Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » О прозе |
Такое важное начало Автор: Горация |
Читая работы начинающих авторов, я очень часто замечаю одну и ту же ошибку – неудачное начало. Конечно, здесь можно и возразить: «Подумаешь, начало! Почитай дальше, там и сюжет круто заворачивается, и новые герои. А какая идея! И вообще, я писал для себя и для своих друзей, а они понимающие». Все это замечательно, но вы же не станете говорить это каждому читателю, закрывающему файл с вашей книгой? Ну а если вы пишете для себя и узкого круга друзей, дальше можете не читать, друзья всегда поддержат и прочтут. Начало произведения, будь то роман, повесть или рассказ – это поле битвы за читателя. А современный читатель – человек избирательный, если не сказать пресыщённый. У современного читателя слишком много альтернатив: можно посмотреть телевизор, поболтать в Интернете, поиграть в игрушку и еще куча всяких дел. Чтение для многих является трудом – слишком много букаф. Если автор не сумел заинтересовать книгой читателя с первых строк – читатель ее закроет. И едва ли откроет еще раз. Задача автора - поймать читателя на крючок и не отпускать. Что такое крючок? Это нечто, вызывающее читательское любопытство. Это вопрос, который с первых строк ставит автор. Обратимся к классику: «Однажды весною, в час небывало жаркого заката, в Москве, на Патриарших прудах, появились два гражданина. Первый из них, одетый в летнюю серенькую пару, был маленького роста, упитан, лыс, свою приличную шляпу пирожком нес в руке, а на хорошо выбритом лице его помещались сверхъестественных размеров очки в черной роговой оправе. Второй – плечистый, рыжеватый, вихрастый молодой человек в заломленной на затылок клетчатой кепке – был в ковбойке, жеваных белых брюках и в черных тапочках. Первый был не кто иной, как Михаил Александрович Берлиоз, председатель правления одной из крупнейших московских литературных ассоциаций, сокращенно именуемой МАССОЛИТ, и редактор толстого художественного журнала, а молодой спутник его – поэт Иван Николаевич Понырев, пишущий под псевдонимом Бездомный. Попав в тень чуть зеленеющих лип, писатели первым долгом бросились к пестро раскрашенной будочке с надписью «Пиво и воды». Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера». Булгаков М.А. «Мастер и Маргарита». Первое же предложение ставит перед читателем вопрос: кто такие эти два гражданина? Следом Булгаков позволяет себе вставить описание граждан, которое легко прочитывается «на любопытстве». Еще ниже он удовлетворяет читательское любопытство, проясняя, что один был Берлиозом, а другой – Бездомным. Дальше автор добавляет фразу, которая еще больше приковывает внимание читателя: «Да, следует отметить первую странность этого страшного майского вечера». Если вечер страшен – значит, он страшен чем-то, что читателю предстоит узнать. И читатель уже хочет это узнать. «Первая странность» говорит о том, что читателя ждет ни единственный сюрприз. Так же за эти два абзаца автор обозначил и время года, и время суток, и место действия, сумел описать героев. А вот пример современной прозы: «В понедельник 13 мая 1876 года в третьем часу пополудни, в день по-весеннему свежий и по-летнему теплый, в Александровском саду, на глазах у многочисленных свидетелей, случилось безобразное, ни в какие рамки не укладывающееся происшествие. По аллеям, среди цветущих кустов сирени и пылающих алыми тюльпанами клумб прогуливалась нарядная публика — дамы под кружевными (чтоб избежать веснушек) зонтиками, бонны с детьми в матросских костюмчиках, скучающего вида молодые люди в модных шевиотовых сюртуках либо в коротких на английский манер пиджаках. Ничто не предвещало неприятностей, в воздухе, наполненном ароматами зрелой, уверенной весны, разливались ленивое довольство и отрадная скука. Солнце припекало не на шутку, и скамейки, что оказались в тени, все были заняты». Борис Акунин «Азазель». Прекрасное начало. Даже замечательное. В одном предложении автор обозначает время и место действия, время года, погоду – все, что нужно для яркой картинки. И самое главное – он ставит перед читателем вопрос: какое же происшествие из ряда вон здесь случилось? И читатель, непременно захочет это узнать. В обоих случаях действие начинается с события: граждане – появляются, происшествие – случается. Булгаков не пускается в витиеватые описания Патриарших, пока Берлиоз и Бездомный до них не дошли. Он начинает с действия – граждане появились. Акунин не описывает Александровский сад и гуляющую публику прежде, чем поставит читателю крючок, он начинает с действия – с происшествия. И когда читатель пойман, можно удариться и в описания (что он и делает). И далее, как и Булгаков, он подливает масла в огонь: «Ничто не предвещало неприятностей». Значит, эти неприятности вот-вот будут. Еще один пример – всеми любимый Джордж Мартин с «Игрой престолов»: «— Надо бы поворачивать, — встревожился Гаред, как только лес вокруг них начал темнеть. — Одичалые мертвы. — Неужели ты боишься покойников? — вопросил сир Уэймар Ройс с легким намеком на улыбку. Гаред не попался на крючок. За свои пятьдесят лет он успел навидаться, как приходят и уходят эти господа. — Мертвый мертв, — отвечал он. — С ним не о чем говорить. — А они действительно мертвы? — спросил Ройс. — Какие доказательства есть у нас?» Роман начинается с диалога, но первая же реплика – опасение Гареда. Упоминание о темнеющем лесе опасение усиливает, все знают, что в темном лесу может быть опасно. Вопрос: пойдут ли герои дальше, несмотря на опасения? Краткая характеристика Гареда опасение усиливает – он не из тех, кого напугаешь хлопушкой. Еще вопрос: мертвы ли одичалые? Может, они вот-вот набросятся на героев? Ну, и еще один пример удачного начала. Франц Кафка «Превращение»: «Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое. Лежа на панцирнотвердой спине, он видел, стоило ему приподнять голову, свой коричневый, выпуклый, разделенный дугообразными чешуйками живот, на верхушке которого еле держалось готовое вот-вот окончательно сползти одеяло. Его многочисленные, убого тонкие по сравнению с остальным телом ножки беспомощно копошились у него перед глазами. "Что со мной случилось? " - подумал он. Это не было сном». Читатель в недоумении. Он спрашивает себя: действительно ли Грегор Замза превратился в жука? Или это герою все же снится? И читая дальше, читатель лихорадочно стремится утвердиться в первом или втором. Но второе опровергает сам автор, а вопрос, еще более любопытный, задает герой: «Что со мной случилось?» Кафка не начинает повествование тем, как накануне вечером герой пришел домой и улегся спать – он начинает книгу событием из ряда вон, событием, которое никак не может остаться незамеченным. Поставьте перед читателем вопрос, ответ на который он захотел бы получить, подпитывайте его любопытство. Заставьте его читать дальше. Вопрос подобен морковке, за которой тянется осел (надеюсь, читатели не оскорбятся такому сравнению) – дайте ослу съесть первую морковку, а потом повесьте перед ним другую, чтобы он шагал дальше, мечтая ее съесть. Наелся морковкой – угостите сахарной грушей. Очень важно, чтобы читатель с первых строк был введен в место действия, а не болтался в вакууме. Так Берлиоз и Бездомный появляются на Патриарших на закате, происшествие происходит в весеннем Александровском саду, герои Мартина едут по темнеющему лесу, Грегор Замза просыпается у себя дома. По возможности, дайте героям хоть какое-то описание, пару черт, которые позволят их увидеть. Пейзажные начала, любимые авторами 19 века, нынче не в фаворе. Сегодняшний читатель не настроен на созерцательную степенность в начале книги. Некоторые авторы, стремясь поскорее погрузить читателя в свой мир, начинают книгу с описания этого самого мира, создавая чуть ли не энциклопедическую статью, зачастую, к сожалению, в полной мере понятную только этому автору. Не стоит вообще вываливать в первой главе романа или повести всю информацию о мире. Увлекайте читателя действием, по ходу добавляя подробности. Редкий энтузиаст продерется через тонну статичных описаний. Желаю творческих успехов. (с) Горация Сочинитель.ру |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 1384 | Добавил: Алекс_Фо 14/11/13 18:49 | Автор: Горация |
 Всего комментариев: 0 | |