Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » О прозе |
Жанр литературного произведения Автор: Эльвира Барякина |
Все книги делятся на две категории — художественная литература и нехудожественная. В просторечии первую называют худлит, а вторую — нон-фикшн (от английского nonfiction). Под художественной литературой понимают все произведения, которые имеют вымышленный сюжет и вымышленных героев. То есть худлитом считаются романы, рассказы, повести, пьесы и поэзия (как для детей, так и для взрослых). В категорию нон-фикшн попадают: учебники, энциклопедии, словари, монографии, биографии, мемуары, публицистика и т.п. В свою очередь художественные произведения делятся на жанровую литературу, мейнстрим и интеллектуальную прозу. В жанровой литературе первую скрипку играет развитие сюжета, при этом он вписывается в определенные, заранее известные рамки. Например, любой детектив развивается по схеме преступление — расследование — изобличение преступника; любой дамский роман — герои встречаются — влюбляются — сражаются за любовь — соединяют сердца. Это вовсе не значит, что все жанровые романы должны иметь предсказуемый сюжет. Мастерство писателя заключается именно в том, чтобы в заданных рамках создать уникальный мир. Жанровая литература — это действие и быстрая смена декораций. Главный вопрос, который заботит читателя: А что дальше? Жанры художественной литературы • Авангардная литература. Характеризуется нарушением канонов и языковыми и сюжетными экспериментами. Как правило, авангард выходит очень маленькими тиражами. Тесно переплетается с интеллектуальной прозой. • Боевик. Ориентирован преимущественно на мужскую аудиторию. Основа сюжета — драки, погони, спасение красоток и т.п. • Детектив. Основная сюжетная линия — раскрытие преступления. • Исторический роман. Время действия — прошлое. Сюжет, как правило, привязан к значимым историческим событиям. • Любовный роман. Герои обретают любовь. • Мистика. Основа сюжета — сверхъестественные события. • Приключения. Герои ввязываются в авантюру и/или отправляются в рискованное путешествие. • Триллер/ужасы. Героям грозит смертельная опасность, от которой они пытаются избавиться. • Фантастика. Сюжет закручивается в гипотетическом будущем или в параллельном мире. Одна из разновидностей фантастики — альтернативная история. • Фэнтези/Сказки. Основными признаками жанра являются сказочные миры, волшебство, невиданные существа, говорящие животные и пр. Часто основывается на фольклоре. Мейнстрим Совсем иное дело — мейнстрим (от англ. mainstream — основной поток). В книгах этого типа канонам не место. Читатели ждут от них неожиданных решений. Самое главное в мейнстриме — это нравственное развитие героев, философия и идеология. Так что профессиональные требования к автору мейнстрима гораздо выше: он должен быть не только отличным рассказчиком, но и хорошим психологом и серьезным мыслителем. Еще один важный признак мейнстрима — книги этого вида пишутся на стыке жанров. Например, невозможно однозначно сказать, что "Унесенные ветром" — это только любовный роман или только историческая драма. Сам термин "мейнстрим" возник благодаря американскому писателю и критику Уилльяму Дину Хоуэллсу (1866 - 1920). Будучи редактором одного из самых популярных и влиятельных литературных журналов cвоего времени, "The Atlantic Monthly", он отдавал явное предпочтение произведениям, написанным в реалистическом ключе и акцентирующим внимание на нравственных и философских проблемах. Благодаря Хоуэллсу реалистическая литература вошла в моду, и некоторое время именно ее называли "мейнстримом". Термин закрепился в английском языке, а оттуда перешел в Россию. Интеллектуальная проза В отличие от мейнстрима, который должен апеллировать к широкой читательской аудитории, интеллектуальная проза ориентирована на узкий круг ценителей и претендует на элитарность. Авторы не ставят себе целью коммерческий успех: их прежде всего интересует искусство ради искусства. Они изливают душу и окунают читателя в мир своего подсознания. В подавляющем большинстве случаев интеллектуальная проза имеет мрачный настрой. Зачем нужно разбираться в жанрах? Затем, чтобы: а) учиться мастерству именно в своем жанре; б) точно знать, какому издателю предложить рукопись; в) изучать свою целевую аудиторию и предлагать книгу не "вообще всем", а именно тем людям, которые могут быть в ней заинтересованы. (с) Эльвира Барякина http://www.avtoram.com/zhanr_literaturnogo_proizvedeniya |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1443 | Добавил: Алекс_Фо 08/06/13 09:32 | Автор: Эльвира Барякина |
 Всего комментариев: 0 | |