Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Литературные жанры, формы и направления |
Новеллизируй это! Автор: Александр Москвин |
Выход в прокат экранизации обычно сопровождается спорами: "Что лучше – кино или книга?" Обратный процесс – появление романа по мотивам кино – редко становится поводом для дискуссий. Новеллизации часто воспринимаются как нечто второсортное. Попробуем разобраться, так ли это на самом деле.На волне успехаКак только кино завоевало популярность, режиссёры и продюсеры сразу же задумались о переносе на экран популярных литературных произведений. Вскоре начался и обратный процесс – у прогремевших фильмов стали появляться книжные версии. Первые новеллизации появились уже в эпоху немного кино. В 1916 году вышел состоящий из семи частей роман "Les Vampires", написанный на основе многосерийной криминальной драмы о противостоянии журналиста и преступной группировки. Авторами выступили режиссёр фильма Луи Фейяд и писатель Джордж Меирс.Голливудские боссы быстро разглядели в новеллизациях дополнительный источник для извлечения прибыли. Настоящие фанаты, помимо постеров, игрушек и другой продукции по мотивам фильма, с радостью купят и книгу. Да и простому зрителю будет интересно узнать, что осталось за кадром, - мысли, чувства, сомнения героев. Объём среднестатистической книги гораздо больше, чем сценария стандартного фильма, поэтому автору новеллизации (это чаще всего не сценарист, а приглашённый со стороны писатель) приходится добавлять что-то от себя – подробнее описать место действия, заглянуть в предысторию, больше рассказать о персонажах. Даже у снятых по мотивам комиксов супергеройских блокбастеров появляются книжные воплощения. Основой для новеллизаций становится не только кино – с середины 80-х книги пишутся и по мотивам компьютерных игр.Впрочем, далеко не всегда новеллизация становится способом заработать на успехе фильма. Иногда она является частью маркетинговой кампании по привлечению зрителей в кинотеатры. В 1976 году, когда "Звёздные войны" (тогда ещё не получившие название "Эпизод IV.Новая надежда") только готовились к выходу на большой экран, директору фильма по маркетингу Чарльзу Липпинкотту пришла в голову идея сделать новеллизацию, чтобы подогреть интерес к будущей премьере. За работу взялся писатель-фантаст Алан Дин Фостер. Он качественно справился с поставленной задачей. Вышедшая за полгода до премьеры книга (в качестве автора был указан режиссёр Джордж Лукас) стала бестселлером и "подсадила" тысячи читателей на приключения Люка Скайуокера. Сам Алан Дин Фостер поначалу отнёсся к "Звёздным войнам" несерьёзно: даже фразу "Давным-давно в далёкой-далёкой галактике" он посчитал неудачной и заменил на "Другая галактика, другое время". Впоследствии писатель ещё вернётся к киносаге и создаст новеллизацию фильма "Эпизод VII. Пробуждение силы".Кстати, на счету Алана Дина Фостера – книги по отдельным частям кинофраншиз "Чужой", "Терминатор", "Звёздный путь", "Трансформеры" и другим нашумевшим блокбастерам. При этом у писателя хватает времени на создание и собственных фантастических миров. "Люди думают, что одна из главных задач при создании новеллизации – это расширение сцен, - полагает Алан Дин Фостер. – В некоторой степени это важно, но самым важным и интересным я считаю заполнение пробелов. Один из самых больших пробелов в любом существующем фильме, если он, конечно, не длится пятнадцать часов, - это показать, что думают персонажи".В погоне за ГолливудомОбычно новеллизациями занимаются коммерчески успешные авторы, способные выдать качественный текст и строго соблюсти все требования продюсеров. Однако дикий книжный рынок в России 90-х пошёл вразрез с мировой практикой. После краха коммунистического режима нашу страну захлестнула зарубежная массовая культура. Люди с интересом знакомились с голливудскими блокбастерами. Только вот, чтобы посмотреть нашумевшие хиты проката, требовалось долго ждать трансляции по телевизору или раскошеливаться на видеомагнитофон с кассетами. Активно появлявшиеся в стране издательства предложили аудитории альтернативу – книги по мотивам нашумевших фильмов.С авторскими правами в ту пору "заморачивались" немногие. Да и выпускать официальные новеллизации было достаточно затратно. Гораздо проще нанять малоизвестного литератора, который посмотрит нужный фильм в знаменитых "гнусавых" переводах и вкратце перенесёт сюжет на бумагу. Сомнительный опус украшался обложкой с кадрами из фильма, а в качестве автора обычно указывали режиссёра или сценариста (а минское издательство "БАДППР" даже приписало книгу "Пятница, 13-е" исполнительнице одной из ролей). Все эти "Терминаторы", "Кошмары на улице Вязов" и прочие "Универсальные солдаты" кишели ошибками и несуразностями, однако их всё равно охотно раскупали. Изредка в рядах "литературных негров" попадались те, кто подходил к заданию ответственно. Среди авторов "пиратских" новеллизаций начала 90-х выделяется Иван Сербин, писавший под псевдонимом Арч Стрэнтон. Он не просто излагал сюжет фильма, а старался воссоздать атмосферу оригинала и сделать пересказ как можно более художественным.Конечно, с годами ситуация с изданием новеллизаций в России изменилась. Сейчас издательства выпускают только официальные книжные версии зарубежных фильмов. Кстати, и отечественное кино – от мыльных опер до блокбастеров – тоже нередко перемещается с экрана на бумагу. В некоторых случаях новеллизации даже удаётся превзойти первоисточник. Так, вышедший в 2006 году роман Александра Щёголева "Жесть" по мотивам одноимённого фильма Дениса Нейманда стал одним из лучших отечественных триллеров "нулевых". Писателю удалось сделать историю более напряжённой и динамичной, а заодно "подлатать" некоторые сюжетные дыры.Пространство творчестваАлан Дин Фостер в многочисленных интервью рассказывал, что каждая кинокомпания выстраивает работу с автором новеллизаций по-разному. Одни предоставляют только сценарий и несколько концепт-артов, другие обеспечивают автора всеми необходимыми материалами и готовы быть на связи по любому вопросу. Новеллизация выступает антиподом экранизации не только по сути, но и по статусу. От фильма, снятого по книге, мы ждём переосмысления знакомого сюжета, своеобразного диалога между автором и режиссёром, раскрытия поднятых тем на языке другого вида искусства. Роман, написанный на основе кино, вообще не воспринимается как самостоятельное литературное произведение. Это, скорее, дополнительный материал к фильму.Хотя новеллизация – продукт чаще всего чисто коммерческий, даже в строгих рамках остаётся место для авторского самовыражения. Так, писатель Максим Кабир, работая над книгой по фильмам "Пиковая дама. Чёрный обряд" (2015, реж. С. Подгаевский) и "Пиковая дама. Зазеркалье" (2018, реж. А. Домогаров-младший), значительно отклонился от исходного сюжета. Довольно стереотипная история о призраке старой графини, который истребляет современных подростков, в его исполнении наполнилась инфернальными мотивами и обрела более масштабное измерение. Чтобы соблюсти требования формата писателю пришлось отказаться от фирменных фишек, которые он обычно использует в своих книгах, но всё равно его авторское "я" не потерялось даже за чужим сюжетом.Британский писатель Джонатан Коу иронично назвал новеллизации "уродливым отпрыском кинематографа и печатного слова". Конечно, книжные воплощения популярных фильмов крайне редко претендуют на звание высокой литературы, но проникнуть в душу любимых персонажей и представить знакомые истории в ином ракурсе им вполне по силам.
(с) Александр Москвин, 2020 Оригинал с иллюстрациями здесь |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 777 | Добавил: Анна_Лисицина 19/09/20 21:22 | Автор: Александр Москвин |
 Всего комментариев: 0 | |