Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » О прозе |
Как сочинять сказки Автор: Т. Зинкевич-Евстигнеева |
Приведу несколько приемов, которые помогут вам начать сочинять сказки. Кто знает, что из этого выйдет? Может, в последствии мир познакомится с новым великим писателем... 1. Прием первый Придумайте 10 слов: существительных нарицательных. Желательно, чтобы они изначально не вызывали у Вас смысловые ассоциации и были из разных областей жизни. Например: 1. Уж 2. Лампа 3. Сердце 4. Космос 5. Застава 6. Инок 7. Стул 8. Гардемарин 9. Снегопад 10. Песня. Теперь нам нужно сочинить рассказ или сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова: делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и пр. Перед тем, как приступить к заданию, можно попробовать последовательно связать по смыслу все 10 слов в прямом и обратном порядке. Например: Уж может обвивать Лампу, или Лампа может быть в форме Ужа, на абажуре лампы может быть изображен Уж, или “Уж стемнело и зажгли Лампу”, героем сказки может быть Уж по имени Лампа и пр. Таким образом, можно “проиграть” различные связи между словами. Это упражнение поможет нам открыть дверь в Царство Фантазии и настроит нас на волну Творчества. 2. Прием второй Давайте задумаемся: на какую тему нам интересно было бы поговорить с близким человеком или самим собой. Если ответ на вопрос не приходит, можно взять за рабочую тему ситуацию, которую вы уже неоднократно “прокручиваете” в своей голове. Многие говорят: “Да какая там тема, когда денег не хватает!” Прекрасно — в этом случае Ваша тема может звучать так: “Кое-что о деньгах”. А деньги станут героем сказки, в которой будет рассказано об их приключениях. Не исключено, что после того, как сказка сложится, Вы увидите новые способы заработка и вложения средств, а также познакомите детей с непростым миром Финансов. Разнообразные темы сказочных историй описывают спектр внутренних вопросов, встающих перед нами на протяжении жизни. Все эти вопросы, тревоги, радости и печали могут стать темой Вашей сказки. Предвижу возражение: “Да мысли у меня в голове совсем не сказочный, история получится невеселая”. Наверное, в нашей жизни нет “несказочных” тем. А сказкам вовсе необязательно быть веселыми. Кто-то скажет: “У меня хороший конец не получится”. Помните: “Нам не дано предугадать как наше слово отзовется...”? Замечено, что как только мы даем возможность нашей руке записывать сказку, последняя приобретает свою собственную жизнь, сюжет и конец сказки выстраиваются сами собой. Зачастую, изначальный замысел и фабула сильно отличаются от того, что получилось. Все, что нам требуется — это 30-40 минут времени и желание отдать инициативу нашей руке, держащей авторучку. 3. Прием третий Позвольте себе удобно и расслаблено расположиться в кресле или на стуле. Попробуйте выбрать из придуманных Вами 10 слов то, которое Вам наиболее интересно, вызывает множественные ассоциации, берет “за живое”. Это слово может стать либо темой, либо героем Вашей сказки. Закройте глаза и попробуйте представить себе картинку, в которой присутствовал бы образ выбранного Вами слова. Рассмотрите ее и опишите на бумаге. Это — начало Вашей сказки. А теперь представьте, что могло бы нарушить эту картинку, изменить ее на 180 градусов. Это будет конфликт Вашей сказки. Если вы проделали эти шаги, то Вам будет совсем нетрудно связать увиденные Вами ситуации и сочинить сказку. И вот сказочные события оживают на бумаге: сказка сложилась. Многие чувствуют при этом волнение, умиротворение, радость, ощущение полета, а некоторые опустошенность. Все эти чувства естественны: ведь произошла колоссальная внутренняя работа, во время которой наше бессознательное трудилось, составляя нам зашифрованное Послание. Мы можем оставить сказку жить своей собственной жизнью, не подвергая ее анализу. А можем, не сразу, через некоторое время, попробовать “расшифровать” письмо бессознательного к нам, проанализировать его. Приступая к психологической интерпретации сочиненной сказки, важно помнить о том, что перед нами уникальный продукт творчества, к которому опасно подходить со “скальпелем хирурга”. Самое сокровенное раскрывается перед нами. Наверное, поэтому “священный трепет” — естественное чувство в начале процесса интерпретации. Под психологической интерпретацией сочиненных сказок понимается БЕЗОЦЕНОЧНАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ, подобная тому фантазированию, которое используется в гештальт-терапии. Мы не можем сказать — это в сказке плохо, а это — хорошо. То, о чем мы читаем — это внутренний расклад человека на данный момент. Так есть. Читая чью-то сказку, мы входим в Потайную Дверь его сказочного внутреннего мира. Поэтому на первом этапе интерпретации важен наш собственный ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЗОНАНС, душевный отклик на то, что мы услышали или прочли. Так между нами и сказкой образуется невидимый Волшебный Мост. Интерпретируя с участниками семинаров сочиненные ими сказки, мы обращаем внимание на следующие моменты: 1. Основная тема “О чем эта сказка?” — первый вопрос на этом этапе. Сказки могут быть о любви, о поиске, об одиночестве, о дружбе, о взаимопомощи, просто о жизни. Причем, наш ответ на вопрос может отличаться от мнения автора сказки. Отвечая на этот вопрос, мы подходим к тому, что на данном этапе развития волнует человека, какая тема является для него наиболее актуальной, о чем он сейчас размышляет, что ищет. “Чему учит сказка?” — ответы на этот вопрос конкретизируют основную тему, указывают на пути экзистенциального развития автора сказки, рассказывают об его ценностных ориентациях, взгляде на мир. 2. Линия главного героя В процессе сочинения сказки происходит естественная идентификация автора с главным героем, поэтому анализ линии главного героя особенно важен для понимания личности автора. Безусловно, наше восприятие главного героя целостно, но для удобства интерпретации можно выделить ряд моментов: отношение главного героя к себе мотивы поступков героя способы преодоления главным героем трудностей восприятие окружающего мира и отношение к нему способы достижения цели, как индивидуальный путь к успеху Анализируя линию главного героя, мы составляем достаточно целостную картину отношения автора к окружающему миру и самому себе, моделей его поведения в различных ситуациях, индивидуального восприятия жизненных трудностей и способов их преодоления. Поскольку в сказке могут участвовать несколько персонажей, важно установить, с каким именно лицом идентифицирует себя автор. Интересы, желания, потенциалы и способности, которыми обладает герой, могут отражать те качества, которыми обладает сам автор. Важный момент в анализе линии главного героя — адекватность его поведения происходящему: событиям, другим героям. В этом случае можно говорить об адекватности поведения самого автора и силе его “Я”. Эпитеты, прилагательные, метафоры, применяемые при описании главного героя, описывают эмоциональное отношение автора к самому себе. Мотивы поступков главного героя могут отражать собственную мотивацию автора, как реальную, так и потенциальную или скрытую. Часто в сказках прослеживается динамика мотивации героя: проходя через определенные ситуации, он изменяет свое отношение к происходящему и ценностные ориентации. Сказочные ситуации, служащие толчком для изменения героя, могут символически отражать важные, поворотные моменты жизни самого автора. Особенно важно понять, какое поведение приводит героев сказки к успеху: хитрость, сотрудничество, борьба, противостояние искушению, живость реакции, помощь других, агрессия или что-то другое. В этом заключена уникальная информация о системе ценностей автора и его образе успешного поведения. 3. Актуализированные чувства Чувства, актуализированные в сказке, владеют автором, рассказывают о внутренних затруднениях и указывают на выход их них. Мы можем почувствовать в сказках радость, одиночество, тревогу, беспокойство, уверенность, отчаяние, грусть, брошенность, сострадание, любовь, надежду, обиду и многие другие чувства. Персонаж и ситуация, в связи с которыми возникли чувства, расскажут нам, интерпретаторам, об эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где конкурирует или соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим или силен и благороден. Таким образом, мы с особой осторожностью можем войти в святая святых внутреннего мира автора. Читая сказку, можно заметить, что автор по-разному относится к создаваемым им героям. Одного он любит больше, другого старается “пропустить” через множество испытаний, третьего боится... Мы часто проецируем на героев своих сказок реальные взаимоотношения, существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем в связи с этим. Таким образом, в сказках могут “проигрываться” внутренние конфликты и потенциалы наших взаимоотношений. А, может быть, линии разных героев сказки отражают ипостаси самого автора... 4. Образы и символы Язык любой сказки — это язык образов, которые могут иметь универсальное, архетипическое и индивидуальное значение. Каждый образ — своеобразная буква в сказочном алфавите, совокупность которых “шифрует” уникальное послание бессознательного к нам. В этом смысле, интерпретация сказок тесно связана с интерпретацией сновидений. И если для выявления архетипического, универсального смысла образа достаточно располагать специальными знаниями, то для интерпретации индивидуального значения образа или символа требуется живой экспромт, совместно с автором сказки. 5. Оригинальность сюжета Не так-то просто с нашим знанием закономерностей развития сказочного сюжета придумать что-нибудь новенькое. Но если человек, неважно маленький он или взрослый, воплощает в сказке то, что долго вынашивалось, на что днями и ночами искался ответ, сюжет сказки оригинален и непредсказуем. Каким путем предпочитает идти по жизни человек: проторенным, известным или он все время экспериментирует, ищет новое? Может быть, эти тенденции как-то связаны с оригинальностью сюжета?.. Однако, не всегда интерпретировать сказки нужно и можно. Мы сочиняем и такие сказки, которые невозможно анализировать, их можно только слушать сердцем, “впитывая” глубокий смысл, заложенный в них. (с) Т. Зинкевич-Евстигнеева http://www.neizvestniy-geniy.ru/trainings/r3/t206/ |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1612 | Добавил: Алекс_Фо 05/08/13 20:01 | Автор: Т. Зинкевич-Евстигнеева |
 Всего комментариев: 0 | |