Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Разное, окололитературное |
Поэт психологии Автор: Светлана Кирсанова, Яков Коломинский |
Счастье есть. Оно в умении общаться, уверен известный белорусский психолог Яков Коломинский Его словам можно верить. Этот человек получил общественное признание — он заслуженный деятель науки Беларуси, председатель правления Белорусского общества психологов, доктор психологических наук, профессор кафедры возрастной и педагогической психологии БГПУ имени Максима Танка. Имеет богатый жизненный опыт: 11 января Якову Львовичу Коломинскому исполнилось 80 лет. Накануне юбилея мы встретились. Он показал фото своих самых дорогих женщин — жены Ады, дочери Ольги и внучек-близняшек Даши и Кати. Беседа была полна шуток (профессор любит рассказывать анекдоты) и поэзии (знает много стихов, цитирует классиков и современников). Яков Коломинский — создатель научной школы в области социальной психологии и психологии личности. Под его руководством защищено более 50 кандидатских и 7 докторских диссертаций. Остаются книги и мосты Он автор более 30 изданий. Только в 2013 году увидели свет 2 книги и еще 2 появятся очень скоро. Профессор шутя называет свой творческий порыв кризисом перепроизводства. На днях Яков Львович начал писать очередную книгу. — Что побуждает меня снова взяться за перо? — размышляет Коломинский. — Может, желание подвести итоги довольно длинной жизни. Импульсом послужило прочтение книги моего друга детства Давида Симановича (в 2012 году мы отмечали 75-летие нашей дружбы). В посвящении мне Давид написал: «Чего там на жизнь обижаться — игра эта стоила свеч! Пора ничего не бояться и сердце отвагой зажечь!» Часто недовольство человека чем-либо приводит к неким свершениям, изменениям. Так, увидав в свое время учебник для старшеклассников «Человек: анатомия, физиология, гигиена», я возмутился: «Это разве весь человек?» и написал свой — «Человек: психология». Он дважды выходил в Москве, один раз — в Минске. Еще одна значимая для меня книга «Человек среди людей». После ее выхода в 1970-м я, можно сказать, «проснулся знаменитым». Она издавалась на 15 языках. Пришел к мысли, что в фольклоре и художественной литературе вместилась вся психология. Этому во многом и посвящено одно из последних моих изданий «Психология: поэзия и проза преподавания». — Значит, читая художественную литературу и сказки, человек психологически образовывается? — Конечно. Он становится стихийным психологом. Я часто начинаю лекции со стихов. Предлагаю студентам послушать, например, «Людей неинтересных в мире нет…» Евгения Евтушенко. Потом обсуждаем тему уникальности каждой личности. Когда говорю о методах психологии, могу цитировать Владимира Высоцкого «Если друг оказался вдруг». Ставь естественный эксперимент — бери друга с собой в горы! Правило трех С Коломинский — основоположник возрастной и педагогической социальной психологии. Долгие годы занимался проблемой влияния групп и коллективов на развитие личности. В последнее время его интересует психологическая культурология. — Есть много выражений со словом «культура» — сельскохозяйственная, производственная, но психологической нет. А психологическая культура — это уровень знаний человека о самом себе, — поясняет профессор. — На храме Аполлона в Дельфах так и написано: «Познай самого себя». Однажды один из моих студентов заметил: «Ну, познаешь самого себя, а что дальше?» Процесс познания бесконечен. Психологическая культура имеет несколько уровней. Например, концептуально-теоретический — произведения выдающихся ученых-психологов, таких как Леонтьев, Выготский, Фрейд. Есть житейская психологическая культура, которую человек впитывает с молоком матери. Вот плачет малышка, мама ей говорит: «Ну что ты слезы льешь?» — А та в ответ: «Я не тебе плачу, а бабушке…» Ребенку и пяти лет нет, а она уже знает, каким методом на кого воздействовать. Каждый возраст обладает своей психологической культурой. У дошкольников ведущая деятельность — ролевая игра, у младших школьников — учение, у подростков — интимно-личностное общение. В юношеские годы появляются профессиональные интересы и первая романтическая любовь. Психологическая культура — не только знания, но и умение человека работать над собой. Это я называю психологической деятельностью и даже придумал клуб «Трех С» — самопроверка, самопознание, самовоспитание. После окончания Наровлянской средней школы с серебряной медалью Яков Коломинский планировал поступить на факультет журналистики БГУ, но в то время особо предвзято относились к пятой графе автобиографии — национальности. Пришлось выбрать другой вуз — педагогический институт имени Максима Горького. Уже в начале обучения Яков понял: единственный предмет, который его может по-настоящему увлечь, — психология. Стань Шахерезадой Современному человеку важно уметь налаживать общение. Яков Львович уверен, что это и есть путь к счастью и успеху. — Есть несколько типов общения, — рассказывает профессор. — Первый: если ты относишься к человеку с симпатией, то и общаешься с ним по-доброму. В таком случае даже про пьющего человека вы скажете: «С ним иногда случается. Это его с пути истинного приятели сводят». Если же имеет место негативное отношение, то вы просто обзовете его алкоголиком. Второй тип: хорошо относишься, но не умеешь это показать. Как в песенке: «Я тебя, дуру, лопатой в шутку огрел по спине. Крикнула: «Черт конопатый!» и улыбнулася мне». Такое нередко случается, когда, например, учитель думает, что если не будет с детьми строг, то они ему на голову сядут… Третий: плохо относишься к кому-то и не скрываешь этого. И четвертый: относишься плохо, но делаешь вид, что хорошо. Как описано в «Евгении Онегине» Пушкина. Когда молодой человек демонстрировал хорошее отношение к дяде, а сам думал: «…когда же черт возьмет тебя». Научные понятия я часто облекаю в художественную форму. Например, чтобы объяснить явление субъективной информативности личности, вспоминаю феномен Шахерезады: разговор между двумя людьми длится до тех пор, пока каждый из собеседников обладает информацией, интересующей другого. Люди остаются вместе до тех пор, пока им есть о чем говорить. Мы с Адой прожили 56 счастливых лет, потому что интересовались делами и успехами друг друга. Книга «От человека к человеку. Беседы о социальной психологии личности» вышла благодаря стараниям жены: Ада долгие годы собирала мои статьи и публикации обо мне. Более того, увлеклась психологией, сдала кандидатский минимум, думала защититься. А я интересовался ее работой. Вначале она была учителем, потом диктором. Каждый раз с волнением ждал, когда прозвучит: «Гаворыць Мiнск». — Мы постоянно оцениваем людей, а они — нас. Как научиться не реагировать на оскорбительные оценки? — Искусство оценивать других связано в первую очередь с их самооценкой. Если ты даешь человеку оценку, которая совпадает с его личностной, он будет доволен. Если оценка занижена, начнет нервничать. А если завышена, то может испытать горечь. Психологи проводили эксперимент: за выполненную работу давали детям конфеты. Один мальчик не справился с работой, но конфету ему все же вручили. Он развернул ее, положил в рот и заметил: «Какая горькая конфета». Это эффект незаслуженной похвалы. Есть золотое правило: оценивай лишь конкретный поступок, а не личность в целом. Слова «ты всегда…» нужно исключить из своего лексикона. Мудрый не допускает себя до конфликта. Лучше отойти, как говорится в народе: «Не чапай ліха. Няхай сядзіць ціха». Научу простому способу самозащиты. Нужно мысленно представить перед собой защитный экран и сказать: «Чики-траки стеночка» или «Я в домике». — Что позволяет человеку жить долго и хорошо себя чувствовать? — На своем примере скажу, что это творчество, стремление создавать что-то новое. А еще гармония в браке. — О чем мечтаете? — О том времени, когда психология станет достоянием широких масс и ее начнут преподавать в школе. В 2010 году в России вышел мой учебник для старшеклассников «Основы психологии». Хотелось бы, чтобы и у нас он был востребован.
оригинал интервью (с) Светлана Кирсанова, 2014 |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 747 | Добавил: Анна_Лисицина 30/12/20 20:16 | Автор: Светлана Кирсанова, Яков Коломинский |
 Всего комментариев: 0 | |