Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Разное, окололитературное |
Бета-ридер: человек, который первым читает книгу Автор: Эльвира Барякина |
Бета-ридер -- это человек, который вычитывает рукопись до ее отправки в издательство. Его основная задача -- выявить ошибки, которые автор не видит в силу "замыленности взгляда". Идеальный бета-ридер -- это человек-зануда. Он выходит из кино и гундосит: "На тринадцатой минуте заколочка у героини висела слева, а через секунду переползла на правую сторону". Книги он читает с карандашом, а потом с победным видом демонстрирует знакомым все ляпы и опечатки. Поделюсь опытом: лично я первым делом даю рукопись бета-ридеру, который все равно никаких ошибок не видит. Он смотрит на сюжет и выдает общее впечатление: понравилось или нет. Как правило, ему все нравится. Это очень важный психологический момент -- удостовериться, что не все так плохо, перед тем, как идти к бета-ридеру - зануде. Потому что зануда будет громить рукопись в пух и прах. А это процедура не из приятных и сразу идти на порку у меня не хватает смелости. Но идти обязательно надо, потому что сама я смогу выловить всех "тараканов" только если отложу рукопись на полгода -- чтобы восторг творца несколько подутих. Примерные правила работы с бета-ридером1. Человек должен быть начитан в вашем жанре. Или хотя бы иметь с вами одинаковые эстетические ценности. Один раз я дала на разбор рукопись писателю-фантасту. У нас были абсолютно разные литературные вкусы: явные (на мой взгляд) ошибки он пропустил, а все самое лучшее вычеркнул. В результате мы оба совершенно зря потратили время и нервы. Ему было неприятно, что я не восприняла его критику. А мне было обидно, что меня совсем не так поняли. 2. Ни в коем случае не надо оправдываться и доказывать бета-ридеру, что он неправ. Его работа -- критиковать, а писатель может прислушиваться или не прислушиваться к его советам. И уж тем более глупо обижаться. Если не дать бета-ридеру всласть поглумиться над книгой, то он может ослабить внимание или вообще бросить начатое. 3. Лучше всего работать с бета-ридерами вживую или по телефону (я использую Скайп), чтобы человек мог объяснить, что именно ему не понравилось. Писать все то же самое на бумаге -- слишком много работы. Я по ходу дела помечаю сама -- что исправить, убрать, дополнить и т.п. Самый главный огрех, который почти всегда выявляют бета-ридеры: это "проклятие знания". Автор исходит из того, что читатель имеет тот же набор знаний, что и он сам, и забывает дать важные пояснения. В результате в рукописи появляются логические и эмоциональные дырки. Наиболее распространенные ошибки этого типа: 1. Автор не описывает предыдущие взаимоотношения героев -- в результате не совсем понятно, почему Маша не любит Петю, а Вася хочет жениться на Маше. 2. Автор употребляет специальную лексику, с которой обычный читатель может быть незнаком (например, иностранные слова и т.п.). 3. Автор полагает, что читателю известны те или иные исторические, культурные или социальные факты -- что не всегда соответствует действительности. 4. Автор забывает указывать на цели или стремления второстепенных персонажей. В результате неясно, почему они совершают те или иные поступки. После того, как мы заканчиваем рукопись, мы показываем ее бета-ридерам, чтобы те хотя бы примерно оценили, что у нас вышло. Писать рецензии мало кто будет -- это отдельный труд. Более того, бета-ридеры не всегда могут четко объяснить, что именно им понравилось или не понравилось. Есть и такой момент: иногда они нам льстят или наоборот занижают наши успехи. Более-менее четкое представление о том, какую реакцию вызывает наша нетленка, можно получить, разослав бета-ридерам следующий опросник: Пусть они оценят рукопись по пятибальной шкале по следующим параметрам: 1. Изначальный интерес к теме романа - исходя из аннотации. 2. Красота языка 3. Интерес к развитию сюжета (невозможно оторваться, возможно оторваться ненадолго и т.д. по нисходящей) 4. Насколько просто отслеживать различные сюжетные линии (не возникает ли ощущения путанницы в событиях) 5. Темп произведения (нет ли ощущения затянутости или напротив -- излишней торопливости) 6. Интерес к героям как к личностям (насколько привлекательных персонажей нам удалось создать) 7. Логичность повествования 8. Новизна идей / информации, почерпнутых в романе 9. Вероятность рекомендации книги друзьям 10. Общая оценка произведения по пятибальной шкале. Если бета-ридеры захотят дать пояснения - замечательно. Если нет, то и циферок будет достаточно, чтобы понять, что к чему. © Эльвира Барякина Справочник писателя: как написать и издать успешную книгу |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1324 | Добавил: Анастасия_Гурман 08/11/14 13:26 | Автор: Эльвира Барякина |
 Всего комментариев: 2 | |||
| |||