Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Техника стихосложения |
Музыка стиха Автор: Владимир Шилин |
Статья о музыкальной природе стиха, о способах и приёмах инструментовки стихотворений Дорогие читатели! Перед вами не книга по литературоведению и, тем более, не книга по стиховедению, а статья, рассчитанная на тех, кто только начинает свой путь в поэзии или интересуется теорией стихосложения. Это всего лишь мои наблюдения и размышления о связи стиха с музыкой. Есть музыка слова, есть музыка мысли, Есть музыка чувства и снов - Её не измерить, её не исчислить, Она нам понятна без слов. (Владимир Шилин) Говоря о различных способах украшения стихотворной речи, необходимо помнить одно: поэзия родилась не как разновидность прозы, ритмически упорядоченная речь. Нет! Поэзия родилась раньше прозы, как песня, то есть как соединение в одно целое звуков слова и музыки. Для такого соединения необходимо было найти нечто общее, что могло бы объединить слово и музыку. И такой эквивалент был найден. Это - ритм! Что такое ритм? Это упорядоченность звукового, словесного и синтаксического состава речи, определённая его смысловым заданием. Для чего же человеку необходим был ритм? Тут важно вспомнить сам процесс зарождения двух видов искусств - музыки и поэзии. Возьмите любой сборник народной поэзии, сборник ли русских песен или песен других народов, всегда в них на первом месте будут стоять трудовые песни. И это неспроста. Как труд создал человека в процессе длительного развития общества, точно так же труд родил песни. Зачем нужна была песня нашим далёким предкам? Песня в те далёкие времена была не средством развлечения, каким она является сейчас, и не средством культурного отдыха в часы досуга, песня в те времена выполняла сугубо утилитарные функции - она помогала человеку в его повседневном труде. Посмотрите, какие песни встречаются в сборниках народных песен. Вот передо мною сборник армянской поэзии. Среди трудовых песен здесь: "Песня пахаря", "Песня боронования", "Песня возчика" и т.д. Даже такой краткий перечень наводит на мысль, что песня в далёкие времена несла функцию, облегчить работу человека. Труд тогда был исключительно ручной, тяжёлый, изнурительный. Но человек не просто выполнял свою работу, он замечал, что чем ритмичнее он трудится, тем меньше устаёт. Здесь необходимо вспомнить, что ещё во времена рабства на гребных судах был человек, в обязанности которого входило ритмично бить в барабан. Это помогало гребцам равномерно работать вёслами. Кроме того, песня отвлекала человека-труженика от монотонности работы. Песня скрашивала тяжесть труда, как бы сокращала время протекания трудовых процессов. Всё это породило песню и помогло продлить время её существования в обществе. Однако в дальнейшем роль песни не ограничилась чисто трудовыми процессами. Появились колыбельные песни, обрядовые, солдатские и другие. Но что для нас главное? А именно то, что в песнях текст, стихи были неотделимы от музыки при этом музыкальность текста была не средством украшения, она непосредственно присутствовала в нём. Человек инстинктивно умел находить такие слова, которые легко ложились на музыку. Народная музыка всегда отличалась мелодичностью, напевностью, а это предполагает создание ритма. Для каждого вида деятельности существует свой ритм. Вспомним хотя бы солдатские песни. Такие песни всегда исполняются во время движения колонны на марше, а потому и ритм у них маршеобразный (такт 4/4). Если мелодия песни имела строго определённый ритм то, следовательно, и слова к ней должны были обладать тем же ритмом. Отсюда легко сделать вывод, что одним из средств музыкальности стиха является наличие в нём чётко обозначенного ритма, лада. Если в музыке лад - это объединение звуков различной высоты, тяготеющих один к другому, то в стихах - это чёткое чередование ударных и безударных слогов. В атАку стальнЫми рядАми Мы пОступью твЁрдой идём… В народной песне, предназначенной для помощи человеку в труде, и сам текст был построен соответственно: Эй, ухнем! Эй, ухнем! Ещё разик, ещё да раз! Назначение такой песни вполне понятно: помогать какой-то трудовой артели дружно, одновременно выполнять работу. Вполне возможно, что первоначально и смысл такой песни был минимальный, слова были очень простыми, однако они должны были быть чёткими по ритму, не мешать друг другу при произношении, пении. Постепенно песни начинали сопровождать не только трудовые процессы, но и периоды отдыха. К таким видам песен относятся игровые и танцевальные, где так же важен чёткий ритм. Значит, и танцевальные, и игровые песни пока ещё носили чисто прикладной характер. Можно проследить и другие песенные жанры в народном искусстве, и везде песню отличает ритм. Но в то же время существовали такие песни, где ритм был не так важен - это воинские песни. Не марши, а песни, которые исполнялись перед битвой. Песни, задачей которых было поднять воинский дух. Здесь уже впервые обращается главное внимание на содержание. В таких песнях либо говорилось о враге, которого надо было уничтожить (к таким песням относились песни-оскорбления), либо песни воспевающие подвиги героев. Для таких песен важно было найти слова способные вызвать либо ненависть к врагам, либо зависть к подвигам предков, жажду совершить подвиг. И тут конечно, важную роль играл певец, автор песни. Отголоском таких песен может служить современная песня "Священная война". В текстах подобных песен не следует искать ярких образов, метафор, сравнений и т.п. В ней важен конкретный, порой самый прямолинейный рассказ: Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей. Это - почти рифмованная проза, но она чётко ставила перед нашим народом цели и задачи наступающей войны, она прямо, почти в лоб говорила, за что мы боремся, за что уничтожаем врага. И такой текст был очень музыкален! Только так и следовало говорить с людьми в той ситуации, а наличие соответствующей музыки делало песню проникновенной, способной до сих пор волновать душу. Музыкальность стиха зависит во многом от его назначения. Если песня предназначалась для исполнения любимой девушке, то к ней приложимы те же требования что и к обычному стиху: образность, строгий выбор слов способных взволновать, обрадовать её. К таким песням относятся романсы и серенады. Для их текста очень важна напевность, синтаксическая простота и стройность, законченность предложения в рамках строфы. Здесь неуместны сложные смысловые и технические приёмы, которые можно заметить в стихах предназначенных для чтения. Вспомните хотя бы романс "Тёмно-вишнёвая шаль" или "Гори, гори моя звезда". Необходимо чтобы слушатель мог сразу уяснить смысл того, о чём говорится в романсе. К литературной песне предъявляются точно такие же требования. В песне может быть очень глубокое содержание. К примеру, в романсе "Гори, гори моя звезда" философское размышление о жизни и смерти сделано просто, в доступной форме без сложных словесных построений и поэтому текст романса очень легко ложится на музыку и западает в душу. К частушке - одной из разновидностей танцевальной народной песни - такие же требования. Она ещё более проста в сравнении с песней, но у неё и другие цели - она является произведением сиюминутным, созданным на ходу. В начальных строках автор как бы пробует свой голос и только в двух последних сообщает нечто важное. Здесь очень часто применяются строки-клише, т.е. заранее известные автору. Именно это облегчает работу над частушкой. Но и при таких условиях она сохраняет свойственные всякому произведению художественные достоинства. В ней есть все качества необходимые для песни: чёткость ритма, просто изложенный сюжет, образность. На окошке два цветочка Голубой да синенький, Никто любви нашей не знает, Только я да миленький. Прелесть любой народной песни состоит ещё и в том, что за простыми всем знакомыми словами скрывается очень глубокий смысл. Ведь ни музыка, ни слова в народной песне не живут сами по себе. Можно ли сказать что является в ней главным, слова или музыка? Нет! В настоящей песне (а только такими являются народные песни) - всё важно! Народ очень чутко относится к слову в песнях (даже если он создаёт песню из текста написанного поэтом) и старается так обработать текст, чтобы песня полностью отвечала его пониманию красоты. Например, в песне "Помню, я ещё молодушкой была" у поэта Е. Гребёнки, автора этой песни, начало звучит так: Молода ещё девица я была… Народ сумел почувствовать недостаток в этой строке (молода, девица) и талантливо исправил текст, где действительно, говорится не о происходящих событиях, а о том, что было давно: "Помню я ещё молодушкой была…" Если дальше сравнивать текст песни с текстом стихотворения, то можно найти и много других изменений, однако несомненно, что текст песни созданный народом стал гораздо лучше, музыкальнее чем текст стихотворения. Даже на примере одной такой песни можно проследить, как надо создавать музыкальные стихи. Так вместо слов автора: "К воротам подъехал барин молодой", в песне сказано: "Вдруг подъехал ко мне барин молодой". Барин может быть действительно остановился у ворот, но подъехал он всё же к девушке. Зачем же дважды повторять: "Я стояла у ворот…" и "К воротам подъехал…" (авторский вариант) Ухо народа способно улавливать малейшие оттенки звучания в слове. Здесь надо иметь в виду двойственное значение слова: его смысл, т.е. какое понятие оно выражает, и второе - как оно пишется и произносится. Наш язык в этом плане открывает большие возможности. Возьмите такое простое понятие как дом, место где живёт человек. Тут разделение на городскую и деревенскую постройки: дом, здание, особняк, небоскрёб; и - хата, изба, домик. Здесь просто выражается понятие - жилище. Но язык может выразить и качественную характеристику этого понятия: халупа, мазанка, хибара, избушка, домишко. Иными словами, наш язык очень богат выразительными средствами даже в пределах одного слова (понятия), богат синонимами. Выбирать есть из чего! А ведь музыкальность строки, куплета состоит и из специального подбора слов, но тут необходимо помнить одно: музыкальность стихотворения не самоцель, не главное - это только возможность для автора украсить своё произведение, однако, украшение не должно переходить в свою противоположность - украшательство. Тогда оно просто портит стихи, говорит о неумении автора пользоваться выразительными средствами. Ведь основное в стихах - содержание, именно оно подсказывает автору и форму, и средства его выражения, исполнения. К сожалению, некоторые поэты сегодня слишком большое внимание уделяют внешней отделке стихов, а не глубине мыслей, стараются найти необыкновенные, новые (как им кажется) образы. Это приводит к тому, что они идут на поводу у формы в ущерб содержанию. Но давайте всё-таки рассмотрим, в чём же заключается музыкальность стиха. Как уже говорилось выше, стихи музыкальны по своей природе, ибо в их основе лежит ритм, свойственный также и музыке. Недаром многократно возникали музыкальные теории стихосложения. Поэты уже давно почувствовали связь музыки и слова и пытались как-то упорядочить слова в стихе, делая их более благозвучными. Ведь не зря же Гомер и другие эпические поэты (как народные, так и профессиональные) ощущали различие между эпическим складом стиха и лирикой. В поэзии, как и в музыке, есть понятие ритма, метра и такта. Существует даже стих основанный на музыкальном счёте - тактовик. Но в стихе есть ещё и понятие - стихотворный размер. Таких размеров пять. Каждый размер в стихе делится на стопы. Так, ямб может быть: четырёхстопный, пятистопный, шестистопный. Уже простое соблюдение стихотворных размеров делает стих достаточно гармоничным. Что тут имеется в виду? Не просто соблюдать одинаковое повторение ударных и безударных слогов в строке, но и такое расположение слов, которое позволяет забыть о том, что ты читаешь стихи. Многие поэты строят строчку так, чтобы читатель всё время видел и понимал, что это стихи. Л.Н.Толстой не любил стихи, считал, что это - ненормальная речь, так в жизни не говорят. Ему возражали: "Но ведь Пушкина вы любите читать!" Лев Толстой отвечал с удивлением: "А разве Пушкин писал стихи?" Это говорит о том, что пушкинская стихотворная речь мало чем отличается от обычной, не стихотворной. Но это совсем не значит, что Пушкин писал так называемую рифмованную прозу. Просто он очень чутко относился к мелодике стиха. И мы уже проследили, что стремление к мелодике, к ритмике всегда было свойственно людям. Человек инстинктивно старался наиболее важную вещь, мысль выразить с помощью стиха, не обязательно рифмованного. Вспомните хотя бы пословицы и поговорки: Тише едешь - дальше будешь. (русск.) Воду разольёшь - не соберёшь. (корейск.) В приведённых примерах ясно прослеживается ритмика и некоторое подобие глагольной рифмы. Точно такие же пословицы и поговорки существуют у многих народов мира: Умная речь - острее чем меч. (туркменск.) Краткое слово - сладкое слово.(дагестанск.) Однако, почему они предпочитают стихотворное исполнение своих мудрых мыслей? Да потому что в такой форме сама мысль скорее доходит до сознания, легче усваивается. Человек издавна самые важные мысли старался изложить в стихотворной форме (молитвы, заклинания, философские идеи и прочее). То же самое можно сказать и о стремлении поэтов к музыкальности стихотворной речи, к её инструментовке - словесное благозвучие делает стихи более приятными при чтении, помогает легче усваивать содержание, доставляет эстетическое наслаждение, а всё это вместе даёт ему представление о большом мастерстве автора. Быть мастером, это не просто уметь передавать мысли с помощью ритма и рифмы, таким мастерством могут обладать и графоманы, но вот подать мысль в предельно кратком и выразительном виде дано только таланту. Отсюда можно сделать и такой немаловажный вывод: музыкальность стиха создаётся и умением использовать минимальное количество речевого материала. Мысль не нужно выражать слишком пространно и многострочно, "словам должно быть тесно, а мыслям просторно". Кажется избитая фраза, а как редко подобным советом пользуются поэты, особенно молодые! (с) Владимир Шилин http://rifma.com.ru/Shilin-1.htm |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 2538 | Добавил: Алекс_Фо 12/05/13 15:56 | Автор: Владимир Шилин |
 Всего комментариев: 0 | |