Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Разное, окололитературное |
Речевые ошибки Автор: С.Г. Чернобрывец |
Фактические - любая неточность в содержании высказывания - искаженная цитата, неверная дата, имена собственные, ошибки в пересказе, описании факта и т.д. Логические - передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики: А) неоднозначность; "Стадион запустили" - то ли начал работать, то ли зарос травой. Б) противоречивость; У писателя не было детей, но живы его внуки. В) непоследовательность; Чапаев был очень смелый. Он даже пел песни. Г) абсурдность; Захар ходил в сером жилете с широкими и густыми бакенбардами. Собственно-речевые - нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность и краткость. Разновидности собственно-речевых ошибок: - орфографические и пунктуационные погрешности (неправильное написание слова или знаков пунктуации); - орфоэпические и акцентологические (неправильное ударение и произношение); - лексические: А) ненормативное словоупотребление - употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении: Пришли порядка (около) тридцати человек. Яблоня покрылась белым саваном (цветом). Б) семантическая несочетаемость: Сережа Иванов - художественное существо. В) паронимия - сходные по звучанию, но различные по смыслу слова: Апрель - месяц - период массивного прилета птиц. Г) плеоназм - неоправданное употребление однозначных единиц языка: Пушкин самый величайший поэт. Д) анахронизм - немотивированное объединение лексики разных эпох: На шее у каждого раба висела его техническая характеристика. - фразеологические - искажение фразеологизмов: А) искажение устойчивого словосочетания в следствие незнания его значения: Мы готовы идти за ним в огонь и в пламя (в воду). Б) фразеологическая несочетаемость: Ты что молчишь, как рыба об лед? Уши у него торчат кто куда. Раненый хотел пить как резаный. В) плеоназм - избыточность: Он дал торжественную Аннебалову клятву. - словообразовательные - неумелое словотворчество: У нее был вспыхчивый характер; Много раз страдальная планета. - морфологические - неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа и т.д. или ошибочное их употребление: Нерп (нерпа) тихо поплыл к берегу. В обоих (обеих) ссылках поэт много работает. - синтаксические: А) смешение прямой и косвенной речи: Больной нацарапал, что я (он) умираю (умирает). Б) ошибочный порядок слов или предложений: После совершения убийства Раскольников мучиться, терзается, и хоть считает себя правым. В) неверное грамматическое оформление однородных компонентов: Лучше быть убитым, чем полоненному. Г) ненормативные синтаксические связи слов или предложений: Остается только поражаться тем (тому), что такая деятельность всех устраивает. Д) независимый деепричастный оборот: Проверяя контрольную, в ней было много ошибок. Играя на фортепиано, его голова склонялась все ниже. Е) соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах: Здесь каждый может узнать и увидеть о всех новинках. - стилистические: А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте: Мам, а куры употребляют в пищу червячков? Русь отбивалась от печенегов и прочей дряни. Намеренно: изобразительно-выразительный эффект. Ненамеренно: речевая ошибка. Б) неоправданное объединение в одном контексте слов разной стилистической оценки: Уже с детства Пушкин занимался писаниной. В) немотивированные повторы. Г) речевые штампы - единицы, которые от частого употребления потеряли выразительность, превратившись в казенные слова. Например: "широкий отклик", "люди преклонного возраста". ЧАСТЫЕ ОШИБКИ 1) "парУ месяцев/дней/лет/мгновений и т.д.". Это не устойчивое несклоняемое сочетание, это основное слово "пара" (т.е. 2 штуки), дополненное определением - чего именно 2 штуки. Поэтому слово "пара" (женского рода) должно склоняться: прошла пара дней, подождать пару минут, речь идет о паре месяцев. Второе слово всегда стоит в родительном падеже множественного числа. 2) "скучать ЗА мамой/папой/ и т.д.". В литературном русском языке скучают по кому/чему. 3) "привЕдение". Слово пишется через Е (от "вести", т.е. "приводить") в наукообразных выражениях вроде "приведение к общему знаменателю". Если же речь идет о призраке, то это привИдение от слова "видеть". 4) "по ходу". Это сейчас почему-то используется в разговорной речи вместо "похоже". А вообще-то применяется для выражений "разобраться по ходу дела" и "сидеть по ходу поезда". 5) Слово "конечно" всегда должно отделяться запятыми: "конечно, да", "конечно, нет", "да, конечно", "нет, конечно". Единственное исключение - когда это краткая форма прилагательного: "данное состояние конечно" (т.е. является конечным). Но я как-то слабо представляю себе использование этого выражения в художественной литературе, так что если кто сомневается - лучше пусть ставит запятую всегда, в процентном отношении ошибок будет меньше. 6) Обращения всегда должны отделяться запятыми: "Саша, идем", "Идем, Саша, погуляем". Если вместо имени используется другое слово, оно все равно является обращением и отделяется запятыми: "Идем, мелкий, погуляем". 7) "в виду" и "в следствие". Если "корабль стоял в виду берега", то писать надо раздельно. А если "ввиду того, что", то "ввиду" - наречие и пишется слитно. Это же относится и к "вследствие", в частности - "вследствие некоторых причин". 8) "в течениИ". Если речь идет о времени, то пишется "в течениЕ". "И" ставится на конце, если "в течении жидкости было что-то странное". 9) "ищЕте" и "ищИте". "Ищете" произносится с ударением на первом слоге, отвечает на вопрос "Что делает(е)?". "Ищите" произносится с ударением на втором слоге и является повелительным наклонением. Пример использования: "Вы ищете что-то нужное? Ищите старательнее". Не буду углубляться в тайны глаголов 1-го и 2-го спряжения, они подробно описаны в школьном учебнике и занимают не больше страницы. 10) "ться" и "тся". Еще одна глагольная хитрость. Если глагол отвечает на вопрос "что (с)делать", то пишется с мягким знаком, если на вопрос "что (с)делает" - без мягкого знака. Проблема, видимо, в "обороте на себя". Могу рекомендовать в спорных случаях вместо сомнительного глагола пробовать подставить глагол "идти". Тогда "он смущается" переходит в "он идет", "он смутится" в "он пойдет", а "он начал смущаться" в "он начал идти". Тоже, конечно, требует практики, но хоть что-то. 11) Есть сомнения насчет запятых? Не спеша проговорите фразу. Знаки препинания располагаются в местах интонационных пауз. (с) С.Г. Чернобрывец http://www.neizvestniy-geniy.ru/trainings/r3/t196/ |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1619 | Добавил: Алекс_Фо 06/08/13 09:25 | Автор: С.Г. Чернобрывец |
 Всего комментариев: 2 | ||
| ||