Начинающим [62] |
Учебники и научные труды [43] |
Психология творчества [39] |
Об авторах и читателях [51] |
О критике и критиках [42] |
Техника стихосложения [38] |
Литературные жанры, формы и направления [105] |
Экспериментальная поэзия и твердые формы [11] |
О прозе [45] |
Оформление и издание произведений [21] |
Авторское право [2] |
Справочные материалы [12] |
Разное, окололитературное [84] |
Главная » Теория литературы » Статьи » Начинающим |
Типичные ошибки начинающего поэта Автор: Арчет |
Много чего я могу сказать плохого об Арчете, на вот «начинающим» назвать себя уже сложно. Хотя, если разобраться, «начинающий» - это, в общем, не так ужасно. Свежесть взгляда, энтузиазм, самобытность. Есть зато такое клеймо - МТА. Молодой Талантливый Автор. (Произносится с интонацией: «Нечестивец и осквернитель, почему мы не утопили его с остальными»). Сию аббревиатуру будем использовать. Недавно меня спросили, кто считается поэтом, а кто нет. Решил так: поэт — любой, кто им себя заявляет. Или хочет себя считать. Другое дело, поэт он, может быть, не ахти. МТА. Но - как музыкант - плохой скрипач все равно скрипач. Не без трепета берусь за тему, однако материала поднакопил, ибо молодые авторы разной степени талантливости пишут мне ежедневно. Итак, ТОП-10: 1. Повторы. Вроде все очевидно. Этому учат в школе. Они наверняка есть и в этой статье. Хотя лично я какие-то вещи вычищаю на автомате. Для тех, кто пока не может (научитесь со временем, не беда) есть много софта, через который можно прогнать текст на предмет дублирования однокоренных. Вот, кстати. «Можно - может» в двух предыдущих предложениях — повтор. Специально оставил. И куча, скажем, местоимений вида «я, сам, моя, мне, мной, собой и т.п.» (МТА очень любят "и, и, и, и") густо раскиданная по тексту — повторы. Местоимения зачастую удаляются вообще без потерь для повествования. Повторение — прием. И его применение (как в случае с любым приемом) обязательно должно быть обоснованным. Не случайно. Не от балды. 2. Штампы. Бывают сюжетные и внутритекстовые. Сюжетный штамп — принц на белом коне. Или стихотворение о тяжелой судьбе Отчизны. О бедных ветеранах. О котиках, прекрасных, как летнее солнце. Конечно, обо всем этом можно писать. Но, черт возьми, стоит брать какой-нибудь узкий аспект, а не тему в целом. Еще хуже (и это внутритекстовой штамп), если на общую (или вдруг редкую, интересную, свежую) тему пишут затертыми словами, используя заезженные сравнения, метафоры 18-го века и т. п. Сознание отфильтровывает штампы. Никто не представляет себе конкретный цвет, читая «зеленый, как трава». А наша задача — заставить человека представить. (Кстати, заставить-представить — паразитная, то есть, непрошеная, случайная рифма. Это тоже не ок). 3. Чехарда со стилем. Бессмысленная эклектика, смешение сегодняшней разговорной речи, древних штампов, кусков непонятно чего (а то и понятно, чего), аллюзий, рекламы, бытовухи. Почти всегда проистекает от неумения, что бы там МТА ни говорил. Пусть обоснует, зачем ему это надо. 4. Чересчур архаичный стиль. Приемлем, только если вы намеренно пишете стилизацию. В большинстве остальных случаев он нафиг не нужен. Пишут им, в основном, начитавшись Серебряного века... Дамы и господа, тогда это было нормально! Конечно, умеючи пользуясь таким языком, можно тронуть сердца и сейчас. Но, умоляю, не надо писать архаично и высокопарно лишь потому, что, на ваш взгляд, стихи вообще надо писать пафосно. Никак иначе. А то уже не «искуйство». Современный язык куда глубже трогает и куда чувствительнее задевает нервы среднего читателя. 5. Канцелярит. Излишне официальные, протокольные выражения. Их полно везде. Это, видимо, первое, чему учится русский человек в плане письма. Подробнее тут: https://vk.com/archet_proza?w=wall-24060270_1271 6. Перегруженные предложения. Слишком длинные, плохо согласованные, неудобные для обдумывания и, наконец, громоздкие фонетически. МТА обожают их. Так проще скрывать отсутствие четкой мысли. 7. Кстати, вот, о фонетике. Непроизносимые куски. Конкретно — согласные на стыке. Сейчас приведу пример... М... «Спуск с груд дров труден, дровяник кривоват». Произнесите. Чувствуете, как ломается язык? Между тем, в погоне за ярким образом очень многие употребляют подобные словосочетания. Хочешь музыкальную поэтическую речь? Читай свои тексты вслух! Запинаешься — переписывай. 8. Слишком разбавленные водой тексты. В основном — из-за того что поясняется ясное. Вместо «Он кивнул своей головой в знак согласия» можно сказать «Кивнул». При понятном контексте в этом слове содержатся ВСЕ остальные. «Свой», кстати — вообще один из самых чудовищных МТАшных паразитов, которые приползли к нам в язык из переводной литературы. (И воообще нехорошо размазывать мелкую идею на большой текст. У них, идей, есть калибр). 9. Характерные ритмические сбои, «слипания», которые мало кто замечает. А по ушам ездят. Сейчас напишу что-то типичное... Белые лили бьются в окно, белое солнце светит и пышет знаешь, теперь я уверен в одном: кто-то ошибку слышит. Видите? Нет? А когда читаете - чувствуете, что-то не так? Показываю пальцем. Вот, как оно читается вслух на самом деле: Белые лили бьются в окно, белое солн це_све ТИТЫПЫШИТ знаешь, ТЕПЕРЬЯ уверен в одном: кто-то ошиб КУСЛЫШИТ. И если вы прочтете его так, как написано, все будет звучать отлично. Конечно, смысл (а также речевая инерция) спасут, и в 95% случаев читатель не заметит «теперья». Зато почувствует. Речь сразу будет менее музыкальной, магия пропадет. 10. Наплевательское отношение ко грамотности. Да, Маяковский, скажем, не знал, как ставить запятые. Да, вы ничем не хуже. ОДНАКО. Владимир Владимирович отдавал тексты друзьям на вычитку. А вы? Если неграмотность объявляется приемом — это прием должен работать. Если стилем - иметь комплекс приемов. Если вы просто ленитесь, признайте честно, без экивоков про «я так вижу». Чтобы нарушать правила — надо их хорошо знать. Кстати, имя сей мысли — Штамп с большой буквы. :) Не считаю себя эталоном, не претендую на объективность (а список — на полноту), но эти ошибки мне обрыдли больше всего. Засим откланиваюсь и жду вопросов от публики. © Арчет http://vk.com/topic-54757161_32029234 |
Материал опубликован на Литсети в учебно-информационных целях. Все авторские права принадлежат автору материала. | |
Просмотров: 2056 | Добавил: Koterina 19/10/15 15:56 | Автор: Арчет |
 Всего комментариев: 3 | ||||
| ||||