Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим |
Ляпология для чайников. Часть 2. Погрешности рифмовки и строфики Автор: Алекс Фо |
Сначала определимся с понятиями. Частенько в просторечии под рифмовкой понимается процесс сочинения стихов (т.е. рифмования) или даже сами стихи. На самом деле, РИФМОВКА – это порядок чередования рифм в стихах (система рифмовки). Она бывает перекрестная, охватная, сплошная и т.п. – это в любом словаре можно посмотреть, термины общеизвестные. Если вам они не знакомы, то вот здесь, например, кратко и понятно – http://rifma.com.ru/AZ-RIFM.htm СТРОФИКА – это способ членения стихотворений на строфы (отдельные группы строк, объединенных какими-либо формальными признаками), а также раздел стиховедения, посвященный этому вопросу. Самая часто встречающаяся строфа – это катрен (четверостишие), на его примере в основном и будем рассматривать случаи самых распространенных огрехов. 1. АРИФМИЯ Эта «визитная карточка» очень начинающих сочинителей встречается довольно часто) Заключается она в спонтанном исчезновении рифмы в отдельных местах стихотворения. Пишет автор стихи – обычные, не белые – рифмует помаленьку более-менее, и вдруг – ну не получается рифму подобрать, а душа же требует – пиши! Душа гонит дальше, заставляет плюнуть на досадную мелочь под названием «форма», ведь главное – мысли, эмоции, суть, божественное откровение, наконец!))) Отчего проснулась рано? И сама я не пойму... Целый день, всю ночь упрямо Дождь струился по стеклу. За окном бродяга ветер Воет, рвётся в пустоту. Темноту давно приметил - К ней стремится на лету. Но, как только день настанет, Ветер тучи унесёт, На душе светлее станет Вновь душа моя поёт! Оживут воспоминанья, Лета дивного мечты, Как бежала с милым к речке, Как он мне дарил цветы... Нежных рук прикосновенье И свиданья при луне... Тот букетик незабудок Вспоминаю как во сне! Робкое в любви признанье, Сердце прыгало в груди! Сколько времени минуло..! Нас счастливей не найти! (с) Да, автор взялся за дело с энтузиазмом, но под конец явно устал)) Почти всегда незарифмованными оставляют нечетные строки, но встречаются и настоящие «шедевры», в которых эта ошибка особенно ярко выражена: рифма отсутствует в четных строках: Все нормально девочка родная Все нормально это только стих Подарка больше я не знаю Чем стих поэта и заполненный полет (с) Надо сказать, что существует особая рифмовка – холостая, или неполная: при этом рифма имеется только в двух строках катрена – АВСВ, например: Мне миленок изменил, Ну а я не плачу. Нагадали в карты мне: Это на удачу. (с) Да, не самая эффектная система рифмовки, народная, частушечная, простецкая, но это – система! И если вам сложно зарифмовать все строки, то рифмуйте уж честно только наполовину (четные строки), соблюдая выбранный порядок. Иначе рискуете откровенно расписаться в собственной поэтической беспомощности. 2. НАРУШЕНИЯ СИСТЕМЫ РИФМОВКИ Как правило, стихотворения пишутся таким образом, чтобы сохранить ритмичность не только на уровне рифм и четко выдержанного размера, но и на протяжении всего текста целиком – т.е. требуется соблюдение выбранного порядка чередования строк во всех строфах. Если преобладающей рифмовкой является, например, перекрестная, то внезапно возникающий без всяких оснований катрен с охватной или сплошной рифмовкой вызывает недоумение. Горизонтали свиданий И вертикали разлук, Скрещение ног и рук… Диагональ расставаний… Геометрия нашей любви Сложнее всех арифметик, Здесь мало одних конкретик, Если сердце моё в крови… А диван одинокий нем И бьёт прямыми углами… Так тебя не хватает всем! И я заливаюсь слезами… Вернись, математик мой! Мы выучим новые формулы… А если сейчас ты не в форме, Тогда уходи домой! (с) В этом примере один перекрестный катрен (третий) затесался среди охватных. Зачем? Ну понятно, зачем – стихотворение писалось намеренно с ошибками)) (для конкурса-тренинга http://www.stihi.ru/2009/03/11/2388 ) Но ведь немало наблюдается и вполне серьезных подобных творений. В таких случаях говорят о т.н. нарушении рифменного ожидания: т.е. читатель уже настроился на определенную схему чередования рифм, по инерции ищет повторения элементов в установленном порядке, и когда эта схема вдруг изменяется, читатель может сбиться, отвлечься, пытаясь понять, почему стихотворение «сломалось», и о смысле забыть начисто) Как понять, обосновано ли такое нарушение? А очень просто)) Спросите себя – а зачем я так написал? И если единственным ответом будет «ну… так получилось, так мысля шла…» – то это уже ляп. Изменения схемы рифмовки уместны в том случае, когда наступает какой-то переломный момент в стихотворении, или требуется подчеркнуть важную мысль, или для усиления концовки… Самый простейший вариант – если произведение состоит из нескольких частей (песня с припевом, триптих и т.п.) В общем, если вы осознаете необходимость такого опасного шага и можете обосновать его с содержательной точки зрения – тогда делайте) 3. НАРУШЕНИЕ ПРАВИЛА АЛЬТЕРНАНСА Правило альтернанса (франц. alternance – чередование) предписывает не располагать рядом строки с одинаковыми рифмами или одинаковыми видами рифм, т.к. это порождает неприятное для слуха однообразие. Различные нарушения этого правила могут создавать более или менее явное ощущение низкого качества стихотворения. Приведу несколько примеров недочетов, обусловленных его несоблюдением. Во-первых, не рекомендуется использование сплошной рифмовки, т.е. строф с монорифмой – это создает монотонность и навязчивость звучания: Нещасная моя судьба - Вся жизнь - с любовею борьба! Писать слова, слезу глотать, Ей маски-сети-пасти рвать, Чуть-чуть поесть, чуть-чуть поспать, Немного подепрессовать, К Наташке сбегать пострадать, Побольше слов нарифмовать, Шоп поподробней описать, Как, накормя и обманя, Любовь сожрала весь меня! Также не стоит без нужды повторять одинаковую рифму в смежных строфах (не знаю, как у вас, а у меня в таких случаях сразу возникает неуместно веселящее ощущение дежавю)): Был сын маленьким, был ребёнок, Сколько радости приносил! Я любил его с самых пелёнок, А сейчас у меня нету сил. Так живу и молю я Бога, Чтоб не сгинул в расцвете сил, Чтоб нашёл он другую дорогу, Чтобы дьявол его отпустил. (с) При использовании охватной рифмовки (АВВА) правило альтернанса выражается в таком интересном виде (мало кто его вообще знает): если строфы включают окончания разных типов (мужское+женское, мужское+дактилическое, и т.п.) то рекомендуется чередовать рифмы таким образом: АввА сДДс, т.е. на стыке строф не размещать рифму одинакового типа. Но чаще всего авторы не придерживаются рекомендованного порядка: Накатило бывает и так (м) Если в профиль больнее бывает (ж) Так калека военный качает (ж) Забинтованный мертвый кулак (м) Так скучают собачьи глаза (м) Провожая остывшее тело (ж) Паразитом сжирает омела (ж) Боль которую не рассказать (м) (с) 4. БЕССИСТЕМНАЯ КАТАЛЕКТИКА Каталектика – это порядок расположения клаузул в стихотворении, а также раздел стиховедения, изучающий клаузулы. Клаузула – это окончание строки, начиная с последнего ударного гласного. О клаузулах, если вы не в курсе, можно вкратце почитать тут: http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1327.htm В зависимости от вида клаузул различают и соответствующие виды рифм, и самые распространенные из них – мужская, женская и дактилическая. Растрепанная рифмовка обычного силлаботонического стихотворения, при которой клаузулы разных типов чередуются непредсказуемо, – как правило, серьезный недочет, т.к. это чаще всего говорит о том, что автор просто не задумывается о таких мелочах. А ритмичность звучания при этом основательно страдает. Особенно это заметно в тех случаях, когда на фоне определенной, установившейся системы чередующихся окончаний внезапно проскакивают окончания другого типа. Любовь права, что её нет, Она всего лишь вспышка, свет, Немой души внезапный крик, Прекрасный, но всего лишь миг. Любовь лишь слезы и страдание, Всего лишь похоть и желание, Любовь лишь вымысел и бред, Любви на самом деле нет. Любовь – обман, нет, хуже, ложь, Не то, что от неё ты ждешь, Не то, что ждут от неё все, Сначала кормит, позже съест. Любовь, как яд, питает кровь, Как яд, составленный из слов, Он гладит слух и расслабляет, Не чувствуешь как убивает. Любовь – к отчаянию путь, Не развернутся, не свернуть, И путь один, разбить, сломать, Или же продолжать страдать. Любовь – заманчивое слово, Оно всегда так сладко, ново, И проглотив, ты улыбнешься, Не знаешь ведь, когда сорвёшься… (с) И т.д. в том же духе еще с полдюжины катренов)) Здесь системы в чередовании мужских и женских окончаний нет вообще. Но зато четко соблюдается парная рифмовка, уже плюс))) 5. НАРУШЕНИЯ СТРОФИКИ Обычно способ разделения текста на строфы – воля автора, и оценить объективно степень удачности этого деления бывает нелегко. Можно говорить, например, что астрофические стихи (т.е. не разделенные на более крупные, чем строка, ритмические единицы) сложнее воспринимаются читателем из-за слитности, монотонности текста. Можно также считать необоснованным чрезмерно мелкое членение строк на куски произвольной величины, когда глазу приходится скакать по строчкам, испытывая затруднения при поиске рифм и определении рифмовки, и т.п. Но это мелочи по сравнению с ошибками, которые могут возникнуть при написании стихов твердых форм. В них, как правило, строго заданы не только параметры строфы, строки и произведения в целом, но и стиль, композиция и прочие мелкие детали. Например, возьмем такую распространенную штуку, как сонет. Классический сонет – воистину форма ну очень твердая)))) Вот перечень основных требований только к форме: 1) 14 строк, объединенных в два катрена и два терцета; 2) строгая силлаботоника – пяти- или шестистопный ямб; 3) абсолютно точные рифмы; 4) две рифмы в катренах и еще две (редко три) – в терцетах; 5) смежная или охватная рифмовка; 6) жесткий запрет на повторы значащих слов; 7) строгое соблюдение правила альтернанса; 7) полный запрет строфных перебросов; 8) строго определенная рифмовка терцетов, зависящая от вида рифмовки катренов. Ночь за окном. Бумаги белый лист, наполненный звенящей тишиною... От робости немею пред тобою, как первый снег, ты холоден и чист. Возможно, я для рая неказист, богатство - лишь фантазия, не скрою, но помогает стать самим собою загадочный, как созиданье, лист... Нырнув в стихосложенье с головою, открою карты, сданные судьбою... Ах, много, много в них, знакомых лиц! Им невозможно чувствовать со мною, забыли, как искрится снег зимою... Позволит оживить их белый лист. (с) Приведенный сонет от классической формы далек, и, строго говоря, содержит ряд ошибок (нарушены требования 3, 4, 6, 7). А нестрого говоря – ну что же, сейчас модно придумывать разнообразные формы неправильных сонетов и вообще экспериментировать в области размягчения твердых форм)) И опять же, критерий – мотив автора: если он пишет, отступая от правил сознательно с определенной целью, а не потому что не знает, как нужно, или знает, но не получается, – то это не экспериментальные вольности, а самые обычные ляпы. А некоторые виды строф со сложной рифмовкой, например, онегинская строфа, вообще не выдерживают никаких вольностей – перестановка, выпадение или внедрение лишних строк будет явной ошибкой. Так что с твердыми формами совет один: не умеешь – не берись))) И, наконец, изредка встречается грубая ошибка совсем начинающих – вставка или выпадение строк из строф, как говорится, «от балды». В стихотворении, состоящем из катренов, могут совершенно необъяснимым образом возникать трех-, пяти-, шестистишия… В общем, как «свыше надиктовалось», так и записалось прилежным автором, а сам он особо не заморачивался по поводу соблюдения какого-то порядка)) Лена, милая, родная Стихи тебе я посветил Холсты, тобой я заполняя И мысли те, в которых я любил Тебя одну я проклинаю Тебя одну я полюбил И в красках и словах поэта Ты нежная как лепесток роз Уколом стебля раненое сердце Ты так прекрасна, но, Любимая и ненавидишь всех… (с) и т.д. аналогично… Еще забавно бывает наблюдать случаи, когда у автора имеется более одного варианта какой-то строки, и он, не желая выбирать, без смущения проявляет находчивость – вставляет оба варианта (один берет в скобки)) – мол, выбирай, читатель, что больше по душе)))) Глупость блещит на бикборде, И на сытой наглой морде. На заборе и в метро, Разукрашенном авто. (Пишут разное "не то") (с) А то, что текст стихотворения должен восприниматься как единое целое, без подобных отвлекающих маневров, – это автора нисколько не волнует… 6. СТРОФНЫЙ ПЕРЕБРОС Вообще, ПЕРЕБРОС (ПЕРЕНОС, АНЖАМБЕМАН (франц. enjambement – перенос)) – явление, при котором начало и окончание более-менее законченных по смыслу отрезков предложений не совпадает с началом и концом строк (выражаясь наукообразно, имеет место расхождение законченности метрической и незаконченности синтаксической единицы (с)). О строчном перебросе, который более распространен, речь пойдет в следующей статье, посвященной погрешностям ритма. При строфном перебросе, проще говоря, предложение, начавшееся в одной строфе, заканчивается в другой, что может при неумелом употреблении ломать восприятие. И люби себя в самом – В краткой жизни всё мгновенно. Не бери других умом, А борись ты вдохновенно За любовь. Она зовёт К связи крепкой, ночи тёмной И весь пыл души прольёт В полубреде мысли сонной. (с) Вы знаете, как перебросы влияют на интонацию, на эмоциональную окраску стихов? Или просто фраза в катрен не влезла?)) Ответив на этот вопрос, я думаю, вы сами догадаетесь, считать ли ваши перебросы техническим браком или художественным приемом)) Строфные перебросы иногда маскируют искусственным слиянием строф. Насколько этот ход удачен – зависит от конкретного текста. 7. ОТДАЛЕННАЯ РИФМОВКА Вы не задумывались, почему в стихах для детей часто используется парная рифмовка и редко – охватная? Да потому что если раздвинуть зарифмованные строки слишком далеко, то ребенок просто забудет, что с чем должно рифмоваться, не заметит рифму) Конечно, у взрослого читателя способность поддерживать внимание обычно получше)), но и у него есть предел. Существует даже т.н. "правило охватывающих рифмических цепей": между двумя рифмующимися строками могут находиться строки не более чем на одну рифму. Поэтому чем длиннее строка и чем дальше отстоят друг от друга рифмованные стихи, тем слабее межстиховые связи и тем хуже воспринимается ритм на уровне рифмы – вплоть до того, что стихотворение будет казаться белым. Мне недавно в одной поэтической игре довелось составить чудовищную конструкцию, которую я считаю выразительным примером данного недочета в рифмовке (привожу только одну строфу): К примеру, идет совещание. Начальнице - снежной бабе - Хоть расшибись, а демонстрируй приязни-привязанности - И вот сидит, бедняга, с деревянной улыбкой на морде синей, А губа его в это время нежится где-нибудь в Абу-Даби - Торчит из коктейля, изучая изгибы и недосказанности, Чуть прикрытые (или, скорее, открытые) шнурками бикини… Чем более отдалены друг от друга рифмующиеся слова, тем точнее, звучнее должна быть рифма, иначе она просто затеряется без следа в массиве текста. 8. НЕСВОЕВРЕМЕННОСТЬ РИФМ РАЗНОЙ СТЕПЕНИ ТОЧНОСТИ Для начала – небольшое теоретическое отступление. Восприятие текста происходит в соответствии с законом края: лучше всего запоминается информация, которая находится в начале и в конце речевой единицы (строки, строфы, стихотворения в целом). Так что концевая рифма уже сама по себе – один из наиболее важных, привлекающих особое внимание элементов стихов, поэтому рекомендуется рифмовать не любые удобные слова из текста, а самые значимые. Кроме этого, нюансы интонации и выразительности зависят от звучности и своевременности той или иной рифмы. Например, часто в стихах, построенных на достаточно точных рифмах, плохо смотрятся внезапно проскакивающие рифмы с ярко выраженной неточностью, особенно ассонансы или диссонансы. Они, как белые вороны, сразу бросаются в глаза. С одной стороны, это хорошо – это сильный акцент на данном слове. Но нужен ли этот акцент? Чаще всего он воспринимается как шероховатость техники, отвлекает внимание… Поэтому, если в роли неточной рифмы выступают недостаточно значимые или вообще вынужденные, неумело подобранные слова, то в таких случаях лучше избегать соседства рифм разной степени точности. Иногда прибегают к такому приему маскировки недостаточно точных рифм, как слияние строк – таким образом, неточные рифмы оказываются внутренними, а к ним требования не так строги. При перекрестной рифмовке сочетание неточной рифмы в четных строках с точной рифмой в нечетных строках (обозначу как ТНТН) обычно смотрится хуже, чем обратное сочетание – НТНТ, т.к. во втором случае точная рифма завершает еще и строфу. Если далее не подразумевается продолжения предложения или цельного смыслового отрезка стихотворения, то заканчивать строфу лучше рифмой поточнее. Точно так же и при охватной рифмовке: более предпочтителен вариант ТННТ, нежели НТТН. Особое значение имеет точность рифм в тонических стихах. Поскольку в них ритм выражен не так четко, как в силлабо-тонических, то главная роль в поддержании ритмичности принадлежит именно рифме. Тоника без звучных, сильных рифм, как отмечал В. Маяковский, просто «рассыплется», поэтому подбирать их нужно с большей тщательностью, чем в силлабо-тонике. Также требователен к точности рифмы финал стихотворения. Бывает, слабая рифма полностью убивает выразительность окончания, создает впечатление незаконченности и оставляет неблагоприятное впечатление от текста в целом, как в приведенном ниже примере (в котором, кроме этого, присутствуют и другие дефекты, уже рассмотренные ранее, – грамматические рифмы, недостаточные в сочетании с точными в наиболее невыгодных позициях, арифмия… на фоне дополнительной пачки ошибок в прочих областях – сами понимаете, что можно сказать о качестве творения): Мне не спится, не спится, не спится, Я не вижу, бодрствуя сны. А мне хочется в них растворится. И бежать от реальной судьбы. Я хочу в этот мир сновидений. Попытавшись зажмурить глаза. Но опять вижу в комнате тени, Они смотрят тайком на меня. Может мне лучше взять и влюбиться, В эту ночь, что пленила без сна? Но ее уже любит другая, Одинокая в небе луна. Обернусь я, пожалуй, волчицей, Чтоб бесстрашно по тропам блуждать, Окрыленная светом зарницы, Вечно что-то в томленьях ища... (с) На этой оптимистической ноте, пожалуй, закончу… и пойду в томленьях искать материал для следующей главы, посвященной ритмическим ошибкам) Использованные материалы для углубленного изучения: Рифмовка. Способы рифмовки http://rifma.com.ru/AZ-RIFM.htm Стиховедение: Понятие о строфике http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/4/articles/3/1 Учебник стихосложения. Ч. 2 http://kritik.ucoz.ru/publ/3-1-0-3 Школа Поэзии. Лекция 14. Чередование рифм http://stihi.ru/2006/08/04-100 Т. Скоренко. Рифмовка http://www.timopheus.na.by/poezia3.html Ю. Лотман. Анализ поэтического текста. Строфа как единство http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/Lotm/15.php Стиховедение: Сонет http://www.philol.msu.ru/~tezaurus/docs/4/articles/3/1/1 Твердые формы стиха http://bukvitsa.com/20091/bs_120333500_11_kvyatkovskiy_tvyordie.html Антиквар. Клаузулы. Рифмы мужские, женские, дактилические http://www.stihi.ru/2007/12/15/3053 Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения – строка http://www.stihi.ru/2003/10/08-131 Тимофей Бондаренко. Основы стихосложения – строфа http://www.stihi.ru/2003/10/08-138 Владимир Маяковский. Как делать стихи? http://rifma.com.ru/Mayakovsky.htm Георгий Шенгели. Техника стиха. Глава 5. Строфика http://philologos.narod.ru/shengeli/shengeli.htm P.S. Авторство приводимых примеров не указывается, чтобы не создавать антирекламы, но если авторы пожелают, это будет сделано по первому требованию) |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 4120 | Добавил: Алекс_Фо 27/05/13 19:19 | Автор: Алекс Фо |
 Всего комментариев: 13 | ||||||||||||
| ||||||||||||