Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Разное, окололитературное

Речевые ошибки

Автор: С.Г. Чернобрывец
Фактические - любая неточность в содержании высказывания - искаженная цитата, неверная дата, имена собственные, ошибки в пересказе, описании факта и т.д.

Логические - передача мысли в такой словесной форме, которая противоречит законам логики:

А) неоднозначность;
"Стадион запустили" - то ли начал работать, то ли зарос травой.

Б) противоречивость;
У писателя не было детей, но живы его внуки.

В) непоследовательность;
Чапаев был очень смелый. Он даже пел песни.

Г) абсурдность;
Захар ходил в сером жилете с широкими и густыми бакенбардами.

Собственно-речевые - нарушают правильность речи, ее точность, выразительность, чистоту, образность, богатство, уместность и краткость.

Разновидности собственно-речевых ошибок:

- орфографические и пунктуационные погрешности (неправильное написание слова или знаков пунктуации);

- орфоэпические и акцентологические (неправильное ударение и произношение);

- лексические:

А) ненормативное словоупотребление - употребление слова в несвойственном ему в литературном языке значении:
Пришли порядка (около) тридцати человек.
Яблоня покрылась белым саваном (цветом).

Б) семантическая несочетаемость:
Сережа Иванов - художественное существо.

В) паронимия - сходные по звучанию, но различные по смыслу слова:
Апрель - месяц - период массивного прилета птиц.

Г) плеоназм - неоправданное употребление однозначных единиц языка:
Пушкин самый величайший поэт.

Д) анахронизм - немотивированное объединение лексики разных эпох:
На шее у каждого раба висела его техническая характеристика.

- фразеологические - искажение фразеологизмов:

А) искажение устойчивого словосочетания в следствие незнания его значения:
Мы готовы идти за ним в огонь и в пламя (в воду).

Б) фразеологическая несочетаемость:
Ты что молчишь, как рыба об лед?
Уши у него торчат кто куда.
Раненый хотел пить как резаный.

В) плеоназм - избыточность:
Он дал торжественную Аннебалову клятву.

- словообразовательные - неумелое словотворчество:
У нее был вспыхчивый характер;
Много раз страдальная планета.

- морфологические - неумелое образование грамматических форм рода, числа, падежа и т.д. или ошибочное их употребление:
Нерп (нерпа) тихо поплыл к берегу.
В обоих (обеих) ссылках поэт много работает.

- синтаксические:

А) смешение прямой и косвенной речи:
Больной нацарапал, что я (он) умираю (умирает).

Б) ошибочный порядок слов или предложений:
После совершения убийства Раскольников мучиться, терзается, и хоть считает себя правым.

В) неверное грамматическое оформление однородных компонентов:
Лучше быть убитым, чем полоненному.

Г) ненормативные синтаксические связи слов или предложений:
Остается только поражаться тем (тому), что такая деятельность всех устраивает.

Д) независимый деепричастный оборот:
Проверяя контрольную, в ней было много ошибок.
Играя на фортепиано, его голова склонялась все ниже.

Е) соподчинение слов, требующих дополнений в разных грамматических формах:
Здесь каждый может узнать и увидеть о всех новинках.

- стилистические:

А) неоправданное, немотивированное использование единиц разных стилей в одном контексте:
Мам, а куры употребляют в пищу червячков?
Русь отбивалась от печенегов и прочей дряни.
Намеренно: изобразительно-выразительный эффект.
Ненамеренно: речевая ошибка.

Б) неоправданное объединение в одном контексте слов разной стилистической оценки:
Уже с детства Пушкин занимался писаниной.

В) немотивированные повторы.

Г) речевые штампы - единицы, которые от частого употребления потеряли выразительность, превратившись в казенные слова. Например: "широкий отклик", "люди преклонного возраста".


ЧАСТЫЕ ОШИБКИ

1) "парУ месяцев/дней/лет/мгновений и т.д.". Это не устойчивое несклоняемое сочетание, это основное слово "пара" (т.е. 2 штуки), дополненное определением - чего именно 2 штуки. Поэтому слово "пара" (женского рода) должно склоняться: прошла пара дней, подождать пару минут, речь идет о паре месяцев. Второе слово всегда стоит в родительном падеже множественного числа.

2) "скучать ЗА мамой/папой/ и т.д.". В литературном русском языке скучают по кому/чему.

3) "привЕдение". Слово пишется через Е (от "вести", т.е. "приводить") в наукообразных выражениях вроде "приведение к общему знаменателю". Если же речь идет о призраке, то это привИдение от слова "видеть".

4) "по ходу". Это сейчас почему-то используется в разговорной речи вместо "похоже". А вообще-то применяется для выражений "разобраться по ходу дела" и "сидеть по ходу поезда".

5) Слово "конечно" всегда должно отделяться запятыми: "конечно, да", "конечно, нет", "да, конечно", "нет, конечно". Единственное исключение - когда это краткая форма прилагательного: "данное состояние конечно" (т.е. является конечным). Но я как-то слабо представляю себе использование этого выражения в художественной литературе, так что если кто сомневается - лучше пусть ставит запятую всегда, в процентном отношении ошибок будет меньше.

6) Обращения всегда должны отделяться запятыми: "Саша, идем", "Идем, Саша, погуляем". Если вместо имени используется другое слово, оно все равно является обращением и отделяется запятыми: "Идем, мелкий, погуляем".

7) "в виду" и "в следствие". Если "корабль стоял в виду берега", то писать надо раздельно. А если "ввиду того, что", то "ввиду" - наречие и пишется слитно. Это же относится и к "вследствие", в частности - "вследствие некоторых причин".

8) "в течениИ". Если речь идет о времени, то пишется "в течениЕ". "И" ставится на конце, если "в течении жидкости было что-то странное".

9) "ищЕте" и "ищИте". "Ищете" произносится с ударением на первом слоге, отвечает на вопрос "Что делает(е)?". "Ищите" произносится с ударением на втором слоге и является повелительным наклонением. Пример использования: "Вы ищете что-то нужное? Ищите старательнее". Не буду углубляться в тайны глаголов 1-го и 2-го спряжения, они подробно описаны в школьном учебнике и занимают не больше страницы.

10) "ться" и "тся". Еще одна глагольная хитрость. Если глагол отвечает на вопрос "что (с)делать", то пишется с мягким знаком, если на вопрос "что (с)делает" - без мягкого знака. Проблема, видимо, в "обороте на себя". Могу рекомендовать в спорных случаях вместо сомнительного глагола пробовать подставить глагол "идти". Тогда "он смущается" переходит в "он идет", "он смутится" в "он пойдет", а "он начал смущаться" в "он начал идти". Тоже, конечно, требует практики, но хоть что-то.

11) Есть сомнения насчет запятых? Не спеша проговорите фразу. Знаки препинания располагаются в местах интонационных пауз.


(с) С.Г. Чернобрывец
http://www.neizvestniy-geniy.ru/trainings/r3/t196/

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 1548 | Добавил: Алекс_Фо 06/08/13 09:25 | Автор: С.Г. Чернобрывец
Загрузка...
 Всего комментариев: 2

Довольно интересная статья!
Часто сталкиваемся, но всё равно делаем. biggrin
Fantom  (16/01/18 22:22)    


Пишете и пишите! То же самое, что ищете и ищите.
Как же часто в комментариях пишут - вы хорошо пишите.......
Мила_Тихонова  (10/01/18 22:02)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]