Написать это эссе меня заставил спор, который я наблюдаю среди авторов очень давно. Суть дискуссии проста: стоит ли издавать собственные книги за свой счёт или же этого не следует делать ни в коем случае? Обобщив свой опыт и мнения знакомых, я пришёл к следующим выводам:
Издавать книги за свой счёт имеет смысл в следующих случаях:
- Если у человека нет цели стать Писателем (с большой буквы). Он просто хочет порадовать своим творчеством друзей. Автор прекрасно понимает, что уровень его мастерства довольно низкий, а темы, которые он поднимает, интересны только его знакомым. Пример: отец одного из моих друзей издал маленьким тиражом свои воспоминания о собственной жизни в 50-80 годы XX века. Он знал, что вряд ли книга будет интересна тем, кто не знает его лично, однако последним воспоминания понравились, поскольку напрямую касались каждого из них.
- Формальная необходимость (изданная книга необходима для защиты докторской диссертации, вступления в союз писателей и т.д.), если нет возможности, времени или желания связываться с издательствами, которые могли бы напечатать труд за свой счёт. Это особенно актуально для узкоспециализированных научных книг, написанных не академиками. Сюда же относится необходимость быстро и надёжно защитить авторские права на текст (см. статью «Писатель и авторское право: как защититься от плагиата?»).
- Нашёлся человек или организация, которые согласились стать спонсором. Согласитесь, это лучше, чем ничего, хотя хуже, чем большой тираж в известном издательстве.
- У автора есть прямой выход на целевую аудиторию книги и рынок сбыта (хозяин магазина, преподаватель, написавший книгу по программе, ведущий тренингов и т.п.), а также возможность широкой рекламы. Пример: преподаватель психологии написал научно-популярную книгу о различных видах дружбы, привязанности. Целевая аудитория – студенты-психологи – с большим интересом восприняли книгу, раскупили весь тираж и попросили писать ещё.
- Издание книги-визитки. Лучше всего подходит для научных, научно-популярных и публицистических книг, где автор пишет о своих открытиях, изобретениях, сферах интереса, общественно-политической позиции. Книгу-визитку при знакомстве дарят людям, с которыми автор хотел бы сотрудничать. Это избавляет его от необходимости впопыхах и на пальцах объяснять, чем он занимается, а новому знакомому автора позволяет прочитать труды в спокойной обстановке и разобраться в них.
- Автор – богатый человек, и сумма, потраченная на издание, не является для него сколь-нибудь значительной. Часто известные и богатые люди не только оплачивают тираж книг, но и пишут их оплаченные «автором» так называемые «литературные рабы» («литературные негры»).
- Если нет иного способа издать свой труд – этот пункт справедлив для диссидентской литературы, трудов, идущие вразрез с общественным мнением, книг, направленных против очень известных и влиятельных лиц (издательства просто могут побояться идти против последних), стихов, а также для экспериментальных текстов, так называемой «элитарной» литературы. Издатели зачастую весьма настороженно относятся к двум последним видам текстов, поскольку, выпадая из жанров, они запросто могут не окупить расходы на издание из-за собственной специфичности и малого количества читателей (небольшая целевая аудитория). Сборники стихов не публикуют из-за того, что их сейчас не покупают.
- Этот пункт не является в полной мере поводом издать книгу за свои деньги, однако я включил его сюда справедливости ради. В единичных случаях книги, которые были отвергнуты издательствами и изданы автором за свой счёт, «выстрелили», стали суперпопулярными и принесли автору известность. Во всех случаях это были талантливо написанные книги, затрагивающие актуальные общественно-политические вопросы, а также интересная и качественная научно-популярная литература, касающаяся темы, которая по каким-то причинам выпала из поля зрения авторов, но востребована читателями. Либо небанальное художественное произведение, которое внезапно пришлось «в тренд». Повторю ещё раз, что такие примеры крайне редки и надежда на то, что это ваш случай, равносильна надежде выкопать горшок с золотом, сажая картошку на огороде.
Во всех остальных случаях надо критически подойти к решению издать книгу за собственные деньги. Перечислю наиболее частые заблуждения авторов, публикующих книги за свой счёт:
- Это сделает меня издающимся писателем, а не графоманом, выкладывающим опусы в интернет. Формально – да, фактически – нет. Сейчас можно издать самый бездарный текст, были бы деньги. Сам факт того, что текст не выложен в интернете, а напечатан на бумаге, не делает автора издающимся писателем в полном смысле этого понятия. Чтобы им стать, книгу должны хоть сколь-нибудь широко знать (Родители и друзья не в счёт) и покупать.
- Наличие бумажной книги поможет мне «раскрутиться». Справедливо только для книги-визитки и /или если автор публичный человек, контактирующий с большим количеством людей, которые могли бы его заметить и заинтересоваться им. Во всех остальных случаях бумажная книга ничем не поможет автору. Кстати, раскрутиться в интернете гораздо проще, чем с помощью изданной небольшим тиражом книги. Например, Дмитрий Глуховский получил известность, именно выложив текст «Метро 2033» на свой сайт.
- Это единственный способ донести мой труд до читателя. Справедливо только для пункта 7 из предыдущего списка и для авторов, чей уровень литературных способностей слишком низок для полноценного издания. Хотя, и это исправимо образованием, практикой. Во всех остальных случаях у автора есть вполне реальный шанс увидеть собственную книгу на полках магазинов. Под собственной фамилией. И не надо слушать интернет-троллей, которые наводняют сайты нытьём на тему «опубликоваться невозможно!!!». Помните: дорогу осилит идущий.
Минусы издания книг за собственный счёт:
- Трата собственных денег без пользы и какой-либо возможности вернуть хотя бы их часть, причём качественно издать книгу весьма недёшево для подавляющего большинства россиян.
- Бытует мнение, что если автор издаёт книги на собственные деньги, значит, его не хотят публиковать серьёзные издательства, следовательно, он графоман, а его тексты весьма низкого качества. В этом расхожем мнении есть большая доля здравого смысла, хотя оно и не всегда отражает истинного положения дел, о чём сказано выше.
- Часто издание книг на свои деньги формирует у автора своеобразное психологическое состояние, которое негативно сказывается на человеке, его мастерстве, развитии и других аспектов творчества и писательской карьеры. Поясню суть этого состояния. Человек по какой-то причине решает не обращаться в издательства, публикующие авторов на гонорарной основе, а выпустить свой текст за собственный счёт. Причин такого решения может быть много: страх перед отказом редактора, боязнь плагиата, избегание общения с людьми (иногда довольно напряжённого) и т.д. Часто автор, ещё ни разу не направляя свои тексты в крупные издательства, начитавшись в интернете статей о том, как «начинающих нигде не опубликуют», «всё только по блату» и прочей чернухи (зачастую тенденциозной или откровенно манипулятивной), решает, что «всё равно там опубликоваться шансов нет». Он опускает руки и решает, что единственный возможный для него ход – публикация за собственные деньги. Да-да, он даже не пробует пробиться! Он уже заранее «знает», что «там всё по блату и шансов нет»!
Как бы то ни было, автор издаёт книгу за свой счёт. Без мучительных ожиданий ответа (отказа!), длительных и неприятных переговоров, отстаивания авторского стиля у редакторов и тому подобных ужасов. Заплатил деньги, подождал пару недель – и вот тебе твоя нетленка на бумаге! Не хуже, чем у мэтров!
Автор нашёл «тихую гавань» литературы, избежав всех неприятностей, связанных с продвижением своего творчества. И результат вроде бы тот же – бумажная книга.
Автор расслабляется. Он чувствует успокоенность и доволен результатом. Его миссия выполнена – книга написана и издана. Зачем трепать нервы, пытаясь пробиться в крупные издательства, повышать мастерство (после нескольких отказов), если можно комфортно издавать стоэкземплярные тиражи за свои деньги и точно так же, как и известные на всю страну авторы, называть себя издающимся писателем? Ведь формально это действительно так: издание было (и даже не одно, можно хоть 100 своих книг издать), все ББК и ISBN на месте, в Книжной палате зарегистрировано. Писатель? Писатель! Ерунда, что опусы прочитали лишь десять твоих знакомых, да и те только из вежливости, поскольку знания и умения автора в литературном мастерстве ограничены в лучшем случае школьными учебниками по литературе.
Результат – лень, пассивность, эскапизм, нежелание развиваться, повышать мастерство, продвигать своё творчество. Автор варится в собственном соку, сидит в тёпленьком болотце и доволен этим. Для человека такая ситуация означает гибель его как писателя.
- Налог с дохода, полученный с продажи книг, придётся платить самому, а неуплата его может стать причиной проблем с законом.
А каково ваше мнение об издании книг за свой счёт?
© Александр Николаевич Бирюков
Графоманов на рею!
|