Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим |
Ляпология для чайников. Часть 5. Простейшие нормативно-языковые ошибки Автор: Алекс Фо |
Когда собрался писать о речевых ошибках, подумалось – а чего это сразу взлетать к высшим материям, если многие (помню себя несколько лет назад)) имеют весьма смутное представление даже об элементарных нормативных ошибках русского языка? Грамматика, орфография, пунктуация – то примитивное правописание, которое давно пройдено (мимо) в школе, но о котором человеку пишущему забывать я бы не советовал. Многие высокомерно оттопыривают губу – зачем, мол, крутому поэту заботиться такими мелочами, как запятые и всякие жы-шы, на это корректоры есть! Не барское дело, типа… Но позвольте напомнить, что у всякого творца имеется инструмент, и речь – такой же инструмент, как кисть, скальпель или токарный станок. Весьма жалко и смешно выглядит токарь, знающий возможности собственного станка на уровне «вот тут надо примерно так подкрутить, а для этого, кажется, вот эта кнопочка… или та… а если получится кривовато, пусть потом следующая смена напильничком подрихтует». А если не подрихтует?)) На сайтах что-то рихтовщиков маловато наблюдается – зато позора не оберешься очень часто. Да и опыт показывает, что вопиюще безграмотный автор вряд ли способен родить что-то дельное в литературном плане, потому что богатство речи и правописание в подавляющем большинстве случаев коррелируют (как и умственные способности в целом). Так что не спешите плевать на словари и приводить примеры классиков, не друживших с запятыми – из любого правила бывают исключения, и вероятность того, что вы и неучем в классики выбьетесь, конечно, присутствует, – но чем хуже вы владеете инструментом, тем меньше эта вероятность. А вот до смешного – как водится, один шаг…) Итак, рассматриваем типологию ошибок, связанных с несоблюдением простейших норм языка, которые проходят в школе, чтобы уметь называть вещи своими именами, когда захочется грамотно пнуть коллегу)) 1. ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Орфография включает в себя правила написания слов (в т.ч. слитное, раздельное и дефисное написание, употребление заглавных букв) и их переноса. Эти правила наиболее строги, и их несоблюдение обычно выдает самый примитивный уровень владения языком. Несоответствие речи орфографическим нормам носит название КАКОГРАФИЯ (греч. κακος – плохой, γραφω – пишу). Согласитесь, ну разве можно сколько-нибудь серьезно воспринимать как стихи подобный текст: ЕСЛИБ СМЕРТЮ СМЕРТЬ УБИТЬ МОЖНО БИЛОБ Я БЫ СЕРДЦЕМ СВОИМ ЕЁ БЫ ВЗОРВАЛ, НО ЕСЛИ ЛЮБОВЬ И ПОКОЙ СУЛИТ ЛИШЬ МОГИЛА ТО ЗА ЧТОЖЕ МЕНЯ ЖИЗНЮ ГОСПОДЬ НОКАЗАЛ. ДА ТАМ В ТУМАНАХ В ОБЛОКАХ Я НОХОДИЛ СВОЙИ ПОТЕРЬИ И ИСТЬИНУ ИСКАЛ В СЛОВАХ И МУКИ РОСКРЫВАЛИ ЩЕДРО ДВЕРЬИ ДА ТАМ В ДОЛЁКАЙ ПУСТОТЬЕ МОИХ НАДЕЖД МОИХ СТРЕМЛЕНИЙ Я СТРОИЛ ХРАМЫ СИРОТЬЕ ИНЫХ ПУТЬЕЙ ИНЫХ ЗОБВЕНИЙ © О какой, млин, животрепещущей авторской душевной откровенности и скрытых высоких смыслах тут можно говорить??? А ведь находятся жалостливые, гладят по головке за муки – хотя в таких безнадежных случаях уместнее милосердие совсем иного рода. Впрочем, это уже не ляпологическая тема… Иногда орфографические ошибки (да и любые, в принципе) способны кардинально менять смысл написанного, делая его неясным или курьезным: Ты свободен, слов нет. Хотя я удивляюсь - Что ж ты смотришь мне в след, Когда я удаляюсь ? ... © Что-что… криминалист-трасолог, следы изучает))) Профессиональная привычка… Не могу не вспомнить здесь блистательный пример из перловки: Вокруг меня зыбучие писки © И отдельно хочется сказать о самой выдающейся, наиболее намозолившей глаза (и, что удивительно, при этом упорно неистребимой!) грубой орфографической ошибке, характерной для отзывов: «Ах, браво, мастер, как вы великолепно пишите!!!!!!» Черт побери, ну давайте запомним хотя бы одно правило из этого пункта и перестанем позориться, а?) Элементарно ведь задать проверочный вопрос: если «что делаете?» – то «пúшете», если «что делайте?» (повелительное наклонение) – то «пишúте». 2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Это ошибки в словообразовании, словосочетаниях и построении предложений. Пожалуй, это самый распространенный вид ошибок, имеет множество разновидностей, но для чайников, не собирающихся с филологическими подробностями ковыряться в предмете, буду ограничиваться в основном примерами, иначе в теорию придется погружаться слишком глубоко. Грамматические ошибки обычно делят на две группы. 2.1. Морфологические ошибки связаны с образованием падежных, родовых, числовых и др. форм различных частей речи (греч. morphe – форма), т.е. в основном с употреблением приставок, суффиксов и окончаний. Примеров множество: Здесь звуки мерные дождя И плёск волны, и запах ветра – На скуку слов наложат вето, До мудра утра подождя. © До тебя, много сот километров пути © Я в такси ещё допёр: Не видать мне этих бёдр © Горынычу не снился лихее кочегар. © Как добровольно в ссылку был сошлен… © Щеки трясутся движеньем ресницы, щекотят сознаньем немой потолок... © Бобры в мозгах подпоясаются и возьмутся за дело, Все мысли приведут в порядок, подчинят неслушное тело © (прям филиал перлодрома получился))) Иногда от морфологических отделяют ошибки словообразования – неудачные словоновшества: Кому и зачем было нужно превращать нормальную страну В адово пирчище, Садом и Гоморру, ловя в нутре сатану © Нашел, кстати, в сети один ценный совет, как определить, относится ошибка к орфографическим или морфологическим: «Для разграничения орфографических и грамматических ошибок может быть предложен простой прием: текст с ошибкой читается вслух с соблюдением норм орфоэпии; если погрешность заметна и в устной форме речи, то это грамматическая ошибка; если же в звучащей речи погрешности нет, значит, в тексте допущена орфографическая ошибка.» Кого интересует подробный набор морфологических ошибок для разных частей речи – можно сходить, например, по ссылке [5]. 2.2. Синтаксические ошибки – ошибки, связанные с неправильным употреблением слов в словосочетаниях и предложениях. Грамматические ошибки (особенно синтаксические), в отличие от орфографических и пунктуационных, обычно поддаются правке с большим трудом и частенько требуют значительных изменений в тексте. Примеры ниже – сплошной печальный тоск для корректора)) И взора взгляд в тоске печальном, Щека узнала вкус слезы. © Будто удивить она могла, я удивился, между нас любви электроток включился. © Летя так быстро, как возможно, Я ощущаю тетиву, - На ней играя осторожно, Жизнь настоящую живу! © Глядя прямо мне в глаза Врёшь, ничуть не покраснея. Видимо, такой всегда, Ни о чём не сожалея. © Вокруги нивы колосят, Заводят трактор и гудят. © Присел, я помню, странно пошла по телу зыбь И словно облаками плывя, шагал как выпь. © И струны струй звучат во мне, Разбрызгивая песни звуки, Озвучивая при луне Любовь и жаль разлуки. © В общем, всяческие коряво построенные предложения – это синтаксические ошибки разных видов) Некоторые специфические виды рассмотрим и обзовем конкретно позже, в следующих главах. 3. ОРФОЭПИЧЕСКИЕ ОШИБКИ Орфоэпия включает в себя правила произношения слов, в т.ч. постановки ударений (ошибки в ударениях еще называются акцентологическими). Орфоэпические нормы менее жесткие, чем орфографические, и часто допускают разные варианты ударения, но тем не менее, если правила есть, то найдутся желающие их понарушать)) Звóним маме. Ждем цунами. © Каждый год становлюсь Красивее на два килограмма. и,увидев меня, Все мужчины теряют покой! © Иногда неправильное ударение связано с употреблением (вернее, неупотреблением) в письменной речи буквы Ё: Вот Иосиф и Мария. А в кормушке для скота Новорожденный Мессия, В ком спасенья полнота. © 4. ПУНКТУАЦИОННЫЕ ОШИБКИ Пунктуация – свод правил постановки знаков препинания. На мой взгляд, правила пунктуации запутаннее, чем орфографические, но даже с учетом этого смягчающего обстоятельства количество пунктуационных ошибок порой превышает все мыслимые пределы. Иногда поневоле создается впечатление, что автор сначала написал стишок, а потом просто раскидал некоторое количество разнообразных знаков препинания в произвольных местах (заботясь, разве что, чтобы в середину слов не попадали). Чисто «чтоб було»: -Придешь ко мне?, -тебя спросил я ты ,машинально, рассмеялась Вопросы задавать ,любил ,я Любовь и ложь ты, растерялась © Некоторым грамотеям кажется, что есть очень простой и хитрожолтый выход: если не дружишь с пунктуацией, можно писать вообще без знаков препинания)) Но об этой модной тенденции будет другой, отдельный разговор. Использованные материалы для дополнительного изучения: 1. Беззубов А.Н. Введение в литературное редактирование. Часть IV. Речевые ошибки http://www.evartist.narod.ru/text16/038.htm (очень рекомендую!) 2. Л.О. Бутакова. Опыт классификации ошибок, свойственной письменной речи http://www.omsu.omskreg.ru/vestnik/articles/y1998-i2/a072/article.html 3. Корректорская правка и литературное редактирование. Типичные ошибки http://www.corrector.ru/mistakes/ 4. Грамота.ру. Типология ошибок http://www.gramota.ru/biblio/research/rubric_370/rubric_388/ 5. Грамматические ошибки http://www.orfo.ru/Tutorial/html/Err_Gram.htm#b_sub5 6. Розенталь Д.Э. и др. СПРАВОЧНИК ПО ПРАВОПИСАНИЮ, ПРОИЗНОШЕНИЮ, ЛИТЕРАТУРНОМУ РЕДАКТИРОВАНИЮ http://www.evartist.narod.ru/text1/20.htm 7. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. − М., 2008. P.S. Авторство приводимых примеров не указывается, чтобы не создавать антирекламы, но если авторы пожелают, это будет сделано по первому требованию) |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 2113 | Добавил: Алекс_Фо 20/06/13 20:50 | Автор: Алекс Фо |
 Всего комментариев: 5 | |||||
| |||||