Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Оформление и издание произведений

Рынок аудиокниг

Автор: Эльвира Барякина

Главной проблемой издателей аудиокниг является пиратство. Это может быть и копирование уже созданной записи, и аудиозапись без разрешения правообладателя. Качество пиратских файлов часто оставлять желать лучшего, но народ ими не брезгует — коль скоро книгу можно получить бесплатно. Тем не менее объемы продаж аудиокниг растут год от года.

В зависимости от носителей аудиокниги делятся на:

  • кассетные — в России их практически нет, а на Западе они все еще встречаются в библиотеках;
  • mp3 CD;
  • аудиофайлы, загружаемые через интернет.

По словам Владимира Полищученко, генерального директора РАО "Говорящая книга", его издательство ориентируется на тот слой населения, который ценит свое время. Этим людям гораздо проще купить аудиокнигу, чем искать контрафакт. Им по 25-35 лет, они живут в крупных городах и слушают записи в машинах, в спортзале и в общественном транспорте. Многие таким образом пытаются компенсировать недостаток времени на традиционное чтение.

В России лидерами рынка являются студия звукозаписи "Союз", компания "Ардис" и подразделения крупных издательств: "Эксмо-Сидиком" при "Эксмо" и "Аудиокнига" при "АСТ".

Звукозаписывающие подразделения крупных издательств находятся в привилегированном положении: у них есть доступ к пакетам авторских прав головной организации. Многие писатели одним махом выдают лицензию и на публикацию бумажной книги, и на перевод, и на озвучивание — и все за одну цену. В результате издательство может создавать аудиопродукцию, не платя авторам ни копейки.

Тиражи аудиокниг пока минимальные — 1000-3000 экземпляров, при этом классика стоит дешевле (так как авторам не надо платить гонорары).

Время от времени выходят супер-бестселлеры: тиражи — около 20 тысяч, текст начитывает звезда, пресса пишет об авторских гонорарах в $10.000. По словам Владимира Полищученко цель таких проектов — не заработать деньги, а разрекламировать либо само издательство, либо книгу как таковую. Столь крупные инвестиции окупятся, в лучшем случае, лет через семь.

На самом деле дешевый Пушкин продается в 5-8 раз быстрее дорогих современных писателей.

Поначалу аудиоиздательства в основном работали с классическими произведениями и архивами Гостелерадио и Общества слепых. Несмотря на непривычность аудиокниг для массового покупателя, условия реализации были лучше: товар отгружался по предоплате. Начиная с 2005-2006 годов, когда на рынок вышли крупные бумажные издательства, ситуация изменилась: теперь аудиокниги отдаются на реализацию, и розница не возвращает деньги по нескольку месяцев. Отсюда острая нехватка средств на осуществление новых проектов.

Постепенно ассортимент аудиокниг меняется: классикой рынок перезатарен — многие произведения имеются в нескольких вариантах. Набирает силу нон-фикшн (книги по бизнесу, психологии, маркетингу и т.п.), а также записи непереведенных зарубежных бестселлеров — для тех, кто изучает иностранные языки. Спрос на аудиокниги неизвестных авторов художественной литературы невелик, так что если издательства и берутся за них, то лишь при финансовом участии со стороны автора или спонсора. Разумеется, в этом случае речь идет не столько о прибыли, сколько об имидже писателя.

Тенденция последних лет — аудиокниги стали продаваться в интернете в электронном виде: слушатель платит за них на сайте магазина (или в приложении) и скачивает заархивированные файлы.

Особенностью издания аудиокниг является то, что бэк-лист, то есть книги, выпущенные ранее, продаются ничуть не хуже, чем новинки. В среднем процент успешных проектов несколько выше, чем у бумажных аналогов: из 10 ощутимую прибыль приносят 3-4 издания.

Время записи книги варьируется от 10 до 20 часов, но работа в оборудованной студии будет длиться гораздо дольше — вплоть до 60 часов. Студии, как правило, арендуются. Если раньше каждое издательство стремилось обзавестись собственной аппаратурой, то сейчас выяснилось, что гораздо выгоднее выделить студию в отдельную структуру, чтобы она занималась не только аудиокнигами, но и рекламными и музыкальными проектами.

В профессиональной студии работа над аудиокнигой проходит через следующие этапы:

  • Сначала редактор отбирает рукопись, выправляет ее и, если надо, сокращает. Часто выясняется, что книга "не звучит"; в этом случае автору предлагают доработать ее, чтобы адаптировать текст для записи.
  • Затем подключается арт-директор. Он подбирает диктора, решает, в какой манере будет начитываться книга, будет ли это говорящая книга, мелодекламация или музыкальный спектакль.
  • Следующая стадия — запись: диктор начитывает, звукооператор следит за техникой. У каждого издательства есть дикторы, с которыми оно работает на постоянной основе. Некоторые из них сделали карьеру именно как чтецы аудиокниг: например, Артем Карапетян и Вадим Максимов. Известным дикторам платят около $50 в час, новичкам — гораздо меньше.
  • Потом следует монтаж, во время которого вырезаются все посторонние шумы: вздохи, шелест страниц и т.п.
  • Затем звукорежиссер наводит окончательный лоск.

Параллельно художник рисует обложку, а дизайнер подготавливает ее к печати. Если речь идет о детской аудиокниге, то к ней могут прилагаться всевозможные раскраски, паззлы и т.п. Книга запускается в производство, а потом уходит на склад.

При заключении договора на книгу на бумажном носителе издатель требует исключительную лицензию — чтобы в течении трех-пяти лет никто, кроме него, не мог публиковать это произведение. Аудиоиздательства далеко не всегда настаивают на эксклюзиве. При записи книги важен не только текст, но и способ его подачи, поэтому слушатель всегда будет выбирать наиболее качественную постановку — а качество зависит уже от студии. При этом неисключительные права стоят дешевле, что уменьшает себестоимость аудиокниги.

Расчеты с авторами происходят по следующим схемам:

  • только аванс;
  • только роялти с продаж;
  • аванс + роялти (но этот вариант используется нечасто).

Аванс рассчитывается исходя из 10-15 % от оптовой стоимости тиража. То же самое касается роялти.

Сейчас аудиокниги продаются как в книжных магазинах, так и в мультимедийных. Значительная доля приходится на лотошников и интернет. В последнее время появился и новый канал сбыта: библиотеки начали выделять средства для закупки мультимедийной продукции.

Обычно магазины весьма неохотно предоставляют место для аудиокниг — они стоят дешевле бумажных аналогов, и продавцы получают с них меньше прибыли (и в том, и в другом случае накрутка составляет около 100 %). Чуть в более выгодном положении находятся аудиоиздательства АСТ и Эксмо: у тех есть собственные торговые сети, и их магазины прилагают больше усилий для продажи мультимедийной продукции.

© Эльвира Барякина
Справочник писателя: как написать и издать успешную книгу

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 1596 | Добавил: Анастасия_Гурман 10/11/15 04:09 | Автор: Эльвира Барякина
Загрузка...
 Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]