Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим

Семь смертных грехов при написании диалогов

Автор: Дэвид Троттьер

Своим опытом работы редактором, продюсером и консультантом в Голливуде делится сценарист и автор бестселлера "Библия сценариста" Дэвид Троттьер.

На протяжении десятилетий, проведенных в киноиндустрии, я заметил, что это самые распространенные диалоговые ошибки.

1. Явная экспозиция

Муж: «Дорогая, сколько мы уже женаты?»
Жена: «Уже 20 лет, дурачок. Помнишь Гавайи, Северное побережье?»
Муж: «Ах, да, наш медовый месяц в том маленьком коттедже».

Когда кажется, что ваши герои говорят больше со зрителем, чем друг с другом, это выглядит слишком явным. Когда два персонажа говорят друг другу вещи, о которых они оба уже знают – это почти всегда «явная экспозиция». Дайте экспозиции органично появиться в истории, не педалируйте ее.

2. Преувеличение

Недавно я прочитал сценарий, где каждый персонаж использовал ругательства в большинстве реплик. Это создало впечатление, что автору не хватило воображения и/или он не достаточно понимал своих героев, чтобы знать, как они разговаривают и/или автор преувеличивал эмоции, чтобы компенсировать слабую мотивацию или контекст истории.

И, кстати, одного восклицательного знака достаточно, а, может, и он не нужен. В «Побеге из Шоушенка» надзиратель приходит к Энди, который находится в одиночной камере. Он говорит Энди, что единственный человек, который мог бы доказать его невиновность, мертв. Энди говорит надзирателю, что он теперь «вне игры», чтобы надзиратель нашел кого-нибудь другого для махинаций с налогами. Затем, в сценарии, надзиратель кричит на Энди, но в фильме он яростно шепчет. Этот вариант более эффективен.

Большинство авторов преувеличивают эмоции героев. Я помню, как недавно объяснял одной сценаристке, что пять из ее персонажей рыдают в ее сценарии в разное время. Это перебор. Порой, попытка контролировать эмоции дает большее воздействие, чем прямое их выражение.

3. Реминисцентные диалоги

Избегайте клише и фраз, которые мы слышали в других фильмах. Случайная аллюзия к другому фильму или литературному произведению может быть эффективной, но фразу «Мы больше не в Канзасе» я слышал уже сто раз (или, по крайней мере, так кажется).

4. Повседневные любезности

Сью: «Привет!»
Билл: «Как дела?»
Сью: «Отлично».
Билл: «Как поживает твоя собака?»
Сью: «Все замечательно».

Скучно. Избегайте болтовни, если она не оригинальная и интересная. (См. пункт №7 ниже).

В редких случаях для подобных разговоров может быть драматургическая цель. Вспомните сцену из «Рокового влечения», где герой Майкла Дугласа входит к себе домой и видит свою жену, беседующую с его любовницей. В этой ситуации жена не знает о его романе. Затем она говорит несколько формальных приветственных фраз.

Дэн (Майкл Дуглас): «Не может быть, чтобы мы встречались».
Алекс (Гленн Клоуз): «… О, мы определенно встречались».

Это один из редких примеров, когда повседневная беседа драматичная и напряженная.

5. Необязательный повтор

Повторение определенной фразы или реплики может быть эффективным, как, например, «За тебя, крошка» в Касабланке. Один пример приводит другой. Повторение информации, которую зрители уже слышали несколько сцен назад – это тот вид повтора, который редко работает драматично. Это создает впечатления простоя, история будто буксует.

6. Отсутствие подтекста

Почти то же самое, что и «явная экспозиция» в пункте №1, но несколько иначе. Это когда персонажи полностью рассказывают о том, что они думают или чувствуют. Другими словами, подтекст, скорее, заявлен, а не подразумевается.

В целом, лучше всего, когда персонажи ходят вокруг да около, говорят не открыто, а метафорично, говорят одно, а подразумевают другое, выражаются двусмысленно.

Нет, не нужно использовать подтекст в каждой реплике.

7. Банальные фразы

Этот пункт схож с пунктом №3, но здесь имеется в виду несколько другое. Когда реплики одного персонажа могут быть произнесены любым другим персонажем в сценарии, у вас проблема. Я имею в виду типичные, обыкновенные, предсказуемые реплики, которые в сущности мог произнести кто угодно, которые не слишком оригинальны.

Вдобавок, когда ваши персонажи слишком часто говорят целыми предложениями, то создается впечатление, что они говорят ваши слова, а не свои. Если вы дадите своим персонажам собственные голоса, то это усилит ваш авторский голос.

© Дэвид Троттьер
Сними фильм

Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях.
Все авторские права принадлежат автору материала.
Просмотров: 2377 | Добавил: Анастасия_Гурман 15/02/14 13:18 | Автор: Дэвид Троттьер
Загрузка...
 Всего комментариев: 4

Не согласиться с написанным невозможно. Следовать написанному, как минимум, затруднительно.
Целия  (14/05/20 13:23)    


Вещь полезная. Начинающие писатели обязательно все эти ошибки допустят. И даже не смогут догадаться, почему диалоги выглядят искусственными, натянутыми)
Danish  (12/05/20 17:01)    


охохоооо... не... тяжко прозу писать. Фиг научишься.
Елена_Лерак_Маркелова  (10/05/20 23:24)    


Хорошие подсказки прозаикам и сценаристам. Спасибо.
Mishunya  (15/05/20 11:43)    

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]