на нарушение правил: пишут, к примеру, «чорный», «жырный», объясняя это большей эмоциональной насыщенностью – дескать, так выглядит чернее и жирнее.

Все эти ограничения и послабления создают благоприятную среду для своеобразной имитации устной речи – так называемой «спонтанной письменной речи», характерной для языка сетевых сообществ. Намеренный уход от норм орфографии и пунктуации, используемый в русской поэзии ещё со времён футуристов, с одной стороны снимает излишнюю патетику текста, усиливая комический эффект, с другой − служит стилистическим средством, способом языковой игры, лингвистических шалостей.

Помимо формальных критериев, существуют жанровые особенности, так называемый «пирожковый дух». Если сравнить пирожковую поэзию с жанрами живописи, ближе всех встанут фовизм, сюрреализм и магический реализм. «Выпечка» пирожков представляет собой интеллектуальную игру с вовлечением в неё читателя, а готовое литературно-кулинарное изделие предстаёт перед нами в виде философско-бытовых зарисовок, щедро сдобренных юмором − от лёгкой воздушной улыбки до беспощадного стёба, а также всевозможными аллюзиями, игрой слов и иррационализмом, вплоть до лёгкой неадекватности. Игра в пирожки − отличный способ для творческих людей восстановить связь со своим «внутренним ребёнком» и хотя бы на время освободиться от шаблонов и условностей общества, взглянув на них через призму иронии, метафор и гротеска.

Об инструментах творческой кухни будет рассказано позднее, в главе про порошки, а пока предлагается самостоятельно попробовать ассорти из пирожков. Их начинка практически на любой вкус: это возможность высказаться о любой волнующей автора проблеме − о работе и семье, о политике и футболе, о башмаках и сургуче, о королях и капусте.

Большой пласт пирожков посвящён философии жизни «маленького человека», с его житейскими ситуациями, душевными переживаниями и своим собственным взглядом на мир:

на покосившемся заборе
семён напишет слово жук
и детям почитать не стыдно
и взрослым пища для ума
…..© sometimer

как только в фотоаппарате
совсем кончается заряд
так обязательно навстречу
бежит нудистка или лось
…..© cosel noster

олег уволился с работы
душа полна различных чувств
как будто прямо с шеи камень
упал на палец на ноге
…..© мЫколус

глеб управляет президентом
особенно по выходным
то громче сделает то тише
то выключит на полчаса
…..© 0331

олег приходит в галерею
а там малевича квадрат
видать ещё не загрузилась
картина думает олег
…..© Сыр

я продал старые рисунки
и дачный домик в бологом
и этого хватило ровно
на девятьсот пятнадцать роз
…..© tolegor

в углу стоять ужасно скучно
но если взять карандаши
то на обоях можно маму
с собой в углу нарисовать
…..© dingo

своё заветное желанье
глеб повторил сто раз подряд
ващето надо было триста
но он на сотом расхотел
…..© Мурка

бердымурат из байконура
весь день стрижёт траву в москве
и снится рокот космодрома
ночами тёмными ему
…..© Сыр

олег безмолвно наблюдавший
сквозь запылённое стекло
узнал за вечер всё что нужно
про жизнь солёных огурцов
…..© Дмитрий Васильев

Авторы любят помещать своих персонажей в неожиданные, а порой даже фантастические ситуации, подчёркивая изначальную иррациональность окружающего мира, в противовес навязываемому обществом рационализму:

в гермотрусах и гермошлеме
выходит утром космонавт
дымится в тюбике какао
и вакуум вокруг так свеж
…..© moroz

купил ночное небо в звёздах
и луг некошеной травы
цыган добавили бесплатно
они по акции идут
…..© Хобот Точный

зимой под утро пьяный дворник
пугает стайки мирных душ
что прячась в спешке надевают
хозяев сонные тела
…..© никоролева

кондуктор высадил олега
за неоплаченный проезд
в открытый грунт за остановкой
удобрил сверху и полил
…..© бес

я думал что в раю зануды
и нет нормальных пацанов
а здесь из под одной варшавы
четыре танковых полка
…..© псл

кабина боевого лифта
лифтёр подтянут и суров
медаль на кожаной тужурке
за штурм седьмого этажа
…..© Кошкин

биг мак картофель фри и кола
все верно подтвердил олег
и джинн немного удивившись
желания осуществил
…..© Vo_One

в египте ольга и виталий
на ужин выбрали себе
салат из карпов и каспаров
филе морских гребенщиков
…..© zlobins

висит на сцене в первом акте
бензопила ведро и ёж
заинтригован станиславский
боится выйти в туалет
…..© nik-aragua

в иллюминатор постучали
гагарин вздрогнул побледнел
и по инструкции три раза
прочёл двенадцатый псалом
…..© Sansonnet

зима пришла в картонный город
пошел обильный пенопласт
и пленкой полиэтилена
к утру подернулась река
…..© бес

пришла весна и наши танки
стоят без гусениц опять
а в небе весело порхает
армада бабочек стальных
…..© Спектор

Любят авторы предаться в пирожках и философским размышлениям о высоких материях − правда, материи выглядят пёстрыми, а мир, сшитый из них, похож на шапку с бубенцами:

бог не помыл пробирку на ночь
к утру в ней появилась жизнь
и даже сорок дней под краном
ее не смыли до конца
…..© Lena Ginzburg

бог создал труд и обезьяну
чтоб получился человек
а вот пингвина он не трогал
тот сразу вышел хорошо
…..© the axy

когда господь придумал время
его вдруг стало нехватать
тогда господь придумал вечность
а время людям подарил
…..© kingpest

стоит табличка край вселенной
а за табличкой пустота
лишь вдалеке у горизонта
мигает вывеской ашан
…..© Покемон

вы можете стать ближе к богу
сказал архангелам исус
а то те трое в белых рясах
не попадают в объектив
…..© макс колесник muzz djfedos

из глубины с тобою смотрим
на небо скованное льдом
и ктото пьяный чертыхаясь
нам бурит новую звезду
…..© road-man

бог пишет птицами на небе
и листьями на мостовой
но мы с тобой уже не помним
что значат это письмена
…..© 0331

продам суровую реальность
куплю прекрасную мечту
но корешки товарных чеков
на всякий случай сохраню
…..© MarkII

Как говорил Фрейд, миром правят Эрос и Танатос, и вся наша жизнь − это борьба между ними. Авторы пирожков не обходят стороной и эти две фундаментальные темы, но смотрят на них с обратной стороны подзорной трубы, в свете чего те начинают выглядеть комично и как бы не всерьёз:

давайте трахаться почаще
кричал на площади илья
а люди шли не глядя мимо
но каждый думал а давай
…..© karim-abdul

аркадий опытный электрик
он не берется никогда
двумя руками за две сиськи
когда они оголены
…..© Поэт Пирожков

взяв в руку член вениамина
тамара сразу поняла
что больше никогда не сможет
без слёз смотреть на вермишель
…..© Zinаid

минет для мужа из хургады
спешит оксана довезти
но рейс задержан и подарок
остался в аэропорту
…..© zajushka

алё вы смерть по телефону
вобщето нет но ради вас
готова сделать исключенье
представьте питер гололёд
…..© shuvovse

зачем вам фёдор табуретка
возьмите лучше венский стул
и хоть в последние минуты
не экономьте на себе
…..© dingo

почтенный старый математик
среди могил бредет ворчит
элементарные задачи
здесь минус сорок например
…..© karim-abdul

старушка прямо с сенокоса
зашла сыночка повидать
ну кто же знал что в той палате
такие мнительные все
…..© Дей

Выбор лирического героя для пирожка ограничен лишь фантазией автора, и на эту роль могут быть приглашены не только люди, но и животные, неодушевлённые предметы и даже абстрактные понятия:

пингвин бобру твердил про море
про льды про мачты кораблей
бобр вяло слушал но про мачты
просил подробней рассказать
…..© ethopmevoila

глядит унылая креветка
питаясь падалью на дне
как в вышине парят селёдки
расправив гордо плавники
…..© Sansonnet

жевала в темном трюме крыса
большой трансгенный апельсин
еще не зная что дворняжки
ей будут лапу подавать
…..© Итальянка

за шкафом пыльная розетка
мечтала девятнадцать лет
о белом штепселе и стержнях
входящих в узкие пазы
…..© Filcherbobers

шнурки вели себя развязно
в маршрутке душной на полу
плели интриги волочились
цеплялись к дамским каблукам
…..© Михаил Гаевский

отряд останкинских пельменей
я по тревоге поднял в ночь
скомандовал им погруженье
затем готовность семь минут
…..© MaxFactor

две параллельные прямые
живут в эвклидовом мирке
и бегают пересекаться
в мир лобачевского тайком
…..© ironichna-osoba

веду здоровый образ жизни
я за собой на поводке
он упирается и плачет
не хочет в бар со мной идти
…..© Елена Литвинова

Не только стрессы и проблемы давят на авторов − не обходят их стороной романтика и позитив, восхищение красотой окрущающего мира, переполняющее чувство радости от жизни, светлые ностальгические воспоминания − и тогда рождаются лирические строки:

давай сыграем в снег и питер
я буду падать не спеша
и сразу таять прикоснувшись
к твоим горячим площадям
…..© Л.М.

когда колючим мокрым снегом
твой дом по крышу заметет
я загляну на запах кофе
через чердачное окно
…..© жывотное

навылет журавлиным клином
прошит осевший горизонт
течет из раны терпким соком
густой гранатовый закат
…..© макс колесник

дождливой чорною собакой
на город опустилась ночь
и леденцы горящих окон
слизала мокрым языком
…..© tolegor

ходили волны по квартире
сметали пыль со всех шкафов
повсюду раскрывали окна
на кухне жарили блины
…..© cindy

в густом дыму от самовара
висели пчёлы и луна
и тёк как старое варенье
забытый медленный фокстрот
…..© Умная Маша

а вы смогли бы взять за руку
чужой простывший океан
и отвести к себе на кухню
и чаем греть его медуз
…..© estь

давайте подморозим море
чтоб там с обратной стороны
могли дельфины в лунном свете
кататься на морских коньках
…..© BobZ

мы называем ностальгией
обычный доплеровский сдвиг
вносящий розовый оттенок
в далёкий серый школьный день
…..© phort

когда утихнут разговоры
я вновь проникну в старый дом
и буду слушать южный ветер
на пыльном темном чердаке
…..© дядюшКаа


Часть 2. ПОРОШКИ

люблю в калейдоскопе мозга
играть стекляшками словес
и отбирать для вас скриншоты
чудес

…..© Олег Олег


Дальнейшее развитие пирожкового жанра привело к вычленению из него независимого поджанра – «порошков». Порошок представляет собой ямбическое четверостишие с усечённой последней строкой: 9-8-9-2. Всё-таки не может русский поэт жить без рифмы, поэтому вторая и четвёртая строки порошка обязательно рифмуются, первая и третья – как правило нет, но оставляются на усмотрение автора. Все остальные правила (отсутствие заглавных букв, цифр и знаков препинания) – сохранились как у пирожков. По сравнению с пирожковой ритмикой, достаточно плавной и текучей, рубленый ритм последней строки добавляет в порошок порцию адреналина, а сокращённое в ней же количество слогов повышает информационную плотность стиха. Юмор, словесная эквилибристика, смелость фантазии, иррационализм и сюрреализм, присущие пирожкам, в порошках проявляются в ещё большей степени. Вот примерный рецепт порошкового коктейля: взять житейскую ситуацию, слегка приправить философией, щедро плеснуть иронии, немного романтики по вкусу, пару капель сюрра для остроты ощущений, смешать, но не взбалтывать.

В процессе сочинения порошков автор ещё глубже, чем в пирожках, погружается в лингвокреативную игру − игру в литературу, основанную на поиске альтернативных слов, явлений, ситуаций. В её процессе в переплетениях текста образуются новые смыслы, распознавание которых доставляет читателю как эстетическое, так и интеллектуальное удовольствие.

Творческий инструментарий весьма разнообразен. Одними из любимых авторами инструментов являются игра слов, омонимия и каламбур:

у сорока процентов женщин
манящи сахарны уста
а если всплыл на субмарине
у ста
…..© Нестер Пим

я майский гром люблю за свежесть
за жгучий страх и маету
ямайский ром за те же чувства
во рту
…..© ЯКатюня

в подвалах морга людоеды
озорничают вчетвером
то петь попробуют тихонько
то ром
…..© zlobins

не доводите до кипенья
есть вероятность что сбежит
а то и вовсе испарится
мужик
…..© лыжа

объединились меж собою
доставка суши и воды
блюдя гармонию природной
среды
…..© unknown

сизиф лежит и отдыхает
расслаблен и со всеми мил
и каждый сразу понимает
вкатил
…..© Антон Зуев

Другой эффектный инструмент представляет обыгрыш устойчивых выражений, приобретающих внезапно совсем иной смысл:

юдашкин презентует форму
солдаты смирно встали в ряд
ну кто вне очереди хочет
наряд
…..© violator

мясник аркадий не заметил
когда на части стейк рубя
он начал отдавать работе
себя
…..© bespamiatnyh

вот ты мудила просто ходишь
переставляя две ноги
а президент предпринимает
шаги
…..© zrbvjd

как завещал великий ленин
на весь полночный мавзолей
аж караульный стал немного
седей
…..© Олег Олег

Неожиданный новый смысл можно отыскать и в отдельных словах, удачно жонглируя ими, перебрасывая в непривычный контекст, а то и из одной части речи в другую:

в кустах ничто не изменилось
и в них по прежнему как встарь
кричит ночами среднерусский
кустарь
…..© zrbvjd

я млел в объятиях возницы
когда негаданно возник
ея ревнивый благоверный
возник
…..© Нестер Пим

когда идёшь чеканным шагом
здоровой верною стезёй
из всех углов так вкусно пахнет
нельзёй
…..© B0JI

три музы с грохотом вломились
в да винчи старенький музей
и спорят кто для леонардо
музей
…..© stakhanoff

Новый смысловой пласт может быть также вскрыт в процессе разрыва слова и переноса его части на усечённую четвёртую строку:

растает август в дымке где то
и венеролог моисей
приступит к изученью лето
писей
…..© Пан

дрожит труба а вместе с нею
от бороды до самых стоп
внутри застрявший санта клаус
трофоб
…..© ОК

сижу один с наполеоном
а были времена месье
мы с ним вдвоем делили курву
азье
…..© unknown

илья сказал на фото глядя
скрыть не пытаясь свой восторг
я показал бы этой влади
восток
…..© кама

Всецело одобряется изобретение новых слов, удачно описывающих процесс или явление:

ямби поэт про винни пуха
муму и трёх богатырей
ну а когда ямбить устанешь
хорей
…..© nilyin

всем домом били дзенннбудиста
мы спим а этот лысый хрен
протяжно дзеннн по батарее
и дзеннн
…..© Митрий

обманут нянечкой в детсаде
в порыве стать сильней брюслей
на завтрак переел геннадий
мюслей
…..© B0JI

весной купи одну бутылку
запрись в берёзовую сень
махни прижмись стволом к затылку
есень
…..© Хм

Удачным приёмом является эффект «обманутого ожидания», когда повествование разворачивает в самом конце ассоциативную цепочку в неожиданном направлении:

пришла пора прощаться други
не будет песен и вина
идёт гражданская лихая
жена
…..© Олег Олег

по наущению колдуньи
царевич грянулся о грунт
и в блеске молний обратился
в медпункт
…..© Нестер Пим

в музей две пригоршни цемента
пронёс в кармане штукатур
и позамазывал все стыки
культур
…..© Znake

а ежели пойдёшь со мною
на сеновал то знаешь кать
к твоим ногам я завтра брошу
бухать
…..© Олег Олег

Усечённый ритм четвёртой строки вводит в соблазн оборвать фразу на полуслове, чем авторы время от времени и пользуются, вовлекая читателя в игру предоставлением ему права самому провести логическое завершение:

ты обмакнёшь перо в чернила
а шум осеннего дождя
неторопливо продиктует
мой дя
…..© тры

круиз шёл с блеском на рассвете
так близко видели кита
что в глубине зрачка читалось
TITA
…..© Л.М.

стакан в руке в другой окурок
мелькают мимо этажи
а тост я помню был красивый
за жи
…..© volga

а это что за бочка ватсон
не видно надпись при луне
поближе спичку поднесите
огне
…..© андро

Но, пожалуй, одним из ведущих приёмов языковой игры является вплетение в ткань стиха так называемых «прецедентных феноменов» − аллюзий на известные читателю литературные произведения, исторические факты и события, мифологические сюжеты, высказывания и имена, вызывающие определённые ассоциации. Их переосмысление в рамках текста создаёт контраст между ожиданиями читателя, основанными на его личном опыте, и конечной реализацией, тем самым запуская механизм языковой шутки и активизируя игру в загадки в лучших традициях постмодернизма. Однако, автору приходится полагаться на широкий кругозор собеседника: существует необходимость узнавания источника, чтоб был распознан и понят смысл высказывания. Вот, к примеру, такой порошок:

иван трубу изобретает
чтоб приближать она могла
тела небесные и просто
тела
…..© phort

Основной комический акцент здесь делается на «многофункциональности» подзорной трубы. Но если искушённый читатель знает, что её изобретателем был голландский мастер-оптик Иоанн Липперсгей, порошок приобретает дополнительный обертон звучания.

Ситуации из прецедентных текстов встречаются и обыгрываются наиболее часто.
Они могут быть позаимствованы из классической литературы:

ночь пагода сады фонарик
бумажный светит вдалеке
не наливайте больше блоку
саке
…..© zrbvjd

левшу в деревне не любили
зайдёт на чай и был таков
а по избе всю ночь удары
подков
…..© crazy_grant & zrbvjd

художественных фильмов:

стыдясь врождённого изъяна
дальтоник нео в мандраже
глядел на пару идентичных
драже
…..© YanaKrilova

графин лафа фреон фрилансер
жираф гофра олигофрен
пытался вспомнить текст боярский
но хрен
…..© YanaKrilova

сказок:

волшебник снова вынул сердце
разорванное на куски
и прошептал возьми ка лучше
мозги
…..© бочкарёв

махнула мышь хвостом не зная
о связи сказочных вещей
а где то в замке кони двинул
кощей
…..© nebyxadanazzer

народного фольклора:

хотел в четвертый раз поручик
исполнить номер свой на бис
но нет ведро не удержалось
обвис
…..© петкутин

держа большую кружку с пивом
в руке запомнившей укус
отведал грека прелесть мести
на вкус
…..© ленасть

Близко по духу к прецедентным текстам стоит обыгрыш ситуаций, связанных с историческими или мифологическими персонажами:

дыхнул в ладонь генсек украдкой
разгладил брови вздёрнул нос
ну всё подумал чаушеску
взасос
…..© Bruce

у вас товарищ менделеев
врач подытожил сняв пенсне
нехватка кальция и фтора
во сне
…..© zub

в разгаре пир рекою льётся
в стаканы свежая вода
все на спасителя косятся
когда
…..© metafola

стрельцам советуют планеты
быть осторожными с утра
особенно остерегаться
петра
…..© Akril

Бывает и так, что персонаж не называется напрямую, а стоит за кадром и ждёт, когда читатель раскроет его инкогнито:

один художник сокрушался
как медленно текут часы
другой взял кисти усмехнувшись
в усы
…..© тодибо

Культурные традиции также могут выступать в роли прецедентных феноменов:

у нас не мордой по асфальту
а свежей прелестью ланит
о петропавловский культурный
гранит
…..© zrbvjd

гвоздь туристической программы
мы оставляем на потом
и угостим всех нашим тульским
кнутом
…..© rybocop

Особый интерес вызывают ситуации, когда в пределах четырёх строк скрещиваются сразу несколько сюжетов из разных источников, порождая смысловую игру. Иногда автор сталкивает друг с другом реальных знаменитых людей, создавая гротескный вариант исторических анекдотов:

тебе адольф не быть великим
сказал он глядя на мольберт
всё относительно запомни
альберт
…..© stakhanoff

пришёл бетховену по почте
какой то странный коробок
с письмом дарю тебе нужнее
ван гог
…..© Алексай

эйнштейн к малевичу в квартиру
проник с улыбкой на лице
и на квадрате накалякал
эм цэ
…..© Лось Иноостровский

давай как авторы котлеты
войдем в анналы наравне
толкует минин а пожарский
нене
…..© Нестер Пим

Иногда − литературных персонажей:

и вот они сошлись на рельсах
под рокотание небес
две роковые анны с маслом
и без
…..© Вороныч

намазав фосфором собачку
держал в болотах на цепи
с тех пор как барыня сказала
топи
…..© андро

А бывает и так, что во взаимосвязь вступают ситуации из вымышленного и реального мира, размывая тем самым грань между ними:

аэростаты цеппелины
и гвоздь программы ле бурже
последний выдох господина
пэжэ
…..© Вороныч

с утёсом тучка ночевала
а девять месяцев спустя
на град челябинск обронила
дитя
…..© Тихомиров

А в целом, в качестве прецедентных могут выступать вообще любые ситуации, представленные в виде ожидающей расшифровки лингвистической загадки:

был изгнан из уютной спальни
на жёсткий кухонный настил
нашёл хозяйские ботинки
и мстил
…..© SSebastian

и как то сразу расхотелось
всем доказать что я герой
когда за первым не раскрылся
второй
…..© Л.М.

с одной ириской мы штурмуем
через единственный проём
сорокоградусную крепость
втроём
…..© iXtiandbIr

париж сказала ты и скрылась
в окне на пятом этаже
а я стою и вспоминаю
на же
…..© тодибо

Помимо лингвистических игр с прецедентными феноменами, у авторов порошков большой популярностью пользуется житейско-бытовая тематика. Берутся ситуации из повседневной жизни и рассматриваются через цветные стёклышки иронии:

из ванной тапки выплывают
в кастрюльке жарится бульон
а николай выводит статус
влюблён
…..© НиРо

вчера за ролик с балалайкой
где голым прыгал мой дружбан
я получил сто тысяч лайков
и в жбан
…..© intelleon

ну что в лошадку наигрался
чего молчишь как истукан
верни скорей подковы деду
в стакан
…..© лыжа

натуралисты отмечают
слегка просроченный лосось
быстрей чем свежий пролетает
насквозь
…..© o’negen

Особое внимание уделяется сюжетам с нетривиальным течением и неожиданной развязкой:

проснулся я в поту холодном
и на душе скребут ежи
я в мавзолей а нет всё в норме
лежит
…..© om137

с абсента фёдор никанорыч
бывает редкостный мудак
ещё с какао с лимонада
и так
…..© НиРо

умей проигрывать голубчик
сказал проктолог так нельзя
и стал вытаскивать из глеба
ферзя
…..© seaL

погиб сегодня наш учитель
поев просроченной лапшы
и унеся с собою тайну
жы шы
…..© Aкын

Авторы порошков любят подчёркивать иррациональность жизни, играя со смыслами, очеловечивая неодушевлённых персонажей, вводя в ткань стиха фантастические элементы и создавая тем самым атмосферу лёгкого сюрра:

на уходящий скорый поезд
прицеплен медленный вагон
для всех несущихся в пижамах
вдогон
…..© лыжа

я всех оставлю без обеда
сказал суровый командир
и снова запихал картошку
в мундир
…..© раз раз_

окуклился в кусочке теста
в предзимье свежий фарш мясной
чтоб запорхать пельменем легким
весной
…..© Znake

модем с седыми проводами
сказал внучок не забывай
нам всем когда нибудь наступит
вай фай
…..© Lameanata

не в силах трубочист евгений
забыть стремительный десант
из тысяч бешеных оленей
и сант
…..© obriane

петрович напоив пришельцев
удачно смухлевал в буру
и отыграл назад земную
кору
…..© crazy_grant

Впрочем, сюрр не всегда бывает лёгким. Иногда авторы дают полную свободу своим фантазиям, достойным кисти Дали, с головой погружаясь в эстетику абсурда:

полёт никколо паганини
на журавле в новокузнецк
сюжет раскрытый лишь в немногих
из нэцк
…..© Нестер Пим

где взял где взял сказал аркадий
салаги надо знать места
и сиганул с ведром оладий
с моста
…..© Вороныч

аркадий выскочил из шкафа
во всех руках по утюгу
и начал гордо не сдаваться
врагу
…..© горобец

лосеискатель обнаружил
высокий уровень лосей
по двум из трех координатных
осей
…..© oless & горобец

А иногда бывает и такое, что на душе лирическое настроение − и тогда отбрасываются в сторону и игры, и загадки, и ироничный взгляд на мир − и на лист ложатся переживания текущего момента бытия, романтических мечтаний, либо приятных воспоминаний:

мосты подняв пролёты к небу
впускают утренний туман
и я кладу фрагмент рассвета
в карман
…..© Дей

стрекочет зингером безумным
за мкадом армия цикад
как будто к небу пришивает
закат
© amico

на мой вопрос не даст ответа
молчит в объятьях тишины
подброшенная ввысь монета
луны
…..© Татьяна Качалова

а где то там гуляет вечность
по млечному пути босой
небрежно звёздочки срезая
косой
…..© shumolechka

на сумрачном мольберте неба
взяв кисть из огненных комет
твой звёздной пылью нарисую
портрет
…..© Макс Колесник

пройдусь по памяти рубанком
шероховатости убрав
так чтобы только море света
и трав
…..© Олег Олег

допьём февраль в купе холодном
прокурим ночь до самых звёзд
спасибо поезд что к весне нас
довёз
…..© Кисычев

я путешествовал по миру
взяв газировки и котлет
с друзьями на велосипедах
в пять лет
…..© stakhanoff


Часть 3. ДЕПРЕССЯШКИ

я круглогодично
жалуюсь судьбе
как межъягодично
житие мое

…..© gORIzONt

Третьим, самым молодым жанром, отпочковавшимся от пирожков, стали депрессяшки. «Пирожковый дух» и правила написания здесь упакованы в иную форму: трёхстопный хорей с числом слогов 6-5-6-5, вторая и четвёртая строка обязательно рифмуются, первая и третья − по желанию. Изначальная сюжетная направленность их видна из названия: поэтическое уныние − возможность посетовать на несовершенство мира, посмеиваясь при этом над собой и ситуацией. Впрочем, выбор для излияния души самого «легковесного» из всех стихотворных размеров, уже свидетельствует в пользу того, что акцент будет сделан как раз на иронию и самоиронию.

каждый день красиво
ставлю на столе
чашку депрессино
банку сожеле
…..© Lunnaia

если присмотреться
вдалеке видна
туша серой птицы
завтрашнего дна
…..© ZAK

восемь мухоморов
скушала сырых
жизнь дерьмо во первых
вкусно во вторых
…..© jordana

рухнули надежды
просраны мечты
виноваты оба
ты и снова ты
…..© журкова

сунул ноги в тапки
левый не налез
вот опять реальность
с логикой вразрез
…..© Таня Григорьева muzz sensata

вискас валерьянкой
вечером запью
чтобы душу кошки
не скребли мою
…..© Татьяна Фахми

Воздействие на психику в значительной степени зависит от погоды − отсюда в стихах нередко присутствует сезонность, что, отчасти, роднит их с хайку:

осень в небе тучки
солнца по чуть чуть
хочется на ручки
водки и уснуть
…..© Sansonnet

в октябре все птицы
на юга летят
кроме двух тушёных
в яблоках утят
…..© Идиот

все имеют хобби
к ноябрю и я
запишусь на курсы
койки и нытья
…..© ДК

улыбнулось солнце
минус сорок три
тихо опадают
с веток снегири
…..© Миха

весь февраль мороз мне
кровь тянул из жил
а теперь отборным
мартом обложил
…..© ОК

солнышко пригрело
началась жара
значит о прохладе
ныть уже пора
…..© vsprugis

Удачно вписывается в это настроение и алкогольная тема − так уж повелось, что алкоголь, как двуликий Янус, является для нас как источником душевной тоски, так и лекарством от неё:

чтоб не раздавило
грузом серых дней
либо выпей водки
либо водку пей
…..© estь muzz Мел

на площадке детской
средь ночной тиши
я да гусь жатецкий
больше ни души
…..© Андрей Валерьевич

выслушав советы
гада сомелье
я с утра очнулся
мордой в оливье
…..© МихФед

не пойму две вещи
физику ядра
и так напиваться
было нахера
…..© ДК

Эмоциональный настрой депрессяшек словно создан для того, чтобы пофилософствовать на досуге о жизни и смерти:

в ту же реку дважды
ты не вступишь но
вот к твоим услугам
грабли и говно
…..© NikK

чувствую что надо
поменять уже
колесо сансары
в шивамонтаже
…..© Муррр

человек был создан
для хороших дел
но с короткой жизнью
чтобы не успел
…..© Drye

расплескался жизни
жертвенный сосуд
и пустую тару
четверо несут
…..© Бурушка

На вспаханном поле душевных переживаний активно всходят ростки чёрного юмора:

шла кардиограмма
игоря домой
и устав решила
срезать по прямой
…..© Gena_

впереди камаза
выросла сосна
и прервала фазу
медленного сна
…..© Вороныч

надо мною ветры
вьюги кружева
и земли три метра
ладно ладно два
…..© ДК

видя ваши лица
думаю эге
зря я к вам припёрся
с биркой на ноге
…..© СапсанOff

я картошку чистя
думаю разок
хоть комуто можно
вырезать глазок
…..© perfecihuist

мы станок включили
просьбе вопреки
больше нам василий
не подаст руки
…..© настя

капитан от рома
стал чуть чуть добрей
даже двух матросов
снять позволил с рей
…..© Sansonnet

вижу что не врёте
говорит палач
эй подручный ногти
вклей и вновь залачь
…..© KoRBez

Впрочем, аутентичный настрой ироничной грусти не всегда выдерживается авторами, и тогда стих приобретает типовой пирожково-порошковый характер комического обыгрывания житейских ситуаций:

лять сказал курчатов
чтож я сделал лять
и давай обратно
атом защеплять
…..© Заринка

боря моисеев
во дворе орал
кто запарковался
тут как натурал
…..© Миха

над рекой в деревне
обвалился мост
лайками поможем
сделаем репост
…..© КВ

яхты в монте карло
погубил пожар
и в россии сразу
газ подорожал
…..© Доцент

счёт оксана знает
с очень малых лет
восемь девять десять
дама туз валет
…..© КВ

вот лювак малайский
проживет не зря
он хотя бы кофе
производит сря
…..© Hippy

капучино с пенкой
любит хипстер стас
для бариста это
плюнуть пару раз
…..© Анна Бордиловская

крокодил напрасно
уползает в тень
я уже решила
сумка и ремень
…..© Пи

выпили всего то
грамм по пятьдесят
а трусы на люстре
до сих пор висят
…..© борго

на восьмое марта
я тебе дарю
то что ты получишь
только к декабрю
…..© OvT

Подытоживая впечатления от всех видов рассмотренных краткостиший, видим, что полёту авторской фантазии не препятствуют никакие ограничения, помимо того, что в стихе непременно должна присутствовать изюминка, в полном соответствии с правилом: «все жанры хороши, кроме скучного». Активное распространение пирожков, порошков и депрессяшек в творческой сетевой среде демонстрирует потенциал отечественного стихосложения, способность к созданию новых поэтических форм, пусть и несколько непривычных, но ярко и успешно отражающих грани современной жизни.


© Михаил Кожин

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 339 | Добавил: Алекс_Фо 20/01/20 09:03 | Автор: Михаил Кожин
Загрузка...
 Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]