Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим |
Ляпология для чайников. Часть 3. Ошибки ритма, метра и размера Автор: Алекс Фо |
Как обычно, для начала определяемся с понятиями, чтобы не было разночтений (а они, кстати, наблюдаются довольно часто). Ритм – это система чередования сильных и слабых мест стихов (в простейшем варианте – ударных и безударных слогов). Метр – это 1) название конкретной ритмической системы, обладающей определенной схемой, 2) название отдельной стопы. Например, метры – это хорей, ямб, дактиль, пеон и т.д. Размер – более узкое понятие по сравнению с метром: оно включает не только вид ритмической схемы (т.е. метр), но и количественную его величину – число стоп. Например, четырехстопный ямб, двухстопный анапест и т.п. 1. АРИТМИЯ Самый запущенный случай – отсутствие в ритме какой-либо системы вообще. Наблюдается, когда автор пытается писать явно силлабо-тонические вещи, но имеет весьма смутное представление о ритмике и не обладает даже зародышевым чувством ритма (или же просто не заботится о таких мелочах, как счет слогов и соблюдение каких-то там глупых схем)), его единственное стремление – выразить свою мысль в чуть-чуть зарифмованном виде). Спасибо ! Вы меня сегодня разожгли. Начали сыпаться из души стихи. Опать сознание в рифму легко встало. Пишу без отрыва своих стихов не мало. Знаю откуда это закономерность приходит: Мой мозг просто - гармонию находит. Сыпятся свободно стихи градом. Не испытываю никаких затруднений рядом. (с) Такие стихи, в которых нет четкой метрической структуры и какой-то системы в размещении ударений, еще называют деструктивными. Но их не следует путать с тоническими стихами! Там не просто системы, там о-го-го… посложнее, чем в силлабо-тонике. Так что обзор в основном будет посвящен силлабо-тоническим стихам, т.к. тонику «чайники» пишут нечасто)) Да и я по ней не такой большой специалист, чтоб кого-то учить. Подробнее о тонической системе стихосложения можно в словарях посмотреть. Здесь, например: http://www.diclib.com/cgi-bin/d1.cgi?l=ru&base=bse&page=showid&id=72257 2. НАРУШЕНИЯ РАЗМЕРА Заключаются в непроизвольном укорочении или удлинении размера строки по сравнению с остальными строками. Удлинение особенно часто происходит в пятистопных двусложниках (ямбе и хорее), когда почти незаметно на слух кое-где проскакивают 6-стопные строки: Ступенька за ступенькой жизнь идет, То зимний холод, то опять весна, Окно на улицу – одно из года в год, Как в жизнь дорога – навсегда одна. Увидели лишнюю стопу?) Эта ошибка встречается достаточно часто, в том числе и у опытных авторов. Укорочение строк чаще происходит в 6-стопных двухсложниках: Я позову – и ты доверчиво пойдешь, И розовому миру будешь рада… (5) Я постараюсь уберечь тебя от правды И сделать так, чтобы спасеньем стала ложь… В коротких размерах, особенно трехсложных, такие ошибки встречаются редко, т.к. гораздо более ощутимы на слух: Только бы пить этот чай бесконечный, Тоненько резать лимон, Видеть твой глаз, голубой и беспечный, Припоминая сегодня как сон. (с) 3. НАРУШЕНИЯ МЕТРА (ГИПЕРМЕТРИЯ, ГИПОМЕТРИЯ) Значительно более явные ритмические перебои наблюдаются, когда оказывается лишней или отсутствующей не целая стопа (при этом метр остается неизменным), а часть стопы в 1-2 слога. В таких случаях может возникать совсем иная ритмическая схема, вплоть до внедрения элементов других метров. Ты моя янтарная лазурь ты, меня, целуешь как, берёзку наше счастье спрячу я от бурь и, не уроню горькую я слёзку. (с) В этом примере один лишний слог в последней строке полностью ломает ритм, потому что ритмическая инерция заставляет читать ее так же, как и предыдущие – т.е. как 5-стопный хорей: И не УронЮ горькУ… и всё, здесь начинается невразумительная каша. Будь эта строка первой, ее можно было бы прочесть как 6-стопный хорей с цезурой и усеченным первым полустишием: И не УронЮ U гОрьку(Ю) я слЁзку (U – цезура (пауза)). Но увы, увы… инерция ритма – мощная штука, ее так просто не проскочишь при чтении «с листа», как выражаются музыканты)) Любовь, как небо, не поймешь, Сегодня солнце, завтра дождь, Молнии злятся бушующих гроз, Ты топишь себя в океане из слёз. (с) В этом отрывке две первые строки – ямб, а третья вдруг становится чистейшим дактилем, четвертая – амфибрахием. Как будто отрывки из разных произведений по ошибке впихнули в один катрен. Частенько метр меняется в результате наращивания анакрузы (т.е. начальной части строки до первого схемного ударения). Например, можно наблюдать вот такие непредсказуемые метаморфозы: Когда просыпаюсь, (2-стопный амфибрахий – односложная анакруза) Как молитву шепчу: (2-ст. анапест – двухсложная анакруза) Доброе утро, родная, (3-ст. дактиль – нулевая анакруза) Тебя я люблю. (2-ст. амфибрахий) Но тебя рядом нет, (2-ст. анапест) Ведь, ты далеко: (2-ст. амфибрахий) Где течет тихий Дон, (2-ст. анапест) Где холодный затон. (2-ст. анапест) (с) и т.д. в том же духе. 4. СТРОЧНЫЙ ПЕРЕБРОС О сущности переброса (анжамбемана) речь уже шла в предыдущей части. Строчный переброс – это явление, при котором конец строки (ритмической фразы) не совпадает с концом предложения или его части, более или менее обособленной по смыслу. Уже светает. Неба синь Нам открывает все загадки. Уже весна, и птичий клин Вернулся с юга без оглядки. (с) Перебросы могут придавать тексту рваность, неравномерность, создавая соответствующий эмоциональный фон, или наоборот, усиливая слитность, плавность прочтения… но это всё нужно уметь делать) Повторю еще раз: если переброс у вас объясняется только тем, что фраза не уместилась в строке, то «сработать» правильно он может разве что при чудесной случайности)) То же самое относится и к цезурному перебросу (пример см. ниже). 5. ПОГРЕШНОСТИ ЦЕЗУРЫ Цезура (лат. caesura – рассечение) в общем смысле – это любая пауза в стихе, приходящаяся на словораздел, но чаще всего под этим словом имеют в виду только большую цезуру, или медиану, – отчетливую паузу внутри строк, которая делит последние на полустишия. Часто авторы забывают, что цезуры – такие же важные ритмические элементы, как и слоги, и надо соблюдать определенную закономерность расположения цезур на протяжении всего стихотворения: либо цезур не должно быть вообще, либо цезура определенного вида (мужская, женская, дактилическая) должна соблюдаться во всех строках в определенном месте, либо (реже) допускается т.н. нерегулярная цезура, «плавающая», которая может располагаться в строках бессистемно. Вот пример, когда в шестистопном ямбе в трех строках соблюдена мужская цезура после третьей стопы (обозначена U), а в четвертой стопе она вдруг исчезает, и от этого хромает ритмика: Отправь меня в игнор U– я там ни разу не был… Я нафлудился всласть, Uусталость валит с ног, Хочу побыть в тиши U под виртуальным небом… А может, там лишь виртуальный потолок?.. В следующем примере в четвертой строке цезура смещена на один слог вправо, и ритмическая схема изменяется: из такой –/–/–/ U –/–/–/– становится такой –/–/–/– U /–/–/. Нарушается симметрия строк, и явственно слышен сбой ритма: Осенний желтый лист U от ветки оторвался. Он, словно, человек, U проживший свою жизнь: Он так-же рос, как мы, U и так-же развивался, И ветка говорила: U "Главное держись!" (с) А в примере ниже левое полустишие в последней строке нарощено на один слог, и вид цезуры тоже изменяется, как и в предыдущем примере, – во всех строках она мужская, а здесь становится женской. Остальная часть схемы практически не изменяется: Гроза, как добрый врач, Uм планету оживляет. Бывает, что взметнет Uм потоки пенных волн. Гроза, как добрый врач, Uм нам воздух освежает, –/–/–/ U –/– – –/– И заживляет раны Uж под ливневым дождем. (с) – – –/–/– U –/– – –/– Я специально привожу примеры, в которых дефекты цезуры наблюдаются в четвертой строке катрена: в этих случаях ритмическая инерция делает их более заметными. Цезурный переброс, как и любой другой, редко украшает стихотворение: О, если б знал ты, как тебя мне не хватает уже в тот самый миг, когда, захлопнув дверь, и чувствуя, что твой бесследно запах тает, скулю тихонько вслед, как неразумный зверь! (с) Получается, что паузы, поневоле приходящиеся на концы строк, неестественным образом разрывают предложение. Также не рекомендуется бесцезурная длинная строка (более 5 стоп в двухсложниках и более 4 стоп в трехсложниках) по причине довольно монотонного звучания, да и чтение таких произведений вслух затруднительно – требуются немалый объем легких, чтобы произнести строку на одном дыхании, без пауз. 5. СИНТАКСИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (лат. inversio – перестановка, перемещение) Это, говоря простым языком, – несоответствие порядка слов в предложениях общепринятым языковым нормам. Конечно, русский язык не относится к языкам, в которых синтаксические конструкции определены жестко. Но и у нас есть более или менее привычные стереотипы (это во-первых), так что если вы по жизни начнете говорить, как Мастер Йода, это будет забавно, не так ли?)) А во-вторых, не стоит забывать и о том, что порядок слов в русском предложении часто несет дополнительную информацию в виде эмоции. Сравните, например, такие простенькие варианты: «Ты пошел в баню» – эмоционально нейтральная констатация факта. «В баню ты пошел» – выраженный смысловой акцент на месте действия: в данном случае, может произноситься с оттенком раздражения, снисхождения и т.п. «Пошел ты в баню» – ну, здесь и без комментариев понятно) Ну и т.п. Причина инверсий обычно понятна – стремление соблюсти ритмическую схему. Но если при этом порядок слов становится заметно неестественным, это может вызывать ощущение погрешности, искажения смысла и даже комический эффект (когда получается совсем уж коряво)) Ты знаешь правоту в себе, И этим действие возвысил, Участвуя в других судьбе, Ты правый в них вонзаешь смысл. (с) Путаный порядок слов, приводящий к неясности или двусмысленности речи, называется синхизис (греч. «путаница»), или какосиндетон (какосинтетон): убил почти что всех, которых встретил пращою и кинжалом заколол (с) Здесь ситуация усугубляется отсутствием знаков препинания и неудачным строчным перебросом. 6. РИТМИЧЕСКАЯ ИНВЕРСИЯ (ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИЯ) Это явление, когда ударение в слове не совпадает с сильной долей ритмической схемы, и в результате возникает сильный ритмический перебой. Правда, есть стихи, в которых это явление – норма, но мы договорились рассматривать только случаи ошибок. Тем более, такие перебои ритма в силлабо-тонических стихах «чайников» в подавляющем случае как раз ошибками и являются) Сгораю под огнём свечи! Останови молюсь, мгновение! Я БАБОЧКА же, не кирпич! Но нет! Говорю по секрету, На верх парить – ведь это ЖИЗНЬ! (с) В предпоследней строке – грубый перебой: либо требуется читать «говОрю», либо придется основательно сломать и метр, и размер (сделать из ямба амфибрахий). Мы рождены чтобы любить, Неважно как, и с какой болью. Себя безумно износить, Но жить, живя одной любовью! (с) Аналогичная ситуация в первой и второй строках – «чтобЫ», «кАкой») Когда в серьезном, вроде бы, стихотворении встречаешься с «кАкой-болью», на всей душещипательности можно сразу ставить крест))) Все эти случаи – разновидности «диковинного зверя кОгды» (с), который нередко встречается на просторах сайта: Я, когда слышу гневный рык, И сам срываюсь тутже в крик (с) Выражаясь наукообразно, зверь кОгда в ямбе является т.н. хореямбом (хориямбом) – т.е. происходит замена одной из стоп ямба на хорей, и ритмическая схема ямба –/–/ преобразуется в такую: /– –/ Прием вполне дозволительный, если уметь им пользоваться. Во-первых, перед хореической стопой должен быть смыслораздел (т.е. хореямб желательно ставить либо в начало строки, либо после цезуры). Во-вторых, ударение в стопе хорея обязательно должно падать на односложное слово. Сравните два варианта строки четырехстопного ямба: Сколько минут до самолёта, (с) /– –/–(/)–/– и Путь недалек до самолета /– –/–(/)–/– Схема совершенно одинаковая, в начале строк расположен хореямб, но в первом варианте явно слышен ритмический сбой, а второй встраивается в ямбическое стихотворение без проблем. Зверь кОгда в хорее носит название антиспаст (ямбохорей), или перебойный ямб: Не пойму я эту пору, Когда дождь идёт. Не отдам свою надежду, Пусть стекляшки бьёт. (с) Если же перебой ритма при замене одной из стоп хорея на ямб не ощущается, такой ямб называется вправленным. Таковым он будет в том случае, если стопа ямба рассечена смыслоразделом, а ямбическое ударение падает на односложное слово. Сравните: По причине избиенья пришла тётя в отделенье. (с) и По причине избиения шла тётя в отделение. В первом варианте – перебойный ямб (хочется читать «прИшла»), во втором – вправленный (ударения на своих местах). 8. ДВУЛИКАЯ СТРОКА (БИМЕТРИЯ) Так называются строки, которые могут соответствовать более чем одной метрической схеме. Например: Всё ясно. Я вам безразлична, И вы мне совсем не нужны. Я замужем, вы, как обычно, Под гнётом любимой жены. (с) Как читать первую строку? «Всё Ясно. Я вам б(Е)зразлИчна» – отчетливое ямбическое начало. Четырехстопный ямб – один из самых привычных для русского слуха размеров. И только по остальным строкам можно потом понять, что автор писал все-таки амфибрахием, и схемное ударение должно приходиться не на «Я», а на «вАм». Категорически не рекомендуется начинать стихотворение двуликой строкой – начало может быть полностью скомкано. 9. ВТЫЧКА Это вставка краткого (как правило, односложного), семантически избыточного слова, используемая на правах поэтической вольности, чтобы сохранить ритм стиха (с). Мы исповедники судьбы – [и] не иначе. [И] снова жёлтые цветы – [так], знать, к удаче! [Ах], одиночество - во сне ли было странном? Любви итоги подводить [пока что] рано... (с) В квадратные скобки я взял лишние слова-втычки. Если прочесть без них, смысл не пострадает, но поменяется ритм. А в стихах лишних слов должно быть как можно меньше, в идеале – вообще ни одного. Втычки в виде коротких (обычно односложных) союзов, частиц, притяжательных и указательных местоимений часто называются «ужи» («ужики»). Вот как раз стихотворение с ними и о них)): Уж я вам сейчас правду открою, не прячьте глаза! От обиды такой навернется скупая слеза: Уж скажу я вам, дальше терпеть уж такого нельзя! Уж поверьте, такая порочная эта стезя! Уж мне ужиков жалко, зачем ополчились на них? Уж – нормальная змейка, не хуже, не лучше других. Если ты литератор, если ты, браток, типа, поэт, Уж загубишь в стихах много ужиков во цвете лет! (с) Бывает, что ритмические дырки затыкают и более длинными словами, чаще всего эпитетами (т.н. украшающими эпитетами). Их иногда еще называют «джокерами», потому что они слишком легко рисуют запланированную картинку, слишком ожидаемы и часто банальны, но никакой серьезной смысловой нагрузки не несут, выполняя только роль украшения, как бы адаптируя текст для неискушенного читателя. В медленном вальсе, несмело танцуют, Под музыку зимних морозных богов. Прекрасную сказку они нам рисуют, Красивых узоров и снежных ковров. (с) В первой строке вместо «медленный» и «несмело» можно поставить любые другие эпитеты. Во второй строке «зимних» – еще и лишнее слово (а что, бывает что-то летнее морозное?)). В третьей – «прекрасную», в четвертой – «красивых», «снежных» – банальные пустышки. Фактически, все эпитеты в этом катрене (кроме, пожалуй, «морозных») – типичнейшие джокеры, чистой воды втычки-украшательства. 10. УДАРНАЯ КЛИТИКА Клитикой называются короткие служебные (или иные зависимые) слова, которые произносятся без ударения заодно с основным словом, образуя т.н. фонетическое слово. Если безударное слово стоит перед ударным, оно называется проклитикой, если после него – энклитикой. Как правило, это предлоги, союзы, частицы, междометия, иногда короткие местоимения, глаголы, числительные, некоторые вводные слова и др. Например, «на столе» произносится слитно с одним ударением: «настолЕ». Здесь «на» – проклитика. «Сказать бы» – тоже одно фонетическое слово «сказАтьбы», «бы» – энклитика. Когда схемное ударение приходится на клитику, то второстепенное слово поневоле акцентируется, хочется произнести его с ударением, что в результате рождает некоторую неестественность звучания: А эти звезды путь подскажут, И солнце обо всем расскажет, [Обо] О том, что без меня здесь было, [бЕз] И о друзьях, что я любила, (с) [О] Более отчетливые примеры можно отыскать среди трехсложников: От вас прошу я лишь ответа Как бы решить мне этот мой вопрос (с) [бЫ] По сути, ударная клитика относится к следующему пункту моего обзора, но я специально вынес ее отдельным пунктом – во-первых, это достаточно обособленный и наглядный случай ошибок, а во-вторых, чтобы чрезмерно не перегружать следующий пункт, который и так не маленький. 11. НЕСВОЕВРЕМЕННЫЙ ПРОПУСК СХЕМНОГО УДАРЕНИЯ В двухсложных размерах (ямбе и хорее) пропуск ударения приводит к появлению стопы, состоящей из двух безударных слогов – пиррихия (– –). Сами по себе такие пропуски не являются ошибкой, даже наоборот, придают стихам желательное ритмическое разнообразие, т.к. ударные и безударные слоги различаются по длительности, и с помощью пиррихиев и спондеев можно регулировать динамику стихотворения. Но нужно иметь в виду, что пиррихии на разных по счету стопах неравнозначны. Самая грубая ошибка этого типа – нарушение правила константности последнего ударения: последняя стопа в ритмической схеме никогда не замещается пиррихием. Ну, почти никогда)) (встречается изредка и такой прием акцентуации, например – «Воле моей супротИв / Эти глаза напрОтив…»). В качестве ошибки такое явление тоже нечасто наблюдается, т.к. даже авторы с самым никудышным слухом избегают его интуитивно. И свищет,воет за окошком, Для снежной бабы вскоре ком, С тобою слепим, лишь немножко, Нам подождать то времечко. (с) Фактически, здесь наблюдается уже рассмотренная выше грубая ритмическая инверсия на последней стопе. Аналогичными соображениями объясняется нежелательность пиррихия непосредственно перед цезурой (фактически, это тоже последнее ударение, хотя и в полустишии, а не в строке): В грядущем феврале их только двадцать восемь: Пологих, и крутых ступенек до весны. Что это за зима? ... Простуженная осень, В не выпавшем снегу, но ты ее прости. Ведь без любви твоей в дождях лишь нотки блюза И, губ касается, бесполый ветерок. (с) [отчетливо слышно – «касаетсЯ»] Самый низший уровень ритма наблюдается на уровне стоп и состоит в чередовании ударных и безударных слогов. Это известно практически всем. Но мало кто знает, что в строках наблюдается и ритм более высокого порядка: чередование стоп более или менее значимых, или т.н. опорных и свободных. Самой важной (главной опорной), как уже отмечено выше, является последняя стопа, и если вести отсчет от нее, чередуя «сильные» и «слабые» стопы, то получится такая картина: в четырехстопном двусложнике опорными являются вторая и четвертая стопы, в пятистопном – первая, третья и пятая. Именно в них утрата ударения наименее желательна, т.к. создает явное впечатление ритмической шероховатости: Потом, увидим мы, сквозь тучи: Заплаканы ее глаза, Сквозь боль, с любовью дарит лучик И улыбается Луна. (с) Во второй строке упорно хочется прочитать «заплаканЫ» – пиррихием замещена вторая стопа. Вот аналогичный случай в пятистопном ямбе: Когда ты чувствуешь её тепло, И ощущаешь рук прикосновенье, Прекрасно жизни каждое мгновенье Когда ты чувствуешь её тепло (с) [чувствуЕшь] Очень осторожно следует использовать более одного пиррихия в одной строке: В жизни не познав беды и риска, Зла людского, горя и обид, И предательства от самых близких - Разве можно нам счастливым быть! (с) В третьей строке два пиррихия, и она явно сбоит – кажется, что там не хватает слогов. Как я уже говорил выше, это связано с ускоренным звучанием безударных слогов по сравнению с ударными. Пропуски ударения в трехсложных размерах встречаются гораздо реже, чем в двухсложниках. При этом желательно, чтобы пропущенное ударение приходилось на начало или конец многосложного слова – на те места, которые несут естественное полуударение (например, в слове «самолет» основное ударение падает на Е, а менее явное можно поставить еще и на А; точно так же – «пЕрестУк», «впЕчатлЕниЕ», «задУмчивЫй» и т.п.) – тогда пропуск ударения не так бросается в глаза. Сравните: Облезлая крыса ползла по подвалу, Преодолевая потоп. (с) и И он разглядел сквозь сознанья осколки, С догадливостью неземной, (с) В первом случае полуударение не попало на свое естественное место: вместо «прЕодолевАя» схема амфибрахия заставляет читать «преОдолевАя», и ритм сбоит. Во втором случае «догАдливостьЮ» читается более гладко. 12. НЕСВОЕВРЕМЕННОЕ СВЕРХСХЕМНОЕ УДАРЕНИЕ Лишние ударения в двухсложных размерах приводят к появлению спондеев (//). Как и пиррихии, они ошибкой не являются, если ими пользоваться умеючи. Знать законы должен каждый, Но всем в принципе плевать Лишь когда петух в зад клюнет,… (с) В третьей строке сбой – нарушено правило односложности первого слова спондея, и поэтому создается эффект «скачки по кочкам» – ритм спотыкается. В трехсложниках сверхсхемные ударения возникают часто, причем существует множество более или менее ритмически гладких комбинаций в зависимости от числа и положения сверхсхемных ударений в стопе и строке, смысловой значимости слов, на которые они падают, числа слогов в этих словах, положения смыслоразделов… в общем, подробное описание ошибок во всех этих вариантах могло бы занять статью, бОльшую, чем все эти три, вместе взятые, и не один месяц для подбора примеров, и не меньше – для последующего ее изучения) Так что в эти тонкости углубляться не будем, пожалуй… Приведу лишь несколько правил, самых простых и чаще всего нарушаемых. В анапесте рекомендуется избегать сверхсхемного ударения на втором слоге: Где-то в мире земном, в дрУг на друга похожих минутах, СредИ пасмурных будней в каком-то нежданном году Вдруг свершится еще раз такое обычное чудо – ЛЕд и пламя сойдутся вплотную – себе на беду… В этом примере сверхсхемные ударения выделены, но заметный сбой имеется только во второй строке: ударение подсознательно хочется перенести на первый слог (СрЕди), чтобы превратить стопу анапеста (– –/) в амфимакр (кретик) (/–/), что считается вполне допустимым, особенно в начале строк. В целом нужно помнить, что сверхсхемные ударения не должны быть сильнее схемных по смысловой значимости соответствующих слов (в идеале надо бы их вообще на служебные слова ставить, чтоб ударения благополучно редуцировались), а также стараться, чтобы их не было слишком много, иначе стихи выглядят перегруженными, засоренными. Планета с орбиты сорвалась, А в Арктике тают снега. Зимой лето образовалось, А осень весной - как всегда. (с) В этом примере третья строка выглядит сбойной, т.к. сверхсхемное ударение («лЕто») стоит на явно значимом слове, а также не отделено от предыдущего слова по смыслу (есть правило, что в стопе бакхия (–// или //–) слова, несущие схемное и сверхсхемное ударения, должны быть отделены друг от друга смыслоразделом (паузой)). Положение усугубляется еще и последующим недочетом в виде пропуска схемного ударения («(О)бразовАлось»). В итоге строка явственно выбивается из ритма. Попробуем соблюсти правила, например, так: Планета с орбиты сорвалась, А в Арктике тают снега. Зима. Лета было так мало… – строка стала более гладкой. Если стопа трехсложника несет сразу два сверхсхемных ударения, возникает тримакр (молосс) (///). Он звучит наиболее тяжеловесно и заторможено: Как сквозь камень постройки знакомился с ней, Как веревку к карнизу привязывал, (с) Чтобы облегчить звучание, первое или последнее ударение тримакра должно быть отделено смыслоразделом от остальных. В качестве резюме – последняя, наиболее общая рекомендация. Какую бы ритмическую схему вы ни выбрали (пусть даже самую сложную), ее желательно придерживаться на протяжении всего стихотворения. Если вы допускаете серьезные отступления от этой схемы, они должны быть обоснованы художественно-логическими требованиями, а не только мало контролируемыми душевными порывами. И наоборот – в стремлении соблюсти ритм не забывайте о смысле и жалейте русский язык…) P.S. Ритмические ошибки, по моим наблюдениям, чаще всего относятся к тем ошибкам, которые авторы в упор не видят и видеть не хотят: мол, вы не так читаете! Я читаю – у меня все нормально звучит и ритм ровный! Люди, поймите, интернет – не сцена… здесь читатель видит стихи на экране, и читает он их ТАК, КАК ЧИТАЕТ ОН. Он не может знать, что задумал автор, как он ставил ударения, где смягчал спондей, где по-быстрому проскакивал корявый переброс и т.п. И если сосед-сантехник дядя Вася, по слогам разобрав пару ваших катренов, не только не заметил ни одной ошибки, но и пришел в состояние мистического почтения к вашим талантам, то ЭТО ЕЩЕ НИЧЕГО НЕ ЗНАЧИТ. Придет гадкий перфекционист ПГ и соберет в вашем стихотворении стадо кОгдов… а потом придет какой-нибудь нью-Холшевников и восхитится, как вы умело владеете приемом ритмического перебоя. Помните, что каждый видит то, что он МОЖЕТ ВИДЕТЬ… и если вы не видите суслика, то это еще не значит, что его нет. Но если вы упорно не желаете признавать этот факт, то пишите в стол и никому не показывайте – кроме себя любимого, умеющего читать именно так, как вы задумали. И закончить хочу очень хорошим стихотворением, которое полностью отражает мои собственные эмоции от всех этих «кОгдов», «ужей» и прочих ритмических «оборОтней»… Ударения У нас с тобой не то, что было встарь. Любовь ушла, настало время прений. Ты говоришь: "УглУбить". "КиновАрь". Как больно. Ты не знаешь ударений. Меж нами истончилась счастья нить; былого не вернуть, как ни пытайся... Я "дОговор" ещё могу простить, но в горле ком от слова "ходатАйство". Не говори, что это лишь слова. Ведь люди мы. И не пришли со свалок. От слова "квАртал" я дышу едва, и убивает начисто "катАлог". Я мог бы, видно, стать и глух, и нем, и притворяться долго и умело... Я в целом терпеливый, но зачем, скажи, зачем ты забеременЕла?! (с) Александр Габриэль Использованные материалы для дополнительного изучения: Георгий Шенгели. Техника стиха http://philologos.narod.ru/shengeli/shengeli.htm Поэтический словарь Квятковского http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/ Как найти и исправить ритмические ошибки http://www.grafomanam.net/content/view/185-99.html Размер стиха http://www.zolotayastrofa.ru/articles/ritm.php Как избежать основных ошибок http://pishi-stihi.ru/detail.php?id=66 Т. Бондаренко. Основы стихосложения – Ритм-2 http://www.stihi.ru/2003/10/08-130 Т. Бондаренко. Основы стихосложения – Ритм http://www.stihi.ru/2003/10/08-129 Основы стихосложения (Школа Поэтического Мастерства) http://www.stihi.ru/avtor/velstran3&book=2#2 Юрий Петрович . 1. О хромых стихах - ударение не совпадает с ритмом http://www.stihi.ru/2008/04/07/1783 Юрий Петрович. 2. О ритмических черных дырах http://www.stihi.ru/2008/04/08/2361 Юрий Петрович. 3. В чёрных дырах есть жизнь – спондеи http://www.stihi.ru/2008/04/21/2222 Юрий Петрович. 5. Про диковинного зверя кОгду http://www.stihi.ru/2008/06/27/1598 Ритмическая инверсия. Поэтический словарь Квятковского http://feb-web.ru/feb/kps/kps-abc/kps/kps-1183.htm Некоторые особенности строения фонетического слова в русском языке http://www.lomonosov-msu.ru/archive/Lomonosov_2009/russian/phonetics/bogomolets.pdf В.Е.Холшевников. Перебои ритма как средство выразительности http://detective.gumer.info/etc/cholshevnikov-2.doc P.Р.S. Авторство приводимых примеров не указывается, чтобы не создавать антирекламы, но если авторы пожелают, это будет сделано по первому требованию) |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 6460 | Добавил: Алекс_Фо 28/05/13 19:52 | Автор: Алекс Фо |
 Всего комментариев: 12 | ||||||||||||
| ||||||||||||